Трагедия К-429: кадры решают всё...

8 953 82
Трагедия К-429: кадры решают всё...

В своё время автор имел честь быть знакомым с Героем Советского Союза вице-адмиралом Евгением Черновым. Именно от Евгения Дмитриевича я впервые услышал эту историю... Скажем так — в красках. Дело в том, что одно дело — читать о событии в дээспэшном учебнике, а другое — получить детальную информацию от знающего человека. Причём человека, не считающего нужным щадить репутацию и самолюбие участников и, скажем так... Организаторов тех драматических событий.


Герой Советского Союза вице-адмирал Чернов Евгений Дмитриевич

Сразу объясню ситуацию для людей, не знакомых с нюансами службы на подводных лодках. Нюанс №1 — нет двух одинаковых подлодок. Даже субмарины одного проекта различаются, порой весьма существенно: здесь механизм установлен не у того шпангоута, здесь клапан расположен на несколько сантиметров правее или левее, здесь балясина трапа ниже, чем на соседнем борту. Первое время, приняв новую лодку, даже опытные подводники бьются головами о её выступающие части — потому что на той АПЛ, что экипаж держал ранее, немного другое расположение всего вышеперечисленного, и привычные траектории движения по отсекам приводят голову в соприкосновение с элементами систем и механизмов.



Нюанс №2 — на подлодке экипаж действительно должен быть если не одной семьёй, то весьма сыгранной командой (как говорят флотские остроумцы, «коллектив должен быть спитым и споенным»), каждый член которой обязан в совершенстве знать именно ту подлодку, на которой в данный момент находится. Не соседнюю, такую же, а именно эту! Правда, у данного нюанса есть свой нюанс — такого не бывает практически никогда. Дело в том, что подводников вечно не хватает, поэтому экипажи постоянно тасуют в той или иной степени.

Понимая этот тонкий момент, в регламентирующем данный вопрос руководящем документе, КАПЛ ВМФ-75 (действовавшем на момент катастрофы), были установлены нормы: если прикомандировано более 15% личного состава, то экипажу нужно провести дополнительные мероприятия по боевой подготовке, а если прикомандировано более 30% экипажа, то подлодка «выводится из линии», то есть экипаж должен заново сдавать первую и вторую курсовые задачи (задачи Л-1 и Л-2). Ну а теперь можно перейти и к описанию катастрофы К-429...


К-429 у пирса

К-429 была атомной подлодкой проекта 670, построенной в Нижнем Новгороде (тогда — Горьком), на заводе «Красное Сормово» в 1972 году. Лодка была многоцелевой, то есть предназначенной для борьбы с надводными кораблями, ради чего на борту имелись торпеды и крылатые ракеты. Надводное водоизмещение лодки составляло 3570 тонн, подводное — 4980 тонн, длина — 95,6 метра, ширина — 9,9 метра, средняя осадка в надводном положении — 7,5 метров. Рабочая глубина погружения — 270 метров, предельная — 350 метров. Максимальная скорость в подводном положении — 26 узлов, в надводном — 12 узлов. Побортно располагались 8 контейнеров противокорабельного ракетного комплекса «Аметист», в 1-м отсеке — 6 торпедных аппаратов с запасом торпед в 16 штук. Экипаж — 87 человек: 23 офицера, 33 мичмана, 6 старшин и 25 матросов. Впрочем, это — по штату, в море на лодке часто выходят «пассажиры» — психологи, особисты и иже с ними.

В мае 1983 года подлодка вернулась из шестимесячной автономки. Это безумно долго! В конце ХХ века, когда довелось служить автору этих строк, больше трёх месяцев подлодки уже в море не ходили. Да и по три месяца ходили редко — 85–87 суток обычно. Лодку передали «техническому» экипажу (на атомных подлодках экипажа всегда два, обычно один ходит в море, а второй держит лодку в базе, но часто они просто меняются, и пока один экипаж отдыхает, второй уходит в море), а вернувшиеся из похода начали убывать в отпуск.


Капитан 1 ранга Николай Суворов

Главный герой этого повествования, капитан 1 ранга Николай Суворов, командир 379-го экипажа, только что вернулся из похода на К-212 и, отправив экипаж в отпуск, остался сдавать дела и обязанности — собирался переводиться в Ленинград. И вот именно он получил приказ командира дивизии, капитана 1 ранга Н. Н. Алкаева: выйти в море со своим экипажем для сдачи задачи Л-2. Вот только как минимум половина его экипажа уже улетела в отпуск! Собственно говоря, на это он и указал командованию: выходить в море с половиной прикомандированных — грубое нарушение КАПЛ ВМФ-75! На что получил ответ: «Ничего, сходишь в последний раз. Это нужно флотилии».

Надо сказать, опыт организации подобных авантюр у командования флотилии был, и некоторое время это прокатывало. Суворов в море сходил, после чего спокойно отправил остатки своего экипажа в отпуск. Но 20 июня командир дивизии отдал ему очередной приказ — выйти в море на К-429... Со своим экипажем!


Капитан 1 ранга Суворов со своим экипажем на параде

Можно отметить, что К-429 в этот момент стояла в боевом дежурстве, так что экипаж у неё должен был быть подготовленный. Но Суворову сказали: надо постажировать 228-й экипаж, который держит лодку, и его командира — капитана 2-го ранга Белоцерковского. А попутно начальник штаба дивизии выйдет в море на К-429 и проведёт торпедную стрельбу по АПЛ, на которой выйдет в море начальник штаба флотилии, а та отстреляется по ним. В общем, основной задачей было организовать успешную торпедную стрельбу начальнику штаба флотилии контр-адмиралу О. А. Ерофееву. Просьбы не мучить и без того замученный в автономке экипаж ради подобной ерунды результата не возымели, было приказано: не уехавших в отпуск отозвать, экипаж доукомплектовать прикомандированным личным составом и выйти в море. Приказано — устно...

В общем, на подготовку к выходу было нужно как минимум пятеро суток. Дали 12 часов. Экипаж собирали с бору по сосенке: 46% — штатный личный состав, 54% — прикомандированные. Времени для проверки технического состояния подлодки у Суворова не было, но было обещание начальника политотдела исключить из партии и отдать под суд в случае отказа. Когда отходили от пирса, выяснилось, что на борту 120 человек: капитан 2 ранга Белоцерковский решил взять в море 20 человек стажёров — молодых матросов, ни разу моря не нюхавших.

Грамотный военный, получив идиотский приказ, всегда знает, что нужно делать: Суворов не расписался в журнале выходов о том, что «корабль к выходу в море готов». Он был грамотным военным: отслужил на атомоходах 23 календаря, десять лет командиром, плавал безаварийно, собственно говоря, поэтому ему и доверили выход в море на стрельбу начштаба флотилии. Когда оперативный дежурный флотилии начал звонить на борт с вопросом: «Почему не отходите?», Суворов отдал распоряжение: передать оперативному, что он пошёл по плану, и пусть тот посмотрит журнал выходов. Командир подлодки рассчитывал, что, не обнаружив его подписи, оперативный доложит командующему и лодку вернут в базу. Оперативный поверил на слово и журнал смотреть не стал...


Герой Советского Союза А. А. Гусев

На мостике вместе с Суворовым стоял его одноклассник, Герой Советского Союза А. А. Гусев, начальник штаба дивизии. Он также считал, что лодка к выходу не готова, о чём написал рапорт, и перед выходом в море запер его в своём кабинете на берегу в сейфе. Ни сам Суворов, ни члены его экипажа не знали об особенности К-429. Захлопки системы вентиляции обоих бортов (диаметром 400 мм каждая), которые обычно закрываются по часовой стрелке, на конкретно этой лодке закрывались против часовой стрелки. Будь у него хотя бы пять дней, с этой особенностью разобрались бы в ходе ежедневного обслуживания лодки, но у собранного с бору по сосенке экипажа не было и 12 часов на изучение К-429...


Бухта Саранная

Учения, в которых предстояло участвовать К-429, должны были проходить в районе с глубинами выше 2000 метров. Но Суворов решил продифферентовать лодку в бухте Саранной, с глубиной в 40-50 метров, указания идти в район учений и дифферентоваться там он проигнорировал. Что это было, интуиция? Скорее всего, да. Предпосылки для катастрофы имелись, но запланирована она не была, тем не менее действия командира позволили спасти большую часть экипажа, а К-429 не стала советским «Трешером».


Виктор Курочкин на втором курсе «Голландии» — Севастопольского высшего военно-морского училища, которое он окончил за 11 лет до поступления туда автора...

Как уже понял читатель, лодка погрузилась с открытыми захлопками системы вентиляции. Когда из 40-см труб в четвёртый отсек начали бить струи воды толщиной со слоновую ногу, личный состав отсека начал бороться за живучесть, в том числе закрывать захлопки. По часовой стрелке, само собой. Нужно отдать должное подводникам — они боролись до конца, ни один не перешёл из аварийного четвёртого в третий отсек, мичман Владимир Лещук вышел в соседний отсек обесточить батарейный автомат и предупредить вахтенного об аварии, после чего вернулся на боевой пост.

За три минуты, которые у них остались, личный состав успел доложить в Центральный о поступлении воды, обесточить отсек, не допустив тем самым пожара, командир 2 дивизиона БЧ-5 капитан-лейтенант Виктор Курочкин (командир отсека) и командир группы дистанционного управления старший лейтенант Анатолий Петров пытались вручную закрыть захлопки. В экстренной ситуации у людей пробуждаются невиданные силы: по рассказам людей, участвовавших в подъёме подлодки, рукоятки ключей-трещёток, которыми они пытались закрыть захлопки, стальные, сплошные, были согнуты под углом почти в 90 градусов... Офицеров так и нашли после подъёма лодки — на боевом посту, с ключами-трещётками в руках...

Лодка легла на грунт с затопленным дизельным отсеком, в первом отсеке при касании дна без приказа с ГКП продули главную балластную цистерну, клапана вентиляции которой были ещё открыты, выпустив таким образом запас ВВД (воздуха высокого давления) впустую. Решётки аварийной защиты ядерных реакторов упали, лодка лишилась хода, и Суворов с Гусевым поняли, что всплыть она не сможет. Капитан 1-го ранга Гусев вступил в управление подлодкой, сделав об этом запись в вахтенном журнале, чтобы разделить с товарищем ответственность за катастрофу.


Индивидуальное снаряжение подводника ИСП-60 с дыхательным аппаратом ИДА-59. Иногда флотские остроумцы утверждают, что цифра «59» в названии аппарата — количество погибших при испытаниях водолазов. На самом деле это год принятия на вооружение

Сразу стало ясно: лодку не спасти, но надо спасать личный состав! Задача оказалась не из простых: крышка всплывающего спасательного устройства была намертво закреплена тросом снаружи корпуса АПЛ, оба аварийно-спасательных буя приварены, попытки использовать прочную рубку 3-го отсека для шлюзования оказались безуспешными — был сломан кингстон затопления... В кормовых отсеках оказалась отрезана группа подводников во главе с мичманом Баевым — опытным водолазом. Он организовал выход людей методом свободного всплытия через кормовой люк. В отсеке создали воздушную подушку давлением в 4 атмосферы, при попытке открыть люк сломали ручку кремальерного запора, но сняли новую с переборочной двери между 6 и 7 отсеками, к счастью, она подошла. Баев выпустил весь личный состав, лично инструктируя каждого, а сам покинул отсек последним. Интересно, что из передаваемых в отсек с поверхности дыхательных аппаратов ИДА-59 как минимум половина оказались неисправны или имели пустые баллоны. Что многое говорит об организации службы на флотилии...

Из носовых отсеков личный состав выпускали через средний торпедный аппарат правого борта: сначала, когда, по расчётам, снаружи рассвело, выслали группу из двух добровольцев, мичманов Н. Мерзликина и М. Лесника, с точными координатами нахождения аварийной лодки. Мичманов через три часа пребывания на поверхности подобрали пограничники и доложили о происшедшем оперативному дежурному флотилии. Оставшиеся на борту 104 подводника выходили в течение двух суток, при всплытии погибло двое, 102 человека удалось спасти. Последними К-429 покидали Суворов и Гусев. Было решено, что последним выйдет Гусев, поскольку именно он юридически является командиром подлодки с того момента, как принял командование.


Подъём К-429

А дальше началось то, за что не может не быть стыдно любому подводнику. Перед выходом Гусев передал Суворову ключ от своего сейфа, где хранился рапорт о неготовности К-429 к выходу в море. Сразу после спасения начальника штаба дивизии поместили в барокамеру на трое суток, дабы избежать кессонной болезни. А когда он вернулся в свой кабинет, то обнаружил взломанный сейф, рапорта там не было...


Погибшие на К-429 подводники

Следствие длилось 17 месяцев, но следователи интересовались только промежутком времени с начала приёмки подлодки экипажем капитана 1 ранга Суворова и до момента катастрофы. То, каким образом экипаж оказался на лодке, их не интересовало. На суде крайним сделали командира АПЛ К-479, несмотря на возмущение всех, кто был знаком с деталями затопления подлодки, — он командовал лодкой только 8 часов! В приказе Главкома ВМФ СССР Сергея Горшкова было указано: «Этот тяжёлый для ВМФ случай стал возможным в результате безответственного отношения к своему служебному долгу и крайней неисполнительности отдельных должностных лиц 2-й флотилии 10-й дивизии ПЛ ТОФ», но организовавший катастрофу контр-адмирал Ерофеев отделался строгим выговором. А капитан 1 ранга Суворов сел в тюрьму на 10 лет, через два года вышел по амнистии, но вскоре умер.


Карьере контр-адмирала Олега Ерофеева катастрофа К-429 не помешала...

Впрочем, строгий выговор не повлиял на дальнейшую службу начальника штаба флотилии. Он пошёл на повышение: в 1985 году поступил в Академию Генштаба. А в 1987 году, вернувшись из Академии, стал командующим 1-й флотилии АПЛ Северного флота. Той самой, где проходила службу АПЛ К-218 «Комсомолец». Командовал Северным флотом. Но это тема для отдельного рассказа...


К-429 на понтонах

P. S. А К-429 подняли, отвели в завод для восстановления, но, видимо, на дне лодка чувствовала себя лучше. Она утонула снова в 1985 году — прямо у стенки судоремонтного завода. На этот раз её решили не восстанавливать и отправили на разделку.


Похороны погибших на К-429

Все фотографии взяты из открытых источников
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    Вчера, 04:36
    Грустная история,жалко всех моряков!!
    1. +2
      Сегодня, 03:12
      Цитата: andrewkor
      Грустная история,жалко всех моряков!!

      История грустная и моряков жаль...очень! Но позвольте как могло получится, что запорные клапана закрывались в другую сторону? У меня в печёнке сидит: хочешь закрыть кран )задвижку и тд) крути по часовой! Выключить свет выключатель вниз! Ну если электрик не косорукий! А вот с задвижками(клапанами) я понять не могу!
  2. +11
    Вчера, 05:03
    И автор вчера мне писал, что служба на ПЛ это романтика... Жуть жуткая... Не по своей дурости погибнешь, так по чужой.
    1. +14
      Вчера, 06:38
      … Как хороши, как свежи будут розы, моей Страной мне брошенные в гроб…
      Со времен царя гороха ничего не меняется: накажут непричастных, продвинут обделавшихся… Покоя ушедшим
      1. +3
        Вчера, 12:44
        Суворову в гроб страна розы не бросила...
        1. +4
          Вчера, 16:16
          Цитата: nepunamemuk
          Суворову в гроб страна розы не бросила...
          Проявить уважение к нему - сознаться в собственных деяниях:
          Цитата: Георгий Томин
          тема для адмиральских разборок, суд его /ерофеева/ оправдал, но дело было максимально грязным - всё свалили на Суворова...

          Это уровень где чувство корпоративности развито не взирая ни на что
    2. +1
      Сегодня, 02:37
      Цитата: Дырокол
      И автор вчера мне писал, что служба на ПЛ это романтика... Жуть жуткая... Не по своей дурости погибнешь, так по чужой.

      Да романтика! Без этого там не выживешь! Я правда служил в другой стихии, и у нас были случаи...только у нас экипаж 3 человека, а тут 120...скорблю!
  3. +14
    Вчера, 05:14
    Что многое говорит об организации службы на флотилии...

    Увы, подобный бардак не только на флоте request Если где-нибудь в офисе этот бардак не влияет на человеческие жизни, то в сферах, связанных с рисками, из-за самодурства и глупости лиц, принимающих решения, коих увы много, гибнут люди. Ну и гробится техника, часто весьма дорогостоящая и жизненно необходимая.
    1. +7
      Вчера, 07:40
      Если где-нибудь в офисе этот бардак не влияет на человеческие жизни, то в сферах, связанных с рисками, из-за самодурства и глупости лиц, принимающих решения, коих увы много, гибнут люди.

      из-за лояльности лиц имеющих право принимать решения...
      какое то время назад, я написал здесь, что хрущ похоронил армию, а меня пытались поправить - сократил...
      когда моему дядьке пришло время уходить "в страну большой охоты" он пояснил, почему считал что армия была уничтожена - на ответственные места стали ставить лояльных, а не принципиальных...
      а виноватыми, по принимаемым решениям делали "стрелочников" и армия стала разлагаться - по его словам...
      1. +12
        Вчера, 11:21
        Цитата: Дедок
        какое то время назад, я написал здесь, что хрущ похоронил армию, а меня пытались поправить - сократил...
        когда моему дядьке пришло время уходить "в страну большой охоты" он пояснил, почему считал что армия была уничтожена - на ответственные места стали ставить лояльных, а не принципиальных...

        Лояльных стали ставить отнюдь не при НСХ. Техническая некомпетентность, помноженная на желание отчитаться перед начальством о достижениях, в 20-х чуть не привела к гибели ЛК "Марат": занятый соцсоревнованием за скорострельность расчёт башни из партактивистов грубо нарушил процедуру при затяжном выстреле и преждевременно открыл затвор. Результат - 68 погибших, линкор спасло быстрое затопление погребов.
        Ну а о таких фигурах, как Трибуц или Октябрьский, ПМСМ, вы и сами знаете.
        1. -1
          Вчера, 12:25
          Ага, особенно смешно читать про лояльность и принципиальность при Хрущеве после Сталинских чисток.))
  4. +4
    Вчера, 05:21
    Если число погибших атомных подводных лодок США равно двум: «Тершер» и «Скорпион», то ВМФ СССР в этом плане оказался впереди: катастрофы произошли с четырьмя советскими АПЛ...

    Посчитаем?
    1. +8
      Вчера, 15:56
      К-8 упустил, значит - пять. К-27 не считаю, "Нагасаки" прославилась ядерными авариями, но не утонула (утилизация - не в счёт).
  5. +11
    Вчера, 05:22
    Интересно , а признан ли сейчас этот горе " адмирал " ерофеев виновным в гибеле подлодки или нет ??? И реабилитирован ли Гусев ???
    1. +9
      Вчера, 06:26
      Повторно провести "Суд Чести" и для виновных и для судей. Получается перед гибелью Комсомольца была пред история, и намёки...
    2. +5
      Вчера, 06:41
      Давеча впечатлительные персонажи нахваливали енерала руководившего продвижением взвода на Курщине…
    3. +1
      Вчера, 07:43
      нтересно , а признан ли сейчас этот горе " адмирал " ерофеев виновным в гибеле подлодки или нет ??? И реабилитирован ли Гусев ???

      кому это может быть надо?
      а не вы, ни я - не можем заставить ВК ВС РФ пересмотреть дело...
      1. +2
        Вчера, 15:26
        кому это может быть надо?
        Да хотя бы тем же родственникам !!! А что касается " не можем " , то и в отношении многих репрессированных было такое же отношение , но их реабилитировали !!!
        1. Да по "Курску" липа-на липе... читать документы просто даже неудобно, не верится, что вот так можно на всю страну заявить о своей глупости и отрицании фактов, ну и фальсификация доказательств - просто ошеломляющие...
          Нормальный юрист, а адвокат тем более, может только охнуть - а что, так можно?
          И нифига, кто был привлечен к ответственности?
          1. +5
            Вчера, 21:09
            "Курска" касаться не хочу, во-первых, одноклассник там погиб, а во-вторых... Слишком мало времени прошло, информация должна отстояться, уйти с должности или умереть заинтересованные лица. Да и вообще, разговаривал с одноклассником, который работал на подлодке после подъёма... Ну как разговаривал, он больше плакал, а вид плачущего мужика за полтинник не располагает в распросам. Думаю, лет через 20-30 ясности будет куда больше...
            1. Цитата: Георгий Томин
              Слишком мало времени прошло, информация должна отстояться, уйти с должности или умереть заинтересованные лица.


              Прошло уже 25 лет почти... это мало? для кого?

              При таком подходе никакой трагической аварией не стоит интересоваться. И это порождает безнаказанность должностных лиц, банально, но факт...

              А зачем тогда Вы эту катастрофу из стола достали? Прошло-то всего 40 с небольшим, рановато ещё...
              Мой друг, первый погибший из выпуска - это 1980-й год, разбирались мы тогда, а не сейчас... Последний - уже на СВО, и разбирались сразу, и наказали уродов не откладывая...
              Устинова и Козлова, Попова, других фигурантов "Курска" спрашивать нужно пока они ответ могут держать, а не когда они переместятся на кладбище со всеми военными почестями и спросить будет не с кого...

              Так что мне Ваша позиция не близка, непротивление злу насилием - толстовщина, извините...

              "Воздастся каждому по делам его..."
    4. +11
      Вчера, 16:00
      Это была тема для адмиральских разборок, суд его оправдал, но дело было максимально грязным - всё свалили на Суворова, а он остался не при делах. Более того, сделал хорошую карьеру... Чернов его терпеть не мог, но это личное - он считал (небезосновательно) что по милости Ерофеева утопили "Комсомолец". Об этом - следующая статья.
  6. +12
    Вчера, 06:26
    Спасибо за рассказ. Вот она изнанка океанского, ракетно-ядерного флота адмирала Горшкова с его "дутыми" численностью и боеготовностью. Подводников в экипажах современных лодок не хватало, зато держали в строю кучу старья, типа ПЛ пр. 629, 651, 659, 675, 627 ради списочной численности.
    крышка всплывающего спасательного устройства была намертво закреплена тросом снаружи корпуса АПЛ, оба аварийно-спасательных буя приварены

    Личный состав - самый дешевый расходный материал, дешевле даже одного аварийно-спасательного буя.
    1. +5
      Вчера, 08:08
      Цитата: severok1979
      Вот она изнанка океанского, ракетно-ядерного флота

      Да разве такое только было на флоте?!
      Куда ни кинь, везде бардак, что тогда, что сейчас. И этот бардак идет от чинов и руководителей, которые ищут себе еще бОльших привилегий! А на тех, кто ниже их, им наплевать!
    2. 0
      Вчера, 10:05
      Не знаю насколько правда, может меня поправят, но говорят перед выходом на боевую службу буи специально приваривали. На глубине 2000+ метров где идет патрулирование буи все равно не спасут, но они гремят об корпус, демаскируя подлодку.
      1. +3
        Вчера, 10:07
        Возможно. Но говорит ли это о должном внимании к средствам спасения и к людям, которым эти средства предназначены?
      2. Комментарий был удален.
        1. +4
          Вчера, 12:29
          Ошибся... Я имел в виду глубину под килем во время патрулирования.
          1. +6
            Вчера, 12:55
            Я понял, поэтому удалил комент. А насчет приваривания буев, они не столько гремели, а их просто часто срывало со штатных креплений. А потеря буя сами понимаете, потом отписок не оберёшься, поэтому и приваривали.
    3. +5
      Вчера, 16:19
      Об этом хорошо написал Покровский в своём сборнике "Расстрелять!" и его продолжениях. В принципе, никто лучше него и не написал. Жаль что кино "72 метра" получилось так себе, но про подводников трудно снять нормально - очень специфическое сообщество...
      1. Книга Покровского "Расстрелять" - очень удачное полотно шершавой действительности,
        НО! даже эта книга открывает ну примерно 1/3 картинки...
        Больше не выпить.... drinks
      2. 0
        Вчера, 21:47
        Георгий Томин (Летучий_Голландец)
        Об этом хорошо написал Покровский


        Покровский - химоза (начхим), это конечно не кандейщик Новиков-Прибой со своей "Цусимой", но очень рядом. До "Расстрелять" были неплохие рассказы, и на этом конец. Дальше одна чернуха и пр.
  7. +6
    Вчера, 07:50
    Автору. Вот об этом Вы просто "слышали". Но не изучили. Просто так с открытыми захлопками пла пр. 670 с ПУ ОКС "Вольфрам" принимать главный балласт не смогла бы. Это раз. Ну и далее и перед этим. Каждую аварию на Флоте каждый офицер обязан знать и делать выводы.
    Первым из затонувшей подводной лодки К-429 вышел капитан 2 ранга Мартман А.Б.
    1. +5
      Вчера, 16:21
      Там был ещё косяк в электросхеме, она не показывала на пульте что захлопки открыты.
    2. А что "Вольфрам"?
      Он еще и работать должен был проектно, а не с !загогулинами" разными...
      И руки из одного места не должны торчать...
      При посещении Горшковым и присными была простая команда: "включить режим контроля световой сигнализации" - и под горящие лампочки рассказывали адмиралам, как всё у нас прекрасно работает и в высокой готовности даже у пирса! Хе-хе...
  8. +4
    Вчера, 08:53
    Суворов и Гусев должны были отказаться выходить в море с неподготовленной лодкой , а не рисовать фиги в сейфе и журнале-имели право.
    1. +11
      Вчера, 09:17
      имели право.
      Они имели право потребовать отдания писменного приказа и только.
      1. +6
        Вчера, 09:23
        Цитата: 3x3zsave
        Они имели право потребовать отдания писменного приказа и только.

        Из статьи:
        В общем, на подготовку к выходу было нужно как минимум пятеро суток. Дали 12 часов. Экипаж собирали с бору по сосенке: 46% — штатный личный состав, 54% — прикомандированные. Времени для проверки технического состояния подлодки у Суворова не было, но было обещание начальника политотдела исключить из партии и отдать под суд в случае отказа.

        Т.е. имел все права не идти на непроверенной лодке, но побоялся наказания.

        И-получил 10 лет.
        1. +5
          Вчера, 09:28
          но побоялся наказания.
          Возможно. Скорее всего после отказа выполнить приказ Суворовудаже командование речным трамвайчиком не светило.
          1. +4
            Вчера, 09:31
            Цитата: 3x3zsave
            Суворовудаже командование речным трамвайчиком не светило

            возможно, но так честне-делай что должно и пусть что будет...
            1. +7
              Вчера, 09:47
              Сняли бы Суворова с должности. Назначили бы командиром другого офицера, который повел бы лодку не в бухту Саранная, на 37 метров глубины, а сразу, памятуя о судьбе предшественника, в район учебных стрельб. Где глубина 2000 метров. И гарантированно угробил бы весь экипаж.
              Вот такие дела с честностю и нечестностью...
            2. +9
              Вчера, 09:50
              возможно, но так честне-делай что должно и пусть что будет...

              Со стороны, в реальности - принцип единоначалия и коллективной безответственности.
              Система ломает всех, как минимум до майора или капитана 3-го ранга дослужиться без профессиональной деформации и выгорания невозможно.
              Э.. как доктор говорю…
              1. +7
                Вчера, 11:33
                Коте пане Коханка (Владислав), доктор, Вы не правы! К старлею розовые очки у всех растворяются от слова "совсем", хотя... и на практике, и особенно те, кто срочку в СССР служил, задолго до звёзд лейтенантских, видели чётко: "что-то гнило в королевстве Датском".
                В 1990 году, как раз на День Пионерии - 19 мая, Северодвинский городской суд отказал в удовлетворении иска Северодвинской городской прокуратуре: выселить, без предоставления жилой площади, из комнаты площадью 13,6 кв.м. жилого дома Севмаша: моего папу, меня, мою жену и мою дочь 1986 года рождения. 18 мая 1990 года представитель жилищного отдела Севмаша (третье лицо в процессе) иск прокуратуры не поддержал и заявила, что при выселении моего отца из комнаты, в соответствии с Конституцией СССР и ЖК РСФСР, нужно будет его обеспечить жильём, но свободной комнаты или квартиры у Севмаша нет, а поселить моего папу - имеющего гос.награды, награды ВДНХ и звание "Почётный ветеран Севмаша" в общежитие она не сможет. Представитель жилищного отдела горисполкома (третье лицо в процессе) заявила: что иск прокуратуры не поддерживает, т.к. я стою в льготной городской очереди молодых специалистов на получение жилья с номером 96, жена моя, как молодой специалист была направлена не по распределению, а по месту прохождения мною службы, и стоит в очереди ГОРОНО с 1987 года с номером 275, при нашем выселении горисполком обязан будет не забыть о нашей малолетней дочери и предоставить семье с малолетним ребёнком минимум комнату, но свободных комнат у города нет. Судья, повернувшись к представителю прокуратуры сказал:"Вы слышали всё. Может прекратим этот цирк?" На что представитель прокуратуры гордо заявил:"Я буду биться до конца!" И процесс шёл 2 дня... К тому времени был у меня красный диплом, побывал я, как все отличники учёбы, на торжественном приёме в Верховном Совете, слетал в тёплые страны, с льготной выслугой, отдохнуть от Крайнего Севера, с льготной выслугой, да ещё за командировку ту премию получил, аж в 50 рублей, в приказе целого генерал-майора. Правда в Академию, в нарушение приказа министра и по всем моим показателям в работе, 2 года подряд так и не был отправлен, любимый замполит на комиссии напоминал, что я даже не кандидат в члены КПСС, хоть возраст мой далеко не 18, но видно где-то как-то что-то я не допонимаю, но к нему за советами не прихожу...
                1. +7
                  Вчера, 14:51
                  К старлею розовые очки у всех растворяются от слова "совсем",

                  Проблема в другом.
                  Есть нормы поведения, обычаи и правила, которые формируют твое отношение к реальности. Увы, чем старше и выше ты заходишь «на Олимп» своей карьеры, тем дальше уходишь от реальности.
                  Фактически ты начинаешь быть винтиком системы, которая функционирует только ради своего существования (точнее оправдания своего существования) в структуре исполнительных институтов власти..
                  Это тупик…впрочем - это калькой проходит в статье Тимура. Результат - гибель ребят…
                  1. +3
                    Вчера, 15:20
                    Коте пане Коханка (Владислав), уважаемый, не во всём с Вами согласен. Часть моих сослуживцев, как и служащие под погонами в разных "силовых" структурах СССР и РФ, кого знал много лет, получив льготную пенсию, в той или иной мере включали систему пофигизм. Пенсия-то уже есть!
                    Вот у кого жилья не было совсем и родная федеральная контора кормила обещаниями по сертификату, по льготной ипотеке позже, те да. Те играли всегда по правилам, что умники и умницы сверху внедряли...Хотя, преступник-рецидивист - вице-адмирал О.А. Трегубов грёб систематически только для себя, а преступник - капитан 1 ранга ранга К.Митькин, вроде как за честь экипажа и всей бригады радел...Первый вылетел из Архангельского областного Совета депутатов, а второй был принят на не кислую должность на судоремонтном заводе.
                    1. +1
                      Сегодня, 04:09
                      Часть моих сослуживцев, как и служащие под погонами в разных "силовых" структурах СССР и РФ, кого знал много лет, получив льготную пенсию, в той или иной мере включали систему пофигизм.

                      Утро доброе уважаемый Евгений!
                      По себе лично знаю, что самое сложное - это 2-3 года службы до этой самой «пенсии».
        2. +8
          Вчера, 16:23
          Начальство всегда имеет возможности надавить на подчинённого, тем более - на флоте, тем более - советском. Угроза "положишь партбилет на стол" - тогда это было серьёзно. Но, повторюсь, никто не знал на 100% что лодка потонет. А то, что испортят жизнь было известно на 101%...
          1. +4
            Вчера, 16:32
            А то, что испортят жизнь было известно на 101%...
            Тем более, что Суворов ждал перевода в Ленинград.
    2. Право имели... не имели возможности - делалось это десятки раз, и фига в сейфе уже давно отработанный приём.
      1. +1
        Вчера, 20:05
        и фига в сейфе уже давно отработанный приём.
        Возможно в связи с этим сейф и вскрыли?
  9. +7
    Вчера, 10:00
    Даже субмарины одного проекта различаются, порой весьма существенно: здесь механизм установлен не у того шпангоута, здесь клапан расположен на несколько сантиметров правее или левее, здесь балясина трапа ниже, чем на соседнем борту. Первое время, приняв новую лодку, даже опытные подводники бьются головами о её выступающие части — потому что на той АПЛ, что экипаж держал ранее, немного другое расположение всего вышеперечисленного, и привычные траектории движения по отсекам приводят голову в соприкосновение с элементами систем и механизмов.

    "Немного различающиеся"- привет от промышленности. Интересно что сделали с бы с тем кто увидев "обратный ход" захлопок отказался бы принимать подлодку? В конце концов есть же конструкторская документация!!!
    На одном околовоенном сайте читал историю. Пр приемке лодки замполит попросил перенести сейф с одной переборки на другую. Сейф крепился на сварке в 4 точках. Для демонтажа сейфа выделили несколько матросов и военно-морской лом. При попытке отделения сейфа от переборки межотсечная переборка отделилась от корпуса!!!! Как оказалось, ее просто забыли приварить.
    Ну и по травматизму. "Травма карася" - это когда при нырянии в люк бьешься головой об поручень. Особенно страдали этим "жерди" - матройзеры ростом выше среднего :(
    1. +7
      Вчера, 11:47
      Не_боец (Роман), уважаемый, совсем с Вами не соглашусь: "Немного различающиеся"- привет от промышленности." А как же самые великие специалисты из военной приёмки? Шило от мастеров завода-изготовителя в кабинете принимали в объёмах более 1 фляжки "Просянкин на охоте?"
      У замполитов при СССР был стандартный сейф-шкатулка. Не большой по объёму. Сказка на околовоенном сайте бредова. Переборку что, после сварки не светили рентгенологи, ОТК не принимало, военная приёмка вся была под судом, как ведущие специалисты 1059-го ВП МО Валерий Долбилкин и Павел Назаров, гуммировщики не проклеивали, специалисты "Эры" кабеля не протягивали,не красили маляры, сборщики -достройщики и сварщики из достроечного цеха не приваривали этот сейф, а сделали моряки сами, без согласования с пожарными???
    2. +4
      Вчера, 20:41
      Я и в звании кап три регулярно бился башкой о какую-то приблуду над верхним рубочным люком, после того как принимали новую лодку: там балясина трапа была на пять сантиметров выше чем на прежней, вот по привычке и вписывался головой в железо, через пару дней приспосабливался)))
  10. 0
    Вчера, 10:35
    Капраз Суворов виноват в том, что нарушил руководящие документы и наставления, и погубил людей и лодку. За что его жалеть? За то, что хотел угодить начальству? Давно известно, что желание во всем угождать начальству, рано или поздно заканчивается плохо.
    1. В том то и дело, что выход в море в таком составе и организации выхода - совсем не единичный. Намного реже выходили в море в полном соответствии с КАПЛ. И никакие вопли командиров лодок или механиков никогда в расчет не принимались, всегда заканчивалось "смирно! бегом-марш!"...
      1. +1
        Вчера, 16:45
        Капраз, я думаю, уже сроки для пенсии выслужил - положил рапорт на стол и пошел. И никто тебе ни хрена не сделает. А за что люди погибли?
        1. Да так иногда и делалось, но в разы или даже в десятки раз реже...
          Само течение службы, сама повседневность была простой: я начальник - ты , ты начальник - я ... и многократное нарушение всех и всяких регламентов со стороны командования - это не разовые случаи, а унылая повседневность... И только катастрофы на пару дней взбадривали... а потом - всё по новой: "смироно! бегом марш!"
          Люди гибнут, как правило, из-за раздолбайства, неподготовленности и необученности (за что отвечают их непосредственные командиры) и идиотской адмиральской парадигмы - "бегом-кругом"...
    2. +2
      Вчера, 20:12
      Живым трудно судить ушедших с Хароном...в последнее плавание по Стиксу.
      Ситуация была типичная: нужно закрывать план БП. Сил боеготовых и технически исправных -- кот наплакал. Потому как с советским судоремонтом можно было только "тихо застрелиться". Победить его было невозможно. Горел план дивизии, который тянул вниз флотилию...а та топила Флот. Курс БП -- задача Л-3 /СЛ "закрывается" ТС в дуэльной ситуации...Вот и погнали в море то, что было на ходу.
      Суворов -- НШ ДиПЛ. Он головой отвечал за выполнение Плана БП. ГСС, моряк опытный, понадеялся на русский "авось". Не прокатило...Судьба распорядилась иначе. Никому он не угождал. Он хотел выполнить задачу --- закрыть план БП дивизии. Но, как известно, благими намерениями дорога в ад выложена.
      Судьба, одним словом. А судить ушедших -- последнее дело. Суворов был МОРЯКОМ, честным человеком. Никому не угождал... soldier
      1. +1
        Вчера, 21:13
        Его жизнь - его личное дело, жизни людей - никто не давал ему права распоряжаться ими.
        1. +1
          Вчера, 21:55
          Цитата: ТермиНахТер
          Его жизнь - его личное дело, жизни людей - никто не давал ему права распоряжаться ими.

          Такие права закреплены, в частности, в Уставе...
          1. +1
            Вчера, 22:01
            Почему-то суд посчитал по другому. Еще Петр I говорил : "Не держись устава, яко слепой стенки".
            1. +1
              Вчера, 22:11
              Цитата: ТермиНахТер
              Почему-то суд посчитал по другому. Еще Петр I говорил : "Не держись устава, яко слепой стенки".

              Статья 332 УК РФ. Неисполнение приказа.
              1. 0
                Вчера, 22:16
                Ст. 42 УК РФ. Исполнение приказа или распоряжения.
    3. +4
      Вчера, 20:46
      ВМФ такая система, в которой не выполнить приказ начальства и сегодня - подсудное дело. Способов надавить на командира - масса, а в СССР была ещё партийная линия: не выполнить решение партийной организации - положить партбилет на стол, а это - конец всему, останется только в дворники идти.
      1. +1
        Вчера, 22:03
        А что - на гражданке жизни нет? Лучше 10 - 15 - 20 человек замогилить?
  11. +3
    Вчера, 11:35
    Немного непонятна история с рапортом в сейфе. Какой смысл запирать его , не отправив вовремя ? Или это была копия отправленного ? Но тогда за уничтожение отправленного документа, и за бездействие по нему полагается особое расследование, разве не так ? Документы разве не фиксируются при приёме?
    1. +4
      Вчера, 20:51
      Я так догадываюсь, либо подать его Гусев не успел, либо журнал входящих подчистили: при таком раскладе могли просто журнал переписать заново. Тут, скорее всего, следователя, который дело вёл хорошо "подмазали" или надавили так что он подмену журнала не заметил бы. Но это - мои домыслы, а история с сейфом - от Чернова, а он был дедом информированным.
      1. +1
        Вчера, 21:42
        Напрашивается ещё один вариант - если командир расчитывал, что лодку завернут назад из-за отсутствия его подписи в журнале, то именно на этот случай он и заготовил рапорт, чтобы сразу его вручить вышестоящему начальству. Но тогда не вижу смысла во вскрытии сейфа потом - эта бумага не угрожала никому, кроме самого её автора. Получалось ведь - знал , но не реагировал адекватно ситуации.
        p/s: а разве при разборе ограничились одним следователем ? По идее - целая комиссия должна была быть..
  12. История катастроф на ПЛ на нашем ВМФ - горькая и страшная правда о реальном уровне нашего флотского руководства ... в первую очередь - моральном уровне ... не помню ни единого случая привлечения к ответственности высшего офицерского состава ВМФ, то бишь адмиралов...
    Опыт общения с начальствующим составом ВМФ (опять, речь об адмиралах и командующих разного уровня) грустный-грустный ... часто было желание помыть руки ...

    На этой лодке был мой старый приятель, офицер, остался жив, слава Богу... рассказывать он о катастрофе не хотел, только сразу ругался матом ... а командование просто называл сволочами ...
    1. +1
      Вчера, 22:13
      А почему человек (начальник) становится сволочью? Ведь все мы рождаемся простыми обыкновенными людьми. Сволочью, начальника делают подчиненные, своей готовностью выполнять самые тупые (преступные) приказы. Кстати - это и в Уголовном Кодексе есть - "Выполнение преступного приказа - есть преступление".
      1. Цитата: ТермиНахТер
        Сволочью, начальника делают подчиненные,

        И не стыдно так заявлять?

        Впрочем, если никогда не проходил человек военную службу - то ничего удивительного ...
        Классика жанра - переложить ответственность на ... подчиненного/ на бедного/ на слабого ... они во всём виноваты - выполняют какие-то не такие приказы, мало работают, не проявляют героизма...
        Удивительно читать такие перлы сегодня... но люди, конечно, и на самую чудоковатую точку зрения имеют право ... это есть демократия, никуда не денешься...
        1. +1
          Вчера, 22:43
          Я 17 лет отработал в системе МВД, ушел на пенсию капитаном, потому, что имел наглость иметь собственное мнение и никогда ни перед кем не прогибался. А капраз Суворов, в соответствии со всеми нормативными документами, обязан был подать мотивированный рапорт, в котором изложить свою точку зрения и отказаться вести в море не отработанную лодку. Однако, перед ним открывалась заманчивая перспектива - перевод в Ленинград, в перспективе контр-адмиральские, а может и выше погоны и он пошел на прямое преступление.
          1. Не подвергаю сомнению Вашу добросовестную службу в МВД. Но служба в МВД, при всём понимании и уважении службы правоохранителей, не является военной службой - кроме как внешняя похожесть формы одежды. Только силовые (но не оперативные) спецподразделения имеют некоторое сходство с военной службой.
            Поэтому Ваши суждения - совершенно справедливые с точки зрения правоохранителя, никак не отражают содержания военной службы.
            Военный прокурор надзирает над соблюдением должностными лицами законов, военный следователь дает правовую оценку действиям военнослужащего. Но оба эти правоохранителя - военные. Хотя, вроде, они же не строевые военные, так почему бы не дать на эти посты обычных прокуроров и следователей? Вот потому, что военная служба есть специфический вид человеческой деятельности. Слишком специфический, что бы его судить так просто, как иногда хочется.
            1. +1
              Вчера, 23:41
              И чем же служба в МВД отличается от военной? Тоже уставы и приказы, которые регламентируют прохождение службы, права и обязанности. И чем военный прокурор (следователь) отличается от обычного. Приставкой военный и все? И Уголовный Кодекс одинаковый для всех. Какая специфика? Действия Суворова имеют самую простейшую квалификацию - преступная халатность, повлекшая особо тяжкие последствия. И не надо никаких военных прокуроров.
              1. +1
                Вчера, 23:45
                З. Ы. А когда началась Чечня и туда поехали менты, то не какому-то морячку, греющему пузо на пляжах Севастополя, рассказывать, чья служба труднее и важнее.
                1. 0
                  Сегодня, 08:04
                  А когда началась Чечня и туда поехали менты,
                  Отдельно замечу, что вместе с питерским ОМОНом в первых рядах в Чечню отправился сборный отряд морской пехоты Балтийского флота.
  13. -1
    Вчера, 23:37
    Настоящий плотоводец. Поэтому американцы нас и не боятся. Прекрасно знают умственные способности и деловые качества наших адмиралов и генералов.
  14. +1
    Сегодня, 00:18
    Просто интересно,из каких таких соображений заслонки открывались в другую сторону?
    Должна ж быть какая либо стандартизация,хотя бы для лёгкости переучивания экипажей.
    1. 0
      Сегодня, 09:03
      Как вариант - исполнительный механизм просто перевернули, ради установки рядом нового оборудования. Не новый же узел проектировать и делать заново, ради каких-то миллиметров свободного пространства в нужном месте.
  15. 0
    Сегодня, 00:26
    Спасибо за интересную статью.
    Батя служил на КЧМФ с 1969-1972 в Балаклаве,торпедистом.Уже тогда он видел всю гниль и продажность мичманов и офицеров ,особенно в Севастополе.
  16. +1
    Сегодня, 06:03
    Автору. Мне не ведомо, зачем Вы это все написали.
    Но, обстоятельств, причин этой трагедии Вы и не знаете и не понимаете. Но для того, чтобы все было по-правдешному вынужден пояснить.
    1. КУ ВМФ-82 (Корабельный устав). В нем статья: "Заведующий установкой". Виновник затопления 4-го отсека вспомогательных механизмов - Заведующий захлопками вдувной и вытяжной системы корабельной вентиляции.
    2. На корабле весь штатный личный состав экипажа расписан по Корабельным расписаниям. По команде командира: "По местам стоять к погружению", согласно своих обязанностей по корабельному расписанию "При погружении всплытии подводной лодки", Заведующий вентиляционными захлопками обязан проверить их закрытие и перевод на дистанционное управление. Захлопки в 23 часа 35 минут 26 июня 1983 года в районе дифферентовки ДК-3 были ОТКРЫТЫ.
    Убедится по команде "Приготовится к погружению" в герметичности отсека, согласно Корабельным расписаниям был обязан Командир 4-го отсека. Своих обязанностей НЕ ВЫПОЛНИЛ.
    Оператор Пульта управления общекорабельными системами "Вольфрам" на экране положение всей арматуры видит по сигнализации. Он ВИДЕЛ, ЧТО ПРОЧНЫЙ КОРПУС НЕГЕРМЕТИЧЕН, в 4-м отсеке открыты захлопки вдувной и вытяжной вентиляции. ЭТО ПЕРВАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ОШИБКА.
    3. Командир БЧ-5 (осужден на 8 лет), Командир дивизиона живучести (КД-3) по сигнализации на ПУ "Вольфрам" должны были убедится в герметичности прочного корпуса перед тем как дать команду "Принимать главный балласт кроме средней".
    Более того, КЛАПАНА ВЕНТИЛЯЦИИ ЦИСТЕРН ГЛАВНОГО БАЛЛАСТА НЕ ОТКРОЮТСЯ, ЕСЛИ ПК НЕ ГЕРМЕТИЧЕН.
    Кто сотворил ВТОРУЮ ТЕХНИЧЕСКУЮ ОШИБКУ, после которой всегда беда ? Оператор ПУ ОКС сам разблокировал систему управления? Или по команде механика или комдива-3?
    ВОТ И ВСЕ. С Заведующего захлопками и командира отсека не спросить, они уже в 23 часа 40 минут 26.06.83 погибли в числе 14 человек, которые на момент погружения были в 4-м отсеке.
  17. +1
    Сегодня, 06:07
    Все остальное: организационные промахи, "кровавые следы" за какими-то начальниками - это все косвенно.
  18. +1
    Сегодня, 06:15
    Ну, а командир, на то он и есть "первый после Бога".
    В бухте Саранная, перед тем как занять район дифферентовки ДК-3 и дать команду "Все вниз погружаюсь", каждый советуется со своей задницей: где ей лучше сидеть: в кресле командира или на скамье подсудимых