Тяжелый бронетранспортер БТР-Т

Тяжелый бронетранспортер на базе танка Т-55 впервые был показан на 2-й выставке ВТТВ-97. Разрабатывая машину с учетом тяжелых городских боев первой чеченской кампании, омское КБ транспортного машиностроения в достаточно короткий срок спроектировало и построило гусеничный БТР, «утилизировав» шасси устаревшего среднего танка Т-55. Надо отметить, что работа велась в инициативном порядке, исходя из собственных средств. В итоге получилась боевая машина, по уровню защищенности не уступающая, а по противоминной защите - превосходящая основные боевые танки Т-80 и Т-90. Опытный образец демонстрировался на омских выставках с различными комплексами вооружения: 30-мм пушка 2А42+ПТУР или 12,7-мм пулемет «Утес» + ПТУР. Название также «плавало» от БТР-Т до дозорно-патрульной машины ДПМ и обратно, прижился первый вариант, ведь по сути, это и есть высокозащищенное транспортное средство, предназначенное для доставки солдат к месту боя. Немаловажное значение в нынешних условиях имеет и цена «изделия», а она в данном случае относительно невысока. Т-55 в достаточно больших количествах еще хранятся на складах, но их «поголовье» постепенно все равно изводят или разрезая в переплавку, или раздавая новым «друзьям». (Финансовой составляющей в передаче танков афганскому «северному альянсу», видимо, никто и не искал, с самого начала было ясно, что расплачиваться афганцам нечем, не долларами же от продажи наркотиков, в самом деле.) По поводу БТР-Т появился целый ряд критических статей, в которых авторы справедливо, в общем-то, указывали на недостатки, дескать, десант маловат, вооружение слабовато.

Тяжелый бронетранспортер БТР-Т во время демонстрации на выставке ВТТВ-2003, Омск, июнь 2003 г.



Тяжелый бронетранспортер БТР-Т на трассе полигона. Омск, июнь 2003 г.


БТР-Т въезжает на транспортер для отправки на полигон. Омск, июль 1999 г.


Кто-то требовал установить динамическую защиту еще и на крышу, а другие, наоборот, требовали крышу снять совсем для лучшего обзора.

Но армия-то в Чечне продолжает ездить на БМП-1/2 и БТР 70/-80, причем, преимущественно, верхом, т.к. их броня практически ни от чего не спасает.

Израильтяне, чей опыт в КБТМ наверняка учитывался, находятся в состоянии длительного вооруженного конфликта с населением Палестины. В городских боестолкновениях широко применяются тяжелые гусеничные БТР «Ахцарит», переделанные из захваченных в ходе предыдущих арабо-израильских конфликтов средних танков Т-54/-55. По данным западной печати, число таких машин дошло, чуть ли не до тысячи! Ничего удивительного, если учесть, что первые БТР этого типа появились аж в 1987 г. Из 44 т. общей массы машины более 14 т. приходится на защиту, а вооружение состоит из одного дистанционно управляемого пулемета FN 7,62 М240 (еще три могут устанавливаться в простейшие крепления у верхних люков, но стрелять из них можно лишь высунувшись по пояс). Более компактный двигатель Detroit Diesel 8V071 ТТА в сочетании с полуавтоматической трансмиссией Allison XTG-411-4 дал возможность разработчикам перекомпоновать МТО, выделив место для заднего «туннеля» для обеспечения безопасности покидания машины под огнем. Ну да, впрочем, на безлимитные американские кредиты чего только не напроектируешь. Нам-то надо исходить из своих реальных возможностей, а не благих пожеланий установить систему «Арена», тепловизор, пушку помощнее, миномет и ПЗРК. Прямо «Мюр и Мерилиз» получается, как справедливо заметил товарищ Сталин в одной из своих работ (правда, по совершенно иному поводу). А кто будет платить за все это «великолепие»?

БТР-Т на трассе полигона во время показа на выставке ВПВ-2003. Омск, июнь 2003 г.


Тяжелый бронетранспортер БТР-Т на выставочной площадке выставки ВТТВ-2003. Омск, июнь 2003 г.


Вид башни с вооружением тяжелого бронетранспортера БТР-Т с левого борта. Омск, июнь 2003 г.


Бронетранспортер БТР-Т имеет усиленную защиту не только спереди, но и по бортам. Омск, июнь 2003 г.


На БТР-Т дополнительные топливные баки ДПМ, в отличие от базового танка Т-55, спрятаны под броней. Омск, июнь 2003 г.


Нижняя часть корпуса БТР-Т, помимо резинотканевых экранов, имеет дополнительную защиту в виде стальных пластин на всю длину транспорт-но-боевого отделения. Омск, июнь 2003 г.


БТР-Т тем временем, оставаясь в единственном экземпляре, использовался сотрудниками КБТМ при выездах на полигон в качестве сверхпроходимого «такси». Во время демонстрации новых образов тяжелых огнеметных систем представителям заказчика, машина попалась на глаза одному из генералов войск химзащиты, который, ознакомившись с техникой поближе, немедленно заявил, что хочет такую же, только лучше. Мало того, ему удалось «пробить» финансирование новой темы, и в результате появилась боевая машина огнеметчиков БМО-Т на шасси Т-72. До сих пор огнеметчики в бою вынуждены были передвигаться на БМП, которая и так давно расшифровывается как «братская могила пехоты», да еще дополнительная начинка из «Шмелей» при подрыве гарантированно уничтожала все живое не только в самой машине, но и вокруг.


Чертежи тяжелого бронетранспортера на базе танка Т-55 выполнил В. Мальгинов. Масштаб 1:35


Место танковой башни заняла рубка большего объема, чем на БТР-Т, на крыше вместо специально спроектированной башни установлен стандартный командирский люк с турелью для 12,7 мм пулемета, применявшийся на «семьдесятдвойках». Стальные экраны (по типу T-90) теперь прикрывают нижнюю часть корпуса почти на всю длину. Увеличенная высота бронированных коробов с дополнительными топливными баками на надгусеничных полках по сторонам МТО не только повышает безопасность покидания машины через задние люки. Своеобразный бронированный «окоп», получившийся из рубки и бортов вокруг крыши МТО, позволяет вести стрельбу «Шмелями», не спешиваясь. Прицельная дальность стрельбы - до 600 м, а максимальная - до 1000 м, дает преимущества в бою при поражении ДОТов или огневых точек в городской застройке. Производство БМО-Т можно назвать мелкосерийным.

На вооружение не принималась и на экспорт не поставлялась. Изначально к основному недостатку БТР-Т относили недостаточное число десантников – 5 человек.
http://btvt.narod.ru/4/t_btr_russ.htm


Башня БТР-Т. вид справа. Перед люком командира - кронштейн крепления установки ПТУР. Омск, июнь 2003 г.


Левая передняя часть корпуса БТР-Т, видны люк и смотровые приборы механика-водителя. Омск, июнь 2003 г.


Передний лист корпуса БТР-Т оснащен блоками динамической защиты по типу танка Т-80У. Омск, июнь 2003 г.


Вид башни БТР-Т спереди. Слева от дистанционно управляемой пулеметной установки виден прицел 1ПН22М. Омск, июнь 2003 г.


На крыше корпуса БТР-Т по правому борту находятся люки доступа к внутреннему оборудованию машины. Омск, июнь 2003 г.


БТР-Т вид сзади. Кормовой лист корпуса остался без изменений, таким же как на базовом танке Т-55. Омск, июнь 2003 г.
Автор:
А. Аксенов
Использованы фотографии:
автора
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

45 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти