Беспилотные «Фантомы» и «Сражающиеся Соколы»: воздушные мишени, прорыватели ПВО и истребители, управляемые искусственным интеллектом

4 252 26
Беспилотные «Фантомы» и «Сражающиеся Соколы»: воздушные мишени, прорыватели ПВО и истребители, управляемые искусственным интеллектом

В США имеется давняя традиция переоборудования в дистанционно-управляемые летательные аппараты снятых с вооружения боевых самолётов. Массовая переделка в БПЛА устаревших или выработавших большую часть ресурса истребителей и бомбардировщиков началась в конце 1940-х годов. Такие беспилотники использовались для забора проб воздуха в ходе ядерных испытаний, а также в роли воздушных мишеней. В радиоуправляемые БПЛА к настоящему времени было трансформировано несколько сотен реактивных самолётов, принадлежавших ВВС и ВМС США, не имевших дальнейших перспектив эксплуатации в строевых эскадрильях или взятых с хранения.

В последнее десятилетие в связи с прогрессом, достигнутым в области средств дистанционного управления и расширения использования области применения искусственного интеллекта, переделанные в дроны реактивные истребители 3-го и 4-го поколения получили новые возможности.



В качестве воздушных мишеней, участвуя в разного рода учениях, тренировках и испытаниях новых систем ПВО и ракет «воздух-воздух», такие беспилотные самолеты, оснащённые цифровыми системами дистанционного управления с обратной связью, очень близко способны имитировать манёвры пилотируемых летательных аппаратов. В частности, они, будучи оснащенными современными датчиками и системами анализа данных, без команд извне могут уклоняться от различных угроз, что повышает реалистичность учебно-тренировочного и испытательного процесса.

Кроме того, в ряде тестов была успешно подтверждена способность истребителей, переделанных в БПЛА, наносить удары высокоточными средствами поражения по наземным целям. Относительно недавно доработанный F-16, управляемый искусственным интеллектом, провёл серию тестовых воздушных боёв с пилотируемыми истребителями, что фактически открывает новую эру в области боевой авиации.

Беспилотные самолёты-мишени созданные на базе истребителя F-4 Phantom II и их эксплуатационная история



Как уже говорилось в предыдущей публикации данного цикла, в процессе испытаний нового оружия и в ходе учебно-тренировочного процесса расчётов ЗРК и экипажей перехватчиков широко использовались радиоуправляемые реактивные самолёты: QF-80/QТ-33 Shooting Star, QF-86 Sabre, QF-100 Super Sabre, QF-9 Cougar, QF-8 Crusader, QF-102/PQM-102 Delta Dagger и QF-106 Delta Dart.

Однако уже к середине 1980-х стало ясно, что запасы откровенно устаревших боевых самолётов на «кладбище костей» в Дэвис-Монтан заканчиваются и для создания новых воздушных мишеней придётся жертвовать относительно новыми летательными аппаратами.

Естественным кандидатом для переоборудования в дистанционно управляемый БПЛА стал сверхзвуковой F-4 Phantom II. С 1958 по 1981 год фирмой McDonnell Douglas было построено 5195 самолётов этого типа. «Фантомы» различных модификаций использовались как истребители-перехватчики, истребители-бомбардировщики, охотники за радарами и разведчики. Часть самолётов этого типа США поставили союзникам, но несколько сотен машин с конца 1970-х по мере поступления в лётные подразделения истребителей 4-го поколения было отправлено на базу Дэвис-Монтан, расположенную недалеко от города Тусон в штате Аризона. Сухой климат и твёрдая почва позволяют после проведения определённых консервационных мероприятий длительно хранить здесь самолёты под открытым небом.


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: самолёты F-4 хранящиеся в Дэвис-Монтан

Все флотские эскадрильи, обеспечивающие ПВО авианосных группировок, к середине 1980-х пересели на палубные перехватчики F-14A. В ударных палубных эскадрильях F-4S были окончательно вытеснены истребителями-бомбардировщиками F/A-18A/В Hornet в 1986 году. До 1992 года истребители-бомбардировщики и разведчики эксплуатировались в авиации КМП США. В истребительных авиакрыльях ВВС США «Фантомы» служили до 1990 года.

Последней войной 24 американских «охотников за радарами» F-4G и 6 разведывательных RF-4C стала операция против Ирака — «Буря в пустыне». Использование изрядно изношенных «Фантомов» в антииракской кампании являлось сугубо вынужденным шагом. На тот момент кроме F-4G в ВВС США не имелось другого специализированного боевого самолёта, предназначенного для подавления наземной ПВО. В то же время RF-4C являлся единственным разведывательным самолётом тактической авиации, оснащенным камерами бокового обзора с высоким разрешением. До 1996 года «Фантомы» летали в воздушных силах Национальной гвардии, являющейся действующим резервом ВВС США.

Первые флотские F-4, выработавшие свой ресурс, переделали в воздушные мишени в начале 1980-х и использовали их в ходе испытаний ракет «воздух-воздух» большой дальности AIM-54 Phoenix, которые являлись «главным калибром» палубных перехватчиков F-14A.


Выбор «Фантома» на эту роль был обусловлен тем, что этот сверхзвуковой самолёт достаточно реалистично изображал современную по меркам тех лет воздушную цель. Также воздушная мишень, созданная на базе истребителя F-4, позволяла достоверно оценить поражающие факторы боевой части ракеты при дистанционном подрыве, так как «Фантом» обладал немалым запасом прочности и неплохой живучестью, что неоднократно подтверждалось в ходе реальных боевых действий.

Чуть позже в воздушные мишени независимо от флота некоторое количество «Фантомов» переделали военно-воздушные силы. Но при этом единого стандарта конверсии самолётов не существовало. На списанных F-4 отрабатывали сухопутные и морские зенитные ракеты, а также новые ракеты «воздух-воздух».

Однако объёмы переделки «Фантомов» в воздушные мишени поначалу были небольшими. В то же время выведенные из эксплуатации самолёты этого типа в большинстве своём обладали ещё очень значительным запасом прочности и были слишком ценны для того, чтобы их разделывали на металл. Помимо мобилизационного резерва, они также рассматривались как ценный источник запасных частей. В конце XX века в ряде стран, являвшихся ближайшими союзниками США, ещё эксплуатировалось несколько сотен истребителей F-4 различных модификаций.


Ликвидация Организации Варшавского договора и распад Советского Союза снизили вероятность большой войны до минимума, и про американские «Фантомы», поставленные на хранение, на какое-то время забыли.

В начале XXI века в странах, где ранее «Фантомы» составляли основу или значимую часть боевой мощи ВВС, их стали заменять современными боевыми самолётами. После чего стало совершенно очевидно, что никаких перспектив возвращения в строй устаревших, но ещё крепких и вполне пригодных для дальнейшего использования истребителей нет, и дальше хранить их бессмысленно. Кроме того, к началу «нулевых» американские военные почти полностью израсходовали запас воздушных мишеней QТ-33 и QF-106.

По состоянию на 2005 год на хранении имелось около 500 самолётов F-4 различных вариантов. После исследования их технического состояния и анализа возможных решений беспилотные мишени определили наиболее свежие машины модификаций: F-4E, F-4G и RF-4C. Истребители-бомбардировщики F-4D и палубные перехватчики F-4S было решено использовать как источник запчастей.


Получив необходимое финансирование, Боевое авиационное командование ВВС США инициировало программу создания реалистичных воздушных целей, известную как FSAT (Full-Scale Aerial Target – Полномасштабная воздушная мишень). В рамках этой программы технический состав 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (Aerospace Maintenance and Regeneration Group – AMARG) в Дэвис-Монтан приступил к реанимации поднятых с хранения самолётов и к приведению их в лётное состояние.


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: самолёты F-4 рядом с ангарами AMARG на авиабазе Дэвис-Монтан. Снимок сделан в октябре 2012 года

В процессе возвращения им способности подняться в воздух с самолетов демонтировали часть ненужного для беспилотного полета оборудования: БРЛС, 20-мм пушку, навигационную аппаратуру системы TACAN и топливоприемники дозаправки в воздухе. Консоли крыла и хвостовое оперение самолетов-мишеней для облегчения их визуальной идентификации окрашивали в красный цвет. В летное состояние удалось вернуть около 350 самолетов, выпущенных в 1960–1970-е годы и находившихся в законсервированном виде более 20 лет.


В ходе реанимации «Фантомов», предназначенных для переоборудования в мишени, американская система хранения и восстановления выведенной в резерв авиатехники в очередной раз продемонстрировала свою эффективность.

Для реализации программы FSAT был объявлен тендер, который выиграла компания BAE Systems North America — американский филиал британской корпорации BAE Systems, имевшая производственные помещения на аэродроме Мохаве в Калифорнии. Куда с авиабазы Дэвис-Монтан и перегоняли приведённые в лётное состояние «Фантомы».


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: самолёты F-4, предназначенные для переоборудования в воздушные мишени, у ангара BAE Systems North America на аэродроме Мохаве. Снимок сделан в декабре 2011 года

В тех же ангарах, где до недавнего времени велось переоборудование в воздушные мишени самолётов F-4, осуществлялся восстановительный ремонт и переоборудование в соответствии с американскими стандартами лётной годности истребителей МиГ-29 и Су-27, вывезенных из стран Восточной Европы и СНГ.

В ходе переделки самолётов в беспилотные аппараты QF-4 специалисты компании BAE Systems North America монтировали систему автоматического распознавания угроз, что давало возможность максимально имитировать боевую обстановку в ходе контрольно-учебных стрельб. Подвесная аппаратура с оптоэлектронными и радиолокационными датчиками, обнаружив приближающуюся ракету или излучение радиолокатора, сама автоматически выбирает оптимальные средства противодействия из тех, что имеются на борту самолёта, и рассчитывает манёвр уклонения.


Boздушные мишeни QF-4 рядoм с ангарoм ВAE Systems Inc на аэродроме «Мохaве»

Оснащение «Фантома» компьютеризированной аппаратурой дистанционного управления GRDCS позволило ему выполнять достаточно сложные манёвры, недоступные ранее другим радиоуправляемым мишеням. Взлёт, посадка и изменение курса и высоты полёта на маршруте в беспилотном режиме могут осуществляться как в рамках дистанционного управления, так и по заданной заранее программе. На самолёт устанавливался транспондер и система спутниковой навигации с трансляцией данных на наземный или воздушный пункт управления.

На некоторых самолётах QF-4, оснащённых цифровой аппаратурой дистанционного управления, была сохранена возможность пилотируемого полёта, что позволяло осуществлять безопасный перегон на значительные расстояния и расширяло сферу применения.


Самолеты, регулярно совершающие пилотируемые полеты, не имели окрашенных в красный цвет законцовок крыла. Эти машины с человеком в кабине были способны активней маневрировать, чем беспилотные самолёты, и использовались для ведения учебных воздушных боёв с состоящими на вооружении истребителями.


Управляемые пилотами «Фантомы» привлекались к тестированию радиолокационных систем, а также тренировкам расчётов ПВО и пилотов перехватчиков без применения оружия.

Пилотируемые полёты выполняли наименее изношенные машины, переделанные из самолётов F-4G Wild Weasel, выпущенные в конце 1970-х. Начиная с 2005 года эти самолёты, помимо «боевой» службы, регулярно принимали участие в различных авиашоу на территории США. В 2012 году к полётам на QF-4G получили допуск шесть пилотов ВВС и десять отставников, нанятых по контракту. Все они были очень опытными лётчиками, налетавшими в прошлом на F-4 Phantom II не менее 1000 часов.

После тестирования и контрольного подъёма в воздух дистанционно управляемые самолёты QF-4 передавались в распоряжение 82-й эскадрильи беспилотных мишеней (82 ATRS), базирующейся на авиабазе Холломан в штате Нью-Мексико, и в 53-ю группу оценки и испытания вооружения (53 WEG) на авиабазе Тиндалл в штате Флорида.

В этих двух подразделениях, получивших QF-4, практиковался различный подход к их эксплуатации. На авиабазе Тиндалл текущим ремонтом, обслуживанием и подготовкой QF-4 к «боевому вылету» в основном занимались военнослужащие. К полёту готовили конкретные машины, нередко заимствуя необходимые запчасти и узлы с других самолётов. Зачастую после взлёта с авиабазы Тиндалл возвращение дистанционно управляемого «Фантома» не предусматривалось.


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: воздушные мишени QF-4 на авиабазе Тиндалл. Снимок сделан в январе 2012 года

Но не каждый вылет воздушной мишени на задание с боевой стрельбой заканчивался потерей дистанционно пилотируемого летательного аппарата. Система BAE Systems Common Missile, установленная на QF-4, позволяла уклониться от ракет с радиолокационной системой наведения в 10–20% случаев, а от AIM-9X Sidewinder при массированном применении тепловых ловушек вероятность избежать прямого попадания составляла 25–30%. Как правило, во время испытаний и учебно-тренировочных стрельб использовались ракеты с инертной боевой частью, и разрушение мишени QF-4 происходило только при прямом попадании, чего обычно старались избегать.


Но даже в случае прямого попадания ракеты повреждённым «Фантомам» иногда удавалось вернуться на свой аэродром, где их ремонтировали и возвращали в строй.

По беспилотным мишеням QF-4, принадлежавших 53-й группе оценки и испытания вооружения, на полигоне, расположенном в Мексиканском заливе, велись тестовые пуски новых модификаций УР «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder и AIM-120 AMRAAM.


Для управления QF-4 во Флориде использовался самолёт E-9A, предназначенный для слежения и дистанционного управления воздушными мишенями.


Самолёт E-9A

Базой для E-9A послужил гражданский турбовинтовой авиалайнер DHC-8 Dash 8 DeHavilland Canada. В ходе переоборудования на предприятии корпорации Boeing на самолёте установили РЛС кругового и бокового обзора, аппаратуру для дистанционного управления мишенями и снятия телеметрии с испытываемых ракет. Операторы, размещённые на борту Е-9А, при помощи бортовых радиолокаторов способны на дальности несколько сотен километров наблюдать за воздушной обстановкой и руководить действиями самолёта-мишени.

Над полигоном, расположенным в окрестностях базы Холломан в Нью-Мексико, беспилотные QF-4 управляются с помощью стационарной системы GRDC, сопряженной с наземными радиолокаторами контроля воздушной обстановки и аэростатной радиолокационной системой наблюдения LASS (англ. Low Altitude Surveillance System — Система наблюдения на малых высотах).


Оператор наземной системы GRDC

Ключевой частью системы LASS является привязной аэростат 420K, изготовленный компанией Lockheed Martin, оснащённый оптоэлектронными датчиками слежения за земной и водной поверхностями и РЛС AN/TPS-63 с дальностью обнаружения воздушных целей 300 км.


Спутниковый снимок Google Earth: аэростатная радиолокационная система наблюдения LASS, развёрнутая на полигоне Уайт-Сэндс

В штате Нью-Мексико корпорация Lockheed Martin испытывала на беспилотных «Фантомах» модернизированные ЗРК Patriot Advanced Capability (PAC-3). В 2013 году во время испытаний ЗРС средней дальности MEADS (Medium Extended Air Defense System) на ракетном полигоне Уайт-Сэндс практически одновременно были уничтожены QF-4 и тактическая баллистическая ракета MGM-52 Lance, летящие на сверхзвуковых скоростях с разных направлений.


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: авиатехника 82-й эскадрильи беспилотных мишеней на авиабазе Холломан

Через авиабазу Холломан прошло меньше переоборудованных «Фантомов», чем через авиабазу Тиндалл во Флориде. Но в Нью-Мексико QF-4 совершили большее количество вылетов. Это связано с тем, что на авиабазе Холломан к самолётам относились бережней и здесь эксплуатировались машины, подготовленные для пилотируемых полётов.


К обслуживанию авиатехники в Холломане привлекались нанятые по контракту такие же немолодые, как и самолеты, отставники, досконально изучившие «Фантомы» за годы службы.

Hаибольшая численность воздушных мишеней QF-4 в ВВС США имелась в 2011–2012 гoдах, достигая приблизительно 200 единиц. Использовались они вeсьма интенcивно. Eжегодно с участием беспилотных мишеней на полигонах oсуществлялось несколько десятков стрeльб. В среднем годовая убыль «Фантомов» при контрольно-испытательных ракетных стрельбах на авиабазе Тиндалл составляла по 10–15 мишеней и 4–5 в «Холломан».

Также в разного рода учениях интенсивно использовались пилотируемые «Фантомы», изображавшие «плохих парней». Как правило, они имитировали прорыв вражеских фронтовых бомбардировщиков на малой высоте или участвовали в тестах радиолокационных систем и станций наведения зенитных ракет, что позволяло сберечь ресурс строевых боевых самолётов.

В конце 2016 года на авиабазе Холломан состоялась процедура прощания с последним пилотируемым «Фантомом», после чего все оставшиеся в строю F-4 использовались только в беспилотном варианте.


Процедура прощания с последним пилотируемым QF-4 на авиабазе Холломан

Точная дата завершения карьеры беспилотных QF-4 не известна. Но к 2022 году с тринадцати оставшихся самолётов, не способных подняться в воздух из-за технических неисправностей, демонтирована аппаратура управления и навигации, электронные системы оценки угроз и постановки помех, узлы и агрегаты, представляющие ценность, слиты технические жидкости и топливо из баков. После этого уцелевшие «Фантомы» отбуксировали на полигон в окрестностях авиабазы Холломан, где они стали мишенями при отработке стрельбы из пушек и бомбометания по наземным целям.

В настоящее время в Дэвис-Монтан всё ещё храниться примерно полсотни F-4 различных модификаций, но дальнейших перспектив использования они не имеют, и, как это было с другими откровенно устаревшими самолётами, имевшимися в резерве, оставшиеся «Фантомы», скорей всего, будут разделаны на металл, окажутся в музейных экспозициях или в коллекциях состоятельных любителей раритетной авиатехники.

Беспилотный самолёт QF-4 как носитель вооружения «воздух-поверхность»



Появление передовых систем управления и средств, позволяющих уклоняться от различных угроз, вполне закономерно привело к тому, что военные захотели сделать беспилотный «Фантом» носителем высокоточного вооружения. С учётом того, что данный самолёт мог нести боевую нагрузку массой более 7000 кг и имел практическую дальность полёта 2300 км, создание ударного беспилотника с таким потенциалом выглядело заманчивым.

С учётом распространения в мире эффективных многоканальных систем противовоздушной обороны средней и большой дальности российского и китайского производства особый интерес для ВВС США представлял «прорыватель» ПВО.

Такой беспилотник-камикадзе, не отличающийся визуально тепловой и радиолокационной сигнатурой от пилотируемых боевых самолётов, запущенный в «один конец», мог бы наносить удары по вражеским обзорным РЛС и вскрытым позициям ЗРК. Быть «приманкой», заставлять вражеские расчёты ПВО включать станции наведения зенитных ракет и таким образом их демаскировать, а также расходовать на себя дорогостоящие зенитные ракеты. Немаловажным фактором являлось то, что в отличие от ударных БПЛА, уже имевшихся на вооружении ВВС США, беспилотный «Фантом» мог летать со сверхзвуковой скоростью, и вторжение такого летательного аппарата в воздушное пространство любого государства автоматически делало его приоритетной целью.

Первые реальные тесты с беспилотным «Фантомом», оснащённым авиационными средствами поражения, начались в январе 2008 года, когда противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM, оснащённая боевой частью, впервые поразила источник высокочастотного излучения, имитирующий вражеский радар, на полигоне неподалёку от авиабазы Неллис в штате Невада.


Кроме того, проводилась отработка сброса корректируемых планирующих бомб JDAM массой от 230 кг (500 фунтов – GBU-38) до 910 кг (2 000 фунтов – GBU-31). Эти бомбы предназначены для уничтожения стационарных объектов с заранее известными координатами. Бомбы, оборудованные комплектом JDAM, наводятся на цель интегрированной инерциальной системой наведения в паре с GPS-приёмником, обеспечивая дальность действия до 28 км от точки сброса. Величина КВО, продемонстрированная на испытаниях – 7-11 метров.

В целом испытания прошли успешно, и самолёт F-4, трансформированный в ударный БПЛА, подтвердил способность решать поставленные задачи. Однако в связи с тем, что полтора десятилетия назад американские аналитики не видели высокой вероятности вооружённого конфликта с технологически продвинутым противником, имеющим развитую систему ПВО, и значительными затратами на переоборудование, развёртывание и поддержание в рабочем состоянии парка боевых беспилотников на базе «Фантомов», от этой идеи отказались. И в итоге все кондиционные F-4 переделали в воздушные мишени.

Беспилотные самолёты-мишени созданные на базе истребителя F-16 Fighting Falcon



Учения с боевыми стрельбами и разного рода испытания, в которых были задействованы QF-4, шли очень интенсивно, и к 2012 году стало понятно, что имеющиеся запасы «Фантомов» скоро будут исчерпаны. Проанализировав возможные варианты, командование ВВС США инициировало создание беспилотников на базе истребителей F-16 Fighting Falcon ранних модификаций.

Хотя в тот момент на хранении имелись другие типы боевых самолётов, выведенных из эксплуатации, по мнению высших американских офицеров, отвечающих за боевую подготовку, дистанционно управляемая мишень, созданная на базе истребителя 4-го поколения, благодаря более высокой манёвренности и лучшим разгонным характеристикам, позволяла более реалистично имитировать современные воздушные цели и поднять уровень квалификации лётчиков-истребителей и расчётов ЗРК. Наибольшим остаточным ресурсом обладали истребители F-16 ранних вариантов, которые имели минимальный налёт и были быстро вытеснены в строевых подразделениях истребителями с более продвинутым бортовым оборудованием и вооружением.

19 ноября 2012 года на авиабазу Тиндалл для испытаний прибыл первый реанимированный после длительного хранения F-16А. Как и в случае с F-4, взятый с «кладбища костей» в Дэвис-Монтан и восстановленный специалистами 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники.


Первоначально облегчённые F-16, с демонтированным вооружением и БРЛС, использовались в пилотируемом варианте, имитируя воздушные цели в миссиях без использования реального оружия.

В рамках программы Air Superiority Target контракт стоимостью $69,7 млн на преобразование первой партии пилотируемых «Сражающихся соколов» в беспилотные мишени QF-16 получила корпорация Boeing. В дальнейшем были заключены ещё несколько контрактов. Работы по конвертации F-16 в беспилотные QF-16 велись на предприятии в Цесил-Филд во Флориде. Первым самолётом, предназначенным для переделки в БПЛА, стал F-16C Block 30B с серийным номером 85-1569. Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, аппаратурой дистанционного управления запланировано оснастить не менее 126 F-16.


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: беспилотные самолёты QF-16 на предприятии Boeing в Цесил-Филд. Снимок сделан в октябре 2017 года

В процессе переоборудования QF-16 оснащают линией передачи данных аппаратуры управления беспилотным аппаратом GRDCS (Gulf Range Drone Control System – Система управления дронами дальнего диапазона), системами визуального дополнения VAS, командной телеметрии CTS и управления полезной нагрузкой PCS. В качестве опции на внешних узлах подвески могут размещаться контейнеры с аппаратурой постановки помех AN/ALQ-188 и AN/ALQ-167.

В сентябре 2015 года QF-16C с серийным номером 86-0233, оснащённый полным комплектом аппаратуры, приписанный к 82-й эскадрилье беспилотных мишеней, взлетев с ВПП базы ВВС «Тиндалл» во Флориде. Как и в случае с QF-4, внешними опознавательными признаками самолёта-мишени QF-16 служат окрашенные в красный цвет части крыла и хвостовое оперение.


19 июля 2017 года первый QF-16 был сбит в ходе учений Combat Archer Weapons System Evaluation Program. У наземного персонала занимающегося подготовкой QF-16 к «боевым вылетам» беспилотные мишени получили прозвище «Zombie Vipers».


Какое-то время беспилотные «Сражающиеся Соколы» эксплуатировались в 82-й эскадрилье беспилотных мишеней на авиабазе Холломан и в 53-й группе оценки и испытания вооружения на авиабазе Тиндалл параллельно с «Фантомами».


Спутниковый снимок Googlе Еаrth: воздушные мишени QF-4 и QF-16 на авиабазе Холломан

По состоянию на сегодняшний день в беспилотную модификацию уже переделано больше сотни лёгких однодвигательных истребителей 4-го поколения постройки 1980-1990-х годов. Судя по спутниковым снимкам, в 2023 году в строю имелось около 50 дистанционно управляемых самолётов QF-16.


Спутниковый снимок Google Earth: воздушные мишени QF-16, а также истребители F/А-18 и F-35 на авиабазе Тиндалл. Снимок сделан в январе 2024 года

C учётом того, что самолёты управления воздушными мишенями Е-9А близки к выработке ресурса и подлежат в скором времени списанию, для этой цели планируется использовать доработанные самолёты E-11A, созданные на базе реактивного бизнес-джета Bombardier Global 6000, который изначально разрабатывался корпорацией Northrop Grumman для взаимодействия с дальними беспилотными высотными разведчиками RQ-4В Global Hawk и обеспечения всех родов войск разведывательной информацией.


Самолёт управления и связи E-11A

В зарубежных источниках пишут, что сопряжение самолётов E-11A с аппаратурой управления беспилотными QF-16 расширит область применения последних и позволит без существенной доработки гибко использовать их для выполнения ударных миссий в зонах, где применение пилотируемых истребителей чревато болезненными потерями.

Экспериментальный самолёт X-62A управляемый искусственным интеллектом созданный на базе летающей лаборатории NF-16D



В начале 1980-х в США начались исследовательские работы по кардинальному повышению манёвренности перспективных боевых самолётов за счёт использования компьютеризированного управления с возможностью настройки устойчивости и управляемого вектора тяги.

В 1988 году ВВС США заключили с компанией General Dynamics контракт на создание специального опытного самолёта NF-16D VISTA (Variable stability In-flight Simulator Test Aircraft – Тестовый самолёт с изменяемой устойчивостью в полёте), позже приспособленном для испытательных полётов в рамках программы MATV (Multi Axis Thrust Vectoring - Всеракурсное управление вектором тяги).


За систему управления NF-16D отвечала фирма Calspan, руководство программой осуществлялось Лабораторией ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон, в работах также участвовали специалисты NASA и Морской авиации.

Самолёт NF-16D изначально создавался как летающая лаборатория с возможностью установки нового оборудования. Базой послужил двухместный «Сражающийся Сокол» модификации F-16D Блок 30, конструктивно соответствовавший «спаркам», поставленным Израилю, но эта машина имела усиленное шасси, что давало возможность совершать посадку с увеличенным весом. Самолёт оснастили уникальными органами управления – в обеих кабинах в дополнение к боковым ручкам установили центральные ручки. Управляющими сигналами для боковой ручки и для центральной РУС являлись как градиент усилия, так и отклонение ручки от нейтрали.


Изменение запасов устойчивости осуществлялось системой VSS (Variable Stability System – система переменной устойчивости). Аппаратуру VSS и регистраторы параметров разместили в развитом гаргроте. Все поверхности управления, кроме предкрылков и тормозных щитков, получали команды от системы VSS. Изменение запасов устойчивости достигалось одновременным отклонением поверхностей в различных сочетаниях и изменением тяги двигателя. На самолете установили большое количество контрольно-записывающей аппаратуры.

Поначалу в ходе исследовательской программы по изменению характеристик управляемости установка двигателя с изменяемым вектором тяги не предусматривалась. В 1991 году началась совместная американо-израильская программа создания опытного истребителя, оснащенного двигателем с всеракурсным отклоняемым соплом, что должно было дать материал для понимания того, насколько такой самолёт имеет преимущество в воздушном бою. В 1992 году из-за финансовых ограничений Израиль из программы вышел, но американцы исследования продолжили. В качестве летающей лаборатории с управляемым вектором тяги решили использовать простаивающий F-16D, уже оснащённый цифровой ЭДСУ и имеющий внутренние объемы, достаточные для размещения контрольно-записывающей аппаратуры.

Доработку NF-16D выполнили в начале 1993 года. Сопло с углами отклонения вектора тяги до 18° в любом направлении смонтировали на серийном ТРДДФ F110-GE-100. Также в состав БРЭО вошла цифровая система управления двигателем VEC (Vector Electronic Control – Векторное электронное управление). Первый полет с управляемым вектором тяги состоялся 30 июля 1993 года. Испытания велись в исследовательском центре на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.

В «совместном маневрировании» с NF-16D, оснащённым соплом с УВТ, принимали участие истребители F-16С Блок 32, которые пилотировали летчики 422-й испытательной эскадрильи, имевшие квалификацию инструкторов по боевому применению. Бои проводились в формате один на один и один против пары, во всем диапазоне дистанций применения бортового оружия – от дальних с использованием дальнобойных УР до ближних маневренных, где пилоты могли полагаться только на бортовые пушки.

Вполне ожидаемо NF-16D, доработанный в рамках программы MATV, продемонстрировал преимущество в ближнем бою, поскольку имел возможность выхода на значительно большие в сравнении со строевыми F-16C углы атаки (максимальный достигнутый в воздушных боях установившийся угол атаки 43°, динамический – 125°). После анализа тестов был сделан вывод, что УВТ при ведении воздушных боев существенно повышает вероятность занять более выгодную позицию, однако «волшебной палочкой» не является и радикально не меняет сложившиеся тактические приемы. Заметное преимущество над F-16C пилот NF-16D MATV получал лишь в заключительной фазе схватки, когда самолеты теряли большую часть запаса энергии. Динамическое торможение с выходом на углы атаки 100° и более, а также выполнение «кобры Пугачева» американские пилоты в практическом отношении сочли бесполезным.

Одновременно с испытаниями NF-16D MATV велось тестирование самолётов с УВТ F/A-18 HARV и Х-31. По итогам испытаний был сделан вывод, что оснащение уже выпускавшихся истребителей двигателем с отклоняемым вектором тяги из-за увеличения массы самолета и высокой стоимости доработки нецелесообразно.

На этом история летающей лаборатории NF-16D не закончилась. Самолёт участвовал ещё в ряде исследовательских программ, и в 1999 году его передали Школе летчиков-испытателей ВВС США на авиабазе Эдвардс. После проведения капитального ремонта эта машина была весьма востребована при отработке различных систем управления полётом и нового программного обеспечения.

В 2015 году NF-16D привлекли к участию в программе Have Raider I, реализуемой в рамках концепции «верный ведомый». Данная концепция предусматривала, что беспилотный ведомый истребитель по командам, передаваемым с пилотируемого двухместного ведущего F-16D, примет на себя часть функций при выполнении боевых заданий в рискованных миссиях. В ходе вылетов в кабине самолёта NF-16D находились лётчики, но они не вмешивались в действия дистанционной системы управления.


Весной 2017 года в течение двух недель на авиабазе Эдвардс проводились оценочные полёты в рамках программы Have-Raider II с участием NF-16D и F-16D. На NF-16D было установлено оборудование и программное обеспечение, разработанное компанией Skunk Works, являющейся «дочкой» корпорации Lockheed Martin.

На начальном этапе при выполнении боевой задачи на поражение наземной цели NF-16D выполнял роль «верного ведомого». Разведывательные датчики самолета NF-16D выявляли позиции ЗРК, после чего искусственный интеллект вырабатывал оптимальные маршруты обхода опасных зон и передавал информацию экипажу пилотируемого самолёта, который строил заход на цель с учетом полученных данных. В ходе этих тестов на фоне псевдослучайных событий (таких как нарушение связи между пилотируемым самолетом и «верным ведомым», возникновения новых угроз и т.д.) проверялось взаимодействие самолета, пилотируемого ИИ и человеком. Летные испытания прошли при поддержке таких организаций, как Научно-исследовательская лаборатория ВВС США (AFRL), Испытательный центр ВВС США и Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). Следующим этапом испытаний с участием самолёта NF-16D стали полёты в интересах программы Skyborg, работы по которой начались в 2019 году.

Целью НИОКР Skyborg является проверка концепций боевого применения БПЛА в роли «лояльного ведомого», отработка конструктивно-технологических решений, алгоритмов управления и принятия решений. Заявлено, что система Skyborg помимо автономного управления БПЛА предоставит пилотам ведущих самолётов ключевые данные, позволяющие им быстро принимать обоснованные решения в сложных условиях, и повысит выживаемость в ходе боевых вылетов.


В июне 2021 года летающую лабораторию NF-16D после очередного переоснащения новым «железом», программным обеспечением и внешними датчиками, аналогичными тем, что используются на F-35A, переименовали в X-62A. Хотя взлёт и посадка были пилотируемыми, и в ход полёта мог в любой момент вмешаться человек, в ходе серии из двенадцати учебных воздушных боёв, стартовавшей в декабре 2022 года, искусственный интеллект продемонстрировал возможность успешно противостоять пилотируемым истребителям за пределами прямой видимости и в ближнем бою. Всего под контролем ИИ летательный аппарат находился суммарно в течение 17 часов. Тактические маневры выполнялись автономно, с соблюдением границ очерченного воздушного пространства.

В этой программе также задействовались БПЛА MQ-20 Avenger, MQ-28A Ghost Bat и XQ-58A Valkyrie. Сообщается, что «мозги» всех трех БПЛА (MQ-20, MQ-28, XQ-58A) отрабатывались на X-62A.

Судя по всему, испытания «беспилотника» X-62A, оснащённого системой управления, опирающейся на искусственный интеллект, прошли весьма успешно. Ряд источников со ссылкой на американское военное ведомство утверждает, что для дальнейших тестов в БПЛА планируется переоборудовать ещё шесть истребителей F-16.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    22 октября 2025 04:17
    Спасибо Сергей, классное продолжение темы БПЛА США!
    Для меня «неофита» очень много новой и ранее неизвестной информации.
    Всем хорошего дня!
    1. +3
      22 октября 2025 09:35
      Очень информативная статья, хорошая подача материала, узнал для себя много нового, приведенные цифры и аналитика заставляет серьезно задуматься.
      1. +2
        25 октября 2025 04:03
        Цитата: Гражданский
        приведенные цифры и аналитика заставляет серьезно задуматься.

        Собственно, ради этого я и пишу! drinks
    2. +3
      23 октября 2025 13:51
      Владислав, приветствую!
      На момент выхода статьи был на рыбалке. Ездили в район Полины Осипенко, примерно 250 км на север от Комсомольска. Поймали хорошо, но там по ночам уже настоящая зима. Утром в машине термометр показывал - 17.
      1. +2
        23 октября 2025 13:57
        Красиво!
        Ваш Кошак видимо рыбаков встречал с бубном и танцами!! laughing
        1. +3
          23 октября 2025 14:04
          Цитата: Коте пане Коханка
          Красиво!
          Ваш Кошак видимо рыбаков встречал с бубном и танцами!! laughing

          У нас дома сейчас четыре представителя семейства кошачьих: моя Звезда, Олин которебенок, Лёхин кот (Барсик), и ещё старушку с магазина забрали (на фото). Благородную рыбу, такую как сиги, ленки, таймень, хариус или осетрина после проморозки с удовольствием едят все кроме Лёхиного Барсика. Но тот после сеанса химиотерапии (лечили от рака) ничего кроме сухого корма не ест.
          1. +2
            23 октября 2025 15:15
            Серега, боюсь, что половина форумчан оценила вкус твоих хвостатых, а кон-кто даже позавидовал! drinks
  2. +5
    22 октября 2025 06:28
    Как всегда отлично проработанный материал от автора, однозначно плюс... good
  3. +5
    22 октября 2025 09:20
    Как говориться - why not? yes
  4. +4
    22 октября 2025 12:06
    УВТ при ведении воздушных боев существенно повышает вероятность занять более выгодную позицию, однако «волшебной палочкой» не является и радикально не меняет сложившиеся тактические приемы. Заметное преимущество над F-16C пилот NF-16D MATV получал лишь в заключительной фазе схватки, когда самолеты теряли большую часть запаса энергии. Динамическое торможение с выходом на углы атаки 100° и более, а также выполнение «кобры Пугачева» американские пилоты в практическом отношении сочли бесполезным.
    По итогам испытаний был сделан вывод, что оснащение уже выпускавшихся истребителей двигателем с отклоняемым вектором тяги из-за увеличения массы самолета и высокой стоимости доработки нецелесообразно.
    Видимо критическую роль сыграла высокая стоимость. Почему то не учли высокую безопасность пилотирования самолета оснащенного УВТ связанная с практически отсутствием критических режимов , Не до конца (видимо тоже из за сложившегося изначально мнения о стоимости) были проведены исследования возможностей уклонения от управляемого оружия на дальних дистанциях и много еще. Не пытались выработать новые приемы применения самолета с новыми возможностями... В общем сложилось впечатление, что его изначально не собирались принимать как новое и испытания были проведены не серьезно, как у нас говорят "для галочки"
    1. 0
      27 октября 2025 02:28
      Цитата: НИКНН
      Видимо критическую роль сыграла высокая стоимость.

      Вряд ли высокая стоимость является причиной отсутствия на западных истребителях управления (отклонения) вектора тяги. Скорее то, что близкое друг к другу размещение двигателей на западных истребителях не позволяет отклонять сопла V-образно (как на российских истребителях), а само отклонение создает меньшие моменты, чем на российских истребителях. Западные все равно проиграют российским на режимах сверхманевренности. Здесь речь шла про отклонения сопла в одной плоскости, как на российских истребителях. А у сопла с всеракурсным отклонением отклоняется только сверхзвуковая часть, и управление вектором тяги у такого сопла возможно только на форсажном режиме работы двигателя. Истребитель получается: на форсаже - сверхманевренный, без форсаже - обычный. Без форсажа нельзя войти в сверхманевренность, а на сверхманевренности нельзя убрать форсаж... На МиГ-35 (а на МиГ-29 ОВТ были всеракурсные сопла) это тоже не зашло.
      Цитата: НИКНН
      Не пытались выработать новые приемы применения самолета с новыми возможностями...

      Они это сделали на Х-31 против Ф-18. Маневр Хербста (J-turn). Х-31 выигрывал ближний бой за пару маневров в одни ворота.
      УВТ при ведении воздушных боев существенно повышает вероятность занять более выгодную позицию, однако «волшебной палочкой» не является и радикально не меняет сложившиеся тактические приемы. Заметное преимущество над F-16C пилот NF-16D MATV получал лишь в заключительной фазе схватки, когда самолеты теряли большую часть запаса энергии.

      NF-16D MATV кроме увеличения угловой скорости форсированного разворота ничего больше не демонстрировал. Сверхманевренность исследовалась на Х-31.
      По итогам испытаний был сделан вывод, что оснащение уже выпускавшихся истребителей двигателем с отклоняемым вектором тяги из-за увеличения массы самолета и высокой стоимости доработки нецелесообразно.

      Это было с конструкцией GE, с чьим двигателем летал NF-16D MATV. Позже был сделана конструкция всеракурсного сопла PW для его двигателя, она устанавливалась на существующий двигатель относительно просто, и незначительно увеличивала вес.
      Цитата: НИКНН
      Заметное преимущество над F-16C пилот NF-16D MATV получал лишь в заключительной фазе схватки,

      Забавная фраза. Естественно - в заключительной фазе, ибо в эксперименте получение преимущества и есть "заключительная фаза", конец схватки.
  5. +4
    22 октября 2025 12:17
    Ключевой частью системы LASS является привязной аэростат 420K, изготовленный компанией Lockheed Martin, оснащённый оптоэлектронными датчиками слежения за земной и водной поверхностями и РЛС AN/TPS-63 с дальностью обнаружения воздушных целей 300 км.


    Простите что не в не тему, но всё таки. Поставив на удалении в 100 км от границы и ЛБС контролировать небо на удалении 100-200 км для закрытия России от всего летающего с 404й.
    Предрекая разговоры его собьют, на такое удаление нужно ещё долететь. Сделать это могут только большие БПЛА и против них он и создавался. В крайнем случае оснастить такой аэростат системой парашютного спасения для оборудования и антенны. Пост наблюдения, питание все подаётся с земли. Для закрытия всего "фронта" понадобится около 15 аэростатов для работы в нахлёст.

    Более фантастический вариант, оснащения КУГ таким вот радаром на аэростате. Дальнозоркость КУГ вырастит в разы. Все новое - это хорошо забытое старое.
    1. +3
      22 октября 2025 12:33
      Так то по идее правильно, только все это надо сначала разработать, испытать, принять на вооружение, обеспечить как материальной частью так и личным составом (обученным), разработать и отработать методы и приемы применения и взаимодействия. И вот в итоге еще и найти средства (а по сути залезть в карман власть предержащих) на все это.
      1. -3
        22 октября 2025 16:28
        Разработать - что именно? У нас есть прекрасные полотна АФАР БРЛС Белка от Су-57. Можно масштабировать их для работы на необходимую дистанцию. Все что нужно для обработки сигналов РЛС у нас есть в том же Су-57. Так же систему ОЛС для наблюдения в визуальном режиме. Сигналы ОЛС так же обрабатывает ЭВМ Су-57. Добавить хорошей оптикой, не хуже чем у того же MQ-4 и поднимать на высоту 5 км.
        1. -1
          27 октября 2025 02:31
          Цитата: PROXOR
          У нас есть прекрасные полотна АФАР БРЛС Белка от Су-57.

          Белка не годится для РЛС дежурного режима.
          1. 0
            27 октября 2025 10:14
            Расшифруйте почему?

            ПыСы: слишком короткий и по мнению администрации сайта
            1. 0
              31 октября 2025 22:06
              Цитата: PROXOR
              Расшифруйте почему?

              БРЛС не предназначены для длительной непрерывной работы.
      2. +6
        22 октября 2025 19:15
        Скорее надо пройти кучу согласований, собрать толпу генералов чтобы они сформулировали ТЗ, выяснили кто будет крайним, провели тендеры, нашли какую-нибудь очередную УЗГА, ждали 10 лет, выяснилось что размер и форму аэростата посчитали неправильно и надо ещё выделить десять лярдов и ждать ещё 10 лет.
        1. 0
          24 октября 2025 12:48
          Ну да, только я все это облек в более обтекаемую форму
    2. 0
      23 октября 2025 13:59
      Цитата: PROXOR
      Предрекая разговоры его собьют, на такое удаление нужно ещё долететь.

      БПЛА долетают и на большие расстояния. Аэростатный беспилотный комплекс - это стационарная цель. Наиболее уязвимой частью является наземная инфраструктура.
      Цитата: PROXOR
      Более фантастический вариант, оснащения КУГ таким вот радаром на аэростате.

      Как Вы представляете себе при длине троса более 5 км буксировать аэростат со скоростью 50 км/ч ?
      1. 0
        23 октября 2025 16:00
        БПЛА долетают и на большие расстояния. Аэростатный беспилотный комплекс - это стационарная цель. Наиболее уязвимой частью является наземная инфраструктура.
        Зачем нужен тогда этот аэростат, если он сам себя не сможет уберечь? Но как мне думается он прекрасно увидит БПЛА самолетного типа и успеет наземную команду обороны предупредить и навести.
        Как Вы представляете себе при длине троса более 5 км буксировать аэростат со скоростью 50 км/ч ?

        Блестяще. Большой надводный корабль спокойно утянет на тросу этот аэростат. Там же весу не несколько тонн. Плюс такие высоты над морем точно не нужны. Хватит и в двое меньше.
        1. +3
          24 октября 2025 08:11
          Цитата: PROXOR
          Зачем нужен тогда этот аэростат, если он сам себя не сможет уберечь?

          Радиолокационный комплекс раннего обнаружения и не должен себя оберегать. Объектовая ПВО является задачей истребителей-перехватчиков и наземных систем ПВО. Но ведь у нас с этим всё прекрасно, не так ли ?
          Цитата: PROXOR
          Блестяще.

          Неужели, можно на расчёты взглянуть? wink Какое-то время назад я общался с песонажем не способным посчитать энергию тела, зная его массу и скорость. Аэродинамические вычисления гораздо сложней, так что если серьёзно, то тянуть аэростат с такой скоростью не получится, конструкция просто не выдержит.
          Цитата: PROXOR
          Там же весу не несколько тонн.

          В сети есть габариты и масса американских аэростатов радиолокационного наблюдения, поинтересуйтесь.
          Цитата: PROXOR
          Плюс такие высоты над морем точно не нужны. Хватит и в двое меньше.

          С какой высоты самолёт ДРЛО видит маловысотную воздушную цель на дистанции 150 км, и каким считается безопасным рубеж ПВО с учётом времени реакции дежурных сил? Также не забывайте, что трос аэростату необходим не только для подъёма на высоту, но и для компенсации ветрового сноса.
          В прошлом ваш покорный слуга достаточно плотно изучал тему аэростатных комплексов дальнего обнаружения эксплуатируемых в США и Израиле и сделал на эту тему несколько публикаций. Все материалы в сети есть. hi
          1. -2
            29 октября 2025 03:31
            "...Но ведь у нас с этим всё прекрасно, не так ли ?...."

            "Невозможно быть везде сильным!" (С)

            Это аксиома, что сразу нивелирует все ваши "умные слова".
            В борьбе "Щит и Меч" всегда побеждает "Меч".
            "Щит", только реагирует, на уже ИМЕЮЩИЕСЯ угрозы. Он их "обработал" и готов, по внедренному алгоритма по противодействию.

            "Меч" атакует. Он выбирает; место атаки - форма атаки - применяемые средства. Притом, объектов нападения огромное количество: Есть из чего выбирать, а значить нанести ущерб..
            "Меч" оказывается в выигрыше.

            Автору рекомендуется быть поосторожнее со своими "выводами". За четыре года СВО уже многому научились и многое применяется. Но тезис в начале ответа, работает на 100%.
            1. +1
              29 октября 2025 05:27
              Цитата: bulava74
              Автору рекомендуется быть поосторожнее со своими "выводами".

              Если мне будет нужен ваш совет, я обязательно к вам обращусь.
  6. +3
    22 октября 2025 22:56
    Спасибо за статью. А F-4C это знаковый самолёт в 60-80ых. Надо же, удосужился и на пенсии послужить.
  7. 0
    8 ноября 2025 18:07
    наличие большого объема данных с управляемого дистанционно самолета делает обучение управляющего ИИ вполне посильной задачей, а штатная цифровая система управления в серийном самолете в целом делает переоборудование в автономный робот простой и незатейливой задачей. Не учитывать возможность США нарастить численность боевых машин за счет зомби-самолетов нельзя