Дайте русские струны для «балалайки»!

32 691 102
Дайте русские струны для «балалайки»!

Да, у нас в теме снова МиГ-21, точнее, его внук, Chengdu FC-1 Xiaolong если по-китайски, и JF-17 Block III, если по-пакистански. Лучший (пока по крайней мере) и самый успешный в коммерческом плане азиатский истребитель.

Но вот незадача – почему его стоит считать не китайско-пакистанским, а российским, и более того, почему в Пакистане хотят его видеть более российским?




Скажем прямо: JF-17 Block III как самолет вполне хорош, но почему он вдруг по мнению некоторых отдельно взятых организмов, остается советским?

Нагло задам вопрос: а что в нем китайского? Ах, авионика… Странно, вот F-35I, который израильский, с другой авионикой, другой БРЛС, другими системами наведения и РЭБ, он почему-то так и остался американским.

JF-17 Block III или же Chengdu FC-1 Xiaolong – да ничего он не китайский. Даже вооружение в основном сделано по образцу и подобию советских и российских ракет, благо, мы с партнерами делились. Ничего зазорного, все нормально. Действительно, авионика и новый нос с другим воздухозаборником – это не новый самолет. Все, кто нормально в теме, это понимают.

Главный конструктор FC-1 Ян Вэй, которого считают самым талантливым китайским авиаконструктором нашего времени, не скрывает, что при создании FC-1 просто адаптировал конструкторские решения МиГ-21. По сути, сегодня JF-17 Block III это самая современная модификация МиГ-21, даже интереснее индийского «Бизона», недавно отправленного на покой.


Но в других, менее продвинутых в авиатехническом плане странах, МиГ-21 по-прежнему желанный объект для приобретения и модернизаций. А почему? Секрет прост: что самое сложное в самолете? Двигатель. Авионику штампуют сотни предприятий по всему миру, гидравлику – тоже. Вооружением занимаются десятки, а вот двигатели для боевых самолетов – единицы.

Да, если серьезно, то, по сути, три с половиной страны в мире занимаются разработкой и производством: Россия, США, Франция. Половинка – это Великобритания, у которой «Роллс Ройс» что-то пытается изобразить, но со времен Eurojet EJ200 для «Еврофайтера» увы, ничего стоящего не появилось.

А остальные оперируют копиями! Даже двигатель Volvo Aero RM-12, который перемещает в воздухе SAAB JAS 39 Gripen – это всего лишь General Electric F404, адаптированный под шведские условия. И так с многими самолетами в мире – за их «сердцами» стоят двигатели из «Большой тройки».

А что там у самого успешного китайско-пакистанского JF-17? А там РД-93, то есть, РД-33, модифицированный под FC-1, с нижним расположением коробки двигательных агрегатов по заказу китайских клиентов. Технические характеристики такие же, как у РД-33.


FC-1 разработан китайской компанией CAC (Chengdu Aircraft Corporation) при финансовой поддержке Пакистана. И Пакистан получил производимого в КНР потомка советского МиГ-21, оснащенного РД-93.


И пока что советские РД-93 исправно поднимают в небо пакистанские истребители китайского производства. Ключевое слово здесь, как вы понимаете – пока.

Вообще китайцы давно пытаются совершить импортозамещение, то есть, воткнуть вместо РД-93 свой WS-13, но увы. Несмотря на то, что конструкторы авиастроительной корпорации Гуйчжоу очень внимательно смотрели на РД-93, полноценной замены не вышло.

JF-17 с китайским двигателем первый раз полетел в ноябре 2012 года. Восемь лет шла лихорадочная работа по доведению WS-13 до ума. К 2020 году создатели JF-17 планировали полностью перейти на использование WS-13 версия 2, планируя использовать двигатель в самой успешной с коммерческой точки зрения версии Block III.

Видимо, не все пошло так, как планировалось, а может, это магия китайских чисел, там 4 – это самое несчастливое число, а 13 – это 1+3=4. WS-13 «не взлетел».

А потом начались истинные «чудеса на виражах»: мало того, что Пакистан заказал в Китае партию РД-93 российской сборки, так еще агенты Минобороны Пакистана начали налаживать контакты с российской стороной, дабы приобрести двигатели без посредников. Напрямую.

Кто осудит? Тем более, что пакистанцы озвучили, по какой причине началась эта эпопея. Дело в том, что оснащенные двигателями WS-13 истребители JF-17 постоянно попадали в ремонты из-за весьма серьезных проблем, таких как трещины в направляющих лопатках, выхлопных форсунках и стабилизаторах пламени.

Основной претензией пакистанских ВВС к производителям JF-17 было то, что ни один двигатель на поставленных Пакистану самолетах не показал заявленный ресурс в 2200 часов. Китайские двигатели заканчивались напрочь задолго до этого срока.

Ради справедливости, пакистанские военные указали на то, что и РД-93 не являли собой образец надежности, проблемы были, но реакция российской стороны была много более плодотворной, по крайней мере, как отмечала пакистанская сторона, модифицированный РД-93МА можно считать двигателем без недостатков. Хорошо, почти без недостатков, потому что дымить РД-93 так и не отучили.


Но и дымит тот же МиГ-29 не так уж чтобы. Дымит, но не смертельно. Зато один РД-93МА – это уменьшение вдвое времени на техническое обслуживание, приличная тяга, а главное – русская надежность и перспектива. Перспектива – это имеется в виду Р-33-ОВТ, последняя модель этого двигателя с отклоняемым вектором тяги. 15 градусов – это прилично, а если принять во внимание скорость отклонения в 60 градусов в секунду, то становится понятно, что маневрировать птичка может и на весьма закритических углах. Тут хорошие отношения с российским авиапромом могут кому угодно сослужить хорошую службу. А особенно тем, кто летает на советской технике.

Первые две серии поставленных Пакистану JF-17 как раз были оснащены нашими РД-93, а вот потом тихо и нежно китайцы начали проталкивать свой двигатель. И начались недовольства с пакистанской стороны.

Впрочем, недовольства у Пакистана были и тогда, когда в августе 2007 года Россия подписала соглашение о реэкспорте 150 двигателей РД-93 из Китая в Пакистан как раз для JF-17. Пакистанцы выразили через некоторое время неудовольствие качеством российских двигателей, заявив, что будут использовать РД-93 на первых 50 самолетах, а потом найдут замену.

Заменой предполагались… французские Snecma M53-P2. Те самые, от Mirage 2000, который в 2007 году отправился на покой, а двигатели запасные и ремонтные остались. И предприимчивые французы, как всегда, решили впарить технику… не очень соображающим в этом деле.


Сегодня мы уже прекрасно знаем, чем может закончиться шоу «Купи во Франции», подозреваю, что в Пакистане до сих пор аплодируют себе и показывают в сторону Индии различные некрасивые фигуры пальцами.

Есть ли смысл работать напрямую? Конечно, есть. Ведь еще в 2010 году Михаил Погосян (надеюсь, его не надо представлять?), рекомендовал российскому агентству по экспорту оборонной продукции «Рособоронэкспорт» запретить продажу двигателей РД-93 в Китай, чтобы предотвратить экспортную конкуренцию JF-17 с МиГ-29. И при всей критике Погосяна в последующие годы, надо сказать, что предложение было абсолютно верное. Не стоит хранить яйца в одной корзине, оставить лазейку для Пакистана с тем, чтобы перевести из с JF-17 на МиГ-29 – это было обоснованно и логично.

Однако, в 2005 году в Чжухае, Россия и Китай подписали контракт на сумму 238 миллионов долларов на поставку 100 двигателей РД-93 с опционом на 400 двигателей, разработанных для FC-1. Это весьма сильный такой ход с китайской стороны, поскольку он напрочь привязывал Пакистан к Китаю в плане истребителей с более надежными российскими двигателями.

А потом пришла пора китайских двигателей. И вполне логично, что китайцы решили продвинуть свои WS-13 вместо РД-93, поскольку это все-таки десятки миллионов долларов.


Совершенно не хочется упрекать китайцев, как партнеров Пакистана, в конце концов, JF-17 самый успешный китайский истребитель. Пусть и созданный на пакистанские деньги. Истребитель действительно удачный, состоит на вооружение четырех стран и еще три собираются принять его на вооружение. Вообще ни один китайский самолет так далеко по карьерной лестнице не поднимался.

Но насколько все реально и логично, учитывая, что WS-13, мягко говоря, «не торт»? Возможно, что более тесное сотрудничество с Россией и компанией «Климов» откроет перед китайским самолетом новые перспективы? Новейшая китайская авионика, добротные китайские ракеты, созданные на основе советских и надежные и безотказные российские двигатели? Хороший набор, надо сказать.

И главное – МиГ-29 или, что значительно хуже, МиГ-35 не будут висеть дамокловым мечом над крыльями МиГ-21, простите, JF-17…


Но вообще на русскую балалайку стоит натягивать струны из русского металла. Так оно надежнее будет.
102 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    22 октября 2025 03:50
    JF-17 Block III или же Chengdu FC-1 Xiaolong – да ничего он не китайский. Даже вооружение в основном сделано по образцу и подобию советских и российских ракет, благо, мы с партнерами делились. Ничего зазорного, все нормально.

    PL-12 - это вылетая AIM-120, PL-5 - Сайдвиндер, PL-8 - Питон.

    Действительно, авионика и новый нос с другим воздухозаборником – это не новый самолет. Все, кто нормально в теме, это понимают

    Реально, планер переработан. Фактически, да - это другой самолет.

    Ради справедливости, пакистанские военные указали на то, что и РД-93 не являли собой образец надежности, проблемы были, но реакция российской стороны была много более плодотворной, по крайней мере, как отмечала пакистанская сторона, модифицированный РД-93МА можно считать двигателем без недостатков.

    Проблема у двигателя не с надежностью, а с ресурсом. Да, РД-93 - это не PW-229.
    1. +9
      22 октября 2025 06:19
      Цитата: Naofumi
      PL-12 - это вылетая AIM-120, PL-5 - Сайдвиндер, PL-8 - Питон.

      Ну там PL-5 выросшая из Р-13, а до этого из AIM-9, плюс НР-23, это точно наше. На этом конечно все, но автор любит преувеличивать.
      1. +5
        22 октября 2025 07:07
        Ну там PL-5 выросшая из Р-13, а до этого из AIM-9, плюс НР-23, это точно наше. На этом конечно все, но автор любит преувеличивать.

        По сути да, Р-13 - это AIM-9 удлинённая. PL-2 же стала копией AIM-9B, как и Р-3. По сути копией копии получается. Ведь с PL-2 стали пилить PL-5 (если не вдаваться в подробности).
        Но оглядка была именно на AIM-9B, ту самую, которая застряла в китайском МиГе, которую выпустил тайваньский Сейбр.
        А пушка наша 100%, это да.
      2. +18
        22 октября 2025 07:19
        Автору надо заново переписать статью... четко сравнивая характеристики планеров, моторов и авионики. Чтобы четко все было - заголовок, введение, основная часть и заключение. Уважайте читателей пожалуйста.
        1. +18
          22 октября 2025 08:57
          Если он так перепишет, то смысл статьи пропадет. "Каша" в статьях- это фирменный стиль многих авторов на ВО, за редкими исключениями.
          1. +24
            22 октября 2025 10:36
            Цитата: solar
            Если он так перепишет, то смысл статьи пропадет. "Каша" в статьях- это фирменный стиль многих авторов на ВО, за редкими исключениями.

            Так автор - Роман Скоморохов заведует публикациями в разделе "Вооружения", являясь начальником и главным редактором оного отдела.
            Свою безграмотность он прикрывает волюнтаризмом, рассылая баны за критику. Предлагаю объединится и потребовать его увольнения.
            Вот например, что он мне написал :


            fotoРоман / Главный редактор
            @Роман Скоморохов сейчас в сети3
            22 августа 2023
            foto
            Вы нарушили правила сайта, допустили в комментарии:
            "Оскорбление автора статьи: Я уже один раз дал меткое определение "творчеству" Романа Скоморохова, за что получил предупреждение от модераторов. Эта статья продолжение безграмотного закидывания шапками техники противника. Автор не понимает ни технических деталей предмета своей "экспертизы", ни тем более особенностей тактики применения.

            Статью прочитай, эксперт" в статье F-22А «Раптор»: самый лучший в мире и самый….
            У Вас 3 нарушений. Правила сайта
            07:02
            Я уже один раз дал меткое определение "творчеству" Романа Скоморохова, за что получил предупреждение от модераторов.
            Сам себя не похвалишь... И еще получишь, обещаю. Хамить жене будешь за ужином.

            Эта статья продолжение безграмотного закидывания шапками техники противника. Автор не понимает ни технических деталей предмета своей "экспертизы", ни тем более особенностей тактики применения.
            Ну да, куда нам до диванных-то...

            Очень много в последнее время вопросов к редакции, которая пропускает подобные "детскую аналитику"
            Так задавай, ответим. Чего в комментах попердываешь?

            Раньше люди писали интересней и грамотней.
            Раньше и водка по 10.20 была, и сало жирнее. Все понятно.


            Короче, держи-ка себя в лапках, а то отобью. И мимо, мимо моего "творчества". Еще раз кукарекнешь в таком духе - улетишь.



            "ВО", конечно, будет трудно с потерей такого авторитетнейшего иксперда в авиации, бронетехнике, артиллерии и связи, как ты, но обещаю, мы что-нибудь придумаем и переживем такую утрату. Учти так на будущее.

            Кроме отсутствия компетенций по основному профилю работы сей главный редактор ещё и весьма хамоват.
            Засим откланиваюсь, т.к. имею уже 3 предупреждения.
            Но Скоморохова давно пора прогнать.
            1. +13
              22 октября 2025 12:11
              Это не просто хамство и некомпетентность. Юридически такое... обращение, с позволения сказать, официального лица к гражданину хорошо так встраивается в банальную угрозу.
            2. +10
              22 октября 2025 14:50
              В статьях Скоморохова люди уже очень давно обсуждают не саму статью, а комментарии к ней.
              Отнеситесь проще. Пресвятая троица С-С-С Самсонов, Скоморохов, Ставер просто накидывают темы для обсуждения.
              Смысла возмущаться нет никакого.
              Предупреждения, кстати, со временем снимаются.
              1. +15
                22 октября 2025 16:09
                Предупреждения, кстати, со временем снимаются.

                Ни хрена подобного. У меня годами висят. Я раньше весьма активно ВО комментировал, а получив от Скоморохова примерно такой же хамский втык забил на это дело. Пускай сам себя читает и комментирует. Так захожу разок-два в месяц глянуть не появилось ли чего от Андрея из Челябинска.
                ЗЫ: на заре творчества сабжа неоднократно защищал его косноязычные опусы от нападок сообщества. Зря. Косноязычность пропала, компетентность не появилась.
                1. +3
                  22 октября 2025 23:50
                  Аналогично, у меня предупреждение висит с незапамятных времен, я уже и забыл за что)))
              2. +1
                23 октября 2025 00:44
                Ну а чё, всегда приятно поговорить с умными людьми.
              3. +2
                25 октября 2025 00:00
                Пресвятая троица С-С-С Самсонов, Скоморохов, Ставер просто накидывают темы для обсуждения.

                Они тут основные рупоры пропоганды, а так да статьи данных авторов обсуждать смысла нет никакого
            3. +3
              22 октября 2025 23:48
              Мне тоже запретили писать, но ведь ржать с них, запретить не могут)))
            4. +5
              23 октября 2025 10:49
              Так задавай, ответим. Чего в комментах попердываешь?
              Раньше люди писали интересней и грамотней.
              Раньше и водка по 10.20 была, и сало жирнее. Все понятно.
              Короче, держи-ка себя в лапках, а то отобью. И мимо, мимо моего "творчества". Еще раз кукарекнешь в таком духе - улетишь.

              Нифига себе обращение! Забурел "Командор", а что по поводу этой беспардонности думает господин Смирнов?
            5. +5
              23 октября 2025 11:52
              Цитата: Cympak
              т.к. имею уже 3 предупреждения.

              Ну три предупреждения это ерунда , у меня по максимуму 8 штук висело , но они на пол года , потом снимаются автоматом . На днях снялись последние 6 шт. , а вчера 5 новых - стабильность .
              Качество материалов на сайте последнее время очень сильно просело , но остались ещё авторы которые читаются с удовольствием , в моём рейтинге однозначно и с огромным отрывом Сергей Кетонов .
            6. +1
              25 октября 2025 21:42
              Скоморохова давно пора прогнать.

              Одобрямс двумя руками
          2. +6
            22 октября 2025 12:30
            Цитата: solar
            Если он так перепишет, то смысл статьи пропадет
            Правильно, не надо переписывать, лучше было и не начинать.
            Не в первый раз автор навязывает JF-17 в родственники 21ому... Где там родственные черты what
            1. +1
              23 октября 2025 11:55
              Цитата: Pete Mitchell
              Не в первый раз автор навязывает JF-17 в родственники 21ому... Где там родственные черты

              Ну feel может в классе - всё же оба лёгкие фронтовые истребители , да и двигатель у них с "Бизоном" считай один и тот же .
              1. +1
                23 октября 2025 12:31
                Цитата: bayard
                Ну feel может в классе - всё же оба…
                Это вы уважаемый явно улыбаетесь с утра lol мы же знаем таблицу умножения, но точно не будем претендовать на славу Эйнштейна request Так и в попытках автора сроднить эти два самолета: то что создатель 17 боготворил 21 не значит что они родня. В конце концов аэродинамика разная: треугольное крыло против ‘сложной формы в плане’ - это аэродинамика 4го поколения против 3го.
                1. +2
                  23 октября 2025 14:31
                  Цитата: Pete Mitchell
                  Это вы уважаемый явно улыбаетесь с утра

                  Да . yes
                  Цитата: Pete Mitchell
                  в попытках автора сроднить эти два самолета: то что создатель 17 боготворил 21 не значит что они родня.

                  Ну конечно это разные самолёты , хотя работа над 17-м начиналась как модернизированная версия 21-го , но в результате получился совершенно новый самолёт .
                  Цитата: Pete Mitchell
                  В конце концов аэродинамика разная: треугольное крыло против ‘сложной формы в плане’ - это аэродинамика 4го поколения против 3го.

                  Вообще то китайцы своей версии 21-го тоже добавили наплыв и сделав излом по передней кромке , но такое и у нашего Су-15 было сделано для улучшения взлётно-посадочных характеристик . Но это было просто улучшение существующей констрекции . У китайцев же действительно получился ЛФМИ 4-го поколения да ещё и с + отличногого радара и БРЭО . Он по классу и характеристикам к "Гриппену" ближе .
                  То что двигатели наши востребованы , это хорошо . То что паки хотят с нами напрямую работать , тоже хорошо . А вот то , что сами не сделали такой лёгкий и недорогой истребитель для экспорта в не шибко богатые страны - плохо .
                  1. +1
                    23 октября 2025 15:30
                    Цитата: bayard
                    то , что сами не сделали такой лёгкий и недорогой истребитель для экспорта в не шибко богатые страны - плохо .
                    Время гнусное было
                    Цитата: Горчаков, канцлер РИ
                    .. разруха не в клозетах, разруха в головах
          3. +4
            22 октября 2025 13:39
            ВВС Азербайджана получили первую партию истребителей поколения "4++" JF-17C Block III Thunder, закупленных у Пакистана. Машины прибыли в Баку.

            Выбор Минобороны Азербайджана в пользу китайско-пакистанских многофункциональных истребителей JF-17 Block III "Thunder" в рамках программы обновления тактического авиапарка ВВС имеет ряд крайне веских оперативно-тактических обоснований.

            Первоочередным из них является помехозащищённый радиолокационный комплекс LKF601E на базе активной фазированной антенной решетки от НИИ № 607 в Ченду, способный работать в сложной помеховой обстановке.Более того, разрешение радаров LKF601E при сканировании водной/земной поверхности в режиме синтезированной апертуры составляет 1 м, что сравнимо с радарами Н035 "Ирбис-Э" истребителей Су-35С и Су-30СМ2.
            Дальность обнаружения целей с ЭОП 1 кв. м посредством китайских РЛК LKF601E составляет 140 - 150 км, с эффективной отражающей поверхностью 0,02 кв. м - порядка 45 - 50 км.Более того, боекомплект JF-17 Block III может похвастаться наличием 5-маховых аэробаллистических ракет CM-400AKG с радиусом действия 150 - 300 км в зависимости от эшелона пуска, что сделает ВВС Азербайджана 3-м оператором данного ракет данного класса на Южном Кавказе и на Ближнем Востоке после ВКС России и ВВС Израиля.

            Ещё одной особенностью является возможность интеграции в БК JF-17C ракет класса "воздух-воздух" большой дальности PL-15E. Эффективная дальность действия по маломаневренным целям в переднюю полусферу при пуске на высотах 13,5+ км может достигать 180 - 200 км, при пуске на эшелонах 10 - 11 км по средневысотным маневрирующим целям - 115 - 125 км.Также машины получат турецкие контейнерные мультиспектральные прицельные комплексы ASELPOD.


            https://t.me/RussianArms/19790
          4. 0
            22 октября 2025 23:46
            Злой вы Сергей, люди себе на хлебушек зарабатывают, а вы хотите последнее отнять))
      3. +5
        22 октября 2025 08:43
        Этот самолёт больше похож на F16 ,чем на Миг 21
        1. +7
          22 октября 2025 08:52
          Цитата: dimon642
          Этот самолёт больше похож на F16 ,чем на Миг 21

          Его изначально замышляли как модернизация Chengdu F-7, который был лицензией МиГ-21, но по итогу там от Chengdu F-7 мало что осталось. Но автору сего хватило чтобы считать его потомком МиГ-21, хотя это более чем спорно.
          1. +5
            22 октября 2025 12:24
            Цитата: Дырокол
            Но автору сего хватило чтобы считать его потомком МиГ-21, хотя это более чем спорно.

            Ну так то все самолеты потомки самолета братьев Райт или самолета Можайского. Так что если автор найдет сходство (например, что есть крылья) то тут с ним не поспоришь wink lol
        2. 0
          22 октября 2025 23:52
          Кроме того, того, что однодвигательный - больше никакого сходства.
    2. +13
      22 октября 2025 07:20
      Секрет прост: что самое сложное в самолете? Двигатель. Авионику штампуют сотни предприятий по всему миру,
      А ничего, что до половины стоимости современного самолета - это авионика?
    3. 0
      22 октября 2025 11:31
      PL-12 - это вылетая AIM-120, PL-5 - Сайдвиндер, PL-8 - Питон.

      Главное не на что похоже, а что внутри.
      PL-12 это переработанная с помощью российских специалистов Р-77.
    4. 0
      22 октября 2025 23:43
      А ресурс - это не надежность? Они взаимосвязаны очень сильно. Как правило, новый двигатель проблем не создает, а вот малость поюзаный - уже да.
  2. +3
    22 октября 2025 03:52
    Короли Ютуба пакистанские токари,сварщики, монтажники,ремонтники- неужели двигун для самолёта до ума довести не смогут? Надо им подсказать попробовать себя в этом деле!
    1. +1
      22 октября 2025 07:44
      Короли Ютуба пакистанские .... сварщики .... - неужели двигун для самолёта до ума довести не смогут?
      не смогут, они электрод гнут перед сваркой, а наши нет laughing
  3. +2
    22 октября 2025 03:59
    А надо тренировки летать на высоресурсном моторе, а перед смертным боем менять его на "одноразовый"!
    1. +1
      22 октября 2025 11:38
      Цитата: Dometer
      А надо тренировки летать на высоресурсном моторе, а перед смертным боем менять его на "одноразовый"!
      плюс за чувство юмора good
  4. +11
    22 октября 2025 04:12
    По сути, сегодня JF-17 Block III это самая современная модификация МиГ-21, даже интереснее индийского «Бизона», недавно отправленного на покой.

    А танк Т-90 это десятая модификация танка Кристи, ага. Автор абсолютно игнорирует то, что кроме нового носа с воздухозаборников было внедренно так же абсолютно новое крыло.

    Ведь еще в 2010 году Михаил Погосян (надеюсь, его не надо представлять?), рекомендовал российскому агентству по экспорту оборонной продукции «Рособоронэкспорт» запретить продажу двигателей РД-93 в Китай, чтобы предотвратить экспортную конкуренцию JF-17 с МиГ-29.

    Скорее наоборот, что бы закрыть производственную линию РД-33 и добить МиГ окончательно. Ибо вместо 29-х Пакистан просто раньше согласился бы на предложение Китая о закупке J-10.
    1. +2
      22 октября 2025 06:17
      Цитата: bulatmuhamadeev
      Ибо вместо 29-х Пакистан просто раньше согласился бы на предложение Китая о закупке J-10

      Погосяну то с того какой резон? "Сухой" двигатели не делает.
      1. +1
        22 октября 2025 12:41
        Зато на J-10 стоит двигатель от семейства Т-10. То есть дополнительные заказы для Сатурна и Салюта, а так же унификация с экспортными Су.
    2. +12
      22 октября 2025 07:52
      Автор абсолютно игнорирует то, что кроме нового носа с воздухозаборников было внедренно так же абсолютно новое крыло.
      это наше национальное - если НАШ то разведчик, если ИХ - то шпиёнь bully
      Так и с самолётами, если НАШ СУ35 то новый российский самолёт на основе старого советского СУ27,если ИХ, то старый советский самолёт с новым китайским носом, как то так laughing wink
    3. +4
      22 октября 2025 10:56
      Цитата: bulatmuhamadeev
      А танк Т-90 это десятая модификация танка Кристи, ага

      Маловато будет. smile
      Главком СВ генерал-полковник Постников после получения информации о подорожании Т-90 за год на 70% в сердцах назвал его
      ... семнадцатая модификация советского Т-72. При этом его стоимость 118 миллионов рублей!
  5. +6
    22 октября 2025 04:16
    в конце концов, JF-17 самый успешный китайский истребитель

    Ну так то это пакистанский самолет созданный с участием РФ и КНР. По логике автора Суперджет не российский самолет. JF-17 продает Пакистан, а не Китай. С разрешения Китая конечно и РФ, т.к. на нем их компоненты.
    Но и дымит тот же МиГ-29 не так уж чтобы. Дымит, но не смертельно. Зато один РД-93МА – это уменьшение вдвое времени на техническое обслуживание, приличная тяга, а главное – русская надежность и перспектива.

    Главная проблема МиГ-29 именно двигатели. Малый ресурс и низкая надежность ставшие нареканием и у индусов и у паков. Потому паки хотят много РД-93 потому как пора уже менять выработавшие ресурс.
    Но насколько все реально и логично, учитывая, что WS-13, мягко говоря, «не торт»?

    Ммм... На основании чего это вывод? WS-13 ставят на J-35 и он в отличии от РД-93 не коптит, правда неизвестен ресурс его, сомнительно что он высокий.
    1. 0
      22 октября 2025 11:40
      и он в отличии от РД-93 не коптит

      Насколько я понимаю, турбина может коптить только на форсаже.
      Не самая большая беда.
      1. 0
        22 октября 2025 17:02
        ТУ 154 ,ТУ124. коптили и на взлете и на посадке.
        1. +1
          22 октября 2025 18:01
          ...и на посадке

          На Ту-124 реверса тяги не было, так зачем на посадке?
  6. +11
    22 октября 2025 05:07
    Если двигатель советский и доработок в нем от китайских и российских инженеров поровну, то с какой стороны он российским стал? Он советский.
    1. +2
      22 октября 2025 08:20
      Цитата: Pandemic
      Если двигатель советский и доработок в нем от китайских и российских инженеров поровну, то с какой стороны он российским стал? Он советский
      Вопрос здесь не в доработках уже имеющегося двигателя, а в самой школе двигателестроения, которой у китайцев пока что не еще существует, и в фундаменте этого конкретного двигателя, который создали советские инженеры с учетом богатого накопленного опыта, который у китайских инженеров отсутствует так же. И это очень долгий путь - от первоначального эскиза, до проведения фундаментальных научно-экспериментальных исследований и летных испытаний уже готового двигателя. И такая работа пока что не под силу разного рода доработчикам...
      1. +4
        22 октября 2025 16:23
        Вы уверены, что ее не существует? На дворе не 90-е, когда китайцы за небольшие деньги скупали советские технологии. Если вы не заметили, то КНР уже тестирует прототипы J-36 и J-XDS, где точно не стоят российские двигатели.
        1. 0
          22 октября 2025 18:14
          Цитата: Arkee
          Вы уверены, что ее не существует?
          Уверен! Все это всего лишь копии. Правда копии удачные...
          1. 0
            22 октября 2025 22:27
            А с плоским соплом тоже копия?
        2. 0
          22 октября 2025 23:57
          Копии, пусть и очень удачные - это не конструкторская школа. А школа - это не только двигатели. Это еще и материалы из которых их делают - это тоже надо уметь.
  7. +13
    22 октября 2025 05:46
    И в чём выгода и гордость именно для России из описанной ситуации? Китай коммерчески успешно продвигает свой военно-технический продукт, Пакистанские ВВС получают новые самолёты и улучшают свои боевые возможности, а Россия при этом топчется "за кадром" на правах донора отдельных решений и субсубподрядчика? У заметки настолько раздутый пафос, как будто АО РСК МиГ создал свой новый истребитель и продал его одновременно и Китаю, и Пакистану)))
    1. +1
      22 октября 2025 17:11
      Точно заметили. Пока мы здесь ни о чем спорим. Китайцы делают деньги. Следует отдать им за это должное.
      1. +1
        22 октября 2025 23:59
        Ну, так это нормально. Китайцы зарабатывают на паках, Россия на индейцах))) никто не в обиде.
  8. +8
    22 октября 2025 06:04
    И главное – МиГ-29 или, что значительно хуже, МиГ-35 не будут висеть

    А они не "будут висеть" в любом случае, потому что их просто нет в серии.
  9. Eug
    +3
    22 октября 2025 07:24
    Так вроде проблема дымления двигатеоей семейства РД-33 решалась установкой других форсунок - с подмешиванием воздуха? Об этом едва ли не в начале 2000-х разговоры были - что решение есть, но надо израсходовать форсунки из запаса, а потом уже ставить новые. Или тему забросили из-за отсутствия серии МиГ?
  10. +8
    22 октября 2025 07:44
    Но вообще на русскую балалайку стоит натягивать струны из русского металла. Так оно надежнее будет.

    все это - наследие ушедшей страны, поэтому - Советская балалайка и Советские струны...
  11. +2
    22 октября 2025 08:03
    Так нужно сотрудничать с Пакистаном или нет?В чем смысл опуса?А если Индия обидится?
    1. 0
      22 октября 2025 20:22
      Я скажу что не надо с Пакистаном сотрудничать в военной технике.. Пусть Китай с Пакистаном решает. Ему и разгребать потом, это если что не так пойдёт. Чем сильнее Пакистан, тем сильнее будет его влияние на Среднюю Азию и на Закавказье. Турция и Пакистан работают в одной команде и их интересы с интересами России не совпадают. Сотрудничать с Пакистаном нужно, но не в военной сфере. В военной сфере сотрудничать нужно с такими странами как Китай, Индия, Иран, Алжир, Вьетнам. Здесь вопросов никаких нет. А Пакистан весь в вопросах. Турецкая армия в Азербайджане уже стоит. Не хочется чтобы на границе России с Казахстаном, или с Азербайджаном появилась ещё и пакистанская армия.
  12. +7
    22 октября 2025 08:36
    Рано или поздно китайцы войдут в тройку мировых строителей авиационных моторов
    1. 0
      23 октября 2025 00:01
      Войдут, но это еще не скоро, еще лет 10-15, а это, по нынешним смутным временам - опасно.
  13. +10
    22 октября 2025 08:51
    Автор увлекательно рассказывает о событиях 20-летней давности времен начала 2000-х годов так, как будто это происходит прямо сейчас. А на самом деле китайцы давно доработали свой двигатель.
    вот F-35I, который израильский, с другой авионикой, другой БРЛС

    И какая же БРЛС стоит, по мнению автора, на F-35I.
    А что касается того, что FC-1/JF-17 создан не с нуля, а на основе Миг-21, так китайцы и не скрывали. Но это другой самолет. И он ушел от Миг-21 ещё дальше, чем Су-35 от Су-27.
    Даже внешне, а уж тем более по начинке- это вообще небо и земля.
    Хвост, крыло, фюзеляж, заднее оперение, двигатель, авионика, БРЛС - всё другое.
    Китайцы оставили только общую основу от Миг-21. И возникает вопрос- почему это не смогли сделать сами Миговцы, всеми правдами и неправдами полезли в тяжелые двухдвигательные истребители, конкурировать с Су-27 и в результате практически развалили КБ?:((
    1. +2
      22 октября 2025 11:02
      Цитата: solar
      И возникает вопрос- почему это не смогли сделать сами Миговцы, всеми правдами и неправдами полезли в тяжелые двухдвигательные истребители, конкурировать с Су-27 и в результате практически развалили КБ?

      Сдаётся мне, два движка - это от первоначальных ТТТ Заказчика на тяговооружённость и маневренность ПФИ, позже породившего ЛПФИ.
      Если бы МиГ-29 сделали однодвигательным, КБ Микояна умерло бы ещё в начале 90-х, после отказа ВВС от однодвигательных МФИ.
      1. +2
        22 октября 2025 12:56
        А так оно умерло в 2000-х потому что ни кому не упало переплачивать за двухдвигательный МиГ-29 когда можно немного добавить и купить Су-30. Причем на Западе ситуация схожая с поправкой на масштабы рынка - у F-16 с экспортом всё куда лучше чем у F/A-18.
        1. +2
          22 октября 2025 13:22
          Цитата: bulatmuhamadeev
          А так оно умерло в 2000-х потому что ни кому не упало переплачивать за двухдвигательный МиГ-29 когда можно немного добавить и купить Су-30.

          ЕМНИП, СМТ по массе приблизился к первым Су-27. И оказался в той самой промежуточной категории, которая не нужна никому: слишком тяжёлый и дорогой для лёгкого МФИ и слишком малая нагрузка и радиус для тяжёлого МФИ.

          А вообще, что пнём о сову, что совой об пень. ©
          Делают микояновцы однодвигательный МФИ - умирают в 90-е.
          Делают микояновцы двухдвигательный МФИ - умирают в 2000-е.
          1. 0
            22 октября 2025 13:55
            Делают микояновцы однодвигательный МФИ - умирают в 90-е.

            Китайцы делают однодвигательные на базе миг-21 и не умирают. Но миговцы полезли в дорогие двухдвигательные самолеты, чтобы все было "по багатому". А там они никому не нужны.
            1. +1
              23 октября 2025 13:53
              Цитата: solar
              Китайцы делают однодвигательные на базе миг-21 и не умирают.

              У китайцев на Chengdu FC-1 Xiaolong был заказ от Пакистана - давнего и плотного союзника Китая, которому вечно нужно вооружение (ибо Индия).
              Кто бы заказал и оплатил МиГу однодвигательные истребители в 90-х? Особенно с учётом того, что родные ВВС от машин этого класса отказались полностью.
              А в 80-х однодвигательная машина не прошла бы испытания главного и единственного Заказчика. Ибо сверхманевренность и тяговооружённость на одном отечественном движке того времени не вытягивались.
              1. 0
                24 октября 2025 12:27
                Особенно с учётом того, что родные ВВС от машин этого класса отказались полностью.

                А им никто и не предлагал, миговцы захотели перейти в другой класс и пробили себе заказ наряду с Су, который победил в конкурсе.
              2. 0
                24 октября 2025 17:40
                А в 80-х однодвигательная машина не прошла бы испытания главного и единственного Заказчика.

                ЕМНИП, требования и облик ЛПФИ сформировал сам Лозино-Лозинский.
          2. 0
            22 октября 2025 17:11
            И оказался в той самой промежуточной категории, которая не нужна никому: слишком тяжёлый и дорогой для лёгкого МФИ и слишком малая нагрузка и радиус для тяжёлого МФИ.

            Промежбулочной я бы даже сказал. Тут ещё сказались требования по взлету с плохооборудованных площадок после разжалования МиГ-овского ПФИ в ЛПФИ. То есть укрепление фюзеляжа и пресловутые "жабры" сожравшие часть объема планера.

            Делают микояновцы однодвигательный МФИ - умирают в 90-е.

            Вот в этом я бы не был так уверен. На одном ГОЗ-е тогда бы один черт не выжили бы, что с МиГ-29, что с чем то однодвигательным. А вот на внешнем рынке что ни будь и заработали бы, был же ведь запрос на замену сотен 21-х да и сейчас есть.
        2. -1
          23 октября 2025 11:06
          ни кому не упало переплачивать за двухдвигательный МиГ-29 когда можно немного добавить и купить Су-30
          dв первую очередь концепция поменялась. 29-й рассчитывался как расходный материал(рабочая лошадка) с минимальной начинкой. А 27-й для перехвата, координации и "подсветки".
          1. +1
            23 октября 2025 16:41
            29-й рассчитывался как расходный материал(рабочая лошадка) с минимальной начинкой.

            Изначально он рассчитывался как полноценный конкурент Су-27. Собсно для "рабочей лошадки" два двигателя и мощное БРЭО излишни. Это потом уже в процессе, когда стало понятно что Су-27 удовлетворяет требования ВВС и ПВО лучше, МиГ-у отдали нишу легкой фронтовой машины.
            1. -1
              24 октября 2025 10:52
              Изначально он рассчитывался как полноценный конкурент Су-27
              у них начинка разная и цели и конкурентом он не мог быть, как и не было такой цели.
              1. 0
                24 октября 2025 12:30
                Как не мог быть, если они в одном конкурсе участвовали...
              2. 0
                24 октября 2025 17:30
                как и не было такой цели.

                Именно что была - https://dzen.ru/a/YdsomS59yXaDA-XC
            2. -1
              24 октября 2025 12:30
              МиГ-у отдали нишу легкой фронтовой машины.

              Отдали- это мягко сказано. Он сам себе её выбил, когда стало понятно, что проигрывает Су. Миговцы сами сочинили себе нишу- двухдвигательный фронтовой, и пробили заказ, а ниша оказалась провальной. :(
        3. 0
          24 октября 2025 12:32
          F/A-18- это в первую очередь палубный истребитель, нечто среднее между Ф-16 и Ф-15.
  14. 0
    22 октября 2025 09:30
    "Хорошо, почти без недостатков, потому что дымить РД-93 так и не отучили. Но и дымит тот же МиГ-29 не так уж чтобы. Дымит, но не смертельно."
    А я читал, что повышенная дымность двигателя не очень хорошо сказывается на обнаруживаемости самолета, его визуально быстрее можно заметить с такими двигателями. request
    1. +3
      22 октября 2025 10:32
      «не очень хорошо сказывается на обнаруживаемости самолета» - уже более полувека для обнаружения ЛА используются РЛС, для обнаружения ЛА безразлично дымит двигатель или нет. А дымит он от неполноты сгорания топлива.
      1. -1
        22 октября 2025 17:16
        Цитата: Сергей Валов
        уже более полувека для обнаружения ЛА используются РЛС, для обнаружения ЛА безразлично дымит двигатель или нет.

        На самом деле, с обнаружением РЛС не все так просто. РЛС имеет ограниченный сектор поиска, и чтобы обнаружить вражеский самолет, нужно предварительно знать, где искать. До выхода в атаку, РЛС стараются не использовать, чтобы не светить свой самолет на СПО противника (излучение РЛС обнаруживается СПО примерно на двойной дальности от дальности обнаружения самой РЛС) Первичное наведение истребителя, как правило, осуществляется от самолета ДРЛО или наземных служб. И только когда пилот понимает, где искать противника, он включает свою РЛС.
        Дымный след в ясную погоду хорошо виден на фоне чистого неба, то облегчает визуальное обнаружение самолета.
        1. 0
          22 октября 2025 17:47
          «РЛС имеет ограниченный сектор поиска» - РЛС понятие очень растяжимое. Есть станции разведки целей, есть станции подсветки целей, есть станции наведения и т.д. Так вот станции разведки целей просматривают горизонт на 360 градусов. Если Вы о бортовых РЛС, то время свободных охотников давно прошло, как Вы справедливо заметили истребители наводятся на цель тем или иным способом, но тоже по сигналам РЛС. Что касается дымного следа, то на крейсерском режиме его практически ни когда нет, полнота сгорания топлива является одним из основных параметров двигателя, как и температура на выходе из сопла, которую всеми доступными способами стараются снизить.
          Я живу прямо на посадочной глиссаде на Жуковский, надо мной летает постоянно все, что летает в нашей стране и на самых разных высотах, я дымный след практически ни когда не вижу.
    2. 0
      22 октября 2025 10:45
      МиГ-29 "дымит" на переходных режимах двигателя. Дымовой след от двигателя чрезвычайно опасен при ближнем воздушном бое, т.к. позволяет противнику легко обнаруживать и отслеживать МиГ-29. И именно в ближнем бою приходится много работать РУД, что ещё больше увеличивает дымный след.
      1. 0
        22 октября 2025 17:07
        Это уже не страшно, МИГ-29 в живых почти не осталось. Проехали эту тему.
  15. +1
    22 октября 2025 09:36
    И предприимчивые французы, как всегда, решили впарить технику… не очень соображающим в этом деле.
    Вообще-то Мираж -5 стоял на вооружении ВВС Пакистана...
  16. +1
    22 октября 2025 09:56
    Плохо, что РД-93/33 не получил развития по аналогии с АЛ-31, который в последних версиях уже догнал Ал-41.
  17. +2
    22 октября 2025 11:28
    Действительно, авионика и новый нос с другим воздухозаборником – это не новый самолет. Все, кто нормально в теме, это понимают.

    Это новый самолет. Иначе в МиГ-21можно найти черты МиГ9.
  18. 0
    22 октября 2025 11:49
    Цитата: Cympak
    Цитата: solar
    Если он так перепишет, то смысл статьи пропадет. "Каша" в статьях- это фирменный стиль многих авторов на ВО, за редкими исключениями.

    Так автор - Роман Скоморохов заведует публикациями в разделе "Вооружения", являясь начальником и главным редактором оного отдела.
    Свою безграмотность он прикрывает волюнтаризмом, рассылая баны за критику. Предлагаю объединится и потребовать его увольнения.
    Вот например, что он мне написал :


    fotoРоман / Главный редактор
    @Роман Скоморохов сейчас в сети3
    22 августа 2023
    foto
    Вы нарушили правила сайта, допустили в комментарии:
    "Оскорбление автора статьи: Я уже один раз дал меткое определение "творчеству" Романа Скоморохова, за что получил предупреждение от модераторов. Эта статья продолжение безграмотного закидывания шапками техники противника. Автор не понимает ни технических деталей предмета своей "экспертизы", ни тем более особенностей тактики применения.

    Статью прочитай, эксперт" в статье F-22А «Раптор»: самый лучший в мире и самый….
    У Вас 3 нарушений. Правила сайта
    07:02
    Я уже один раз дал меткое определение "творчеству" Романа Скоморохова, за что получил предупреждение от модераторов.
    Сам себя не похвалишь... И еще получишь, обещаю. Хамить жене будешь за ужином.

    Эта статья продолжение безграмотного закидывания шапками техники противника. Автор не понимает ни технических деталей предмета своей "экспертизы", ни тем более особенностей тактики применения.
    Ну да, куда нам до диванных-то...

    Очень много в последнее время вопросов к редакции, которая пропускает подобные "детскую аналитику"
    Так задавай, ответим. Чего в комментах попердываешь?

    Раньше люди писали интересней и грамотней.
    Раньше и водка по 10.20 была, и сало жирнее. Все понятно.


    Короче, держи-ка себя в лапках, а то отобью. И мимо, мимо моего "творчества". Еще раз кукарекнешь в таком духе - улетишь.



    "ВО", конечно, будет трудно с потерей такого авторитетнейшего иксперда в авиации, бронетехнике, артиллерии и связи, как ты, но обещаю, мы что-нибудь придумаем и переживем такую утрату. Учти так на будущее.

    Кроме отсутствия компетенций по основному профилю работы сей главный редактор ещё и весьма хамоват.
    Засим откланиваюсь, т.к. имею уже 3 предупреждения.
    Но Скоморохова давно пора прогнать.

    У меня аналогично куча предупреждений за критику именно этого товарища, полностью вас поддерживаю, данный товарищ только дискредитирует ВО. Его способность писать огромные простыни не содержащие никакого смысла фирменный почерк, писать кратко, по делу, с фактами без воды не его стиль.
  19. 0
    22 октября 2025 13:19
    МиГ-29 или, что значительно хуже, МиГ-35 не будут висеть дамокловым мечом над крыльями МиГ-21, простите, JF-17

    Так он и не висит. Хотя бы потому, что это машины разного класса. И как уже упомянули JF-17 в серии в отличии от.
  20. +1
    22 октября 2025 13:55
    JF-17 по факту сейчас является в основном пакистанским самолетом. Да, он был разработан китайской стороной и она по прежнему поддерживает проект и поставляет большинство ключевых комплектующих, но в остальном они отдали проект пакистанской стороне. То есть JF-17 сейчас выпускается только на заводе Pakistan Aeronautical Complex в пакистанском г.Камра, продвижение на экспорт и послепродажное обслуживание самолетов тоже осуществляется только пакистанской стороной.
    Собственно поэтому когда китайцы доделали WS-13, то они предложили его пакистанской стороне для использования на JF-17, но никогда сильно не настаивали на этом. В свою очередь Пакистан имея уже к тому моменту значительное количество JF-17 с РД-93 на вооружении не захотел заморачиваться с установкой новых двигателей на новых машинах, так как единообразный двигатель упрощает им обслуживание.
  21. +1
    22 октября 2025 15:21
    мнению некоторых отдельно взятых организмов, остается советским?

    Нагло задам вопрос: а что в нем китайского? Ах, авионика…
    ____________

    Так советским или китайским?

    Скоморохов, тексте много ошибок.
  22. 0
    22 октября 2025 15:24
    Какие выводы лет 25 назад надо было сделать России???

    Нужен однодвигательный, малозметный, сверхзвуковой истребитель с большой рлс, как на су-35 ирбис.

    Самолет должен быть как можно меньше в размерах и должен быть заточен на борьбу с авиацией противника.

    У нато тысячи самолетов! Мы не сможем даже близко отражать их удары только на базе тяжелых дорогих су-35 и 57.

    А вот малозаметный за счет размеров и формы, с одним пилотом, с большой рлс, дешевый... вот с этим можно.
    1. -1
      22 октября 2025 17:39
      Цитата: Savage3000
      Какие выводы лет 25 назад надо было сделать России???

      25 лет назад Путин просился в НАТО во время визита Клинтона в Москву. Никто с НАТО воевать не собирался: "мир, дружба, жвачка..."
      Цитата: Savage3000
      Нужен однодвигательный, малозметный, сверхзвуковой истребитель с большой рлс, как на су-35 ирбис.

      Тогда не было РЛС "Ирбис". Большой радар требует много энергии, охлаждения, что ведет к дополнительной массе, большая антенна увеличивает поперечную площадь сечения и снижает аэродинамику. Другими словами, сложно установить большой радар на маленький самолет.

      Цитата: Savage3000
      Самолет должен быть как можно меньше в размерах и должен быть заточен на борьбу с авиацией противника.

      Как раз с истребителями у нас все было хорошо: МиГ-29, Су-27, и с ударниками неплохо Су-17М4, Су-24М, Су-25. А вот серийного многофункционального самолета, который мог бы одновременно эффективно работать и по земле и по воздуху не было. в то время нашим ВВС не нужен был такой самолет (как минимум он был не в приоритете и без финансирования), а нужен он был иностранным заказчикам для замены МиГ-21. Проблема еще была в отсутствии соответствующего серийного радара и в прицельного контейнера. Многорежимный радар наконец появился, а прицельный контейнер, пока замечен только на экспортных бортах.

      У нато тысячи самолетов! Мы не сможем даже близко отражать их удары только на базе тяжелых дорогих су-35 и 57.

      А вот малозаметный за счет размеров и формы, с одним пилотом, с большой рлс, дешевый... вот с этим можно.

      Военные теоретики на западе (прежде всего в США) смотрят на это по другому. Требуются 2 типа самолетов: тяжелый и дорогой для завоевания господства в воздухе (F-15, F-22, Су-27) и легкий относительно дешевый для выполнения ударных задач по наземным целям и добивание в воздухе остатков вражеской авиации (F-16, F-35).
      1. 0
        23 октября 2025 09:46
        Цитата: Cympak
        Проблема еще была в отсутствии соответствующего …
        Основная проблема была в отсутствии внятного видения: как вести бд, что для этого нужно. Суд по посадкам персонажей с улицы Знаменской, там у большинства до сих пор свое видение как им надо; как надо для ведения современных бд - это для них вторично. Время конечно было жесткое, но нетоварищ Шапошников продавил переход на два двигателя, махом сгубив воздушную армаду.
  23. +2
    22 октября 2025 15:30
    Да спор между Миг-21 и Миг-29 выглядит странно - один мотор против двух. Один дешевле самолет другой дороже по любому. Тут залезу еще в одну тему - палубная авиация - глядя на характеристики взлета и посадки на авианосец лучше бы подошел Миг-21. В тупую таже фигня что и с броней на БТР и БМП - высокую защищенность и вес выбираем или скорость и маневренность. Но нет всем надо и тяжелое-защищенное и маневренное-скоростное - это не коктейль ни черта. Это кусок железа и физику тут не обмануть. Вернемся к моторам для Миг-21 - китайцы смогли сделать визуальную копию, но вес у мотора оказался на 2 тонны тяжелее. Давняя история. А тут еще и надежность похуже и не желание вовремя реагировать на проблемы покупателей. У китайцев тот же гемор с авто в РФ - ну не ездят они столько сколько наши и не занимаются реконструкция битых или гнилых кузовов авто - просто меняют на новый и все. Глядя на то что у нас ездит по дорогам - минимум треть давно уже не ликвид и требует утилизации. Как собственно и количество водителей которые в принципе не понимают что они исполняют на дорогах там есть много вопросов к допуску людей к управлению авто.
    1. +2
      22 октября 2025 17:48
      Цитата: Виктор Чужой
      Тут залезу еще в одну тему - палубная авиация - глядя на характеристики взлета и посадки на авианосец лучше бы подошел Миг-21.

      Нет потребная длина разбега и пробега у МиГ-21 в разы больше, чем у МиГ-29 (сравните хотя бы площадь и механизацию крыла), а тяговооруженность меньше. Кроме того, над морем 2 двигателя дают больший шанс дотянуть "до своих", чем одномоторный самолет.

      Цитата: Виктор Чужой
      В тупую таже фигня что и с броней на БТР и БМП - высокую защищенность и вес выбираем или скорость и маневренность. Но нет всем надо и тяжелое-защищенное и маневренное-скоростное - это не коктейль ни черта. Это кусок железа и физику тут не обмануть.

      Физика говорит, что нужно смотреть на тяговооруженность, а не на массу. И даже легкий танк со слабым двигателем будет проигрывать в скорости и маневренности более тяжелому танку, у которого двигатель выдает мощность, позволяющую получить большую в разы тяговооруженность. Смотрите, например, на Т-80.
  24. +1
    22 октября 2025 17:03
    Интересно, когда это Погосян заботился о МиГе? Ведь он его живьем закопал.
  25. +1
    22 октября 2025 17:04
    С чем в статье не поспоришь это то, что действительно в мире существует двойка с двумя плюсами производителей качественных турбореактивных двигателей - США, Англия (Ролс-Ройс) + Франция и Россия. Кто есть цифры, а кто есть плюсы - решайте сами.
    1. 0
      23 октября 2025 09:51
      Цитата: Юрий_К_Мск
      в мире существует двойка с двумя плюсами производителей качественных турбореактивных двигателей
      Цикл создания двигателя 10-12 лет при наличии знаний, опыта и базы. Даже обладая намеренными ресурсами против этого не попрешь. Недаром подавляющее большинство выпускников Института Металлов и Сплавов уходили в ‘ящики’.
  26. 0
    22 октября 2025 17:05
    JF-17 Block III Китай производит уже свои двигатели и продает успешно в Пакистан,Азербайджан.Китай продолжает экспансию.
  27. 0
    22 октября 2025 17:57
    Кстати, в DCS World доступны МиГ-21Бис (немного кривоватый), МиГ-29А (в процессе доработки ED) и JF-17 (от китайских товарищей). Можно сравнить. Есть бесплатный пробный период.
    1. 0
      22 октября 2025 21:41
      Цитата: Cympak
      Кстати, в DCS World доступны МиГ-21Бис (немного кривоватый), МиГ-29А (в процессе доработки ED) и JF-17 (от китайских товарищей). Можно сравнить. Есть бесплатный пробный период.

      правда, порог вхождения только для энтузиастов, как по стоимости железа (комп, монитор, РУД+РУС+педали), так и по необходимым знаниям: мануал на МиГ-29 - 129 стр, МиГ-21Бис 188 стр.
  28. -1
    22 октября 2025 22:51
    Дельная статья и аргументированная.
  29. +1
    23 октября 2025 00:07
    Много слов и ни о чём. Так и не понял, что хотел сказать автор, перепев старой песни про китайские авиадвигатели?
    1. 0
      25 октября 2025 00:04
      Как что хотел - вот они отсталая странна третьего мира, а мы производители не имеющие аналогов. Красной нитью вроде мысль через всю статью идет... Ну а то что с реальностью данные заявление плохо считаются, это как говориться не проблема автора ))