Атомный подводный газовоз: фантазия или реальность?

14 109 109
Атомный подводный газовоз: фантазия или реальность?
Других коммерческих подлодок на свете нет! Да и этой уже нет...


Когда появились проекты коммерческих подлодок? В Первую Мировую войну, я писал о них в «Золотых батонах Кайзера». Проекты атомных подводных танкеров — родом из 60-х годов прошлого века. По крайней мере, именно тогда появился аванпроект 681 разработки ЦКБ-57 (главный конструктор М. В. Псарёв) — эта подлодка должна была иметь грузоподъёмность 30 тысяч тонн.



Сведений об этом нереализованном проекте осталось немного, известно, что водоизмещение судна должно было составить около 55 тысяч тонн с полной загрузкой, скорость — 19 узлов, а глубина погружения — до 100 метров. Приводить подлодку (если это сооружение можно так назвать) в движение должны были два водо-водяных ядерных реактора. Была ещё появившаяся тогда же предэскизная проработка проекта атомохода, способного брать 15 тысяч тонн груза, о которой известно ещё меньше.


Аванпроект 681

Значительно известнее проект 927, разработка которого была начата в 1973 году ЦКБ «Волна». Проект существовал в двух вариантах: с тремя и с пятью прочными корпусами, объединёнными одним лёгким корпусом, с одним и двумя валами, с комплексом устройств, обеспечивающих передачу грузов (в их роли могли выступать соляр, керосин, вода, смазочное масло и провизия) траверзным способом с обоих бортов на два надводных корабля. При этом жидкие грузы планировалось передавать по шлангам, а сухие — контейнерным способом, по канатной дороге. На два надводных корабля? Ну да! Забыл сказать, и проекты 60-х годов, и проект 927 предназначались для нужд ВМФ, а именно — для снабжения эскадр, несущих службу в отдалённых районах Мирового океана, десантов и замерзающих пунктов базирования боевых кораблей.


Проект 927

Но на днях (если конкретно, то 7 октября) появилось заявление президента Курчатовского института Михаила Ковальчука о поддержке президентом и правительством России проекта по созданию подводного газовоза:

Сегодня это стало реальностью, уже есть поручение Президента соответствующее. Мы с главой Газпрома обратились к руководителю страны, и он нас активно поддержал. У нас полная поддержка... Всё двигается очень неплохо. Это может стать национальным решением транспортного вопроса.

Проектирование судна поручено КБ «Малахит», длина атомного подводного танкера должна составить 360 метров, ширина — около 70 метров, высота — около 30 метров, осадка — 12-13 метров, ГЭУ — три ядерных реактора «Ритм-200», суммарная мощность гребных электромоторов — порядка 90 МВт, грузовместимость — 170-180 тысяч кубометров, скорость движения подо льдом — 17 узлов. Иными словами, это полноценный танкер-газовоз, как небезызвестный «Кристоф де Мажери», водоизмещением 172,6 тысячи тонн. Только подводный.


Под воду придётся погрузить что-то раза в три большего водоизмещения...

Надо сказать, что если бы наш президент не был человеком, не склонным давать пустые обещания, то я посчитал бы данную новость обычной выдачей хотелок судостроителей и проектных бюро за действительность, которые встречаются довольно часто. Но ссылаться в подобных вещах на президента... Значит, всё всерьёз. Что, впрочем, не делает ситуацию понятнее.


Слайд из презентации КБ «Малахит»

Дело в том, что экономическая оправданность подобных проектов достаточно сомнительна. Сжиженный природный газ в два раза легче воды — 430–470 килограмм на метр кубический (иногда может достигать 520 килограмм на метр кубический). Следовательно, для того чтобы затолкать под воду 170–180 тысяч кубометров сжиженного природного газа, необходимо принять 340–360 тысяч тонн воды. Плюс — помещения для экипажа (который не может быть меньше 20–25 человек), реакторные и машинные отсеки и вся прочая требуха, которой на подлодке как у нищего махорки. ИТОГО: получаем подводный атомоход водоизмещением за полмиллиона тонн. Для сравнения: самая большая из когда-либо построенных атомных подлодок, АПЛ проекта 941 «Акула», имеет подводное водоизмещение 42 тысячи тонн.


Самое крупное судно в истории — «Пайониринг Спирит»

Собственно говоря, суда подобного водоизмещения есть. «Пайониринг спирит» — самое большое из существующих сегодня судов, предназначенное для демонтажа морских нефтедобывающих платформ, имеет водоизмещение в 1 миллион тонн, но оно не умеет погружаться. В принципе, нет ничего невозможного с технической точки зрения построить и подводный газовоз, но какова будет экономика подобного проекта? Прочный и лёгкий корпус, три реактора, масса электроники, чтобы контролировать сооружение при минимальном экипаже... Возможно. Но зачем?


И снова слайд из презентации «Малахита»

Обычные надводные танкеры-газовозы чаще всего используют для движения «отпарный газ». Дело в том, что температура сжижения газа в районе -150 градусов, так что в танках идёт постоянное испарение газа, в надводных газовозах эта проблема решается либо дожиганием газа в двигателях самого корабля (по сложившейся практике, платит за этот газ покупатель), либо на борту устанавливается дополнительный агрегат для сжижения этого отпарного газа. Использование отпарного газа для движения в подводном газовозе само собой отпадает, но для аппаратуры сжижения энергии три реактора должны давать в избытке. Возможно экономить на сохранении отпарного газа? Сомнительно.


Академик Е. П. Велихов (1935-2024 г.г.)

В РАН идею подводного газовоза сильно продвигал покойный ныне академик Евгений Велихов. Евгений Павлович был, несомненно, человеком заслуженным, но специалистом именно в области атомной энергетики. Причём с уклоном в физику плазмы, управляемый термоядерный синтез (кстати, где он?) и тому подобные вещи. В общем, вопросы экономики этому учёному явно были не слишком интересны. Также как и проектирование подводных лодок.

В своё время он в одном из интервью указывал, что идеей освоения арктического шельфа (а именно в рамках этой идеи и планируется постройка газовозов) заинтересовался в 1978 году и обратился с ней к министру обороны маршалу Устинову, на что тот ответил: «Забудь про шельф. «Севмаш» у нас поставлен для оборонного заказа». Надо сказать, что ответ покойного министра обороны СССР актуален по сей день: «Севмаш» и сегодня по самую маковку завален оборонными заказами, а большекаменская «Звезда» не имеет опыта строительства подлодок (резать их там умеют, строить — нет...).


Платформа «Приразломная»

Собственно говоря, идеи строительства атомного подводного танкера-газовоза были академиком Велиховым высказаны в следующий раз именно в 90-е годы прошлого века, и как раз в качестве загрузки для простаивающего «Севмаша». Правда, тогда они держались в тени строительства шельфовых буровых платформ. Так, в мае 1997 года с его подачи появилась компания «Росшельф», куда вложились «Газпром», «Севмаш» и «Архангельскгеология» — крупнейшее геологоразведочное предприятие страны. Детищем компании стала платформа «Приразломная», но о подводном газовозе забыли (да и не до того было в 90-е!)...

Впрочем, не забыли, просто экономика — бессердечная ты наука! По подсчётам, стоимость подводного атомного газовоза будет выше, чем у надводного судна аналогичного водоизмещения, в три-четыре раза. А осадка его будет столь велика, что зайти аппарат сможет только в самые крупные порты. В общем, по мнению всех экспертов, экономически выгодными атомные подводные танкеры-газовозы не станут никогда! Или станут? Приносили же немецкие коммерческие подлодки прибыль в годы Первой мировой войны?


Про лёд сверху забывать не стоит...

Теоретически, подводный танкер может грузиться, не поднимаясь на поверхность. Он должен быть оборудован эхолотами, работающими как вниз, для определения расстояния до дна, так и наверх, для определения расстояния до льда. Для движения желательно проложить подводную трассу, оснащённую цепочкой гидроакустических маяков. В принципе, есть несколько путей повышения экономичности подобных проектов.

Первый: сегодня северный завоз осуществляется караваном судов, движущимся за ледоколом. У этого решения есть неустранимый минус: завозится сразу большое количество груза, что заставляет строить большие хранилища, а это в условиях крайнего Севера — дорого! Подводный танкер может завозить значительно меньшие количества топлива и экономить на хранилищах. Но это не наш случай! Ведь планируемый газовоз должен быть как раз большим, а значит, будет использоваться... не для нужд северного завоза. Второй, значительно более экзотический — построить подводную баржу, которую потянет за собой атомный ледокол. Но это — опять же не наш случай...


Подводный газовоз имеет смысл только при наличии соответствующей подводной инфраструктуры

А наш случай может пригодиться в случае войны между США и КНР. Причём не простой войны, а так модной сейчас «прокси-войны». Дело в том, что обнаружить подводный атомоход в полмиллиона тонн водоизмещением для ВМС США будет делом не слишком трудным — для того, чтобы показать хоть какое-то преимущество перед нормальными судами, он должен идти быстро, так что реветь своими тремя реакторами и соответствующим количеством турбин будет как целое стадо коров. Но вот каким-нибудь американским прокси... Завернуть подводный газовоз для проверки, как это пытаются проделывать сегодня прибалты с судами, идущими в порт Приморск, условная Эстония не сможет. Равно как не смогут его повредить и неизвестные БЭКи, откуда ни возьмись появившиеся в где-нибудь в Японском море (бред, конечно, но сегодня любой бред внезапно может стать былью).

В общем, в условиях прокси-войны между США и Китаем проект вполне может стать прибыльным: южный маршрут доставки китайцам перекрыть сумеют гарантированно, а атомные подводные танкеры будут возить газ, за который в условиях конфликта КНР будет готова платить любую цену. Представить себе другой сценарий, при котором подобный проект может стать интересным коммерчески, автору, отслужившему на атомных подлодках 8 лет, сложно...

P. S. И не нужно задавать вопрос: «А не выгоднее ли перегонять газ в Китай по трубопроводам?». Конечно, выгоднее! Но для чего-то же строить атомные подводные газовозы собрались...

Все иллюстрации взяты из открытых источников
109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    20 октября 2025 03:04
    экономически выгодными атомные подводные танкеры-газовозы не станут никогда!
    Статья - эссе-размышления на газовые темы....
    1. +6
      20 октября 2025 06:24
      Впервые эта идея прозвучала лет пять назад, когда предлагали не резать последнюю "Акулу " 641 проекта, а приспособить ее в виде танкера. И тогда и сейчас, я не увидел достаточных экономических плюсов (аргументов) для такого проекта. И автор правильно бьёт именно в эту точку.
      Единственным, но не решающим аргументом, я видел возможность максимального спрямления трассы доставки через Сев.Ледовитый океан, не придерживаясь существующего прибрежного СМП, а почти через Северный полюс к Чукотке. Но ради такой экономии вряд ли это стоит делать. А там глядишь, найдут новые месторождения газа и нефти в Охотском море и зачем тогда он нужен, подводный танкер? А то, что в Охотском море наверняка что-то есть и не только у Сахалина, подтверждает случай с утоплением плавучей платформы, которую перегоняли туда, но не дотащили...
      1. +2
        20 октября 2025 07:28
        Цитата: Сабуров_Александр53
        Впервые эта идея прозвучала лет пять назад, когда предлагали не резать последнюю "Акулу " 641 проекта, а приспособить ее в виде танкера. И тогда и сейчас, я не увидел достаточных экономических плюсов (аргументов) для такого проекта. И автор правильно бьёт именно в эту точку.
        Единственным, но не решающим аргументом, я видел возможность максимального спрямления трассы доставки через Сев.Ледовитый океан, не придерживаясь существующего прибрежного СМП, а почти через Северный полюс к Чукотке. Но ради такой экономии вряд ли это стоит делать. А там глядишь, найдут новые месторождения газа и нефти в Охотском море и зачем тогда он нужен, подводный танкер? А то, что в Охотском море наверняка что-то есть и не только у Сахалина, подтверждает случай с утоплением плавучей платформы, которую перегоняли туда, но не дотащили...

        Было мнение, что платформу специально не дотащили.
        Воронья слободка запылала со всех пяти углов.
        1. +6
          20 октября 2025 07:38
          Было мнение, что платформу специально не дотащили.


          Я не тороплюсь верить в такие "теории заговора". Они сейчас рождаются при любом случае разгильдяйства и человеческой ошибке. Это как с катастрофой АПЛ "Курск", где сходу выдумали причастность врагов, лишь бы оправдать свои ошибки. И так каждый раз .... Удивляюсь, как аварию двух танкеров у Анапы, до сих пор не приписали ВСУ или англосаксам.
      2. +6
        20 октября 2025 09:21
        Цитата: Сабуров_Александр53
        подтверждает случай с утоплением плавучей платформы

        Бурили в Гижиге, буксировали оттуда уже в декабре, людей не сняли, шторм, и буровая утонула, много людей погибло...Искали нефть, газ - что нашли, неизвестно....
        1. +8
          20 октября 2025 15:33
          Эту буровую платформу бездарно утопили, нарушив все мыслимые и немыслимые правила. Но самое интересное, что главные виновники из высокого начальства не пострадали, а суд "отыгрался" на среднем звене "впаяв" двум чувакам сроки большие, чем запрашивал прокурор. И за гибель более полусотни человек, "впаяли" аж 6 лет в колонии-поселении....Когда-то "за колосок" больше давали. Так эти двое даже не признали себя виновными в суде, указывая, что их заставили нарушить все правила буксировки начальство свыше.
          Когда разыгрался шторм и образовалась угроза опрокидывания буровой с высоко поднятыми опорами, достаточно было опустить эти опоры для остойчивости и остановиться до окончания шторма. Но на буровой наоборот увеличили ход и она попросту треснула, набрала воды и опрокинулась. Т.е. делали все, чтобы усугубить ситуацию, а не спасались в море. И непонятно зачем было держать 67 человек на буксируемой буровой? Похоже сэкономили на отправке части экипажа самолетом или на нормальном судне до Сахалина.
      3. +3
        22 октября 2025 17:44
        Сабуров_Александр53 (Alex)

        Впервые эта идея прозвучала лет пять назад, когда предлагали не резать последнюю "Акулу " 641 проекта, а приспособить ее в виде танкера.

        В 2001 году зашли поговорить к Генеральному конструктору проекта 949А «Антей» И.Л. Баранову. По ходу, он из-за шкафа вытащил фирменный плакат проект 941 танкер, и 2-й вариант - рудовоз. Идее 100 лет в обед.
        1. 0
          23 октября 2025 07:32
          Подтекст(Александр), спасибо за участие... К сожалению я не "заходил поговорить к Генеральному конструктору И.Л. Баранову" в 2001 году и не мог знать об этом.
          Но то, что "идее 100 лет в обед" пишет и сам автор статьи, указывая на немецкую ПЛ-танкер.
      4. 0
        29 октября 2025 13:59
        Неее.... Ну, это несерьезно вообще.
        Нужен же расчет и соблюдение требований этих расчетов. Где веса и сколько. Ну, вырежете вы лишнее. А на это самое место нужно воткнуть точно такую же нагрузку, 1 в 1.
        И на серьезный груз реально не останется ничего.
        1. 0
          29 октября 2025 16:23
          MCmaximus(Максим), а вы полаете, что хотели просто освободить отсеки АПЛ от всего оборудования и заливать туда нефть без всякого расчета? Или вы считаете, что выполнить такой расчет слишком сложно и если он покажет существенную разницу в весе топлива с бывшим оборудованием, то это невозможно скомпенсировать на ПЛ?
          Вы просто не знаете устройство подводной лодки, где есть специальные дифферентовочные и уравнительные цистерны, кроме балластных.
          И перед каждым погружением после отчаливания от пирса, производится обязательная дифферентовка с проверкой на герметичность корабля. Ведь лодки каждый раз имеют различный вес своего содержимого. Это и количество продуктов питания, питьевой воды, численность экипажа и запас топлива для работы дизеля. А дизели обязательно есть даже на АПЛ. И с помощью уравнительных цистерн, подгоняется заданная осадка (плавучесть) по ватерлинии в надводном положении. А дифферентовочными выравнивается крен.
          Или вы о другом?
          1. 0
            29 октября 2025 17:48
            Я как раз знаю. Потому и пишу. Просто так такие вещи сделать крайне сложно. Эти цистерны балансируют лодку с нагрузкой по проекту. А что там будет с цистернами для газа, никто даже не пытался делать расчеты. И я даже догадываюсь почему. Именно потому, что спецы это не хотят даже рассматривать. Потому как пихать цистерны просто некуда. Вместо ракет что ли? Ну, так гляньте схему лодки.
            Про коммерческую составляющую говорить вообще не приходится.
            Тут вопрос какой. Грузы перевозятся судами на скоростях, когда основная составляющая сопротивления - трение. Больше скорость, - растет фрахт. Т. к. бОльшая скорость дает другие составляющие сопротивления корпусу судна, а это затраты топлива. К чему это я? А! Так вот. У ПЛ поверхность трения значительно больше, чем у надводного судна. Она омывается вообще со всех сторон. Везет себя, груз и балласт (в т. ч. дифферентовочный). Это стоит денег.
            Т. е. такие ПЛ - это вещь абсолютно военного времени, когда вопрос экономики перевозимых грузов отодвигается назад. И этот груз явно не газ. У спец. ПЛ хоть есть плюс. Ей не надо погружаться глубоко. Можно давление газа уравновесить давлением воды. В теории. Это облегчит лодку. Может быть.
            Еще остается вариант самоходной подводной баржи. За надводным судном.
            1. 0
              30 октября 2025 07:48
              Я как раз знаю. Потому и пишу.


              Всё знать невозможно. А известный философ древности даже изрёк: "Я знаю, что ничего не знаю".
              Я тоже понимаю, что переделка готовой АПЛ под танкер, дело не простое. Когда потребуется оставить в работе двигательную установку (реактор) со всеми системами управления из ЦП и системами воздуха и гидравлики, которые тянутся к клапанам и кингстонам через все отсеки лодки. И если эти отсеки предполагается сделать обычными цистернами для СПГ или тем более ГСМ, то задача невыполнимая в принципе. Все эти системы (трубопроводы и электрические кабели), придется куда-то выносить из отсеков. Вот где самая большая проблема, а не балансировка измененного веса лодки. Это как раз самое простое и отработанное дело за полтора века строительства ПЛ.
              Где-то здесь на ВО был представлен проект подводного танкера с прорисовкой отсека управления в носу и двигателя в корме. А все остальное пространство прочного корпуса отдано под СПГ . Но там совершенно не описан принцип управления системами лодки или где будут проходить эти системы сквозь все отсеки (танки). А ведь к ним д.б. доступ для обслуживания и ремонта, в т.ч. аварийного в море, а не только в доке.
              Грузы перевозятся судами на скоростях, когда основная составляющая сопротивления - трение.

              Вы правильно формулируете один из законов физики про площадь трения, но совершенно забываете принцип сопротивления среды для движущегося объекта. Где главную роль играют завихрения воды или воздуха (у самолета) при обтекании корпуса. И любой матрос знает. что у АПЛ подводная скорость выше, чем надводная, именно из-за этих завихрений. А у самолетов с недавнего времени начали делать винглеты на крыльях, и тоже по такой же причине. И получается. что АПЛ разогнать под водой легче, чем в надводном положении... Вспомните наш рекорд скорости АПЛ К-162 - 82,8 км/ч достигнутый полвека назад и вовсе не из-за особо мощного двигателя, а формы корпуса с хорошей обтекаемостью "со всех сторон", как вы выразились. Вы понимаете свою коренную ошибку в этом вопросе?
              А далее следует очередная, про лишний "груз и балласт"(в т.ч. дифферентовочный)", который совершенно не влияет на скорость, если только не считать общее увеличение размера корпуса из-за этих цистерн. Но как дополнительный груз это не считается, поскольку лодка под водой уравновешена до почти нейтрального состояния плавучести.
              А с остальными вашими выводами я полностью согласен.
              1. 0
                30 октября 2025 11:24
                Ну, так стоит переделывать боевую ПЛ в газовоз? Вроде, речь об этом была.
                1. 0
                  31 октября 2025 06:58
                  Вы похоже не прочитали мои комментарии с самого первого под этой статьёй, где я согласился с автором. И высказал единственное на свой взгляд преимущество подводного маршрута, из-за его прямизны через Северный полюс от Мурманска до Чукотки под льдами, не прижимаясь к берегу. А поскольку СПГ возят не от Мурманска. а от Сабеты, то и это преимущество сокращается вдвое. Не вижу особого смысла.
              2. 0
                30 октября 2025 15:05
                Ну, и насчет скоростей... Высокая скорость под водой=большой затрачиваемой мощности. Потому и над водой быстро возят только грузы, для которых это оправдано. Потому что дорого. А так 10-13 узлов. И хватит.
                Про винглеты тоже не надо. Они считаются на конкретный самолет. И эффект от них часто близок к нулю. Это как кольцевая насадка на винт. Иногда дает очень хороший эффект, а иногда вообще никакого.
                1. 0
                  31 октября 2025 07:40
                  Опять мимо...Я же говорю, любой матрос и специалист знают, что подводная скорость у АПЛ выше надводной при совершенно одинаковой мощности двигателя. И этот факт заключается именно в образовании завихрений и кавитации. У надводных судов даже придумали как уменьшить этот фактор, делая "бульб" в носовой подводной части судна.
                  Но иногда кавитация наоборот помогает увеличить подводную скорость. И этот принцип был использован в нашей торпеде "Шквал", за секретами которой охотился американский шпион Поуп. А секрет заключался в образовании воздушного пузыря вокруг торпеды при наборе скорости благодаря особой насадке (кавитатора) в носу торпеды. И вот тогда сопротивление трения о воздух значительно меньше чем об воду.... Но такой эффект пока невозможно реализовать для целой АПЛ, поскольку одно вредит другому. Из-за этой кавитации образуется сильный шум, который демаскирует лодку, нарушая её главный принцип скрытности. И та самая АПЛ К-162 (222) "Анчар" стала единственной и, даже не принятой по-настоящему в состав флота, из-за свой дикой шумности на такой скорости под водой. Она сама глохла и "слепла" от своего шума, а современные торпеды или торпедо-ракеты, по любому догонят и уничтожат её.
                  Про винглеты тоже не надо.

                  Надо Максим, надо.... Поищите в интернете графику и описание работы этих винглетов и что натолкнуло конструкторов на их применение. Они просто присмотрелись к оперению крыла у орлов, с концевыми пёрышками, а затем испытали всё в аэротрубе, подтвердив саму идею.
                  Вы правы лишь в одном, что НЕ на все типы самолетов ставят эти винглеты, как пример, наш ранний "Суперджет-100" и МС-21. Но на новый "Суперджет" уже решили ставить, а на МС-21 нет. Объясняют это тем, что у МС-21 итак особая удлиненная форма крыла, которая нивелирует эффект завихрений не хуже винглетов (шарклетов, саблетов) на коротких крыльях, где благодаря им, достигается экономия топлива от 3% до 7%.
                  А для МС-21 действительно, эффект будет близок к нулю, и изготовление этих винглетов у него стоит больше, чем экономия топлива... За счет более длинного, но прочного крыла из углепластика.
                  1. 0
                    31 октября 2025 13:32
                    Не сочиняйте про винглеты. Я по образовпнию и работу самолетчик. Меньже читайте статей. А ту литературу, где написано нормально, вы все равно не найдете
                    А прочитав про всякие бульбы и подводную скорость..., понял, что вы просто дилетант.
                    1. 0
                      31 октября 2025 16:49
                      Спасибо Максим! Не всем же быть такими умными, как вы. Главное успеть первым сказать "я умнее" и считай победил в дискуссии.
                      Я по образовпнию и работу самолетчик.

                      И это выдает вас с потрохами. Летите дальше...
                      1. 0
                        1 ноября 2025 18:53
                        А давайте я выдам по другой теме.
                        Отличие бульба надводного судна и носа подводной лодки. А?
                        Знаете в чем основная разница? Надводное судно движется на границе двух сред - воздуха и воды. А ПЛ в одной среде. ПЛ волны не создает. Ну, ладно создает, когда идет совсем близко к поверхности. Это никак не используется. Но потом..., не создает. Вообще. А бульб надводного судна имеет две функции. Первая увеличение действующей ВЛ, т. е. за счет добавочного объема создается водоизмещающий объем в носу. Это некоторым сказывается на волнообразовании. Но это мелочи. Бульб еще создает свою систему волн. Он же близко к поверхности воды. Интерференция этих волн и системы волн от основного корпуса уменьшает волнообразование от судна.
                        И поэтому у круглого бульба и круглого носа ПЛ нет НИЧЕГО ОБЩЕГО ВООБЩЕ. Кроме внешности, которая так вам понравилась. Потому я и написал то, что я написал.
                        А самолетчик я, по-своему, крутой. Мне есть, что сказать. Но я по части строительства. Не проектирования.
                      2. 0
                        2 ноября 2025 08:26
                        Максим, а с чего вы взяли (придумали себе), что я где-то сравниваю нос у АПЛ с бульбом на надводных судах? Вы почитайте внимательно мои комментарии и поймете, что я говорил там именно то, о чем вы сейчас написали сами, про образование волны (завихрений) по бортам судна. И бульб делают именно в этих целях, чтобы уменьшить этот эффект, но не для увеличения общей плавучести, как вы здесь добавили отсебятины.
                        Вы совершенно неправильно поняли мое утверждение, что подводная скорость у АПЛ больше надводной из-за схожести её носа с бульбом надводного судна. Она больше именно из-за снижения завихрений вдоль погруженного полностью корпуса лодки. Но и форма скругленного носа у АПЛ тоже имеет значение. Потому что к примеру у старых ДПЛ с острыми носами, подводная скорость была ниже, даже при одинаковой мощности двигателя. Там все про обтекаемость корпуса...Я рад, что вы сами полностью подтвердили мои слова и надеюсь, достигли взаимопонимания. Читайте внимательнее чужие комментарии и не торопитесь срываться на оскорбления оппонента. даже если он в чем-то может ошибаться. А в моем случае, даже ошибки никакой не было... Вы просто не вникли в суть сказанного.
                      3. 0
                        2 ноября 2025 16:42
                        Я же говорю, любой матрос и специалист знают, что подводная скорость у АПЛ выше надводной при совершенно одинаковой мощности двигателя. И этот факт заключается именно в образовании завихрений и кавитации. У надводных судов даже придумали как уменьшить этот фактор, делая "бульб" в носовой подводной части судна.

                        Это мои слова?
                        И еще там много про какую-то ни к селу кавитацию. Что я в этом должен понимать? Как связать высокую подводную скорость ПЛ, про которую знает каждый матрос, и бульб супертанкера. Или у вас начало фразы не связано с концом?
                      4. 0
                        2 ноября 2025 16:50
                        Это мои слова и я готов повторить их слово в слово! И никакой связи у носа АПЛ с бульбом, я в них не вижу. Мухи отдельно, Котлеты отдельно. Или ещё раз: Подводная скорость у АПЛ больше надводной при одинаковой мощности двигателя. Точка!
                        Теперь совсем о другом: Бульб у надводных судов делают для уменьшения сопротивления из-за завихрений (волн), образующихся при движении по обе стороны корпуса Точка!
                        И не надо додумывать отсебятины или интерпретировать по своему.
                      5. 0
                        2 ноября 2025 21:08
                        На тех скоростях, на которых производятся перевозки танкерами всех разновидностей, ПЛ проиграет всегда.
                        Грузовые и пассажирские перевозки морем и воздухом вещь довольно малоприбыльная с учетом первоначальных вложений. И подвержена финансовым рискам из-за всяких случайностей. Там экономят каждую копейку, хотя и деньги там бегают просто страшные.
                      6. 0
                        3 ноября 2025 06:19
                        На тех скоростях, на которых производятся перевозки танкерами всех разновидностей, ПЛ проиграет всегда.

                        А разве кто-то утверждал обратное? Идея с подводным танкером на базе АПЛ родилась в уме Росатома от нечего делать. При этом, не назвали ни одной достойной цели и выгоды от такой перевозки. Автор данной статьи именно об написал, а я в своем первом комментарии полностью поддержал автора и лишь добавил один аргумент в пользу спрямления пути, если идти под льдами. Но сам понимаю, что такое спрямление не стоит того риска, которое оно несет.
                        И вот к исходу нашей дискуссии вы вдруг рождаете "новость" о нерентабельности подводных танкеров по сравнению с...
                        А "Волга впадает в Каспийское море" или ещё лучше 2х2=4... Вы к чему сейчас написали эту "новость"?
    2. +6
      20 октября 2025 15:50
      А здесь ничего кроме эссе и не напишешь. Атомный подводный газовоз это даже не проект, и не аванпроект, а техническое предложение. Причём, на мой взгляд - весьма сомнительное...
      1. kpd
        +2
        23 октября 2025 07:48
        В статье не рассмотрен момент когда газовоз пустой - как загнать под воду лодку везущую 170 тысяч кубов воздуха, в газовые танки воду набирать ну крайне нежелательно.
  2. +11
    20 октября 2025 03:28
    Равно как не смогут его повредить и неизвестные БЭКи, откуда ни возьмись появившиеся в где-нибудь в Японском море (бред, конечно, но сегодня любой бред внезапно может стать былью).

    Ахаха. А мины эти БЭКи тоже поставить не смогут? Да и втихушу, особенно подо льдом, утопить этого мегамонстра и амеры не постесняются. Свидетелей то поищи... Эскортное сопровождение МЦАПЛ? Это же какой плюс к стоимости?
    Да и оценка стоимости в 3-4 раза выше надводного аналога, по моему оччень оптимистичная. Т.е. скептическое отношение к этой затее автора статьи hi - по моему сверхоптимистическая.
    1. +21
      20 октября 2025 05:55
      После заявления Мантурова о строительстве АЭС на Луне подводный газовоз ни чуть не изумляет. fool
      Лучше бы коньяковоз подводный. drinks
      1. +7
        20 октября 2025 05:59
        Цитата: Бородач
        Лучше бы коньяковоз подводный.

        Ну а что, массандралёт же есть, да ещё и сверхзвуковой. wink drinks
      2. +8
        20 октября 2025 06:53
        Весь экипаж и наземную команду ведь принудительно подшивать придется... Ибо такое количество нужных специалистов-трезвенников по всей Руси не сыскать.
        1. +4
          20 октября 2025 08:01
          Цитата: paul3390
          Весь экипаж и наземную команду ведь принудительно подшивать придется... Ибо такое количество нужных специалистов-трезвенников по всей Руси не сыскать.

          И для женщин - членов экипажа отдельные каюты. drinks love laughing
          1. +5
            20 октября 2025 15:53
            А в одном из неиспользуемых газовых танков - кальянную! И кегельбан)))
        2. 0
          29 октября 2025 17:51
          Цистерны без краников. А на такую лодку отправлять в наказание всяких залетчиков. Везли коньяк и попробовать нельзя.
      3. +2
        20 октября 2025 12:50
        полностью согласен! кловуны )))
      4. +1
        29 октября 2025 14:00
        Хм. А это идея. Контрабасом возить коньяк. Наркоту же картели возят.
    2. +6
      20 октября 2025 15:51
      Могут, могут! Но, я честно попытался придумать хоть один вариант, при котором строительство это сооружения будет иметь смысл)))
  3. +14
    20 октября 2025 03:52
    если бы наш президент не был человеком, не склонным давать пустые обещания

    Автор невыполненные обещания за пустые не считает?
    А осадка его будет столь велика, что зайти аппарат сможет только в самые крупные порты.

    Куда его не пустят из-за атомной энергетической установки.
    Но для чего-то же строить атомные подводные газовозы собрались...

    "Деньги-деньги, дребеденьги,
    Позабыв покой и лень.
    Делай деньги, делай деньги,
    А остальное все дребедень"
    1. -4
      20 октября 2025 05:38
      В очередной раз расстраиваюсь из-за того, что нет "-" за статьи.
  4. -2
    20 октября 2025 04:02
    Возможно. Но зачем?

    Хммм... заливаем вместо газа дейтерий, в центре инициирующий заряд в мегатонну. Отправляем к американским берегам.
    Это ж сколько гигатонн в ТЭ получится, если хотя бы 1 процент прореагирует?
    1. +9
      20 октября 2025 05:05
      Это сразу против всей планеты? Так и отправлять никуда не надо.
  5. +15
    20 октября 2025 04:10
    Любит наш президент идеи с экспортом природных ресурсов. Вот медом не корми, а дай что-нибудь продать, да побольше!
  6. +12
    20 октября 2025 04:48
    Прочитав, эту статью, я стал лучше понимать, как мы оказались в такой ситуации на Украине.
  7. +3
    20 октября 2025 05:02
    Что то выгоды никакой не проглядывает. Лучше строить атомные "Севморпути".
    1. +5
      20 октября 2025 15:54
      Так оно с самого начала понятнее, что надводное судно проще подлодки в пол миллиона тонн водоизмещением! И какой смысл в подводном газовое я понять не смог - фантазия бедная, увы(((
      1. +1
        21 октября 2025 03:04
        И какой смысл в подводном газовое я понять не смог - фантазия бедная, увы(((

        Может быть экономичнее идти под водой 17 узлов, чем ломать лёд при 5...7?
        1. +5
          21 октября 2025 04:50
          Ломать лёд при 5...7 только треть года приходится. Другая треть позволяет и те же 17 дать. А ещё треть можно вообще проплыть не ломая лёд. Вот как сейчас.
          1. +1
            21 октября 2025 11:16
            можно вообще проплыть не ломая лёд.

            Я почитал описание проводки "Кристофа де Маржери" 50-км каналом до открытой воды. Стало вполне понятно намерение идти подо льдом.
            1. +3
              21 октября 2025 13:46
              Можно ещё почитать про пароход Челюскин который в 30е годы когда льда было куда больше чем сейчас проплыл от Мурманска до Берингового пролива. Обычный пароход. Правда в Берингов пролив не проскочил но это уже другая история.
      2. +1
        21 октября 2025 11:08
        надводное судно проще подлодки в пол миллиона тонн водоизмещением

        Непонятно, откуда взялись 500 000 т при объёме танков 172 000 куб. м.
        Балластные цистерны 340 000 куб. м - это из какого расчёта? Аварийного всплытия из-подо льда?
        У "Кристофа де Маржери" дедвейт 80 200 т (плотность СПГ принимают 0,467), водоизмещение порожнего 47 000 т. Итого 127 000 т.
        Теперь объёмы: 4 танка - 172 000 куб. м, конструкция (если привести к плотности стали 7,8) - 6 000 куб. м. Наверное, надо добавить, допустим 12 000 куб. м на обитаемые и машинные отделения. Итого 190 000 куб. м.
        То есть для достижения нулевой плавучести надо утяжелить конструкцию на 53 000 т и добавить балластные цистерны, допустим, на 1/10 полного объёма (19 000 куб. м), при продувке которых будет обеспечиваться некоторое всплытие для начала разгрузки. Для подводного хода порожним можно принять воду в метановые танки, всё равно они нержавеющие.
        1. +2
          21 октября 2025 11:39
          До сих пор не построено ни одной подлодки более 47 тысяч тонн водоизмещением, здесь предлагается построить нечто в несколько раз большее (замнём для ясности во сколько). Я не сомневаюсь в том, что это возможно технически. Я глубоко сомневаюсь, что это будет выгодно с точки зрения экономики. Проект предлагают те люди, которые умеют проектировать подлодки, но не те люди, которые торгуют СПГ...
      3. +3
        21 октября 2025 13:07
        Все просто, подводный газовоз можно проектировать лет 5, а потом строить лет десять. А там либо ишак, либо падишах...
  8. +3
    20 октября 2025 05:21
    Возможно. Но зачем?
    Бабло пильнуть.
  9. +9
    20 октября 2025 05:34
    Но для чего-то же строить атомные подводные газовозы собрались...

    Ровно для того, что и строительство тоннеля Аляска-Чукотка. feel
  10. +15
    20 октября 2025 05:40
    Идея вообще бредовой выглядит. У нас что, огромные проблемы со способами экспорта газа?
    Кроме того, лично я большой проблемой считаю сам экспорт природных ресурсов. Что-то общество подуспокоилась (или ему квалифицированно помогли успокоиться), но еще совсем недавно, на рубеже веков в мире царила только что не паника: природные ресурсы исчерпаны человечеством! Нефти хватит едва ли на 30 лет, газа-на 60-70. И все!
    Нужна альтернативная энергетика! Даешь АЭС и термояд! Сохраним остатки углеводоров для созидательного синтеза, но не для сжигания!
    А ныне всё опять крутится вокруг идеи как можно больше топливных ресурсов забабахать нашим заклятым друзьям, что бы хоть так заработать долю малую. Ибо продавать более нечего. Мы сами себя приговорили к званию сырьевого придатка человечества.
    Други-сограждане, а вам не кажется такая ситуация полнейшим абсурдом?
    1. +11
      20 октября 2025 06:20
      Цитата: U-58
      а вам не кажется такая ситуация полнейшим абсурдом?

      Не кажется. Друзьям одного человека очень нужны деньги. Они без них не видят смысла жизни. Они могли бы просто их себе напечатать, но это не интересно, деньги нужно украсть, это же такой восхитительный процесс...
    2. +7
      20 октября 2025 11:45
      Цитата: U-58
      Други-сограждане, а вам не кажется такая ситуация полнейшим абсурдом?

      Так и есть. Я вижу причину в самой сути капитализма. А это непрерывно нарастающее производство и такое же потребление. Без этого не будет прибавочной стоимости, которая так нужна капиталистам для обогащения.
      Часто избыточное потребление приобретает уродливые формы. В качестве примера могу привести огромное кол-во внедорожников там, где они и на фиг не нужны - в городах с хорошими дорогами. Дорогое авто, с высоким потреблением топлива, возит 1-2 человек по асфальтированным дорогам. Фактически автомобиль везет самого себя. Или дорогущий смартфон, где пользователем востребована только треть-четверть его функций. Из строительства можно много примеров привести. Да та же тротуарная плитка, которую постоянно перекладывают. Ну и так далее. В России эти "абсурды" на каждом шагу в последнее время. Наверное, ресурсов переизбыток. Можно деньги вкладывать в здоровье и образование граждан, но капиталистам нужен БЫСТРЫЙ оборот, а прибыль - в личный карман. Товар-деньги-товар, всё по Марксу.
    3. +2
      22 октября 2025 03:01
      . Други-сограждане, а вам не кажется такая ситуация полнейшим абсурдом?
      - попробуйте объяснить это нашему плешивому щеголю и его друзьям-"государственникам"...
  11. +10
    20 октября 2025 05:41
    Атомный подводный газовоз: фантазия или реальность?

    Фантазия. Причём вредительски-коррупционная. Кто-то очень хочет "отжать" и "попилить" бюджет, необходимый для строительства арктических ледоколов и судов ледового класса. До этого в конце 1990х-начале 2000х Норникель тоже пиарил проект переделки АПЛ пр. 941 под перевозку металлургического концентрата из Дудинки в Мурманск, даже каких-то денег на это выделил. А потом Норникель получил необходимый скидос на ледокольную проводку судов со своими грузами и прожект подводных сухогрузов моментально забросили и забыли.
  12. +7
    20 октября 2025 08:22
    Надо сказать, что если бы наш президент не был человеком, не склонным давать пустые обещания, то я посчитал бы данную новость обычной выдачей хотелок судостроителей и проектных бюро за действительность, которые встречаются довольно часто. Но ссылаться в подобных вещах на президента... Значит, всё всерьёз.

    Сделали моё утро. Посмеялся от души laughing
  13. +2
    20 октября 2025 08:43
    Подводные газовозы мы строить не умеем и не сможем ,в ближайшие 10-15 лет .А вот подводные ракетовозы у нас хорошо получаются .Маск вон на Марс собрался и никто на него у шаты грязи не выливает.
    1. +4
      20 октября 2025 08:52
      В течении года было 4 международных площадки где обсуждалось развитие СМП .Проектов было громодьё ,но многие сами собой отсепарировались .И этот газовоз тоже уйдёт в небытие - главное сейчас рентабельность и чем она выше тем лучше.Подводный газовоз это эшелоны денег, которые может быть когда нибудь принесут прибыль, в последнем рейсе на " иголки".
      1. 0
        20 октября 2025 09:49
        Если хочется посмеяться - то ни один газовоз арктического класса Arc 7 не окупается. Такова магия нашей экономики под управлением МВФ. Поэтому приходится выбирать по критерию "минимизации убытков".
        1. 0
          20 октября 2025 10:56
          Поэтому ограничимся ростом грузоперевозок по СМП в 10- 15 млн тонн.Китайцы цену озвучили тоннажа Аrc 7. Круглогодичная навигация будет пока не " сквозная".
          1. 0
            20 октября 2025 12:52
            Торопитесь с ответом.
            Тут сплошь убытки, так что газовозы будут именно с целью их минимизации. Конечно не подводные атомоходы. А так - круглогодично только НОВАТЭК - 18 млн.т. СПГ.
            1. 0
              20 октября 2025 12:58
              А на что тогда живёт Михельсон на широкую ногу ,на кредитах?
              1. +2
                20 октября 2025 13:05
                Здесь нужно разделять:
                - персонализация маржи на этапе;
                - национализация убытков по итогу.
                Сворачивание добычи газа по цепочке приведёт к лавинному банкротству и падению инвестиционного рейтинга, а это - катастрофа высшего порядка по сравнению с десятками миллиардов долларов.
                При надлежащем управлении экономикой это оздоровление в национальных интересах произвести необходимо, но для этого нужно иметь свои кадры и политическую волю. При нынешней кредитно-денежной политике, управляемой извне, и биржевых ценах на продукцию - любой проект, рассчитанный на десятилетия - убыточен.
                1. -2
                  20 октября 2025 13:11
                  Какой ужос ,финансирование СВО ,управляется из вне .Кем ,кто такой всемогущий .Дайте угадаю- Набиулина и Силуанов( они управляются из вне?)..
                  1. 0
                    20 октября 2025 13:17
                    Не пугайтесь - весь мир так живёт, за исключением избранных.
                    Но власть МВФ (а уж тем более их марионеток) вовсе не священная корова. При должной воле вполне можно заставить потесниться.
              2. +1
                20 октября 2025 13:08
                Михельсон не лучше и не хуже остальных. Та же недвижимость вся стоит на извлечении кредитных средств. Пирамида во всем - это лицо нашего бизнеса.
              3. 0
                20 октября 2025 18:52
                Новатэк же освобождён от кучи налогов, кто-то из них катался в США и просил снять санкции мол мы СВО не финансируем так как налоги не платим
                1. 0
                  20 октября 2025 19:03
                  Новатэк отсанкционирован вдоль и поперёк США,Англией и ЕС.Особенно негодование у них вызывает Арктик СПГ1,2,ПХГ Саам и Коряк - всё работает.
                  1. +1
                    20 октября 2025 21:13
                    Да я в курсе, и они просили снять санкции именно потому что не финансируют СВО потому что не платят налоги. Но американцам пофиг. Они и чукотских золотодобытчиков обвинили в агрессии против Украины и применении химического оружия. Странно что не ядерного fool
                    1. +1
                      20 октября 2025 21:22
                      Любого россиянина взявшего кредит в сбербанке можно обвинить по мнению запада в субсидировании СВО- ведь он же добросовестно платит проценты и отсанкционировать по полной программе
                      Хозяина Норребо ,Мурманской рыболовной компании именно за то что он платит проценты за кредит в Сбербанке внесли во все возможные и невозможные " чёрные списки" в Европе и Англии.Во дают .Надо нашим взять на вооружение ,на будущее.
    2. +1
      20 октября 2025 11:50
      Цитата: tralflot1832
      Маск вон на Марс собрался и никто на него у шаты грязи не выливает.

      На Марс - на словах. И за свой счет. На деле - будет таскать на орбиту заказы Пентагона, за счет американского налогоплательщика.
  14. +4
    20 октября 2025 09:35
    Нет, я понимаю, еще думал про десантные , да и то сомнительно-все равно по проливам в надводном положении проходить приходится. Или нефть… но газовозы..?! Надо свои танкеры нормальные строить и водить их караванами, под прикрытием своего флота. Это явно дешевле будет , чем такой проект. И попутных плюсов точно не один.
  15. +3
    20 октября 2025 09:36
    Политика⁠, 25 янв 2018, 15:34
    Путин предложил создать гражданский сверхзвуковой самолет на базе Ту-160


    Новость того же порядка, если начнут строить - попил будет знатный. Видимо деньги больше некуда тратить.
  16. +5
    20 октября 2025 09:51
    Один вопрос - а верфь , приспособленная под строительство и ремонт таких кораблей в стране есть ? Уж промолчу про кадры , оборудование , окупаемость , необходимость минимум трёх судов для выполнения контрактов без простоев и даже про смысл замысла .
    1. +2
      20 октября 2025 15:48
      Здесь не один вопрос, весь проект - сплошные вопросы, и мне никак не удалось найти на них ответы. Хоть я и старался.
      1. 0
        20 октября 2025 16:05
        Цитата: Георгий Томин
        Здесь не один вопрос, весь проект - сплошные вопросы, и мне никак не удалось найти на них ответы. Хоть я и старался.

        Спасибо за честность winked надеюсь это просто проект из длинной череды громких прожектов , благополучно забытых
  17. +6
    20 октября 2025 10:56
    Идея совсем не нова. Периодически такие проекты рождаются и так же периодически умирают. Ниже на фото - проект подводного газовоза фирмы General Dynamics, презентованный в 1981 году на выставке Gastech '81 LNG/LPS в Гамбурге. Разрабатывалось два варианта - с ядерной силовой установкой и с паротурбинной, использующий газ как топливо. Объем танков - 140 000 куб. метров. Газовоз предполагалось использовать для транспортировки газа от месторождения Прадхо-Бей на Аляске в Европу и Канаду. Стоимость одного газовоза с паротурбинной силовой установкой примерно 700 000 000 долларов, с ядерной - около миллиарда. Это в ценах 1980 года. Проект отклонили, поскольку он требовал специальной инфраструктуры.
    В 1996 году американская фирма Werner Offshore предлагала целый флот из 22 подводных газовозов построить, причем строить их планировалось в России. Да и в России этот проект уже обсуждался ранее. Эта же картинка присутствовала на презентации в 2019 году (https://www.arctictoday.com/the-latest-plan-to-ship-russian-arctic-gas-to-market-a-nuclear-powered-submarine-tanker/). И текст тот же. С учетом того, что ни инфраструктуры под такие перевозки, ни верфи под такое строительсьво нет, проект годится только для освоения средств из бюджета.
  18. +2
    20 октября 2025 12:28
    Хотелось сказать, что не верю, это бред. Но тут вспомнил тему последнего заседания Совбеза РФ. Президент ее обозначил как добыча ресурсов на шельфе прилегающих морей. И задумался.
  19. +4
    20 октября 2025 12:45
    Но для чего-то же строить атомные подводные газовозы собрались...

    ответ очевиден и озвучен Остапом Бендером
    пилите, Шура, пилите!
    1. +5
      20 октября 2025 12:50
      прежде чем задумываться о подобных проектах, нужно нормально освоить севморпуть и сеть портов расположенных вдоль него. Какой смысл бороздить просторы космоса, если на земле нет элементарных вещей? Или забыли, почему у нас стремительно уходит ресурс северного морского флота, что ему тупо негде нормально базироваться?
      А как насчет малой авиации на севере с не импортными двигателями и дешевле звездолёта?
      Честно говоря, я шокирован тем, как спокойно выслушивают раз за разом секту мегапрожектёров. То они авианосцы строят, то океанский флот с ядерными реакторами, то мегаподводные лодки. Вы бы для начала танкеры, которые Анапу нефтью не зальют, построили. Слабо?
      1. +4
        20 октября 2025 15:59
        Забыли ядерные эсминцы "Лидер"...
        1. +1
          22 октября 2025 09:22
          я упомянул океанский флот с реакторами - лидеры как раз оттуда.
    2. +1
      20 октября 2025 13:52
      озвучен Остапом Бендером

      Паниковским.
    3. 0
      15 ноября 2025 19:12
      При всем моем уважении, автор бессмертнных слов Паниковский Михаил Саиуэлевич.
  20. +2
    20 октября 2025 14:26
    Какой то тупиковый проект..научиться бы простые газовозы делать.
  21. exo
    0
    20 октября 2025 15:23
    Такие суда имеет смысл строить при подготовке к длительной морской блокаде.А так, просто трата денег.
    1. +8
      20 октября 2025 16:01
      Если честно, то и при блокаде они... Не слишком эффективны: пол миллиона тонн водоизмещения идущие со скоростью 17 узлов под водой любой акустик услышит без гидроаккустической станции, просто приложив стакан к борту)))
      1. 0
        22 октября 2025 09:25
        Цитата: Георгий Томин
        под водой любой акустик услышит без гидроаккустической станции

        на какой дистанции? Чтобы ловить субмарины, нужны значительные отмобилизованные силы.
        Другое дело, что сейчас достаточно выставить на вероятной точке маршрута всего 1 регулярный патруль противолодочного самолета и он такую большую ПЛ с высокой вероятностью обнаружит.
        Кроме того, никто не отменял районы с малыми глубинами, где ПЛ найти еще проще.
        1. 0
          29 октября 2025 17:57
          Проще замочить такую ПЛ в порту. Чего за ней по морю бегать? Хотя американцы на своих ПЛ чувствовали себя еще не так давно подо льдом, как дома. Чаще нас там бывали. Сейчас не знаю как дело обстоит. Так что и подо льдом достанут. Это просто зверь, как корова. Против охотника - ноль. Найти и убить не проблема. Да и любое повреждение ПЛ - это страшная проблема. А вот надводному танкеру наоборот.
          1. +1
            30 октября 2025 08:31
            у американцев было много лодок - охотников и носителей баллистики, и все они там прятались. У нас же на северном флоте очень редко больше 5 пл одновременно могли выйти в море.
    2. +2
      20 октября 2025 19:50
      Против морской блокады есть только два средства - прорывать ее военным образом и пытаться установить хотя бы паритет, или вообще не выходить в море. Все остальное - от отчаяния и\или глупости.
  22. +4
    20 октября 2025 16:17
    Да, идея странная - отправлять принудительно под воду нетонущий груз. Это может прокатить, если совместить газовоз с газосжижающим заводом. Стоит такой на якоре, присосавшись к добывающей платформе, а потом по наполнении отчаливает, давая место другому. Как бы, три в одном - и транспорт, и завод, и хранилище. Но остаётся вопрос - зачем это всё под воду прятать ?
    1. +2
      20 октября 2025 19:03
      Цитата: cpls22
      Да, идея странная

      ,Более чем странная , неизвестно на какой глубине поставят платформы газодобычи на шельфе Арктики , но на шельфе малая глубина например 40-50м то есть подводный газовоз должен как то протискиваться подо льдом , а учитывая размер газовоза это будет непросто
  23. 0
    20 октября 2025 21:17
    Главное ,имхо ,чем манит "Атомный подводный газовоз" - это огромная куча бабла на освоение.
    При прижимистости Китая, бабло прийдется выжимать из своего населения....

    А так: у ПЛ скорость и полезный груз меньше ,аварийность, стоимость и сложность больше... Пока транспортные ,авианосные и подобные ПЛ - удел фантастов. даже слабые попытки в 2МВ.... не пошли...

    зато бабла можно накрутить... на вип квартиры в Москве точно руководству хватит.... (по анологии с Роскосмосом)
  24. +1
    20 октября 2025 23:59
    Очередной развод жадного газового олигарха. Он хочет заменить теневые газовозы подводным газовозом. Подводный газовоз экономически не выгоден, это посчитали уже 50 лет назад. Для СМП нужны супер ледоколы и суда ледового класса. Супер ледоколы ходят круглый год.
    1. 0
      21 октября 2025 08:14
      Кто то регулярно предлагает то авианосцы строить до подводные газовозы
  25. +3
    22 октября 2025 03:40
    Сжиженный природный газ в два раза легче воды — 430–470 килограмм на метр кубический (иногда может достигать 520 килограмм на метр кубический). Следовательно, для того чтобы затолкать под воду 170–180 тысяч кубометров сжиженного природного газа, необходимо принять 340–360 тысяч тонн воды.

    Автор! Физику не только учить надо, но и понимать и представлять ! Так представь вместо газа сосновую чурку [той же плотности, что сжиженый газ] и как оную втопить в воду, подвязывая [полиэтиленовые] мешки с водой ? Балласт должен иметь плотность больше воды !
    Теперь об всяких "проектных сомнениях".
    Начну с танкеров для нефтепродуктов [с метаном сложнее]. Самый известный "танкер-бензовоз" по имени "Батискаф Триест" с 1953 по 1963 годы перевозил примерно 80 тонн бензина на глубинах до 11 километров. Возил он этот бензин чтобы не утонуть (а не "откуда-то куда" с разгрузкой). Таким образом для подводной перевозки нефтепродуктов вырисовывается структура из подводной лодки-толкача (движитель, реактор, экипаж) и тонкостенного баллона с нефтепродуктом.
    Но для танкера-газовоза "тонкостенный баллон" существенно усложняется, ибо между СПГ и забортной водой должен помещаться слой теплоизоляции. И то-ли делать эту теплоизоляцию жосткой и прочной для передачи давления глубин на сжиженный газ, то-ли сделать теплоизоляцию лёгкой, а корпус тяжёлым и прочным (с тяжёлыми коммерчесими последствиями).
    Можно возить по "схеме Триеста" и сжиженый газ, но не "природный", а пропан-бутан.
    1. 0
      30 октября 2025 11:28
      Дык, "Триест" имел баллас в виде свинца. Который и утопил, отстегнув. Чтобы всплыть. Где мы свинца столько найдем? drinks
      1. 0
        31 октября 2025 03:49
        Надо чтобы балласт был таким же товаром, как газ. Тогда можно даже золото использовать. Более фантастический вариант - загружаться железо-марганцевые конкрециями (рассказывют, что на дне их много валяется).
  26. +1
    22 октября 2025 08:24
    Порт Сабетта находится в достаточно мелководной Обьской губе, которая в свою очередь покрывается льдом приличной толщины. Это вынуждает делать подводным газовозам ледовый пояс, что повлияет на осадку и уменьшит полезную нагрузку.
    Бредовая идея. Отмыв денег в чистом виде.
    1. 0
      22 октября 2025 08:46
      Водный транспорт (надводный) СПГ нужен экспорту , а для внутреннего потребления надо развивать сеть дорог и доставлять газ в отдаленные районы в криогенных танк контейнерах
  27. kig
    +1
    22 октября 2025 13:01
    Аэс на Луне...тоннель на Аляску....подводный газовоз...мост на Сахалин...в интересное время живем!
  28. +1
    22 октября 2025 13:18
    Откройте карту глубин "северных вод" и увидите ,что там от архипелага Северная земля до Чукотки глубины чуть больше 20 метров. Где там под водой ходить ещё я не понимаю.
  29. 0
    26 октября 2025 18:35
    Обнаружить такой газовоз будет не просто, а вообще просто) Потому что АПЛ больше не скрытое оружие. Они элементарно засекаются со спутников во всех океанах, кроме Северного Ледовитого. По спутному следу. На какой глубине не шла бы подлодка, спутники видят ее как на ладони. Позвонить своим прокси и указать положение, направление и скорость - дело пяти минут. Газовоз будет необнаружим только подо льдом. Чуть высунулся, и вот он ты, к услугам.
    Экономия на проводках во льдах. Зато очень высокие эксплуатационные расходы. Защищен от штормов. Но когда его подловят под водой и уничтожат, никак не получится доказать, кто это сделал. Сейчас это невозможно даже отследить - у нас то спутниковой группировки нет, это только враги все видят...
  30. 0
    29 октября 2025 10:40
    У нас новый авианесущий крейсер построить не могут, а тут об атомном газовозе сказки рассказывают 🤦 Эчередной прожект бояр Цвря по отмывке денег и ничего больше 🤬🤬🤬
  31. 0
    29 октября 2025 17:59
    Неужели баллон с газом в воде не тонет? Тяжелый он, когда полный, сабака. Надо попробовать, как он на самом деле.