Совет Россия-НАТО: диалоги с закрытыми ушами
Одной из главных тем, обозначенных для обсуждения на встрече, была тема Сирии. В очередной раз представители государств, входящих в Североатлантический альянс заявили, что России следовало бы отказаться от поддержки сирийского президента Башара Асада и убедить его в том, чтобы он ушёл в отставку, освободив место у руля страны «прогрессивным демократическим» силам. И в очередной раз российская делегация в ответ заявила, что решать, оставаться ли Асаду на своём посту или нет, может сирийский народ и только сирийский народ. Никакое внешнее давление на политические процессы, происходящие в Сирии, оказываться не должно. Главной задачей мирового сообщества, по мнению российской стороны, являются совместные действия, направленные на то, чтобы усадить представителей сирийской власти и так называемой оппозиции за стол переговоров. В противном случае Сирия превратиться в очередную страну «победившей демократии» по примеру Ливии, Йемена или Египта, где смена власти под внешним давлением фактически привела к государственному расколу и увеличению численности радикальных исламистов на территории этих стран.
Однако складывается впечатление, что представители блока НАТО продолжают находиться под действием какого-то наркотического зелья, которое одурманивает их умы. Ну, в самом деле: сколько же можно наступать на одни те же геополитические грабли распространения экстремизма по миру и при этом призывать других делать то же самое. Если это не массовое умопомрачение, то что тогда?.. Неужели кому-то среди стран-членов Североатлантического альянса действительно по душе то, во что превратилась Ливия после иностранной интервенции... Или кто-то без ума от нескончаемых волнений на площади Тахрир? Если такие представители имеются, то им стоило бы пройти полную диспансеризацию с выявлением отклонений.
Правда, есть один существенный момент, который позволяет делать вывод о том, что же так привлекает натовские страны (и, особенно, натовских ферзей) к вмешательству во внутреннюю деятельность других государств. И этот момент на неделе обнажили в самом же Брюсселе. Заключается он в том, что страны Евросоюза решили частично снять эмбарго, наложенное на закупки сирийской нефти. Представители стран ЕС и НАТО посовещались, и «главные страны» решили, что можно возобновить поставки сырой нефти из охваченной гражданской войной Сирии. Казалось бы, налицо хоть какой-то прогресс. Но при подробном ознакомлении с информацией оказывается, что нефть будут закупать исключительно в тех районах, которые контролируются оппозиционными (а, по сути, террористическими) силами. Очень похоже на открытую провокацию, не правда ли… Ведь, принимая такое решение, те же страны Евросоюза, фактически становятся явными спонсорами сирийского хаоса. Очевидно, что после такой информации, распространённой из Брюсселя, ожесточение в Сирии проявит себя ещё в большей степени: «оппозиция» будет грызть зубами землю, чтобы получить доступ к новым и новым нефтяным скважинам. Сирийская правительственная армия будет стараться делать всё, чтобы противнику помешать. В итоге – новое противостояние, новая кровь.
Но это отнюдь не заботит ни НАТО, ни Евросоюз. Поставленная перед этими организациями одним большим игроком задача планомерно выполняется. Соль здесь заключается вот в чём: если тем же странам НАТО удалось достаточно быстро добраться до ливийской или иракской нефти, то вот с нефтью сирийской обнаружились проблемы. Не дают напрямую протянуть руки к этому сырью Россия и Китай. Естественно, в Вашингтоне это вызывает раздражение, потому что главная цель разорения Сирии – получения доступа к её ресурсам – уже который год остаётся недостигнутой. И чтобы хоть как-то приблизиться к достижению этой цели, было решено устроить ту самую «нефтяную» провокацию, о которой речь шла выше. Мол, если не можем добраться до углеводородов сами, так пусть это сделают сирийские экстремистские группировки, которые и выложат нам нефтяные ресурсы на блюдечке с голубой каёмочкой в обмен на завуалированную благими намерениями военно-техническую поддержку. А развернувшаяся борьба за нефтяные регионы окончательно разрушит сирийскую государственность.
Прицел ясен. Очевидно, что в такой ситуации главная задача России – всеми силами попытаться этот прицел сбить. Делать это с помощью консультаций в рамках Совета Россия-НАТО бессмысленно, что и продемонстрировала последняя встреча. Значит, нужно искать другие пути. И вряд ли эти пути могут быть дипломатическими, как вряд ли стоит всерьёз задумываться о неком военном варианте разрешения вопроса со стороны России. Есть иной путь, который в нынешних условиях буквально заставит наших западных «партнёров» пересмотреть свои позиции. Этот путь экономический. Только вот пока у России далеко не такие мощные экономические рычаги, как хотелось бы, чтобы с их помощью евросоюзную и натовскую братию вразумлять. Зато есть на карте мира такая организация как БРИКС, позиция членов которой по Сирии во многом солидарна. Если пустить в ход рычаги давления БРИКС, то вся эта игра с «оппозиционной нефтью», устроенная Европейским союзом, может завершиться в одночасье. В конце концов, одно только экономическое шевеление такого гигантского организма как БРИКС может поставить на место чересчур много возомнившие о себе государства. Другой вопрос: готова ли БРИКС пойти на такое шевеление. Ведь одно дело поддержка на словах, и другое - на деле. Вот тут есть поле для дипломатических договорённостей по координации действий, ведь если время будет упущено, то Сирия будет окончательно разорвана на куски.
Обсуждением сирийской темы дискуссия на Совете Россия-НАТО не ограничилась. В ходе заседания были затронуты и такие темы как безопасность на корейском полуострове, ситуация в Афганистане и совместная борьба с наркотрафиком. Здесь уже обнаружилось больше точек продуктивного соприкосновения России со странами НАТО. Накал страстей между двумя Кореями вызывает озабоченность и в Москве, и в Брюсселе. В плане сотрудничества в рамках так называемой афганской миссии были достигнуты договорённости о том, что Россия продолжит поставлять в эту центральноазиатскую страну вертолёты, а также наладит обучение афганских специалистов на своей территории (в Новосибирске).
Правда, как только речь зашла о противодействии наркотрафику, мнения сторон снова разделились. Если России видит в качестве эффективного пути решения проблемы нивелирования афганского наркотрафика уничтожение маковых плантаций, то Брюссель по этому поводу продолжает твердить нечто невнятное в духе «надо поддерживать другие виды сельского хозяйства в Афганистане». Эта поддержка «сельского хозяйства» вылилась в то, что, по данным ООН, за последние пару лет ещё в 6 регионах Афганистана появились новые гектары опиумных плантаций. Немецкие журналисты представляют ещё более впечатляющую информацию: в Афганистане работают уникальные кредитные организации, которые поддерживают афганских крестьян, выращивающих именно мак. При этом данным о том, что кредиты носят долларовый характер, уже не удивляешься…
В итоге многие, отбрасывая дипломатический налёт витиеватости, сошлись на мысли, что заседание Совета Россия-НАТО к продуктивным подвижкам для обеих сторон не привёло. А ведь это не в первый раз. И, стало быть, вполне целесообразно ставить под вопрос саму необходимость существования этого Совета. Какой смысл в его работе, если Россию на нём всегда желают воспринимать этаким мальчиком для словесного битья. Два с лишним десятка на одного – как-то недипломатично. С таким же успехом можно было бы учредить некий Совет Великобритания-ШОС или Эстония-БРИКС… Договорённости по вертолётам это, безусловно, хорошо, но разве для этого нужны столь представительные собрания, на организацию и проведение которых средств в общей сложности тратиться больше, чем на спасение экономики Кипра…
Информация