Немец­кие ком­па­нии пе­ре­да­ют сек­ре­ты Китаю в обмен на поставки редкоземов

9 204 42
Немец­кие ком­па­нии пе­ре­да­ют сек­ре­ты Китаю в обмен на поставки редкоземов

Безропотно идущий в фарватере торговой войны США с КНР, кратно усилившейся при Трампе, Евросоюз с лихвой получает и ответные меры.

Под ударом оказались практически все предприятия Германии, закупающие критически важные для современного производства редкоземельные материалы из КНР. С апреля этого года Пекин взял под жесткий контроль их продажу в ФРГ и другие страны ЕС, сильно ужесточив условия в октябре. Теперь, чтобы получить лицензию на импорт редкоземов, немецкие компании должны предоставить подробные сведения о том, для чего, как и в каких объемах будут использоваться данные компоненты.



Агентство Bloomberg пишет, что лицензии выдаются сроком всего на полгода. Для их получения необходимо раскрыть следующую информацию: фотографии продукции с указанием расположения минералов, производственные схемы и данные о клиентах. Иногда предъявляются требования отчитаться за производство в предшествующий трехлетний период и на три года вперед.

Это позволяет контролировать объемы и номенклатуру экспорта редкоземельных металлов. Продается только то, что требуется непосредственно для текущего производства, создание аварийных запасов исключено. Под запретом реэкспорт в другие страны, в первую очередь в США. Фактически, Пекин получает возможность прямого влияния на само производство продукции немецкими компаниями как в текущем времени, так и на перспективу.

Хотя компании в ФРГ неохотно раскрывают такую конфиденциальную информацию, особого выбора у них нет — 95% редкоземельных минералов они получают из Китая. Да и куда деваться, ведь на долю КНР в 2024 году пришлось почти 70 % мирового производства редкоземельных металлов.



Собранная информация может закрепить доминирующее положение китайских компаний и позволить им добиться более выгодных условий для своего присутствия и инвестиций в Европе. С точки зрения Пекина, возможность влиять на построение этих промышленных цепочек поставок является огромным преимуществом

— констатирует ведущий аналитик специализирующегося на Китае центра MERICS Ребекка Арчесати.

Самое грустное для пока еще ведущей немецкой экономики ЕС еще и в том, что для Пекина стали прозрачными и технологические цепочки не только производства гражданской продукции, но и военной. В конечном счете есть опасения, что Пекин способен нанести ущерб не только экономике Германии, но и остальным странам Евросоюза. Это тревожная перспектива для масштабных планов по милитаризации на фоне подготовки к «войне с Россией», пишет «Блумберг».

Немецкое правительство как может пытается решить эту проблему, но получается не очень эффективно. В надежде ускорить процесс выдачи лицензий посольство Германии в Пекине предоставило Китаю список приоритетных компаний. Это действительно помогло крупным фирмам получить одобрение, но в него не вошли более мелкие компании, не имеющие лоббистских связей. С учетом нарастающих проблем, ставших результатом антироссийских санкций ЕС, это стало дополнительным ударом по экономике ФРГ.

Европейская торговая палата в Китае сообщила, что сентябрьский опрос 22 компаний показал, что из 141 заявки на экспорт были одобрены только 19. Это привело к остановке 46 производств в том месяце, ожидается еще порядка 10 остановок к декабрю.

Учитывая всю информацию, которую они собирают, китайские власти, вероятно, также получают представление о том, как устроены оборонно-промышленные базы в странах НАТО и насколько они взаимосвязаны

— считает Арчесати из MERICS.

Правительство Мерца пытается решить эту проблему. В частности, Министерство экономики Германии разослало компаниям анкеты, чтобы лучше понять, какие данные собирает Китай. Однако ответы на эти анкеты так и не были получены. Немецкий бизнес перестал верить в способность своего правительства оказать действенную помощь в этом вопросе.

Пекин в принципе готов идти на уступки, в первую очередь продление срока лицензий, но только в ответ на снятие ограничений в торговле со стороны Берлина. Причем китайское руководство настаивает на прямых переговорах с немецким правительством, но никак не с Брюсселем. Это оказывает дополнительное давление на команду Мерца. Эксперты отмечают, что его возможности ограничены, поскольку замена поставщиков может привести к дополнительным расходам.

Президент Бундесбанка Йоахим Нагель в интервью Bloomberg Television заявил, что в сложившейся ситуации «было бы лучше прийти к какому-то соглашению» с КНР. Пока что и с этим проблемы. Министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль планировал обсудить эту проблему в ходе встречи с китайскими официальными лицами в Пекине на следующей неделе. Однако в пятницу его поездка была внезапно отложена. Теперь под большим вопросом и давно обещанный визит в КНР канцлера Фридриха Мерца.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    26 октября 2025 13:10
    Вот так надо природные ресурсы продавать
    1. +7
      26 октября 2025 14:05
      А не хотят покупать у китайцев, пусть найдут другого продавца))) свободный рынок))) спрос рождает предложение)))
      1. 0
        26 октября 2025 16:44
        Ага потопчутся по рынку поспрашивают и пойдут гах
        1. +2
          26 октября 2025 16:45
          А кто у нас главный адепт "свободного рынка"? Вот пусть пишут ему жалобы в трех экземплярах)))
    2. +1
      26 октября 2025 15:02
      Это не природные ресурсы. Китай редкоземы почти не добывает. Сложность не в добыче, а в производстве, слишком оно сложное и грязное.
      1. +4
        26 октября 2025 15:31
        Какая разница, кто, где и как добывает (производит)? Главное - у кого-то они есть, а у кого-то нет. Тот у кого есть, может делать что угодно, а вот у которого нет - тут намного сложнее.
      2. +1
        27 октября 2025 05:59
        Да ну, неужели wink "Почти не добывает" это как? Всего лишь первое место в мире?
        Навскидку:
        Китай
        Доминирует на рынке редкоземельных металлов и обладает самыми крупными запасами — 44 млн тонн.
        Вьетнам
        В 2022 году страна нарастила производство РЗЭ почти в одиннадцать раз. Месторождения редкоземельных металлов сконцентрированы у северо-западной границы с Китаем и вдоль восточной береговой линии. А его запасы — вторые в мире и оцениваются в 22 млн тонн.
        Россия
        У России третьи в мире запасы РЗЭ наравне с Бразилией — 21 млн тонн. До сих пор отрасль не развивалась.
        США
        Добыча происходит на руднике Маунтин-Пасс в Калифорнии, которым управляет компания MP Materials. Запасы страны оценивают в 2,4 млн тонн.
        Австралия
        Занимает шестое место в мире по запасам редкоземельных металлов — 4,2 млн тонн.
        Мьянма
        Добывает в основном диспрозий и тербий, которые экспортирует в Китай.
        Таиланд
        Неизвестно, как много редкоземельных металлов у этой страны. Она сильно нарастила производство в 2021 году — до 8200 тонн с 3600 тонн в 2020.
        Индия
        Запасы редкоземельных металлов страны — 6,9 млн тонн. Это пятый показатель в мире. Индийские месторождения находятся преимущественно в прибрежной зоне — в россыпных песках.
        1. 0
          28 октября 2025 01:24
          Дело не в запасах. Месторождения редкоземельный металлов есть почти везде. В Европе тоже. Редкими они являются не в смысле распространённости в земной коре, а в смысле концентрации в породе. Руды много где залегают, но самих металлов в них очень мало. Кроме того химически эти металлы отнсятся к групе лантаноидов. Окройте таблицу МЕнделеева и увидите, что они выделены в отдельную группу. Это потому, что химически все они -- один и то же элемент, внешний электронный уровень у них иденичный. Заполняются внутренние элекронные уровни. Поэтому химически разделить их практически невозможно. Действуют главным образом "физические" методы, как изотопы урана разделяют.
          Так вот метода эти есть и у Европы и у Китай и в США, но в Европе и США они остановились в развитии и фактически остались на лабораторном уровне. Только Китай развил их до промышленного уровня. То есть в принципе чистый неодим для сверхмощных магнитов могут получить и в США и в Германии, но вот тонну неодима, для производства сотен магнитов, для сверхмощных генераторов тока, могут только китайцы.
          Поэтому количество рудных запасов конечно, важно, но в данном случае не ключевой момент. Редкозёмы можно извлекать даже из рудных отвалов металлургических комбинатов. В даннос случае ключевой момент -- технология извлечения металлов из руды. Она есть только у китайцев.

          И немцам тут предложить вообще нечего. Тем более, что в статье нарочито искажена ситуация. Китайцы не вводили ограничений для немецких предприятий. Они изменили правила экспорта редкозёмов вообще, для всех. В ответ на введённые США и поддержанные ЕС ограничения на экспорт микросхем в Китай. И нытьём и скулежом, просьбами и переговорами тут ничего не изменить.
          1. 0
            28 октября 2025 06:34
            При чем здесь это? recourse
            Это было ответом на:
            Китай редкоземы почти не добывает

            Кстати, производство у нас налаживают, как и добычу. Есть оно и в США, но в малых масштабах.
            И вопрос тут не в технологиях, само производство трудоемкое и "грязное", до сих пор те же американцы считали, что проще и дешевле купить готовое (впрочем рассуждения не новы, у нас многие так считали и считают).
            А мы вообще свои месторождения держали в "консерве" с советских времен, даже не добывали, ибо добыча там тоже весьма трудоемка, ковшом в вагоны и на пароходы не погрузишь, чтобы продать за границу, поэтому проще нефть и газ качать по построенным трубопроводам, с давно разведанных месторождений, на крайняк трубы новые прокинуть laughing
      3. 0
        27 октября 2025 08:58
        А что это если это не ПРИРОДНЫЕ ресурсы?
        По количеству разведанных месторождений редкозёмов, Китай на стоит на первом месте в мире и именно поэтому они лидируют в их производстве.
        И кстати, поля, этих редкоземельных элементов забираются вверх, на север, до гор Таджикистана ( Памир) и Таджикское правительство начало выдавать китайцам концессии для дОбычи их.
        Сами таджики, освоить их на сегодняшний момент не в состоянии, ибо все эти месторождения находятся в труднодоступных местах, где нет ни дорог ни электричества.
    3. -1
      28 октября 2025 08:31
      Заменить нефть, газ и металл дорого, а тут физически не откуда брать. А редкоземельное производство экологию шлёт на три веселых буквы. Вот с ураном куда веселее.
  2. +10
    26 октября 2025 13:12
    Так а что здесь удивительного или возмутительного? Если продукция может иметь двойное назначение, то поставщик имеет право знать, как будет использоваться его сырье (детали), чтобы потом не получать иски.
    1. +6
      26 октября 2025 13:52
      Цитата: ТермиНахТер
      Если продукция может иметь двойное назначение, то поставщик имеет право знать, как будет использоваться его сырье

      Нефть тоже "продукция двойного назначения". Солярку можно и в свой трактор залить и во вражеский танк. Другое дело, что кто-то может себе позволить требовать отчёт о применении, а кто-то рад хоть кому-то и хоть за сколько -то продать...
      1. +6
        26 октября 2025 14:00
        Если так широко смотреть, то все можно подвести под эту марку. Продукты питания тоже можно есть дома, а можно в окопе. Есть определенные рамки.
        1. 0
          26 октября 2025 16:33
          Цитата: ТермиНахТер
          Есть определенные рамки.

          Да. А кто определяет эти рамки? Продавец или покупатель? Вон, давеча, говорят, из-за сои Трумп на Китай наехал, типа сами выращивание, а не у нас покупаете.
          Правила устанавливают по-настоящему сильные. Остальные нищат, но лезут. Так было, есть и будет.
          1. 0
            26 октября 2025 16:44
            Вообще-то мы не про сою. Хотя, если бы у американских фермеров были мозги, то было вполне возможно построить хранилища. Они сейчас быстро возводимые. Но ребята привыкли по простому с поля - в порт и в Китай. А по простому сейчас не работает.
            1. 0
              26 октября 2025 19:54
              Цитата: ТермиНахТер
              Вообще-то мы не про сою.

              Да. Мы про то, что
              Цитата: Васян1971
              Правила устанавливают по-настоящему сильные. Остальные нищат, но лезут. Так было, есть и будет.
    2. 0
      26 октября 2025 15:35
      Если продукция может иметь двойное назначение, то поставщик имеет право знать, как будет использоваться его сырье (детали), чтобы потом не получать иски.
      - а если не имеет, но предоставляет конкурентное преимущество, то не имеет право? И откуда поставщик знает о двойном назначении, тогда зачем ему это знать тем более? Или он highly likely?
      - чтобы потом не получать иски.
      - от кого?
      1. +1
        26 октября 2025 15:56
        Вот потому поставщик и требует назвать ему, где будет применяться его продукция. Есть еще такое понятие, как "сертификат конечного пользователя", по которому, покупатель обязуется использовать купленное только для себя и только для того, о чем говорится в сертификате.
        Иски от государств, юридических и физических лиц, пострадавших в результате использования продукции не по назначению.
  3. +1
    26 октября 2025 13:21
    фотографии продукции с указанием расположения минералов

    Смешно! crying
  4. +10
    26 октября 2025 13:29
    Вот настоящая мягкая сила социалистического государства с компартией во главе. Ломают Европу мягко, но эффективно. И своих буржуев держат в узде.
    1. +3
      26 октября 2025 14:27
      Цитата: Михаил Сибирский
      Ломают Европу мягко, но эффективно.

      Не только европу. Это хороший удар под дых в первую очередь америкосам, которые нагнетают во всем мире антикитайские страсти и в открытую поддерживают Тайвань.
      1. +2
        26 октября 2025 14:40
        Ну да, если посчитать сколько кг. редкоземов содержится в Ф - 35 или радаре "Иджиса", то матрасникам становится немного грустно.
  5. +2
    26 октября 2025 14:39
    А американский "друг' им в поставках редкоземов помочь никак не может? wink
    1. +2
      26 октября 2025 15:32
      А у американского друга, у самого, с этим большие проблемы.
      1. +3
        26 октября 2025 15:35
        З. Ы. Почему весь дерьмократический Запад встал на дыбы когда китайцы ввели лицензии на продажу редкоземов? Потребление огромное, при чем, в основном в военной сфере, а собственное производство чуть больше, чем ни хрена)))
  6. +3
    26 октября 2025 14:44
    через 15 дней в Европе у поставщиков полупроводников закончатся запасы. Отгружать будет нечего, а значит остановятся конвейеры европейских автопроизводителей.
    Да чего уж говорить! Volkswagen уже через несколько дней перестанет выпускать Golf и Tiguan, а далее проблемы ожидаются и у Touran с Tayron.
    В чём же дело?
    Оказывается, что прилетела ответка от КНР за решение властей Нидерландов захапать активы китайской Nexperia в этой стране. КНР не намерена поставлять Европе редкоземельные металлы (РЗМ) и полупроводники в прежнем режиме.
    СМИ Германии пишут, что на заводах VW вспыхнула сегодня перепалка рабочих с менеджментом. Люди возмущены. Но медиа «успокаивают»: тучи сгустились не только над VW, но и над BMW, Mercedes и Daimler. Да, так себе «утешение» для европейцев. Но сами виноваты: зря ЕС решил «бодаться» с КНР. Влетает это в копеечку.
    1. +1
      26 октября 2025 15:36
      Ну, это не совсем в тему, но в общем тоже интересно)))
  7. 0
    26 октября 2025 15:06
    То ли еще будет ой-ёй-ёй (с)
  8. 0
    26 октября 2025 16:35
    Тоненькая китайская красная линия. Молодцы!
  9. -1
    26 октября 2025 19:26
    во всем мире нету..... в Китае есть...., чет понты какие то, печенюги смердят....
  10. 0
    26 октября 2025 22:50
    А где наша ответка за воровство наших активов ? Одна трепотня.
  11. -1
    26 октября 2025 23:46
    Как то грустно на этом фоне выглядит наша продажа стратегического сырья Штатам и Европе.
    1. 0
      27 октября 2025 20:48
      А какое стратегическое сырье и в каких объемах РФ продала США и ЕС напрямую например в этом году?
      1. 0
        28 октября 2025 23:21
        Ну, например, наши поставки урана в Штаты закрыаают 25% (!) их потребностей. Это со слов Путина на Волдае.
        Иногда слушать надо, что президент говорит, глупых вопрос не будет.
        1. -1
          29 октября 2025 10:21
          И все ? Это единственный пример ? А как же ЕС, вы сказали про ЕС. Очень интересно .
          1. 0
            29 октября 2025 12:06
            А этого мало?
            Я не нанимался читать вам политинформации. Все это есть в новостях. Правда, если вы смотрите только тик-ток, то, да, вам это не известно.
            1. -1
              29 октября 2025 13:56
              То есть у вас нет информации кроме слов Путина , которые вы кстати не полностью сказали. А там немного другой смысл , если слушать ее целиком. Понятно. Просто вбросили..
              1. 0
                29 октября 2025 20:34
                Ну так скажите, ради бога, кто должен подтвердить слова Путина, чтобы вы поверили? Я же спать не смогу!
                1. 0
                  30 октября 2025 07:16
                  Знаете что отличает профи от любителя вроде вас ? Профи делает работу,. чаще всего как конвеер. Вброс и ушел. А любители, когда им показывают что они попали впросак, воспринимают это эмоционально. И начинают продолжать писать. Вот как вы сейчас. Так что из стратегического сырья РФ продает Европе напрямую ? Вы же это сказали в первом сообщении ?
                  1. 0
                    30 октября 2025 10:21
                    Я, кажется, вполне четко сказал, все есть в открытом доступе, читайте.
                    А если считаете, что я не прав, обоснуйте. А не твердите, как попка "что продает, что продает"?
                    1. 0
                      30 октября 2025 11:25
                      Вы опять подтверждаете мою оценку. Дело в том, что у вас есть время писать эмоциональные комментарии, но в то же время нет времени предоставит мне хоть одно доказательство своего утверждения. (Так что там по поставкам в ЕС которое "есть в новостях" ? ) И это даже если не вспоминать о том что тот кто утверждает что либо и приносить доказательва своего утверждения. Но это если человек не пришёл вбрасывать. Дальше все мне не интересно.. Я и так показал вам разбор ваших действий и как это легко считывается.