Дайте русские струны для «балалайки»!

13 459 47
Дайте русские струны для «балалайки»!

Да, у нас в теме снова МиГ-21, точнее, его внук, Chengdu FC-1 Xiaolong если по-китайски, и JF-17 Block III, если по-пакистански. Лучший (пока по крайней мере) и самый успешный в коммерческом плане азиатский истребитель.

Но вот незадача – почему его стоит считать не китайско-пакистанским, а российским, и более того, почему в Пакистане хотят его видеть более российским?




Скажем прямо: JF-17 Block III как самолет вполне хорош, но почему он вдруг по мнению некоторых отдельно взятых организмов, остается советским?

Нагло задам вопрос: а что в нем китайского? Ах, авионика… Странно, вот F-35I, который израильский, с другой авионикой, другой БРЛС, другими системами наведения и РЭБ, он почему-то так и остался американским.

JF-17 Block III или же Chengdu FC-1 Xiaolong – да ничего он не китайский. Даже вооружение в основном сделано по образцу и подобию советских и российских ракет, благо, мы с партнерами делились. Ничего зазорного, все нормально. Действительно, авионика и новый нос с другим воздухозаборником – это не новый самолет. Все, кто нормально в теме, это понимают.

Главный конструктор FC-1 Ян Вэй, которого считают самым талантливым китайским авиаконструктором нашего времени, не скрывает, что при создании FC-1 просто адаптировал конструкторские решения МиГ-21. По сути, сегодня JF-17 Block III это самая современная модификация МиГ-21, даже интереснее индийского «Бизона», недавно отправленного на покой.


Но в других, менее продвинутых в авиатехническом плане странах, МиГ-21 по-прежнему желанный объект для приобретения и модернизаций. А почему? Секрет прост: что самое сложное в самолете? Двигатель. Авионику штампуют сотни предприятий по всему миру, гидравлику – тоже. Вооружением занимаются десятки, а вот двигатели для боевых самолетов – единицы.

Да, если серьезно, то, по сути, три с половиной страны в мире занимаются разработкой и производством: Россия, США, Франция. Половинка – это Великобритания, у которой «Роллс Ройс» что-то пытается изобразить, но со времен Eurojet EJ200 для «Еврофайтера» увы, ничего стоящего не появилось.

А остальные оперируют копиями! Даже двигатель Volvo Aero RM-12, который перемещает в воздухе SAAB JAS 39 Gripen – это всего лишь General Electric F404, адаптированный под шведские условия. И так с многими самолетами в мире – за их «сердцами» стоят двигатели из «Большой тройки».

А что там у самого успешного китайско-пакистанского JF-17? А там РД-93, то есть, РД-33, модифицированный под FC-1, с нижним расположением коробки двигательных агрегатов по заказу китайских клиентов. Технические характеристики такие же, как у РД-33.


FC-1 разработан китайской компанией CAC (Chengdu Aircraft Corporation) при финансовой поддержке Пакистана. И Пакистан получил производимого в КНР потомка советского МиГ-21, оснащенного РД-93.


И пока что советские РД-93 исправно поднимают в небо пакистанские истребители китайского производства. Ключевое слово здесь, как вы понимаете – пока.

Вообще китайцы давно пытаются совершить импортозамещение, то есть, воткнуть вместо РД-93 свой WS-13, но увы. Несмотря на то, что конструкторы авиастроительной корпорации Гуйчжоу очень внимательно смотрели на РД-93, полноценной замены не вышло.

JF-17 с китайским двигателем первый раз полетел в ноябре 2012 года. Восемь лет шла лихорадочная работа по доведению WS-13 до ума. К 2020 году создатели JF-17 планировали полностью перейти на использование WS-13 версия 2, планируя использовать двигатель в самой успешной с коммерческой точки зрения версии Block III.

Видимо, не все пошло так, как планировалось, а может, это магия китайских чисел, там 4 – это самое несчастливое число, а 13 – это 1+3=4. WS-13 «не взлетел».

А потом начались истинные «чудеса на виражах»: мало того, что Пакистан заказал в Китае партию РД-93 российской сборки, так еще агенты Минобороны Пакистана начали налаживать контакты с российской стороной, дабы приобрести двигатели без посредников. Напрямую.

Кто осудит? Тем более, что пакистанцы озвучили, по какой причине началась эта эпопея. Дело в том, что оснащенные двигателями WS-13 истребители JF-17 постоянно попадали в ремонты из-за весьма серьезных проблем, таких как трещины в направляющих лопатках, выхлопных форсунках и стабилизаторах пламени.

Основной претензией пакистанских ВВС к производителям JF-17 было то, что ни один двигатель на поставленных Пакистану самолетах не показал заявленный ресурс в 2200 часов. Китайские двигатели заканчивались напрочь задолго до этого срока.

Ради справедливости, пакистанские военные указали на то, что и РД-93 не являли собой образец надежности, проблемы были, но реакция российской стороны была много более плодотворной, по крайней мере, как отмечала пакистанская сторона, модифицированный РД-93МА можно считать двигателем без недостатков. Хорошо, почти без недостатков, потому что дымить РД-93 так и не отучили.


Но и дымит тот же МиГ-29 не так уж чтобы. Дымит, но не смертельно. Зато один РД-93МА – это уменьшение вдвое времени на техническое обслуживание, приличная тяга, а главное – русская надежность и перспектива. Перспектива – это имеется в виду Р-33-ОВТ, последняя модель этого двигателя с отклоняемым вектором тяги. 15 градусов – это прилично, а если принять во внимание скорость отклонения в 60 градусов в секунду, то становится понятно, что маневрировать птичка может и на весьма закритических углах. Тут хорошие отношения с российским авиапромом могут кому угодно сослужить хорошую службу. А особенно тем, кто летает на советской технике.

Первые две серии поставленных Пакистану JF-17 как раз были оснащены нашими РД-93, а вот потом тихо и нежно китайцы начали проталкивать свой двигатель. И начались недовольства с пакистанской стороны.

Впрочем, недовольства у Пакистана были и тогда, когда в августе 2007 года Россия подписала соглашение о реэкспорте 150 двигателей РД-93 из Китая в Пакистан как раз для JF-17. Пакистанцы выразили через некоторое время неудовольствие качеством российских двигателей, заявив, что будут использовать РД-93 на первых 50 самолетах, а потом найдут замену.

Заменой предполагались… французские Snecma M53-P2. Те самые, от Mirage 2000, который в 2007 году отправился на покой, а двигатели запасные и ремонтные остались. И предприимчивые французы, как всегда, решили впарить технику… не очень соображающим в этом деле.


Сегодня мы уже прекрасно знаем, чем может закончиться шоу «Купи во Франции», подозреваю, что в Пакистане до сих пор аплодируют себе и показывают в сторону Индии различные некрасивые фигуры пальцами.

Есть ли смысл работать напрямую? Конечно, есть. Ведь еще в 2010 году Михаил Погосян (надеюсь, его не надо представлять?), рекомендовал российскому агентству по экспорту оборонной продукции «Рособоронэкспорт» запретить продажу двигателей РД-93 в Китай, чтобы предотвратить экспортную конкуренцию JF-17 с МиГ-29. И при всей критике Погосяна в последующие годы, надо сказать, что предложение было абсолютно верное. Не стоит хранить яйца в одной корзине, оставить лазейку для Пакистана с тем, чтобы перевести из с JF-17 на МиГ-29 – это было обоснованно и логично.

Однако, в 2005 году в Чжухае, Россия и Китай подписали контракт на сумму 238 миллионов долларов на поставку 100 двигателей РД-93 с опционом на 400 двигателей, разработанных для FC-1. Это весьма сильный такой ход с китайской стороны, поскольку он напрочь привязывал Пакистан к Китаю в плане истребителей с более надежными российскими двигателями.

А потом пришла пора китайских двигателей. И вполне логично, что китайцы решили продвинуть свои WS-13 вместо РД-93, поскольку это все-таки десятки миллионов долларов.


Совершенно нет хочется упрекать китайцев, как партнеров Пакистана, в конце концов, JF-17 самый успешный китайский истребитель. Пусть и созданный на пакистанские деньги. Истребитель действительно удачный, состоит на вооружение четырех стран и еще три собираются принять его на вооружение. Вообще ни один китайский самолет так далеко по карьерной лестнице не поднимался.

Но насколько все реально и логично, учитывая, что WS-13, мягко говоря, «не торт»? Возможно, что более тесное сотрудничество с Россией и компанией «Климов» откроет перед китайским самолетом новые перспективы? Новейшая китайская авионика, добротные китайские ракеты, созданные на основе советских и надежные и безотказные российские двигатели? Хороший набор, надо сказать.

И главное – МиГ-29 или, что значительно хуже, МиГ-35 не будут висеть дамокловым мечом над крыльями МиГ-21, простите, JF-17…


Но вообще на русскую балалайку стоит натягивать струны из русского металла. Так оно надежнее будет.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    Сегодня, 03:50
    JF-17 Block III или же Chengdu FC-1 Xiaolong – да ничего он не китайский. Даже вооружение в основном сделано по образцу и подобию советских и российских ракет, благо, мы с партнерами делились. Ничего зазорного, все нормально.

    PL-12 - это вылетая AIM-120, PL-5 - Сайдвиндер, PL-8 - Питон.

    Действительно, авионика и новый нос с другим воздухозаборником – это не новый самолет. Все, кто нормально в теме, это понимают

    Реально, планер переработан. Фактически, да - это другой самолет.

    Ради справедливости, пакистанские военные указали на то, что и РД-93 не являли собой образец надежности, проблемы были, но реакция российской стороны была много более плодотворной, по крайней мере, как отмечала пакистанская сторона, модифицированный РД-93МА можно считать двигателем без недостатков.

    Проблема у двигателя не с надежностью, а с ресурсом. Да, РД-93 - это не PW-229.
    1. +6
      Сегодня, 06:19
      Цитата: Naofumi
      PL-12 - это вылетая AIM-120, PL-5 - Сайдвиндер, PL-8 - Питон.

      Ну там PL-5 выросшая из Р-13, а до этого из AIM-9, плюс НР-23, это точно наше. На этом конечно все, но автор любит преувеличивать.
      1. +2
        Сегодня, 07:07
        Ну там PL-5 выросшая из Р-13, а до этого из AIM-9, плюс НР-23, это точно наше. На этом конечно все, но автор любит преувеличивать.

        По сути да, Р-13 - это AIM-9 удлинённая. PL-2 же стала копией AIM-9B, как и Р-3. По сути копией копии получается. Ведь с PL-2 стали пилить PL-5 (если не вдаваться в подробности).
        Но оглядка была именно на AIM-9B, ту самую, которая застряла в китайском МиГе, которую выпустил тайваньский Сейбр.
        А пушка наша 100%, это да.
      2. +11
        Сегодня, 07:19
        Автору надо заново переписать статью... четко сравнивая характеристики планеров, моторов и авионики. Чтобы четко все было - заголовок, введение, основная часть и заключение. Уважайте читателей пожалуйста.
        1. +10
          Сегодня, 08:57
          Если он так перепишет, то смысл статьи пропадет. "Каша" в статьях- это фирменный стиль многих авторов на ВО, за редкими исключениями.
          1. +8
            Сегодня, 10:36
            Цитата: solar
            Если он так перепишет, то смысл статьи пропадет. "Каша" в статьях- это фирменный стиль многих авторов на ВО, за редкими исключениями.

            Так автор - Роман Скоморохов заведует публикациями в разделе "Вооружения", являясь начальником и главным редактором оного отдела.
            Свою безграмотность он прикрывает волюнтаризмом, рассылая баны за критику. Предлагаю объединится и потребовать его увольнения.
            Вот например, что он мне написал :


            fotoРоман / Главный редактор
            @Роман Скоморохов сейчас в сети3
            22 августа 2023
            foto
            Вы нарушили правила сайта, допустили в комментарии:
            "Оскорбление автора статьи: Я уже один раз дал меткое определение "творчеству" Романа Скоморохова, за что получил предупреждение от модераторов. Эта статья продолжение безграмотного закидывания шапками техники противника. Автор не понимает ни технических деталей предмета своей "экспертизы", ни тем более особенностей тактики применения.

            Статью прочитай, эксперт" в статье F-22А «Раптор»: самый лучший в мире и самый….
            У Вас 3 нарушений. Правила сайта
            07:02
            Я уже один раз дал меткое определение "творчеству" Романа Скоморохова, за что получил предупреждение от модераторов.
            Сам себя не похвалишь... И еще получишь, обещаю. Хамить жене будешь за ужином.

            Эта статья продолжение безграмотного закидывания шапками техники противника. Автор не понимает ни технических деталей предмета своей "экспертизы", ни тем более особенностей тактики применения.
            Ну да, куда нам до диванных-то...

            Очень много в последнее время вопросов к редакции, которая пропускает подобные "детскую аналитику"
            Так задавай, ответим. Чего в комментах попердываешь?

            Раньше люди писали интересней и грамотней.
            Раньше и водка по 10.20 была, и сало жирнее. Все понятно.


            Короче, держи-ка себя в лапках, а то отобью. И мимо, мимо моего "творчества". Еще раз кукарекнешь в таком духе - улетишь.



            "ВО", конечно, будет трудно с потерей такого авторитетнейшего иксперда в авиации, бронетехнике, артиллерии и связи, как ты, но обещаю, мы что-нибудь придумаем и переживем такую утрату. Учти так на будущее.

            Кроме отсутствия компетенций по основному профилю работы сей главный редактор ещё и весьма хамоват.
            Засим откланиваюсь, т.к. имею уже 3 предупреждения.
            Но Скоморохова давно пора прогнать.
            1. +2
              Сегодня, 12:11
              Это не просто хамство и некомпетентность. Юридически такое... обращение, с позволения сказать, официального лица к гражданину хорошо так встраивается в банальную угрозу.
          2. 0
            Сегодня, 12:30
            Цитата: solar
            Если он так перепишет, то смысл статьи пропадет
            Правильно, не надо переписывать, лучше было и не начинать.
            Не в первый раз автор навязывает JF-17 в родственники 21ому... Где там родственные черты what
          3. 0
            Сегодня, 13:39
            ВВС Азербайджана получили первую партию истребителей поколения "4++" JF-17C Block III Thunder, закупленных у Пакистана. Машины прибыли в Баку.

            Выбор Минобороны Азербайджана в пользу китайско-пакистанских многофункциональных истребителей JF-17 Block III "Thunder" в рамках программы обновления тактического авиапарка ВВС имеет ряд крайне веских оперативно-тактических обоснований.

            Первоочередным из них является помехозащищённый радиолокационный комплекс LKF601E на базе активной фазированной антенной решетки от НИИ № 607 в Ченду, способный работать в сложной помеховой обстановке.Более того, разрешение радаров LKF601E при сканировании водной/земной поверхности в режиме синтезированной апертуры составляет 1 м, что сравнимо с радарами Н035 "Ирбис-Э" истребителей Су-35С и Су-30СМ2.
            Дальность обнаружения целей с ЭОП 1 кв. м посредством китайских РЛК LKF601E составляет 140 - 150 км, с эффективной отражающей поверхностью 0,02 кв. м - порядка 45 - 50 км.Более того, боекомплект JF-17 Block III может похвастаться наличием 5-маховых аэробаллистических ракет CM-400AKG с радиусом действия 150 - 300 км в зависимости от эшелона пуска, что сделает ВВС Азербайджана 3-м оператором данного ракет данного класса на Южном Кавказе и на Ближнем Востоке после ВКС России и ВВС Израиля.

            Ещё одной особенностью является возможность интеграции в БК JF-17C ракет класса "воздух-воздух" большой дальности PL-15E. Эффективная дальность действия по маломаневренным целям в переднюю полусферу при пуске на высотах 13,5+ км может достигать 180 - 200 км, при пуске на эшелонах 10 - 11 км по средневысотным маневрирующим целям - 115 - 125 км.Также машины получат турецкие контейнерные мультиспектральные прицельные комплексы ASELPOD.


            https://t.me/RussianArms/19790
      3. +3
        Сегодня, 08:43
        Этот самолёт больше похож на F16 ,чем на Миг 21
        1. +3
          Сегодня, 08:52
          Цитата: dimon642
          Этот самолёт больше похож на F16 ,чем на Миг 21

          Его изначально замышляли как модернизация Chengdu F-7, который был лицензией МиГ-21, но по итогу там от Chengdu F-7 мало что осталось. Но автору сего хватило чтобы считать его потомком МиГ-21, хотя это более чем спорно.
          1. +1
            Сегодня, 12:24
            Цитата: Дырокол
            Но автору сего хватило чтобы считать его потомком МиГ-21, хотя это более чем спорно.

            Ну так то все самолеты потомки самолета братьев Райт или самолета Можайского. Так что если автор найдет сходство (например, что есть крылья) то тут с ним не поспоришь wink lol
    2. +7
      Сегодня, 07:20
      Секрет прост: что самое сложное в самолете? Двигатель. Авионику штампуют сотни предприятий по всему миру,
      А ничего, что до половины стоимости современного самолета - это авионика?
    3. +1
      Сегодня, 11:31
      PL-12 - это вылетая AIM-120, PL-5 - Сайдвиндер, PL-8 - Питон.

      Главное не на что похоже, а что внутри.
      PL-12 это переработанная с помощью российских специалистов Р-77.
  2. +2
    Сегодня, 03:52
    Короли Ютуба пакистанские токари,сварщики, монтажники,ремонтники- неужели двигун для самолёта до ума довести не смогут? Надо им подсказать попробовать себя в этом деле!
    1. +2
      Сегодня, 07:44
      Короли Ютуба пакистанские .... сварщики .... - неужели двигун для самолёта до ума довести не смогут?
      не смогут, они электрод гнут перед сваркой, а наши нет laughing
  3. 0
    Сегодня, 03:59
    А надо тренировки летать на высоресурсном моторе, а перед смертным боем менять его на "одноразовый"!
    1. 0
      Сегодня, 11:38
      Цитата: Dometer
      А надо тренировки летать на высоресурсном моторе, а перед смертным боем менять его на "одноразовый"!
      плюс за чувство юмора good
  4. +7
    Сегодня, 04:12
    По сути, сегодня JF-17 Block III это самая современная модификация МиГ-21, даже интереснее индийского «Бизона», недавно отправленного на покой.

    А танк Т-90 это десятая модификация танка Кристи, ага. Автор абсолютно игнорирует то, что кроме нового носа с воздухозаборников было внедренно так же абсолютно новое крыло.

    Ведь еще в 2010 году Михаил Погосян (надеюсь, его не надо представлять?), рекомендовал российскому агентству по экспорту оборонной продукции «Рособоронэкспорт» запретить продажу двигателей РД-93 в Китай, чтобы предотвратить экспортную конкуренцию JF-17 с МиГ-29.

    Скорее наоборот, что бы закрыть производственную линию РД-33 и добить МиГ окончательно. Ибо вместо 29-х Пакистан просто раньше согласился бы на предложение Китая о закупке J-10.
    1. +1
      Сегодня, 06:17
      Цитата: bulatmuhamadeev
      Ибо вместо 29-х Пакистан просто раньше согласился бы на предложение Китая о закупке J-10

      Погосяну то с того какой резон? "Сухой" двигатели не делает.
      1. 0
        Сегодня, 12:41
        Зато на J-10 стоит двигатель от семейства Т-10. То есть дополнительные заказы для Сатурна и Салюта, а так же унификация с экспортными Су.
    2. +8
      Сегодня, 07:52
      Автор абсолютно игнорирует то, что кроме нового носа с воздухозаборников было внедренно так же абсолютно новое крыло.
      это наше национальное - если НАШ то разведчик, если ИХ - то шпиёнь bully
      Так и с самолётами, если НАШ СУ35 то новый российский самолёт на основе старого советского СУ27,если ИХ, то старый советский самолёт с новым китайским носом, как то так laughing wink
    3. +1
      Сегодня, 10:56
      Цитата: bulatmuhamadeev
      А танк Т-90 это десятая модификация танка Кристи, ага

      Маловато будет. smile
      Главком СВ генерал-полковник Постников после получения информации о подорожании Т-90 за год на 70% в сердцах назвал его
      ... семнадцатая модификация советского Т-72. При этом его стоимость 118 миллионов рублей!
  5. +6
    Сегодня, 04:16
    в конце концов, JF-17 самый успешный китайский истребитель

    Ну так то это пакистанский самолет созданный с участием РФ и КНР. По логике автора Суперджет не российский самолет. JF-17 продает Пакистан, а не Китай. С разрешения Китая конечно и РФ, т.к. на нем их компоненты.
    Но и дымит тот же МиГ-29 не так уж чтобы. Дымит, но не смертельно. Зато один РД-93МА – это уменьшение вдвое времени на техническое обслуживание, приличная тяга, а главное – русская надежность и перспектива.

    Главная проблема МиГ-29 именно двигатели. Малый ресурс и низкая надежность ставшие нареканием и у индусов и у паков. Потому паки хотят много РД-93 потому как пора уже менять выработавшие ресурс.
    Но насколько все реально и логично, учитывая, что WS-13, мягко говоря, «не торт»?

    Ммм... На основании чего это вывод? WS-13 ставят на J-35 и он в отличии от РД-93 не коптит, правда неизвестен ресурс его, сомнительно что он высокий.
    1. 0
      Сегодня, 11:40
      и он в отличии от РД-93 не коптит

      Насколько я понимаю, турбина может коптить только на форсаже.
      Не самая большая беда.
  6. +10
    Сегодня, 05:07
    Если двигатель советский и доработок в нем от китайских и российских инженеров поровну, то с какой стороны он российским стал? Он советский.
    1. +3
      Сегодня, 08:20
      Цитата: Pandemic
      Если двигатель советский и доработок в нем от китайских и российских инженеров поровну, то с какой стороны он российским стал? Он советский
      Вопрос здесь не в доработках уже имеющегося двигателя, а в самой школе двигателестроения, которой у китайцев пока что не еще существует, и в фундаменте этого конкретного двигателя, который создали советские инженеры с учетом богатого накопленного опыта, который у китайских инженеров отсутствует так же. И это очень долгий путь - от первоначального эскиза, до проведения фундаментальных научно-экспериментальных исследований и летных испытаний уже готового двигателя. И такая работа пока что не под силу разного рода доработчикам...
  7. +8
    Сегодня, 05:46
    И в чём выгода и гордость именно для России из описанной ситуации? Китай коммерчески успешно продвигает свой военно-технический продукт, Пакистанские ВВС получают новые самолёты и улучшают свои боевые возможности, а Россия при этом топчется "за кадром" на правах донора отдельных решений и субсубподрядчика? У заметки настолько раздутый пафос, как будто АО РСК МиГ создал свой новый истребитель и продал его одновременно и Китаю, и Пакистану)))
  8. +8
    Сегодня, 06:04
    И главное – МиГ-29 или, что значительно хуже, МиГ-35 не будут висеть

    А они не "будут висеть" в любом случае, потому что их просто нет в серии.
  9. Eug
    +2
    Сегодня, 07:24
    Так вроде проблема дымления двигатеоей семейства РД-33 решалась установкой других форсунок - с подмешиванием воздуха? Об этом едва ли не в начале 2000-х разговоры были - что решение есть, но надо израсходовать форсунки из запаса, а потом уже ставить новые. Или тему забросили из-за отсутствия серии МиГ?
  10. +6
    Сегодня, 07:44
    Но вообще на русскую балалайку стоит натягивать струны из русского металла. Так оно надежнее будет.

    все это - наследие ушедшей страны, поэтому - Советская балалайка и Советские струны...
  11. +2
    Сегодня, 08:03
    Так нужно сотрудничать с Пакистаном или нет?В чем смысл опуса?А если Индия обидится?
  12. +4
    Сегодня, 08:36
    Рано или поздно китайцы войдут в тройку мировых строителей авиационных моторов
  13. +8
    Сегодня, 08:51
    Автор увлекательно рассказывает о событиях 20-летней давности времен начала 2000-х годов так, как будто это происходит прямо сейчас. А на самом деле китайцы давно доработали свой двигатель.
    вот F-35I, который израильский, с другой авионикой, другой БРЛС

    И какая же БРЛС стоит, по мнению автора, на F-35I.
    А что касается того, что FC-1/JF-17 создан не с нуля, а на основе Миг-21, так китайцы и не скрывали. Но это другой самолет. И он ушел от Миг-21 ещё дальше, чем Су-35 от Су-27.
    Даже внешне, а уж тем более по начинке- это вообще небо и земля.
    Хвост, крыло, фюзеляж, заднее оперение, двигатель, авионика, БРЛС - всё другое.
    Китайцы оставили только общую основу от Миг-21. И возникает вопрос- почему это не смогли сделать сами Миговцы, всеми правдами и неправдами полезли в тяжелые двухдвигательные истребители, конкурировать с Су-27 и в результате практически развалили КБ?:((
    1. 0
      Сегодня, 11:02
      Цитата: solar
      И возникает вопрос- почему это не смогли сделать сами Миговцы, всеми правдами и неправдами полезли в тяжелые двухдвигательные истребители, конкурировать с Су-27 и в результате практически развалили КБ?

      Сдаётся мне, два движка - это от первоначальных ТТТ Заказчика на тяговооружённость и маневренность ПФИ, позже породившего ЛПФИ.
      Если бы МиГ-29 сделали однодвигательным, КБ Микояна умерло бы ещё в начале 90-х, после отказа ВВС от однодвигательных МФИ.
      1. 0
        Сегодня, 12:56
        А так оно умерло в 2000-х потому что ни кому не упало переплачивать за двухдвигательный МиГ-29 когда можно немного добавить и купить Су-30. Причем на Западе ситуация схожая с поправкой на масштабы рынка - у F-16 с экспортом всё куда лучше чем у F/A-18.
        1. +1
          Сегодня, 13:22
          Цитата: bulatmuhamadeev
          А так оно умерло в 2000-х потому что ни кому не упало переплачивать за двухдвигательный МиГ-29 когда можно немного добавить и купить Су-30.

          ЕМНИП, СМТ по массе приблизился к первым Су-27. И оказался в той самой промежуточной категории, которая не нужна никому: слишком тяжёлый и дорогой для лёгкого МФИ и слишком малая нагрузка и радиус для тяжёлого МФИ.

          А вообще, что пнём о сову, что совой об пень. ©
          Делают микояновцы однодвигательный МФИ - умирают в 90-е.
          Делают микояновцы двухдвигательный МФИ - умирают в 2000-е.
          1. 0
            Сегодня, 13:55
            Делают микояновцы однодвигательный МФИ - умирают в 90-е.

            Китайцы делают однодвигательные на базе миг-21 и не умирают. Но миговцы полезли в дорогие двухдвигательные самолеты, чтобы все было "по багатому". А там они никому не нужны.
  14. +1
    Сегодня, 09:30
    "Хорошо, почти без недостатков, потому что дымить РД-93 так и не отучили. Но и дымит тот же МиГ-29 не так уж чтобы. Дымит, но не смертельно."
    А я читал, что повышенная дымность двигателя не очень хорошо сказывается на обнаруживаемости самолета, его визуально быстрее можно заметить с такими двигателями. request
    1. +1
      Сегодня, 10:32
      «не очень хорошо сказывается на обнаруживаемости самолета» - уже более полувека для обнаружения ЛА используются РЛС, для обнаружения ЛА безразлично дымит двигатель или нет. А дымит он от неполноты сгорания топлива.
    2. +1
      Сегодня, 10:45
      МиГ-29 "дымит" на переходных режимах двигателя. Дымовой след от двигателя чрезвычайно опасен при ближнем воздушном бое, т.к. позволяет противнику легко обнаруживать и отслеживать МиГ-29. И именно в ближнем бою приходится много работать РУД, что ещё больше увеличивает дымный след.
  15. +1
    Сегодня, 09:36
    И предприимчивые французы, как всегда, решили впарить технику… не очень соображающим в этом деле.
    Вообще-то Мираж -5 стоял на вооружении ВВС Пакистана...
  16. +1
    Сегодня, 09:56
    Плохо, что РД-93/33 не получил развития по аналогии с АЛ-31, который в последних версиях уже догнал Ал-41.
  17. +2
    Сегодня, 11:28
    Действительно, авионика и новый нос с другим воздухозаборником – это не новый самолет. Все, кто нормально в теме, это понимают.

    Это новый самолет. Иначе в МиГ-21можно найти черты МиГ9.
  18. 0
    Сегодня, 11:49
    Цитата: Cympak
    Цитата: solar
    Если он так перепишет, то смысл статьи пропадет. "Каша" в статьях- это фирменный стиль многих авторов на ВО, за редкими исключениями.

    Так автор - Роман Скоморохов заведует публикациями в разделе "Вооружения", являясь начальником и главным редактором оного отдела.
    Свою безграмотность он прикрывает волюнтаризмом, рассылая баны за критику. Предлагаю объединится и потребовать его увольнения.
    Вот например, что он мне написал :


    fotoРоман / Главный редактор
    @Роман Скоморохов сейчас в сети3
    22 августа 2023
    foto
    Вы нарушили правила сайта, допустили в комментарии:
    "Оскорбление автора статьи: Я уже один раз дал меткое определение "творчеству" Романа Скоморохова, за что получил предупреждение от модераторов. Эта статья продолжение безграмотного закидывания шапками техники противника. Автор не понимает ни технических деталей предмета своей "экспертизы", ни тем более особенностей тактики применения.

    Статью прочитай, эксперт" в статье F-22А «Раптор»: самый лучший в мире и самый….
    У Вас 3 нарушений. Правила сайта
    07:02
    Я уже один раз дал меткое определение "творчеству" Романа Скоморохова, за что получил предупреждение от модераторов.
    Сам себя не похвалишь... И еще получишь, обещаю. Хамить жене будешь за ужином.

    Эта статья продолжение безграмотного закидывания шапками техники противника. Автор не понимает ни технических деталей предмета своей "экспертизы", ни тем более особенностей тактики применения.
    Ну да, куда нам до диванных-то...

    Очень много в последнее время вопросов к редакции, которая пропускает подобные "детскую аналитику"
    Так задавай, ответим. Чего в комментах попердываешь?

    Раньше люди писали интересней и грамотней.
    Раньше и водка по 10.20 была, и сало жирнее. Все понятно.


    Короче, держи-ка себя в лапках, а то отобью. И мимо, мимо моего "творчества". Еще раз кукарекнешь в таком духе - улетишь.



    "ВО", конечно, будет трудно с потерей такого авторитетнейшего иксперда в авиации, бронетехнике, артиллерии и связи, как ты, но обещаю, мы что-нибудь придумаем и переживем такую утрату. Учти так на будущее.

    Кроме отсутствия компетенций по основному профилю работы сей главный редактор ещё и весьма хамоват.
    Засим откланиваюсь, т.к. имею уже 3 предупреждения.
    Но Скоморохова давно пора прогнать.

    У меня аналогично куча предупреждений за критику именно этого товарища, полностью вас поддерживаю, данный товарищ только дискредитирует ВО. Его способность писать огромные простыни не содержащие никакого смысла фирменный почерк, писать кратко, по делу, с фактами без воды не его стиль.
  19. 0
    Сегодня, 13:19
    МиГ-29 или, что значительно хуже, МиГ-35 не будут висеть дамокловым мечом над крыльями МиГ-21, простите, JF-17

    Так он и не висит. Хотя бы потому, что это машины разного класса. И как уже упомянули JF-17 в серии в отличии от.
  20. 0
    Сегодня, 13:55
    JF-17 по факту сейчас является в основном пакистанским самолетом. Да, он был разработан китайской стороной и она по прежнему поддерживает проект и поставляет большинство ключевых комплектующих, но в остальном они отдали проект пакистанской стороне. То есть JF-17 сейчас выпускается только на заводе Pakistan Aeronautical Complex в пакистанском г.Камра, продвижение на экспорт и послепродажное обслуживание самолетов тоже осуществляется только пакистанской стороной.
    Собственно поэтому когда китайцы доделали WS-13, то они предложили его пакистанской стороне для использования на JF-17, но никогда сильно не настаивали на этом. В свою очередь Пакистан имея уже к тому моменту значительное количество JF-17 с РД-93 на вооружении не захотел заморачиваться с установкой новых двигателей на новых машинах, так как единообразный двигатель упрощает им обслуживание.