Тактика использования украинских дронов-бомберов

9 684 27
Тактика использования украинских дронов-бомберов
Украинский Vampire, он же «Баба-Яга»


Дети рисовой культуры


Юго-Восточная Азия – это территория рисовых полей. Только в Китае ежегодно выращивается более 150 млн. тонн, в Индии – 125 млн., остальные крупные потребители производят еще 150-200 млн. тонн. Каждый, кто видел рисовые чеки, отлично понимает, насколько трудоемок процесс выращивания этой культуры. Например, для того, чтобы просто засеять семенами поля, приходится спускать из них воду и запускать тракторы. На помощь пришли сельскохозяйственные дроны, которые не только сеют, но и удобряют, обрабатывают гербицидами. Дронов нужно много, и китайская промышленность смогла поставить изделия на широкий поток, существенно снизив итоговую цену для потребителя. Кто мог догадываться, что спустя всего несколько лет агродроны превратятся в эффективное и высокоточное оружие?



При ближайшем рассмотрении конструкция типичной «Бабы-Яги» проста: многороторный коптер с 4–8 пропеллерами, диаметром рамы до 1,5 м и взлётной массой 25–30 кг. Электродвигатели (6–8 шт.) обеспечивают сравнительно бесшумный полёт на высоте 100–200 м, скорость до 80 км/ч и автономию от 20–30 мин. В связи с тем, что мультироторный БПЛА хорошо заметен днем, его используют преимущественно в темное время суток. Ключевой элемент в подобной тактике — инфракрасная камера с разрешением 640x512 пикселей, обнаруживающая цели на 120–200 м в темноте. Еще лет десять-двадцать тепловизоры были безумно дорогими игрушками, но сейчас простая FLIR-камера (forward-looking infrared — инфракрасная камера переднего обзора) стоит от 5 тысяч рублей.


Хотя для летающей техники нужны аппараты за 20-30 тысяч рублей. Но в любом случае это копейки перед боевой техникой фабричного исполнения. Эволюция войны перевернула всё с ног на голову. Раньше военные технологии обогащали гражданский сектор (ракетные технологии подняли человека в космос, например), а сейчас наоборот – мирная техника стала почти идеальным оружием. Starlink, FPV-дроны, разведчики DJI и сельскохозяйственные БПЛА. Сравнительно высокая стоимость последних – около 15-20 тысяч долларов – компенсируется большой полезной нагрузкой. Современный украинский дрон-бомбер берет на борт противотанковые мины ТМ-62, 82/120-мм артиллерийские мины, 152/155-мм снаряды, кумулятивные боеприпасы от противотанковых гранатометов и широкий спектр самодельных изделий. Надо отдельно отметить, что российские аналоги не менее успешны в боевой работе, но предметом статьи является тактика противника.


С начала конфликта мультикоптерные БПЛА претерпели серьезную эволюцию. Поначалу это были простые системы, заточенные под сброс минометных мин. Ходили они не более чем на 20 километров. Сейчас же «Баба-Яга» может забраться и на 60 километров от линии фронта. Именно «дальнобойность» стала главной целью развития мультикоптеров. Во-первых, на передней линии уже научились маскировать личный состав и технику. Во-вторых, в «серой зоне» все меньше людей, и порой «Баба-Яга» просто не может найти достойную цель.

За крупными целями приходится идти не один десяток километров. Реализуется это двумя способами. Первый – это внушительный моток оптоволокна на борту, заметно снижающий полезную нагрузку, но позволяющий уходить за горизонт и не опасаться РЭБ. Второй способ – наличие высотного ретранслятора (например, аэростата либо еще одного агродрона), позволяющего пилотировать на значительном удалении.

Кстати, о пилотировании. Украинские источники утверждают, что на подготовку оператора бомбера может уйти до 30-40 дней. Даже умение управлять «Мавиком» или FPV не гарантирует успешность взаимодействия с «Бабой-Ягой». Вокруг команды операторов собирается целая инфраструктура, очень походящая на аэродромное хозяйство: техники следят за состоянием БПЛА, оружейники и взрывотехники обеспечивают исправность и своевременность доставки «сбросов», командование обеспечивает связь с партнерами – разведкой, РЭБ, РЭР и аналитиками. Поэтому, с большой долей условности, можно заявлять о появлении нового типа армейской авиации в рядах вооруженных сил по обе стороны фронта.

Бомберы в небе


«Баба-Яга» получила своё прозвище не просто так. Машину хорошо слышно в темноте. Не вертолет, конечно, но вполне опознаваемая на слух техника. Врасплох дрон может застать только совсем безответственных бойцов. Именно поэтому противник старается маскировать боевую работу артиллерийской канонадой или даже простой стрелковой трескотнёй, если цели располагаются близко. Интересно, что первоначально противодействие выстраивали пулемётным расчётом с тепловизионным прицелом – «Баба-Яга» хорошо светится в инфракрасном спектре в ночном небе. Недостаток в позднем обнаружении цели. Нередко, если БПЛА виден в тепловизор, то он уже смог сбросить свой груз. Каждый взлёт немаленького агродрона виден системам российской радиоэлектронной разведки и РЛС, что позволяет работать на упреждение. Например, навести на «Бабу-Ягу» пару зенитных FPV или просто сбросить на машину сетку с «Мавика». Уязвимость буквально от касания пальцем ещё долго будет главной болевой точкой беспилотников.


Украинские бомберы крайне редко работают поодиночке. Рядом жужжат FPV, способные оперативнее и точнее отработать по неприоритетным целям. «Мавик» поддерживают разведывательной информацией – например, позволяет определить, где макеты, а где настоящая цель. Обычно противник применяет агродроны против российской артиллерии. FPV для этой цели маловаты, а «Мавик» максимум может отработать противопехотной гранатой и самодельным сбросом. Для хорошо скрытой гаубицы это несущественная угроза.


Разведчик-снайпер подразделения спецназа России с трофейной винтовкой UAR-10 возле сбитой украинской «Бабой-Ягой»

Агродроны из Китая давно уже не применяют на спецоперации в состоянии «из магазина». Линейка тяжелых дронов представляет собой самостоятельно изготовленные рамы (карбон, алюминий), на которые навешиваются моторы, контроллеры, системы связи, аккумуляторы и прочая оснастка. Мастерство фабрикантов в тонкой настройке готового изделия. В ближайшее время на спецоперации (по обе стороны фронта) появится широкая линейка адаптированной техники. Часть займется исключительно скрытым минированием местности, часть заточат за дальнобойную работу, часть будет доставлять много бомб на небольшие расстояния – такая потребность также имеется.

Сейчас агродроны фактически обесценили любую форму окружения. Машины по небу доставляют осажденным весь спектр имущества – воду, провизию, медикаменты, боеприпасы и оружие. Пока до эвакуации раненных по воздуху дело не дошло, но принципиальных барьеров для этого нет. По имеющейся информации, украинцы уже обкатывают эту идею на практике. Особую когорту представляют тяжелые авиаматки, которые не только несут с собой несколько FPV ради увеличения боевого радиуса применения, но занимаются минированием дорог этими же камикадзе. Такие изделия могут ждать своей цели на транспортных магистралях несколько дней подряд.


В будущем бомберы, как и все остальные дроны, будут повышать свою автономность. Возможно, это станет следствием передачи критических технологий из западного оборонного сектора. Системы автопилотирования, распознавание подстилающей поверхности, инерциальная навигация и искусственный интеллект рано или поздно соединят в одном изделии. Это позволит не просто работать на больших дистанциях, но и проводить автоматическую селекцию целей и работать по движущимся объектам.

Массовость и унификация – еще одни приоритеты во вражеском тылу. Использование единых платформ, упрощение эксплуатации и боевого применения рано или поздно состоится. Сейчас на Украине все наоборот. Компании противника выводят на рынок массу продуктов, которые уже в ходе боев доказывают свою эффективность. Или, что пока чаще, не показывают. Это типичные рыночные отношения, отбирающие лучшие решения. Но это потеря времени, которого у врага не так много. Как только они выберут «золотой стандарт» и наладят массовое производство одной-двух линеек тяжелых дронов, ВСУ впору будет организовывать новый род войск. И это риски, с которыми точно придется считаться российскому военному командованию.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    26 октября 2025 04:49
    Это даже не риски, это прямая и явная угроза, которой точно уже нужно как минимум понимать что противопоставлять.
  2. -6
    26 октября 2025 06:08
    насколько трудоемок процесс выращивания этой культуры.
    Да, очень трудоемко. Но дело не в этом. Рис, это культура для бедных стран. Высокая урожайность обусловлена широким применением человеческих фекалий. Пахнут рисовые чеки неописуемо) А крестьяне бродят днями по сортирной яме со всеми ее прелестями. Видимо забогатели китайцы, раз крестьяне уже могут массово отказываться от такойц работы.
    По теме- я не понимаю, почему не делают эффективную противодроновую оборону, это же легко. Но догадываюсь....
    1. +2
      26 октября 2025 09:39
      Михаил, а что тут догадываться? Достаточно обратить внимание к методике решения проблемы? За "бугром"(ЕС, США, Китай) создают и принимают на вооружение своих армий дешевые и массовые системы для борьбы именно с БПЛА, у нас же "эффективные" менеджеры "Ростеха" повышают экспортный потенциал "Панциря", который и изначально то дешевым, а соответственно массовым не был. Вывод простой - за "бугром" серьезно озабочены защитой от дронов, у нас эту проблему спихнули на кустарей "Кулибиных".
      1. +1
        28 октября 2025 12:47
        Цитата: жучок120560
        повышают экспортный потенциал "Панциря", который и изначально то дешевым, а соответственно массовым не был

        панцирь стал в разы дешевле, чем предыдущие поколения ЗРК.
        но когда его разрабатывали, такой проблемы с дронами не было
        после войны Армении появилась недорогая ракета против высотных БПЛА аля байрактар.
        Не знаю насчет текущего комплекта, но ваши упреки не совсем комплиментарны конкретно тут.
        Сейчас десятки, если не сотни панцирей защищают от тяжелых БПЛА, летящих по НПЗ и другим объектам и это вполне соответствующая для них цель. В Сирии панцири по БПЛА буквально расходовали свой БК в ноль.
        А насчет фпв и других тактических вариантов - эта тема не описывает всё.
        1. -2
          28 октября 2025 15:53
          multicaat, а я в действительности очень далек от восхваления деятельности "эффективных" менеджеров от "Ростеха" и ВПК (это к значению слова "комплиментарный"). Если же предположить, что вы ошиблись и хотели написать "компетентный", то хочу заметить - ситуация с средствами ПВО для борьбы с дронами настолько проста, что для того чтобы понять что необходимо не нужно быть "крутым" специалистом. Достаточно примеров по всему миру. Нужно просто интересоваться темой, читать(даже открытые источники) и самостоятельно думать(конечно если есть чем).
          1. 0
            28 октября 2025 16:16
            Цитата: жучок120560
            ситуация с средствами ПВО для борьбы с дронами настолько проста

            я бы так не говорил. Скорее система предупреждений об атаках дронов проста и то против оптики не работает, а вот всё остальное чертовски сложно.
            1. 0
              28 октября 2025 16:44
              multicaat, а можно поподробней в чем же вы конкретно видите "чертовски сложные" вопросы? Что - же по вашему не учли создатели на пример роботизированной установки "Bullfrog" из американской компания ACS которая предназначена именно для отстрела БПЛА. "Bullfrog" - малогабаритная установка массой около 180 кг., имеющая электронно-оптический датчик кругового обзора и компьютер с ИИ для поиска и наведения на цель. Система рассчитывает все поправки самостоятельно — от оператора нужно только нажать на кнопку, чтобы подтвердить намерение выстрела. Хотя, по словам создателей, человек для работы установки вовсе не нужен. Из- за своей малой массы установка может монтироваться практически на любой платформе. Как вы понимаете электронике глубоко "фиолетово" какой системе оружия давать команду на открытие огня. О том, что данные системы более дешевые и менее заметные чем работающие РЛС, даже писать не хочется. Именно по этому пути сегодня идут все, и немцы и китайцы. Все кроме нашего "Ростеха".
              1. 0
                28 октября 2025 16:56
                Цитата: жучок120560
                Все кроме нашего "Ростеха".

                посмотрите на пимпочку перед кабиной су-27, которая там уже торчит больше 30 лет
                1. -1
                  28 октября 2025 18:25
                  multicaat, а вы про "пимпочку перед кабиной су-27" к чему? Поверьте я не хуже вас знаю как выглядят электронно-оптические станции и скажу вам под "большим секретом" подобная станция является основой СУО модуля вооружения "Деривации ПВО", выпуск которой ну ни как не осилит наш "высокоэффективный Ростех". Я же как раз и говорю о том, что уже только своей "гениальностью" в плане не запуска в массовое производство систем ПВО на основе электронно-оптических систем наведения, все эти "эффективные" менеджеры от "Ростеха" и ВПК достойны повторения судьбы маршала Кулика.
                  1. 0
                    29 октября 2025 08:50
                    Цитата: жучок120560
                    все эти "эффективные" менеджеры от "Ростеха" и ВПК

                    я работал и работаю в ВПК. Не во всем нужно винить чиновников и производственников. Сами военные часто как бараны блеют и не могут сказать, что им нужно. Нужно что-то вроде штатовской DARPА, которые будут жестко настаивать, что и как нужно делать, обозначать перспективы развития. Сейчас же и военные и ВПК из-за вакуума воли занимаются огромными распилами.
                    Я не раз был на комиссиях, где звучало - ну сделайте нам что-нибудь такое, как вы умеете. Вот такое ТЗ на вооружение армии.
                    Я уж молчу про откровенный трэшняк, который происходил, к примеру, с принятием на вооружение автоматов, с производством пулеметов. Я считаю, что в армии сейчас вообще нет ни одного нормального пистолета и поставляется весьма посредственная штурмовая винтовка. Только у спецуры в гомеопатическом количестве что-то есть. И в этом виноват точно не один ВПК.
                    1. 0
                      29 октября 2025 09:06
                      multicaat, вы не совсем правильно понимаете смысл словосочетания "эффективные" менеджеры от "Ростеха" и ВПК". Оно не имеет ни какого отношения к специалистам, честно работающим в этих структурах. Это исключительно те, кто став для власти "своими" получили от нее "должность на кормление".
                      1. 0
                        29 октября 2025 09:13
                        Цитата: жучок120560
                        Это исключительно те, кто став для власти "своими" получили от нее "должность на кормление".

                        Я лично знаю пару таких людей, которые делают ну скажем не совсем то, что нужно армии и стране. Но при этом при наличии элементарной воли и компетентности поставить вменяемую задачу от гос.структур они будут делать что-то полезное - им без разницы. Повторю - не вся вина лежит на менеджерах ВПК. При вынужденной монополизации множества ниш производства необходима радикально более адекватная позиция государства к госзаказу, которой тупо нет. Вы даже не представляете, как трудно просто сделать что-то качественное для армии, потому что в тендерах на закупки нужно обосновывать КАЖДУЮ покупку дороже минимума. Доходит до маразма, когда производство годами не может закупить себе лампочки, которые не перегорят через месяц. Вы просто представьте, когда закупается номенклатура из сотен тысяч позиций, как всё это сделать.
                      2. -1
                        29 октября 2025 09:48
                        Уважаемый multicaat, мы с вами говорим об одном и том же. Правда немного по разному. Мне кажется, что если подвести общую черту то получится очень простой вывод - действиями своего руководства, заметьте назначенного волевым решением власти корпорация "Ростех" превращена в структуру по перекачке денег из бюджета в карманы владельцев "дружественных" ей оборонных структур, которые "впихивают" армии то, что они производят десятилетиями и производство которого не требует новых капитальных вложений. Новые же образцы имеют право на свое существование только тогда, когда имеется возможность продать их за "бугор".
                      3. 0
                        29 октября 2025 09:58
                        ростех - это пусть и жирный, но винтик государства.
                        Вы говорите о воле решать в ростехе, но он подчиняется правилам системы.
                        Нет там никакой воли. Есть только разрозненные мелкие желания - где-то попилить, где-то сделать что-то полезное, но всё это мизер в сравнении с необходимостью действовать в рамках правил всей системы.
                        Например, тендеры. Их же не для ростеха придумали. Они применяются везде.
                        Что же касается "за бугор", то к этим процессам система уже не так строга и потому инициатива там существует, где-то очень полезная, а где-то наоборот.
              2. 0
                31 октября 2025 20:17
                Что - же по вашему не учли создатели на пример роботизированной установки "Bullfrog"
                - А сколько эта "бычья лягушка" сбила реальных дронов, а не на демонстрации. Говорить об эффективности можно только после применения в реальных боевых условиях.
                1. 0
                  1 ноября 2025 00:18
                  qwertyui_1, с тем, что об эффективности нужно говорить после реального применения согласен полностью. Вот только у нас применять просто нечего. Ни чего кроме кустарного творчества тех кому эта "смертельная мошкара" сыплется на голову, да "распила" бабла теми, кому по положено решать эти вопросы.
  3. +2
    26 октября 2025 07:48
    Мда,наш генералитет и промышленники более инертны в вопросах всего нового.Их труднее разогнать,они часто отмахиваются от перспективных разработок,ложат "под сукно". И это результат "отрицательной селекции" нашего высшего и старшего комсостава, результат кумовства,протаскивания "своих".
    1. 0
      26 октября 2025 11:47
      Да так было всегда, поэтому сразу это не вывести. Есть шанс что война что то сдвинет
      1. 0
        26 октября 2025 13:46
        Нет,не всегда! Например в 1941 году противотанковые ружья ПТРД и ПТРС были разработаны в очень короткие сроки и массово запущены в производство.
    2. +1
      29 октября 2025 08:54
      Цитата: двп
      генералитет и промышленники более инертны в вопросах всего нового

      У них нет мотива рисковать и делать что-то новое, жопу рвать и подставляться ради сроков, внедрения, освоения. Намного удобнее выпускать беспроблемные "модернизации" образцов 40-70 летней давности.
  4. +5
    26 октября 2025 09:47
    Если подвести итоги - ящик Пандоры вскрыт, и теперь из него ползут чудища, все эти бабыяги/шахеды и прочие бпла-убийцы. Причем, всё только начинается, и, насколько могу судить, не сегодня-завтра, оснащенные ИИ, БПЛА будут автономно запускаться, автономно искать свои цели - и всё это без участия человека. Если уж даже домашние роботы-пылесосы способны сами найти свою зарядку, зарядиться, и отправиться дальше искать мусор - то что уж говорить про военную технику?
    В общем, те фантастические рассказы, где автономные заводы выпускают роботов-убийц, а сами эти роботы рыщут в поисках противника, убивают или погибают сами, а на смену им приходят новые и новые, а на Земле давно не осталось ни одного человека - уже совсем не кажутся чем-то запредельным и невозможным(
    1. +1
      26 октября 2025 10:49
      Ну так прям совсем автономно рой дронов не запустят - для планирования дальнейших действий нужна отчетность. И сдесь большую роль играет наличие более продвинутой спутниковой связи у "синих"
      1. 0
        26 октября 2025 11:41
        Так и есть. Пока синие смотрят в технологическое завтра, у красных забота другая - парад, молельня, покраска забора на генеральской даче срочником краской "сэкономленной" прапорщиком. Отсюда и крах последних 4 лет.
    2. 0
      29 октября 2025 20:41
      Автономные заводы роботов из воздуха будут делать? Для этого нужны ресурсы, эти ресурсы еще надо найти, добыть и переработать. Следующая проблема где брать электричество, кто будет обслуживать электростанции, если людей станет мало. Вы похоже терминатора пересмотрели. Так что фантастика пока что останется фантастикой.
      1. 0
        29 октября 2025 20:47
        Цитата: Demon
        роботов из воздуха будут делать? Для этого нужны ресурсы ... Следующая проблема где брать электричество, кто будет обслуживать электростанции, если людей станет мало. Вы похоже терминатора пересмотрели

        Почему-то кажется, что вы отвечаете не мне, а каким-то своим мыслям)
        Процитируйте, пожалуйста, мне то место, где я утверждал, что это случится завтра, или послезавтра? Или через год? Или через 10 лет?
        Или вообще, хоть какое-то упоминание о сроках?)
        Или, как тут принято, мне всё равно, что ты там написал, но минус я тебе влеплю?))
        1. 0
          30 октября 2025 11:30
          - уже совсем не кажутся чем-то запредельным и невозможным(
          Только если это будут чьи надо заводы. То есть конкретной корпорации, в которой работают люди. А полная автономность это все еще запредельное и невозможное.
  5. 0
    26 октября 2025 11:37
    Противопоставить этому нашествию, многоходовочник смог только генералитет, который дальше АК-47-ушанки-кирзы не способен видеть априори, а те немногие, кто способен мыслить современными категориями, посажены или задвинуты. Этим и объясняется патовая ситуация.
    1. Комментарий был удален.