«Скорпион» — последняя из погибших подлодок США

АПЛ «Скипджек» — головной корабль серии
USS «Скорпион» (SSN-589) была подлодкой типа «Скипджек» — одной из серии в шесть атомоходов, введённых в строй с 1959 по 1961 годы. Это были самые быстроходные на тот момент лодки, каплевидный корпус, впервые опробованный на USS «Альбакор», и реактор S5W мощностью 15 тысяч лошадиных сил позволяли им развивать под водой скорости в 33 узла — 61 км/ч. Особенностью конструкции данных АПЛ стало перенесение торпедного отсека ближе к центру корпуса, чтобы освободить нос для огромной сферической антенны гидроакустической станции. Кроме того, был создан ГКП (главный командный пункт), в котором совмещались боевая рубка, пост управления оружием и подлодкой в целом. Также впервые на лодках этой серии было применено «кнопочное» управление балластом — раньше для этого использовались клапана.

Спуск на воду АПЛ «Скорпион»
«Скорпион» заложили 20 августа 1958 года в Гротоне, штат Коннектикут, на верфи компании «Дженерал Дайнемикс Электрик Боут». При спуске на воду бутылку слабоалкогольной продукции о лодку кокнула Элизабет С. Моррисон — дочь капитан-лейтенанта Максимилиана Шмидта, командира носившей аналогичное название подлодки времён Второй мировой войны — USS «Скорпион» (SS-278). Тут стоит отметить неосторожность американских адмиралов, подбиравших название новорождённой подлодке. Дело в том, что тот самый «Скорпион», в честь которого назвали АПЛ, пропал без вести в феврале 1944 года. Японские командиры о потоплении американской подлодки в этом районе Жёлтого моря не докладывали, но на базу «Скорпион» не вернулся. Скорее всего, подлодка погибла со всей командой на минном заграждении. Но это не точно. В любом случае, в нашем флоте давать кораблю столь несчастливое имя не стали бы: суеверие, конечно, но чем чёрт не шутит...

Торжественный подъём флага на АПЛ «Скорпион»
Так или иначе, но 29 июля 1960 года новенькая подлодка вступила в строй, первым командиром «Скорпиона» стал коммандер Норман Б. Бессак. Лодка активно несла службу в Атлантическом океане в составе 6-й эскадры подлодок 62-й дивизии (это у нас эскадра больше дивизии, у американцев всё не как у людей) с базой в Норфолке. «Активно несла службу» в данном случае не заезженный речевой оборот, а суровые будни американских подводников: адмиралы только что получили в руки такую классную игрушку, как атомные подводные лодки, и теперь играли от души, нарабатывая теорию и практику применения нового вида оружия. В результате спущенная в 1960 году подлодка с июня 1963 по май 1964 года простояла в капитальном ремонте — укатали сивку крутые горки!

Что за мода у американцев стоять на рубочных горизонтальных рулях? У нас такого не встречал...
Впрочем, были на счету у подлодки не только военные игрища. В 1966 году она была задействована в спецоперации — вошла в территориальные воды СССР и засняла через перископ пуск советской ракеты. Командир получил за данный поход «Похвальную медаль ВМС» — не самую низкую американскую награду, примерный (очень примерный!) аналог советскому ордену «Красной звезды». Видимо, «Северный поход» дался «Скорпиону» непросто, поскольку в 1967 году его снова отправили на капитальный ремонт. Вот только капитального ремонта лодка не получила — из соображений экономии было принято решение ограничиться экстренным.

«Скорпион» в естественной среде обитания
Надо сказать, что после гибели «Трешера» сроки капитального ремонта согласно программе SUBSAFE увеличили с 9 до 36 месяцев: требовалась полная проверка всех компонентов, сварку корпуса проверяли ультразвуком, заодно в это время проводилась модернизация подлодки: прогресс в те годы нёсся галопом, так что за три года гарантированно появлялись устройства, которые требовалось срочно установить на подлодку.
Вот только в конце 60-х годов прошлого века была в разгаре Холодная война, военные бюджеты трещали по швам — денег требовалось много, и на все генеральско-адмиральские хотелки их не хватало. В общем, было принято решение сэкономить — последний ремонт «Скорпиона» обошёлся в одну седьмую от нормальной стоимости. Хотя... Дело не только в экономии — американский флот работал настолько интенсивно, что простой каждой подлодки вызывал у адмиралов жжение пониже спины, вот и сокращали время на ремонт, стараясь выпихнуть каждый корпус из дока как можно скорее. Поэтому принятые по мотивам гибели «Трешера» решения не исполнялись в полной мере, например, «Скорпион» не получил нового клапана аварийного продувания цистерны главного балласта. А замечания на его работу от экипажа имелись...

Коммандер Фрэнсис Этвуд Слэттери
И не только на его работу! В 1967 году лодка получила нового командира, им стал коммандер Фрэнсис Этвуд Слэттери. Перед последним выходом в море он подал срочную заявку на ремонт корпуса, в которой отметил, что оный «находится в очень плохом состоянии». Что значит «очень плохом»? Это значит, что у подлодки «висело» 109 невыполненных технических заданий, часть из которых — «хронические». Были проблемы с гидравликой, не работала система аварийного продувания, аварийные запорные вентили забортной воды не были децентрализованы. В самом начале последнего выхода в море из лодки вытекло 5680 литров масла прямо на выходе с Хэмптонского рейда! В общем, согласно докладу командира, погружаться глубже 100 метров на «Скорпионе» было опасно, а экипаж «ласково» окрестил субмарину «металлоломом».

«Металлолом» на патрулировании
15 февраля 1968 года АПЛ вышла из Норфолка и отправилась в Средиземное море, где действовала в составе 6-го флота до мая месяца, после чего взяла курс на базу. 16 мая «Скорпион» высадил двух членов экипажа в ВМБ Рота (Испания) — одного по семейным обстоятельствам, второго — по состоянию здоровья. В море подлодка должна была отработать совместные действия с АПЛ «Джон К. Кэлхун», кроме того, в мероприятии решили поучаствовать пара советских подлодок 627 проекта. Помимо двух наших атомоходов в составе оперативной группы, за которой осуществляла слежку американская субмарина, была «раскладушка» — АПЛ с крылатыми ракетами проекта 675.

АПЛ проекта 675, в просторечии «раскладушка»
Со связью во время выхода у «Скорпиона» возникли проблемы: радиограммы с подлодки смогли принять только на греческой станции связи в Неа Макри. В последней, от 21 мая, содержался доклад коммандера Слэттери о том, что он приближается к советской подлодке и корабельной группе, идущей со скоростью 15 узлов, на глубине 110 метров. После чего на «Скорпион» была отправлена радиограмма: «Начать наблюдение за Советами». Возвращение подлодки в Норфолк планировалось 27 мая в 13 часов по местному времени (опять эта американская любовь к точности! У нас априори понимают, что в море может произойти всё что угодно, и точных сроков прибытия не указывают — только примерные). В базу к сроку «Скорпион» не вернулся.
Поиски подлодки начали на следующий день. 28 мая в море пропавшую АПЛ искали 55 кораблей и 35 самолётов (американцы любят в любом косяке найти достижение, поиски «Скорпиона» они с гордостью называют «самой масштабной поисково-спасательной операцией в мире»!). 29 мая несколько поисковых групп получили сообщение: «Scorpion's Brandywine». Откуда пришло сообщение, засечь не удалось. Впрочем, встречаются данные о том, что поиски были начаты за три дня до возвращения лодки из похода, иными словами, что командование ВМС США имело информацию о гибели «Скорпиона» до того, как информация об этом была опубликована. Дело в том, что на дне Атлантики уже была установлена акустическая система SOSUS, которая зафиксировала звук разрушения корпуса подлодки.

Исследовательское судно ВМС США «Мицар»
Части корпуса «Скорпиона» на дне были обнаружены исследовательским судном ВМС США «Мицар» в конце октября. Останки субмарины лежали на глубине 3000 метров в 400 милях юго-западнее Азорских островов. 10 ноября 1968 года командование ВМС США опубликовало заявление о том, что АПЛ «Скорпион» была обнаружена в результате крупнейшей в истории поисковой операции, в которой были задействованы 6 тысяч человек и 400 кораблей, судов и самолётов.

«Парус» подлодки над водой и под водой...
Осталось определить причину трагедии. Версий было несколько. Атака советской подлодки, неисправность системы погружения, разрыв трубопровода а-ля «Трешер», неисправность торпеды, ошибка личного состава... Было осуществлено несколько погружений к месту гибели подлодки батискафа «Триест», осуществившего фотосъёмку субмарины. Носовая часть подлодки соскользнула вниз от остального корпуса, оставив в иле длинную траншею. Ограждение рубки («парус» в американской терминологии) лежало отдельно, причём один из ходовых огней был открыт. Этот факт заставил предположить, что подлодка погибла, идя в надводном положении, но, возможно, что фонарь просто забыли закрыть перед погружением, или что он открылся при взрыве. Впрочем, как раз следов взрыва на подлодке обнаружено не было. Гребной вал вышел наружу, поскольку турбинный и реакторный отсеки вошли друг в друга на манер телескопической трубы. Отсек управления был полностью раздавлен давлением воды, а в торпедном отсеке единственным повреждением был отсутствующий люк аварийного выхода.

Кусок шнорхеля на дне...
Исследования акустических данных, полученных от системы SOSUS, и фотографий погибшей подлодки на дне позволили в некотором приближении реконструировать гибель «Скорпиона». Ну как реконструировать... К данной реконструкции есть ряд претензий у непричастных исследователей (точная причина гибели подлодки по сей день не выяснена), есть и другие реконструкции, просто эта — наиболее правдоподобная. В общем, проанализировав звук, изданный гибнущей подлодкой, эксперты установили, что разрушение корпуса произошло на глубине 610 метров, после чего обломки погрузились ещё на 2700 метров. Вот и вся реконструкция.

Нос подлодки на дне
Кроме того, было установлено, что взрыва, скорее всего, не было: «Первое акустическое событие, связанное со «Скорпионом», не было вызвано крупным взрывом внутри или снаружи корпуса. Вероятная глубина возникновения... и спектральные характеристики сигнала подтверждают это» (некоторые эксперты возражали, но весомых доказательств своей версии не предоставили).
Надо сказать, что свои выводы американцы подтвердили экспериментом: была торпедирована и затоплена старая дизель-электрическая подлодка «Стерлет», после чего все изданные звуки были записаны и сравнены со звуками, изданными «Скорпионом». Совпадений найдено не было, но сторонники версии торпедирования АПЛ возражали: «Стерлет» была сильно меньше и не была атомной лодкой (хотя на звук взрыва боеголовки торпеды это, по мнению автора, не должно влиять...).
Но что же погубило «Скорпион»? В настоящий момент наиболее правдоподобной считается версия о взрыве водорода в момент зарядки аккумуляторной батареи. На эту версию указывает анализ состояния аккумуляторных батарей и данные гидрофонов, зафиксировавшие пару небольших взрывов с интервалом в полсекунды на борту подлодки. Считается, что к взрыву привело изменение режима вентиляции батарей при переходе на перископную глубину.

Торпеды Мк 37 в торпедном отсеке подлодки
Второй по вероятности причиной гибели «Скорпиона» стала случайно или намеренно выпущенная торпеда Мк 37, которая навелась на ближайшую цель, которой оказалась сама подлодка. Как вариант этой версии — торпеда самоактивировалась в торпедном аппарате из-за паразитного напряжения. Версию с наведением собственной торпеды косвенно подтверждает характер повреждений «Скорпиона»: отсутствующая лопасть винта и вышедший наружу гребной вал — торпеды Мк 37 наводятся как раз на шум винта.
Третья теория — взрыв торпеды в торпедном аппарате. Согласно ей, сначала в торпеде перегрелась серебряно-цинковая батарея, начался пожар, а в результате этого взорвалась боеголовка. В принципе, аккумуляторные батареи этих торпед имели свойство перегреваться, иногда даже вздувались, но ни одна торпеда при этом не взорвалась. Симуляцию гибели «Скорпиона» от этой причины провёл бывший старпом подлодки капитан-лейтенант Роберт Фонтейн-младший. Симуляция подтвердила возможность подобного исхода, но производители аккумуляторов доказали, что загореться вытекший из батареи электролит может, только находясь вне корпуса торпеды.

ДУК — устройство для удаления контейнеров с мусором на российской подлодке. У американцев — примерно такое же...
Есть версия гибели от не работающего устройства удаления мусора (TDU в американском подводном флоте, ДУК — в нашем). Процедура и в самом деле потенциально опасная: на подлодке выстреливание мусорных контейнеров производится по учебной тревоге, с задраиванием межотсечных переборочных люков. Если на «металлоломе» TDU и в самом деле было неисправно, то... Всё возможно.

Подлодка К-129 погибла, так что валить на нее можно всё, вплоть до убийства Кеннеди...
Ну и самая бестолковая версия — торпедирование «Скорпиона» советской подлодкой К-129. Дело в том, что «агрессивность» советских командиров подлодок, на которую упирают сторонники данной версии, всегда проявлялась исключительно в рискованном маневрировании, но никогда в пуске торпед (а списывать их потом Пушкин будет?).

Табличка в честь «Скорпиона» на «мемориальном рифе»
В общем, понимания, что именно случилось со «Скорпионом», нет до сих пор. Обломки на дне Атлантики хранят свою тайну, а память... В 2018 году, через 50 лет после гибели подлодки, на дне моря у побережья Флориды был установлен подводный монумент («мемориальный риф») «Вечное патрулирование» из 66 бетонных шаров. 65 — в честь 65 погибших с 1900 года американских подлодок (подлодку Конфедерации «Ханли» не увековечили, клятые янки!), а 66-й — в честь подводников, погибших в ходе аварий, не приведших к гибели подлодки.
Информация