Как наши в Корее «Сейбры» воровали

Как наши в Корее «Сейбры» воровали


Начало пятидесятых годов двадцатого века было ознаменовано самым масштабным и кровопролитным конфликтом после второй мировой, войной в Корее, между коммунистическим Севером и проамериканским Югом, в котором были задеты интересы двух супердержав СССР и США. В этой войне, долгое время считавшейся локальным конфликтом, принимали участие, как американские войска под эгидой ООН, так советские военнослужащие, действовавшие в обстановке строгой секретности. В боевых действиях против армии США, представленной всеми родами войск, активное участие в основном принимали наши зенитчики и летчики.

К концу 1950 года американским летчикам удалось почти полностью уничтожить северокорейскую авиацию и захватить безраздельную власть в «корейском» небе. Но господство это длилось до первой встречи ВВС США с советскими самолетами МиГ-15, под управлением лучших асов ВВС СССР. В первых же боях наши летчики сбили несколько американских бомбардировщиков и истребителей не потеряв ни одного своего и посеяв чуть-ли не панику в рядах американских ВВС. Командующий войсками США Макартур вынужден был доложить комитету начальников штабов: боевой дух пилотов падает, полеты не приносят прежнего эффекта, боевая техника противника значительно превосходит американскую, с ней не способны справиться даже «Сейбры» (F-86).


Как наши в Корее «Сейбры» воровали


Миг-15 превосходил своего главного соперника всего по двум показателям скороподъемности и вооружении: две пушки 23-мм калибра и одна 37-мм с высокой скорострельностью, снаряды которых пробивали любую броню. По остальным характеристикам эти истребители были равны.

Весной 1951 года понеся значительные потери, 12 бомбардировщиков и 4 истребителя, при атаке на железнодорожный мост через реку Ялудзян и не сбив при этом ни одного советского самолета, даже используя в бою новейшие F-86, американцы поняли, что им противостоит современный советский истребитель. Было принято решение добыть воздушную машину любой ценой.

Американские военные разработали план по захвату МиГ-15 и начали усердно его реализовывать. Но они не учли очень важного фактора, мастерства советских пилотов-асов, многие из которых прошли вторую мировую и имели не малый боевой опыт, все попытки летчиков США завладеть МиГом успешно провалились.

Быстро поняв, что «украсть» МиГ в бою им не удастся американцы решили его «купить». Самолеты США начали разбрасывать листовки, в которых обещали заплатить любому кто доставит им МиГ сначала 100 000 долларов, а потом и 1 000 000, но и этот план не увенчался успехом.

А тем временем в Москве, в главном штабе советских ВВС, в отместку действиям американцев был разработан свой план по посадке «Сейбра». C этой целью была откомандирована в Корею группа летчиков во главе генерал-лейтенантом авиации Героем Советского Союза Алексеем Благовещенским. Прибыв на место, Благовещенский собрал командиров и объявил: всю информацию о воздушной обстановке предоставлять нам - будем брать «Сейбр». Чем привел летчиков в легкое замешательство: вы для начала хотя-бы подбейте, а уж затем сажайте. На что последовал бодрый, наполненный оптимизмом ответ: мы сами с усами, вам сказано снабжать информацией, значит снабжайте.

И все-таки после первой попытки захватить «Сейбр», которая закончилась полным провалом, к мнению летчиков группе из Москвы прислушаться пришлось. Но и вторая попытка закончилась безрезультатно, в ходе этих операций один МиГ был сбит, два получили серьезные повреждения и один перевернулся при посадке, унеся с собой жизнь одного из членов московской группы полковника Дзюбенко. После чего Благовещенский со своей группой убыл в Москву.

Захват «Сейбра» состоялся позже, в сентябре 1951 года. Один из наших пилотов, полковник Евгений Пепеляев, герой Советского Союза - на счету которого 19 сбитых американских самолетов участвуя в бою подбил один из «Сейбров», повредив ему катапульту и двигатель. Пилот американского истребителя спасая свою жизнь спланировал и сел на гальку возле моря, как раз в удачный для него момент отлива. Летчика оперативно подобрала служба спасения, а самолет остался...

Дальше американцы попытались разбомбить потерянный истребитель, но начавшийся морской прилив надежно скрыл самолет, а затем наступила ночь. Наши военные не преминули воспользоваться предоставившимся шансом и за ночь оттащили самолет на довольно приличное расстояние, замаскировав его под стог сена, где он простоял весь следующий день. Далее, следующей ночью для удобства перевозки с истребителя были срезаны крылья, он был успешно доставлен на наш аэродром, разобран, упакован и отослан в Москву. Это был первый трофейный «Сейбр».

Потом был еще один, пилот которого был взят в плен, также успешно доставленный на аэродром в Аньдун упакованный и отправленный в Москву. И еще один, модифицированный с радиолокатором, который американцам разбомбить все-таки удалось, но скорей всего не до конца так, как вскоре радиолокаторы на истребителях появились и у нас.

Остается только добавить, что бравые американские вояки так и не смогли получить трофейный МиГ в бою, а вот «купить» истребитель им удалось и то лишь в 1953 году.

Как наши в Корее «Сейбры» воровали



Но Гым Сок — лейтенант ВВС КНДР, участник Корейской войны, совершивший побег в Южную Корею. 21 сентября 1953 года, уже после завершения боевых действий, он угнал самолет МиГ-15, приземлился в аэропорту Кимпхо и заявил, что ему надоела жизнь с «красными лжецами». За то, что Но угнал самолет, он получил 100 000 долларов вместо обещанного миллиона, однако он сам утверждает, что это не было причиной его побега.

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Lanista 19 января 2016 12:37
    Такие угоны имеют очень важное значение для "технического диалога" конструкторов воюющих стран. А оттого и происходят довольно часто. Во Вьетнаме, например, мы угнали (вернее, купили) F-111, многие конструкторские решения из которого позаимствовали для Су-24.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня