Наконец-то! Оружие против русской агрессии есть!

25 481 49
Наконец-то! Оружие против русской агрессии есть!

Многоцелевой истребитель Gripen E поступил на вооружение ВВС Швеции, которые продолжают укреплять свой потенциал для противостояния потенциальной российской агрессии. Это на днях было практически во всех шведских изданиях, уж если даже Expressen написала – точно, потенциальная российская агрессия есть, и ей как-то надо противостоять.

Мне, честно говоря, жаль, что ни одно СМИ в Швеции не опубликовало материала на тему того, как это будет выглядеть. Может, им нашумевшего норвежского сериала «Оккупированные» достаточно, может, просто второй Астрид Линдгрен земля шведская никак не родит, но факт: приходится жрать (в информационном смысле) что дают. А дают всё то же: «Русские идут», и на этом всё. Короче, сюрстремминг, и всё. Очень стрёмный сюрр, да и запах у него так себе.



Но в целом это вопрос вкуса, а как спорят о вкусах у нас, говорить нечего. Потому позволим шведам подавать квашеную селедку хоть три раза в день, у нас иные закуски в почете. Попробуем просто понять, с чего столько… спецэффектов.

Вооружённые силы Швеции наконец-то получили в своё распоряжение первый боевой многоцелевой истребитель Saab Gripen E.


Первый из 60 новых самолётов знаменует собой важный этап в модернизации ВВС Швеции, которые меняют свою конфигурацию, чтобы лучше противостоять возрождающейся угрозе со стороны России.

А, вот оно как. Немного поспешил, да? Угрозы нет, она только возрождается. Но как возродится – вот тут у шведов все 60 самолетов должны быть наготове, и тогда угрозе кирдык, если не сказать хуже.

На авиабазе Сотенэс на юге центральной части Швеции приземлился первый истребитель Gripen E для ВВС Швеции. Здесь базируется 7-й авиаполк, или Скараборгское авиакрыло, которое станет первым действующим подразделением Gripen E. На церемонии передачи в Сотенэсе присутствовали представители Министерства обороны Швеции, Вооруженных сил Швеции, Шведского управления материально-технического обеспечения (FMV) и компании Saab.

Это издание Forsvarsmakten, аналог нашей «Красной звезды».


Микаэль Гранхольм из FMV, министр обороны Пол Йонсон, главнокомандующий Вооружёнными силами Швеции Микаэль Классон, командующий ВВС Швеции Йонас Викман и командир эскадрильи «Скараборг» Маттиас Оттис

Это знаменательный день, который знаменует собой начало новой главы в истории шведской авиации, — сказал командир эскадрильи Skaraborg Маттиас Оттис. — Эскадрилья F 7 Skaraborg — центр разработки шведских истребителей, мы прокладываем путь в будущее. Мы готовы, мы воодушевлены, и теперь мы беремся за дело.

Это важная веха в развитии шведской обороны. Это результат долгосрочного сотрудничества и тесной кооперации между Вооружёнными силами Швеции, Министерством обороны и шведской промышленностью. Gripen E укрепляет наш национальный оборонный потенциал, позволяя нам противостоять будущим угрозам вместе с нашими союзниками, — добавил Микаэль Классон, главнокомандующий Вооружёнными силами Швеции.

Хочется сказать: молодцы, сподобились. И тоненьким голоском в стиле Чебурашки из советского мультфильма прокричать: «Мы строили-строили и, наконец, построили! Ура!!!»

Почему? Ну, потому что Gripen E уже находится в эксплуатации в Бразилии. Давно.


Тендер играли с 2001 по 2013 годы (почти как в Индии), в итоге шведский истребитель выиграл, но там «всё сложно». 16 самолетов у ВВС Бразилии есть, как там дальше будет – важнее, что они есть. Первый Gripen для Бразилии был отправлен из Швеции в Южную Америку морским путём и прибыл туда в сентябре 2020 года, 20 самолетов будут шведской сборки, остальные – бразильской. Всего по условиям тендера было заказано 36 самолетов с опционом до сотни.

В отличие от Швеции, Бразилия хочет и двухместный вариант самолёта — Gripen F.


Возвращение Gripen E в Швецию рассматривается как краеугольный камень в изменении оборонной политики страны, в которой вновь уделяется внимание истребительному флоту в связи с дальнейшим ухудшением ситуации в сфере региональной безопасности, в том числе из-за «растущей агрессивности России».


Пара шведских испытательных самолётов Gripen E

Помимо вступления в НАТО, для своей безопасности Швеция решила сохранить старый парк Gripen C/D наряду с истребителями нового поколения Gripen E. Это очень непростой шаг, поскольку он автоматически несет за собой заметные перемены для ВВС Швеции. Дело вот в чем: при переходе от Saab Viggen времён холодной войны к Gripen первых моделей, ВВС Швеции решили использовать только один тип истребителей для выполнения всех задач. Использование Gripen E параллельно с Gripen C/D, помимо обычного перехода, меняет ситуацию на противоположную.


Gripen C

Несмотря на внешнее сходство, Gripen E считается совершенно новым типом самолёта. Это справедливо, это правильно: сравнивать Gripen С и Gripen Е так же уместно, как Су-27 и Су-35. Да, похожи, но суть различна. А Gripen Е еще и по размерам потолще предка будет изрядно.

Если говорить об основных характеристиках, то Gripen E обладает большей дальностью полета и может нести более тяжелый груз, чем его предшественник. Самолет немного больше, чем модель C, его длина составляет более 15 метров, что на метр с лишним больше, а усиленный фюзеляж вмещает примерно на 30% больше топлива. Самолет также оснащен увеличенными воздухозаборниками, более мощным двигателем General Electric F414, который дает возможность бесфорсажного полета на сверхзвуке и довольно экономичен. Вообще ЛТХ у Gripen E весьма приличные.

Вооружение — на 10 узлах подвески. На этих 10 узлах можно разместить до четырёх противокорабельных ракет Saab RBS 15 Mk2, до девяти ракет класса «воздух-воздух» или 16 бомб малого диаметра, но за счёт внешнего топливного бака. В целом не бог весть что, особенно ПКР, возраст которых уверенно так перешагнул за полтинник, но лучше, чем у Gripen C/D. В целом с набором вооружений у Gripen E всё довольно сбалансированно, но по качеству никак не на высшем уровне. Британо-франко-германо-американские ракеты, набор весьма разношерстный. Эффективность под вопросом, там есть как откровенный мусор типа французской MICA, так и хорошо себя показавшие IRIS-T.


В конечном счёте Gripen E возьмёт на себя задачи, которые в настоящее время выполняет Gripen C/D, но, по словам представителей ВВС Швеции, эти два самолёта будут служить вместе «относительно долгое время».

Это логично, это нормально. Ну действительно, не будут же военные из не самой богатой страны просто так выбрасывать самолеты, надо их использовать не то чтобы до состояния полного изнеможения, но выработать ресурс – это святое. Тут как ни крути, а сотню Gripen C и D быстро заместить не получится. Сотня самолетов – это много.

Кроме того, чтобы наклепать сотню Gripen E, нужно весьма много времени. Уж если сами шведы признают, что машина практически иная, чем предыдущая модель, то не стоит ожидать от SAAB коммунистических темпов строительства.


Gripen E с четырьмя противокорабельными ракетами RBS 15. Saab

Это совершенно новая система, созданная с учётом будущих требований к живучести, дальности действия, датчикам и совместимости. Это результат шведских инженерных разработок и инноваций, в которых особое внимание уделяется эффективности эксплуатации.

«Под капотом» Gripen E также существенно отличается от других. Среди новых функций — датчики, в том числе радар с активной фазированной антенной решеткой (AESA), система инфракрасного поиска и слежения (IRST). Также обновлена система связи и усовершенствована система самозащиты от радиоэлектронного противодействия.


Система IRST в Gripen E расположена перед лобовым стеклом

Всё это некоторым образом свидетельствует о том, что Gripen E предназначен для работы в условиях иной обстановки, чем Gripen C/D. Шведские ВВС ясно дали это понять:

Вооружённым силам Швеции необходимо было найти способ действовать в так называемой «неблагоприятной обстановке», то есть в зоне, которую они не контролируют, — объясняет ВВС. — В прошлом можно было взлетать и приземляться в контролируемой среде. Сегодня, как только самолёт взлетает, мы оказываемся в неопределённой обстановке, поэтому возникла необходимость в разработке новой, более эффективной системы истребительной авиации.

Если перевести всё это в привычные нашим мозгам термины, то шведские тактики считают, что российские ВКС устроят ВВС Швеции зону 2A/AD и все прелести, с ней связанные, непосредственно на территории Швеции и в ее воздушном пространстве. Это неплохо, такая паранойя вполне полезна, поскольку не сильно напрягает бюджет страны и позволяет готовиться к неминуемому вторжению нереально долго.

Действительно, если сотня старых Gripen C/D не в состоянии отразить российскую агрессию, значит что? Значит, надо как можно быстрее сделать им в помощь 60 новых Gripen E. И продолжать, продолжать делать новые Gripen E, так как старые будут понемногу уходить по мере выработки ресурса.

Главное — успеть подготовить необходимое количество самолетов, потому что «русская угроза» — это, скажем, сотня Су-35. Будет интересно измерить «сушки» в «грифонах», этим мы обязательно займемся. Но то, что 100 Gripen C/D против 100 Су-35 — это «маловато будет», ясно как белый день.

Но чем хороша «растущая угроза со стороны России» — она во времени совершенно не ограничена и не имеет конкретики, а потому можно спокойно готовиться.


Шведский испытательный самолёт Gripen E

Ещё одним отражением всё более напряжённой обстановки, в которой, как ожидается, будут сражаться ВВС Швеции, является то, что на Gripen E устанавливается блок с искусственным интеллектом (ИИ), который может вести автономный воздушный бой за пределами прямой видимости. Подробнее это нововведение мы разберем в следующей статье, посвященной «Грифону» следующего поколения.

Идея, надо сказать, не то чтобы странная, можно сказать, что она направлена на то, чтобы значительно меньшие по численности военно-воздушные силы (ВВС Швеции) могли противостоять потенциальной крупномасштабной воздушной атаке со стороны России. В таком случае ИИ может сыграть решающую роль, помогая отряду «Грипенов», вооружённых, например, ракетами класса «воздух-воздух» «Метеор», определять приоритетность многочисленных приближающихся угроз и находить оптимальные решения для борьбы с ними.

В настоящее время проводятся испытания ракет для Gripen E, предназначенных для ведения воздушного боя на больших расстояниях.


Gripen E под управлением блока ИИ Centaur

Вся проблема у шведов в том, что теоретические модели могут просто разбиться о те наработки, которые уже сделаны российскими летчиками в ходе СВО. И отнюдь не потому, что шведы такие дураки, ни в коем случае. Они создают вполне приличную технику, которую в мире охотно покупают.

Здесь дело в том, что шведы… слишком высокоорганизованы в плане обороны. И иногда это приносит странные плоды, типа Strv-103.


Неординарный подход — это вообще можно сказать про многие шведские изобретения. Тот же Saab 37 Viggen, знаете ли.

Но мы не о старом, мы о новом.

Говорят (в Швеции), что Gripen E имеет некоторые общие черты с Gripen C/D, особенно в плане лётных характеристик.

Шведские военно-воздушные силы описывают новый самолёт как «такой же простой в управлении и манёвренный», как Gripen C/D, и говорят, что пилоты, прошедшие обучение на более ранних моделях, «будут чувствовать себя в E как дома». Это особенно важно, учитывая, что Швеция не будет закупать двухместные версии нового самолёта, что упростило бы процесс обучения. Но шведы не ищут легких путей, в отличие от других покупателей.

Хотя первый Gripen E только-только был отправлен в ВВС страны, Швеция уже начинает планировать дальнейшие действия. В заявлении по поводу ввода в эксплуатацию нового истребителя министр обороны Швеции Пол Йонсон сказал: «Параллельно с вводом в эксплуатацию Gripen E ведутся исследования для подготовки к выпуску истребителей следующего поколения».

И это совершенно так: управление материально-технического обеспечения обороны Швеции (FMV) недавно заключило с компанией Saab контракт на сумму около 276 миллионов долларов, который будет действовать с 2025 по 2027 год. Помимо FMV, Saab будет сотрудничать с Вооружёнными силами Швеции, Шведским агентством оборонных исследований, GKN Aerospace и другими отраслевыми партнёрами. В общем, «все на борьбу с угрозой!»


Изображение сверхзвуковой беспилотной платформы серии F, разработанной компанией Saab

Это пока что еще один участник «Войны картинок шестого поколения», на данном этапе совершенно неясно, как будет выглядеть будущая боевая воздушная «экосистема» ВВС Швеции и как в ней будут сочетаться пилотируемые и беспилотные летательные аппараты — или же это будет полностью беспилотный боевой флот. Но 276 миллионов долларов — это 276 миллионов долларов, а учитывая, как в Швеции дело обстоит с воровством, можно быть уверенными, что какая-то штуковина на свет божий появится и даже полетит.

Но поскольку Gripen E только поступает на вооружение, вполне логично, что в будущем он будет использоваться в паре с малозаметными беспилотниками. Всё возможно.

Тем временем компания Saab и правительство Швеции надеются, что принятие Gripen E на вооружение ВВС Швеции послужит трамплином для получения новых экспортных заказов. После того как Бразилия присоединилась к программе в качестве партнёра, прошло много времени, прежде чем появились новые заказы, и Gripen E/F не раз проигрывал F-35. Однако совсем недавно Gripen E был заказан Таиландом, который уже эксплуатирует Gripen C/D, и выбран в качестве следующего истребителя для ВВС Колумбии.


Истребитель Gripen D Королевских ВВС Таиланда и радиолокационный самолёт Saab 340 Erieye.

Gripen также неоднократно упоминался в связи с возможной передачей Украине. Сообщается, что эта тема обсуждалась между Владимиром Зеленским и премьер-министром Швеции Ульфом Кристерссоном в начале этого месяца.

В долгосрочной перспективе Швеция планирует к 2030 году иметь 120 самолётов Gripen, половина из которых будет модификации E. Таким образом, Украине потенциально могут быть доступны около 37 моделей Gripen C/D, но их количество, скорее всего, будет несколько меньше из-за износа планера и других факторов, главным из которых станет актуальность «Грифонов» для Украины в связи с наличием самой Украины.

Долгосрочное будущее Швеции как разработчика и производителя пилотируемых боевых самолётов далеко не безоблачно. Да, Швеция – одна из немногих стран мира, которая использует в большинстве оружие собственного производства (Финляндия и Германия помогают где-то на 20%), но риски «надорваться» есть.

Но в то же время начало поставок Gripen Е в ВВС Швеции говорит о том, что страна будет идти в ногу со временем и даже начинает готовиться к принятию на вооружение боевых самолётов следующего поколения. То есть ситуация такая, что оружие против российской агрессии у Швеции теперь есть, вопрос в том, когда будет эта агрессия и сколько шведы смогут наклепать этого оружия.

И главный вопрос: а если миллиарды долларов будут потрачены, а Россия агрессию не начнет? Что тогда?

Но об этом, равно как и о сценарии возможного противостояния ВВС Швеции и России с точки зрения аналитиков НАТО, — в продолжении, которое последует.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    25 октября 2025 04:27
    Вроде и достаточно много информации, но и сарказма не меньше.
    Бразилия покупает у Швеции, а не у стран, входящих в БРИКС. И над кем посмеиваться?
    Швеция производит вооружение, шведские политики это обосновывают возможной агрессией России. Нам что то мешало готовиться к агрессии Швеции, или ЕС, и продавать вооружение в Италию, Испанию, Ирландию, Румынию?
    И, наверное, ВПК во многих странах является не просто воплощением идей ястребов войны, но и воплощением идей ястребов экономического роста страны.
    1. +1
      25 октября 2025 04:44
      Вы на самом деле не понимаете почему Россия не продавала вооруженте в такие страны НАТО как испания, Италия, Ирландия и Румыния?
      И почему именно эти страны вы включили в список ?
      1. +2
        25 октября 2025 15:57
        А разве эти страны НАТО высказывали когда - нибудь ,хоть малейший намёк на закупку российского оружия?
      2. 0
        25 октября 2025 19:03
        Цитата: Штааль
        в такие страны НАТО как испания, Италия, Ирландия и Румыния?

        и в Турцию?
      3. -1
        25 октября 2025 23:22
        потому что страны ес используют на натовский стандарт вооружений (nato affiliated) а россия свой собственый(овдшный) россия рада бы была продать свои самолеты (если мы забываем про украину и санкции) да приходится ограничиваться потенциальными рынками сербии и кипра (беларусию в расчет не берем)
        обратимся ко всему впк и ко всему миру (с учетом украины и санкций) сейчас телретически возможны поставки в венесуэллу, иран, кндр, страны африки в виде какой нибудь цар - то есть страны у которых есть только 2 варианта китай(который может не продать из за боязни санкций) и рф
        из потенциальных клиентов безусловно есть китай и индия которые могут купить лицензии (но сделают они это если им прям сильно приспичит потому что у китая национальная гордость а индия вприндцепи серьезно воевать нискем не собирается поэтому вооруженные силы позволяют политике диктовать зоопарк тихники)
    2. +2
      25 октября 2025 10:50
      Бразилия купила грипены потому, что шведы дали скидку и половину заказа согласились произвести на месте с частичной передачей технологий. Разумная идея. Для шведов 36 бортов - рекордный заказ в их истории, который вряд ли будет повторен. Но и насчет опциона, думаю, мечтать не стоит - самолет дорогой в эксплуатации, особо не полетаешь. Безусловно, для шведов эта сделка - супер успех , а вот насчет Бразилии - тут только практика покажет. Однако, в отличии от России, Индии, Китая и ряда других стран, ВВС которых реально воюют или близко к этому, ВВС Бразилии воевать не с кем и тратить столько денег на дорогие игрушки - из разряда хотелок «мне тоже надо». Их деньги - их право
      1. +2
        25 октября 2025 16:07
        Стоимость эксплуатации Saab GRIPEN( $ 4500 } дешевле чем у СУ 27.,правда СУ 27 старый самолет и поддерживать его в летном состояние недешево.
        1. -1
          Вчера, 17:01
          Цитата: вадим dok
          Стоимость эксплуатации Saab GRIPEN( $ 4500 } дешевле чем у СУ 27.

          И в чём удивление ? В том что эксплуатация ТЯЖЕЛОГО двухдвигательного истребителя дороже очень лёгкого ? По секрету - F-18 тоже лёгкий истребитель , но у него два таких двигателя как у "Гриппена" .
    3. +1
      25 октября 2025 20:41
      Эк Вас плющит. Страны НАТО могут покупать только оружие производимое в НАТО. Ну, а у Бразилии кто откат больше дал у того и покупают. Та же хохма с Индией.
      1. 0
        Вчера, 05:24
        Турция и Греция закупали российское/советское вооружение.
        Не страна НАТО, но тоже по другую сторону-Южная Корея закупали танки.
  2. +4
    25 октября 2025 04:50
    /И главный вопрос: а если миллиарды долларов будут потрачены, а Россия агрессию не начнет? Что тогда?/
    - а тогда ничего, ВПК швеции хорошо заработает на страхе перед Россией, как это работает в швеции хорошо видно из истории с подводными лодками, которые атаковали несчастную страну после " шведского комсомольца " в начале 80х.
    Это сработало и в этот раз, и будет работать постоянно потому что независимые СМИ будут поддерживать уровень страха на нужном уровне, а платить сми будет тот же самый ВПК, которые кровно заинтересован в таком положении вещей.
    1. 0
      25 октября 2025 10:56
      ...независимые СМИ будут поддерживать уровень страха на нужном уровне...

      Нетаньяху 30 лет повторял, что нужно остановить Иран, который через неделю, максимум - через месяц получит ЯО, и это, наконец, сработало.
    2. +1
      25 октября 2025 13:54
      Да,неплохо заработае.Тот же "Лучник"показал себя с хорошей стороны на СВО.
    3. 0
      25 октября 2025 20:42
      При распиле бюджета главное сам распил. Кого интересует понадобится оружие или нет?
      1. -1
        25 октября 2025 23:31
        ну распил есть ,деньги уплоченые в стране остались, оружоё получето все в плюсе никого не обедели
  3. 0
    25 октября 2025 04:54
    /оружие против российской агрессии у Швеции теперь есть, вопрос в том, когда будет эта агрессия и сколько шведы смогут наклепать этого оружия./
    Думается что вопрос только в тех деньгах, которые необходимо выкачать из бюджета швеции на все эти корабли - самолёты, и чем больше, тем лучше.
  4. -2
    25 октября 2025 04:54
    Цитата: Штааль
    Вы на самом деле не понимаете почему Россия не продавала вооруженте в такие страны НАТО как испания, Италия, Ирландия и Румыния?
    И почему именно эти страны вы включили в список ?


    Да. Не понимаю, почему Бразилии продает Швеция, а Испании не продает Россия.
    А список стран... Спрашивать про Англию, Францию, Германию, Польшу... Ну эти то страны и свой сильный ВПК имеют, и исторически слишком часто мы с ними противостояли. И за территории, и идеологически.
  5. +1
    25 октября 2025 05:08
    Цитата: Штааль
    /И главный вопрос: а если миллиарды долларов будут потрачены, а Россия агрессию не начнет? Что тогда?/
    - а тогда ничего, ВПК швеции хорошо заработает на страхе перед Россией, как это работает в швеции хорошо видно из истории с подводными лодками, которые атаковали несчастную страну после " шведского комсомольца " в начале 80х.
    Это сработало и в этот раз, и будет работать постоянно потому что независимые СМИ будут поддерживать уровень страха на нужном уровне, а платить сми будет тот же самый ВПК, которые кровно заинтересован в таком положении вещей.


    Согласен с Вами!
    Что нам то мешает заработать на страхах других стран? Не нам лично, а нашей стране.
    Вы помните, почему когда то в нашей стране покупали СААБы? "Они самолёты делают. Значит машины точно надежные."
    А у нас не производили ни СУ-2112, ни Т-412, ни МИГ-07-Калина.
    Богохульство? Возможно. А нашей стране деньги не нужны? Адепты нашей страны в других странах не нужны? Узнаваемость и произносимость о нашей стране через бытовые разговоры на испанском, португальском и других языках не нужны?
  6. +2
    25 октября 2025 05:14
    Неординарный подход - это вообще можно сказать про многие шведские изобретения.

    Учитывая самобытность и неординарность шведов практически во всем им по идее вообще не место ни в ЕС, ни в НАТО. Если они в свое время не сделали бы глупость запустив кучу паразитов мигрантов и сохранили бы свой экономический и военно политический нейтралитет Швеция была бы не страной а сказкой. По идее такое можно было бы сказать про Финляндию, но с ней не так все однозначно.
    1. -1
      25 октября 2025 15:09
      такое можно было бы сказать про Финляндию, но с ней не так все однозначно
      - как и со Швецией, которая и до появления в ней мигрантов была сказкой, но не для всех шведов.
      1. -1
        25 октября 2025 19:07
        Цитата: Reklastik
        - как и со Швецией, которая и до появления в ней мигрантов была сказкой, но не для всех шведов.

        у тех, кто готов работать, а не на пособие жить нормальная страна, да и сейчас заметно получше многих, по уровню жизни..
  7. 0
    25 октября 2025 05:50
    Цитата: AK-1945
    Швеция была бы не страной а сказкой
    Она и так страна-сказка, но только для прибывших туда мигрантов из диких стран, чего нельзя сказать про коренных шведах...
  8. +1
    25 октября 2025 05:57
    гражданская техника , что у немцев что у шведов , славилась издавна . Можно предположить , что и этот военный самолёт у шведов получился качественный . Что касается военной промышленности и её загрузки заказами , то в нищей после ПМВ Германии Гитлер всех накормил , обул и одел только тогда , когда возродил военную промышленность и загрузил её заказами на военную технику . Другое дело , что эта Швеция не была голодной и до её вступления в НАТО и до её русофобской диареи , но вот захотелось ей реванша и за Полтаву и за Гангут , и за Нарву и за Дерпт , и за Великую Северную войну, и за Орешек и за Ниенштанц, за Неву ...Немцы сейчас хотят реванша за Чудское озеро и за Сталинград с Курском , за Берлин и за Нюрнберг , французы хотят реванша за Березину , турки тоже втихаря хотят реванша за Крым и за Очаков , за Шипку и за Чесму , японцы сейчас хотят реванша за Сахалин и Курилы , за Халхин-Гол . Вот что значить вовремя их всех в прошлом не добить до конца . Сначала они гражданскую технику качественную сделают , потом уже военную и ... опять айда на Россию грабить , убивать , порабощать. Да и вовсе их итоговая задача из покон веков по нынешний день , есть уничтожить Россию полностью. Вот что значить для России , вовремя России не добить врага .
  9. -1
    25 октября 2025 06:23
    У шведиков пока ещё современный ВПК и разумные траты на оборону. Ещё не все оборонные деньги успели растратить на поддержку разномастных сексменьшинств и мигрантов)))
    1. 0
      25 октября 2025 16:12
      ПРОДАВАЯ изделия ВПК Швеция поддерживает свою промышленность и неплохо зарабатывает.
  10. -4
    25 октября 2025 10:04
    Истребитель «Гриппен» аналог F-16, пусть и с современной электроникой, слабее наших Су-35 и Су-57. Как, показали боевые действия на «территории украина», авиация ведет бои на дальних расстояниях, не вступая в визуальный контакт и ЗРК С-300, 350 ,400 никто не отменял, плюс другие на различных эшелонах ПВО.
    1. +1
      25 октября 2025 16:17
      Скажите пожалуйста,где проходил конкурс ,на котором было сказано ,что СУ 35 и СУ 57 показали себя лучше чем Gripen или F 16 последних модификаций?Или Вы ориентируетесь только на ТТХ производителей?Почему то ни один СУ35 иранских ВВС не поднялся в воздух и не сразился с F 35 Израиля.
      1. 0
        Вчера, 17:08
        Цитата: вадим dok
        Почему то ни один СУ35 иранских ВВС не поднялся в воздух и не сразился с F 35 Израиля.

        Может потому что самолёты ЦАХАЛ на территорию Ирана не залетали ?
        Цитата: вадим dok
        ,где проходил конкурс ,на котором было сказано ,что СУ 35 и СУ 57 показали себя лучше чем Gripen или F 16

        Стараемся быть оригинальным ?
  11. -2
    25 октября 2025 10:11
    Многоцелевой истребитель Gripen E поступил на вооружение ВВС Швеции, которые продолжают укреплять свой потенциал для противостояния потенциальной российской агрессии.

    Если вглядеться в Историю, то все те страны, что вопят об "агрессии" России, в своё время получали от неё по зубам и по рогам, когда вторгались на её территорию.
    Сейчас эти "обиженки" хотят создать коалицию, и уже не в первый раз, чтобы опять табором на нас напасть.
    Видимо "лишние" зубы и рога им мешают тихо и мирно сосуществовать, торговать и взаимно путишествовать. Соскучились по зуботычинам и оплеухам? Пора в "чувство" приводить?
  12. +4
    25 октября 2025 11:17
    JAS-39E/F на сегодня лучший истребитель Европы, не смотря на то что это как говориться "легче не бывает". В смысле легче могут быть разве что сверхзвуковые УБС (как пример Hongdu JL-10, KAI FA-50) c БРЛС и определёнными "истребительными" возможностями.

    Лишь модернизированные Eurofighter Typhoon, после получения БРЛС последними БРЛС Captor-E ECRS Mk.1 и Captor-E ECRS Mk.2 использующими в конструкции АФАР усилители на GaN МИС превзойдут сегодняшние JAS-39E и JAS-39F по своему боевому потенциалу в воздушном бою.

    При условии доведенности БРЭО до полностью работоспособного состояния истребители JAS-39E/F с ракетами Meteor - крайне опасные противники для любых истребителей обычной заметности поколения 4++. Даже для Су-30СМ2 и Су-35С.
    1. 0
      25 октября 2025 20:59
      Он не лучший. Легкий истребитель никогда не будет реальным противником тяжелого, законы физики не обойдешь. Легкие истребители это для нищебродов, решивших сэкономить, ну или для войны с очень слабыми противниками, ну или в качестве платформы для пуска ракет воздух-земля с больших дальностей. При встрече с Су35 JAS-39E/F скорее получит ракету до того как сможет приблизится на дальность реального применения Метеора (60 км), если вообще успеет увидеть что то.
      1. -1
        25 октября 2025 22:37
        Цитата: Виктор Сергеев
        Он не лучший

        Может быть какими то цифрами и фактами аргументируете это Ваше мнение?
        Легкий истребитель никогда не будет реальным противником тяжелого, законы физики не обойдешь.

        БРЛС Raven ES-05A легкого истребителя JAS-39E/E имеет массу 215 кг. Для сравнения, БРЛС AN/APG-81 истребителей F-35A/B/C висит менее 220 кг. БРЛС EL/M-2032 лёгкого истребителя KAI FA-50 не более 100 кг. БРЛС KJL-7 лёгкого истребителя JF-17 ~120 кг.

        И так, по массе БРЛС JAS-39E/F совсем НЕ лёгкий истребитель.

        По каким параметрам JAS-39E/F на Ваш взгляд лёгкий истребитель, который "никогда не будет реальным противником тяжелого"?

        По взлётной массе самолёта? И как же на Ваш взгляд взлётная масса JAS-39E/F влияет на его боевую эффективность этого истребителя в дальнем ракетном воздушном бою если, как я выше отметил, БРЛС с АФАР у JAS-39E/F уровня БРЛС AN/APG-81 истребителя F-35, а ракет "воздух-воздух" большой дальности Meteor на JAS-39E/F можно подвесить до семи штук?

        Перегоночная дальность JAS-39E с тремя ПТБ 4000 км. Перегоночная дальность Rafale с тремя ПТБ 3700 км. Перегоночная дальность Typhoon с тремя ПТБ - 3790 км. Перегоночная дальность F-15EX с тремя ПТБ - 3900 км.
        При встрече с Су35 JAS-39E/F скорее получит ракету до того как сможет приблизится на дальность реального применения Метеора (60 км), если вообще успеет увидеть что то.

        У нас ракету MBDA Meteor числят ракетой "воздух-воздух" большой дальности, следовательно считают что максимальная дальность пуска этой ракеты >200 км.

        P.S. Тут недавно индийские товарищи считали что дальность применения ракеты PL-15E не более 145 км, а лёгкий истребитель J-10CE не конкурент среднему истребителю Rafale. Сильно ошиблись.
        1. 0
          Сегодня, 01:51
          Цитата: АлександрА
          БРЛС с АФАР у JAS-39E/F уровня БРЛС AN/APG-81 истребителя F-35

          Нет, не уровня 81-ой. Об этом написано у Леонардо.
          1. 0
            Сегодня, 11:55
            Цитата: Комета_1
            Нет, не уровня 81-ой. Об этом написано у Леонардо.

            Процитируйте написанное "у Леонардо" позволяющее Вам заявить что БРЛС Raven ES-05 "не уровня" БРЛС AN/APG-81.

            Хотя может быть Вы хотели написать что БРЛС Raven ES-05 выше уровнем чем БРЛС AN/APG-81? По параметру зоны обзора БРЛС, безусловно выше:

            https://electronics.leonardo.com/en/products/raven-1

            "Raven ES-05 — это высокопроизводительный радар с АФАР, разработанный для многоцелевого истребителя Saab Gripen NG, разработанный на основе более чем 60-летнего опыта разработки радаров управления огнём. Raven ES-05 был разработан в тесном сотрудничестве с Saab.

            Raven ES-05 оснащён инновационной антенной с АФАР, которая может вращаться и поворачиваться, обеспечивая полный угол обзора ±100°, что обеспечивает максимальную ситуационную осведомлённость и живучесть платформы. Широкий угол обзора (WFoR) позволяет самолёту отворачивать после пуска ракеты, сохраняя при этом связь с ней. Высоконадёжная технология приёмо-передающего модуля с АФАР, используемая в Raven ES-05, значительно повышает эксплуатационную готовность системы, что приводит к снижению стоимости жизненного цикла."


            В отличие от неподвижной АФАР БРЛС AN/APG-81 поворотная АФАР БРЛС Raven ES-05 в дуэльной ситуации позволяет после пуска УРВВ совершить отворот на ортогональный по отношению к самолёту цели курс с сохранением самолёта цели в зоне обзора БРЛС:

            https://patents.google.com/patent/RU39567U1/ru

            "Система управления траекторией полета самолета

            Полезная модель относится к области военной авиации. Сущность системы управления самолета после пуска управляемой ракеты заключается в том, что самолет после пуска ракеты по самолету противника отворачивают на ортогональный курс относительно траектории самолета противника. Осуществление указанного маневра позволяет избежать возможность ответного поражения самолета противником..."


            Жду Ваших пояснений. Что Вы такого интересного вычитали "у Леонардо" чтобы определится с уровнем БРЛС Raven ES-05.
  13. +1
    25 октября 2025 11:18
    Новый шведский самолёт стоит в чистом теплом Ангаре, всё как у "белых" людей, а в каких условиях эксплуатируют российские Су-30/34/35/57, как и 80-лет назад под открытым небом, на радость украинским операторам Беспилотников.
    Умышленное вредительство какое-то, на генеральские дачи деньги есть, а на ангары и укрытия для самолётов стоимостью 1,5-3 млрд. рублей денег не хватает 🤷
    1. 0
      Вчера, 17:17
      Цитата: штурм
      а в каких условиях эксплуатируют российские Су-30/34/35/57, как и 80-лет назад под открытым небом, на радость украинским операторам Беспилотников.

      Так строятся капониры , снимки спутниковые об этом публиковались . В МО новый министр , у него дача есть ... наверно . Но деньги сейчас идут по назначению . И на капониры тоже . Фото строящихся капониров были ещё около года назад , так что многое уже точно построили .
      Цитата: штурм
      на ангары и укрытия для самолётов стоимостью 1,5-3 млрд. рублей денег не хватает 🤷

      Ничё вы стоимость ангара посчитали . Для самолётом капониры нужны , хотя ангары тоже , но это уже для обслуживания и ремонта .
  14. +3
    25 октября 2025 12:01
    А , Скоморохов... тогда обсуждать особо нечего. Но фотки хорошие.
    А так: "хочешь мира, готовся к войне". общеизвестно.
    А наши СМИ долго ржали, какие страны нато безоружные, самолетов, техники, людей почти нет.... выкладывали "3000 армат ,гиперзвук, пересвет, нептун, буревесник, терминатор солцепек...."

    Теперь то их ВПК может поставить памятник из чистого золота геостратегам в полный рост, из прибылей. Но не будет, ясен пень (по идее старой книги СССР про разведчиков)
  15. +2
    25 октября 2025 12:24
    Зря Автор иронизирует. Боевые самолёты у шведов хорошие, хоть там и есть много чего лицензионного, и это стоит признать.
  16. -1
    25 октября 2025 15:16
    Карлсона почему не посчитали?! Или он к армейской авиации относится?
  17. +2
    25 октября 2025 16:27
    Ох уж эти разговоры про мигрантов, как будто у нас их 7 человек) сегодня ехал в автобусе и из можно сказать русских (я башкир) был я и бабушка с внучкой и ещё пару человек заходили
  18. 0
    25 октября 2025 18:17
    Думаю, для полноты картины к этой статье надо добавить свежайшую (за сегодня) новость из УкроСМИ, тогда всё станет ещё интереснее:
    "Украина получит 150 самолетов Gripen - Зеленский
    Грипен является частью гарантий безопасности, которые смогут защитить украинское небо на 100%, отметил президент Украины. Зеленский проинформировал, что вместе со Швецией Украина значительно увеличит свою боевую авиацию. Он подчеркнул, что это амбициозная задача, и ее нужно выполнить.
    Украина рассчитывает на 150 боевых самолетов Gripen. Первые из них должны появиться уже в следующем году. Об этом сообщил президент Владимир Зеленский в своем канале в Telegram в субботу, 25 октября."
    1. +2
      25 октября 2025 20:25
      Уточню: речь идёт не о предыдущих моделях , переданных как помощь (они считаются отдельно) , а о заказе именно модели E (150-200 шт) . Причём часть будет оплачена российскими деньгами . Автор всё ещё иронизирует ?
  19. -1
    25 октября 2025 20:39
    Как средство борьбы с самолетами противника он устарел уже лет 20 назад, самолет для бедных.
  20. 0
    25 октября 2025 22:09
    Бразилия покупает у Швеции, а не у стран, входящих в БРИКС

    Россия и Китай тогда в тендер не принимали участие, Швеция била еще неутральная, а БРИКС еще начинал формироватся.
    Шведский самолет бил самой дешевой и как покупная цена и как експлоатация и Швеция предлагала самой большой офсет. Практически все деньги от продажи они инвестировали в самой Бразилии.
  21. -1
    25 октября 2025 22:29
    И главный вопрос: а если миллиарды долларов будут потрачены, а Россия агрессию не начнет? Что тогда?
    Как - что? Никогда такого не было, и вот опять?
  22. D O
    0
    25 октября 2025 23:37
    И главный вопрос: а если миллиарды долларов будут потрачены, а Россия агрессию не начнет? Что тогда?

    Тогда агрессию начнут страны НАТО. Да просто начнут, без всяких "тогда". В пределах года.
  23. 0
    Вчера, 05:26
    Прямой конкурент Миг-35 и Су-75 он скорее, а не Су-35 и Су-57.
  24. 0
    Вчера, 17:23
    из-за износа планера
    а что это такое?
    Планер самолёта наиболее долговечен. Самолёт за время своей жизни менеят несколько двигателей, замена блоков электро-радио оборудования.
    Служил техником самолёта на МиГ-23. Двигатель меняли как по ресурсу, так и птичку поймает, у бойца шапку засосёт. Частые отказы по электрооборудованию, блок снимается, другой ставится.

    ps
    Где-то похож на МиГ-23. Если бы заменить крылья изменяемой стреловидности на просто стреловидные. Поставить новый двигатель, заменить всю электронику. Не хуже Грипена получилось бы.
  25. 0
    Сегодня, 18:25
    В Saab Gripen E не только двигатель, но практически вся авионика американская. Поэтому называть этот самолёт шведским можно только условно. Каталожная цена этого самолёта - 1 млрд. шведских крон или 100 млн. долларов. А ещё ведь надо заплатить за ракеты, обслуживание, обучение и т.д. Дорогая штучка получается.