Зачем Израилю противопартизанский самолёт Skyraider II?

11 740 99
Зачем Израилю противопартизанский самолёт Skyraider II?

В ходе боевых действий в Корее и в Юго-Восточной Азии очень активно применялись поршневые штурмовики Douglas A-1 Skyraider, которые при выполнении ряда задач демонстрировали более высокую, чем реактивные самолёты, эффективность. Достоверно неизвестно, где и когда «Скайрейдер» совершил свой последний боевой вылет, но имеются документы, подтверждающие, что несколько таких самолетов принимали участие в вооруженном конфликте в Чаде в 1979 году. С учётом того, что прототип «Скайрейдера» впервые поднялся в воздух 18 марта 1945 года – то есть ещё до разгрома нацистской Германии, такое долголетие внушает уважение.


Штурмовик A-1J, принадлежавший 176-й ударной палубной эскадрильи ВМС США, действовавшей во Вьетнаме, 1966 год

Секретом успеха, казалось бы, безнадёжно устаревшего после наступления «реактивной эры» боевого самолёта, разрабатывавшегося как палубный торпедоносец и пикирующий бомбардировщик, стала его феноменальная надёжность и живучесть, сочетающиеся с мощным вооружением, большой продолжительностью полёта и неприхотливостью к взлётно-посадочным полосам. Кроме того, благодаря относительно невысокой скорости полёта, хорошей манёвренности и приёмистости поршневого двигателя пилот штурмовика при должном уровне подготовки мог очень точно применять авиационные средства поражения. Что было крайне востребовано при проведении противоповстанческих и поисково-спасательных операций, а также в ходе отражения атак вражеской пехоты в непосредственной близости от своих передовых позиций. Немаловажную роль играли намного меньшая по сравнению с реактивными боевыми самолётами стоимость полётного часа и возможность быстро подготовить штурмовик к повторному боевому вылету.



Сравнивая поршневой штурмовик А-1 с реактивными истребителями-бомбардировщиками, можно констатировать, что на «рабочей» скорости 500-600 км/ч, при отсутствии внешнего целеуказания времени для визуального обнаружения цели (с учётом реакции пилота) зачастую не хватает. Реактивные боевые самолёты, созданные для борьбы со скоплениями войск и разрушения укреплённых позиций в «большой войне», действуя против разного рода рассеянных на местности повстанцев, зачастую расходовали средства поражения нерационально. В этом случае уместна аналогия с кувалдой и молотком. При определённой сноровке небольшие гвозди можно забивать и кувалдой, но молоток для этого подходит гораздо лучше.


Помимо ВМС, ВВС и КМП США поршневые «Скайрейдеры» эксплуатировались военно-воздушными силами Великобритании, Габона, Камбоджи, ЦАР, Чада, Швеции, Южного Вьетнама и Франции.


Трофейный А-1Н в «Музее жертв войны» в городе Хошимин

После падения Сайгонского режима, несколько десятков боеспособных самолётов этого типа достались в качестве трофеев Северному Вьетнаму.

В честь очень заслуженного штурмовика А-1 наименование Skyraider II присвоили турбовинтовому самолёту OA-1K, производимому совместно компаниями Air Tractor и L3Harris Technologies.

Предпосылки к появлению лёгкого боевого турбовинтового самолёта OA-1K Skyraider II


Миниатюризация, повышение надёжности и удельной мощности турбовинтовых двигателей позволило создать достаточно компактные ТВД, пригодные для установки на лёгкие учебно-тренировочные самолёты.

В августе 1978 года началось серийное производство самолёта PC-7 Turbo Trainer. Этот УТС, спроектированный специалистами швейцарской фирмы Pilatus, не был первой «летающей партой» такого назначения с турбовинтовым двигателем, но именно эта машина благодаря удачному сочетанию высоких лётных данных, надёжности и относительно низким эксплуатационным расходам получила широкое распространение. Учебно-тренировочный РС-7 эксплуатировался более чем в 25 государствах. С учётом модернизированных вариантов было построено более 600 экземпляров.


Самолёты PC-7 Turbo Trainer ВВС Австрии

Очень скоро к эксплуатантам PC-7 пришло понимание, что этот самолёт помимо выполнения учебно-тренировочных задач пригоден для использования в роли лёгкого штурмовика или разведчика-корректировщика. Особенно это было актуально для стран «третьего мира», ограниченных в финансах и имеющих проблемы с разного рода инсургентами.

Для нанесения ударов по наземным целям РС-7 были впервые использованы в боевых действиях против левых повстанцев в 1982 году в ходе гражданской войны в Гватемале. Самолёты этого типа в 1980-1990-е годы участвовали по меньшей мере в семи вооруженных конфликтах в Азии, Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Позже появилась модификация РС-9 с улучшенным БРЭО и новым более мощным двигателем, но из-за более высокой стоимости и экспортных ограничений, налагаемых правительством Швейцарии на поставки оружия в страны с высоким уровнем насилия, заметного экспортного успеха этот самолёт не имел.

Вслед за «Пилатусом» в первой половине 1980-х на мировой рынок вооружений вышел бразильский EMB 312 Tucano, который с самого начала позиционировался не только как учебно-тренировочный, но и как лёгкий штурмовик.


Учебно-боевой самолёт EMB 312 Tucano

Ещё на стадии проектирования была поставлена задача минимизации стоимости жизненного цикла, и «Тукано» стал одним из наиболее удачных и коммерчески успешных учебно-боевых самолетов конца 20-го века, получив заслуженное признание как в Бразилии, так и за рубежом.

Под фирменным обозначением EMB 312 Tucano выпускались две модификации: Т-27 и АТ-27. Первый вариант в основном предназначен для углублённой подготовки лётного состава и выполнения тренировочных полётов. Второй – это лёгкий штурмовик, на котором устанавливались бронеспинки и осуществлялось локальное бронирование кабины.

Известно о поставках «Тукано» в Гондурас, Египет, Ирак, Иран, Парагвай, Перу, Колумбию и Венесуэлу. Почти во всех этих странах турбовинтовые машины использовались в боевых действиях против соседей или во внутренних разборках.

Турбовинтовые штурмовики, созданные в 1970-1980-е годы на базе учебно-тренировочных «Пилатус» и «Тукано», оказались очень удачным решением для многих стран, нуждавшихся в самолётах такого назначения. Конечно, однодвигательные самолёты несколько уступают по боевой живучести и ударному потенциалу специально спроектированным двухдвигательным турбовинтовым штурмовикам: OV-10 Bronco, OV-1 Mohawk и IA-58A Pucarа. Однако далеко не все государства, испытывающие потребность в антипартизанских самолётах, по политическим и экономическим причинам могли позволить себе приобрести специализированные штурмовики.

Ещё более удачным в роли лёгкого штурмовика оказался EMB-314 Super Tucano, серийное производство которого началось в 2003 году. От ранней модели эта машина помимо более мощного двигателя отличалась новым фонарём кабины, усовершенствованной авионикой с жидкокристаллическими индикаторами и возможностью использования приборов ночного видения. В дополнение к инерциальной навигационной системе, в состав БРЭО введён приемник спутниковой навигации. Кабина и наиболее уязвимые конструктивные элементы прикрыты броневыми преградами из кевлара. Вооружение также стало гораздо мощней. Для противодействия ракетам с тепловым наведением и постановки помех РЛС имеются автоматы отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей.


Учебно-боевой самолёт EMB-314 Super Tucano

С целью облегчения доступа «Супер Тукано» на международный рынок вооружений американская компания Sierra Nevada Corporation и бразильская Embraer организовали совместное производство турбовинтовых самолётов на территории США. В американских вооруженных силах турбовинтовой штурмовик получил обозначение А-29 Super Tucano. Всего выпускалось две модификации, отличающиеся бортовым оборудованием и составом вооружения.

Самолёты А-29А и А-29В были приобретены Анголой, Афганистаном, Бразилией, Буркина-Фасо, Ганой, Гондурасом, Доминиканской Республикой, Индонезией, Колумбией, Ливаном, Мали, Мавританией, Нигерией, Сенегалом, Туркменией, Чили и Филиппинами. Кроме того, несколько А-29 имелось в распоряжении Командования специальных операций ВВС США. В ходе реальных боевых действий выяснилось, что «Супер Тукано» при той же или более высокой эффективности оказались экономически более выгодными и менее уязвимыми к средствам ПВО, чем современные ударные вертолёты.

Конкурентом EMB-314 Super Tucano какое-то время считался лёгкий штурмовик AT-6B Texan II от компании Hawker Beechcraft.


Лёгкий турбовинтовой штурмовик AT-6B Texan II

Эта машина является вооруженной модификацией двухместного УТС T-6 Texan II, который, в свою очередь, создан на базе швейцарского Pilatus PC-9.

Основной причиной победы EMB-314 Super Tucano над AT-6B Texan II, помимо меньшей стоимости, стали более низкие эксплуатационные расходы и больший вес полезной нагрузки. При этом «Супер Тукано» американской сборки комплектовались радиоэлектронным оборудованием, аналогичным устанавливаемому на АТ-6В Texan II.

Бразильский «Супер Тукано» является очень удачным противопартизанским самолётом, который также неоднократно привлекался для перехвата самолётов, перевозящих контрабандные наркотические вещества. Однако для выполнения некоторых специфических задач требовались ещё более простые, дешевые, но в то же время грузоподъёмные машины.

В начале «нулевых» для распыления дефолиантов на незаконные плантации коки в Колумбии использовались самолёты Air Tractor AT-802, изначально предназначавшиеся для обработки сельскохозяйственных полей и тушения пожаров.


Сброс огнегасящей жидкости с самолёта Air Tractor AT-802F

Особенностями этого самолёта являются высоко поднятая кабина, что обеспечивает хороший обзор, высокая манёвренность и управляемость на малых высотах.

Охрана плантаций наркотического сырья не могла безучастно наблюдать за тем, как её лишают источника доходов, и обстреливала «Воздушные тракторы» из всех имеющихся у них стволов. В распоряжении боевиков наркокартелей и левацких повстанческих группировок имеется не только лёгкое стрелковое оружие, но и крупнокалиберные зенитные пулеметы и гранатометы РПГ-7, поэтому полёты на уничтожение плантаций коки были связаны с большим риском для пилотов.

Положение усугублялось ещё и тем, что «на боевом курсе» при распылении химикатов AT-802 летели, не маневрируя, с малой скоростью. После того как самолёты стали возвращаться с пулевыми пробоинами, в полевых условиях пришлось провести экстренную доработку. Кабину с боков и снизу прикрыли импровизированной бронёй – противопульными жилетами, а топливные баки стали заполнять нейтральным газом. Однако пассивными мерами повышения живучести не ограничились. В «боевых вылетах» летающие опрыскиватели сопровождали штурмовики EMB-312 Tucano.

Опыт использования самолётов AT-802 в Колумбии подтолкнул специалистов компании Air Tractor к созданию специализированного антиповстанческого самолёта, который должен был соответствовать требованиям программы LAAR (Light Attack / Armed Reconnaissance – Лёгкая атака / Вооруженная разведка), запущенной ВВС США. В этой программе также участвовали турбовинтовые боевые самолёты AT-6B Texan II, A-29 Super Tucano и OV-10Х Bronco.

Самолёт AT-802U Sky Warden, предназначенный для непосредственной авиационной поддержки, ведения воздушной разведки, наблюдения и корректировки действий сухопутных сил, был впервые представлен на авиакосмическом салоне Ле-Бурже в 2009 году.

Двухместный турбовинтовой «Небесный хранитель», созданный совместно компаниями Air Tractor и IOMAX, от сельскохозяйственного AT-802F отличался наличием противопульного бронирования двигателя и бортов кабины, пуленепробиваемым остеклением кабины, протектированными топливными баками и более прочным планером.


Легкий ударно-разведывательный самолёт AT-802U Sky Warden

Самолёт с максимальной взлётной массой 7257 кг был оснащён двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-67F мощностью 1600 л.с., обеспечивающим в горизонтальном полёте скорость до 370 км/ч. Крейсерская скорость – 290 км/ч. Практическая дальность полёта – 2960 км. Ресурс планера – 12 000 часов.

Стоимость самолёта, полностью укомплектованного электронными системами, составляла $17 млн, а эксплуатационные расходы – около $500 за час полёта. Сохранена возможность установки бака с химикатами и опрыскивателей. В отсеке, где устанавливается бак, также возможна перевозка различных грузов, размещение дополнительного оборудования и топливных баков. Для вооружения и контейнеров с прицельно-поисковыми системами и аппаратурой противодействия зенитным ракетам на самолёте имеется 9 узлов подвески. В состав вооружения входят как управляемые, так и неуправляемые авиационные средства поражения массой до 4000 кг: 7,62-12,7-мм пулемёты, 20-мм пушки, блоки с 70-мм НАР и бомбы массой до 227 кг, а также управляемые ракеты «воздух – земля» с лазерным наведением AGM-114M Hellfire и Roketsan Cirit.

Применение управляемых боеприпасов обеспечивал оптоэлектронный прицельный комплекс AN/AAQ 33 Sniper xr, работающий в видимом и ИК-диапазонах. Для наблюдения и поиска целей предназначена комбинированная (ИК и телевизионная) камера L3 Wescam MX-15Di. Она размещена в нижней передней полусфере на турельной установке и оборудована линией связи «самолёт – земля», работающей в защищённом режиме с приемниками видеосигнала ROVER, что позволяет передавать изображение в режиме реального времени. Экипаж самолёта имеет возможность осуществлять поиск, обнаружение, распознавание и автоматическое сопровождение наземных (надводных) целей на дальностях 15-20 км в любых погодных условиях и в любое время суток, их подсветку лазером и наведение управляемого авиационного оружия.

После презентации AT-802U был передан действовавшему в Колумбии подразделению американского Управления авиации Бюро по борьбе с наркотиками (также известно как INL Air Wing). Самолёт прошел обкатку в «полевых условиях», однако подробности не раскрывались.

Вслед за разведывательно-ударным Sky Warden свет увидел самолёт Аrchangel BPA, над которым также поработали специалисты компании IOMAX. Базой для этой машины стал сельскохозяйственный самолёт Thrush 710, который конструктивно очень близок к Air Tractor AT-802, но имеет лучшие лётные данные. Самолет Thrush 710 развивает большую на 35 км/ч скорость и имеет лучшее соотношение веса полезной нагрузки и запаса топлива.


Выставочный образец самолёта Аrchangel BPA

«Архангел» с взлетной массой 6720 способен на крейсерской скорости 324 км/ч покрыть 2500 км и патрулировать в воздухе с боевой нагрузкой до 5 часов. Он предназначен для самостоятельного поиска и уничтожения небольших групп боевиков, когда применение боевых вертолётов, реактивных истребителей или штурмовиков затруднено с точки зрения боевой эффективности или нецелесообразно по экономическим соображениям.

Основной упор при создании этого самолёта был сделан на применение высокоточного оружия — он не несёт пушек и пулемётов. На шести подкрыльевых узлах подвески может быть размещено до 16 70-мм ракет Cirit с лазерной системой наведения, до 12 ракет AGM-114 Hellfire, до шести управляемых авиабомб JDAM или Paveway II / III / IV. «Архангел» в ударном варианте способен принять больше оружия на внешних подвесках, чем любой другой самолёт аналогичной весовой категории.


По сравнению с «Небесным хранителем», самолёт «Архангел» оборудован более совершенным БРЭО и может нести контейнер с электронно-оптической разведывательно-поисковой аппаратурой производства FLIR Systems. На «Архангеле» имеется централизованная система датчиков предупреждения о высокочастотном и лазерном облучении, а также пуске зенитных ракет.

На самолёте модификации Аrchangel ВРА Block I двухместная кабина с тандемным расположением экипажа оснащена двойным управлением и цветными многофункциональными индикаторами у пилота и оператора в задней кабине.


По возможности применения управляемого вооружения и ведению разведки «Архангел» существенно превосходит «Небесного хранителя», который изначально создавался как классический противопартизанский самолёт и имеет не столь совершенное БРЭО. Благодаря наличию развитого прицельно-разведывательного электронного комплекса, «Архангел» может быть одинаково эффективен в тайных операциях, при оказании непосредственной авиационной поддержки и в рутинных патрульных полётах. Большая часть бронезащиты на Аrchangel BPA сделана быстросъёмной и монтируется в зависимости от характера выполняемого задания. Сообщается, что некоторые элементы защиты могут держать попадания 12,7-мм пуль, выпущенных с дистанции 500 м.

В июле 2014 года состоялся первый полёт разведывательно-ударного самолёта модификации Archangel Block 3, внешне существенно отличающейся от ранних вариантов. Этот летательный аппарат имеет улучшенную аэродинамику и внешне сильно напоминает немецкий пикирующий бомбардировщик Ju 87 периода Второй мировой.


Разведывательно-ударный турбовинтовой самолёт Аrchangel ВРА Block III

Аrchangel ВРА Block III получил «стеклянную кабину» и ещё более совершенный прицельно-навигационный комплекс и вооружение. Двухместная кабина пилота и оператора вооружения сдвинуты и приподняты, что улучшило обзор вперед и вниз. Это также освободило пространство в хвостовой части фюзеляжа для размещения электронных блоков БРЭО и другого оборудования. Более рациональная компоновка позволила увеличить объём топливных баков, что положительно сказалось на продолжительности полёта.

В распоряжении пилота Аrchangel ВРА Block III появился комплект авионики CMC Esterline Cockpit 4000, совместимой с аппаратурой ночного видения. В кабине оператора вооружения установлены три многофункциональных дисплея и передняя панель управления UFCP. Для наблюдения и поиска целей используется подвесной контейнер с интегрированной оптоэлектронной системой L3 Wescam MX-15 / Star SAFIRE 380 HLD, способной работать в условиях плохой видимости и ночью.


Особое внимание было уделено защите от средств ПВО, которые могут иметься в распоряжении повстанческих группировок. По сравнению с AT-802U, тепловая заметность самолёта существенно снижена, что должно уменьшить вероятность захвата ИК ГСН переносных зенитных ракетных комплексов. При выполнении полётов в районах с высоким риском применения современных ПЗРК, кроме тепловых ловушек, может использоваться подвесной контейнер TERMA AN / ALQ-213 с лазерной аппаратурой, ослепляющей головку самонаведения.


Подвесной контейнер противодействия ракетам с тепловым наведением TERMA AN / ALQ-213

Аппаратура TERMA AN / ALQ-213, сопряженная с БРЭО самолёта, в автоматическом режиме обнаруживает пуск ЗУР, радиолокационное и лазерное облучение, осуществляет отстрел радиолокационных и тепловых ловушек, а также помогает построить манёвр уклонения.

Новейшая модификация «Архангела», оснащенная совершенной разведывательно-поисковой аппаратурой, способна обнаруживать цели и уничтожать их управляемым оружием, не входя в зону действия систем ПВО малой дальности. В то же время Аrchangel ВРА Block III является весьма дорогим самолётом, не доступным небогатым государствам «третьего мира». В полной комплектации его цена в 2017 году составляла более $22 млн, а стоимость лётного часа – почти $800. Кроме того, в силу экспортных ограничений, налагаемых американским правительством, не все страны могут приобрести самолёт с такими электронными системами и вооружением.

Специально для государств, стеснённых в средствах и находящихся под санкциями, ограничивающими поставки высокотехнологичных изделий оборонного назначения, болгарская компания LASA на базе сельскохозяйственного Trush 510G создала лёгкий противопартизанский штурмовик T-Bird, впервые представленный на аэрокосмической выставке Paris Air Show-2017.


Самолёт T-Bird, представленный на аэрокосмической выставке Paris Air Show-2017

Одноместный штурмовик T-Bird оснащён относительно простым прицельно-поисковым электронным оборудованием, созданным австрийской фирмой Airborne Technologies, включающим в себя подвесной контейнер Self Contained Aerial Reconnaissance (SCAR), дисплеи отображения информации и коммуникационный комплекс Airborne Lynx Command and Control System. Концепция самолёта в основном ориентирована на применение дешевых неуправляемых ракет и бомб, а также стрелково-пушечного вооружения. Заявлено, что кабина и ряд важных узлов защищены от пуль винтовочного калибра, выпущенных с дистанции 300 м.

С учётом специфики применения самолётов такого назначения достоверных данных о поставках ударно-разведывательных машин, созданных на базе сельскохозяйственных самолётов AT-802, Trush 510G и Thrush 710, нет. Однако эти боевые самолёты всё же регулярно попадают в объективы камер журналистов, присутствующих в зоне проведения военных операций в разных частях мира.


Помимо американского антинаркотического ведомства эксплуатантами являются ОАЭ, Египет и Иордания. Также известно, что «сельскохозяйственные штурмовики» использовались в боевых действиях на территориях Йемена и Ливии. В 2018 году двенадцать самолётов Аrchangel ВРА приобрела Кения. По неподтверждённым данным, антипартизанские самолёты замечены в Анголе, Нигере, Судане и Кот-д'Ивуаре. Несмотря на то, что в российском сегменте Интернета над «сельскохозяйственными штурмовиками», как и над истребителем F-35, принято иронизировать, устойчивый спрос на эти машины на мировом рынке вооружений имеется. Известно, что одних только AT-802U Sky Warden продано не менее 38 единиц.


Какое-то количество таких боевых самолётов имеется в распоряжении частных военных компаний, действующих по контракту с правительствами стран, борющихся с разного рода вооруженными группировками. С учётом того, что «частные» штурмовики зачастую не несут никаких опознавательных знаков и иногда наносят удары по населённым пунктам в неконтролируемых правительственными силами районах – это вызывает вопросы правого характера.

Создание самолёта OA-1K Skyraider II, его характеристики, возможности, и зачем он нужен Израилю


Хотя на базе американских сельскохозяйственных «воздушных тракторов» было создано несколько отличающихся друг от друга составом БРЭО, вооружения, защищённостью и лётными данными боевых самолётов, работы в этом направлении не прекратились.

В августе 2022 года Командование специальных операций США выбрало представленный совместно компаниями L3Harris и Air Tractor самолёт AT-802U Sky Warden для закупок в рамках программы Armed Overwatch (Вооруженный дозор). Всего на выпуск 75 единиц было запланировано выделение более $3 млрд. В качестве аванса производитель получил $170 млн для постройки шести самолётов первой серийной партии.

Предусматривалось, что такой самолет, задействованный в «неконвенциальных боевых действиях» будет оказывать непосредственную поддержку с воздуха, наносить точечные удары, осуществлять вооруженную разведку и наблюдение, обеспечивать передовое наведение «больших самолётов» и координацию действий отдельных групп спецназа. Однако уже в 2023 году сообщалось, что количество запланированных к приобретению самолётов снижено до 63 единиц. На этом фоне звучали голоса скептиков, предрекавших, что программа Armed Overwatch будет свёрнута. Но в апреле 2025 года стало известно, что компания L3Harris Technologies поставила Командованию специальных операций военно-воздушных сил США (United States Air Force Special Operations Command – AFSOC) первый разведывательно-ударный турбовинтовой самолет, получивший в ВВС США официальное обозначение OA-1K Skyraider II.


Самолёт OA-1K Skyraider II

По БРЭО и вооружению OA-1K Skyraider II близок к самолёту Аrchangel ВРА Block III, но в состав средств связи введена спутниковая аппаратура позволяющая транслировать данные и получать целеуказание в реальном режиме времени. При максимальной взлётной массе 7260 кг и использовании подвесных баков практическая дальность превышает 2400 км. Боевой радиус – 1275 км. ТВД Pratt & Whitney PT6A-67F с взлётной мощностью 1600 л.с. обеспечивает максимальную скорость полёта 395 км/ч. Крейсерская скорость – 330 км/ч. Скорость сваливания – 169 км/ч. Практический потолок – 3000 м. Длина самолёта – 11,4 м. Размах крыльев – 18,06 м. Благодаря прочным стойкам неубирающегося шасси и колёсам большого диаметра имеется возможность действовать со слабо подготовленных взлётно-посадочных полос.


Для подвески вооружения, контейнеров с прицельно-поисковой аппаратурой и системами противодействия средствам ПВО имеется десять внешних узлов. В отличие от самолёта Аrchangel ВРА, не несущего стрелково-пушечного вооружения, предусмотрена подвеска 12,7-мм пулемётов или 20-мм пушек в контейнерном исполнении, что, безусловно, расширяет круг решаемых задач.

Сборка самолетов осуществляется на предприятии Air Tractor в городке Олни (штат Техас), после чего они перегоняются для дооборудования электронными системами в производственный центр L3Harris на территории аэропорта в городе Талса (штат Оклахома).


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты AT-802 на предприятии Air Tractor в Олни. Снимок сделан в декабре 2023 года

Американские источники пишут, что первая партия самолетов OA-1K поступит на вооружение 17-й эскадрильи 492-го крыла специальных операций AFSOC, дислоцированной на авиабазе Уилл Роджерс ВВС Национальной гвардии в Оклахоме.

24 октября 2025 года новостные агентства опубликовали информацию, что в Оклахоме при выполнении тренировочного полёта потерпел аварию самолет OA-1K Skyraider II.


Находившиеся на борту два члена экипажа: один гражданский подрядчик и один военнослужащий ВВС США – в лётном происшествии не пострадали.

Противопожарная служба Израиля уже имеет опыт эксплуатации четырнадцати самолетов AT-802F, которые зарекомендовали себя очень хорошо. Но у многих вызвало удивление известие о том, что в середине октября 2025 года американская компания L3Harris и израильская Israel Aerospace Industries (IAI) объявили о заключении партнерского соглашения по адаптации ударного самолета OA-1K Sky Warden для ВВС Израиля. Модифицированная версия, получившая обозначение Blue Sky Warden, должна быть оснащена оборудованием и вооружением, соответствующим требованиям израильского военного ведомства.


Заявлено, что израильская сторона, получив базовые самолёты, самостоятельно займется интеграцией собственных бортовых систем и специального оборудования на платформу Blue Sky Warden, как это уже было с истребителем 5-го поколения F-35A.

Tурбовинтовой самолет будет оснащен бортовым компьютером IAI с открытой архитектурой для размещения израильского программного обеспечения и специальных функций. Компания IAI поставит и интегрирует свое бортовое оборудование, а также проведет летные испытания и мероприятия по проверке летной годности совместно с Министерством обороны и ВВС Израиля.

С учётом того, что Израиль имеет самые мощные и современные ВВС на Ближнем Востоке, возникает вопрос – зачем ему нужны переделанные в боевые машины «кукурузники»?

На мой взгляд, возможно два варианта использования «Хранителей синего неба». После событий 7 октября 2023 года, когда вооружённые палестинцы, возглавляемые ХАМАС, проникли на территорию Израиля из сектора Газа, и последовавшей ответной израильской военной операцией, а также обмена ударами с Ираном, в Израиле приняли решение продлить срок службы вертолётов AH-64 Apache. Хотя ранее с целью экономии финансовых ресурсов «Апачи» предполагалось списать, эти машины продемонстрировали востребованность при поддержке пехотных подразделений в секторе Газа и в ходе отражения налётов иранских «Шахедов».

По сравнению с боевым вертолётом турбовинтовой Blue Sky Warden способен дольше патрулировать в воздухе и нести более совершенные системы разведки и наблюдения, а также большую боевую нагрузку широкого ассортимента. Кроме того, стоимость лётного часа турбовинтового самолёта многократно ниже, чем у «Апача».

С учётом того, что сектор Газа находится совсем рядом, использование реактивных F-16 и F-35 для нанесения авиаударов по заявкам Сухопутных войск и для уничтожения целей, выявленных беспилотниками, зачастую является избыточным и очень накладным для бюджета. Ведь совсем не обязательно сносить тяжелой авиабомбой жилой дом, в одной из квартир которого засел снайпер, когда можно уничтожить его одиночным пуском компактной и относительно дешевой управляемой ракеты или «прочесать» помещение из крупнокалиберных пулемётов.

При условии оснащения турбовинтовых самолётов оптимальными для этого контейнерными оптоэлектронными системами или поисковыми радиолокаторами, а также подходящим для уничтожения воздушных целей недорогим вооружением, «Хранители синего неба» могут стать очень эффективными перехватчиками дронов-камикадзе. Помимо пулемётно-пушечного вооружения для борьбы с БПЛА могут использоваться бюджетные ракеты с лазерным наведением, созданные на базе 70-мм НАР.
99 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    28 октября 2025 03:40
    Нам бы тоже пригодился такой самолёт, против БПЛА противника.
    1. +7
      28 октября 2025 05:53
      Да не только против БПЛА, поддержка на поле боя реактивными самолетами, сегодня, неэффективна. Вертолеты вообще только с кабрирования валят по площадям из-за горизонта.
      А подобный штурмовик может приличное время висеть в зоне БД и, при необходимости, быстро откликнуться для поддержки.
      В отличии от БПЛА и вертолета он практически неуязвим для стрелкового оружия и тем более РПГ, попасть в него из гранатомета нереально, понятно, что и БПЛА его сбить маловероятно. Намного дешевле вертолетов в производстве и эксплуатации.
      Учитывая наш опыт в создании штурмовиков, сделать современный ИЛ-2 нам вполне по силам. Движки стали намного мощнее, материалы прочнее и легче, защиты от воздушного нападения не надо, врагов в воздухе, в виде истребителей, у него над ЛБС не будет.
      Запустить массово в производство, для уничтожения дронов и поддержки пехоты. дешево и сердито.
      1. +9
        28 октября 2025 06:50
        Цитата: Evgeny64
        А подобный штурмовик может приличное время висеть в зоне БД
        До первого ПЗРК...
        1. +4
          28 октября 2025 07:02
          ПЗРК, сейчас, мало кто таскает с собой на опорники, нет необходимости. Авиация на поле боя практически исчезла, как существенная опасность. Да и бронированному тихоходному и маневренному штурмовику увернуться от ракеты проще, а в случае поражения высока вероятность свалить "домой". Ракета сбивает не прямым попаданием, тот же ИЛ-2 куда более живуч был-бы, при поражении осколками, чем современные самолеты и вертолеты, да и выхлоп у него существенно "холоднее", тепловые ловушки есть, опять-же.
          В общем, причин ничего не делать всегда достаточно, и танки до первого дрона, и артиллерия до первого РСЗО, и БМП до первой мины, и т.д.
          Только солдат до первой пули в этом ряду стоит отдельно, его мнения никто не спросил, что ему нужнее, дробовик с детектором или прикрытие с воздуха, или все-же все вместе belay
          1. +7
            28 октября 2025 07:47
            Pratt & Whitney Canada PT6

            А вот этот двигатель 50-х годов разработки, мы не можем скопировать?

            ПС. Автору- респект, отличная информативная статья.
            1. -5
              28 октября 2025 08:02
              Смысл... есть свои отличные движки. Типа ВК-2500 (глубокая модификация ТВ3-117), правда он мощнее в пять раз, зато полностью свой, серийный и один из самых надежных движков в мире (с учетом его "дедушки" ТВ3-117). Лишняя мощность для штурмовика пригодится, все-же броня, вооружение.
              Если нет, то ВК-800, самое то, правда он еще "в процессе испытаний", но это вопрос риторический, для пассажирских самолетов он может испытываться еще пару лет (пока еще самого самолета нет), а для военного можно спокойно производить, ибо он реально летает.
          2. +9
            28 октября 2025 10:21
            Цитата: Evgeny64
            ПЗРК, сейчас, мало кто таскает с собой на опорники, нет необходимости. Авиация на поле боя практически исчезла, как существенная опасность.

            Вы сами назвали причину отсутствия ПЗРК: нет целей.
            Появятся "тракторы" - пехота опять будет таскать ПЗРК.
            Цитата: Evgeny64
            Ракета сбивает не прямым попаданием

            "Старстрик" смотрит на это заявление с недоумением.
          3. +2
            29 октября 2025 22:54
            Цитата: Evgeny64
            ПЗРК, сейчас, мало кто таскает с собой на опорники, нет необходимости. Авиация на поле боя практически исчезла, как существенная опасность.

            Прекратилось классическое использование Су-25 именно потому что огромное количество ПЗРК. Появятся "Айртракторы", снова "на опорники" притащат в большом количестве ПЗРК.

            У нас сегодня нет готового сельскохозяйственного самолёта с ТВД 1600-2500 л.с. который можно было бы срочно переделать в штурмовик. Таким образом никакой винтовой штурмовик на СВО точно не успеет.

            Данные самолёты демонстрируют высокую боевую живучесть лишь при боевом применении против иррегулярного противника. Против регулярных ВС те же Ил-2 примерно из каждого третьего боевого вылета возвращались с боевыми повреждениями, а по итогам всей войны продемонстрировали среднюю боевую живучесть 54 боевых вылета на одну потерю, наименьшую среди боевых самолётов ВВС РККА отвоевавших всю войну.

            Турбовинтовой УТС-800 Уральского завода гражданской авиации безусловно стоит вооружить пулемётами для возможного решения им задачи перехвата многочисленных малоскоростных БЛА-камикадзе противника, но это самолёт другого класса. К созданным на основе сельскохозяйственных самолётов 6-7 тонным турбовинтовым штурмовикам с ТВД от 1600 л.с. он никакого отношения не имеет.
        2. 0
          28 октября 2025 17:56
          Т.е. более медленный и менее маневренный ударный вертолет не "до первого ПЗРК"? Чет только во Вьетнаме, Йемене, Афгане это самое "до первого ПЗРК" у местных не получилось.
          По сути эти штурмовики - это экономичная версия ударного вертолета: подцепить 1-2 УМПК с ФАБ-50 или 100 и/или несколько управляемых ракет и будет тот же условный Ми-28/Апач.
          1. 0
            29 октября 2025 23:15
            Цитата: Blackgrifon
            Т.е. более медленный и менее маневренный ударный вертолет не "до первого ПЗРК"?

            На Ми-28НМ стоит лазерная система оптико-электронного подавления (ЛСОЭП) ГСН ЗУР ПЗРК. Ни одной потери Ми-28НМ от ракет ПЗРК до настоящего момента не зафиксировано. ЛСОЭП стоит так же на истребителе Су-57. Поставить ЛСОЭП на штурмовика Су-25СМ3 так и не удалось, там вроде как бортового электропитания и места в фюзеляже для этого не хватает. В результате Су-25 всех модификаций сегодня применяются для пусков НАР с кабрирования по площадям.

            Безусловно ЛСОЭП можно поставить и на турбовинтовой штурмовик. Только у нас нет турбовинтового сельскохозяйственного самолёта который можно было бы срочно переделать в самолёт-штурмовик. Да и противник наш сегодня располагает не только лишь ПЗРК, как повстанческо-партизанские группировки, с которыми призваны были бороться переделанные из сельхозсамолётов турбовинтовые штурмовики.

            С учетом же того что те же хуситы справились с созданием малогабаритного ЗРК использующего устаревшие УРВВ Р-27ТЭ и с помощью таких ЗРК сбили и повредили несколько сверхзвуковых реактивных истребителей и существенное количество турбовинтовых ударных БЛА, тех же американских MQ-9 Reaper, действовавших выше зоны досягаемости ракет ПЗРК, уже скоро такие вот переделанные из сельскохозяйственных самолётов турбовинтовые штурмовики с УАБ можно будет относительно безопасно применять лишь против самых не креативных и плохо финансируемых иррегулярных вооруженных группировок. Те кто побогаче, с "крышей" получше, или придумают, или купят что-то подальнобойнее чем обычные ПЗРК. Вариантов уже достаточно - от использования с земли в качестве зенитной ракеты УРВВ Р-27ТЭ до иранских барражирующих ЗУР "З58":

            https://en.wikipedia.org/wiki/358_missile

            А прятаться от таких средств поражения на высотах 5-15 метров, как ударные вертолёты, турбовинтовые штурмовики не могут. У них минимальная высота полёта всё же несколько повыше чем 5-15 метров над пейзажем.
            1. -2
              30 октября 2025 09:42
              По таким тихоходам можно и ПТУРы запускаемые через ствол на танках Т-72/80/90, БМП-3 и малогабаритный 82 мм "Булат" приспособить. При соответствующей системе наведения и управления огнём, их дальности и скорости полета в 250 м/с будет достаточно.
              1. -1
                30 октября 2025 11:00
                Цитата: СергейАлександрович
                По таким тихоходам можно и ПТУРы запускаемые через ствол на танках Т-72/80/90, БМП-3 и малогабаритный 82 мм "Булат" приспособить.

                Вообще много вертолётов сбили ПТУРами запускаемыми через ствол?
                1. 0
                  30 октября 2025 11:52
                  На данный момент, они для этого и не приспособлены. Хотя ПТУРами можно и нужно сбивать вертолеты и крупные беспилотники.
                  1. -2
                    30 октября 2025 14:56
                    Цитата: СергейАлександрович
                    На данный момент, они для этого и не приспособлены. Хотя ПТУРами можно и нужно сбивать вертолеты и крупные беспилотники.

                    lol
                    1. 0
                      30 октября 2025 15:02
                      Оля, или муж Оли, читайте, вам будет полезно.
                      Выстрел унитарного заряжания "Аркан" 3УБК23-3 предназначен для поражения современных танков, оснащенных динамической защитой, малоразмерных целей типа ДОТ, ДЗОТ, а также малоскоростных низколетящих целей или зависающих вертолетов при стрельбе из 100-мм орудия-пусковой установки БМП-3.
                      1. -2
                        30 октября 2025 15:28
                        Цитата: СергейАлександрович
                        Оля, или муж Оли, читайте, вам будет полезно.

                        Вам до моего мужа по знаниям как до луны! И он повертел пальцем у виска когда ваши комменты читал! wassat
                        Цитата: СергейАлександрович
                        Выстрел унитарного заряжания "Аркан" 3УБК23-3 предназначен...зависающих вертолетов

                        Мало ли, что где написано. Практика критерий истины. В реальности использовать существующие ПТУРы запускаемые из орудия против воздушных целей не кому не удавалось. no
                      2. -1
                        30 октября 2025 20:01
                        Особенно если учесть, что воздушных целей со стороны Украины было совсем немного. Но, даже при этом, был случай уничтожения украинского вертолёта выстрелом из танковой пушки.
                      3. -1
                        31 октября 2025 01:39
                        Цитата: СергейАлександрович
                        Но, даже при этом, был случай уничтожения украинского вертолёта выстрелом из танковой пушки.

                        Вас не затруднит источником информации поделиться?
                      4. -1
                        31 октября 2025 09:18
                        Ищите, да обрящете, по Пятницам не подаю. Информация была и есть в свободном доступе. Как и нет точной информации, был ли это управляемый снаряд (и такие бывают), или ПТУР, или обычный осколочно-фугасный.
                      5. -1
                        31 октября 2025 09:34
                        Цитата: СергейАлександрович
                        Ищите, да обрящете, по Пятницам не подаю.

                        А вот хамить не надо!
                        Цитата: СергейАлександрович
                        Информация была и есть в свободном доступе.

                        Но вы этой информацией поделиться не в состоянии? Впрочем, иного я и не ожидал.
                      6. 0
                        30 октября 2025 16:59
                        Цитата: СергейАлександрович
                        Оля, или муж Оли, читайте, вам будет полезно.

                        Я не одобряю стиля общения моей жены, но Оля всегда была остра на язык, в том числе и со мной, и контролировать это я не могу. Но ей надо отдать должное, если она чего-то не знает, то не стесняется спрашивать.
                        Цитата: СергейАлександрович
                        также малоскоростных низколетящих целей или зависающих вертолетов при стрельбе из 100-мм орудия-пусковой установки БМП-3.

                        Цитата: СергейАлександрович
                        Хотя ПТУРами можно и нужно сбивать вертолеты и крупные беспилотники.

                        Сергей, вам не кажется, что между летящим БПЛА и зависшим вертолётом есть некоторая разница?
                        Кроме того, прицелы и приборы наблюдения бронетехники очень мало подходят для обнаружения и стрельбы даже "по зависшим" по воздушным целям.
                      7. 0
                        30 октября 2025 19:59
                        Если бы вы внимательно прочли мои комментарии, то могли заметить, что говорится о приспособлении ПТУР запускаемых через ствол. И более того внимательно прочтите выдержку, там не про зависшие вертолеты, а про малоскоростные низколетящие цели. И какой такой ещё прицел вдруг оказался дополнительно нужен? Нафантазировать можно много чего, особенно, если не быть знакомым с современными прицелами на БМП.
                        В отличие от БМП-1/2 там объединено управление ПТУР и пушкой.
                        Если для ПТУРа Атака разработаны ракеты против низколетящих целей, то нечто подобное можно и для танка и для БМП подготовить.
                        Полагаю, что вы абсолютно не знакомы и не были знакомы с ПТУР на БМП и её прицелами.
                      8. 0
                        31 октября 2025 01:37
                        Цитата: СергейАлександрович
                        Нафантазировать можно много чего, особенно, если не быть знакомым с современными прицелами на БМП.

                        А вы знакомы? Может быть статью на эту тему напишите?
                        Но если откровенно, полную фигню несёте! fool
                      9. 0
                        31 октября 2025 09:16
                        Если откровенно, это вы совершенно не в теме и несёте фигню, взаимно.
                      10. 0
                        31 октября 2025 09:32
                        Цитата: СергейАлександрович
                        Если откровенно, это вы совершенно не в теме и несёте фигню, взаимно.

                        Желаете пообщаться предметно?
                        Расскажите пожалуйста, про возможности сопровождения СУО БМП-3 в автоматическом режиме воздушных целей летящих со скоростью 120 м/с и их своевременного обнаружения? Какой угол зрения у по вертикали и горизонтали у прицела и есть ли у него тепловизионный канал? Как вы предполагаете поражать воздушные цели ракетой не оснащённой неконтактным взрывателем и какую эксплуатационную перегрузку выдерживает ракета ракета 9М117М1-1 ?
                        С нетерпением жду ответа!
                      11. -1
                        31 октября 2025 09:59
                        Поищите в интернете. Может и найдёте там нужную вам информацию.
                        Подход, когда не вникая в суть вопроса, сразу объявляется прицел и ракета непригодным как-то мне кажется неправильным.
                        Изучите и предметно докажите, что ни прицел ни ПТУР непригодны, так будет правильнее. Пока же информация, имеющаяся в свободном доступе говорит об обратном.
                      12. 0
                        31 октября 2025 10:21
                        Цитата: СергейАлександрович
                        Поищите в интернете.

                        Невозможно найти то, чего нет.
                        Цитата: СергейАлександрович
                        Изучите и предметно докажите, что ни прицел ни ПТУР непригодны, так будет правильнее.

                        С чего я вам должен, что-то доказывать, если вы утверждаете, что ПТУР могут легко бороться с воздушными целями. Бремя доказательства лежит на том, кто что-то утверждает. Я и так знаю, что ПТУР для этого не пригодны.
                        Цитата: СергейАлександрович
                        Пока же информация, имеющаяся в свободном доступе говорит об обратном.

                        Информация находящаяся в свободном доступе говорит о том, что для борьбы с воздушными целями нужны специализированные системы. Врать не надо!
            2. -1
              30 октября 2025 14:12
              По защитным средствам, согласен. Но это дело техники.

              Цитата: АлександрА
              сбили и повредили несколько сверхзвуковых реактивных истребителей и существенное количество турбовинтовых ударных БЛА, тех же американских MQ-9 Reaper, действовавших выше зоны досягаемости ракет ПЗРК

              Согласен. Но вот ни один турбовинтовик ими не заявлен. Хотя применяют активно.

              Цитата: АлександрА
              А прятаться от таких средств поражения на высотах 5-15 метров, как ударные вертолёты, турбовинтовые штурмовики не могут. У них минимальная высота полёта всё же несколько повыше чем 5-15 метров над пейзажем.

              Так им и не надо на передок лезть - как вертушки выпустили с безопасного расстояния фаб/ракету и ушли к себе.

              Самая большая проблема, что у нас такой машины. Только-только появился УТС-800.
              1. +1
                30 октября 2025 17:17
                Цитата: Blackgrifon
                Согласен. Но вот ни один турбовинтовик ими не заявлен. Хотя применяют активно.


                https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_aviation_shootdowns_and_accidents_during_the_Saudi_Arabian-led_intervention_in_Yemen

                В 2017 году потерян один AT-802U ВВС ОАЭ. Хотя и считается что не от огня противника.

                А так то в небе Йемена одних американских ударных БЛА MQ-9 Reaper сбито 23. Они тоже турбовинтовые и тактика их боевого применения предусматривает полёты над районом боевых действий выше зоны досягаемости ракет ПЗРК.
                Самая большая проблема, что у нас такой машины. Только-только появился УТС-800.

                По моему все эти турбовинтовые штурмовики переделанные из сельхозсамолётов - на глазах устаревающее решение. Их постепенно заменяют турбовинтовые ударные БЛА. Ведь такому БЛА тоже можно выпустить с безопасного расстояния ракету или планирующую бомбу и удалиться.

                Тот же MQ-9A может нести до 8 ракет AGM-114, или 4 ракеты и две УАБ.

                Самолёт OA-1K Skyraider II имеет преимущество над ударным БЛА MQ-9A как самолёт передового воздушного авианаводчика координирующего удары авиации находясь "прямо на месте", в воздухе, в районе боевых действий, но не как ударный ЛА.
                1. -1
                  30 октября 2025 19:34
                  Цитата: АлександрА
                  В 2017 году потерян один AT-802U ВВС ОАЭ. Хотя и считается что не от огня противника.

                  Интересно.
                  Цитата: АлександрА
                  По моему все эти турбовинтовые штурмовики переделанные из сельхозсамолётов

                  Согласен. Машины созданные изначально в военных целях или как УТС/УБС более предпочтительны. Хотя бы по живучести.
                  Цитата: АлександрА
                  Их постепенно заменяют турбовинтовые ударные БЛА. Ведь такому БЛА тоже можно выпустить с безопасного расстояния ракету или планирующую бомбу и удалиться.

                  Скорее дополнят. Час полета, все равно оставался, по заявлениям янки турбовинтовика дешевле, чем у ударной вертушки и дрона. а и скорость реакции пилота на обстановку выше, требования к инфраструктуре тоже ниже, нет проблем с РЭБ.
                  Собственно уже то, что час их полета ниже чем у прочих, при лучшей живучести, а пилота легче обучить (да и как показала ВМВ, быстрее) - это огромный плюс такого класса машин.

                  Собственно мое мнение таково, что плюс турбовинтовых машин сейчас в дешевизне (в сравнении с ударными вертушками, аналогичными по размеру дронами), меньших требованиях к пилотам, отсутствию привязки к инфраструктуре (в сравнении с тяж.дронами), устойчивость перед РЭБ, скорость реакции на обстановку (в т.ч. на угрозы). Как дешевое и массовое дополнение к парку армейской авиации (грубо говоря 1000-1500 "лишних" ударных машин) они никому не помешают.
                  1. 0
                    30 октября 2025 20:15
                    Цитата: Blackgrifon
                    Согласен. Машины созданные изначально в военных целях или как УТС/УБС более предпочтительны. Хотя бы по живучести.

                    На мой взгляд это сложный, многофакторный вопрос. Если сравнить машины с ТВД одинаковой мощности, скажем EMB-314 Super Tucano и OA-1K Skyraider II, то у созданного на основе турбовинтового УТС штурмовика Super Tucano безусловно значительно выше ЛТХ в сравнении с переделкой из сельхозсамолёта OA-1K Skyraider II у которой даже опоры шасси не убираются.

                    При этом ЛТХ, в смысле, более высокая скорость и горизонтальная/вертикальная маневренность, кардинально снижают вероятность поражения огнём стрелкового оружия и МЗА, а не ракетами ПЗРК.

                    Кардинально снизить вероятность поражения ракетами ПЗРК с ИК ГСН сегодня может лишь установка лазерной СОЭП. А переход с неуправляемых АСП на всё более дальнобойные УР и УАБ выводит эти самолёты не только из зоны плотного огня стрелкового оружия и МЗА, но даже ПЗРК.

                    И получается что именно это сегодня самый важный фактор повышения боевой выживаемости данного класса ударных самолётов, а не их ЛТХ.
                    Скорее дополнят. Час полета, все равно оставался, по заявлениям янки турбовинтовика дешевле, чем у ударной вертушки и дрона.

                    Опять же сложный вопрос. По одной инфографике ВВС США против ИГИЛ получалось что стоимость час полёта БЛА MQ-9A - 4762 $, а стоимость часа полёта OV-10 Bronco - 1000 $.

                    С другой стороны:

                    https://edition.cnn.com/2016/03/11/politics/decades-old-planes-used-against-isis/index.html

                    "Хармер оценил стоимость полёта на более современных самолётах в 45 000 долларов за час, в то время как полёт на старом Bronco мог стоить менее 5000 долларов."

                    Да и всего 120 боевых вылетов вряд ли позволяют сделать однозначные выводы в данном случае.
                    Собственно мое мнение таково, что плюс турбовинтовых машин сейчас в дешевизне (в сравнении с ударными вертушками, аналогичными по размеру дронами), меньших требованиях к пилотам, отсутствию привязки к инфраструктуре (в сравнении с тяж.дронами), устойчивость перед РЭБ, скорость реакции на обстановку (в т.ч. на угрозы).


                    По дешевизне нет однозначной и масштабной статистики. То что дешевле боевых вертолётов - это видимо так. Вопрос лишь в том, на сколько дешевле. А то что дешевле ударных БПЛА... не однозначно, и видимо зависит от уровня "нафаршированности" современным БРЭО турбовинтового штурмовика.

                    Вопросы устойчивости ударных БЛА к воздействию РЭБ на их каналы связи с наземными операторами и скоростью реакции на изменение обстановки на поле сражения похоже ИИ на борту таких БЛА уже в обозримом будущем "порешает".

                    Ниша у пилотируемых турбовинтовых штурмовиков сегодня безусловно есть. Но на мой скромный взгляд ниша эта сокращается и в обозримом будущем такие пилотируемые штурмовики будут окончательно "сожраны" турбовинтовыми "противопартизанскими" БЛА самолётного типа со сходными ЛТХ и значительно большей продолжительностью боевого патрулирования.
            3. 0
              30 октября 2025 17:04
              Цитата: АлександрА
              те же хуситы справились с созданием малогабаритного ЗРК использующего устаревшие УРВВ Р-27ТЭ и с помощью таких ЗРК сбили и повредили несколько сверхзвуковых реактивных истребителей и существенное количество турбовинтовых ударных БЛА

              Относительно "нескольких" истребителей и "существенного" количество БПЛА сбитых при помощи Р-27ТЭ вы не вполне правы.
              А ссылаться на Вику не слишком корректно. Так себе источник.
              1. 0
                30 октября 2025 17:29
                Цитата: Bongo
                Относительно "нескольких" истребителей и "существенного" количество БПЛА сбитых при помощи Р-27ТЭ вы не вполне правы.

                Отметились не только ПУ с ракетами Р-27Т или Р-27ТЭ, но и другие ЗРК, даже ЗРК "Квадрат".

                Если у Вас по потерям авиации в небе Йемена есть источник более точный и подробный чем этот:

                https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_aviation_shootdowns_and_accidents_during_the_Saudi_Arabian-led_intervention_in_Yemen

                В котором за 10 лет боевых действий упомянуты сбитыми в противостоянии с хуситами два Tornado IDS, один Mirage 2000, два F-16, один Су-24, поврежденными два F-15S... и конечно же 23 сбитых БЛА MQ-9.

                То пожалуйста приведите ссылку на этот источник.
                1. +1
                  31 октября 2025 01:47
                  Цитата: АлександрА
                  В котором за 10 лет боевых действий упомянуты сбитыми в противостоянии с хуситами два Tornado IDS, один Mirage 2000, два F-16, один Су-24, поврежденными два F-15S... и конечно же 23 сбитых БЛА MQ-9.

                  До этого вы писали:
                  Цитата: АлександрА
                  С учетом же того что те же хуситы справились с созданием малогабаритного ЗРК использующего устаревшие УРВВ Р-27ТЭ и с помощью таких ЗРК сбили и повредили несколько сверхзвуковых реактивных истребителей и существенное количество турбовинтовых ударных БЛА

                  Вы по прежнему будете настаивать, что все воздушные цели были поражены запущенными с земли Р-27 ?
                  Цитата: АлександрА
                  То пожалуйста приведите ссылку на этот источник.


                  https://topwar.ru/237544-sostojanie-istrebitelnoj-aviacii-i-nazemnyh-sil-pvo-jemena-do-nachala-vozdushnoj-kompanii-arabskoj-koaliciej-v-2015-godu.html

                  https://topwar.ru/237594-sredstva-pvo-husitov.html

                  При сборе материалов для этих публикаций Вика не использовалась.
                  1. 0
                    31 октября 2025 11:45
                    Цитата: Bongo
                    Вы по прежнему будете настаивать, что все воздушные цели были поражены запущенными с земли Р-27 ?

                    Не пойму где Вы во фразе: "...хуситы справились с созданием малогабаритного ЗРК использующего устаревшие УРВВ Р-27ТЭ и с помощью таких ЗРК сбили и повредили несколько сверхзвуковых реактивных истребителей и существенное количество турбовинтовых ударных БЛА"

                    увидели слово "все"?

                    Слова "несколько" и "существенное" (количество) не синонимы слову "все".

                    Где в приведённой Вами ссылке https://topwar.ru/237544-sostojanie-istrebitelnoj-aviacii-i-nazemnyh-sil-pvo-jemena-do-nachala-vozdushnoj-kompanii-arabskoj-koaliciej-v-2015-godu.html список ЛА сбитых с 2015-го по 2024-й год с датами и указанием чем был сбит данный ЛА?

                    Вы считаете что: "В силу высокой мобильности и многочисленности большую угрозу для авиации арабской коалиции представляли ПЗРК, малокалиберные зенитные автоматы и зенитные пулемётные установки. К концу 2015 года они уничтожили один марокканский F-16C, один бахрейнский F-16C, два саудовских AH-64A и до дюжины беспилотников." - это более подробный список сбитых ЛА чем за тот же 2015 год в:

                    https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_aviation_shootdowns_and_accidents_during_the_Saudi_Arabian-led_intervention_in_Yemen

                    Roundel of the airforce of Yemen 25 March 2015 – A Yemeni Airforce CASA CN-235M-300 cargo plane is destroyed in the ground on Al-Dulaimi Air Base, Sanaa International Airport by the Saudi led Coalition, during the opening day of Operation Decisive Storm.[1][2]
                    Roundel of the airforce of Yemen 25 March 2015 – A Yemeni Airforce Beechcraft Super King Air utility aircraft is destroyed in the ground on Al-Dulaimi Air Base by the Saudi led Coalition in the same incident.[1][2]
                    Roundel of the airforce of Yemen (2) 25 March 2015 – Two Yemeni Airforce Huey Bell 214 helicopters parked on the Al-Dulaimi Air Base, were destroyed in the ground by the Saudi led Coalition, during the opening day of Operation Decisive Storm.[1]
                    Roundel of the airforce of Yemen (5) 25 March 2015 – Saudi Coalition strikes destroyed Yemeni Airforce aircraft in their hangars at Sanaa International Airport and Al Anad Air Base, including four Su-22s ground attack fighters and one Mi-8 helicopter, during the opening hours of Operation Decisive Storm.[3][4]
                    Roundel of Saudi Arabia 26 March 2015 – During the opening strikes, a Royal Saudi Air Force F-15S crashed into the Gulf of Aden after circling around over the sea; its two pilots ejected safely and were recovered from the sea by a US Air Force HH-60G rescue helicopter. Arab coalition reports stated enemy fire did not cause the crash,[5] while Houthi and Iranian sources stated they shot it down.[6]
                    Roundel of Sudan 27 March 2015 – During the opening days of Operation Decisive Storm, Houthi forces said they shot down a Sudanese Air Force Su-24 in Yemen using a SA-2 missile.[7] Houthis published photos of a captured Sudanese pilot and the aircraft wreckage.[8][9]
                    Yemen late March 2015 – An Ilyushin Il-76TD cargo aircraft registration 7O-ADO of the Barash Aviation was destroyed by Saudi Coalition strikes in Sanaa International Airport.[10]
                    Roundel of the airforce of Yemen (2) 28 April 2015 – Two Yemeni Airforce MiG-29 were destroyed in Sanna Airport by Saudi Coalition airstrikes.[11]
                    Yemen 28 April 2015 – A Bombardier CRJ702ER airliner registration 7O-FAA of the Felix Airways was destroyed by Saudi Coalition strikes in Sanaa International Airport.[12]
                    Roundel of the airforce of Yemen 4 May 2015 – A Houthi–Saleh-led Government Ilyushin Il-76TD cargo plane was destroyed by Saudi Coalition strikes in Sanaa International Airport.[13]
                    Roundel of Saudi Arabia 7 May 2015 – Damaged or Destroyed – A Saudi Arabian Army Aviation Boeing AH-64 Apache helicopter made an emergency landing just inside the Yemeni territory in Najran, because of a technical failure.[14] The Houthis claimed they forced the helicopter down. The helicopter suffered minor damage according to Saudi officials.[15]
                    Roundel of Saudi Arabia 9 May 2015 – Claim – The Houthis claimed they shot down a Saudi Arabian Army Aviation Boeing AH-64 Apache helicopter in Baqem district in Sa'ada, capturing both pilots.[16]
                    Roundel of the Royal Moroccan Air Force 10 May 2015 – At 18:00 local time, a Royal Moroccan Air Force F-16C Block 52, serial number 08-8008, crashed in Saadah, while performing a mission as part of the Saudi-led intervention in Yemen. The pilot of a second F-16 said that he did not see any ejection. Originally missing for several hours,[17] on 11 May, Houthi rebels showed the crash site, located near Nushoor, Sa'ada.[18] They claimed they shot the jet down with anti-aircraft artillery fire[17] while the pilot was killed in the crash.[citation needed] Other sources claim the F-16 was shot down by anti-aircraft guns or MANPADS.[19][20]
                    Roundel of Saudi Arabia 3 August 2015 – A Saudi Arabian Seeker 400 is shot down in Al-Buqa, Saada.[21]
                    Roundel of Saudi Arabia 5 August 2015 – The Houthis claimed they shot down a Saudi Arabian Army Aviation Boeing AH-64 Apache helicopter in western province of Hajjah.[22] Saudi Arabian press denied the claim adding that the airframe made an emergency landing by a technical issue.[23]
                    Roundel of Saudi Arabia 21 August 2015 – A Saudi Arabian Army Aviation Boeing AH-64 Apache helicopter was lost near the Tawal border crossing in Jizan Region, both pilots were killed.[24] According to Saudi forces the chopper crashed, but according to Yemeni reports it was shot down.[25]
                    Roundel of the United Arab Emirates 21 August 2015 – Houthi forces shot down a Schiebel Camcopter S-100 operated by the United Arab Emirates Army in Dhubab.[26]
                    Roundel of Saudi Arabia 20 September 2015 – A Saudi Arabian Army Aviation Boeing AH-64 Apache helicopter was shot down.[27]
                    Roundel of Saudi Arabia 26 September 2015 – Claim – The Houthis claimed they shot down a Saudi Arabian Army Aviation Boeing AH-64 Apache helicopter in Jizan Region. No other sources confirmed or denied the claim.[28]
                    Roundel of the United Arab Emirates 25 October 2015 – Houthi forces shot down another Schiebel Camcopter S-100 operated by the United Arab Emirates Army in Al-Abdiyah.[26]
                    Roundel of Bahrain 30 December 2015 – An RBAF F-16C was lost in Jizan Region, Saudi Arabia. A military source reported that the pilot ejected and survived the crash. The F-16 was already in flames before hitting the ground as recorded on video.[29] The loss was initially attributed to a technical malfunction, but other sources claim the F-16 was instead shot down by anti-aircraft guns or MANPADS.[19][30][31]
                    При сборе материалов для этих публикаций Вика не использовалась.

                    Это Вы рассматриваете как достоинство этих двух публикаций?

                    P.S. Первое боевое применение ЗРК на основе ПУ с ракетами Р-27Т/Р-27ТЭ произошло отнюдь не в 2015 году. К примеру данное видео опубликовано на youtube 22 марта 2018 г.:



                    И да, реплика "На параде в сентябре 2022 года по площади в центре Саны прошли три тяжелых грузовика с пусковыми установками для ракет Р-27Т" к этому вот фото:

                    https://topwar.ru/uploads/posts/2024-03/s-r-27.webp

                    в статье https://topwar.ru/237594-sredstva-pvo-husitov.html "Средства ПВО хуситов" ошибочная.

                    На фото ракеты Р-27ТЭ, а не Р-27Т.
                    1. 0
                      31 октября 2025 11:48
                      Может быть вам стоит быть точней в формулировках и не столь многословным?
                      1. 0
                        31 октября 2025 12:39
                        Цитата: Bongo
                        Может быть вам стоит быть точней в формулировках и не столь многословным?

                        Видите какой большой комментарий я написал, вместо того чтобы в ответ на Вашу реплику: "Вы по прежнему будете настаивать, что все воздушные цели были поражены запущенными с земли Р-27 ?" написать: "Где Вы у меня нашли слово "все"?" wink

                        Честно говоря я до сих пор не могу понять почему моя реплика: "С учетом же того что те же хуситы справились с созданием малогабаритного ЗРК использующего устаревшие УРВВ Р-27ТЭ и с помощью таких ЗРК сбили и повредили несколько сверхзвуковых реактивных истребителей и существенное количество турбовинтовых ударных БЛА, тех же американских MQ-9 Reaper... уже скоро такие вот переделанные из сельскохозяйственных самолётов турбовинтовые штурмовики с УАБ можно будет относительно безопасно применять лишь против самых не креативных и плохо финансируемых иррегулярных вооруженных группировок."

                        Вылилась в столь пространные разъяснения моей позиции состоявшиеся после приписывания мне слов, которых я не писал. wink
                      2. 0
                        31 октября 2025 13:10
                        Цитата: АлександрА
                        УРВВ Р-27ТЭ и с помощью таких ЗРК сбили и повредили несколько сверхзвуковых реактивных истребителей и существенное количество турбовинтовых ударных БЛА, тех же американских MQ-9 Reaper.

                        Не?
                        Кстати, вы не интересовались, чей Су-24М сбили в Йемене и кто им управлял?
                      3. 0
                        1 ноября 2025 01:33
                        Цитата: Bongo
                        Не?

                        Не "все".
                        Цитата: Bongo
                        Кстати, вы не интересовались, чей Су-24М сбили в Йемене и кто им управлял?

                        Roundel of Sudan 27 March 2015 – During the opening days of Operation Decisive Storm, Houthi forces said they shot down a Sudanese Air Force Su-24 in Yemen using a SA-2 missile.[7] Houthis published photos of a captured Sudanese pilot and the aircraft wreckage.[8][9]

                        SA-2 - С-75. А управлял тем Су-24М из состава ВВС Судана явно невезучий экипаж.
                      4. 0
                        1 ноября 2025 06:07
                        Цитата: АлександрА
                        SA-2 - С-75.

                        Не факт...
                        Цитата: АлександрА
                        А управлял тем Су-24М из состава ВВС Судана явно невезучий экипаж.

                        Угу. yes
                        Но как эти Су-24М попали в Судан, и из какой страны был экипаж?
                      5. 0
                        1 ноября 2025 18:51
                        Цитата: Bongo
                        Не факт...

                        Ну во всяком случае НЕ комплексом использующим ракеты Р-27Т/Р-27ТЭ которые хуситы тогда ещё НЕ использовали.
                        Но как эти Су-24М попали в Судан, и из какой страны был экипаж?

                        Су-24М были поставлены в Судан по моему из Белоруссии. А кто был в кабине, мне честного говоря не очень интересно. Вопрос национальной принадлежности сбитых лётчиков не имеет отношения к технике и тактике.
                      6. 0
                        2 ноября 2025 01:50
                        Цитата: АлександрА
                        Ну во всяком случае НЕ комплексом использующим ракеты Р-27Т/Р-27ТЭ которые хуситы тогда ещё НЕ использовали.

                        Я этого не утверждал. Речь о том, что после перехода на сторону хуситов части подразделений ПВО оснащённых ЗРК С-75М3 они имели очень низкую боеспособность. Аппаратная часть комплексов находилась в плачевном состоянии, а регламенты для ЗУР не проводились. Через какое-то время несколько дивизионов ввели в строй и они даже проводили пуски. Но ЕМЕИП на их счету только БПЛА.
                        Цитата: АлександрА
                        Су-24М были поставлены в Судан по моему из Белоруссии. А кто был в кабине, мне честного говоря не очень интересно. Вопрос национальной принадлежности сбитых лётчиков не имеет отношения к технике и тактике.

                        Да, самолёты из состава ВВС Белоруссии и пилоты тоже от туда. Но относительно тактики вы заблуждаетесь, ещё как имеет.
                      7. 0
                        2 ноября 2025 09:40
                        Цитата: Bongo
                        Да, самолёты из состава ВВС Белоруссии и пилоты тоже от туда. Но относительно тактики вы заблуждаетесь, ещё как имеет.

                        Устаревшая техника предопределяет устаревшую тактику её боевого применения. Группа насколько помню из четырех Су-24М ВВС Судана использовала в той операции свободнопадающие бомбы (во всяком случае остались фотосвидетельства именно этой боевой нагрузки). Такая боевая нагрузка и, главным образом, совершенно устаревший БКО Су-24М кратно повышали шансы на то что потери в боевых вылетах будут даже при минимальном огневом противодействии со стороны ЗРК противника. Что ж, один из четырех задействованных в операции Су-24М ВВС Судана потеряли.
      2. +10
        28 октября 2025 07:10
        Учитывая наш опыт в создании штурмовиков, сделать современный ИЛ-2 нам вполне по силам.
        Учитывая то, что о "реновации" АН-2 наши СМИ трубили, как о великом прорыве, оно, конешное, да!
        1. -2
          28 октября 2025 07:30
          У нас, всегда, гражданская авиация и военная были немного в разных вселенных.
          Так, что
          "реновации" АН-2
          и создание военного самолета немного из разных измерений.
          1. +3
            28 октября 2025 07:35
            создание военного самолета немного из разных измерений.
            Вот именно!
          2. +8
            28 октября 2025 10:22
            Цитата: Evgeny64
            Так, что
            "реновации" АН-2

            и создание военного самолета немного из разных измерений.

            К сожалению, в одной из плоскостей они таки пересекаются. И эта плоскость называется "где движок?!"
          3. +2
            28 октября 2025 15:16
            В разных вселенных финансирования. А инженеры-конструкторы были выдающимися специалистами мирового уровня. Военная техника была в приоритете. Но когда нужно было создать хороший гражданский самолёт - получались отличные образцы. Тот же Ил-86 был прекрасным самолётом своего времени.
            А что сейчас?
            1. +1
              29 октября 2025 23:33
              Цитата: Усатый Кок
              Тот же Ил-86 был прекрасным самолётом своего времени.

              "Н. Д. Кузнецов не отказывался от разработки двигателя для Ил-86, но из-за нехватки времени и ресурсов решил не создавать новый турбовентиляторный двигатель большой степени двухконтурности, а модернизировать двигатель НК-8 с малой степенью двухконтурности.

              "Кузнецов предложил установить на Ил-86 двигатель НК 8-6 — модификацию из семейства двигателей, стоявших на Ил-62 и Ту-154. Однако с самого начала главный конструктор предупредил, что по топливной экономичности и мощности предлагаемый НК-86 будет уступать современным зарубежным двигателям."


              Ил-86 был прекрасным самолётом самолётом своего времени, но с неэкономичным для своего времени двигателем НК-86. Не удивительно что ни одного Ил-86 поставить за рубеж так и не удалось:

              "В 1988 году государственная авиакомпания ГДР «Interflug» была готова принять поставку двух самолётов Ил-86 и уже присвоила им бортовые номера DDR-AAA и DDR-AAB. Однако, вместо них, в том же году, авиакомпания получила два Airbus A310"
              А что сейчас?

              А уже российский Ил-96 поставить за рубеж всё же удалось.:)
              1. 0
                30 октября 2025 09:18
                Ну удалось потому что наконец-то смогли решить проблему с двигателем (и то, если не перепутал с другим самолётом, там поставили не наши двигатели). И было это в 2000-е.
                т.е. 20 лет назад
        2. +4
          28 октября 2025 14:19
          Ну смотря кто это - мы. Если дать задание Чемезову с Мантуровым, то они не то что двигатели - гвозди не смогут произвести. Зато затмеют ещё один особняк, где из российского будет только содержанка
        3. +1
          9 ноября 2025 12:57
          Браво! ...
          в создании штурмовиков, сделать современный ИЛ-2

          Если Вы "забыли" ИЛ-2 это другая страна! Это СССР!
          Хм.... а современная "способность развития, и экономики" нашей страны за последние 30 лет на примере и "развитии" просто науки или в вашем примере АН-2 и или ИЛ-114.... И Т Д !
      3. 0
        18 ноября 2025 14:45
        что-то мне подсказывает что нет у нас турбовинтового движка на такой самолет,придется покупать и от кого-то зависеть,скорее всего у недружественных стран.
  2. -2
    28 октября 2025 05:09
    Учитывая то, что малая авиация скоро перейдет на электричество, то скорее всего мы увидим и ударные варианты на их базе. Электросамолет будет иметь заметное преимущество за счет чрезвычайно низкой ИК заметности, низкой стоимости полета и высокой надежности.
    1. +3
      28 октября 2025 05:43
      Боюсь, что для получения приемлемых характеристик, сравнимых с ДВС, такой самолет сможет возить только собственные батареи. Даже БПЛА, которые рассчитаны на более-менее приличные расстояния, оснащены ДВС, ибо возить что-то весомое, достаточное время на электрической тяге (на сегодняшний момент) нереально.
      Особых прорывов в источниках электроэнергии пока не видно.
      1. +2
        28 октября 2025 05:56
        Цитата: Evgeny64
        Особых прорывов в источниках электроэнергии пока не видно.

        Прогресс не стоит на месте. Будут и аккумуляторы с повышенной плотностью и электродвигатели.
        Уже сегодня заявлено (китайцами) о начале серийного производства твердотельный аккумуляторов для авто с плотность заряда 400 Вт·ч/кг, а немцы создали электродвигатель массой всего 12,7 кг. с пиковой мощностью 1000 лс.
        1. +4
          28 октября 2025 07:48
          Цитата: Дырокол
          Прогресс не стоит на месте. Будут и аккумуляторы с повышенной плотностью и электродвигатели.

          У нас как с прогрессом? Не стоит на месте?
          1. 0
            28 октября 2025 07:58
            Цитата: Гражданский
            У нас как с прогрессом? Не стоит на месте?

            Я так то в мировом масштабе. Касаемо отечества... К сожалению у нас проморгали переход на электротранспорт, хотя это был для российского автопрома реальный выход, и соответственно не наработали компетенций ни по аккумуляторам, ни по электродвигателям.
        2. +3
          28 октября 2025 15:23
          Прогресс не может перепрыгнуть энергоемкость соляры
          1. -2
            28 октября 2025 17:11
            Цитата: alexoff
            Прогресс не может перепрыгнуть энергоемкость соляры

            Вопрос же и не только в энергоемкости. Край можно сделать воздушный гибрид, небольшую ВСУ которая будет подзаряжать батарею.
            Электродвигатель это надёжность и очень низкая тепловая сигнатурасигнатура, не говоря о простоте установки и управления.
            1. +3
              28 октября 2025 19:17
              Вопрос на 99% в энергоемкости. Если по белазовскому принципу крутить движком генератор для раздачи на колеса то это только экономия на трансмиссии
    2. +1
      30 октября 2025 09:27
      Да не. Эксперименты с электродвигателями в авиации идут как минимум со второй половины ХХ века. И проблемы всё те же. Большая масса при малой отдаче. К тому же любые двигатели на топливе, обладают преимуществом постепенного облегчения самолёта, что ЗНАЧИТЕЛЬНО увеличивает дальность полёта. Даже гибридные самолёты (сочетание электрического и топливного компонента) не привели к сколь нибудь значительному улучшению характеристик. Электродвигатели и аккумуляторы привели к гигантскому скачку в развитии лёгких БПЛА. Потому что на уровне физических процессов, электрическая силовая установка, эффективнее всего при малых размерах аппарата. Но электродвигатели теряют свою эффективность при масштабировании.
      1. 0
        30 октября 2025 10:08
        ЕМНИП где-то 15 лет назад тестировалась чисто электрическая Cessna 172 Electric-powered. «Сессну» с электродвигателем и быстросъёмными электрическими батареями планировалось оснастить солнечными панелями на верхней части крыла, что может в солнечный день существенно увеличить продолжительность полёта. Полностью заряженных сменных литий-ионных батарей хватало на 2 часа полёта без подзарядки от солнца. Время замены аккумуляторов – не более 15 минут. Главное назначение электрической версии – непродолжительные авиационные прогулки в окрестностях аэродрома и первоначальное обучение пилотированию. По статистике, полёты, связанные с тренировкой и первоначальным обучением занимают менее одного часа. То есть заряда аккумуляторов должно с избытком хватать для использования электросамолёта в роли «летающей парты». Основной идеей разработки данной модификации «Сессны» являлось снижение стоимости лётного часа при обучении пилотов, но получила ли эта тема развитие надо смотреть.
  3. -6
    28 октября 2025 05:56
    и зачем он нужен Израилю

    Как это зачем? Проводить тотальный геноцид палестинцев (а возможно и ливанцев) таким самолетом гораздо дешевле, чем Ф-35 или Ф-16. А если кто-то попробует помочь палестинцам создать хотя-бы простейшую ПВО, то получит американскую бомбардировку.
  4. +5
    28 октября 2025 07:03
    Возник дилетантский вопрос.
    Влияет ли выведение выхлопных газов через один патрубок на несколько цилиндров на тепловой силуэт машины, в отличии от самолетов ВМВ, где на каждый цилиндр было собственное газоотведение, а об ИК ГСН даже не мечтали?
    Спасибо, Сергей!
    1. +5
      28 октября 2025 07:15
      Цитата: 3x3zsave
      Возник дилетантский вопрос.
      Влияет ли выведение выхлопных газов через один патрубок на несколько цилиндров на тепловой силуэт машины, в отличии от самолетов ВМВ, где на каждый цилиндр было собственное газоотведение, а об ИК ГСН даже не мечтали?
      Спасибо, Сергей!

      Привет Дружище, влияет.
      Вопрос в другом конструкторы в край угла постарались кроме «теплового» следа снизить шум машины в целом.
      В этом году по дороге из Крыма повезло увидеть полеты на низкой высоте Ту-95, Су-34 и Су-30. Рев мотора для неподготовленного обывателя жесткий.,
      1. +3
        28 октября 2025 07:22
        Привет, Влад!
        А как влияет?
        1. +4
          28 октября 2025 07:41
          Парни, приветствую!
          Цитата: 3x3zsave
          Возник дилетантский вопрос.

          Вопрос хороший! good
          Цитата: 3x3zsave
          Влияет ли выведение выхлопных газов через один патрубок на несколько цилиндров на тепловой силуэт машины, в отличии от самолетов ВМВ, где на каждый цилиндр было собственное газоотведение, а об ИК ГСН даже не мечтали?

          Тепловая заметность воздушной цели зависит от мощности и температуры сигнала. Например, у поршневого двигателя температура выхлопных газов и их количество намного меньше, чем у турбореактивного, и следовательно вероятность захвата легкомоторного самолёта или беспилотника ИК-ГСН в равных условиях ниже, чем скажем КР или реактивного штурмовика. Для снижения тепловой заметности, например на вертолётах используются экраны, "размазывание" выхлопа также позволяет понизить температуру газов за счёт лучшего перемешивания с холодным воздухом.
          1. +4
            28 октября 2025 07:59
            Привет, Сергей!
            Еще раз. Рассеивание теплового следа при индивидуальном газоотведении лучше или хуже, чем при общем?
            1. +2
              28 октября 2025 08:15
              Цитата: 3x3zsave
              Рассеивание теплового следа при индивидуальном газоотведении лучше или хуже, чем при общем?

              Теоретически, "индивидуальное" отведение "размазанное" по площади должно снижать тепловую заметность. Другое дело, что у летательного аппарата с ПД двигателем она меньше, чем у ТВД. А у ТВД она меньше, чем у ТРД.
              1. +1
                28 октября 2025 11:10
                Цитата: Bongo
                Теоретически, "индивидуальное" отведение "размазанное" по площади должно снижать тепловую заметность
                Здесь, вероятно, все зависит от конструкции самого двигателя. Если двигатель имеет звездообразное расположение цилиндров, то вывод отработанных газов целесообразнее вывести сразу одной кучей - через коллектор, который по окружности охватывает все цилиндры. Если же цилиндры имеют линейное расположение, то вывод напрашивается сам собой - отдельно от каждого цилиндра.
                Цитата: Bongo
                у летательного аппарата с ПД двигателем она меньше, чем у ТВД
                По-моему, с точностью до наоборот. В камерах сгорания ТРД и ТВД топливная смесь имеет более полное сгорание, чем в двигателях поршневых, выхлоп которых содержит раскаленные частицы с большим уровнем инфракрасного излучения
                1. +4
                  28 октября 2025 13:26
                  Цитата: Luminman
                  По-моему, с точностью до наоборот.

                  Сравните конструкцию двигателя, удельный расход и температуру на выходе из двигателя. Не знаю, может мне не повезло, но такой картины как на фото ниже я на самолётах с ПД не видел, а вот на реактивных истребителях не редко.
                  1. +5
                    28 октября 2025 14:43
                    Сергей приветствую! hi Статья интересная, спасибо!
                    Теперь касаемо вопроса тепловой заметности, если бы было кардинальное отличие, то использовали бы наиболее приемлемый вариант, что касается ВМВ
                    Влияет ли выведение выхлопных газов через один патрубок на несколько цилиндров на тепловой силуэт машины, в отличии от самолетов ВМВ, где на каждый цилиндр было собственное газоотведение
                    В те времена патрубки на поршневых двигателях были как бы поточнее сказать... ну "реактивные" что ли, что способствовало не только увеличению мощности самого двигателя (длина как впускного, так и выпускного тракта снижает потери), но там еще дополнительно выхлоп использовался как дополнительная реактивная тяга, да это так, хоть и не значительная но она учитывалась во времена когда каждая лошадиная сила давалась не просто.
                    Теперь о применении этих (как вроде не особенно серьезных) противопартизанских самолетов, вот одно то, что
                    В состав вооружения входят как управляемые, так и неуправляемые авиационные средства поражения массой до 4000 кг
                    уже говорит о серьезности, такой бомбовой нагрузки не имело большинство бомбардировщиков ВМВ, за исключением дальних.
                    С уважением! hi
                  2. +1
                    28 октября 2025 15:09
                    Цитата: Bongo
                    такой картины как на фото ниже
                    По всей видимости, это не выхлопная струя, а конденсационная дорожка, образующаяся в результате перепада температур между горячими газами, выходящими из сопла двигателя и воздухом. Такое особенно четко проявляется на больших высотах, где воздух более разряженный и холодный, следовательно, и сама дорожка будет и ярче и длиннее. А ночью это видно гораздо отчётливее. Пример: одинокий уличный фонарь тоже создаёт световую дорожку во время снега или дождя...

                    Как вариант (что менее вероятно) - это может быть и помпаж, когда из двигателя вырываются языки пламени и дым, а в ночное время это выглядит фантастично вдвойне...

                    Не исключаю и Photoshop... wink
                    1. +5
                      28 октября 2025 15:46
                      Цитата: Luminman
                      По всей видимости, это не выхлопная струя, а конденсационная дорожка

                      В свое время, при энергичном взлёте Су-15ТМ я многократно наблюдал такие "дорожки".
            2. +1
              28 октября 2025 11:22
              Цитата: 3x3zsave
              Еще раз. Рассеивание теплового следа при индивидуальном газоотведении лучше или хуже, чем при общем?
              Думается, что это вопрос, ответ на который можно, наверное, дать только в специальной лаборатории. К тому же, выхлопные газы не просто испаряются в атмосфере, они ещё и частично омывают поверхность обшивки... П.С. Наведение по ИК-следу возникло с появлением реактивной авиации, о котором в эпоху поршневых двигателей никто даже и не задумывался. Но вопрос заставил меня пошевелить мозгами, хотя и безрезультатно... wink
          2. 0
            28 октября 2025 18:30
            Цитата: Bongo
            Для снижения тепловой заметности, например на вертолётах используются экраны, "размазывание" выхлопа также позволяет понизить температуру газов за счёт лучшего перемешивания с холодным воздухом.
        2. +3
          28 октября 2025 12:48
          Цитата: 3x3zsave
          Привет, Влад!
          А как влияет?

          Один глушитель можно оборудовать системой охлаждения и экранами для смешивания выхлопных газов с холодным воздухом. Причем «точку» выхлопа стараются сделать максимально удаленной от кабины пилота в хвосте.
    2. +3
      28 октября 2025 09:14
      Во второй мировой, были поршневые двигатели, соответственно и вывод выхлопа шел от цилиндров. На современных самолётах, стоят ТВД - турбо - винтовой двигатель, нет в нем цилиндров, турбина там и соответственно выхлопных патрубков всего два.
      1. +2
        28 октября 2025 09:38
        Цитата: Garm
        Во второй мировой, были поршневые двигатели, соответственно и вывод выхлопа шел от цилиндров.

        Речь шла в общем о тепловой заметности тех или иных двигателей. К тому же ПД очень активно используются на БПЛА.
    3. +2
      28 октября 2025 11:08
      Возник дилетантский вопрос.
      Влияет ли выведение выхлопных газов через один патрубок на несколько цилиндров на тепловой силуэт машины, в отличии от самолетов ВМВ, где на каждый цилиндр было собственное газоотведение, а об ИК ГСН даже не мечтали?

      Влияет. Все таки, выхлопные газы горячее атмосферы.
      Но не забывайте, что фюзеляж самолёта тоже нагревается, относительно атмосферы и имеет контрастность.
      Старая AIM-9L (1975-й год) уже была всеракурсной.
  5. Комментарий был удален.
  6. +1
    28 октября 2025 08:39
    Интересно, а у Израиля А-4 "Скайхок" еще остались где-нибудь на консервации?
    1. +5
      28 октября 2025 09:40
      Цитата: Melior
      Интересно, а у Израиля А-4 "Скайхок" еще остались где-нибудь на консервации?

      Нет, Израиль вообще не хранит старую авиатехнику. Устаревшие или выработавшие свой ресурс летательные аппараты идут под списание, продаются иностранным покупателям или в музеи.
  7. +3
    28 октября 2025 10:00
    Цитата: Evgeny64
    Учитывая наш опыт в создании штурмовиков, сделать современный ИЛ-2 нам вполне по силам. Движки стали намного мощнее, материалы прочнее и легче

    Какие там штурмовики - у нас не могут Ан-2 то повторить на современном уровне!
  8. +1
    28 октября 2025 11:57
    Есть более интересный вариант - Pilatus PC-9.
    1. +4
      28 октября 2025 13:28
      Цитата: Melior
      Есть более интересный вариант - Pilatus PC-9

      Уже не новая машина, упомянутая в данной публикации. В качестве лёгкого штурмовика преимуществ перед EMB-314 Super Tucano не имеет.
      1. +3
        28 октября 2025 13:41
        Действительно упоминается, а то я PC-7 увидел, а что его как базу для T-6 Texan II используют пропустил. Кстати, а катапультируемых кресел на чудо-тракторе нет?
        1. +4
          28 октября 2025 13:46
          Цитата: Melior
          Кстати, а катапультируемых кресел на чудо-тракторе нет?

          Считается, что "чудо-трактор" хорошо планирует и способен в с случае чего совершить вынужденную посадку безопасно для экипажа. Да и вряд-ли на эту машину можно установить катапультные кресла без изменения компоновки и существенного увеличения стоимости.
          1. +1
            28 октября 2025 13:48
            Израильские летчики будут этим очень сильно вдохновлены! laughing
            1. +3
              28 октября 2025 15:44
              Цитата: Melior
              Израильские летчики будут этим очень сильно вдохновлены!

              Не больше, чем экипажи "Апачей".
          2. +3
            28 октября 2025 16:04
            Считается, что "чудо-трактор" хорошо планирует и способен в с случае чего совершить вынужденную посадку безопасно для экипажа.
            Он мне чем-то 'Шторьх" напоминает. Тот тоже хорошо планировал, а при сильном встречном ветре вообще зависал в воздухе.
            1. +5
              28 октября 2025 16:07
              Цитата: 3x3zsave
              Он мне чем-то 'Шторьх" напоминает. Тот тоже хорошо планировал

              Но Fieseler Fi 156 Storch не мог нести 4 тонны бомб и не имел баллистической защиты.
  9. +4
    28 октября 2025 19:39
    Нормальная такая статья.
    Даже "дежавю" - как читал в 80-е "ЗВО").
    Но всегда и, до сих пор, был вопрос: - Как этот уродец стал так популярен и хорош!?
    Ладно для с\х работ(ближе к нам его нормально эксплуатировали в ПНР), но для всего другого... OA-1K Skyraider II - Дромадер)).
    1. +1
      29 октября 2025 09:06
      Цитата: Дес
      Нормальная такая статья.

      Многое от конкретного автора зависит. Про этот самолёт на ВО уже была статья:
      https://topwar.ru/264268-a-on-chudak-ne-mog-ponjat-nikak-kuda-uletat.html. Сравните манеру изложения и выводы.
      Цитата: Дес
      Но всегда и, до сих пор, был вопрос: - Как этот уродец стал так популярен и хорош!?

      Скайрейдер-2 способен действовать с такой же или более высокой боевой эффективностью, чем вертолёты. А стоимость лётного часа и время подготовки к вылету существенно ниже.
      1. +2
        29 октября 2025 18:01
        Цитата: zyablik.olga
        кайрейдер-2 способен действовать с такой же или более высокой боевой эффективностью, чем вертолёты.

        он в два раза быстрее апача, а значит и время реакции меньше из зоны дежурства. Он не разрабатывался по заказу МО, значит военные платят только за само производство без цикла ОКР, а это здорово удешевляет общую стоимость жизненного цикла. Применяются в общем стандартные системы вооружения и наблюдения...
  10. +1
    28 октября 2025 20:31
    Ответ простой, при отсутствии ЗРК унасекомливать палестинцев гораздо экономней.
  11. +4
    28 октября 2025 21:04
    Нормальная информативная статья. Причём без огульного безфактажного высмеивания "некрасивости" этих самолётов, как недавно это делал Роман Скоморохов с своей статье "А он, чудак, не мог понять никак, куда улетать…" от 11/05/25. Жму звезду статье )
  12. +1
    30 октября 2025 00:34
    Спасибо за статью! Очень интересно.

    Нам бы такие самолёты очень нужны были бы в качестве ПВО, против дронов, жаль что подобного нет.
  13. -1
    15 ноября 2025 18:29
    Все это очень интересно, но годится только что бы воевать против каких нибудь полинезийских аборигенов, которые не знают про существование ПЗРК
    Не думаю что в командовании цахала есть еще идиоты которые будут продвигать подобную технику после войны на Украине, которую они наблюдают своими глазами в режиме онлайн
    Эта война изменит все представления о войне которые они знали до сих пор
    Годится ли подобная техника для зачистки дронов противника глубоко в тылу, вопрос тоже спорный
    Я думаю что годится не очень
    Для таких задач больше подойдут вертолеты