Индия подняла в небо первый Tejas Mk1A – впереди испытания радара и оружия

7 276 26
Индия подняла в небо первый Tejas Mk1A – впереди испытания радара и оружия

На новом авиационном заводе HAL в индийском городе Нашик впервые поднялся в небо дебютный собранный там истребитель HAL Tejas Mk1A.

Для Индии это заметный шаг в развитии собственной авиационной промышленности: самолет стал частью программы LCA (Light Combat Aircraft) – семейства легких боевых самолетов, которые должны усилить парк ВВС страны.



Пока это лишь первый летный образец с новой производственной линии, и до полноценной службы ему еще далеко. Формально Tejas Mk1A еще не принят на вооружение – впереди целая серия испытаний.

Самолет предстоит интегрировать с новым израильским радаром ELTA ELM-2052, бортовой электроникой и системами вооружения. В числе обязательных испытаний – стрельбы ракетами Astra большой дальности, пуски ближнего боя и применение лазерных авиабомб.

Летный дебют прошел в сопровождении другого индийского самолета – учебно-тренировочного HTT-40, а также тяжелого Су-30МКИ российского производства. На видеозаписях первого полета хорошо видно разницу в классах: Tejas действительно компактнее, что и подчеркивает принадлежность к сегменту легких истребителей.

Новая линия в Нашике – уже третья в рамках программы Tejas. Планируется, что она будет выпускать до восьми самолетов в год, а вместе с заводами в Бангалоре и частными подрядчиками Индия рассчитывает выйти на производство до 30 самолетов ежегодно уже с 2026-2027 годов.

Трудности, однако, остаются. Производитель двигателей GE задерживает поставки F404 – из 99 заказанных силовых установок Индия получила всего четыре. Остальные обещают начать поставлять с 2026 года. Пока HAL выкручивается, меняя двигатели между прототипами, чтобы не останавливать программу испытаний.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    17 октября 2025 13:45
    Самолет с импортным двигателем, навигацией, радаром - не может считаться достижением ВПК: изменится политическая ситуация и индусы останутся с голым остовом самолета
    1. +1
      17 октября 2025 14:00
      Вы забыли про американский двигатель)))
  2. +6
    17 октября 2025 13:46
    Выглядит как детище авиапрома 70-х годов прошлого века...
    1. +4
      17 октября 2025 13:49
      Точно. Как-будто упрощенный Рафаль, но без конфигурации "утка"
      1. +5
        17 октября 2025 13:53
        Цитата: Ивар Рави
        Как-будто упрощенный Рафаль, но без конфигурации "утка"

        Mirage F1 laughing
        1. +3
          17 октября 2025 14:01
          Точно Мираж, я переоценил возможности индусов, "Рафаль" скопируют лет через 20 laughing
    2. +5
      17 октября 2025 13:51
      Поэтому они очень заинтересованы в получении технологий Су-57 ибо на фоне КНР в области авиации, индусы выглядят пигмеями.
    3. +5
      17 октября 2025 13:52
      По моему, «смахивает» на французский Мираж. А, возможно насобирали с «мира по-нитке».
      Рядом соседи, есть от кого учиться.
  3. +2
    17 октября 2025 13:55
    Мираж Ф1, ты ли это? laughing """"""
    1. +1
      17 октября 2025 17:03
      Мираж F1 - это единственный Мираж, выполненный по классической схеме - с полным хвостовым оперением:
  4. +1
    17 октября 2025 14:04
    ...всё-таки "дотанцевали" самолёт....
    1. +2
      17 октября 2025 18:20
      Цитата: Nexcom
      ...всё-таки "дотанцевали" самолёт....

      Скорее "протанцевали"... Больше 30 лет...
  5. +3
    17 октября 2025 14:12
    Что то как о на МиГ 23 похож в профиль. Это пятое или сразу шестое?😀
    1. +3
      17 октября 2025 14:24
      ...это индийское "восьмое" поколение...
      сразу. сурово и безкомпромисно. yes
      1. +4
        17 октября 2025 14:26
        Цитата: Nexcom
        ...это индийское "восьмое" поколение...
        сразу. сурово и безкомпромисно. yes

        Нет, все таки наверное 7++. Не видно гирлянд.😀
        1. +2
          17 октября 2025 14:27
          Оооо, правильно, уважаемый. Про гирлянды то из цветов я и запамятовал.... wassat
          зы каждая гирлянда = + 500 к неуязвимости.
          1. +1
            17 октября 2025 14:31
            Цитата: Nexcom
            Оооо, правильно, уважаемый. Про гирлянды то из цветов я и запамятовал.... wassat
            зы каждая гирлянда = + 500 к неуязвимости.

            😀😀 Точняк. А если серьёзно, ну не верю я в Индийский ВПК. Что они там только уже не мастырили, даже с помощью извне, на выходе один пшик. Цыгане, что с них взять.😀
      2. +1
        17 октября 2025 15:39
        Боевой вимана бога Шивы. yes laughing
        1. +1
          17 октября 2025 16:11
          ...фигурка Шивы на приборной панели = + 1000 к невидимости... yes
    2. 0
      17 октября 2025 16:07
      Он похож на французские Мираж и Рафаль, французы помогали делать. Позиционируют как поколение 4,5.
      1. 0
        17 октября 2025 16:29
        Цитата: solar
        Он похож на французские Мираж и Рафаль, французы помогали делать. Позиционируют как поколение 4,5.
        французы со своим рафаэлем уже показазали все, что могли. И 4+++, и 4---. И даже гаверное 5 три минуса. Хотя может быть на шесть без десяти минусов и потянет. И давайте не будем забывать, что главное в оружии - это голова его владельца. А тут, кроме гирлянд и в еобщей гулянки - полный минус.
        1. 0
          19 октября 2025 11:07
          французы со своим рафаэлем уже показазали все, что могли.

          Французов там не было, а были индийцы, что далеко не одно и то же. Что там правда из той истории с якобы сбитыми пачками Су, МиГах и Рафалях, а что нет из того, что рассказывают пакистанцы- тайна, доказательств никаких, индийцы сбитые Рафали отрицают.
  6. ❝ Для Индии это заметный шаг в развитии собственной авиационной промышленности ❞ —

    — «Разодет я, как картинка,
    Я в японских ботинках,
    В русской шляпе большой,
    Но с индийскою душой» © ...
    (Господин 420)
  7. +1
    17 октября 2025 16:05
    Индия подняла в небо первый Tejas Mk1A

    Первый серийный Tejas Mk1A Индия подняла в небо 28 марта 2024 года.
    Сейчас он проходит испытания, одновременно готовится к полету Tejas Mk2 с АФАР радаром на основе арсенида галлия с режимом низкой вероятности перехвата излучения индийской разработки компании LRDE .
  8. +1
    17 октября 2025 16:42
    Индия подписала контракт с HAL на 97 лёгких истребителей Tejas Mk1A на сумму 7,5 млрд долларов (62 370 крор рупий). ВВС страны получат 68 одноместных машин и 29 двухместных учебно-боевых, первые из которых должны поступить в строевые части к 2027–2028 годам.

    Tejas Mk1A — это обновлённый вариант, оснащённый отечественным радаром UTTAM с активной фазированной решёткой, комплексом радиоэлектронной борьбы Swayam Raksha Kavach и улучшенной системой управления полётом. Уровень локализации превышает 64%, а в производственной цепочке участвуют более сотни индийских компаний. Контракт создаст почти 12 тысяч рабочих мест ежегодно в течение шести лет и станет частью программы «Самодостаточная Индия», направленной на снижение зависимости от иностранных поставщиков вооружений.

    Эта сделка следует за контрактом 2021 года на 83 самолёта Tejas Mk1A (73 истребителя и 10 учебно-боевых), который стал первым крупносерийным контрактом. С учётом нового соглашения, общий заказ ВВС Индии на Tejas Mk1A превысит 180 самолётов, что делает проект одной из крупнейших национальных инициатив по созданию истребителей в истории страны.
  9. +2
    17 октября 2025 17:58
    На новом авиационном заводе HAL в индийском городе Нашик впервые поднялся в небо дебютный собранный там истребитель HAL Tejas Mk1A.
    Самолёт который задумывался как замена британскому Hawker Sea Hawk, потом советскому МиГ-21, наконец-то поднялся в воздух....