Танк «Объект 219РД» и двигатель 2В-16-2

Несколько лет назад на задворках танкового полигона в Кубинке стоял ничем не примечательный с виду танк. По характерным очертаниям корпуса, башни и ходовой части в нем можно было узнать Т-80, который находился в серийном производстве с середины семидесятых годов. Однако конкретно этот экземпляр представлял большой интерес для людей, интересующихся советской бронетанковой техникой. При внимательном рассмотрении бронемашины можно было заметить, что выпускные патрубки двигателя находились не на корме, а на левом борту. Фактически лишь этот признак говорил о том, что на полигоне был не стандартный серийный Т-80.

Заброшенная и ржавеющая машина представляла собой опытный образец проекта «Объект 219РД», появившегося в самом конце семидесятых годов. Принятый на вооружение незадолго до того Т-80 имел хорошие характеристики, которые обеспечивались газотурбинным двигателем мощностью в 1000 лошадиных сил. Однако платой за сравнительно высокую скорость и удобство эксплуатации в зимних условиях оказался слишком большой расход топлива. Запас хода Т-80 был значительно меньше, чем у других советских основных танков того времени. Кроме того, газотурбинная силовая установка стоила на порядок больше, чем дизельный двигатель аналогичной мощности. Поэтому уже в конце семидесятых министерство обороны инициировало начало разработки проекта модернизации танка, целью которого было сохранение ходовых качеств бронемашины, одновременное повышение топливной эффективности и снижение стоимости готового танка.


В это время конструкторы Челябинского тракторного завода работали над созданием семейства танковых дизелей 2В. Планировалось сделать несколько четырехтактных Х-образных двигателей с мощностью от 300 до 1600 лошадиных сил. Именно двигатель семейства 2В был выбран в качестве силовой установки для новой модификации танка Т-80, получившей название «Объект 219РД». С разработкой новых двигателей была связана примечательная история. Первоначально, в 1976-77 годах, на ЧТЗ проектировался 16-цилиндровый дизель мощностью в 1000 л.с. Однако к моменту окончания конструкторских работ выяснилось, что оборонная промышленность не нуждается в таком моторе. Все танки, на которых он мог бы работать, уже были оснащены двигателями других типов. Поэтому на базе получившегося 2В-16-1 начали создавать более мощный 2В-16-2 с максимальной мощностью до 1200 л.с.

С использованием двигателя 2В-16-2 челябинские инженеры создали моторно-трансмиссионную установку МТУ-2, представлявшую собой двигатель и трансмиссию, собранные в единый агрегат. Такой подход к проектированию применялся впервые в советской практике. Из других особенностей установки следует отметить гидродинамическую трансмиссию, электрогидравлическую систему управления, оригинальные агрегаты охлаждения, а также воздушные фильтры. Моноблок двигательной установки занимал объем всего в 3,6 кубических метров.

В начале восьмидесятых годов один из серийных танков Т-80Б подвергся переделке с доведением до состояния «Объект 219РД». С него сняли оригинальную силовую установку с газотурбинным двигателем, место которой занял агрегат МТУ-2. Моторно-трансмиссионный моноблок хорошо показал себя уже на стадии установки. В ходе проверки ремонтопригодности танка с ним бригада из четырех ремонтников смогла заменить двигатель и трансмиссию всего за 65-70 минут. Стоит отметить, модернизацией Т-80Б занялись не только ленинградские конструкторы с Кировского завода, создавшие «Объект 219РД». На Челябинском тракторном заводе в то же время шло проектирование танка «Объект 785» с аналогичной силовой установкой. Характерной чертой нового челябинского опытного танка стал более длинный корпус с семью опорными катками на борт. Был построен всего один экземпляр такой бронемашины, серийное производство не начиналось.

«Объект 219РД», получивший новые агрегаты силовой установки, оказался немного тяжелее оригинального Т-80Б и весил почти 44 тонны. Из-за того, что мощность в 1200 л.с. была максимальной для двигателя 2В-16-2, ходовые характеристики нового танка оказались немного ниже, чем у базовой модели. Максимальная скорость «Объекта 219РД» уменьшилась до 60-65 километров в час, что, однако, было компенсировано большим запасом хода. Из-за менее прожорливого дизеля он мог преодолевать на одной заправке около 500 км.

Переоборудованный из серийной бронемашины «Объект 219РД» во всем соответствовал Т-80Б, не считая агрегатов моторно-трансмиссионного отделения. Танк сохранил комбинированную броню на основе катаных листов. Ввиду незначительного увеличения мощности двигателя ходовая часть тоже не претерпела изменений: остались прежние шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Комплекс вооружения «Объекта 219РД» состоял из орудия-пусковой установки 2А46-2 с возможностью запуска противотанковых ракет комплекса 9К112-1 «Кобра», двух пулеметов (зенитный НСВТ калибра 12,7 мм и спаренный с пушкой 7,62-мм ПКТ) и дымовых гранатометов. Применение вооружений обеспечивалось системой управления огнем 1А33, сопряженной со стабилизатором вооружений, баллистическим вычислителем, лазерным дальномером и т.п. В целом, вооружение и электроника опытного танка соответствовали набору аппаратуры, устанавливавшемуся на Т-80Б ранних серий.

Танк «Объект 219РД» и двигатель 2В-16-2

Останки Объекта 219РД в Кубинке


В середине восьмидесятых годов несколько образцов двигателей 2В-16-2 прошли межведомственные испытания, в ходе которых каждый из них отработал по 700 часов. В это же время полигонные испытания прошел опытный образец «Объекта 219РД». В ходе поездок по танкодрому бронемашина почти полностью израсходовала ресурс установленного на ней двигателя. Отзывы испытателей и заказчика были в целом положительными. Меньшая максимальная скорость движения с лихвой компенсировалась большим запасом хода и значительно меньшей стоимостью дизельного двигателя. Однако судьбу проекта решили не технические и не экономические особенности.

На проекте «Объект 219РД» прежде всего плохо сказались взгляды военных. Этот танк рассматривался лишь как замена Т-80Б на случай необходимости быстрого развертывания массового производства. Кроме того, соответствующие ведомства не спешили готовить промышленность к производству нового двигателя 2В-16-2, а сам Челябинский тракторный завод не мог освоить его массовую сборку ввиду загруженности своих мощностей. Концом истории этого мотора, а вместе с ним и проекта «Объект 219РД» стали несколько документов, изданных руководством оборонной промышленности. В 1988 году дизель 2В-16-2 и установку МТУ-2 рекомендовали к серийному производству, после чего вся документация ушла в архив.

Вскоре после этого заказчик в лице министерства обороны предпринял попытку сохранить семейство двигателей 2В и, возможно, танка «Объект 219РД». Челябинскому тракторному заводу заказали разработку унифицированной силовой установки для всех имеющихся на вооружении танков. За основу для нее взяли 12-цилиндровый Х-образный мотор 2В-12-2, мощность которого удалось вывести на уровень предыдущего 2В-16-2. Однако в дальнейшем военные отказались от подобных двигателей. Обновление парка бронетанковой техники посчитали нерентабельным, вследствие чего все документы по этому проекту тоже легли на архивную полку. Семейство двигателей 2В существует до сих пор, но даже спустя 25 лет после тех событий оно не получило должного распространения.

Сам танк «Объект 219РД» за ненадобностью отправили на хранение. Пару лет назад в свободном доступе появились фотографии, на которых было запечатлено состояние никому не нужной опытной бронемашины. Заброшенный танк производил печальное впечатление: отсутствовали некоторые детали, а другие были покрыты ржавчиной. Так закончилась одна из попыток оснастить танк Т-80 дизельным двигателем. Стоит отметить, эта идея в дальнейшем все же принесла свои плоды в виде основного боевого танка Т-80УД «Береза». Однако и этой разработке было не суждено служить долго. К концу девяностых годов все «Березы» вооруженных сил России из-за технических проблем были выведены из эксплуатации.


По материалам сайтов:

http://otvaga2004.ru/
http://alexfiles99.narod.ru/
http://engine.aviaport.ru/
http://nvo.ng.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://military.tomsk.ru/blog/topic-308.html
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти