Забытые страницы: второй налет на Перл-Харбор

7 714 29
Забытые страницы: второй налет на Перл-Харбор

Началось всё со статьи в TWZ аж за декабрь 2021 года — юбилей нападения на Перл-Харбор. Прочитал с удивлением, а потом, как часто бывает, одно потянуло за другое, и вот что получилось.

Все знают о японском нападении на Перл-Харбор в декабре 1941 года, которое ввергло Соединенные Штаты во Вторую мировую войну. Дурная слава этого события обеспечила ему широкую известность. Последствия налета на первый взгляд были ошеломляющими: были атакованы все восемь линкоров Тихоокеанского флота, уничтожено два из них, и остальные выведены из строя на разное время. Помимо потерь в технике, было убито более 2400 американцев. Но этого оказалось недостаточно.



Япония продолжала завоевание Азии, надеясь, что ослабленный американский Тихоокеанский флот не сможет ей помешать. Однако очень быстро стало ясно, что реальный ущерб, нанесенный военно-морской базе в Перл-Харборе, был не таким уж значительным. Хотя в той или иной степени были повреждены корабли общим числом 21, подавляющее большинство из них можно было отремонтировать. И этот процесс был облегчен тем фактом, что верфи и объекты технического обслуживания на базе остались практически невредимыми. Запасы топлива также сохранились, а самое главное — авианосцы Тихоокеанского флота под удар не попали.

Commander Mitsuo Fuchida, возглавлявший первую волну самолетов и известный тем, что отдал своим самолетам команду атаковать, а чуть позднее передал на авианосцы сигнал «Tora, Tora, Tora», означавший, что атака была неожиданной и сопротивление отсутствует, стал национальным героем Японии и удостоился аудиенции у императора. После войны он сменил религию на христианскую и много путешествовал по Европе и США. В конце концов он, как ни странно, даже поселился в США, хотя и не принимал гражданство. И, конечно, он много рассказывал о своей жизни на войне и написал несколько книг, самостоятельно и в соавторстве. Например, «I led the attack on Pearl Harbor» и «Midway: The Battle that Doomed Japan».

По его словам, когда первая волна самолетов вернулась на авианосцы, он остался кружить над гаванью, чтобы оценить нанесенный ущерб, и вернулся на авианосец вместе со второй волной. Наблюдая за целью, он понял, что инфраструктура порта, доки, мастерские и топливохранилища почти не пострадали, и, вернувшись, почти умолял адмирала Нагумо предпринять третью атаку, на этот раз сосредоточившись на целях на земле. Это его заявление опровергается многими историками, а некоторые даже считают, что в своем докладе императору Fuchida намеренно преувеличил степень ущерба, нанесенного Перл-Харбору. Как бы то ни было, японское командование, похоже, и без него поняло, что помешать американскому флоту мешать японскому завоеванию Азии не удалось.


Разрушенные эсминцы USS Downes и USS Cassin в доке Перл-Харбора 7 декабря 1941 года. USS Pennsylvania занимает остальную часть сухого дока

Менее чем через три месяца Япония предприняла повторный налет на базу Перл-Харбор, который гораздо менее известен. Этот воздушный налет получил название "Операция К", в отличие от нападения 7 декабря, которое называлось "Операция Z".

Целью этой атаки было приостановить работы по восстановлению и техническому обслуживанию, а также сбор разведывательной информации об общей ситуации в Перл-Харборе.

В то время как в операции «Z» участвовало несколько японских авианосцев, а также большие и малые подводные лодки, в операции «K» было задействовано гораздо меньше сил. Выбранным самолетом был Kawanishi H8K, которому американцы дали название Emily.


Kawanishi H8K в музее Kanoya Museum, Japan.

Немного о самолете


В июле 1938 г. фирма Kawanishi получила контракт на создание морской летающей лодки: максимальная скорость 440 км/ч, крейсерская 330 км/ч, дальность полета до 8200 км. У флота уже был гидросамолет H6K, но его дальность в 4700 км не очень устраивала адмиралов. Для достижения заданной дальности конструкторы установили на самолет восемь небольших крыльевых непротектированных баков и шесть больших баков в корпусе. Фюзеляжные баки были оборудованы системой наддува нейтральным газом и частично протектированы. Причем в случае повреждения бака топливо, вытекшее в фюзеляж, могло быть закачано в неповрежденный бак. Общая емкость топливной системы достигла 17 040 л. Экипаж имел хорошую бронезащиту и оборонительное вооружение: три 20-мм пушки Тип 99 и пять 7,7-мм пулеметов Тип 92. Двигатели — 1530-сильные «Мицубиси» МК4А, 14-цилиндровые звезды воздушного охлаждения.

Первый опытный H8К1 был готов 31 декабря 1940 г., а в январе следующего года состоялся первый полет. Во время скоростной рулежки и на взлете самолет показал себя крайне неустойчиво, а вскоре после поднятия носа фонтаны брызг стали заливать винты и поднимались выше крыла. Опытный H8К1 тут же вернули на завод. Там изменили обводы нижней части фюзеляжа и добавили еще одну скулу, после чего самолет тут же вернули на испытания. Хотя управляемость на воде была все еще хуже, чем у H6К, зато в целом она заметно улучшилась, а другие характеристики были гораздо выше.

В конце 1941 г. после проведения войсковых испытаний флот санкционировал начало серийного производства самолета под обозначением «Летающая лодка морской тип 2, модель 11 H8К1». Hа серийные самолеты H8К1 ставились двигатели «Мицубиси» МК4А или МК4В. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек, по одной в носовой и хвостовой башнях, и четырех 7,7-мм пулеметов Тип 92. Самолет мог нести две 800-кг торпеды или восемь 250-кг бомб, а также глубинные бомбы.


Июль 1944 года. Это фото сделано с борта патрульного Consolidated PB4Y-1, который вообще-то был Liberator В-24 в морском варианте. Через несколько секунд PB4Y-1 сбил Н8К

Благодаря своей огромной дальности полета и бомбовой нагрузке в 2000 кг, он был признан идеальной платформой для налета на Перл Харбор. Планировалось, что налет будет приурочен к полнолунию, чтобы осветить целевой район Перл-Харбора, но фактическая дата проведения будет зависеть от спокойной погоды для дозаправки самолетов.

Маршрут планировался вот такой, общей протяженностью 8400 км, что было много даже для «Эмили», поэтому в 900 км от Гавайев было выбрано место для дозаправки, а на маршруте дежурила подводная лодка, работая радиомаяком.


Японское командование надеялось на внезапность, и полет должен был проводиться без сопровождения истребителей — да и как иначе на таком огромном расстоянии? В случае успеха планировались новые подобные рейды, и, если бы они увенчались успехом, то битва при Мидуэе могла сложиться совсем по-другому.

Хотя первоначальные планы предусматривали участие в операции пяти самолетов H8K, в конечном итоге для выполнения миссии оказались доступны только два. 4 марта 1942 года летающие лодки взлетели со своей базы на атолле Вотье на Маршалловых островах.

Прим. Атолл Wotje на самом деле состоит из 75 маленьких островов, окруженных коралловым рифом. С 1930-х годов на нем располагалась база японской морской авиации, гарнизон около 3 тыс. человек, береговая артиллерия и системы ПВО. После 1942 года остров часто подвергался воздушным налетам и обстрелам с кораблей, а когда американцы заняли Кваджелейн, все пути снабжения оказались перерезанными. К концу войны от гарнизона осталось 1200 человек.

Сейчас население атолла около 800 человек, и выглядит он вот так:


Ведущим группы был лейтенант Хисао Хашизуме, а энсин Шосуке Сасао — ведомым. Каждая летающая лодка была вооружена четырьмя 250-кг бомбами, которые должны были быть сброшены на док «10-10» в Перл-Харборе. Док назывался так из-за своих размеров (его длина 1010 футов). Примечательно, что это вообще был самый первый раз, когда самолет был задействован в боевых действиях.

Первую остановку для дозаправки летающие лодки должны были сделать на атолле French Frigate Shoals.

Прим. Необычное название «Отмель французских фрегатов» этому атоллу дал французский исследователь Лаперуз во время своего кругосветного путешествия. В хорошую погоду и при спокойном море его моряки сумели вовремя заметить признаки отмели (shoal), иначе его путешествие, скорее всего, там бы и закончилось.

Это самый крупный атолл из Северо-Западных Гавайских островов, располагающийся примерно в 1900 милях от атолла Вотье и 560 милях к северо-западу от Гонолулу. Вот так он выглядит сейчас:


Формально он принадлежал Соединенным Штатам, но был незаселенным и непосещаемым, а потому в начальный период войны использовался японскими военно-морскими силами в качестве якорной стоянки. Сюда заранее были посланы подводные лодки, которые должны были сыграть роль заправщиков.


I-15 на ходовых испытаниях. Одна из таких подводных лодок должна была заправить лодку летучую

Немного о лодках, участвующих в «Операции К» и обеспечивающих полет:

I-15 была головной лодкой из серии авианесущих лодок Type B1, которые затем так и назывались — «лодка типа I-15». Они имели на борту легкий самолет Yokosuka E14Y, ангар и катапульту. В «операции К» участвовали I-15, I-19, I-23, I-26 и лодка совсем другой серии под номером I-9. Перед выходом 15-я, 19-я и 26-я оставили свои самолеты на базе, а в ангары втиснули по шесть баков с авиационным бензином. I-15 и I-19 заправляли самолеты, а I-26 крутилась в море, находясь в резерве. I-9 расположилась на полпути между атоллами Вотье и French Frigate Shoals и служила радиомаяком для самолетов. I-23 должна была патрулировать южнее Гавайев, передавая метео, и быть готовой приступить к спасательным операциям в случае необходимости (эта часть плана не удалась).

Итак, самолеты заправились, и когда стемнело, взлетели и направились в сторону Оаху. Как и в случае атаки 7 декабря, американские шифровальщики знали, что японцы планируют какую-то операцию, связанную с дозаправкой на атолле. И, как и в случае с налетом на Перл-Харбор, эти разведданные были проигнорированы.

Японцам тоже не хватало разведданных. Они могли перехватывать и читать американские метеосводки, которые помогли бы найти окно с ясной погодой над Перл-Харбором, но 1 марта код был изменен, и информация о погоде в районе Гонолулу стала недоступной. Подводная лодка I-23 на связь не выходила. Полет продолжался в надежде на ясное небо, основываясь на погоде в районе атолла French Frigate Shoals.

Несмотря на оплошность американской разведки, на расстоянии около 200 миль от Гавайев летающие лодки были обнаружены двумя американскими радиолокационными станциями. Для их перехвата были подняты истребители P-40, а летающие лодки Catalina посланы на поиски японских авианосцев. Однако нарушители, скрываясь в темноте и густых облаках, сумели проскользнуть сквозь оборону и ранним утром 4 марта появились над Оаху на высоте около 5000 метров.

Ночь и плохая погода обеспечили японским самолетам некоторую защиту, но одновременно сбили с толку пилотов. Лейтенант Хашизуме, определившись по маяку Каена-Пойнт, решил атаковать с севера. Однако Сасао не услышал приказа Хашизуме и вместо этого повернул, чтобы обогнуть южное побережье Оаху. Лунный свет практически не помогал в поисках цели, а после декабрьской атаки на Гавайях установили затемнение, и всё зависело в основном от точного расчета.

Хашизуме так и не смог увидеть Перл-Харбор, и его бомбы упали на склон потухшего вулкана Mount Tantalus примерно в 300 метрах от средней школы имени Рузвельта, образовав воронки глубиной 2-3 метра и шириной 6-9 метров. Ущерб был ограничен разбитыми окнами. Куда попали бомбы Сасао, до сих пор непонятно. Поскольку взрывов на берегу не было, то историки предполагают, что в конечном итоге Сасао сбросил свои бомбы в океан, либо у побережья Вайанае, либо недалеко от морского подхода к Перл-Харбору.

Отбомбившись, две летающие лодки полетели на юго-запад, к Маршалловым островам. «Сасао», как и планировалось, вернулся на свою базу на атолле Вотье. Самолет «Хашизуме» получил повреждения корпуса при посадке на атолле French Frigate Shoals, поэтому он полетел на свою родную базу на атолле Джалуит, также на Маршалловых островах. Это сделало его полет самым продолжительным боевым вылетом на тот момент.

Если рассматривать налет с точки зрения самой возможности осуществить нечто подобное на огромном расстоянии и вернуться невредимым, то задача была выполнена. Японцы использовали его в пропагандистских целях, сообщая о значительном ущербе, нанесенном Перл-Харбору, а также о многочисленных жертвах среди американцев. Военный же результат был никаким. На самом деле, миссия имела эффект, прямо противоположный ожидаемому.

Вместо того чтобы положить конец планам ВМС США по восстановлению Тихоокеанского флота, этот рейд предупредил американцев о сохраняющейся угрозе для Гавайев. Несмотря на то, что японские самолеты не были перехвачены, командование вспомнило о предупреждении разведки и, совместив их с показаниями радаров, приблизительно определило место, где они заправлялись. С тех пор один из эсминцев постоянно патрулировал атоллы, чтобы следить за активностью японцев. Накануне нападения на Мидуэй в тот район была послана подводная лодка I-123, которая обнаружила минные заграждения вокруг атолла и два военных корабля на якоре. По иронии судьбы, из-за того, что атолл был недоступен для проведения разведывательных операций, японский флот перед нападением на Мидуэй был лишен важной разведывательной информации, которая, возможно, предупредила бы их о том, что американские авианосцы готовы к бою и ожидают их.

А затем ситуация постепенно стала изменяться. Чуть более месяца спустя с палубы авианосца USS Hornet взлетели 16 бомбардировщиков B-25, нанеся удар по ряду японских городов на материковой части Японии. Этим самым Соединенные Штаты дали понять, что они готовы и способны перенести войну в самое сердце Японии.

Немного об участниках


10 марта, через 6 дней после налета на Перл-Харбор, лейтенант Хашизуме вылетел к атоллу Мидуэй с чисто разведывательной миссией в дневное время. Его самолет опять засекли радары, и на этот раз ему не повезло, он был сбит истребителями Brewster F2A-3 Buffalo из эскадрильи VMF-211 Корпуса морской пехоты США. Весь экипаж 11 человек погиб.

Летающие лодки Н8К разных модификаций были построены в количестве 167 штук и занимались разведкой, перевозкой людей и грузов, а оборудованные радаром — поиском подводных лодок. Пилоты американских истребителей считали их одними из самых трудных целей.

К концу войны уцелело всего 4 экземпляра. Один из них был вывезен в США и использован для различных тестов, после чего возвращен Японии в 1979 году. Именно этот самолет сейчас находится в музее.

Что касается подводных лодок, их судьба сложилась так:

I-15 была потоплена эсминцем USS Southard со всем экипажем 10 декабря 1942 года во время зарядки аккумуляторов у мыса Речерече, Сан-Кристобаль (Галапагосские острова). Результативными действиями отметиться не успела.

I-19 успела порезвиться. Ей принадлежит один из самых успешных торпедных залпов в истории: все шесть торпед, выпущенных веером, попали в цель. Были потоплены авианосец Wasp и эсминец O'Brien и серьезно поврежден линкор North Carolina. На ее счету также два торговых судна. Но 25 ноября 1943 года в 50 милях к западу от Makin Island (Кирибати) эсминец USS Radford засек ее в надводном положении своим радаром. Лодка срочно погрузилась, но эсминец добил ее глубинными бомбами.

I-23 за свою недолгую жизнь предприняла несколько атак на торговые суда и военные корабли, но лишь повредила два из них. «Операция К» была последней, в которой участвовала лодка. 24 февраля 1942 года от нее поступила обычная дежурная радиограмма, после чего лодка исчезла без следа. Что с ней случилось, неизвестно до сих пор.

I-26 оказалась самой боевой из этой группы. Похоже, что ей принадлежит самая первая жертва этой войны: 7 декабря 1041 года, буквально через несколько минут после того, как на гавань Перл-Харбора обрушились японские пикировщики, она потопила артиллерийским огнем торговое судно Cynthia Olson (после предупредительного выстрела экипаж торговца покинул судно). Впоследствии она совершила девять боевых походов и была третьей по результативности во всем японском подводном флоте. На ее счету 8 торговых судов, легкий крейсер USS Juneau и поврежденный авианосец USS Saratoga. В октябре 1944 лодка вышла в последний поход, направляясь в район к югу от острова Лусон. Подтверждения о прибытии от нее не поступило, и что с ней случилось, в точности не известно. Предположительно, она потоплена эсминцами при неудачной попытке атаковать авианосец USS Petrof Bay.

I-9 относилась к классу Type A1, была гораздо крупнее I-15 и также имела на борту легкомоторный самолет-разведчик. Она участвовала в первом нападении на Перл-Харбор, а 11 декабря, находясь примерно в 700 милях к северо-западу от острова Оаху, орудийным огнем потопила транспорт SS Lahaina, предварительно позволив экипажу высадиться в шлюпки. В дальнейшем она совершила шесть боевых выходов, занимаясь в основном разведкой и перевозкой грузов. До поры до времени ей везло. Например, в августе 1942 она сумела ускользнуть от последовательных атак сразу трех американских эсминцев, поддерживаемых двумя самолетами с авианосца, получив лишь легкие повреждения. Однако 13 июня 1943 удача ей изменила. Лодка совершала второй поход на остров Киска (Алеутские острова), доставляя гарнизону снабжение, шла в густом тумане в надводном положении, когда ее заметил своим радаром эсминец USS Frazier. Лодка успела погрузиться, но эсминец атаковал глубинными бомбами и наблюдал на поверхности большой воздушный пузырь, обломки и масляное пятно.

История продолжилась так, как она продолжилась.

На этом все, спасибо за внимание.

Источники:
H8K2 "Emily"
Flying Boats Flew Japan’s Little-Known Follow-On Raid On Pearl Harbor
Imperial Japanese Navy (IJN) Submarines
FLYING BOATS, Volume 5 of WAR PLANES OF THE SECOND WORLD WAR, by William Green
The second attack on Pearl Harbor: Operation K and other Japanese attempts to bomb America in World War II, by Steve Horn
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    Вчера, 04:04
    Спасибо за интересную публикацию!

    Непротектированные и протестированные баки, это незащищённые и защищённые?
    7 декабря наверное 1941 года.
    Японские пикировщики привычнее прочитать иначе.
    Эти три реплики никоим образом не повлияли на то, с каким интересом публикация прочитана и воспринята.
    1. +2
      Вчера, 06:11
      Цитата: Fangaro
      Непротектированные и протестированные баки, это незащищённые и защищённые?

      Не совсем так. Протектор это слой из каучука который при пробитии бака пулей соединившись с бензином вспучивался затягивая отверстие. Это помогало от пробития пулей 7,62, но от крупных калибров и тем более снарядов не спасало.
    2. +3
      Вчера, 06:12
      Цитата: Fangaro
      Непротектированные и протестированные баки, это незащищённые и защищённые?
      Да. Непротектированный бак - самая простая емкость для хранения топлива, которая в случае пожара или пробития бака сразу же приведет к катастрофе. Баки протектированные, наоборот, в случае их повреждения, имеют особый защитный слой, позволяющий затянуть образовавшуюся дырку при их механическом повреждении. К тому же, для предотвращения пожара, и по мере выработки топлива, эти баки заполняются инертным газом...
  2. +5
    Вчера, 05:13
    Главный просчет японцев при атаке на Перл Харбор был прежде всего политический. Надежда была на то, что через силу будут улучшены переговорные позиции американцев. В итоге они разбудили спящего промышленного гиганта. Удивительно, как быстро американская промышленность перешла на военные рельсы, что им проще было возмещать потери в транспортниках чем японцам в летчиках камикадзе.
    1. +2
      Вчера, 17:58
      А какие у японцев были варианты? Война началась бы позже в худших условиях, когда нефть кончилась бы request
      Вот они и решили дать бой, а не жить на коленях angry
      1. 0
        Сегодня, 02:31
        Вариант был напасть на СССР пока у него руки были связаны в битве за Москву, но слава Богу, что такой исторический шанс Япония упустила.
        1. 0
          Сегодня, 04:37
          Так, у Японии нефти на два года, дальше труба. Япония нападает на СССР, героически захватывает Приморье, Сахалин и Камчатку и... И что с того? Они бы потом дровами бы заправляли свои самолеты, автомобили и корабли? Чем им захват куска тайги помог бы?
          1. 0
            Сегодня, 04:52
            Запасы на два года это слишком оптимистично. Больше чем на пол года у Японии не было запасов нефти .Можно, конечно, было сэкономить на флоте, так как стальные монстры в виде линкоров и авианосцев являлись главной прорвой. Если бы Германия и Япония раздавили СССР, то нефть в Ост-Индии можно было бы брать голыми руками без нападения на США. Никто бы при таком раскладе даже не пикнул.
            В 90-х были статьи в Комсомолке о том как Зорге курировал агентов влияния в Японском правительстве заставляя их думать в сторону экспансии на Юг. Я не исключаю, что эта гипотеза вполне разумная.
  3. +3
    Вчера, 05:24
    Интересны боевые действия двух стран на огромных расстояниях от своих баз...читается статья махом...жду продолжения...тут можно статью разбить на множество других тем...энтропия событий так сказать.
  4. +5
    Вчера, 05:30
    Эсминец USS Pennsylvania занимает остальную часть сухого дока
    Поправлю. "Пенсильвания" не может быть эсминцем, так как это линейный корабль.
    1. +4
      Вчера, 12:55
      Поправлю.

      На фото - сухой док №1. На переднем плане эсминцы USS Downes (DD-375) и USS Cassin (DD-372, который лег на бок). За ними линкор USS Pennsylvania (BB-38). Далее справа за краном поврежденный торпедой крейсер USS Helena (CL-50).
  5. +2
    Вчера, 05:45
    Эсминец USS Pennsylvania
    USS Pennsylvania BB-38 вообще-то Battleship, т.е. линкор.
    1. +2
      Вчера, 05:59
      Так линкор это разве не сокращенно линейный корабль?
      1. +2
        Вчера, 06:13
        Да, конечно, но ни разу не эсминец или эскадренный миноносец.
  6. +7
    Вчера, 05:45
    В борьбе с подлодками корабли ПЛО одержали немало славных побед. Но чемпионом по уничтожению субмарин считается эсминец ВМС США «Ингленд». 31 мая 1944-го он одержал свою последнюю победу, поставив рекорд по числу уничтоженных лодок за один поход, который с тех пор никто так и не побил.Американскому противолодочнику Уолтону Пендлетону удалось превзойти рекорд британского аса ПЛО Джона Уокера, чья группа в феврале 1944-го за один поход потопила пять немецких субмарин.За шесть японских подлодок он был награжден Военно-морским крестом.
  7. +6
    Вчера, 08:21
    Менее чем через три месяца Япония предприняла повторный налет на базу Перл-Харбор, который гораздо менее известен
    если результатом стала бара разбитых окон, то это закономерно.

    Статья хороша и добротна.
  8. +9
    Вчера, 08:43
    ,,,не менее интересна и фотография в начале: разбитая японская летающая лодка Kawanishi H8K2 на острове Бутаритари, атолл Макин. На атоле находилась японская база гидросамолетов.

    С атоллом связан один боевой эпизод той войны.
    10 декабря 1941 года, спустя всего два дня после нападения на Перл-Харбор, японские десантные силы осуществили успешную высадку на атолле Макин в архипелаге Гилберта. Этот стратегический захват стал частью масштабного наступления Японии в западной и центральной части Тихого океана.

    Основной целью оккупации атолла стало создание передовой авиационной базы, которая позволяла:
    -осуществлять воздушный контроль над американскими территориями (острова Тувалу, Феникс, Хауленд и Бейкер)
    -обеспечивать прикрытие восточного фланга операционной зоны Императорского флота Японии
    -создавать плацдарм для дальнейшего продвижения в направлении Самоа и Фиджи
    Захват Макина продемонстрировал важность даже небольших островных территорий в тихоокеанской войне, превратив их в стратегические узлы системы обороны и наступления. Создание авиабазы на атолле значительно расширяло радиус действия японской авиации, угрожая коммуникациям между США, Австралией и Новой Зеландией.

    После победы у Мидуэя летом 1942 года флот США постепенно захватил стратегическую инициативу, командование решило провести отвлекающую операцию по вторжению на атолл Макин и уничтожить расположенную там авиабазу.Согласно данным разведки, численность гарнизона на атолле Макин не превышала 150 человек. Авиабаза была приспособлена только для приёма и заправки гидросамолётов.

    8 августа 1942 года из Пёрл-Харбора вышли две американские подводные лодки — «Наутилус» и «Аргонавт», — на борту которых находился специальный десантный отряд. Операцией командовал подполковник морской пехоты Эванс Карлсон, получивший чёткий приказ: провести стремительный рейд на оккупированный японцами атолл Макин, нанести максимальный урон гарнизону и инфраструктуре, собрать разведывательные данные, после чего немедленно эвакуироваться.

    17 августа 1942 года подводные лодки скрытно высадили десант 211 человек, под командованием подполковника Эванса Карлсона и капитана Джеймса Рузвельта — сына президента США Франклина Рузвельта. Противостоявший им японский гарнизон насчитывал от 83 до 160 человек под командованием Кёдзи Маэды.
    Ход и итоги рейда:
    • Американские рейдеры уничтожили не менее 83 японских военнослужащих, а также инфраструктуру и запасы гарнизона
    • Потери десанта составили 21 человека убитыми; 9 морпехов, не сумевших эвакуироваться, были захвачены в плен, вывезены на атолл Кваджалейн и позднее обезглавлены
    • Несмотря на тактический успех, операция имела серьёзные стратегические последствия

    Усиление японской обороны:
    После рейда японское командование осознало стратегическую важность островов Гилберта. Уже в августе 1942 года гарнизон Макина был усилен ротой 5-го специального отряда (700–800 человек). На атолле развернулось активное строительство:
    • Базы гидроавиации для размещения бомбардировщиков Kawanishi H8K, истребителей *Nakajima A6M2-N* и разведчиков Aichi E13A
    • Прибрежных оборонительных сооружений

    К июлю 1943 года строительные работы были завершены, а для усиления обороны на атолл были переброшены авианосец «Титосэ» и 653-я авиагруппа.
    Таким образом, хотя рейд Карлсона и продемонстрировал возможности американских сил специального назначения, он непреднамеренно спровоцировал значительное укрепление японских позиций в регионе, что в дальнейшем усложнило задачу по освобождению островов Гилберта.
    1. +6
      Вчера, 08:46
      Командир 2-го рейдерского батальона подполковник Эванс Карлсон и майор Джеймс Рузвельт с захваченным японским флагом после рейда на атолл Макин. Впоследствии майор Рузвельт подарил трофейный флаг своему отцу — президенту США Франклину Рузвельту.
      1. +1
        Сегодня, 00:04
        Сержант Уолтер Кэрролл и рядовой первого класса Дин Уинтерс из Второго рейдерского батальона морской пехоты США готовятся к высадке с подводной лодки USS Nautilus перед рейдом на атолл Макин.
  9. +6
    Вчера, 12:07
    I-26 потопила
    легкий крейсер USS Juneau

    ,,,13 ноября 1942 г.в ходе битвы за Гуадаканал, попала торпедой в тяжело повреждённый крейсер ВМС США "Джуно". Торпеда попала в отделение боеприпасов, что привело к мощному взрыву и раскололо корабль пополам. Из 650 человек выжило всего 10.
    Погибли и все пятеро братьев Салливан, что привело принятие военным министерством США политики последнего выжившего. yes
    1. +6
      Вчера, 12:10
      Останки корабля были обнаружены на глубине 4300 метров , 17 марта 2018 года экспедицией, базировавшейся на борту научно-исследовательского судна RV Petrel. Экспедиция финансировалась фондом Пола Аллена - сооснователя компании Microsoft.
    2. 0
      Вчера, 12:45
      Погибли и все пятеро братьев Салливан, что привело принятие военным министерством США политики последнего выжившего
      "Спасти рядового Райана"
      Привет, Сергей!
      1. +2
        Вчера, 12:49
        Добрый день,Антон! hi
        "Спасти рядового Райана"
        ,,отчасти так.
  10. +4
    Вчера, 12:39
    I-19
    Были потоплены авианосец Wasp

    Во время сражения за Гуадалканал «Уосп» и «Хорнет» сопровождали конвои с пополнениями для 1-й дивизии морской пехоты. После торпедирования «Уосп» был оставлен из-за пожаров. Корабль спасти было невозможно, и его затопил торпедами эсминец «Лэнсдаун»
  11. +4
    Вчера, 13:14
    двумя американскими радиолокационными станциями.
    на док «10-10» в Перл-Харборе.

    Радиолокационная станция SCR-270 в Перл-Харборе
    Док 1010 в Перл-Харборе
  12. +4
    Вчера, 14:36
    эсминец USS Frazier
    USS Frazier (DD-607) ,,так то боевой корабль, потопил три японские подводные лодки во время войны.
    12 мая 1943 потопил I-31.
    13 июня 1943 потопил I-9.
    22 ноября 1943 протаранил и потопил I-35.
    1. +1
      Вчера, 20:01
      Судя по всему, такая результативная жатва на японские подлодки в конце войны стала возможна с применением новых технологий. Интересно - когда появились противолодочные радары на кораблях ? Японцы явно не были готовы к дальнему обнаружению.
      1. +2
        Вчера, 23:27
        Цитата: cpls22
        Судя по всему, такая результативная жатва на японские подлодки в конце войны стала возможна с применением новых технологий.

        Помимо радаров появились и акустические противолодочные торпеды, которые позволяли уничтожить уже погрузившуюся лодку.
  13. +2
    Вчера, 18:01
    Непонятно почему автор не перевёл на русский язык часть имён и названий. Особенно странно с японскими именами, которые оставлены транслитом с английского, который тоже не прямо передает звуки
  14. Комментарий был удален.