Индонезия приобретает крупную партию китайских истребителей J-10C

5 661 27
Индонезия приобретает крупную партию китайских истребителей J-10C
Истребитель J-10 Южного командования НОАК взлетает во время учений


Индонезия одобрила бюджет в размере 9 миллиардов долларов на закупку китайского однодвигательного истребителя с треугольным крылом Chengdu J-10, сообщил журналистам министр финансов Джакарты Пурбая Юдхи Садхева 15 октября 2025 года. Это сделает Индонезию второй страной в мире (первой является Пакистан) и первой в Юго-Восточной Азии, которая приобретет этот самолет.



Несмотря на сообщения некоторых СМИ, бюджет, выделенный Индонезией, охватывает более широкий план закупок, включающий подержанные истребители J-10 и другие системы вооружения. Ожидается, что фактическая стоимость новых J-10 будет значительно ниже указанной суммы.

J-10 приобрёл известность после воздушной дуэли пакистанских J-10CE с истребителями ВВС Индии 7 мая 2025 года, в которой участвовали «Рафали», МиГ-29, «Мираж-2000» и Су-30МКИ. Индонезия также является будущим оператором Rafale F4, 42 самолёта, как ожидается, будут поставлены с февраля 2026 года.

ВВС Индонезии (TNI Angkatan Udara — TNI AU) располагают разнородным авиационным парком: американские F-16, российские Су-27СКМ, Су-30МК2, южнокорейские УТС T-50 Golden Eagle, а также планируют использовать KF-21 Boramae и турецкие истребители Kaan. У них даже есть меморандум о взаимопонимании с Boeing на поставку 24 истребителей F-15EX «при условии одобрения правительством США».

Приобретение J-10, несомненно, бросит тень на эту программу, особенно учитывая, что, по данным Reuters, Джакарта с начала июня рассматривает возможность покупки китайского истребителя. В сообщении цитируется заместитель министра обороны, отставной маршал авиации Донни Эрмаван Тауфанто: «Мы провели переговоры с Китаем, и они предложили нам многое, не только J-10, но и корабли, оружие, фрегаты. Мы рассматриваем J-10».

Джакарта также «рассматривала совместимость систем, послепродажную поддержку и цены». Агентство Reuters также цитировало Тауфанто, заявившего, что американская цена в 8 миллиардов долларов на F-15EX также «остается под вопросом».

Министр обороны Индонезии заявил в среду, что страна готовится приобрести у Китая истребители J-10, сообщает индонезийское информационное агентство Antara. Китайский эксперт отметил, что J-10 — это самолёт с мощными возможностями и высокой экономической эффективностью, что широко распространено…
— Global Times (@globaltimesnews) 15 октября 2025 года.

Индонезийские СМИ сообщают


Телеканал CNBC Indonesia цитирует Садхеву:

…9 миллиардов долларов США, если я не ошибаюсь, или больше. Я забыл точную цифру. Но проект одобрен, так что всё должно быть готово.

Новостное агентство также сообщило, что министр обороны Сджафри Сджамсоэддин «подтвердил покупку индонезийскими ВВС (AU) истребителя Chengdu J-10 через Министерство обороны (Kemenhan)».


Китайский J-10 выполняет полёт на малой высоте

«Сообщается, что истребители скоро прибудут в Джакарту», — добавил телеканал CNBC Indonesia. Antara впоследствии процитировала Сьямсоеддина, который также заявил, что J-10 «скоро пролетят над Джакартой».

Однако неясно, был ли подписан контракт, поскольку большинство источников упоминают лишь об утверждении бюджета. Количество истребителей, которые Индонезия планирует закупить у Китая, неясно, но, по данным источников, речь идёт о 42 самолётах.

Вариантом может стать J-10CE, экспортная версия новейшего J-10C. По другим данным, Джакарта выбрала J-10B.

Ожидается, что ВВС также приобретут полный спектр ракет класса «воздух-воздух», включая системы PL-10, PL-12 малой и средней дальности, а также ракету PL-15 BVR. На некоторых снимках ВВС Пакистана видны ракеты PL-15, установленные на двух двухбалочных держателях на каждой консоли крыла истребителя JF-17 Thunder Block III. Эта система также интегрирована с самолётами J-10CE ВВС Пакистана.

Ресурс Global Times, цитируя Antara, также процитировал представителя Министерства национальной обороны Китая Цзян Биня: «Мы готовы поделиться достижениями Китая в области разработки вооружений с дружественными странами и внести конструктивный вклад в региональный и глобальный мир и стабильность». Однако GT уточнила, что китайская сторона пока не делала официального заявления по этому поводу.

Текущий авиационный парк ВВС Индонезии


В настоящее время ВВС Индонезии эксплуатируют около 30 американских F-16, пять российских Су-27СКМ и 11 Су-30МК2. ВВС Индонезии также эксплуатирует 21 лёгкий одноместный ударный самолёт BAE Hawk 200 британского производства.


J-10 приземляется после выполнения учебного полёта с пустыми ракетными блоками на подкрыльевых пилонах

Кроме того, страна подписала контракт на будущую закупку южнокорейских KAI KF-21 Boramae и турецких истребителей 5-го поколения TAI Kaan. Страна также эксплуатирует шесть самолётов KAI T-50 Golden Eagle, получивших обозначение в ВВС Индонезии T-50i, и 20 июля 2021 года подписала ещё один контракт на сумму 240 миллионов долларов на поставку ещё шести самолётов.

Страна также получит 42 истребителя Dassault Rafale F4. Первый из них, двухместный самолёт, недавно совершил свой первый полёт на заводе Dassault в Бордо-Мериньяке, как видно на изображениях, появившихся в интернете 19 сентября 2025 года.

«Дракон» на подходе! Фантастический вид пакистанского J-10CE в оливково-зелёной и серой расцветке, перекликающийся с историей эскадрильи Mirage 5PA и подчёркивающий двойное применение этого самолёта — «воздух-воздух» и «воздух-земля». Кстати, приз за угадывание ракет на этих двух держателях не полагается.
— Air Power (@RealAirPower1) 9 сентября 2025 года.

Из 42 самолётов 16 — двухместные, а остальные 26 — одноместные. Они будут эксплуатироваться 6-м авиакрылом. 12-я авиационная эскадрилья на авиабазе Ресмин-Нурадждин, входящая в состав 6-го авиакрыла, станет первой авиагруппой, которая будет эксплуатировать французский самолёт.

Начальник штаба TNI-AU (ВВС Индонезии) маршал Тони Харджоно заявил 13 сентября, что первая партия из трех Rafale ожидается в период с февраля по март 2026 года. За ней последует вторая партия в апреле 2026 года, и так до тех пор, пока не будет завершена поставка 42 самолетов.

Растущая популярность J-10


После вооружённого столкновения Индии и Пакистана 7 мая Китай развернул масштабную рекламную кампанию, доказывающую превосходство своих J-10C над Rafale. Однако исход воздушного боя между самолётами одного поколения определяется не только индивидуальными ТТХ самих самолётов и АСП, которые они применяют, но и наличием плотного контроля воздушного пространства наземными РЛС и самолётами ДРЛО и У. В контексте интереса Тайваня к истребителям Rafale результаты боёв между двумя самолётами, особенно одного поколения (в данном случае 4.5), не дискредитируют ни один из них.

Выбор истребителя также определяется тактической обстановкой, планированием миссии, инфраструктурой поддержки, высоким уровнем ситуационной осведомлённости и разведывательными возможностями. Тем не менее, выделение Индонезией бюджета на истребители J-10 действительно отражает меняющуюся геополитическую обстановку в Южной и Юго-Восточной Азии, особенно после того, как ВВС НОАК провели масштабные учения «Falcon Strike 2025» совместно с Королевскими ВВС Таиланда (RTAF).

Помимо как минимум семи J-10C, в учениях участвовали истребители J-16 и JH-7A ВВС НОАК, а также истребители Saab JAS 39 Gripen C/D ВВС Таиланда. В учениях Falcon Strike 2024 года участвовал самолёт-перехватчик Y-9LG.

ВВС Пакистана начали принимать на вооружение первые самолёты J-10CE в марте 2022 года, и к сентябрю 2022 года в строю уже находилось не менее 12 самолётов после поставки ещё шести. 25 июня 2021 года был подписан контракт на поставку 25 самолётов этого типа, и, согласно имеющимся данным, ожидается, что их число увеличится как минимум до 36, что соответствует количеству самолётов «Рафаль» в составе ВВС Индии.

Истребители версии J-10CE также предназначаются для замены устаревших самолётов Dassault Mirage III/5 в составе ВВС Пакистана, и на данный момент на них уже полностью перевооружена 15-я эскадрилья «Кобры». Ранее эта эскадрилья летала на Mirage III и 5 с базы ВВС Пакистана «Рафики».
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    24 октября 2025 05:04
    J-10 приобрёл известность после воздушной дуэли пакистанских J-10CE с истребителями ВВС Индии
    Мы до сих пор ничего не знаем о результатах этого воздушного боя, кроме обыкновенного балобольства с обеих сторон
    1. +4
      24 октября 2025 05:28
      Индонезия- традиционно была оператором советского оружия. Теперь наше место уверенно занимает Китай. Боюсь без абсолютного доказательства в превосходстве в небе Украины нашего перед забугорным, мы данный рынок потеряем.
      1. +6
        24 октября 2025 08:32
        Влад приветствую!
        Цитата: Коте пане Коханка
        Индонезия- традиционно была оператором советского оружия.

        Очень недолго. С 1960 по 1965 год в Индонезию велись поставки советского оружия. В том числе боевой авиации и кораблей. После прихода к власти Хаджи Мухаммеда Сухарто (правил до 1998 года ) Индонезия ориентировалась на Запад.
        1. +3
          24 октября 2025 10:35
          Что касается Индонезии 1965г.Отец в то время был назначен советником(ПВО) и буквально сидел на чемоданах.
          Техника( крейсер ,шесть эсминцев, три подводные лодки, ракетные и торпедные катера .А также Ту-16 (!), Миг-19 и МИг21,танки и другое) были подарены Хрущевым.
          Переворот справоцировали индонезийские коммунисты, находившиеся под влиянием маоистов. Просоветски настроенных военных оказалось мало и их блокировали силы националистов и исламистов.
          Интересно и другое-страна закупает не западную и тем более российскую технику, а китайскую,.
          И это не смотря на территориальные споры.
          И последнее-как сказал В.И Ленин монополия ведет к загниванию. У янкесов авиационную технику производят ТРИ компании. В России т.н ОАК.
          Без возрождения КБ Микояна(там были интересные разработки,в тч одномоторные истребители). отрасль ожидает застой/стагнация..
          1. +4
            24 октября 2025 11:16
            Без возрождения КБ Микояна

            без конкуренции(ругательное слово стало в определенных кругах) умов - ничего хорошего - нас не ждет...
          2. 0
            24 октября 2025 12:09
            Цитата: knn54
            И последнее-как сказал В.И Ленин монополия ведет к загниванию. У янкесов авиационную технику производят ТРИ компании.

            Они там настолько переплелись, что уже непонятно, например, где заканчивается Lockheed Martin и начинается Northrop Grumman. Формально локхидовского "пингвина" эта парочка делает совместно.
      2. -1
        24 октября 2025 09:11
        Индонезия польстилась на китаево только из-за боязни санкций за закупку нашей техники. При таких раскладах - что-то типа доказывать в небе бесполезно. Проблема не в качестве самолётов.
        1. +4
          24 октября 2025 12:15
          Цитата: paul3390
          Индонезия польстилась на китаево только из-за боязни санкций за закупку нашей техники.

          Нут так вместо санкций они получат тарифы. Ибо деньги всё равно прошли мимо США, а это для Донни как пулей по уху. smile
        2. +3
          24 октября 2025 14:03
          Цитата: paul3390
          Индонезия польстилась на китаево только из-за боязни санкций за закупку нашей техники. При таких раскладах - что-то типа доказывать в небе бесполезно.

          У нас просто нет сегодня лёгкого истребителя способного применять ракеты "воздух-воздух" большой дальности. КНР и такой истребитель и такие ракеты предлагает международным покупателям. ВВС Пакистана первыми получили истребители J-10CE, а так же ракеты PL-15E в 2022 году и успели отлично их прорекламировать в реальном воздушном бою 7 мая 2025 года.

          Что же по поводу США, то те сегодня НЕ то что лёгкий истребитель способный применять ракеты "воздух-воздух" большой дальности на мировом рынке военной авиации предложить не могут. Ракеты такие на мировом рынке НЕ могут предложить. Есть конечно в США ракета AIM-174B Gunslinger... но иностранным покупателям не предлагают. Только для авиации ВМС США. wink
          1. Eug
            0
            27 ноября 2025 13:57
            А двигатель лёгкого истребителя КНР тоже предлагает? Или это РД-93?
            1. +1
              27 ноября 2025 14:39
              На J-10С - WS-10. На JF-17 Block 3 - РД-93. Китай предлагает для JF-17 WS-13, но ВВС Пакистана предпочитают РД-93.
      3. +4
        24 октября 2025 09:16
        Боюсь без абсолютного доказательства в превосходстве в небе Украины нашего перед забугорным, мы данный рынок потеряем.

        по итогам СВО, мы потеряем не только это, а многое...
        1. 0
          24 октября 2025 09:50
          по итогам СВО, мы потеряем не только это, а многое...

          Надо смотреть, что приобретем…
    2. +3
      24 октября 2025 13:48
      https://en.wikipedia.org/wiki/2025_India–Pakistan_conflict

      Сразу в переводе:

      "Авиаудары индийской авиации спровоцировали воздушное сражение, в котором более 114 самолетов, 72 из состава ВВС Индии и 42 из состава ВВС Пакистана, были задействованы в том, что было названо крупнейшим дальним ракетным воздушным боем (largest beyond visual range engagement) на индийско–пакистанской границе. Ни пакистанские, ни индийские самолеты не пересекали границу, вместо этого время от времени вступая в "бесконтактные" бои на расстоянии более 100 км. По словам старшего офицера ВВС Пакистана, столкновение продолжалось около 52 минут. Согласно независимым оценкам, в ходе воздушного боя было сбито по меньшей мере четыре индийских истребителя, хотя Пакистан заявил о пяти, включая три Rafales, один МиГ-29, один СУ-30МКИ и беспилотный летательный аппарат Heron. 15 мая премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф заявил, что Пакистан сбил шесть индийских истребителей, шестым из которых был "Мираж-2000". 28 мая он вновь заявил, что было сбито шесть индийских истребителей, но уточнил, что четыре из них были "Рафаль", один МиГ-29 и один "другой самолет".[67][68][69] ВВС Пакистана предоставили бортовые номера BS001, BS021, BS022, и BS027 четырех самолетов Rafale, которые, по их заявлению, были сбиты, чтобы производитель мог подтвердить, находятся ли самолеты в рабочем состоянии.[41].[41] Один из самолетов Rafale, опознанный по позывному "Годзилла–4", Один из самолетов Rafale, идентифицированный по позывному Godzilla 4, был уничтожен над Акалией Каланом, деревней в Батинде в Пенджабе, Индия, примерно в 70 км от индийско-пакистанской границы, при возвращении на авиабазу Амбала, где размещается основное крыло Западного авиационного командования ВВС Израиля. Сбитый самолет был идентифицирован как Rafale EH BS001.[70] 6 июня ВВС Пакистана (PAF) заявили, что 15-я эскадрилья, также известная как «Кобры», была ответственна за сбитие шести истребителей ВВС Индии (IAF). Действуя с базы ВВС Пакистана Минхас в Камре на многоцелевых истребителях J-10C, оснащённых ракетами большой дальности PL-15, эскадрилья заявила о сбитии трёх «Рафалей», МиГ-29, «Миража-2000» и Су-30МКИ. По данным издания Dawn, 7 мая «Кобры» задействовали 18 из 20 самолётов, выделенных эскадрилье для перехвата.[71]"

      ВВС Индии так до сегодняшнего момента и не продемонстрировали целые и невредимые истребители Rafale с бортовыми номерами BS001, BS021, BS022, и BS027. Видимо командование ВВС Индии "выше этого". Жаль. А ведь так легко опровергнуть пакистанское "балабольство" просто устроив "слоновью прогулку" имеющихся у ВВС Индии 36 истребителей Rafale.

      Типичная "слоновья прогулка" (elephant walk) ВВС США представлена на фото ниже:

      F-16 Fighting Falcon fighters of the American and South Korean air forces demonstrate an "elephant walk" formation as they taxi down a runway at Kunsan Air Base during an exercise in 2012.
    3. 0
      3 декабря 2025 08:44
      Судя по всем описаниям, индийцы послали свои Рафали с бомбами Хаммер (дальность 60-70км) атаковать лагеря террористов в Пакистане, только пакистанцы их ждали со своими дальнобойными ракетами воздух-воздух, получился размен "сарайки на самолеты", после чего индийцы вдарили Брамосами по пакистанским базам и вполне успешно отбили атаку по своим аэродромам благодаря С400, поэтому Нарендра Моди и ездил фотографироваться на фоне пусковых ЗРК.
      P.S. естесно, всей правды никто и никогда не расскажет
  2. +1
    24 октября 2025 05:28
    Так получилось, у вы , пришлось самому купить xcite x cross 8, 4х4, по цене упакованной Лады Весты, не скажу, что в восторге, но думаю на 5 лет хватит, а это 250 тыс км, а дальше куплю движок с коробкой в Китае за 500 тыс рублей и еще пять лет откатаю, на Рено Колеос откатал 17 лет, заменил вариатор и ждёт нового хозяина, пробег 270 тыс, на 100 тыс его хватит, дальше на списание
    1. +1
      24 октября 2025 09:14
      но думаю на 5 лет хватит, а это 250 тыс км, а дальше куплю движок с коробкой в Китае за 500 тыс рублей и еще пять лет откатаю, на Рено Колеос откатал 17 лет,

      я не пророк, но вы - заблуждаетесь...
      продавать машину надо в срок от 3 до 5 лет: далее эксплуатация китайца будет убыточной...
      Сравнивать с Рено(вернее с Ниссаном в данном случае) - нельзя...
      500 тыс - это сейчас стоит, а через 5 лет - вы купите только подержанное, с неизвестной историей...
      1. 0
        24 октября 2025 11:11
        Уточнил движок Черри Тигго 8 на озоне стоит 120, коробка 100 и все поставить мне за 50 сделают, так что Китай рулит 💪, а вариатор контракт мне с установкой обошёлся 160 тысяч рублей, плюс 20 сгнивший подрамник, около 200 тыс, с ресурсом в остатке двс и варика 100 тыс, и это если следующий хозяин будет правильно эксплуатировать, те 300 тыс через 5 лет потратить, это хвала Аллаху drinks
  3. +3
    24 октября 2025 11:02
    Покупать одновременно и китайское, и французское, уже имея русское и корейское - берем пример, со старших братьев индейцев)))
  4. +4
    24 октября 2025 11:14
    Россию активно вытесняют с рынков вооружений :((...
    1. +2
      24 октября 2025 12:03
      Цитата: solar
      Россию активно вытесняют с рынков вооружений :((...

      Сложно вытеснить из ниши рынка, в которой мы ничего не продаём. smile
      Нет у нас нового однодвигательного истребителя - уже почти полвека как нет.
      1. +5
        24 октября 2025 12:13
        Спасибо КБ Микояна за это- парни захотели перейти в другую весовую категорию, оставив при этом страну без однодвигательного самолета.
        Но они ведь и двухдвигательные покупают, тот же Рафаль, южнокорейские КФ-21, хотят и турецкие...
        Только российских в этом списке болше нет...:((
  5. 0
    24 октября 2025 11:58
    ВВС Индонезии (TNI Angkatan Udara — TNI AU) располагают разнородным авиационным парком: американские F-16, российские Су-27СКМ, Су-30МК2, южнокорейские УТС T-50 Golden Eagle, а также планируют использовать KF-21 Boramae и турецкие истребители Kaan. У них даже есть меморандум о взаимопонимании с Boeing на поставку 24 истребителей F-15EX «при условии одобрения правительством США».

    Индонезия уверенной поступью движется по пути Индии. Ещё осталось новых европейских машин прикупить. smile
    1. 0
      24 октября 2025 12:12
      Цитата: Alexey RA
      Ещё осталось новых европейских машин прикупить.

      А нет, эта ачивка тоже взята:
      Начальник штаба TNI-AU (ВВС Индонезии) маршал Тони Харджоно заявил 13 сентября, что первая партия из трех Rafale ожидается в период с февраля по март 2026 года. За ней последует вторая партия в апреле 2026 года, и так до тех пор, пока не будет завершена поставка 42 самолетов.

      И количество тоже по индийским нормам. smile
      1. +4
        24 октября 2025 14:13
        Индонезийские ВВС будут единственными в мире которым устраивать учебный аналог индо-пакистанского воздушного боя 7 мая 2025 года в части боя J-10CE и Rafale можно будет хоть на ежедневной основе. laughing
    2. 0
      25 октября 2025 03:46
      Цитата: Alexey RA
      Индонезия уверенной поступью движется по пути Индии. Ещё осталось новых европейских машин прикупить.

      Просто парни любят разнообразие , вот и коллекционируют . Деньги очевидно на такие прихоти есть .
  6. 0
    28 ноября 2025 23:27
    Цитата: knn54
    Что касается Индонезии 1965г.Отец в то время был назначен советником(ПВО) и буквально сидел на чемоданах.
    Техника( крейсер ,шесть эсминцев, три подводные лодки, ракетные и торпедные катера .А также Ту-16 (!), Миг-19 и МИг21,танки и другое) были подарены Хрущевым.
    Переворот справоцировали индонезийские коммунисты, находившиеся под влиянием маоистов. Просоветски настроенных военных оказалось мало и их блокировали силы националистов и исламистов.
    Интересно и другое-страна закупает не западную и тем более российскую технику, а китайскую,.
    И это не смотря на территориальные споры.
    И последнее-как сказал В.И Ленин монополия ведет к загниванию. У янкесов авиационную технику производят ТРИ компании. В России т.н ОАК.
    Без возрождения КБ Микояна(там были интересные разработки,в тч одномоторные истребители). отрасль ожидает застой/стагнация..

    Да, ждите. Там уже поставлен большой и жирный крест. Последние умы разбежались кто куда лет 15-20 назад