Беспилотные «Фантомы» и «Сражающиеся Соколы»: воздушные мишени, прорыватели ПВО и истребители, управляемые искусственным интеллектом

1 518 7
Беспилотные «Фантомы» и «Сражающиеся Соколы»: воздушные мишени, прорыватели ПВО и истребители, управляемые искусственным интеллектом

В США имеется давняя традиция переоборудования в дистанционно-управляемые летательные аппараты снятых с вооружения боевых самолётов. Массовая переделка в БПЛА устаревших или выработавших большую часть ресурса истребителей и бомбардировщиков началась в конце 1940-х годов. Такие беспилотники использовались для забора проб воздуха в ходе ядерных испытаний, а также в роли воздушных мишеней. В радиоуправляемые БПЛА к настоящему времени было трансформировано несколько сотен реактивных самолётов, принадлежавших ВВС и ВМС США, не имевших дальнейших перспектив эксплуатации в строевых эскадрильях или взятых с хранения.

В последнее десятилетие в связи с прогрессом, достигнутым в области средств дистанционного управления и расширения использования области применения искусственного интеллекта, переделанные в дроны реактивные истребители 3-го и 4-го поколения получили новые возможности.



В качестве воздушных мишеней, участвуя в разного рода учениях, тренировках и испытаниях новых систем ПВО и ракет «воздух-воздух», такие беспилотные самолеты, оснащённые цифровыми системами дистанционного управления с обратной связью, очень близко способны имитировать манёвры пилотируемых летательных аппаратов. В частности, они, будучи оснащенными современными датчиками и системами анализа данных, без команд извне могут уклоняться от различных угроз, что повышает реалистичность учебно-тренировочного и испытательного процесса.

Кроме того, в ряде тестов была успешно подтверждена способность истребителей, переделанных в БПЛА, наносить удары высокоточными средствами поражения по наземным целям. Относительно недавно доработанный F-16, управляемый искусственным интеллектом, провёл серию тестовых воздушных боёв с пилотируемыми истребителями, что фактически открывает новую эру в области боевой авиации.

Беспилотные самолёты-мишени созданные на базе истребителя F-4 Phantom II и их эксплуатационная история



Как уже говорилось в предыдущей публикации данного цикла, в процессе испытаний нового оружия и в ходе учебно-тренировочного процесса расчётов ЗРК и экипажей перехватчиков широко использовались радиоуправляемые реактивные самолёты: QF-80/QТ-33 Shooting Star, QF-86 Sabre, QF-100 Super Sabre, QF-9 Cougar, QF-8 Crusader, QF-102/PQM-102 Delta Dagger и QF-106 Delta Dart.

Однако уже к середине 1980-х стало ясно, что запасы откровенно устаревших боевых самолётов на «кладбище костей» в Дэвис-Монтан заканчиваются и для создания новых воздушных мишеней придётся жертвовать относительно новыми летательными аппаратами.

Естественным кандидатом для переоборудования в дистанционно управляемый БПЛА стал сверхзвуковой F-4 Phantom II. С 1958 по 1981 год фирмой McDonnell Douglas было построено 5195 самолётов этого типа. «Фантомы» различных модификаций использовались как истребители-перехватчики, истребители-бомбардировщики, охотники за радарами и разведчики. Часть самолётов этого типа США поставили союзникам, но несколько сотен машин с конца 1970-х по мере поступления в лётные подразделения истребителей 4-го поколения было отправлено на базу Дэвис-Монтан, расположенную недалеко от города Тусон в штате Аризона. Сухой климат и твёрдая почва позволяют после проведения определённых консервационных мероприятий длительно хранить здесь самолёты под открытым небом.


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: самолёты F-4 хранящиеся в Дэвис-Монтан

Все флотские эскадрильи, обеспечивающие ПВО авианосных группировок, к середине 1980-х пересели на палубные перехватчики F-14A. В ударных палубных эскадрильях F-4S были окончательно вытеснены истребителями-бомбардировщиками F/A-18A/В Hornet в 1986 году. До 1992 года истребители-бомбардировщики и разведчики эксплуатировались в авиации КМП США. В истребительных авиакрыльях ВВС США «Фантомы» служили до 1990 года.

Последней войной 24 американских «охотников за радарами» F-4G и 6 разведывательных RF-4C стала операция против Ирака — «Буря в пустыне». Использование изрядно изношенных «Фантомов» в антииракской кампании являлось сугубо вынужденным шагом. На тот момент кроме F-4G в ВВС США не имелось другого специализированного боевого самолёта, предназначенного для подавления наземной ПВО. В то же время RF-4C являлся единственным разведывательным самолётом тактической авиации, оснащенным камерами бокового обзора с высоким разрешением. До 1996 года «Фантомы» летали в воздушных силах Национальной гвардии, являющейся действующим резервом ВВС США.

Первые флотские F-4, выработавшие свой ресурс, переделали в воздушные мишени в начале 1980-х и использовали их в ходе испытаний ракет «воздух-воздух» большой дальности AIM-54 Phoenix, которые являлись «главным калибром» палубных перехватчиков F-14A.


Выбор «Фантома» на эту роль был обусловлен тем, что этот сверхзвуковой самолёт достаточно реалистично изображал современную по меркам тех лет воздушную цель. Также воздушная мишень, созданная на базе истребителя F-4, позволяла достоверно оценить поражающие факторы боевой части ракеты при дистанционном подрыве, так как «Фантом» обладал немалым запасом прочности и неплохой живучестью, что неоднократно подтверждалось в ходе реальных боевых действий.

Чуть позже в воздушные мишени независимо от флота некоторое количество «Фантомов» переделали военно-воздушные силы. Но при этом единого стандарта конверсии самолётов не существовало. На списанных F-4 отрабатывали сухопутные и морские зенитные ракеты, а также новые ракеты «воздух-воздух».

Однако объёмы переделки «Фантомов» в воздушные мишени поначалу были небольшими. В то же время выведенные из эксплуатации самолёты этого типа в большинстве своём обладали ещё очень значительным запасом прочности и были слишком ценны для того, чтобы их разделывали на металл. Помимо мобилизационного резерва, они также рассматривались как ценный источник запасных частей. В конце XX века в ряде стран, являвшихся ближайшими союзниками США, ещё эксплуатировалось несколько сотен истребителей F-4 различных модификаций.


Ликвидация Организации Варшавского договора и распад Советского Союза снизили вероятность большой войны до минимума, и про американские «Фантомы», поставленные на хранение, на какое-то время забыли.

В начале XXI века в странах, где ранее «Фантомы» составляли основу или значимую часть боевой мощи ВВС, их стали заменять современными боевыми самолётами. После чего стало совершенно очевидно, что никаких перспектив возвращения в строй устаревших, но ещё крепких и вполне пригодных для дальнейшего использования истребителей нет, и дальше хранить их бессмысленно. Кроме того, к началу «нулевых» американские военные почти полностью израсходовали запас воздушных мишеней QТ-33 и QF-106.

По состоянию на 2005 год на хранении имелось около 500 самолётов F-4 различных вариантов. После исследования их технического состояния и анализа возможных решений беспилотные мишени определили наиболее свежие машины модификаций: F-4E, F-4G и RF-4C. Истребители-бомбардировщики F-4D и палубные перехватчики F-4S было решено использовать как источник запчастей.


Получив необходимое финансирование, Боевое авиационное командование ВВС США инициировало программу создания реалистичных воздушных целей, известную как FSAT (Full-Scale Aerial Target – Полномасштабная воздушная мишень). В рамках этой программы технический состав 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (Aerospace Maintenance and Regeneration Group – AMARG) в Дэвис-Монтан приступил к реанимации поднятых с хранения самолётов и к приведению их в лётное состояние.


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: самолёты F-4 рядом с ангарами AMARG на авиабазе Дэвис-Монтан. Снимок сделан в октябре 2012 года

В процессе возвращения им способности подняться в воздух с самолетов демонтировали часть ненужного для беспилотного полета оборудования: БРЛС, 20-мм пушку, навигационную аппаратуру системы TACAN и топливоприемники дозаправки в воздухе. Консоли крыла и хвостовое оперение самолетов-мишеней для облегчения их визуальной идентификации окрашивали в красный цвет. В летное состояние удалось вернуть около 350 самолетов, выпущенных в 1960–1970-е годы и находившихся в законсервированном виде более 20 лет.


В ходе реанимации «Фантомов», предназначенных для переоборудования в мишени, американская система хранения и восстановления выведенной в резерв авиатехники в очередной раз продемонстрировала свою эффективность.

Для реализации программы FSAT был объявлен тендер, который выиграла компания BAE Systems North America — американский филиал британской корпорации BAE Systems, имевшая производственные помещения на аэродроме Мохаве в Калифорнии. Куда с авиабазы Дэвис-Монтан и перегоняли приведённые в лётное состояние «Фантомы».


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: самолёты F-4, предназначенные для переоборудования в воздушные мишени, у ангара BAE Systems North America на аэродроме Мохаве. Снимок сделан в декабре 2011 года

В тех же ангарах, где до недавнего времени велось переоборудование в воздушные мишени самолётов F-4, осуществлялся восстановительный ремонт и переоборудование в соответствии с американскими стандартами лётной годности истребителей МиГ-29 и Су-27, вывезенных из стран Восточной Европы и СНГ.

В ходе переделки самолётов в беспилотные аппараты QF-4 специалисты компании BAE Systems North America монтировали систему автоматического распознавания угроз, что давало возможность максимально имитировать боевую обстановку в ходе контрольно-учебных стрельб. Подвесная аппаратура с оптоэлектронными и радиолокационными датчиками, обнаружив приближающуюся ракету или излучение радиолокатора, сама автоматически выбирает оптимальные средства противодействия из тех, что имеются на борту самолёта, и рассчитывает манёвр уклонения.


Boздушные мишeни QF-4 рядoм с ангарoм ВAE Systems Inc на аэродроме «Мохaве»

Оснащение «Фантома» компьютеризированной аппаратурой дистанционного управления GRDCS позволило ему выполнять достаточно сложные манёвры, недоступные ранее другим радиоуправляемым мишеням. Взлёт, посадка и изменение курса и высоты полёта на маршруте в беспилотном режиме могут осуществляться как в рамках дистанционного управления, так и по заданной заранее программе. На самолёт устанавливался транспондер и система спутниковой навигации с трансляцией данных на наземный или воздушный пункт управления.

На некоторых самолётах QF-4, оснащённых цифровой аппаратурой дистанционного управления, была сохранена возможность пилотируемого полёта, что позволяло осуществлять безопасный перегон на значительные расстояния и расширяло сферу применения.


Самолеты, регулярно совершающие пилотируемые полеты, не имели окрашенных в красный цвет законцовок крыла. Эти машины с человеком в кабине были способны активней маневрировать, чем беспилотные самолёты, и использовались для ведения учебных воздушных боёв с состоящими на вооружении истребителями.


Управляемые пилотами «Фантомы» привлекались к тестированию радиолокационных систем, а также тренировкам расчётов ПВО и пилотов перехватчиков без применения оружия.

Пилотируемые полёты выполняли наименее изношенные машины, переделанные из самолётов F-4G Wild Weasel, выпущенные в конце 1970-х. Начиная с 2005 года эти самолёты, помимо «боевой» службы, регулярно принимали участие в различных авиашоу на территории США. В 2012 году к полётам на QF-4G получили допуск шесть пилотов ВВС и десять отставников, нанятых по контракту. Все они были очень опытными лётчиками, налетавшими в прошлом на F-4 Phantom II не менее 1000 часов.

После тестирования и контрольного подъёма в воздух дистанционно управляемые самолёты QF-4 передавались в распоряжение 82-й эскадрильи беспилотных мишеней (82 ATRS), базирующейся на авиабазе Холломан в штате Нью-Мексико, и в 53-ю группу оценки и испытания вооружения (53 WEG) на авиабазе Тиндалл в штате Флорида.

В этих двух подразделениях, получивших QF-4, практиковался различный подход к их эксплуатации. На авиабазе Тиндалл текущим ремонтом, обслуживанием и подготовкой QF-4 к «боевому вылету» в основном занимались военнослужащие. К полёту готовили конкретные машины, нередко заимствуя необходимые запчасти и узлы с других самолётов. Зачастую после взлёта с авиабазы Тиндалл возвращение дистанционно управляемого «Фантома» не предусматривалось.


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: воздушные мишени QF-4 на авиабазе Тиндалл. Снимок сделан в январе 2012 года

Но не каждый вылет воздушной мишени на задание с боевой стрельбой заканчивался потерей дистанционно пилотируемого летательного аппарата. Система BAE Systems Common Missile, установленная на QF-4, позволяла уклониться от ракет с радиолокационной системой наведения в 10–20% случаев, а от AIM-9X Sidewinder при массированном применении тепловых ловушек вероятность избежать прямого попадания составляла 25–30%. Как правило, во время испытаний и учебно-тренировочных стрельб использовались ракеты с инертной боевой частью, и разрушение мишени QF-4 происходило только при прямом попадании, чего обычно старались избегать.


Но даже в случае прямого попадания ракеты повреждённым «Фантомам» иногда удавалось вернуться на свой аэродром, где их ремонтировали и возвращали в строй.

По беспилотным мишеням QF-4, принадлежавших 53-й группе оценки и испытания вооружения, на полигоне, расположенном в Мексиканском заливе, велись тестовые пуски новых модификаций УР «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder и AIM-120 AMRAAM.


Для управления QF-4 во Флориде использовался самолёт E-9A, предназначенный для слежения и дистанционного управления воздушными мишенями.


Самолёт E-9A

Базой для E-9A послужил гражданский турбовинтовой авиалайнер DHC-8 Dash 8 DeHavilland Canada. В ходе переоборудования на предприятии корпорации Boeing на самолёте установили РЛС кругового и бокового обзора, аппаратуру для дистанционного управления мишенями и снятия телеметрии с испытываемых ракет. Операторы, размещённые на борту Е-9А, при помощи бортовых радиолокаторов способны на дальности несколько сотен километров наблюдать за воздушной обстановкой и руководить действиями самолёта-мишени.

Над полигоном, расположенным в окрестностях базы Холломан в Нью-Мексико, беспилотные QF-4 управляются с помощью стационарной системы GRDC, сопряженной с наземными радиолокаторами контроля воздушной обстановки и аэростатной радиолокационной системой наблюдения LASS (англ. Low Altitude Surveillance System — Система наблюдения на малых высотах).


Оператор наземной системы GRDC

Ключевой частью системы LASS является привязной аэростат 420K, изготовленный компанией Lockheed Martin, оснащённый оптоэлектронными датчиками слежения за земной и водной поверхностями и РЛС AN/TPS-63 с дальностью обнаружения воздушных целей 300 км.


Спутниковый снимок Google Earth: аэростатная радиолокационная система наблюдения LASS, развёрнутая на полигоне Уайт-Сэндс

В штате Нью-Мексико корпорация Lockheed Martin испытывала на беспилотных «Фантомах» модернизированные ЗРК Patriot Advanced Capability (PAC-3). В 2013 году во время испытаний ЗРС средней дальности MEADS (Medium Extended Air Defense System) на ракетном полигоне Уайт-Сэндс практически одновременно были уничтожены QF-4 и тактическая баллистическая ракета MGM-52 Lance, летящие на сверхзвуковых скоростях с разных направлений.


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: авиатехника 82-й эскадрильи беспилотных мишеней на авиабазе Холломан

Через авиабазу Холломан прошло меньше переоборудованных «Фантомов», чем через авиабазу Тиндалл во Флориде. Но в Нью-Мексико QF-4 совершили большее количество вылетов. Это связано с тем, что на авиабазе Холломан к самолётам относились бережней и здесь эксплуатировались машины, подготовленные для пилотируемых полётов.


К обслуживанию авиатехники в Холломане привлекались нанятые по контракту такие же немолодые, как и самолеты, отставники, досконально изучившие «Фантомы» за годы службы.

Hаибольшая численность воздушных мишеней QF-4 в ВВС США имелась в 2011–2012 гoдах, достигая приблизительно 200 единиц. Использовались они вeсьма интенcивно. Eжегодно с участием беспилотных мишеней на полигонах oсуществлялось несколько десятков стрeльб. В среднем годовая убыль «Фантомов» при контрольно-испытательных ракетных стрельбах на авиабазе Тиндалл составляла по 10–15 мишеней и 4–5 в «Холломан».

Также в разного рода учениях интенсивно использовались пилотируемые «Фантомы», изображавшие «плохих парней». Как правило, они имитировали прорыв вражеских фронтовых бомбардировщиков на малой высоте или участвовали в тестах радиолокационных систем и станций наведения зенитных ракет, что позволяло сберечь ресурс строевых боевых самолётов.

В конце 2016 года на авиабазе Холломан состоялась процедура прощания с последним пилотируемым «Фантомом», после чего все оставшиеся в строю F-4 использовались только в беспилотном варианте.


Процедура прощания с последним пилотируемым QF-4 на авиабазе Холломан

Точная дата завершения карьеры беспилотных QF-4 не известна. Но к 2022 году с тринадцати оставшихся самолётов, не способных подняться в воздух из-за технических неисправностей, демонтирована аппаратура управления и навигации, электронные системы оценки угроз и постановки помех, узлы и агрегаты, представляющие ценность, слиты технические жидкости и топливо из баков. После этого уцелевшие «Фантомы» отбуксировали на полигон в окрестностях авиабазы Холломан, где они стали мишенями при отработке стрельбы из пушек и бомбометания по наземным целям.

В настоящее время в Дэвис-Монтан всё ещё храниться примерно полсотни F-4 различных модификаций, но дальнейших перспектив использования они не имеют, и, как это было с другими откровенно устаревшими самолётами, имевшимися в резерве, оставшиеся «Фантомы», скорей всего, будут разделаны на металл, окажутся в музейных экспозициях или в коллекциях состоятельных любителей раритетной авиатехники.

Беспилотный самолёт QF-4 как носитель вооружения «воздух-поверхность»



Появление передовых систем управления и средств, позволяющих уклоняться от различных угроз, вполне закономерно привело к тому, что военные захотели сделать беспилотный «Фантом» носителем высокоточного вооружения. С учётом того, что данный самолёт мог нести боевую нагрузку массой более 7000 кг и имел практическую дальность полёта 2300 км, создание ударного беспилотника с таким потенциалом выглядело заманчивым.

С учётом распространения в мире эффективных многоканальных систем противовоздушной обороны средней и большой дальности российского и китайского производства особый интерес для ВВС США представлял «прорыватель» ПВО.

Такой беспилотник-камикадзе, не отличающийся визуально тепловой и радиолокационной сигнатурой от пилотируемых боевых самолётов, запущенный в «один конец», мог бы наносить удары по вражеским обзорным РЛС и вскрытым позициям ЗРК. Быть «приманкой», заставлять вражеские расчёты ПВО включать станции наведения зенитных ракет и таким образом их демаскировать, а также расходовать на себя дорогостоящие зенитные ракеты. Немаловажным фактором являлось то, что в отличие от ударных БПЛА, уже имевшихся на вооружении ВВС США, беспилотный «Фантом» мог летать со сверхзвуковой скоростью, и вторжение такого летательного аппарата в воздушное пространство любого государства автоматически делало его приоритетной целью.

Первые реальные тесты с беспилотным «Фантомом», оснащённым авиационными средствами поражения, начались в январе 2008 года, когда противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM, оснащённая боевой частью, впервые поразила источник высокочастотного излучения, имитирующий вражеский радар, на полигоне неподалёку от авиабазы Неллис в штате Невада.


Кроме того, проводилась отработка сброса корректируемых планирующих бомб JDAM массой от 230 кг (500 фунтов – GBU-38) до 910 кг (2 000 фунтов – GBU-31). Эти бомбы предназначены для уничтожения стационарных объектов с заранее известными координатами. Бомбы, оборудованные комплектом JDAM, наводятся на цель интегрированной инерциальной системой наведения в паре с GPS-приёмником, обеспечивая дальность действия до 28 км от точки сброса. Величина КВО, продемонстрированная на испытаниях – 7-11 метров.

В целом испытания прошли успешно, и самолёт F-4, трансформированный в ударный БПЛА, подтвердил способность решать поставленные задачи. Однако в связи с тем, что полтора десятилетия назад американские аналитики не видели высокой вероятности вооружённого конфликта с технологически продвинутым противником, имеющим развитую систему ПВО, и значительными затратами на переоборудование, развёртывание и поддержание в рабочем состоянии парка боевых беспилотников на базе «Фантомов», от этой идеи отказались. И в итоге все кондиционные F-4 переделали в воздушные мишени.

Беспилотные самолёты-мишени созданные на базе истребителя F-16 Fighting Falcon



Учения с боевыми стрельбами и разного рода испытания, в которых были задействованы QF-4, шли очень интенсивно, и к 2012 году стало понятно, что имеющиеся запасы «Фантомов» скоро будут исчерпаны. Проанализировав возможные варианты, командование ВВС США инициировало создание беспилотников на базе истребителей F-16 Fighting Falcon ранних модификаций.

Хотя в тот момент на хранении имелись другие типы боевых самолётов, выведенных из эксплуатации, по мнению высших американских офицеров, отвечающих за боевую подготовку, дистанционно управляемая мишень, созданная на базе истребителя 4-го поколения, благодаря более высокой манёвренности и лучшим разгонным характеристикам, позволяла более реалистично имитировать современные воздушные цели и поднять уровень квалификации лётчиков-истребителей и расчётов ЗРК. Наибольшим остаточным ресурсом обладали истребители F-16 ранних вариантов, которые имели минимальный налёт и были быстро вытеснены в строевых подразделениях истребителями с более продвинутым бортовым оборудованием и вооружением.

19 ноября 2012 года на авиабазу Тиндалл для испытаний прибыл первый реанимированный после длительного хранения F-16А. Как и в случае с F-4, взятый с «кладбища костей» в Дэвис-Монтан и восстановленный специалистами 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники.


Первоначально облегчённые F-16, с демонтированным вооружением и БРЛС, использовались в пилотируемом варианте, имитируя воздушные цели в миссиях без использования реального оружия.

В рамках программы Air Superiority Target контракт стоимостью $69,7 млн на преобразование первой партии пилотируемых «Сражающихся соколов» в беспилотные мишени QF-16 получила корпорация Boeing. В дальнейшем были заключены ещё несколько контрактов. Работы по конвертации F-16 в беспилотные QF-16 велись на предприятии в Цесил-Филд во Флориде. Первым самолётом, предназначенным для переделки в БПЛА, стал F-16C Block 30B с серийным номером 85-1569. Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, аппаратурой дистанционного управления запланировано оснастить не менее 126 F-16.


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: беспилотные самолёты QF-16 на предприятии Boeing в Цесил-Филд. Снимок сделан в октябре 2017 года

В процессе переоборудования QF-16 оснащают линией передачи данных аппаратуры управления беспилотным аппаратом GRDCS (Gulf Range Drone Control System – Система управления дронами дальнего диапазона), системами визуального дополнения VAS, командной телеметрии CTS и управления полезной нагрузкой PCS. В качестве опции на внешних узлах подвески могут размещаться контейнеры с аппаратурой постановки помех AN/ALQ-188 и AN/ALQ-167.

В сентябре 2015 года QF-16C с серийным номером 86-0233, оснащённый полным комплектом аппаратуры, приписанный к 82-й эскадрилье беспилотных мишеней, взлетев с ВПП базы ВВС «Тиндалл» во Флориде. Как и в случае с QF-4, внешними опознавательными признаками самолёта-мишени QF-16 служат окрашенные в красный цвет части крыла и хвостовое оперение.


19 июля 2017 года первый QF-16 был сбит в ходе учений Combat Archer Weapons System Evaluation Program. У наземного персонала занимающегося подготовкой QF-16 к «боевым вылетам» беспилотные мишени получили прозвище «Zombie Vipers».


Какое-то время беспилотные «Сражающиеся Соколы» эксплуатировались в 82-й эскадрилье беспилотных мишеней на авиабазе Холломан и в 53-й группе оценки и испытания вооружения на авиабазе Тиндалл параллельно с «Фантомами».


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: воздушные мишени QF-4 и QF-16 на авиабазе Холломан

По состоянию на сегодняшний день в беспилотную модификацию уже переделано больше сотни лёгких однодвигательных истребителей 4-го поколения постройки 1980-1990-х годов. Судя по спутниковым снимкам, в 2023 году в строю имелось около 50 дистанционно управляемых самолётов QF-16.


Спутниковый снимок Google Earth: воздушные мишени QF-16, а также истребители F/А-18 и F-35 на авиабазе Тиндалл. Снимок сделан в январе 2024 года

C учётом того, что самолёты управления воздушными мишенями Е-9А близки к выработке ресурса и подлежат в скором времени списанию, для этой цели планируется использовать доработанные самолёты E-11A, созданные на базе реактивного бизнес-джета Bombardier Global 6000, который изначально разрабатывался корпорацией Northrop Grumman для взаимодействия с дальними беспилотными высотными разведчиками RQ-4В Global Hawk и обеспечения всех родов войск разведывательной информацией.


Самолёт управления и связи E-11A

В зарубежных источниках пишут, что сопряжение самолётов E-11A с аппаратурой управления беспилотными QF-16 расширит область применения последних и позволит без существенной доработки гибко использовать их для выполнения ударных миссий в зонах, где применение пилотируемых истребителей чревато болезненными потерями.

Экспериментальный самолёт X-62A управляемый искусственным интеллектом созданный на базе летающей лаборатории NF-16D



В начале 1980-х в США начались исследовательские работы по кардинальному повышению манёвренности перспективных боевых самолётов за счёт использования компьютеризированного управления с возможностью настройки устойчивости и управляемого вектора тяги.

В 1988 году ВВС США заключили с компанией General Dynamics контракт на создание специального опытного самолёта NF-16D VISTA (Variable stability In-flight Simulator Test Aircraft – Тестовый самолёт с изменяемой устойчивостью в полёте), позже приспособленном для испытательных полётов в рамках программы MATV (Multi Axis Thrust Vectoring - Всеракурсное управление вектором тяги).


За систему управления NF-16D отвечала фирма Calspan, руководство программой осуществлялось Лабораторией ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон, в работах также участвовали специалисты NASA и Морской авиации.

Самолёт NF-16D изначально создавался как летающая лаборатория с возможностью установки нового оборудования. Базой послужил двухместный «Сражающийся Сокол» модификации F-16D Блок 30, конструктивно соответствовавший «спаркам», поставленным Израилю, но эта машина имела усиленное шасси, что давало возможность совершать посадку с увеличенным весом. Самолёт оснастили уникальными органами управления – в обеих кабинах в дополнение к боковым ручкам установили центральные ручки. Управляющими сигналами для боковой ручки и для центральной РУС являлись как градиент усилия, так и отклонение ручки от нейтрали.


Изменение запасов устойчивости осуществлялось системой VSS (Variable Stability System – система переменной устойчивости). Аппаратуру VSS и регистраторы параметров разместили в развитом гаргроте. Все поверхности управления, кроме предкрылков и тормозных щитков, получали команды от системы VSS. Изменение запасов устойчивости достигалось одновременным отклонением поверхностей в различных сочетаниях и изменением тяги двигателя. На самолете установили большое количество контрольно-записывающей аппаратуры.

Поначалу в ходе исследовательской программы по изменению характеристик управляемости установка двигателя с изменяемым вектором тяги не предусматривалась. В 1991 году началась совместная американо-израильская программа создания опытного истребителя, оснащенного двигателем с всеракурсным отклоняемым соплом, что должно было дать материал для понимания того, насколько такой самолёт имеет преимущество в воздушном бою. В 1992 году из-за финансовых ограничений Израиль из программы вышел, но американцы исследования продолжили. В качестве летающей лаборатории с управляемым вектором тяги решили использовать простаивающий F-16D, уже оснащённый цифровой ЭДСУ и имеющий внутренние объемы, достаточные для размещения контрольно-записывающей аппаратуры.

Доработку NF-16D выполнили в начале 1993 года. Сопло с углами отклонения вектора тяги до 18° в любом направлении смонтировали на серийном ТРДДФ F110-GE-100. Также в состав БРЭО вошла цифровая система управления двигателем VEC (Vector Electronic Control – Векторное электронное управление). Первый полет с управляемым вектором тяги состоялся 30 июля 1993 года. Испытания велись в исследовательском центре на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.

В «совместном маневрировании» с NF-16D, оснащённым соплом с УВТ, принимали участие истребители F-16С Блок 32, которые пилотировали летчики 422-й испытательной эскадрильи, имевшие квалификацию инструкторов по боевому применению. Бои проводились в формате один на один и один против пары, во всем диапазоне дистанций применения бортового оружия – от дальних с использованием дальнобойных УР до ближних маневренных, где пилоты могли полагаться только на бортовые пушки.

Вполне ожидаемо NF-16D, доработанный в рамках программы MATV, продемонстрировал преимущество в ближнем бою, поскольку имел возможность выхода на значительно большие в сравнении со строевыми F-16C углы атаки (максимальный достигнутый в воздушных боях установившийся угол атаки 43°, динамический – 125°). После анализа тестов был сделан вывод, что УВТ при ведении воздушных боев существенно повышает вероятность занять более выгодную позицию, однако «волшебной палочкой» не является и радикально не меняет сложившиеся тактические приемы. Заметное преимущество над F-16C пилот NF-16D MATV получал лишь в заключительной фазе схватки, когда самолеты теряли большую часть запаса энергии. Динамическое торможение с выходом на углы атаки 100° и более, а также выполнение «кобры Пугачева» американские пилоты в практическом отношении сочли бесполезным.

Одновременно с испытаниями NF-16D MATV велось тестирование самолётов с УВТ F/A-18 HARV и Х-31. По итогам испытаний был сделан вывод, что оснащение уже выпускавшихся истребителей двигателем с отклоняемым вектором тяги из-за увеличения массы самолета и высокой стоимости доработки нецелесообразно.

На этом история летающей лаборатории NF-16D не закончилась. Самолёт участвовал ещё в ряде исследовательских программ, и в 1999 году его передали Школе летчиков-испытателей ВВС США на авиабазе Эдвардс. После проведения капитального ремонта эта машина была весьма востребована при отработке различных систем управления полётом и нового программного обеспечения.

В 2015 году NF-16D привлекли к участию в программе Have Raider I, реализуемой в рамках концепции «верный ведомый». Данная концепция предусматривала, что беспилотный ведомый истребитель по командам, передаваемым с пилотируемого двухместного ведущего F-16D, примет на себя часть функций при выполнении боевых заданий в рискованных миссиях. В ходе вылетов в кабине самолёта NF-16D находились лётчики, но они не вмешивались в действия дистанционной системы управления.


Весной 2017 года в течение двух недель на авиабазе Эдвардс проводились оценочные полёты в рамках программы Have-Raider II с участием NF-16D и F-16D. На NF-16D было установлено оборудование и программное обеспечение, разработанное компанией Skunk Works, являющейся «дочкой» корпорации Lockheed Martin.

На начальном этапе при выполнении боевой задачи на поражение наземной цели NF-16D выполнял роль «верного ведомого». Разведывательные датчики самолета NF-16D выявляли позиции ЗРК, после чего искусственный интеллект вырабатывал оптимальные маршруты обхода опасных зон и передавал информацию экипажу пилотируемого самолёта, который строил заход на цель с учетом полученных данных. В ходе этих тестов на фоне псевдослучайных событий (таких как нарушение связи между пилотируемым самолетом и «верным ведомым», возникновения новых угроз и т.д.) проверялось взаимодействие самолета, пилотируемого ИИ и человеком. Летные испытания прошли при поддержке таких организаций, как Научно-исследовательская лаборатория ВВС США (AFRL), Испытательный центр ВВС США и Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). Следующим этапом испытаний с участием самолёта NF-16D стали полёты в интересах программы Skyborg, работы по которой начались в 2019 году.

Целью НИОКР Skyborg является проверка концепций боевого применения БПЛА в роли «лояльного ведомого», отработка конструктивно-технологических решений, алгоритмов управления и принятия решений. Заявлено, что система Skyborg помимо автономного управления БПЛА предоставит пилотам ведущих самолётов ключевые данные, позволяющие им быстро принимать обоснованные решения в сложных условиях, и повысит выживаемость в ходе боевых вылетов.


В июне 2021 года летающую лабораторию NF-16D после очередного переоснащения новым «железом», программным обеспечением и внешними датчиками, аналогичными тем, что используются на F-35A, переименовали в X-62A. Хотя взлёт и посадка были пилотируемыми, и в ход полёта мог в любой момент вмешаться человек, в ходе серии из двенадцати учебных воздушных боёв, стартовавшей в декабре 2022 года, искусственный интеллект продемонстрировал возможность успешно противостоять пилотируемым истребителям за пределами прямой видимости и в ближнем бою. Всего под контролем ИИ летательный аппарат находился суммарно в течение 17 часов. Тактические маневры выполнялись автономно, с соблюдением границ очерченного воздушного пространства.

В этой программе также задействовались БПЛА MQ-20 Avenger, MQ-28A Ghost Bat и XQ-58A Valkyrie. Сообщается, что «мозги» всех трех БПЛА (MQ-20, MQ-28, XQ-58A) отрабатывались на X-62A.

Судя по всему, испытания «беспилотника» X-62A, оснащённого системой управления, опирающейся на искусственный интеллект, прошли весьма успешно. Ряд источников со ссылкой на американское военное ведомство утверждает, что для дальнейших тестов в БПЛА планируется переоборудовать ещё шесть истребителей F-16.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    Сегодня, 04:17
    Спасибо Сергей, классное продолжение темы БПЛА США!
    Для меня «неофита» очень много новой и ранее неизвестной информации.
    Всем хорошего дня!
    1. +1
      Сегодня, 09:35
      Очень информативная статья, хорошая подача материала, узнал для себя много нового, приведенные цифры и аналитика заставляет серьезно задуматься.
  2. +2
    Сегодня, 06:28
    Как всегда отлично проработанный материал от автора, однозначно плюс... good
  3. +2
    Сегодня, 09:20
    Как говориться - why not? yes
  4. +1
    Сегодня, 12:06
    УВТ при ведении воздушных боев существенно повышает вероятность занять более выгодную позицию, однако «волшебной палочкой» не является и радикально не меняет сложившиеся тактические приемы. Заметное преимущество над F-16C пилот NF-16D MATV получал лишь в заключительной фазе схватки, когда самолеты теряли большую часть запаса энергии. Динамическое торможение с выходом на углы атаки 100° и более, а также выполнение «кобры Пугачева» американские пилоты в практическом отношении сочли бесполезным.
    По итогам испытаний был сделан вывод, что оснащение уже выпускавшихся истребителей двигателем с отклоняемым вектором тяги из-за увеличения массы самолета и высокой стоимости доработки нецелесообразно.
    Видимо критическую роль сыграла высокая стоимость. Почему то не учли высокую безопасность пилотирования самолета оснащенного УВТ связанная с практически отсутствием критических режимов , Не до конца (видимо тоже из за сложившегося изначально мнения о стоимости) были проведены исследования возможностей уклонения от управляемого оружия на дальних дистанциях и много еще. Не пытались выработать новые приемы применения самолета с новыми возможностями... В общем сложилось впечатление, что его изначально не собирались принимать как новое и испытания были проведены не серьезно, как у нас говорят "для галочки"
  5. +1
    Сегодня, 12:17
    Ключевой частью системы LASS является привязной аэростат 420K, изготовленный компанией Lockheed Martin, оснащённый оптоэлектронными датчиками слежения за земной и водной поверхностями и РЛС AN/TPS-63 с дальностью обнаружения воздушных целей 300 км.


    Простите что не в не тему, но всё таки. Поставив на удалении в 100 км от границы и ЛБС контролировать небо на удалении 100-200 км для закрытия России от всего летающего с 404й.
    Предрекая разговоры его собьют, на такое удаление нужно ещё долететь. Сделать это могут только большие БПЛА и против них он и создавался. В крайнем случае оснастить такой аэростат системой парашютного спасения для оборудования и антенны. Пост наблюдения, питание все подаётся с земли. Для закрытия всего "фронта" понадобится около 15 аэростатов для работы в нахлёст.

    Более фантастический вариант, оснащения КУГ таким вот радаром на аэростате. Дальнозоркость КУГ вырастит в разы. Все новое - это хорошо забытое старое.
    1. +1
      Сегодня, 12:33
      Так то по идее правильно, только все это надо сначала разработать, испытать, принять на вооружение, обеспечить как материальной частью так и личным составом (обученным), разработать и отработать методы и приемы применения и взаимодействия. И вот в итоге еще и найти средства (а по сути залезть в карман власть предержащих) на все это.