Как «Ночные охотники» планируют выживать в будущих войнах

Сразу отметим, «Ночной охотник» «Ночному охотнику» рознь, потому речь пойдет не о наших вертолетах, с эффективностью которых как раз все довольно ясно и понятно, а об американских. На той стороне океана очень жарко обсуждают, перелопачивая терабайты информации, будущее вертолетов как рода войск.
27 бригад (включая 2 резервные) армейской авиации, имеющие на вооружении более 4 тысяч вертолетов, – здесь есть о чем думать.

Элитный 160-й авиационный полк специальных операций армии США (SOAR), более известный как «Ночные охотники», изучает способы, которые позволят ему в будущем действовать в «более защищённом воздушном пространстве».

Это включает в себя более активное использование беспилотных летательных аппаратов, применение новых средств радиоэлектронной борьбы и ложных целей, а также просто более длительные и быстрые полёты. Сообщество специалистов по спецоперациям США в целом продолжает переориентироваться на подготовку к серьёзным боевым действиям, таким как противостояние с Китаем на обширных просторах Тихого океана, после десятилетий малоинтенсивных миссий в гораздо более благоприятных условиях.
В этом плане американцы молодцы, они прекрасно отдают себе отчет в том, что война с террористами или повстанцами — это одно, а с регулярной армией — совсем другое. И да, мы не будем приводить в пример войну США и их клевретов с Ираком, там больше воевали деньги. А вот если говорить о Китае, то там с этим будет сложнее и не так роскошно, как в случае с иракскими генералами, которые просто продали все и вся за доллары.
Конечно, и в Китае есть те, кто, несмотря на партбилет в кармане, возьмет и возьмет с удовольствием. Судя по тому, сколько там выносится приговоров (в том числе и смертных), человек в этом плане слаб на любом континенте.
Полковник армии США Стивен Смит, начальник управления специальных операций, рассказал о планировании будущих операций в труднодоступных районах, глубоко внутри «пузыря» противовоздушной и противоракетной обороны противника (A2/AD), во время дискуссии на главном ежегодном симпозиуме Ассоциации армии США.
В состав «Ночных охотников» входят сильно модифицированные вертолёты MH-60M Black Hawk, MH-47G Chinook и AH/MH-6R Little Bird. У 160-го полка также есть беспилотники MQ-1C Gray Eagle. Подразделение рассчитывает в конечном счёте получить специальные версии будущего армейского вертолёта с несущим винтом MV-75A.

Пара вертолётов MH-60M 160-го полка SOAR во время учений
Полковник считает, что всё, что может быть установлено на вертолеты армейской авиации США в качестве защиты, в условиях A2/AD не будет эффективным, поскольку совершенно не соответствует требованиям современности.

Один из вертолётов MH-6 Little Bird 160-го полка SOAR в экспериментальной морской камуфляжной раскраске во время учений
Существовала специализированная подготовка для «Ночных охотников», которая помогала им выживать в более сложных условиях, но теперь явно появилась новая парадигма.
То есть самое умное, что можно было сделать в такой ситуации, — смоделировать активное противодействие противника, как если бы армады В-2 и прочих «невидимых» самолетов и крылатых ракет не повергли в прах и пепел систему обороны противника.

Командир 160-го полка говорит, что после всего этого у подразделения появились новые взгляды на то, как оно может действовать в условиях более сильной обороны противника в будущем. В частности, больше внимания уделяется взаимодействию экипажей и беспилотных летательных аппаратов.
Средства поражения — это общий термин, который вооружённые силы США в настоящее время используют для обозначения беспилотных авиационных систем, предназначенных для выполнения различных задач, таких как разведка или использование в качестве барражирующих боеприпасов, которые могут запускаться с других воздушных платформ, а также с наземных или морских. То есть, от беспилотника-камикадзе размером с «Мавик» и до крылатой ракеты типа «Томагавк».
Смит подчеркнул, что 160-й полк уже использует свои пилотируемые вертолёты в сочетании с беспилотниками MQ-1C и планирует развивать это направление. «Поэтому, когда мы тренируемся на Западном побережье, мы используем MQ-1, чтобы направлять группы вертолётов к цели».

Версия MQ-1C Gray Eagle с увеличенным радиусом действия, которой, как известно, располагает 160-я эскадрилья тактической авиации
Это также связано с возможностями радиоэлектронной борьбы и ложными целями, которые «Ночные охотники» рассматривают как часть будущего планирования операций в запретных зонах. Необходимые блоки РЭБ, равно как и комплекты ложных целей, — не такая большая проблема для такой страны.
По словам Смита, авиация также изучает другие новые возможности радиоэлектронной борьбы, в том числе усовершенствованные системы защиты от помех.
Кроме того, важно иметь возможность летать дольше и быстрее. 160-й полк уже хорошо известен тем, что совершает длительные полёты в сложных и враждебных условиях. Вертолёты MH-60M и MH-47G, на которых он летает, могут дозаправляться в воздухе, что увеличивает их дальность полёта. «Ночные охотники» обычно выполняют задания на предельно малых высотах и под покровом темноты, используя рельеф местности для маскировки при посадке и взлёте.
Однако исторически сложилось так, что операции 160-го полка часто сопровождались остановками во временных передовых пунктах вооружения и дозаправки по пути к целям и обратно. Смит говорит, что увеличение дальности действия его флота будет иметь ключевое значение для будущих операций в труднодоступных районах из-за уязвимости, которую создаёт посадка в середине миссии.

MH-60M во время учений FARP
Сегодня дозаправка в воздухе для вертолета смотрится более безопасным процессом, нежели посадка для этого, пусть и в хорошо защищенном пункте. События на Украине хорошо показали, что ни один самый защищенный пункт обслуживания авиатехники в наше время не может считаться безопасным местом, если находится в радиусе действия беспилотников противника.

Здесь возникает вопрос, который все чаще встает перед всеми вооруженными силами США, о том, как существующие воздушные заправщики станут невидимыми и неуловимыми и смогут поддерживать любые самолеты или вертолеты, действующие глубоко в районах повышенной угрозы. Военно-воздушные силы США, которые в настоящее время обеспечивают основную дозаправку в воздухе, конечно, работают в этом направлении, но внятной программы пока еще никто не увидел. Однако если удастся решить вопросы маскировки самолетов-заправщиков или даже вертолетов-заправщиков, то, возможно, это выведет авиацию на более высокий уровень безопасности.
Найти/угадать точку дозаправки в воздухе, не имея на вооружении современных дальнобойных радаров, — задача не из простых, в отличие от поиска и обнаружения площадки дозаправки вертолетов. Со вторым прекрасно справлялись противники США в том же Афганистане, причем без особых проблем, а вот первое доступно далеко не всем.
К тому же не стоит забывать о Надежде армейской авиации США именно с большой буквы — скоро может появиться версия MV-75A для специальных операций, которая обеспечит 160-му полку значительное увеличение скорости и дальности полёта, особенно по сравнению с MH-60M.
Ожидается, что эти конвертопланы будут способны осуществлять дозаправку в воздухе. Также остаются вопросы о том, как может выглядеть окончательная конфигурация MV-75A для специальных операций, хотя мы знаем, что базовая конструкция уже разрабатывается с учётом конкретных особенностей, чтобы её было проще адаптировать для этой роли.

Bell V-280, на основе которого создан MV-75A
Ясно одно: специалисты армейской авиации активно ищут способы использовать свои уникальные навыки и планируют не просто выжить даже в более сложных условиях, участвуя в будущих масштабных сражениях.
Всё довольно логично, так вышло, что армия и Корпус морской пехоты США – они практически зависимы от армейской авиации. Вызвать огневую поддержку – вертолет. Эвакуация с поля боя – вертолет. Заброс пополнений – вертолет. Так повелось еще со времен войны во Вьетнаме – все дальние операции вооруженных сил США осуществлялись при поддержке большого количества вертолетов.
В головах военачальников Америки давно и прочно укоренился такой расклад: на земле проблема? Два «Апача» и пара «Черных ястребов» решат проблему, вывезут раненых, подбросят боеприпасов и привезут пополнение. Это работало и хорошо работало до определенной поры. Сегодня действительно надо думать, как изменить тактику и стратегию применения вертолетов, для которых стало очень много врагов. И тем более, когда над полем боя, над ближним тылом господствует беспилотник. Способный не только увидеть вертолет, но и вызвать к нему дроны-камикадзе, которые могут вывести винтокрылую машину из строя и даже уничтожить.
Да, пока вертолет не абсолютно уязвим от БПЛА, пока его скорость выше и он может просто уйти от беспилотника. Но во время взлета, посадки и стоянки вертолет очень уязвим. И зависание, во время которого происходит выброс десанта или оперативная выгрузка, тоже делает машину весьма уязвимой.

США готовятся к большой войне с Китаем. И действовать им придется, как и прежде, на значительном (10-11 тысяч км) удалении от своих берегов. Конечно, у США в любом регионе есть военные базы, но эти объекты хороши как опорные пункты, но не более того. Обеспечить ведение полноценной войны они не смогут, хотя без них было бы совсем уж печально.
В общем, в Пентагоне и не только есть о чем подумать, потому что так уж случилось, что не в одночасье, но за довольно быстрый срок армейская авиация США… потребовала переосмысления. И да, время на это пока есть. Пока господа из Белого дома не скомандовали идти вперед.
Информация