Как Британия стала «хозяйкой морей»

5 019 27
Как Британия стала «хозяйкой морей»
Сражение корабля «Буцентавр» с тремя английскими кораблями. Французский художник-маринист Огюст Этьен Франсуа Майер.


«Владычица морей»


Трафальгар стал знаковым событием, который, вместе с Ватерлоо, завершил длительный англо-французский конфликт (Битва за место «царя горы»), который получил название «Вторая Столетняя война». Между двумя великими державами шла «холодная война», временами переходившая в «горячую войну» — войны Аугсбургской лиги, за испанское и австрийское наследства, Семилетняя, за независимость британских североамериканских колоний.



Лондон и Париж соперничали во всем — от торговли и колоний до науки и философии. В этот период Британия сформулировала ключевой принцип внешней политики — борьба против сильнейшей континентальной державы, как имеющей наибольшие возможности для нанесения ущерба британским интересам.

В результате к исходу XVIII века Франция потеряла большую часть своей первой колониальной империи (вторую создали уже в XIX в.). Французская торговля уступила британской, французский флот уже не мог бросить вызов британскому.

Новая война между Англией и Францией началась после расторжения Лондоном Амьенского мира в мае 1803 г. Наполеон начал планировать вторжение в Англию. Англия сколотила новую антифранцузскую коалицию, главной ударной силой которой стали Австрия и Россия (Русская кровь за спасение «туманного Альбиона»).

К началу новой войны, в 1803 г., положение Англии на море было в целом превосходно. Во время предыдущей войны британская военная мощь возросла многократно: за восемь лет войны флот Англии увеличился с 135 линейных кораблей и 133 фрегатов до 202 и 277 соответственно.

При этом французский флот сильно ослаб: число линейных кораблей и фрегатов уменьшилось с 80 и 66 до 39 и 35. После морских побед у мыса Сан-Висенте, при Кампердауне в 1797 г. и Абукира в 1798 г., когда были разгромлены испанский, голландский и французский флоты, Копенгагенского сражения 1801 г., завершившегося уничтожением и пленением датского флота, в Британии были уверены в победе на море. Лондон беспокоил только план высадки десантной армии в Англии. Учитывая практическое отсутствие полноценных сухопутных войск у Англии и великолепные боевые качества наполеоновских войск, такая операция, несомненно, вела к военной катастрофе Британии.


«Виктори» (флагман Нельсона), корма, Портсмут, Англия. Конец 19 — начало 20 вв. 104-пушечный линейный корабль, один из самых длинных кораблей XVIII в. Заложен 23 июля 1759 года, спущен на воду 7 мая 1765 года. Принимал участие во многих морских боях, в том числе и в Трафальгарском сражении, во время которого на его борту был смертельно ранен адмирал Нельсон. После 1812 года не принимал участия в боевых действиях, а с 12 января 1922 года находится на постоянной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте. В настоящее время корабль превращён в музей, который является одной из главных достопримечательностей Портсмута

Морская блокада


Британское командование придавало огромное значение блокаде франко-испанских военно-морских сил. Крупнейшие из французских эскадр располагались в Бресте (18 линейных кораблей и 6 фрегатов), Тулоне (соответственно 10 и 4), Рошфоре (4 и 5), Ферроле (5 и 2). Каждый французский порт был блокирован превосходящими британскими силами: 20 линейных кораблей и 5 фрегатов для Бреста, 14 и 11 для Тулона, 5 и 1 для Рошфора, 7 и 2 для Ферроля.

Дополнительные британские эскадры были развернуты в канале и подходах к нему — всего в обоих проливах 8 линейных кораблей и 18 фрегатов. Голландский флот сторожили 9 британских линейных кораблей и 7 фрегатов. Подступы к Ирландии сторожило несколько фрегатов.

Англичане обладали не только значительным превосходством в морских силах, но и занимали выгодное положение, находясь относительно недалеко от своих портов и баз, все их коммуникации были свободны.

Стоит также отметить, что французский флот в этот период сильно деградировал, и прежнее равновесие между английским и французским флотами, которые раньше стоили один другого, исчезло. Франция, из-за внутренних беспорядков и непрерывных войн, сильно запустила свой флот. Эмиграция лишила французский флот большей части старых офицеров, флот был плохо организован, снабжался по остаточному принципу, так как на первом месте была армия, которая решала задачу выживания Франции. Корабли готовили к сражениям поспешно, экипажи были слабыми, разнородными, набранных отовсюду, чтобы заменить тех, которые выбыли.

Французам, чтобы перебросить десантную армию через Ла-Манш, требовалось собрать свои сильнейшие эскадры вместе, каждый раз избегая опасного боя с превосходящими британскими блокирующими эскадрами, привести их в Канал и там дождаться благоприятного момента для броска в Англию.

Задача британцев была проще: сохранять блокаду, при возможности уничтожать вражеские корабли. Однако приходилось учитывать фактор погодных условий. Парусные корабли зависели от ветра, и погода могла помешать французам выйти из гавани и, наоборот, позволить блокируемой эскадре выскользнуть, к примеру, из Бреста, в то время как английские корабли могли остаться в полосе штиля.


Британский 74-пушечный корабль «Бельиль» (Belleisle, второй слева) при Трафальгаре. Первоначально был французским кораблем типа Temeraire и носил название Formidable, но был захвачен британским флотом во время сражения у острова Груа в 1795


«Бельиль» после сражения. Линкор был вторым кораблем в линии, располагаясь сразу за флагманом Коллингвуда «Royal Sovereign». Вслед за кораблём Коллингвуда сразу после полудня «Belleisle» удалось прорвать франко-испанскую линию. «Бельиль» последовательно попал под огонь нескольких вражеских кораблей, был сильно поврежден, лишился всех мачт, возможности маневрировать и вести бой (упавшие мачты и части рангоута фактически вывели из строя орудия левого борта). Если бы не два британских корабля, подошедших к нему на помощь, «Бельиль» наверняка был бы захвачен. Потеряв 33 человека убитыми и 93 ранеными, он был затем отбуксирован в Гибралтар для ремонта

Концентрация морских сил


Французскому командованию необходимо было решить тяжёлую задачу. Первоначально планировали, что тулонская эскадра, воспользовавшись благоприятной погодой, прорвёт блокаду и оторвётся от британской эскадры под началом Нельсона, которая базировалась на островах Ла-Маддалена в проливе Бонифачо между Сардинией и Корсикой. Затем тулонская эскадра должна была прорваться через Гибралтар и следовать по обстановке к Ферролю (военно-морская база и порт на северном побережье Испании), а лучше — к Рошфору (французский порт на берегу Атлантического океана).

Эскадра в Бресте должна была демонстрировать активность для того, чтобы отвлечь британцев. Французская эскадра, сформированная из сил, базировавшихся в Тулоне и Рошфоре, должна была двигаться на север, но не через Канал, а вокруг Ирландии, демонстрируя намерение высадить десант на этом острове и поднять восстание местного угнетенного британцами населения. Лишь затем, не входя в Ирландское море, французский флот должен был обогнуть саму Англию и выйти к Булони с севера. Здесь французы планировали прорвать блокаду голландского флота и усилиться за счет голландских кораблей.

В результате французы собирались собрать сильный флот, который будет сильнее британской эскадры в Ла-Манше. Британцы, по расчётам французов, не успевали составить соединенный флот, а отдельные эскадры и отряды соединенный франко-голландский флот должен был разбить. Это позволяло создать локальное превосходство в силах и совершить высадку десантных сил на побережье Англии.

Но в 1804 году французы не смогли приступить к реализации этого сложного и многоступенчатого плана, в котором очень многое зависело от природной стихии и удачливости, умений французских капитанов. 19 августа 1804 г. в Тулоне скончался выдающийся французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль, которого очень высоко ценил Наполеон.

Когда Наполеон приступил к выполнению своего грандиозного плана вторжения в Англию, он предоставил Латуш-Тревилю главную роль и назначил командующим тулонской эскадры. Латуш-Тревиль с огромной энергией принялся за дело и достиг в подготовке эскадры для целей экспедиции и в борьбе с блокировавшим его Нельсоном хороших результатов. Его смерть нанесла этому делу огромный урон. Франция уже не смогла выставить такого талантливого и решительного адмирала. Пока Наполеон выбирал преемника, наступила осень, а в это время действовать в северных морях было крайне опасно.

Но в 1805 году работа в адмиралтействах французских портов снова закипела. В этот период планы императора претерпели довольно серьёзные изменения, теперь на первый план выходила более успешная дезинформация противника, чтобы отвлечь его внимание от проливов, и, одновременно, усиление позиций в колониях.

В двух письмах морскому министру Декре от 29 сентября 1804 г. Наполеон говорит о четырех экспедициях: 1) первая должна была укрепить положение французских вест-индских островных колоний — Мартиники и Гваделупы, захватить некоторые острова Карибского бассейна; 2) вторая — захватить голландский Суринам; 3) третья — захватить остров Св. Елены в Атлантическом океане к западу от Африки и сделать его базой для нападений на английские владения в Африке и Азии, для нарушения торговли противника; 4) четвертая должна была стать результатом взаимодействия рошфорской эскадры, отправленной на помощь Мартинике, и тулонской, посланной завоевывать Суринам. Тулонская эскадра должна была на обратном пути снять блокаду с Ферроля, присоединить находящиеся там корабли и встать на стоянку в Рошфоре, создав возможность для снятия блокады с Бреста и операции в Ирландии.


Французский адмирал Пьер-Шарль де Вильнёв (1763 — 1806)


Федерико Карлос Гравина (1756 — 1806) — испанский адмирал, участник Трафальгарского сражения.

Союз с Испанией


В 1805 г. Франция усилила свою морскую мощь. 4 января 1805 г. был заключен франко-испанский договор, согласно которому Испания предоставляла в распоряжение французского командования не менее 25 линейных кораблей в Картахене, Кадисе и Ферроле. Испанский флот должен был действовать совместно с французскими эскадрами с целью победы над британским флотом в Ла-Манше.

Но реализовать эти грандиозные планы французы не смогли. В январе 1805 г. из Тулона вышла эскадра Вильнёва, но из-за сильного шторма вернулась назад. 25 января из Рошфора отбыла эскадра Миссиеси. Французы смогли добраться до Вест-Индии и разорили там британские владения, но вернулись назад, так как тулонская эскадра не смогла подойти на помощь. Брестская эскадра адмирала Гантома не смогла преодолеть британские блокирующие силы, а именно её соединению с тулонской эскадрой придавалось наибольшее значение в новых планах Наполеона.

В конце марта 1805 г. эскадра Вильнёва из одиннадцати линейных кораблей, шести фрегатов и двух шлюпов снова вышла из Тулона. Французы смогли избежать столкновения с эскадрой адмирала Нельсона и успешно прошли Гибралтарский пролив. Корабли Вильнёва соединились с эскадрой из шести испанских линейных кораблей под командованием адмирала Гравины. Объединенный франко-испанский флот отплыл в Вест-Индию, достигнув Мартиники 12 мая.

Нельсон попытался догнать их, но его задержали в Средиземном море плохие погодные условия, и он не смог пройти через пролив до 7 мая 1805 года. Английский флот из десяти линейных кораблей достиг Антигуа только 4 июня.

Около месяца флот Вильнёва укреплял французские позиции на островах Карибского моря, поджидая эскадру из Бреста. Вильнёву было приказано оставаться на Мартинике до 22 июня, ожидая флота адмирала Антуана Гантомы из Бреста. Однако брестская эскадра не сумела прорвать английскую блокаду и так и не появилась.


Вице-адмирал Горацио Нельсон (1758 - 1805). Художник Лемюэль Фрэнсис Эбботт


Катберт Коллингвуд, 1-й барон Коллингвуд (1748 — 1810) — британский вице-адмирал. Художник Генри Говард

Сражение у мыса Финистерре


7 июня Вильнёв узнал от захваченного английского торгового судна, что флот Нельсона прибыл в Антигуа, и 11 июня он, решив не ждать «Гантома», отправился обратно в Европу. Нельсон снова начал погоню, но взял курс на Кадис, полагая, что противник направляется в Средиземное море. А Вильнёв шёл к Ферролю. Тулонская эскадра, вернувшись с Карибского моря, должна была деблокировать франко-испанские эскадры в Ферроле, Рошфоре и Бресте и затем уже объединенными силами решить главную задачу в Ла-Манше.

Французы надеялись, что британцы будут отвлечены на Карибский театр и не успеют отреагировать на действия флота Вильнёва. Однако британцы вовремя узнали о начале обратного перехода Вильнёва. 19 июня английский бриг, посланный Нельсоном в Британию для уведомления Адмиралтейства о возвращении франко-испанского флота в Европу, заметил в 900 милях к северо-востоку от Антигуа вражеский флот, который Нельсон тщетно ловил на протяжении трех месяцев. По курсу Вильнёва англичане поняли, что французы не планируют идти в Средиземное море. Капитан Беттсуорт немедленно понял всю важность этого случая и вместо того, чтобы вернуться к эскадре Нельсона, которую он мог и не встретить, он продолжил свой путь в Британию. Английский корабль достиг Плимута 9 июля, и капитан сообщил новости лорду Адмиралтейства.

Адмиралтейство предписало Корнуоллису снять блокаду под Рошфором, послав пять своих кораблей к адмиралу Роберту Кальдеру, который наблюдал за Ферролем с десятью кораблями. Кальдеру было предписано крейсировать в расстоянии ста миль к западу от Финистерре для встречи Вильнева и предупреждения соединения его с феррольской эскадрой. 15 июля на параллели Ферроля к 10 кораблям вице-адмирала Кальдера присоединились 5 кораблей контр-адмирала Стерлинга. Тем временем флот Вильнёва, который задержали северо-восточные ветры, достиг района Финистерре только 22 июля.

22 июля произошло сражение у мыса Финистерре. Вильнёв с 20 линейными кораблями был атакован силами английской блокирующей эскадры Кальдера с 15 кораблями. Из-за плохой видимости строй был сломан, и бой происходил на ближней дистанции. В густом тумане некоторые из кораблей обоих флотов были вынуждены сражаться с несколькими противниками сразу, а другие приняли минимальное участие в битве. Британцы смогли сильно повредить и принудить к сдаче два испанских корабля. Один из английских кораблей также был сильно поврежден.

Кальдер должен был учитывать вероятность удара себе в тыл феррольской и, возможно, рошфорской эскадр противника. Вильнёв, очевидно, не желал продолжения сражения. В результате на следующий день противники не стали продолжать бой. Бой закончился с неопределенным результатом, оба адмирала, и Вильнёв, и Кальдер, заявили о своей победе.

Позднее Кальдер был отстранен от командования и предан военно-полевому суду. Разбирательство дела состоялось в декабре 1805 года. Британский адмирал был освобожден от обвинения в трусости или нерадивости, тем не менее был признан не сделавшим всего, что от него зависело, для возобновления сражения и для взятия или уничтожения вражеских кораблей. Его поведение было признано достойным чрезвычайного осуждения, и он был приговорен к строгому выговору. Кальдер никогда больше не служил в море, хотя его произвели в адмиралы и наградили орденом Бани.

Вильнёв увёл корабли в Виго, чтобы устранить повреждения. 31 июля, использовав шторм, который оттеснил блокирующую эскадру Кальдера, и оставив три из наиболее пострадавших своих судов в Виго, он отплыл в Ферроль с пятнадцатью кораблями. В результате в Ферроле оказалось 29 линейных кораблей (феррольская эскадра к этому времени насчитывала уже 14 линейных кораблей).

Кальдер вынужден был отступить и присоединиться к эскадре Корнуоллиса. 15 августа к объединенным силам Корнуоллиса и Кальдера под Брестом подошел Нельсон, с его прибытием численность британского флота достигла 34-35 линейных кораблей.

Вильнёв, по его собственным словам, «не имея доверия к состоянию вооружения моих кораблей, а также к быстроте их хода и ловкости маневрирования, зная о соединении неприятельских сил и о том, что им известны все мои действия со времен моего прибытия к берегу Испании... потерял надежду на способность выполнения той великой задачи, для которой мой флот предназначался». В результате французский адмирал увёл флот в Кадис.

Узнав о выходе французского флота, Корнуоллис совершил то, что Наполеон назвал «очевидной стратегической ошибкой» — он направил к Ферролю усиленную до 18 кораблей эскадру Кальдера, ослабив таким образом британский флот на жизненно важном участке и уступив противнику превосходство в силах и под Брестом, и под Ферролем.

Если бы на месте Вильнёва был более решительный флотоводец, он мог навязать сражение значительно более слабому британскому флоту и, возможно, несмотря на качественное превосходство экипажей противника, добиться победы благодаря численному превосходству. Разгромив эскадру Кальдера, Вильнёв мог угрожать уже эскадре Корнуоллиса с тыла, также имея преимущество в силах.

Вильнёв не знал об этом и не искал счастья в бою, как более решительные флотоводцы. 20 августа франко-испанский флот бросил якорь в Кадисе. В результате силы союзников возросли до 35 линейных кораблей. Этот флот, несмотря на требования Наполеона идти в Брест, остался в Кадисе, позволив британцам возобновить блокаду.

Кальдер, не обнаружив противника в Ферроле, последовал к Кадису и там присоединился к блокирующей эскадре Коллингвуда. Силы британской блокирующей эскадры возросли до 26 кораблей. Позднее эта эскадра была доведена до 33 линейных кораблей, несколько из которых регулярно отлучались в Гибралтар — за пресной водой и другими припасами.


Бой у мыса Финистерре 22 июля 1805 года. Художник Уильям Андерсон

Перед решающим сражением


28 сентября 1805 года Нельсон возглавил британский флот, который блокировал франко-испанский флот в Кадисе. Нельсон был твердо убежден в плохой организации французского флота, пришедшего в упадок, и, отбросив старую осторожную стратегию прежних флотоводцев, жаждал боя.

Для сражения необходим был выход флота противника в открытое море. Казалось маловероятным, что нерешительный Вильнёв, испугавшийся более слабой эскадры Кальдера, выступит против Нельсона. Но эту проблему за британцев решил Наполеон. 14 сентября французский император отдал приказ кадисской эскадре воспользоваться первым благоприятным случаем для прорыва в Средиземное море, чтобы поддержать действия французской армии в Италии и создать угрозу Египту. По пути союзный флот должен был соединиться с испанской эскадрой в Картахене (8 кораблей).

27 сентября это указание получил Вильнёв, который должен был после прибытия нового командующего передать ему флот и явиться в Париж «для дачи объяснений». 11 октября преемник Вильнёва, Розили, был в Мадриде. Вильнёв, чтобы спасти свою честь, решил выйти в море.

Испанцы на совещании 19 октября были против выхода в море. Испанский командующий Антонио де Эсканья предлагал укреплять оборону в бухте Кадиса и не пытаться прорывать блокаду английского флота. Испанский адмирал Гравина также категорически возражал против выхода в море.

Во-первых, испанцы отмечали, что экипажи были сильно недоукомплектованы по причине эпидемии в Андалузии, в результате на корабли пришлось брать всех мужчин в возрасте от 14 до 45 лет без разбору, кого удалось схватить на улице. В результате экипажи были плохо подготовлены, не хотели воевать.

Во-вторых, находясь в Кадисе, объединенный флот находится в более выгодных условиях по отношению к британскому флоту, под защитой береговых батарей.

В-третьих, приближался период штормов. В день совещания 19 октября барометр быстро падал, что свидетельствовало о приближающейся непогоде. Французский адмирал возразил, что падение барометра не должно служить оправданием падению мужества и союзного долга.


Трафальгар


Корабли союзной эскадры начали сниматься с якоря. Двигаясь на юг, к Гибралтару, рано утром, в 5 час. 30 мин. 21 октября, союзный флот был в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру. Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию.

Вильнёв держал свой флаг на 80-пушечном корабле «Буцентавр» (фр. Bucentaure). Союзники имели 33 линейных корабля, 5 фрегатов, 2 шлюпа с экипажем в 20 тыс. человек и 2864 орудиями.

Некоторое время Вильнёв колебался — принять ли сражение или вернуться. Примерно в 8 часов утра Вильнев приказал своим кораблям сделать поворот фордевинд, все вдруг, курс норд, в обратном порядке, и двигаться назад, в Кадис. Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10 часам поворот был завершен.

Такой манёвр перед началом битвы расстроил боевой порядок союзников, в строю кораблей появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены «выпасть» из строя. К моменту боестолкновения союзный флот не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка.

Нельсон, с учётом погоды, решил отказаться от классической линейной тактики и построил свои корабли в две колонны (дивизии). Флаг адмирала был поднят на 104-пушечном линейном корабле «Виктори» (Victory). Этот корабль шел головным в левой колонне. Правую колонну вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на 100-пушечном корабле «Ройял Соверейн» (Royal Sovereign). Британцы имели 27 линейных кораблей, 4 фрегата и 2 шлюпа с экипажем в 16 тыс. человек и 2312 пушками.

Коллингвуд с 15 кораблями должен был атаковать арьергард союзников — 12 кораблей — и как можно быстрее уничтожить его. Тем временем другая колонна под командованием самого Нельсона (12 кораблей) должна была связать боем главные силы союзников, чтобы центр их боевого построения не мог оказать помощи арьергарду. При этом Нельсон предоставил капитанам значительную свободу для проявления инициативы: «Если в бою не увидите сигналов или не поймете их, ставьте свой корабль рядом с вражеским — не ошибетесь».

Перед началом битвы, удостоверившись, что всё идет как задумано, а колонна Коллингвуда уже начала сближение с противником, Нельсон сделал последнюю запись в своем дневнике:

Да благоволит Бог Всемогущий даровать Англии, ради общего блага всей Европы, полную и славную победу. Да не позволит Он ни одной частной слабости помрачить блеск ее, и да не попустит Британский флот забыть священный долг человеколюбия! Что касается меня самого — моя жизнь в руках Того, Кто ее даровал мне. Да благословит Он мои усилия на верную службу отечеству! Его воле предаю себя и справедливое дело, защита которого мне вверена.

Около 12 часов дня Нельсон приказал поднять для британской эскадры сигнал: «Нельсон верит, что каждый исполнит свой долг». Однако такой сигнал оказалось невозможным поднять — в коде не было необходимых обозначений; тогда первоначальная формула превратилась в знаменитое: «Англия ждет, чтобы каждый исполнил свой долг».

Вскоре после 11 часов раздался первый залп Трафальгарской битвы. Испанский 112-пушечный корабль «Санта-Ана» открыл огонь по вырвавшемуся вперёд флагману Коллингвуда, 100-пушечному «Королевскому Соверену» (Royal Sovereign). Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников.


Трафальгарская битва. Вид с марса головного корабля союзников по состоянию на 13:00. Англичане двумя колоннами атакуют с запада (справа). Британский художник-маринист Николас Покок

Около 12 час. 30 мин. корабль Коллингвуда прорезал строй противника и на некоторое время оказался в одиночестве посреди французских и испанских кораблей. Свыше четверти часа британский корабль сражался в одиночку, так как остальные корабли из-за слабого ветра не могли подойти для поддержки. Флагман получил сильные повреждения, потерял 42 убитыми, 94 ранеными.

Вскоре в бой вступили другие корабли правой колонны, а около 1 час. в схватку вступила и колонна Нельсона. «Виктори» прорвал колонну противника между самым большим кораблем XVIII в. испанской 144-пушечной «Святой Троицей» (Santisima Trinidad) и французским флагманом. Испанская «Троица» была первым в мире четырёхдечным кораблем с командой в 1200 человек. В строю «Троица» под флагом адмирала Балтасара Идальго де Сиснероса шла сразу за флагманом флота «Буцентавром» и стала мишенью для нескольких британских кораблей.

Британцы имели более умелые экипажи и канониров: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан (французские историки приводят соотношение темпа стрельбы 7/4). Британские корабли, прорывая строй противника, вели огонь с двух бортов. При этом английские артиллеристы старались бить по пушечным портам противника, чтобы вывести из строя его артиллерию.


Трафальгарская битва. Сражение близится к завершению, время около 17:00. Корабли сражаются друг с другом. Художник Н. Покок

Союзники не использовали шансы, которые давали им возможность нанести серьёзный урон противнику. Так, из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большим временным промежутком, что давало возможность союзникам атаковать вражеские корабли по отдельности. Но нерешительность и низкая сплоченность не позволили союзникам использовать эту возможность.

Более того, авангард союзников под началом адмирала Пьера Дюмануара на флагмане авангарда «Формидабле» (Formidable) оторвался от центральной группировки и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис. Дюмануар увел с собой девять кораблей авангарда и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы.

В результате в самый решительный момент адмирал не оказал помощь основным силам, покинул место боя вместо того, чтобы бороться дальше. Лишь в 15 часов корабли авангарда начали поворот, но к месту боя подходили отдельными группами и не смогли оказать эффективной помощи центру. А несколько французских кораблей вообще прошли мимо схватки.

Тем временем британские флагманы во главе своих колонн последовательно атаковали центр кильватерной линии франко-испанского флота, при этом корабли второй колонны вели бой с арьергардом, а первой — с центром противника. На некоторое время головные корабли колонн оказались в кольце огня, но затем были поддержаны остальными кораблями. Корабли центра союзного флота, оказавшиеся между двумя английскими колоннами, смешались и вынуждены были принять бой, в котором численное преимущество было уже у британского флота. С учётом лучшей выучки британских артиллеристов, делавших по выстрелу в минуту, в то время как французы — один в три минуты, поражение союзников стало очевидным.

Присутствие на палубе Нельсона со всеми регалиями подзадорило французских стрелков. Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз и поплатился за это. Когда «Виктори» вступил в абордажный бой с французским кораблем «Редутабль» (Redoutable), один из французских стрелков сделал меткий выстрел — пуля прошла через эполет, пробила плечо, легкое и застряла в позвоночнике британского командующего. Унесенный в лазарет смертельно раненый Нельсон был ещё жив и требовал отчета об идущем бое.

В 4 часа к ещё живому Нельсону подошел командир «Виктори» Харди, сообщив, что взяты уже 15 кораблей противника и сражение выиграно, на что адмирал ответил: «Это хорошо, но я рассчитывал на 20». Харди заметил, что теперь, когда сражение выиграно, командование вполне может принять на себя лорд Коллингвуд, однако Нельсон ответил категорическим отказом, намереваясь бороться до конца. Флотоводец умер в 16 час. 30 мин., получив перед смертью донесение о полной победе английского флота.

Союзники потерпели поражение. Корабли центра и некоторые корабли арьергарда франко-испанского были окружены и начали спускать флаги. Около 14 часов спустил флаг флагман Вильнёва «Бюсантор». Французский корабль потерял все мачты, погибло 195 человек и 85 было ранено.

Корабль Нельсона взял на абордаж французский «Редутабль». Французы отчаянно дрались и сдались лишь после того, как потеряли 80% экипажа. Огромная испанская «Троица» билась с 7 британскими кораблями и была захвачена.

Решительно и отважно в этот день действовал командир арьергарда союзников, испанский адмирал Гравина, который был на 112-пушечном корабле «Принц Астурийский». Корабль потерял в бою 50 человек убитыми и 110 ранеными. Адмирал проявил огромное личное мужество. В этом бою Гравина потерял руку, которую раздробила картечь.

Несмотря на увечье, флотоводец продолжал руководить боем. Испанский адмирал использовал ошибку Коллингвуда, который во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников, вместо того чтобы добить сильно поврежденные корабли арьергарда. Гравина поднял сигнал «Следовать за мной» и спас несколько сильно повреждённых кораблей, которые потеряли много людей, от английского плена. Он увёл корабли в Кадис.

22 октября Гравина, укрыв корабли в бухте Кадиса от шторма, спешно ремонтирует их. В этот день несколько кораблей погубила стихия. Так, затонула «Святейшая Троица», которую англичане пытались отбуксировать в Англию для ремонта. 23 октября Гравина снова выводит боеспособные корабли в море, чтобы отбить у англичан захваченные ими корабли, попытаться спасти экипажи с кораблей, потерявшие ход и управление. В результате этой вылазки была отбита «Санта-Ана», но шторм погубил два корабля.

4 ноября 1805 г. британская эскадра капитана Ричарда Стрэтчена поймала французскую эскадру контр-адмирала Пьера Дюмануара, который улизнул у Трафальгара. После нескольких часов ожесточённого сражения у мыса Ортегаль Стрэтчен вынудил французские корабли сдаться. Все четыре захваченных корабля были отправлены в Великобританию в качестве призов.

Эта победа завершила разгром французского флота, начатый победой Нельсона при Трафальгаре.


Бой у мыса Ортегаль. Худ. Томас Уайткомб

Стратегическая победа


В Трафальгарском сражении англичане захватили 17 кораблей в качестве приза, еще один сгорел. После того как корабли Дюмануара были пойманы близ мыса Ортегаль, потери союзников достигли 22 кораблей. Союзники потеряли около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен (по другим данным — около 7 тыс. человек).

Англичане потеряли около 2 тыс. человек. Многие английские корабли были сильно повреждены.

Сражение стало трагичным для командующих флотами. Адмирал Нельсон, олицетворявший последние успехи британского флота, в этом бою был смертельно ранен мушкетной пулей и умер, получив перед смертью донесение о полной победе Англии.

Французский адмирал Пьер-Шарль де Вильнёв попал в плен. Находился в Англии в качестве военнопленного до апреля 1806 года. Был отпущен под честное слово, что не будет более воевать против Британии. Будучи полностью деморализован из-за срыва экспедиции в Англию и потери флота, 22 апреля 1806 г. покончил жизнь самоубийством (по другой версии, его зарезали).

Храбрый испанский адмирал Федерико Гравина, который в этом бою потерял руку, раздробленную картечью, так и не смог оправиться от раны и умер 9 марта 1806 года. Французский адмирал Ш. Р. Магон, командир арьергарда, погиб в бою.

Победа британцев была вызвана рядом причин: это общий упадок французского флота; отсутствие единой стратегии у союзников, и это привело к тому, что они действовали отдельными отрядами, не смогли использовать ошибки противника, чтобы нанести ему как минимум большой урон; гибкость английского командования, отказавшегося от линейной тактики, значительная свобода в принятии решений и инициативность капитанов отдельных кораблей; лучшая подготовка английских экипажей; в целом значительно лучшая мотивация англичан.

Вильнёв вступил в бой с недовольными союзниками, которых раздражало то, что французы распоряжаются в Испании, с кораблями, многие из которых ещё не были в море, с офицерами, доверие которых он утратил, с канонирами, которые большей частью ни разу еще не стреляли из пушек с качающейся палубы.

В области тактики адмирал Нельсон успешно применил рекомендации английского военного теоретика Дж. Клерка и боевой опыт русского флота, в том числе адмирала Ф. Ф. Ушакова. Нельсон решительно отказался от догм линейной тактики, господствовавшей в XVIII в. и которой придерживался его противник. Ранее таким же образом свои победы одерживал русский адмирал Ушаков.

Стратегические итоги этой битвы были огромны. Французский флот был почти полностью уничтожен, и его восстановили только к 1813 г. Победа обеспечила господство британского флота на море, что затруднило связь Франции с ее колониями. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии и вторжения в Неаполитанское королевство.

Франция и Испания навсегда уступили Англии моря и океаны. Британия надолго приобрела статус «хозяйки морей», поставив точку в длительной борьбе на морях с Испанией, Голландией, Данией и Францией.

Память о Трафальгарском сражении сохранили в Англии. Нельсон стал национальным героем. Имя Нельсона неизменно фигурирует среди первой десятки в опросах ВВС о великих британцах и их вкладе в историю и культуру Англии. В 1830 г. в самом центре Лондона по проекту строителя Букингемского дворца архитектора Дж. Нэша была создана Трафальгарская площадь.

В 1842 г. в центре площади был установлен памятник адмиралу лорду Нельсону — колонна в три человеческих роста на постаменте высотой 50 метров, охраняемая бронзовыми львами — символами мощи Британской империи. На эту колонну пошло 16 т меди из расплавленных французских пушек, взятых в битве при Трафальгаре.

Флагман британского флота «Виктори» («Победа») также был увековечен — его поставили на вечный прикол во втором сухом доке Портсмутской военно-морской базы. Корабль вначале оставался флагманом Второго морского лорда, а затем стал экспонатом Музея королевского военно-морского флота.

При этом утверждения некоторых западных исследователей о том, что Трафальгарская битва имела решающее значение в разгроме Французской империи, не имеют оснований. Исход противостояния с Наполеоном решался на суше. И только русские штыки сокрушили империю Наполеона.


Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в центре Лондона
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Вчера, 06:13
    флот был плохо организован, снабжался по остаточному принципу, так как на первом месте была армия, которая решала задачу выживания Франции

    По сути именно это и позволило Англии победить всех противников на море. Что Франция, Что Испания, Что Нидерланды в конце концов вынуждены были акцентироваться на армии в ущерб флоту.
    1. +8
      Вчера, 06:54
      Есть ещё один нюанс. Флот, в отличии от армии, требует гораздо меньшей численности личного состава при гораздо большем материальном обеспечении. Иными словами, морская мощь значительно больше, чем сухопутная армия (особенно в описываемое время) способствует развитию промышленности и образования.
      1. +5
        Вчера, 11:56
        Цитата: Grossvater
        требует гораздо меньшей численности личного состава при гораздо большем материальном обеспечении.

        И гораздо больше требует профессионализма от каждого, матроса и адмирала. Но Наполеон этого так и не понял, часто сокрушаясь, что "у него не было своего Нельсона". Но командуй Нельсон тогда французским флотом, на 99% история бы повторилась точь-в-точь...
        Всего за 16 лет до знаменитого сражения французский флот был очень грозной силой, имея более 70 линейных кораблей и столько же фрегатов, 96 тыс. человек в экипажах, в том числе более двух тысяч офицеров. На судоферфях достраивалось ещё 22 корабля... но революция просто похоронила мечту о французском морском господстве, уничтожив весь цвет офицерства флота. Морская французская теория всё больше расходилась с практикой, был распущен артиллерийский корпус, обучение было эпизодическим, финансирование "усыхало". Кадровый вопрос всё решил...
    2. +5
      Вчера, 08:38
      Как Британия стала "Владычицей морей" хорошо показано в " "Хозяине морей: На краю земли» (англ. Master and Commander: The Far Side of the World) — американском историко-приключенческом фильме 2003 года режиссёра Питера Уира на военно-морскую тематику.
    3. -1
      Вчера, 11:41
      Англия стала "владычицей морей" в 1588 г после победы над испанской "Непобедимой армадой" и закрепила этот статус после разгрома в 1654 г. мощного голландского флота.
      Развитие островного гос-ва не могло состоятся без сильного флота. Контроль над морскими коммуникациями позволил создать мощную империю, над которой никогда не заходило солнце.
      1. 0
        Вчера, 19:26
        Цитата: knn54
        после победы над испанской "Непобедимой армадой" и закрепила этот статус после разгрома в 1654 г. мощного голландского флота

        Вы всерьез считаете, что они не могли восстановить свои флоты?
        1. 0
          Вчера, 19:50
          Dart2027,остановить Англию они уже не смогли.
          1. +1
            Вчера, 21:04
            Если бы не разрывались между сухопутными и морскими силами, то могли. Непобедимость англичан сильно преувеличина английской литературой, но те же испанцы были очень серьезным противником и если бы не погода, то "Непобедимая армада" могла и достигнуть цели.
  2. +3
    Вчера, 06:50
    "Морское владычество не дается просто так, волею судеб. Ла-Маншский флот платил кровью, потом, жизнями и свободой всех своих офицеров и матросов".
    Сесил Скотт Форестер, "Хорнблауэр и "Отчаянный".
  3. -1
    Вчера, 08:30
    Победа британцев была вызвана рядом причин
    главными были "наполеоновские планы" французского авантюриста -амбиций много, сил для их исполнения нет...
  4. 0
    Вчера, 09:30
    «Виктори» (флагман Нельсона), корма, Портсмут, Англия. Конец 19 — начало 20 вв. 104-пушечный линейный корабль, один из самых длинных кораблей XVIII в. Заложен 23 июля 1759 года, спущен на воду 7 мая 1765 года.

    описка, поправьте
    1. +3
      Вчера, 13:02
      Цитата: Дедок
      описка, поправьте

      Не-а, это не описка.
      Конец 19 — начало 20 вв.
      - это датировка изображения корабля.
      "Виктори" с 1824 года из-за ветхости корпуса стояла в Портсмуте в качестве флагманского корабля, склада, плавучей тюрьмы, учебного корабля школы сигнальщиков... да чем только она не была. Тонула, несколько раз доковалась. В 1831 её даже попытались сдать на слом. И лишь в 1921 её стали восстанавливать в качестве музейного корабля.
    2. +3
      Вчера, 13:15
      Цитата: Дедок
      «Виктори» (флагман Нельсона), корма, Портсмут, Англия. Конец 19 — начало 20 вв.

      эти слова об открытке с фотографией корабля.
  5. +1
    Вчера, 13:36
    Хорошая статья. Немного мешает произвольная русификация названий кораблей. То "Буцентавр", то "Бюсантор"
  6. 0
    Вчера, 14:31
  7. 0
    Вчера, 14:47
    Спасибо за статью. Флот Англии смог победить еще и потому что за его созданием стояли лучшие умы - физики, математики, инженены, астрономы и так далее. Перефразируя классика - кто не кормит своих ученых, будет кормить чужую армию
    1. 0
      Сегодня, 09:12
      Цитата: Топпер_Харли
      Спасибо за статью. Флот Англии смог победить еще и потому что за его созданием стояли лучшие умы - физики, математики, инженены, астрономы и так далее. Перефразируя классика - кто не кормит своих ученых, будет кормить чужую армию

      Вы ошибаетесь на самом деле. Испанцы и французы строили корабли гораздо лучше англичан и именно французы сильно ушли вперед в технологии. Вопрос был в обученности экипажей. И вот тут англичане давали сто очков вперед.
  8. 0
    Вчера, 15:06
    Ээээ... Может колонна 50 метров на постаменте в три человеческих роста?
    Высоко Нельсон, зараза, стоит. Не разглядишь.
  9. +1
    Вчера, 16:41
    Краткое резюме - испанцы храбрецы, французы молодцы, британцы - подлецы laughing
    1. +3
      Вчера, 17:09
      Цитата: Trapper7
      испанцы храбрецы, французы молодцы

      Безусловно. И голландцы, и испанцы, и, нередко, французы, превосходно показывали себя от сражения к сражению, демонстрируя нам чудеса храбрости, смекалки и удачи, из века в век, но... их, со временем, начала регулярно бить английская постоянность, грамотная выучка, порядок. Тот же Нельсон не переставал удивляться классу испанских и французских корабельных мастеров, завидовать возможностям их кораблей.
      Не было у великолепных испанских и французских кораблей английских экипажей ...
      1. 0
        Сегодня, 10:50
        Цитата: Doccor18
        Не было у великолепных испанских и французских кораблей английских экипажей ...

        У фанцузов была более дальнобойная аpтиллеpия,у англичан, более скоpостельная-коpоткие кpупнокалибеpные коpонады. Фанцузам надо было пеpейти к тактике коpсаpских нападений на бpитанский флот особенно тоговый и избегать боя на близкой дистанции. Коме того Наполеон мог вложить сpедства в постpойку паpового флота
  10. -1
    Вчера, 17:59
    Как Британия стала хозяйкой морей? По времени уж больно точно совпадает с массовом вывозом из России демидовского железа "старый соболь", пеньки и мачтового леса через Архангельск. А что еще нужно для кораблестроения? И было ли все это на островах Британии?
    1. +1
      Вчера, 20:16
      Цитата: Jurkovs
      И было ли все это на островах Британии?

      Железо, для пушек, дуб и лен на островах присутствовали. Вы забыли о британских колониях из которых Адмиралтейство "добывало" недостающие ресурсы.
      Да. Железо под маркой соболя - материал выдающегося качества. Вы правы, но в Британии его чаще всего использовали строители а не корабелы.
      1. 0
        Сегодня, 10:39
        Британских колоний еще не было. Надо было еще построить корабли и завоевать эти колонии. Русское железо в основном шло на блоки и полиспасты. Я хотел сказать, что без русских стратегических товаров Британия не смогла бы завоевать полмира.
        1. 0
          Сегодня, 10:54
          Для железа с клеймом-маркой "соболь" руда добывалась на высокогорском руднике, добыча там идет и сейчас. Изначально добывалась для демидовских заводов. Никита Демидов перебрался на Урал в 1702, клеймить железо начали тоже по указу Петра 1. Были ли колонии у Британцев в начале 18 века? smile
          С Уважением.
    2. 0
      Сегодня, 11:00
      Цитата: Jurkovs
      По времени уж больно точно совпадает с массовом вывозом из России демидовского железа "старый соболь", пеньки и мачтового леса через Архангельск.

      В 18 веке англичане изобpели и внедpили в массовое пpоизводство пpялку Дженни и токаpно-винтоpезный станок Модсли. Кстати станки созданные Модсли во вpемя наполеоновских войн во всех энциклопедиях 19 века считались веpшиной станкостpоения и служили бpитанскому флоту в неизменном виде в виде пеpвой в миpе автоматической линии по изготовлению коpабельных талей пpимено до 1970!!! года.
  11. +1
    Вчера, 19:34
    Еще задолго до этого Англия еще при Елизавете I отстояла свою реальную независимость, потом совершила вслед за Голландией буржуазную революцию, отучила монархов уповать не решение внутренних проблем с иностранной помощью (Карл I), и главное, человек, открывший Закон всемирного тяготения создал для своей страны первый в мире Печатный станок для "твердой валюты международных торговых расчетов". Вместе с королем Оранской династии и еврейскими банкирскими домами они создали "Банк Англии", существующий, кстати, и поныне.
    И с тех пор, у них всегда были достаточные средства и на постройку флотов, и на Великую французскую революцию, и на поддержку контрреволюции, ина сколачивание всяческих коалиций, антифранцузских, антигерманских, антироссийских.
    Хотя появление таких товарищей, как Наполеон, Ленин или Сталин они не просчитали, и сильно нарвались.
    Им бы всегда Горбачев вот кого они на четыре кулака умеют разводить, или хотя бы Зеленского.