Боксёрское восстание — мечи против пушек

9 804 79
Боксёрское восстание — мечи против пушек
Заколдованный меч, фотографировал через стекло, так что прошу прощения за качество


За стеклом витрины набор китайских мечей — прямые «цзянь» и кривые «дао», непонятные тесаки работы деревенских кузнецов и искусная работа мастеров-оружейников. Мечи не украшены золотом и самоцветами, но на лезвии одного из дао дракон играет жемчужиной, и на многих клинках россыпь иероглифов. Мечи — заколдованные! Всяк взявший их в руки становился неуязвим для европейских пуль и картечи. По крайней мере, в это верили их прежние владельцы — члены тайных обществ Ихэцюань — «Кулак во имя гармонии и справедливости» или Ихэтуань — «Отряды во имя гармонии и справедливости». Те, кого европейцы, за любовь к местным боевым искусствам, называли «боксёрами».




Оружие ихэтуаней из коллекции музея Арсеньева, часть — явно из деревенской кузницы...

Для начала рассказа о восстании ихэтуаней пришлось глубоко копнуть историю «века унижений», начавшегося для Поднебесной с Первой опиумной войны. Но особенно обидным стало поражение от японцев — вчерашних учеников, взявших у Китая религию, письменность, искусство, архитектуру... Всё! Но сумевших перенять европейские технологии и разгромить вчерашних учителей. Если до Японо-китайской войны китайцы пытались повторить опыт страны Восходящего Солнца и перенять технологии у лаоваев, то поражение стало болезненной пощёчиной именно реформаторам — немецкие броненосцы и маузеровские винтовки не смогли принести победу над «восточными карликами». И тогда появилась новая идея...


Оружие ихэтуаней, более профессиональная работа...

А что, если не пытаться копировать ужимки лаоваев, как это сделали японцы, надевшие тесные брюки вместо широких прадедовских хакама, фуражки вместо конических шляп-каса и начавших гнать виски и варить пиво вместо сакэ (ну, не вместо, а вместе, но то – такое...)? А что, если прибегнуть к традиционной восточной магии? Эти настроения подогревали буддийские монахи — после разгрома в Поднебесной псевдохристиан-тайпинов наступила буддийская «контрреформация». Для придания большей правдоподобности этим заявлениям буддисты шли на фокусы — стреляли в «заколдованного» бойца из винтовки холостым патроном, демонстрируя его «неуязвимость»... Хитроумные заклинания не дадут европейским пушкам выстрелить, все пули разом пролетят мимо, и храбрые мастера боевых искусств смогут подойти к белым длинноносым варварам на расстояние удара меча, после чего покажут, чьё кунг-фу круче!


Ихэтуани смотрят на читателя как на длинноносого северного дьявола

Ну, по крайней мере, именно так должно было случиться в теории. В реальности... В реальности глубокое национальное унижение (Китай — одна из базовых цивилизаций на нашей планете, так что унижение было реально глубоким!) дополнила засуха, приведшая к неурожаю, а строительство железных дорог оставило без работы миллионы носильщиков-кули, бывших главным грузовым транспортом Поднебесной тысячелетиями. Ну как тут не поверить в зловредность всех этих западных нововведений, если из-за них дети голодают? А если принять во внимание массу европейских миссионеров, наводнивших страну и в грош не ставивших местные языческие верования... В общем — полыхнуло в 1898 году.


Члены тайного общества «Белый лотос»

Надо сказать, что тайные общества в Китае — старая традиция. Особенно много их появилось в эпоху династии Цин — маньчжуры были непопулярны, так что заговоры против них плелись в промышленных масштабах. «Белый лотос», «Большие мечи», «Красные копья» — обычное дело в тогдашнем Китае. Вот только на рубеже веков среди членов этих обществ (антиманьчжурских!) стал распространяться новый девиз: «Фу Цин, ми ян» — «Поддержи Цин, бей иностранцев».


Убийство ихэтуанями миссионеров Ричарда Генле и Франца Ксавера

Первым актом восстания стало нападение в октябре 1898 года группы «боксёров» на католическую общину в деревне Лиюаньтунь. Ну, по крайней мере — так считается: бывали случаи нападения на европейцев и до этого. Ещё в ноябре 1897 года были убиты два немецких миссионера — Ричард Генле и Франц Ксавер. Но тут — нещитово: убить хотели не их, а их коллегу Георга Штенца, которого обвиняли в изнасиловании. В Лиюаньтуне было сложнее — здесь в католическую церковь был превращён храм Нефритового императора. Собственно говоря, передали его обращённые в христианство жители деревни, но ихэтуаням было всё равно...


Император Гуансюй

Дело в том, что в стране шёл «эксперимент» с названием «сто дней реформ» (знакомо звучит!). Началось всё ещё до Японо-китайской войны, но вдовствующая императрица Цыси тормозила реформы. А в 1889 году достиг совершеннолетия император Гуансюй (в девичестве Айсиньгёро Цзайтянь, но давайте он всё-таки будет Гуансюй, для краткости?), и тётю Цыси подвинули от власти. После войны же возникли определённые предпосылки для форсирования процесса. Кан Ювэй — учёный, калиграф и философ составил для императора меморандум (их было несколько, но разбор каждого затянет рассказ), в котором напредлагал всякого не хуже автора «Программы 500 дней»: конституционную монархию по японо-германскому образцу и всё такое-прочее. Меморандум затаскали по инстанциям — китайцы умеют в бюрократию лучше всех в мире! Тогда Кан Юэй отправил императору очередной меморандум с интересным приложением: «Записки о реформах российского царя Петра Великого». А одновременно на День Космонавтики 1898 года учредил «Союз защиты государства» из виднейших столичных учёных и чиновников. Вскоре умер князь Гун, тормозивший реформы, и император решил, что можно переходить к активным действиям.


Генерал Юань Шикай — из всей последующей истории Китая выиграл больше всех именно он — стал первым президентом Поднебесной!

Императорская канцелярия начала штамповать указы в режиме «бешеный принтер»: с 11 июня по 19 сентября напринимали 42 штуки! Понятно, что такое количество идей протолкнуть через бюрократический аппарат было невозможно, и реформаторы начали готовить государственный переворот. Своих вооружённых сил у них (и у императора!) не было, так что было решено привлечь к делу генерала Юань Шикая, за которым стоял корпус ветеранов Японо-китайской войны. Юань Шикай идею поддержал, но уточнил, что ввод в Пекин войск нельзя будет не заметить, а это приведёт к раскрытию заговора. По его предложению, действия стоило приурочить к императорскому смотру в октябре — так появление ветеранов в столице не вызовет подозрений.


Вдовствующая императрица Цыси, роль этой дамы в истории Китая весьма неоднозначна, но, скорее всего, без неё было бы проще...

Но реформаторы не знали, что одновременно свой государственный переворот готовят сторонники Цыси... Таки да: сторонники императрицы и императора готовили параллельные перевороты друг против друга: бред, но — случается! Главным действующим лицом со стороны консерваторов стал генерал Жунлу — член Военного совета и носитель ещё кучи титулов и должностей. В общем, по его наущению Цыси подали меморандум, в котором императора обвиняли в прокитайских настроениях (напомню: они там все были маньчжуры!) и просили отстранить его от власти. Консерваторы медлить не стали, и, пока Юань Шикай ждал императорского смотра, генерал Не Шичен перебросил свои войска в Тянцзинь, где стояли солдаты Юань Шикая, а в столицу ввели армию генерала Дун Фусяна. Ну а «для полноты картины» Жунлу организовал получение ложных известий о боях между русскими и англичанами в районе Хунчуня и появлении английских кораблей в Тангу, что послужило поводом для возвращения Юань Шикая на корейскую границу.


Генерал Жунлу — глава консерваторов

Отправившийся в Тяньцзинь Юань Шикай сразу понял, откуда ветер дует, и заложил Жунлу всех заговорщиков со стороны императора и их планы. Император был арестован 21 сентября, Цыси первым делом отобрала у него государственную печать и сварганила указ о передачи всей власти себе любимой. После чего император якобы скоропостижно скончался, якобы приняв пилюли, переданные ему Кан Ювэем (в реальности — был помещён в тюрьму на острове Иньтай, внутри Запретного города). Был немедленно отдан приказ о его аресте, но глава реформаторов успел бежать в Гонконг. Остальным повезло гораздо меньше: их арестовали 24 сентября, три дня продержали в одиночном заключении, после чего казнили без суда и следствия. В общем, реформы окончились, все 42 указа был отменены, все отстранённые реформаторами от власти сановники — восстановлены в должностях. Надо отдать Цыси должное: все реформы, задуманные политическими противниками, она провела сама, но в 1902-1905 годах.


Солдаты правительственной армии, во время восстания они были на стороне ихэтуаней

Почему такое подробное внимание этой попытке реформ и её провалу? Дело в том, что Цыси использовала в своей борьбе с реформаторами — ихэтуаней! Ихэтуани выступали против реформ Гуансюя, императрица и её сторонники добились того, что они отказались от антиправительственных лозунгов, сосредоточившись на борьбе с иностранным влиянием. Таким образом восстание получило поддержку оттуда, откуда не ждали, между армией и ихэтуанями было заключено перемирие, а европейцы стали подвергаться не только нападениям бойцов с холодным оружием, но и неплохо вооружённых и обученных солдат правительственной армии.

Но это мы забежали вперёд. А пока, зимой 1899-1900 года разбитая «боксёрами» в провинции Чжили правительственная армия начала отступление на Пекин. Понимая, что дело пахнет керосином, иностранные дипломаты запросили у своих стран войска для защиты. Поскольку ситуация менялась на глазах, поначалу наскрести смогли самый мизер: 18 мая 1900 года в Посольский квартал Пекина прибыли 75 французов, 63 американца, 50 немцев, 28 итальянцев и 25 японцев. Русский контингент был вторым по величине: 74 матроса с броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин», входивших в состав международной эскадры в порту Таку; пушку привезти с собой моряки не смогли, но захватили несколько ящиков снарядов. Вскоре прибыли 79 англичан с парой пушек и 30 австрийцев.


Русские моряки в Пекине

Между тем вошедшая в город разбитая армия Дун Фусяна объединилась с восставшими, а правительство Цыси решило обучить и вооружить ихэтуаней, чтобы с их помощью вышвырнуть из Поднебесной наглых лаоваев. Посольский квартал стали готовить к обороне, русский контингент выстроил баррикаду, соединявшую посольство с воротами «Русско-китайского банка», получившееся сооружение получило неофициальное название «Форт Наварин-Сысойский». Одновременно в квартал перебрались большая часть обитавших в Пекине иностранцев и часть китайцев-христиан. Из всех имевшихся в наличии мужчин сформировали Международный военный отряд численностью 450 человек, для обороны Квартала. Первым командиром отряда стал австриец Томани, но он вскоре был убит, и его пост занял англичанин Клод Макдональд.


Оборона «Форта Наварин-Сысойского»

Как ни странно, вели себя европейцы, коих была горстка, против многотысячных китайских ратей — дерзко! 31 мая испанский посол застрелил ихэтуаня, в тот же день 20 немецких солдат заняли храм, использовавшийся повстанцами и убили там 7 человек; до того германский посол фон Кеттелер поймал 17-летнего парня и лично избил (в мероприятии поучаствовали и другие послы), собственно говоря, именно после этого и началась печально известная осада Посольского квартала. Ну, как осада... 2 июня русско-американский отряд совершил рейд в католический храм Наньтан, где разгромил ихэтуаней и освободил 300 пленников-христиан, потом начались перестрелки между европейцами и китайскими солдатами. 5 июня повстанцы перерезали железнодорожное сообщение с Тяньцзинем, изолировав столицу.


Убийство фон Кеттелера

6 июня Цыси решилась: был издан рескрипт, объявлявший восьми европейским державам войну. От дипломатов потребовали в течение суток покинуть столицу Поднебесной, иначе китайское правительство снимает с себя всю ответственность за их жизни. Покидать столицу послы не захотели (китайской армии никто не доверял, боялись, что по дороге всех вырежут), а на переговоры с цинским правительством отправили фон Кеттелера. Тот 7 июня в паланкине отправился на встречу с маньчжурскими чиновниками, но по дороге был застрелен китайским солдатом. Труп посла изрубили на куски, немецкий отряд, отправившийся на выручку, вернулся ни с чем.


Битва под Ланфаном

На выручку дипломатам 10 июня отправили отряд вице-адмирала Эдварда Сеймура. Отряд, с разрешения китайского правительства, сел на поезд и добрался до Тяньцзиня, дальше железная дорога была разрушена. Впрочем, от Тяньцзиня до Пекина всего 120 км, так что Сеймур решил идти пешим маршем. Пока он шёл, власть в Пекине поменялась, и на место поддерживавшего европейцев принца Цина был назначен принц Дуан, лаоваев не любивший. Он приказал армии атаковать Сеймура. Это было настолько неожиданно, что генерал Не Шичен, запутавшись в противоположных приказах, Сеймура пропустил. Но 18 июня отряд вступил в бой с пятитысячным отрядом «Отважных из Гуаньсу» Дун Фусяна и потерпел поражение под Ланфаном. Окопавшись в «большом арсенале Си-Ку», Сеймур не только не смог оказать помощь Посольскому кварталу, но и сам стал просить о помощи, благо положение у отряда было хуже некуда: он был на грани не просто разгрома, а полного уничтожения. Колонна из 900 русских солдат и 500 британских моряков из Порт-Артура пришла на помощь погибавшему отряду, но о походе на Пекин пришлось забыть — Сеймур отступил в Тяньцзинь.


«Международная пушка» в Посольском квартале — ствол британский, лафет итальянский, снаряды русские, артиллеристы американские...

Осада Посольского квартала продолжалась месяц, бои были жаркие, осаждённые даже ходили в штыковые атаки. В ходе вылазки 24 июня русские матросы добыли старую китайскую пушку (ствол британский, лафет итальянский), к которой подошли хозяйственно захваченные с собой снаряды. В общем, теперь своя артиллерия была не только у англичан, но и у русских. Если с военной точки зрения всё было понятно — китайцы осаждали, европейцы оборонялись, то с дипломатической...


Оборона Посольского квартала

Тут был полный бардак! В китайском правительстве были свои фракции, устраивавшие «бои бульдогов под ковром», в результате было не ясно, с кем воюет правительство Цыси — с европейцами или ихэтуанями? Меморандумы сыпались как из рога изобилия, то европейцам объявлялась война, то заявлялось, что их неверно поняли, было казнено под сотню ихэтуаней и не меньшее число чиновников, не поддерживавших восстание, Посольский квартал то обстреливали, то присылали подарки от императрицы...


Русская кавалерия рубит ихэтуаней

Между тем силы «Альянса восьми наций», которым предстояло взять Пекин, достигли 55 тысяч человек. Большую часть составили японцы — 20 840 человек. 14 июля международные силы захватили Тяньцзинь в ходе самого кровопролитного сражения кампании: погибло 250 солдат союзников, раненых было в два раза больше. Русско-немецкий отряд понёс потери в 140 убитых и раненых, самые большие потери понесли японцы — 320 убитых и раненых. Город использовали как базу для похода на столицу Поднебесной. Одновременно, в ответ на обстрел китайцами Благовещенска в июне 1900 года, Россия перебросила в Маньчжурию 200 тысяч человек под командованием генерала Павла фон Ренненкампфа, подавившего «боксёров» на севере Поднебесной.


Международные силы в Пекине

Кончилось всё прибытием союзных войск, деблокировавших дипломатов. В последнюю ночь осады, 31 июля, уже оповещённые о подходе войск ихэтуани предприняли самый масштабный штурм Посольского квартала. Неудачный штурм. Утром следующего дня защитники предприняли атаку навстречу деблокирующим силам, в 4 часа пополудни к укреплениям Международного отряда вышли Бенгальские уланы, Пекин оказался занят союзной армией, Цыси бежала, переодевшись буддийской монахиней. Всё вышеописанное неплохо показано в фильме 1963 года «55 дней в Пекине»: если не обращать внимания на «баронессу Наташу Иванову» (в исполнении Авы Гарднер) и прочие голливудские ляпы, то можно рекомендовать к просмотру — Old School!


Фельдмаршал Альфред фон Вальдерзее

P.S. А самыми жестокими карателями стали немцы. Фельдмаршал Альфред фон Вальдерзее с германским контингентом к боевым действиям не успел — с боксёрами управились без него. Что ж, немецкий командующий поселился в апартаментах Цыси в Запретном городе и начал проявлять лихорадочную активность: немцы провели 75 экспедиций в окрестности Пекина, вырезав тысячи местных жителей, по большей части не имевших никакого отношения к ихэтуаням. Это не было самодеятельностью зверюги-фельдмаршала — он получил чёткие инструкции от Кайзера:

Пощады не давать! Пленных не брать! Кто попадётся вам в руки, тот в ваших руках! Как тысячу лет назад гунны под предводительством Аттилы создали себе имя... так пусть имя немца в Китае на тысячу лет станет известно таким образом, что никогда никакой китаец не посмеет даже искоса взглянуть на немца.

У австрийского художника были достойные предшественники...
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    22 октября 2025 05:20
    А самыми жестокими карателями стали немцы.

    Типа похлеще Ренненкампфа? Так тот тот не только в убийстве китайцев отличился, но и соотечественников вешал и стрелял за милую душу.
    1. +2
      22 октября 2025 06:17
      ай как не красиво, вы бы пояснили что "соотечественники" - это эсеры, бунтовщики и революционеры в 1905-1906 годах.
      И заодно вспомнили бы что доблестные революционеры в 1918г. расстреляли бравого генерала за отказ вступить в Красную армию
      1. +6
        22 октября 2025 06:27
        Цитата: faiver
        вы бы пояснили что "соотечественники" - это эсеры, бунтовщики и революционеры в 1905-1906 годах.

        От этого они прекращают быть соотечественниками?
        Цитата: faiver
        И заодно вспомнили бы что доблестные революционеры в 1918г. расстреляли бравого генерала за отказ вступить в Красную армию

        На счет предлагали вступить это больше на вымысел похоже. Кому бы он был нужен, в реальной войне он показал себя бездарностью, отличался только в карательных акциях, что ему и припомнили. Он же не зря от большевиков прятался с поддельными документами, знал что припомнят ему былые заслуги перед царем-батюшкой. Но вот сбрить усы с баками ему ума не хватило, что многое говорит о его уровне.
        1. -8
          22 октября 2025 06:41
          От этого они прекращают быть соотечественниками?
          - Чем бойцы Ренненкампфа отличаются от современных военных участвовавших в обеих чеченских?
          в реальной войне он показал себя бездарностью
          - и не стыдно писать откровенную ложь?
          1. 0
            22 октября 2025 06:52
            Цитата: faiver
            Чем бойцы Ренненкампфа отличаются от современных военных участвовавших в обеих чеченских?

            Когда убивали россиян или китайцев?
            Цитата: faiver
            и не стыдно писать откровенную ложь?

            Разве не он бежал от немцев до Немана?
            1. -3
              22 октября 2025 07:02
              Разве не он бежал от немцев до Немана?
              - точно, надо было встать в глухую оборону и дать себя окружить, вы бы хоть поинтересовались кто там обделался, генерала Жилинского после всего этого сняли с должности командующего Северо-Западного фронта и к командованию войсками больше не подпускали...
              1. +3
                22 октября 2025 07:15
                генерала Жилинского после всего этого сняли с должности командующего Северо-Западного фронта и к командованию войсками больше не подпускали...
                Тут стоит заметить, что ошибки Жилинского потянули за собой и отставку Ренненкампфа.
                1. +1
                  22 октября 2025 07:17
                  ну в отставке Ренненкампфа куда больше отметился предатель Рузский, но и это конечно сыграло свою роль....
              2. +1
                22 октября 2025 08:40
                надо было встать в глухую оборону и дать себя окружить,
                Примерно как это сделал Самсонов.
                1. +3
                  22 октября 2025 08:46
                  Гинденбург с Гофманом и пытались окружить армию Ренненкампфа, но генерал их просчитал и хоть и с потерями, но вывел армию из ловушки. Оба германских генерала потом сильно сокрушались по этому поводу...
            2. +9
              22 октября 2025 07:02
              Разве не он бежал от немцев до Немана?
              Угу. Предварительно уделав 8-ую армию фон Притвица под Гумбинненом.
              Меньше читайте Пикуля.
              1. +3
                22 октября 2025 07:11
                Меньше читайте Пикуля.
                - да пусть читает что хочет, но нельзя же художественные книги принимать за чистую монету....
                Оговорил реально боевого генерала ни за хрен собачий...
          2. +1
            27 октября 2025 10:53
            Цитата: faiver
            Чем бойцы Ренненкампфа отличаются от современных военных участвовавших в обеих чеченских?

            во-первых, давайте отделим бойцов которые действуют сами от выполняющих приказ
            а во вторых, если бы в Чечне этот Ренненкампф отдавал приказы, то наша мотопехота не зачищала бы в селах от "боевиков" = людей у которых в руках оружие и оно стреляет в гостей, рискуя солдатами и сохраняя часть жизней как простых людей, так и переобувшихся боевиков, а просто из артиллерии ровняла бы с землей всех подряд, без разбору.
            1. -1
              27 октября 2025 12:23
              И там и там войска получали приказы, как и Ренненкампф, да тогда нравы были по проще, не было комиссий по правам человека, и генерал действовал в соответствии с обстановкой
              1. +1
                27 октября 2025 13:44
                Цитата: faiver
                генерал действовал в соответствии с обстановкой

                о, я обожаю эту отмазку
                когда удобно прячутся за обстановку, за устав, еще за что-то там,
                но поступок остается поступком. И оценивать их нужно по сути.
                1. -1
                  27 октября 2025 13:51
                  это не отмазка
                  а по сути бунтовщики, эсэры и прочие рэволюционэры 1905г., это изменники родины, которые за британские, японские, американские деньги устроили беспорядки в тылу воюющей страны, пытаясь захватить власть, а все сказки про борьбу за народ оставьте для детей....
                  1. +1
                    27 октября 2025 14:15
                    Цитата: faiver
                    а все сказки про борьбу за народ оставьте для детей....

                    вы один об этом говорите
                    Цитата: faiver
                    а по сути бунтовщики, эсэры и прочие рэволюционэры 1905г., это изменники родины

                    ну да позорно проигранная война тут совсем не при чем. Никак не влияет и ужасное положение крестьян, и регулярный голод. Во всем виноваты "бунтовщики" и иностранные деньги... вот только почти все крупные банки которые действуют в стране - иностранные. Только 1 русский и то староверский. Да в стране полно иностранных денег и агентов, но до 1905 года это никого не волнует.
                    Не волнует и то, что в Петербурге прямо сформированы аж 4 очень агрессивные клики, которые не пытаются, а влияют на политику страны, совершают политические расправы. Одна из них французская в итоге затащила РИ в ПМВ.
                    А вас беспокоят только "бунтовщики"????
                    Вы наверное еще и верите в хрустобулочную интерпретацию положения империи?
                    1. 0
                      27 октября 2025 14:25
                      А вас беспокоят только "бунтовщики"????
                      - нет, ну как они меня могут беспокоить...
                      Вы наверное еще и верите в хрустобулочную интерпретацию положения империи?
                      - laughing, нет конечно, и Николаша в моих глазах ну напрочь недалекий человек.
                      ну да позорно проигранная война тут совсем не при чем
                      - еще как причем, война и затевалась что бы быть проигранной РИ, только затевалась она не в России и не в Японии, цель войны ослабить и унизить РИ и затащить в Антанту, что и было сделано, а революционные выступления это один из факторов. Не сыграл в 1905г., зато сыграл в 1917...
                      Вот только Ренненкампф тут напрочь не причем, он просто выполнял свой долг, и выполнял хорошо...
                      1. 0
                        27 октября 2025 14:31
                        Цитата: faiver
                        и затевалась что бы быть проигранной РИ

                        война стала на повестке дня только тогда, когда японцев, выкинутых грубо из Порт-Артура и части Китая, безобразовцы попытались выкинуть полностью еще и из Кореи. Вот этого японцы уже не стерпели.
                        Никто не мешал просто сидеть на попе ровно, укрепляться лет 10 и не отсвечивать лишний раз. Но жадность - она такая. Не дожидаясь укрепления позиций, начали дальше лезть - ну и напоролись при активном содействии "партнеров". Вот я совсем не соглашусь с вами, что войну где-то там затеяли. Элементарная осмотрительность и хотя бы 5% вежливость с японцами, исключили бы поводы к войне.
                      2. 0
                        27 октября 2025 14:35
                        Вот я совсем не соглашусь с вами
                        - каждый волен иметь собственное мнение hi
                        и хотя бы 5% вежливость с японцами
                        - завсегдатаи петербургских салонов их иначе как "желтомордыми макаками" и не называли, ну какая уж тут вежливость...
        2. -2
          22 октября 2025 08:31
          Цитата: Дырокол
          От этого они прекращают быть соотечественниками?

          сначала эти "соотечественники" в террактах убили тысячи чиновников,а заодно с ними-и обычных граждан.
          1. +2
            22 октября 2025 08:44
            Цитата: Ольгович
            сначала эти "соотечественники" в террактах убили тысячи чиновников,а заодно с ними-и обычных граждан.

            На счет тысячи вы по моему преувеличиваете. Но допустим. Если государство доводит людей до такого состояния, то с этим государством явно не все хорошо и ответственность лежит на правителях. Император возложив на себя абсолютную власть также возложил на себя абсолютную ответственность и поэтому вся пролитая кровь на его совести.
            1. +3
              22 октября 2025 08:50
              Император возложив на себя абсолютную власть также возложил на себя абсолютную ответственность и поэтому вся пролитая кровь на его совести.
              И причем тут тогда Ренненкампф? Логика у Вас, коллега, прихрамывает.
              1. +3
                22 октября 2025 08:54
                Цитата: 3x3zsave
                Логика у Вас, коллега, прихрамывает.

                Это ответ на это:
                сначала эти "соотечественники" в террактах убили тысячи чиновников,а заодно с ними-и обычных граждан
                1. +4
                  22 октября 2025 08:58
                  Здесь согласен, с "тысячами" Ольгович загнул.
                  1. -3
                    22 октября 2025 11:55
                    Цитата: 3x3zsave
                    Здесь согласен, с "тысячами" Ольгович загнул

                    не согласен: только с 1901 по 1917 гг насчитывалось 17 тыс жертв террора
                    См .Квасов О. Н. Качественные параметры жертв революционного терроризма начала XX века // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. — 2010. — № 2
                    1. 0
                      22 октября 2025 12:15
                      Хорошо, Андрей. Приношу извинения и беру свои слова обратно.
                    2. -1
                      27 октября 2025 11:00
                      Цитата: Ольгович
                      не согласен: только с 1901 по 1917 гг насчитывалось 17 тыс жертв террора

                      выше говорилось о тысячах чиновников, тут говорится о тысячах просто "жертв"
                      нестыковочка-с
                      А что касается чиновников, напомню, что ВСЯ империя выпускала в год уже в 20-м веке всего 1800 высшего образования и около 4400 специалистов других видов в год. Если бы чиновников мочили указанными темпами, то уже к 1910 году ряд областей вообще потерял бы всякую управляемость, чего как известно не произошло. Так что жертвы точно были далеко не все чиновниками, при этом признаю, что проредили их чувствительно, что отвратительнейшим образом сказалось в падении качества управления и принимаемых решений в империи, которые и до этого не блистали.
                      В качестве примера одной жертвы приведу английского инженера по добыче нефти, которого замочили в Баку. Ну он вообще никак не похож на чиновника РИ.
                      1. 0
                        27 октября 2025 11:25
                        Цитата: multicaat
                        выше говорилось о тысячах чиновников, тут говорится о тысячах просто "жертв"
                        нестыковочка-с

                        нет 2--3 тыс чиновников из 17 тыс жертв ?
                        Стыковочка-с...
                      2. 0
                        27 октября 2025 11:28
                        ну 2-3 тыс - это близко к правде. Я оценивал даже чутка больше.
                        Но тут важнее какая доля из них была наследственными дворянами.
                      3. 0
                        27 октября 2025 11:35
                        Цитата: multicaat
                        ну 2-3 тыс - это близко к правде. Я оценивал даже чутка больше

                        больше и есть
                        Цитата: multicaat
                        Но тут важнее какая доля из них была наследственными дворянами

                        кому важно?
                      4. 0
                        27 октября 2025 11:37
                        Цитата: Ольгович
                        кому важно?

                        смерти разночинцев правящий класс - дворян - мало волновали.
                      5. 0
                        27 октября 2025 11:40
                        Цитата: multicaat
                        смерти разночинцев правящий класс - дворян - мало волновали

                        т.е. убийство в соседнем кабинете не страшно, если там новосостявшийся дворянин?
                      6. 0
                        27 октября 2025 11:43
                        Цитата: Ольгович
                        т.е. убийство в соседнем кабинете не страшно, если там новосостявшийся дворянин?

                        для них - да, полное равнодушие. Просто неудобство, не более того. Логика сословного общества. Это как задерживающийся экипаж с возницей. Примерно такой уровень.
            2. -3
              22 октября 2025 12:09
              Цитата: Дырокол
              На счет тысячи вы по моему преувеличиваете

              17 тыс с 1901 по 1917
              Цитата: Дырокол
              Если государство доводит людей до такого состояния,

              сами люди доводят себя до одержимого состояния, ставя заведомо невыполнимые цели и требования и идя напролом.

              А материальное состояние самих народовольцев и пр эсеров было очень даже неплохим-см Фигне или это -из 40 террористок 15 были дворянками или дочерьми купцов, 4 — из среды разночинцев, 11 — из мещан, одна была дочерью священника и 9 родились в богатых крестьянских семьях, 33 с высшим и ср образованием, возраст ср 22 года.
      2. +3
        22 октября 2025 07:55
        И заодно вспомнили бы что доблестные революционеры в 1918г. расстреляли бравого генерала за отказ вступить в Красную армию
        Тут стоит заметить, что большевики высоко оценили военный талант генерала, приказ о расстреле пришел от Антонова-Овсиенко. Типа, "так не доставайся де ты никому!"
        1. 0
          22 октября 2025 08:12
          большевики высоко оценили военный талант генерала
          - Совершенно верно...
      3. 0
        23 октября 2025 14:09
        Ну Вы прежде чем такое писать хотя бы схематично просмотрели биографию этого героя. Это был типичный каратель, который отличился в подавлении бунтов но вот военные его дела как то не сложились. До такой степени не сложились что в 1915-м он был уволен из армии по бездарности командования. В тюрьму его отправили после февральской революции. Большевики же его освободили. Что там произошло в Таганроге мнения разнятся но вряд ли новую власть заинтересовал бы бездарный генерал.
        1. -1
          23 октября 2025 14:22
          я то как раз "смотрел" биографию Ренненкампфа не схематично, в отличии от вас, а уволен он был в результате интриг Жилинского, Рузского, Сухомлина, которым нужен был отпущения их просчетов..... Одно радует что Жилинского и Рузского постигла та же судьба что и боевого генерала с большой буквы Ренненкампфа...
          1. 0
            23 октября 2025 18:47
            Ну это конечно же сильное обьяснение. Сам белый и пушистый только вот интриганы меня со свету сжили. Можно конечно спросить о его достижениях и заслугах что в русско-японскую что в империалистическую но Ваша версия универсальна.
            1. 0
              23 октября 2025 18:55
              Это не его объяснения, идите и изучайте материалы, прежде чем других поучать....
              1. 0
                24 октября 2025 08:04
                Согласен. Это не его обьяснение, это Ваше обьяснение. Ваша версия. Ваше толкование. А вообще уволить из царской армии генерала в 1915-м это значит что этому генералу надо было сильно накосячить.
                1. 0
                  24 октября 2025 11:03
                  нет не мое, а начальника Генерального штаба генерала Янушкевича, комиссии генерала Баранова, советского военного историка, бывшего генерала-лейтента РИ Королькова Г.К.
    2. +12
      22 октября 2025 08:30
      Скажем так: Рененкампф подавлял реальное восстание, а немцы приехали к шапочному разбору и расстреливали откровенно кого попало, когда уже можно было смело ехать обратно.
      1. +3
        22 октября 2025 08:39
        Цитата: Георгий Томин
        Скажем так: Рененкампф подавлял реальное восстание, а немцы приехали к шапочному разбору и расстреливали откровенно кого попало, когда уже можно было смело ехать обратно.

        Какая разница? Они влезли в чужое государство и убивали граждан чужой страны. Считаете китайцы сегодня делят их на тех, кто правильно убивал их предков и кто неправильно?
        1. +5
          22 октября 2025 08:47
          Они влезли в чужое государство и убивали граждан чужой страны.
          Как бы сами китайские граждане не считали манчжурское государство своим...
          1. +2
            22 октября 2025 08:53
            Цитата: 3x3zsave
            Как бы сами китайские граждане не считали манчжурское государство своим...

            Восстание то было не против Цыси.
          2. +5
            22 октября 2025 11:00
            Цитата: 3x3zsave
            Они влезли в чужое государство и убивали граждан чужой страны.
            Как бы сами китайские граждане не считали манчжурское государство своим...

            Привет Дружице - тема самоидентификации спорна. Те же китайцы во время обороны Порт-Ариура на идейных началах помогали японцам против наших соотечественников.
            Где тут грань - ответить сложно. Одним словом - «восток дело тонкое», хотя не исключено, что «враг моего врага - мой друг»…
        2. 0
          22 октября 2025 08:51
          вам самому не смешно лезть с понятиями 21 века в век 19ый? Вас бы там китайцы первого грохнули...
          1. +5
            22 октября 2025 08:55
            Цитата: faiver
            вам самому не смешно лезть с понятиями 21 века в век 19ый? Вас бы там китайцы первого грохнули...

            Я бы и в 19 веке не полез бы в Китай наводить там порядки, меня и сегодня там не поймут, если я полезу учить их жить.
        3. +3
          22 октября 2025 19:33
          Напомню ситуацию: в чужом государстве повстанцы убивают ваших граждан, не делая исключений для дипломатов. Власть этого государства виляет как маркитанская лодка, не обеспечивая реальной безопасности даже посольству. Ваши действия? Можно объявить войну, а можно, войдя в положение местных властей, которые реально не могут справиться с восстанием, ввести войска для защиты своих граждан. Россия, как и все прочие, выбрала именно этот вариант.
      2. +1
        22 октября 2025 08:49
        Вильгельм не мог простить убийство посла, и дал соответствующую команду - стрелять без разбора...
  2. +4
    22 октября 2025 06:08
    Статью дочитывал в метро.
    Улыбнуло…
    …то европейцам объявлялась война, то заявлялось, что их неверно поняли

    Усе по женски, даже если тетя императрица Поднебесной!!!
    Всем хорошего дня!
    1. +7
      22 октября 2025 06:20
      Цитата: Коте пане Коханка
      Усе по женски, даже если тетя императрица Поднебесной!!!

      Баба была жутко вздорная...
      1. +7
        22 октября 2025 08:32
        Маникюр - отдельно доставляет! Ногти сантиметров по 10 - на зависть современным модницам)))
        1. +3
          22 октября 2025 08:35
          Цитата: Георгий Томин
          Ногти сантиметров по 10 - на зависть современным модницам)))

          Показатель того, что руками она ничего не делает.
        2. 0
          22 октября 2025 09:22
          Цитата: Георгий Томин
          Маникюр - отдельно доставляет! Ногти сантиметров по 10 - на зависть современным модницам)))

          Ну «нокоточек» на мизинцах у Пушкина и Гончарова был тоже немного меньше - 9 см. Правда у Гончарова потом «девайс» на дуэли отстрелили вместе с верхней фалангой пальца.
          1. +3
            22 октября 2025 19:34
            Да, фото Пушкина не осталось, а на портретах такое не рисовали. А Цыси сфотографировали)))
            1. +1
              23 октября 2025 06:36
              Тимур утро доброе, кабы Александр Сергеевич ушел в мир иной за несколько оет до появления фотоаппарата.
  3. +6
    22 октября 2025 06:58
    Цитата: Дырокол
    Баба была жутко вздорная

    История повторяется на нынешних руководительшах ЕС laughing
    1. +2
      22 октября 2025 07:07
      Цитата: Chifka
      История повторяется на нынешних руководительшах ЕС

      И кто из них была наложницей в гареме и пришла к власти путем дворцовых интриг?
      1. +4
        22 октября 2025 07:09
        Сие мне не ведомо request Но то, что бабы жутко вздорные - мне кажется, очевидно laughing
      2. +3
        22 октября 2025 08:23
        Это уже чисто технические подробности. Тем более, что нонечные властные евробабы столь страшны, что их ни один гарем не приметlaughing!
        1. +1
          22 октября 2025 08:33
          Цитата: Grossvater
          властные евробабы столь страшны

          Sanna Mirella Marin -симпатичная женщина.
          1. Комментарий был удален.
        2. +2
          22 октября 2025 11:04
          Цитата: Grossvater
          Это уже чисто технические подробности. Тем более, что нонечные властные евробабы столь страшны, что их ни один гарем не приметlaughing!


          Уинстон Черчиль на вопрос почему вы избегаете феминисток, ответил -они страшные, а на официальной встрече еще и целовать им руку прийдется… не хочу.
  4. +4
    22 октября 2025 07:01
    Рекомендую к прочтению:
    Дмитрий Янчевецкий, "1900. Русские берут Пекин". Есть на ЛитРес за смешные деньги. Янчевецкий, русский журналист, по личному приказу наместника адмирала Алексеева прошел с русскими войсками весь путь до Пекина.
  5. +1
    22 октября 2025 08:54
    В войне с китаем 1901 принял участие выдающийся русский ученый В И Гудыга

    .В. И. Гулыгу с детства готовили в военные. Он учился в Кадетском корпусе. Юнкером записался добровольцем в экспедиционный корпус, посланный Россией в Китай в 1901 г. во время восстания ихэтуаней (боксеров), и получил солдатского Георгия при взятии одной из крепостей. Служил на персидской границе, добровольцем пошел на русско-японскую войну, командовал сотней, был ранен и получил оружие за храбрость.

    Из-за тяжелой раны был вынужден оставить службу и поступил ы университет.

    Владимир Иванович Гулыга выдающийся российский металлург-доменщик, ученик М. А. Павлова и М. К. Курако. Главный инженер и создатель ряда металлургических заводов.

    Лучший металлург завод России в Туле-его заслуга..-Инициатор строительства современных доменных печей большого объёма. Внес существенный вклад в развитие представлений об управлении ходом доменных печей. Автор многих статей и книг по доменному производству.

    Как и множество других русских ученых инженеров, уничтожен психопатами в 1938
  6. +3
    22 октября 2025 11:40
    Для придания большей правдоподобности этим заявлениям буддисты шли на фокусы — стреляли в «заколдованного» бойца из винтовки холостым патроном, демонстрируя его «неуязвимость»... Хитроумные заклинания не дадут европейским пушкам выстрелить, все пули разом пролетят мимо, и храбрые мастера боевых искусств смогут подойти к белым длинноносым варварам на расстояние удара меча, после чего покажут, чьё кунг-фу круче!

    Через 60 лет то же самое повторится в Конго.
    Мулеле, несмотря на свою просвещенность (все-таки бывший министр образования и искусства), их в этом всячески поощрял. Колдуны давали новобранцам традиционное снадобье, которое должно было сделать их неуязвимыми для пуль. От воинов лишь требовалось размахивать пальмовой веткой и повторять заклинание: «Май Мулеле!».
    Симба верили, что у некоторых людей есть дух «жужу», который оберегал человека от врагов, – писал Фредерик Форсайт в романе «Псы войны». – Они полагали, что такой «жужу» присутствует у их вождя Пьера Мулеле, а значит тех, кто его поддерживает, он может сделать бессмертными.
    Для большей убедительности в действии магических свойств зелья, Мулеле приказывал смельчакам выстроиться в ряд и давал команду солдатам открыть по ним огонь. Прогремел залп – но ни один из одурманенных бойцов даже не пошатнулся. Секрет в том, что выстрелы производились холостыми патронами, однако суеверные симба лишь больше убеждались в своей неуязвимости.
  7. +3
    22 октября 2025 13:04
    Но особенно обидным стало поражение от японцев — вчерашних учеников, взявших у Китая религию, письменность, искусство, архитектуру... Всё! Но сумевших перенять европейские технологии и разгромить вчерашних учителей. Если до Японо-китайской войны китайцы пытались повторить опыт страны Восходящего Солнца
    ...
    Скажем так. Аматерасу, ками... Синто японцев не от китайцев... Замечательная статья, порадовала smile
    1. +3
      22 октября 2025 16:05
      Да, Анлрей Борисович, Синто не от Китайцев, но японский Дзэн --- это китайский Чань, да и Дао с Конфуцием и в Японию проникли, и даже в Корее и Вьетнаме отметились, вместе с иероглифами. Только иероглифы в Корее не приняли (у них всегда слоговое письмо), ну а джапы, чтобы быть "открытыми западу", создали помимо иероглифов аж 2 слоговых письма --- Катакаму и Хирагаму.
      1. +1
        22 октября 2025 16:33
        Лучше просто. Андрей или Борисыч. У нас основное сейчас другое - весьма неудобное для Российской Империи "боксерское" выступление. В остальном - в соответствии - будет еще темы чтобы "Merde" пошвыряться laughing
        "Бодхидхарма двигался с юга..." (с)
        С Уважением.
        1. +3
          22 октября 2025 17:01
          "Бодхидхарма двигался с юга..."
          "Однажды Федор пришел к великому посвященному Петру и спрашивает:
          -Учитель, а в чем смысл прихода Бодхидхармы с юга?
          А Петр взял калабаху и хрясь(!) ею Федору в лоб!!!
          И Федор уходит просветленный!"(С)
          Привет, Борисыч!
          1. +2
            22 октября 2025 17:18
            laughing Однажды Учитель послал без меры настырного ученика в гроты с узким входом, надеясь отделаться от неудобных вопросов и наказал медитировать о быке...
            Через время (предположительно два года) он, вдруг, вспомнил о негодяе... Выходи олух - сказал учитель подойдя ко входу - Не могу, Учитель - рога мешают - ответил ученик.
            Приветствую, Антон.
            1. +2
              22 октября 2025 17:53
              Однажды Учитель послал без меры настырного ученика в гроты с узким входом, надеясь отделаться от неудобных вопросов и наказал медитировать о быке...
              Через время (предположительно два года) он, вдруг, вспомнил о негодяе... Выходи олух - сказал учитель подойдя ко входу - Не могу, Учитель - рога мешают - ответил ученик.

              Так родилась легенда о Минотавре...
              1. +1
                22 октября 2025 18:10
                Рога ученику от серьезных размышлений явились, а Минотавр родился от неформальной любовной связи развращенной взбалмошной особы... Впрочем "вопрос дискуссионный - и не поспоришь..." (с)
                1. +2
                  22 октября 2025 18:14
                  Впрочем "вопрос дискуссионный - и не поспоришь..." (с)
                  Вот именно!
      2. +1
        23 октября 2025 07:01
        == Только иероглифы в Корее не приняли (у них всегда слоговое письмо), ну а джапы, чтобы быть "открытыми западу", создали помимо иероглифов аж 2 слоговых письма --- Катакаму и Хирагаму. ==

        У вас немного странные представления об истории письменности в Восточной Азии. Китайский язык был литературным языком в Корее вплоть до падения династии Чосон в 20 веке. А иероглифами - ханча - в Южной Корее пользуются до сих пор, но во все меньшей степени. По крайней мере, их изучение входит в школьную программу.
        Изобретение японских азбук никакого отношения не имеет к "открытости западу" (иначе ввели бы латиницу). Они появились задолго до первых контактов с европейцами, чтобы отражать на письме грамматический строй японского языка, который близок алтайским языкам и сильно отличается от китайского.
  8. +2
    22 октября 2025 19:04
    Об этих событиях, интересно написал Ян:" У стен недвижного Китая". Он, сам находился "Посольском квартале"
  9. 0
    4 ноября 2025 20:10
    Одновременно, в ответ на обстрел китайцами Благовещенска в июне 1900 года, Россия перебросила в Маньчжурию 200 тысяч человек под командованием генерала Павла фон Ренненкампфа, подавившего «боксёров» на севере Поднебесной.

    Разве в Маньчжурии были итехуани? Благовещенск обстреляли китайские регулярные войска, в ответ казаки утопили в Амуре всё китайское население Благовещенска, а с подходом войск сожгли город, который сейчас называется Хейхе.