Информационные нарративы в немецкой пропаганде против солдат Красной Армии

Внимание! Данная статья носит исключительно информационный и образовательный характер. Она основана на исторических фактах, подтверждённых источниками, и не содержит пропаганды, оправдания или одобрения идеологии, политики, действий или символики Третьего Рейха.
После обозначения некоторых характерных приёмов немецкой фронтовой пропаганды в предыдущей статье можно приступить непосредственно к самой классификации нацистских листовок, обращенных к бойцам Красной Армии.
Листовки против советской власти
В первую очередь, в соответствии с директивой «О применении пропаганды по плану «Барбаросса» (подробнее о ней рассказано в статье «Структура фронтовой пропаганды нацистской Германии», часть 2), начавшуюся войну против СССР необходимо было преподносить в пропаганде как «освобождение от сталинской тирании». Следовало постоянно упоминать, что врагом Германии являются не народы Советского Союза, а «еврейско-большевистское правительство».
Главным в этом направлении являлось выделение особых, связанных между собой нарративов, простых и доступных для понимания любого солдата: сталинский режим захватил и паразитирует на России и других странах СССР, фашистская Германия стремится дать им свободу, немецкая армия несокрушима, и другие им подобные тезисы.

Одна из первых листовок, в которой использован «коллаж» картинок

Чем более красиво и качественно оформлен пропагандистский материал, тем охотнее ему верят


Листовка-открытка. Немецкая пропаганда должна была поддерживать разнообразие в подаче информации, чтобы привлекать внимание советских солдат

Образ «простого крестьянина» в агитлистовке




Листовки, направленные на разжигание ненависти бойцов к политсоставу Красной Армии
Речь идёт в первую очередь о политруках и комиссарах советских войск. 6 июня 1941 года Верховным командованием вермахта была выпущена «Директива об обращении с политическими комиссарами», более известная как «Приказ о комиссарах». В соответствии с ней, комиссаров и политруков необходимо было определять на поле боя и устранять первыми.
Со временем с фронта в Берлин начали приходить донесения, что такой подход только усиливает сопротивление советских войск, так как под понятие комиссара можно было подвести кого угодно. В связи с этим фактом от этого тезиса вскоре отказались, сосредоточившись на обвинении власти Советского Союза и отдельных политических и военных деятелей.









Ещё одна эксклюзивная листовка-открытка
Листовки против Сталина
Неудивительно, что особенно много усилий немецкие пропагандисты сосредоточили именно на личности Сталина как главы Советского Союза. Отныне он выступал в двух ипостасях: как надсмотрщик с нагайкой, не щадящий жизни своих солдат, и как прислужник всемирного еврейства, которое символизировали лидеры западных держав антигитлеровской коалиции.
Через пропагандистские материалы советским солдатам старались внушить мысль, что его хорошие отношения с союзниками (Англией и США) показывают приверженность Сталина капиталистам, а значит, его правление является антинародным. Кроме того, что для него его интересы и интересы капиталистов превыше блага страны.
Сын Сталина Яков Джугашвили, попавший в немецкий плен, стал подарком судьбы для пропагандистов вермахта. Фотографии с его изображением, равно как и его короткая записка отцу, написанная самими немцами, долгое время использовались для оформления листовок, призывавших советских солдат к добровольной сдаче в плен.

Основным жанром в пропаганде против Сталина была карикатура




Листовка, агитирующая к вступлению в Русскую освободительную армию (РОА)






Листовка, рассказывающая о пленении сына Сталина

Листовка, демонстрирующая письмо, написанное немцами от имени пленённого Якова Джугашвили. На деле сын Сталина отказался сотрудничать с фашистами и никакого письма не писал
Листовки, затрагивающие колхозный вопрос
Внутренняя политика Советского Союза в 1920-1930-х годах явилась для фашистских пропагандистов хорошим материалом для критики советских порядков. Темы, затрагивающие массовые репрессии, раскулачивание и голод, были полностью изучены и использованы для пропаганды. В том же направлении обыгрывались темы насильственной коллективизации, гонений на Церковь, стахановщины и соцсоревнований. Об этих событиях знал каждый, и во многих они уже давно вызвали ненависть к советской власти, поэтому это стало отличной темой для агитлистовок и обращений.
Большая часть советских солдат являлись выходцами из крестьян. Немцы учли это и добавили в свою агитационную программу множество обещаний по полной ликвидации колхозов, а также возвращении крестьянам их частной собственности в единоличное пользование. По заявлениям Третьего рейха, немцы несли в Россию «землю и волю». Разумеется, ничего из этого не планировалось и не было сделано на оккупированных немцами территориях. И являлось пропагандистской ложью.









Листовки, апеллирующие к семьям военнослужащих
Во фронтовой пропаганде использовался также факт оторванности солдат от своих семей и их информационный вакуум. В связи с этим часто появлялись листовки, напоминающие солдату о его семье, об их тяжестях и лишениях в тылу. Рассказывалось, что миллионы людей мрут с голода, и в первую очередь их семьи, не имеющие почти никакой помощи от правительства и местных властей. Данный тезис активнее использовался советской спецпропагандой, чем немецкой.








Листовки, апеллирующие к национальности
Как уже упоминалось ранее, основным посылом немецкой пропаганды было то, что немецкая армия сражается с так называемым «жидо-большевизмом», а не с народами СССР. В листовках шло обращение к конкретным национальностям, писалось, что их великий народ был захвачен «большевистским игом» и Германия несёт им освобождение.
В этом методе активно использовалась так называемая лингво-социальная технология. Заключалась она в том, что часто листовки печатались на национальном языке конкретной советской республики, даже в том случае, когда было точно известно, что получатели листовок знают русский язык, подчёркивая тем самым их независимость. Иногда использовались культурные особенности. Так, героями листовок могли стать известные персонажи, например, для Украинской ССР были листовки с Тарасом Бульбой.
Упор делался на национальность, независимость советских республик от СССР и децентрализацию. Разобщение по национальному, культурному и религиозному признаку также было основным направлением работы системы оккупационных администраций на захваченных немцами территориях.






Листовка на грузинском языке, рассказывающая, что немецкая армия несёт освобождение народам Кавказа от «порабощения» Советским Союзом






Листовки, отсылающие к великим деятелям прошлого
Иногда в пропаганде использовались образы великих исторических деятелей Российской империи, это привлекало внимание к листовкам. Этот способ хорошо работал, если в биографиях этих людей удавалось найти цитаты, которые хотя бы косвенно можно было интерпретировать под нужные пропагандистские заявления. Но чаще всего брался только образ известного человека, и в листовке ему могли приписать какие угодно слова, главное, чтобы они подходили под текущие задачи пропаганды.
Из этих соображений требовалось избегать нападок на Ленина, так как его противопоставление со Сталиным оказалось эффективным пропагандистским приёмом.



Образ Ленина старались противопоставить Сталину


Продолжение классификации смотрите в следующей статье.
Информация