Второй импортозамещённый МС-21 присоединился к сертификационным испытаниям

4 711 59
Второй импортозамещённый МС-21 присоединился к сертификационным испытаниям

Второй импортозамещенный образец российского среднемагистрального самолета МС-21 поднялся в небо, присоединившись к сертификационным испытаниям. Об этом сообщили в Минпромторге.

Обновленный самолет с российскими системами и двигателями ПД-14 впервые поднялся в воздух с аэродрома Иркутского авиазавода. В первом полете тестировалась общая работа отечественных систем и двигателей, замечаний нет. Лайнер присоединится к сертификационным испытаниям, в которых с апреля этого года участвует самолет с частично замененными системами.



Самолет присоединится к программе сертификационных испытаний наряду с опытным образцом МС-21, частично оснащенным новыми российскими системами и агрегатами, который совершил первый полет в новом облике 29 апреля 2025 года.

- говорится в сообщении.

Сертификация МС-21 продлится до конца 2026 года, такие сроки обозначил ранее глава Ростеха Сергей Чемезов. Серийное производство самолетов также планируют запустить к концу следующего года. В марте этого года Росавиация выдала компании «Яковлев» разрешение на серийное производство данных самолетов.

МС-21 является российским среднемагистральным узкофюзеляжным пассажирским самолетом. Он предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях. Самолет рассчитан на полеты на расстояние до 5,1 тысячи километров.

59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 октября 2025 06:23
    Наши системы на самолете - это очень хорошо, и с учетом ситуации в мире - единственно нужный нам вариант развития авиапрома. Пусть даже пока дороже, но массовая серия все исправит, под присмотром государства конечно). Но вопрос с перетяжеленностью МС-21 на почти 5 тонн - очень болезненный. И в общем -то и причины известны. Но никто только взять на себя ответственность и открыто заявить не хочет. И если говорят - то в кулуарах.
    1. -7
      28 октября 2025 06:35
      Цитата: Сибиряк 66
      Наши системы на самолете - это очень хорошо

      Спорное утверждение. Разрабатывать и изготавливать все самим дорого и не всегда качественно. Нужна летная история, опыт эксплуатации. При отсутствии международной кооперации очень трудно выйти на другие рынки даже если самолет получится конкурентоспособным. Да Россию подвели американские и европейские партнеры. Так есть еще Китай, Индия, другие страны с которыми можно договорится на поставку комплектующих в обмен на приобретение готовых самолетов.
      1. +4
        28 октября 2025 06:39
        вот с Индией то и Китаем - сложно договариваться... Одни улыбаются но сами своё гнут и перестраховываются, а вторые отплясывают по договорам... Тяжкие партнёры....
        1. 0
          28 октября 2025 15:10
          Только что подписан меморандум о производстве в Индии Суперджетов. Думаю, и до договоров дойдет в ближайшие годы.
      2. +6
        28 октября 2025 06:49
        Разрабатывать и изготавливать все самим дорого и не всегда качественно. Дорого и не качественно потом сотни Арбузов и Боингов в отстойники ставить, и летать с периодически отказывающими двигателями на них же из-за отсутствия фирменного обслуживания. Которого нет по причине проведения нами суверенной внешней политики, вставшей поперек горла Западу. Авиация - это признак независимости и суверенности, безопасности странны и ее обороноспособности. И любая опора на "технологичный, дешевый и эффективный Запад" всегда будет заканчиваться вот так: хотите жить самостоятельно и своим умом - мы вам все повыключаем и вообще кислород перекроем. Что сейчас они и исполняют. И сотни арбузов и боингов - высотехнологичных и дешевых, собранные из качественных запчастей в прекрасной западной кооперации - тому пример.
      3. +1
        28 октября 2025 07:18
        Хочется напомнить историю самолетостроения СССР. Наши самолеты, кроме Нас эксплуатировали наши союзники в Африке с Азией. Американцы с ЕС свой рынок будут держать и их сервисное обслуживание самолетов по всему миру отработано и поставлено на хороший уровень. В свое время Мы продали Суперджеты( Ирландия и Мексика), но не было нормального сервиса и компании стали каннибализировать самолеты. Удалось зайти на эти рынки, за счет того что наш самолет не конкурировал с Боингом и Аэрбасом.
        1. +3
          28 октября 2025 09:33
          Цитата: Sergey39
          Наши самолеты, кроме Нас эксплуатировали наши союзники в Африке с Азией.
          Которые им дарили за "дружбу" и сговорчивость, в лучшем случае продавали в долг, который потом простили. В СССР было много хорошего, но сохранились почему то самые отвратительные традиции разбазаривания финансовых активов, интеллектуальной и гос.собственности.
          1. +2
            28 октября 2025 18:09
            Цитата: Vitaly.17
            Которые им дарили за "дружбу" и сговорчивость

            Нет , самолёты продавали за деньги . Иногда в кредит в рамках СЭВ . По кредитам расплачивались встречными поставками . В СССР долги не списывали . Могли реструкторизировать , но как правило развивающимся странам давали льготный кредит на особых условиях - с отсрочкой начала платежей на несколько лет . Для бывших колониальных стран Африки до 10 лет такой отсрочки .
            Но долги никто не списывал !
            Списывать долги стала либеральная РФ , которая сначала разорвала все каналы сотрудничества , мало того - самим фактом ликвидации СССР компрадор-либералы дали весомейший повод странам должникам отказать в платежах под предлогом , что СССР уже нет , а что такое РФ мы знать не знаем и в договорах не прописано . Не сразу так сказали - после и глядя на выкрутасы либеральных извращенцев во главе РФ .

            А так то начало выплаты долгов по кредитам странами Азии , Африки и Латинской Америки должны были стать ... начало 90-х годов . Тело долга (без учёта процентов) - свыше 500 млрд переводных рублей , что по курсу составляло не менее 800 млрд. дол.
            Тех долларов !
            И эти 800 млрд. дол (а с процентами весь триллион) должны были погашаться в течение 10-15 лет . В те самые страшные для нашей страны 90-е и начало 00-х . Грубо говоря каждый год по 80 млрд. дол. И даже если бы была частичная реструктуризация с растягиванием сроков погашения , то уже в течение 15-20 лет по 50 - 70 млрд.дол. , это было бы очень серьёзным подспорьем бюджета РФ .
            Просто напомню , что в 1992 г. в обороте РФ денежной массы было всего на 20 млрд. дол. !! Гиперинфляция и процветание бартера .
            А потом , через много (20-25 более) лет все эти долги пришлось списывать , ибо долги эти страны отдавать :
            а) не хотели ,
            б) не могли .
            А вот в 90-е - могли и хотели , ибо изрядную часть долга они собирались погашать поставками своей продукции . И потому что наш рынок , наша страна , наше покровительство им были интересны и необходимы .
            СССР долгов не списывал .
            ПриDyR0k Хрущёв одно время взял моду делать барские подарки . Но это были именно подарки , а не списание кредитов . Но этот ид.0т за 12 лет своего волюнтаризма настолько расшатал и изуродовал Экономику СССР , что его поспешили убрать и поставили вменяемого , но не хватавшего звёзд с неба Брежнева .
            Только спорить не надо , я на эти темы ещё в начале 90-х говорил с серьёзными руководителями Внешторга (Министерство Внешней Торговли) и Госплана . Руководители уровня управление\департамент .
            В те времена не менее трети всех самолётов в мире (за пределами СССР) были советского производства . Наши самолёты покупали не только развивающиеся , но и некоторые капиталистические страны . Уже не говоря о количестве предзаказов на Ту-144 от половины европейских стран . Просто наш самолёт понравился больше "Конкорда" . Но прожорливость двигателей и нерешенность этой проблемы до конца 80-х похоронила проект . Хотя были большие надежды на НК-32 . На один их Ту-144 эти двигатели поставили но весь комплекс испытаний завершить не успели . И в 90-х годах этот опытный Ту-144 арендовали на несколько лет НАСА США и использовали как летающую лабораторию .
            С теми движками Ту-144 вполне мог выйти на линии , но было уже поздно .
      4. +2
        28 октября 2025 09:05
        Цитата: Vitaly.17
        Разрабатывать и изготавливать все самим дорого и не всегда качественно. Нужна летная история, опыт эксплуатации. При отсутствии международной кооперации очень трудно выйти на другие рынки даже если самолет получится конкурентоспособным.

        А зачем строить с оглядкой на чужие рынки? У нас потребность в самолетах. Чтобы выйти на западный рынок, надо иметь сервис по всему миру на двигатели как у Пратт-Уитни и Роллс-Ройс...или ставить чужие двигатели....Китай как и мы уже обжегся. Надо быть просто самодостаточными и и уважать себя в первую очередь, а не лебезить перед западом как это было со времен Петра I. Мы должны летать на лучших самолетах, а не другие на других базарах
        1. +1
          28 октября 2025 09:42
          Цитата: Konnick
          Надо быть просто самодостаточными и и уважать себя в первую очередь, а не лебезить перед западом

          Для этого нужно расстреливать коррупционеров.
          «Каждый кто украдет у казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен.»
          Петр I.
          «Неужели вы хотите остаться императором без служителей и подданных? Мы все воруем с тем только различием, что один больше и приметнее , чем другой.»
          П. Ягужинский
        2. 0
          28 октября 2025 18:15
          Цитата: Konnick
          Чтобы выйти на западный рынок, надо иметь сервис по всему миру

          Зачем нам западные рынки ? На западе своих самолётов полно .
          Но у нас во первых - свой огромный внутренний рынок , во вторых есть страны которые с удовольствием будут эксплуатировать наши самолёты . Один Иран чего стоит , там потребность в несколько сотен самолётов и западные самолёты им недоступны из за санкций . Есть и целый ряд других стран . Есть полуторомиллиардная Индия , которая так же готова эксплуатировать наши самолёты . Внешний рынок для нашей авиатехники вполне достаточный для успешного возрождения отечественного авиапрома . Нужна только Воля , чёткое целеполагание , контроль исполнителей , чёткое финансирование и обеспечение полного производственного цикла внутри страны . И всё получится .
          1. 0
            29 октября 2025 07:55
            Нужна только Воля , чёткое целеполагание , контроль исполнителей , чёткое финансирование и обеспечение полного производственного цикла внутри страны

            Вот этого то и нет, как вы сами написали выше, "компрадорам-либералам" это не надо...
            1. 0
              29 октября 2025 13:16
              Цитата: Ильнур
              "компрадорам-либералам" это не надо...

              Ну видимо понадобилось .
              Может к ним Доктор приходил ...
              Во всяком случае второй МС полностью в отечественной комплектации идёт на сертификацию . Своя комплектация получилась несколько тяжелей , поэтому МС-21-310 будет иметь не 211 , а 180 кресел . Это тоже нормально .
              Посмотрите как раскачали производство боевой авиации . В этом году только тяжелых истребителей будет произведено порядка 126 шт. Из них 18 шт. уходят на экспорт в Алжир . За ещё несколько лет производство тяжелых истребителей будет доведено до 180 шт. , из них половина будет Су-57М1 и Су-57Э . Готовится (обсчитывается) большой контракт с Индией на лицензионную сборку Су-57Э из наших машинокомплектов . Речь идёт о опционе до 300 шт. по нескольким последовательным контрактам .
              Такой прогресс в военном авиастроении достигнут перетоком подготовленных кадров из гражданского авиастроения , где по понятным причинам серийное производство гражданских лайнеров задерживается , так что есть время подготовить новые кадры к началу крупносерийного строительства МС-21 и ССЖ . Так же решен вопрос о лицензионной сборке ССЖ-100 в Индии из наших машинокомплектов - тоже хороший стимул для нашей авиастроительной отрасли .
              Повеселело у нас и с вертолётами - производство двигателей раскачали , новые двигатели появились для лёгких вертолётов и легкомоторных самолётов .
              Даже Набиулина начала ставку снижать . Снижение мизерное , но обещает снижать и дальше , и в течение всего будущего года .
              1. 0
                29 октября 2025 16:56
                Ну видимо понадобилось

                Да врядли, если бы не клюнул петух, также бы продолжили гнать ресурсы на запад за бусы... Птенчики гайдара, который говорил «Да кому нужны ваши станки?! Понадобятся – купим» всё ещё у руля, сейчас это аукается... Одна тупая санду во главе ЦБ чего стоит, которая инфляцию снижает увеличением ставок...
                1. +1
                  29 октября 2025 17:48
                  Цитата: Ильнур
                  если бы не клюнул петух, также бы продолжили гнать ресурсы на запад за бусы

                  Ну так клюнул же . Не просто клюнул - весь анус либерде расклевал , зашевелились .
                  Цитата: Ильнур
                  Одна тупая санду во главе ЦБ чего стоит, которая инфляцию снижает увеличением ставок...

                  Ну , она сотрудница МВФ и его представитель в РФ , ей велено Чушь нести , она и несёт . И борется с Экономикой РФ как может . На то и поставлена . На то и неподконтрольна согласно Конституции , агентами ЦРУ и МИ-6 писанной .
      5. +1
        29 октября 2025 10:18
        Цитата: Vitaly.17
        Цитата: Сибиряк 66
        Наши системы на самолете - это очень хорошо

        Спорное утверждение. Разрабатывать и изготавливать все самим дорого и не всегда качественно. Нужна летная история, опыт эксплуатации. При отсутствии международной кооперации очень трудно выйти на другие рынки даже если самолет получится конкурентоспособным. Да Россию подвели американские и европейские партнеры. Так есть еще Китай, Индия, другие страны с которыми можно договорится на поставку комплектующих в обмен на приобретение готовых самолетов.



        На какие ещё другие рынки?Кто нас туда вообще впустит?Нам бы свой внутренний рынок гражданских самолётов для начала обеспечить отечественными бортами,на что уйдет много лет.Уже будет достижение.
        1. +1
          29 октября 2025 13:25
          Цитата: Sky Strike fighter
          На какие ещё другие рынки?Кто нас туда вообще впустит?

          На некоторые рынки нас не просто пустят - нас зовут .
          Например Иран . От него заявка на 300 МС-21 и на 140 ССЖ-100 . А это очень хороший заказ . В Индии будут собирать наши ССЖ-100 из наших машинокомплектов - очень выгодный контракт для наших авиапроизводителей , да и лицензия стоит хорошо . Есть и ещё целый ряд стран , кто готов заказывать наши самолёты . Но они сначала должны пойти в серию при полностью отечественной комплектации .
          Но нам и своего собственного рынка хватит для загрузки наших авиастроительных заводов лет на 15 . Но нужно думать и о будущем . Для МС-21 строили сразу две сборочные линии по 36 самолётов в год каждая . Сумеем раскачать производство , будет и что на экспорт поставлять . Лишь бы самолёты получились как надо .
          1. 0
            29 октября 2025 13:53
            . Но нам и своего собственного рынка хватит для загрузки наших авиастроительных заводов лет на 15 . Но нужно думать и о будущем . Для МС-21 строили сразу две сборочные линии по 36 самолётов в год каждая . Сумеем раскачать производство , будет и что на экспорт поставлять .


            Суть в том что пока мы не обеспечиваем даже свой рынок самолётами,не говоря уже о внешних рынках.Надо будет постепенно расширять производство,готовить персонал. Не простой и долгий путь впереди.Так что внешние рынки это ещё смотря как дело пойдет.

            . Лишь бы самолёты получились как надо .


            Масштабировать производство надо. Производство SJ-100 с ПД-8 буксует в России, но в Индии уже готовят сборочную линию,машинокомплекты собираются поставлять.А в состоянии ли потянуть всё и сразу? Самолёты то до ума доведут, другой вопрос каким образом их строить то будут.Истории с производством удачных, удавшихся самолётов Ил-76МД-90А и Ту-214 яркий тому пример.То подшипники контрафактные на первый поставили в результате чего завели уголовные дела,то как в случае со вторым производство надо модернизировать и чуть ли не весь Ту-214 надо заново перепроектировать под новые требования.

            . Новый российский самолёт МС-21-310 в базовой версии лучше отвечает запросам рынка, чем его иностранные конкуренты. Об этом заявил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. ... Пантелеев добавил, что МС-21 получил фюзеляж самого большого диаметра. Такие характеристики позволяют сделать ширину пассажирского салона больше, чем у любого западного конкурента.В МС-21 реализовали все самые передовые наработки по радиоэлектронике и бортовому радиоэлектронному оборудованию. Самолет получился высокоавтоматизированным, нагрузка на экипаж умеренная, поэтому с точки зрения комфорта не только пассажиров, но и экипажа самолет получился выдающимся.


            https://www1.ru/news/2025/10/29/ms-21-oboidet-vsex-konkurentov-sootvetstvuet-zaprosam-rynka-lucse-amerikanskix-boeing-a320neo-i-737.html

            Но особый интерес вызывает проект ШФДМС МС-21-500 с ПД-26 с дальностью полёта 8000-9000 км.Интересно почему решили разрабатывать именно ПД-26,а не ПД-28 схема которого заранее прорабатывалась на основе конструкции ПД-35?Ведь тяга то всего больше на 2 тонны,да и больше это не меньше,пусть лучше бы по тяге запас был.
            1. 0
              29 октября 2025 14:33
              Цитата: Sky Strike fighter
              .Надо будет постепенно расширять производство,готовить персонал.

              Он был подготовлен для серийного производства МС-21 , а ССЖ и так прежде строили боле-мене приличными партиями . Последние годы был вынужденный простой , но часть кадров перевели в военный сектор авиастроения и сразу результат . Пока идёт сертификация и подготовка всех цепочек кооперации подготовят новых . Сборочные линии для МС-21 готовы давно , пока простаивают .
              Цитата: Sky Strike fighter
              Масштабировать производство надо. Производство SJ-100 с ПД-8 буксует в России, но в Индии уже готовят сборочную линию,машинокомплекты собираются поставлять.А в состоянии ли потянуть всё и сразу?

              Для того и лицензию продали чтоб масштабировать производство , ибо чем больше заказ , тем проще организовать производство и организовать ритмичность поставок . Так что это однозначно плюс .
              Двигатели ПД-8 идут не только на ССЖ-100 , но и на Бе-200 , это хорошо . Было бы неплохо организовать и производство русифицированной версии Ан-72\74 с этими же двигателями . Самолёты очень нужные и полезные , стоит подумать .
              Цитата: Sky Strike fighter
              Ил-76МД-90А и Ту-214 яркий тому пример.То подшипники контрафактные на первый поставили в результате чего завели уголовные дела,то как в случае со вторым производство надо модернизировать и чуть ли не весь Ту-214 надо заново перепроектировать под новые требования.

              Ту-214 нужны , и не только для ГА , но и как база для целой линейки военных самолётов специального назрачения - ДРЛОиУ , ПЛО\КМР (комплексной морской разведки) , РТР . Таких самолётов для МО необходимо не менее 200 бортов , так что я бы их преимущественно для этого использовал .
              Цитата: Sky Strike fighter
              Но особый интерес вызывает проект ШФДМС МС-21-500 с ПД-26 с дальностью полёта 8000-9000 км.Интересно почему решили разрабатывать именно ПД-26,а не ПД-28 схема которого заранее прорабатывалась на основе конструкции ПД-35?

              Потому что именно такой двигатель (именно такой тяги) нужен для ремоторизации парка Ан-124 "Руслан" и для возобновления их производства , для ПАК ДА , а теперь и для этого "чуда невиданного" МС-21-500 . Т.е. будет обеспечена максимальная серийность такому двигателю . К тому же у него и так заложен запас тяги примерно на 2 т.с.
              Цитата: Sky Strike fighter
              8000-9000 км.

              Дальность для внутренних перелётов вполне достаточная , но как для дальнемагистральника маловата . Но если ПД-35 оказывается пока невостребован для широкофюзеляжного дальника , то ПД-26 востребован сразу для трёх типов самолёта , поэтому очевидно именно он будет сейчас в приоритете . Если же вернёмся с китайцами к совместному проекту СR-929 , запустим в производство и ПД-35 .
              А Китаю в новых реалиях только на сотрудничество с нами и весь расчёт , иначе все прежние усилия и планы насмарку .
              1. 0
                29 октября 2025 14:48
                Но если ПД-35 оказывается пока невостребован для широкофюзеляжного дальника , то ПД-26 востребован сразу для трёх типов самолёта


                Для каких трёх типов?МС-21-500,Ан-124 и ПАК ДА?Где то проходила информация что для производства ПД-35 пришлось бы больше денег вкладывать,некоторые технологии в производстве дорогие,решили одновременно и сэкономить на производстве более простого ПД-26 и так чтобы двигло было не только под один проект.Хотя как по мне ,то проще было бы пустить в производство ПД-35,его демонстратор технологий как никак а уже испытания на стенде проходит.Кстати почему бы тот же Ан-124 не ремоторизировать с помощью двигла для Ту-160М2 НК-32-02М2,по слухам у его новой модификации тяга как раз 23 тонны,как у Д-18Т от Ан-124.

                В ноябре в материале издания The Drive новые серийные двигатели НК-32-02 для Ту-160М были признаны самыми мощными в мире силовыми агрегатами для боевых самолетов. В публикации отмечалось, что НК-32-02 развивает более 55 000 фунтов тяги на полном форсаже. Согласно данным The Drive, данный двигатель увеличит дальность Ту-160М на тысячу километров. «Отсутствие двигателей было серьезным препятствием для амбициозных планов Москвы по возобновлению производства Ту-160, которое первоначально было остановлено в 1994 году», — напоминало издание.

                The Drive — онлайн-издание, которое рассказывает о быстро меняющемся будущем автомобильной промышленности и улавливает наиболее актуальные тренды. Также в издании есть специальный раздел «Военная зона», посвящённый мировым новинкам оборонной промышленности, включая ракетные комплексы и авиацию.


                55 000 фунтов тяги равны 22 679,62 кгс (килограмм-сила) или 22,679 тонн тяги. 

                Для перевода фунтов в кгс нужно значение в фунтах умножить на коэффициент 0,014098. Таким образом, 55 000 фунтов = 55 000 * 0,014098 = 22 679,62 кгс.

                Получается что тяга НК-32-02М2 около 23 тонн.

                Я правильно понимаю что движ НК-36СТ-32 с мощностью нового силового агрегата доведённой до 32 МВт создан на основе двигла Изделия РФ(для ПАК ДА)?Тогда как серийный силовой агрегат мощностью 25 МВт НК-36СТ-25 был создан на основе серийного Изделия Р ,он же НК-32-02.Мощность
                НК-36СТ-32 была увеличена до 32 МВт,то есть практически на треть от первоначальной мощности НК-36СТ-25 равной 25 МВт.

                Любопытно, что перспективы НК-32-02 не ограничиваются только проектами семейства Ту-160. Ранее неоднократно сообщалось, что на основе этого двигателя будет создано новое изделие для использования на перспективном бомбардировщике ПАК ДА. Также предлагалось выполнить на основе НК-32 двигатель для транспортных Ан-124.

                https://topwar.ru/176811-dvigateli-nk-32-02-i-buduschee-dalnej-aviacii.html

                Просто тогда по логике получается что НК-36СТ-25 мощностью 25 МВт создан на основе НК-32-02М2 с тягой около 23 тонн.И созданный,скорее всего на основе Изделия РФ,НК-36СТ-32 с мощностью до 32 МВт говорит о том что тяга Изделия РФ в районе 30 тонн тяги,то есть по сути это ПД-30,ранее анансировавшийся.

                Вопросов много.Те же суды Кузнецова и Туполева в закрытом режиме явно касались темы ПАК ДА.Неужели Изделие РФ оказалось излишнее по мощности и потому не подошло для ПАК ДА,отсюда все начавшиеся телодвижения в сторону ПД-26 в ущерб ПД-35?
                1. 0
                  29 октября 2025 15:37
                  Цитата: Sky Strike fighter
                  Для каких трёх типов?МС-21-500,Ан-124 и ПАК ДА?

                  Да - единый двигатель для трёх высокоприоритетных самолётов . При этом МС-21-500 явно идёт прицепом и просто сейчас проектируется под перспективную двигательную установку .
                  Цитата: Sky Strike fighter
                  проще было бы пустить в производство ПД-35,

                  Под него у нас нет самолёта . Он создавался конкретно под СR-929 , сейчас мы вне этого проекта .И для нас сейчас куда важней дать вторую жизнь всему парку Ан-124 , возобновить его производство , запустить в серию ПАК ДА и его же использовать на МС-21-500 .
                  Цитата: Sky Strike fighter
                  почему бы тот же Ан-124 не ремоторизировать с помощью двигла для Ту-160М2 НК-32-02М2,

                  Потому что это совсем другой двигатель для сверхзвукового бомбардировщика с форсажной камерой . На базе его газогенератора пытались сделать НК-23Д . Не получился . Ни ресурса , ни примлемого расхода топлива , ни конструктивной надёжности - признан полностью бесперспективным . Поэтому решено делать на базе газогенератора от ПД-35 . Такой двигатель заведомо будет иметь хороший ресурс , высокую экономичность и станет универсальным для нескольких типов ЛА . Всё разумно .
                  ПД-35 может быть реализован только в случае возвращения России в проект СR-929 . Но для этого китайцы должны очень хорошо нас попросить . Они пытались просто купить документацию , им очень ВЕЖЛИВО ответили . Сейчас пусть думают . Или с США мирятся . bully Только штаты им всё-равно не продадут .
                  Энергетическими двигателями никогда не интересовался , но нужно помнить , что мощность на валу ротора и реактивная тяга двигателя , понятия разные и кореллируются далеко не всегда линейно .
    2. +4
      28 октября 2025 06:44
      Но вопрос с перетяжеленностью МС-21 на почти 5 тонн - очень болезненный. И в общем -то и причины известны.
      Расскажите для остальных несекретную информацию. Вроде и титан наш, и крыло углепластиковое композитное, и алюминий, лучшие в мире,.... И двигатели современные мощные и лёгкие, не хуже чем у конкурентов. Или в старых нормах и перестраховках проблема? Спасибо.
      1. -2
        28 октября 2025 06:51
        Про крыло почитайте на профильных каналах и сайтах. Это в первую очередь.
        1. +3
          28 октября 2025 07:32
          А, кроме информации Википедии и «Коммерсанта», который раскачал эту информацию, Вы читали?
          Вся эта информация «вылезла» в 2024 году, когда импортнозамещенный самолет не поднимался в небо.Сейчас на дворе 2026 и испытуемый самолет выполняет полеты и они совсем не соответствуют «выдумкам» журналиста «Коммерсанта».
          1. -4
            28 октября 2025 09:29
            А, кроме информации Википедии и «Коммерсанта», который раскачал эту информацию, Вы читали?
            Читал. И Вы почитайте. А "Коммерсант" и Википедию не читаю. Смешно) И Вы рекламные проспекты тоже не читайте. Тоже смешно.
      2. 0
        28 октября 2025 19:31
        Ну, страна была разрушена и последние 30 лет «вставала с колен» под руководством «эффективных менеджеров», в то время как другие страны развивали свою промышленность и осваивали современные технологии. А чего вы ожидали?
    3. +1
      28 октября 2025 07:25
      перетяжеленность МС-21 на почти 5 тонн ... причины известны.

      Т.к. вам известны причины увеличения массы МС-21, то не могли бы вы рассказать здесь об этих причинах и о том, как исправить возникшую ситуацию. Может на новых двигателях, которые разрабатываются для МС-21, это утяжеление не слишком критично.
      1. 0
        28 октября 2025 18:20
        Цитата: Правдодел
        как исправить возникшую ситуацию.

        Да вроде уже нашли решение - уменьшили количество кресел с 211 до 180 .
    4. +4
      28 октября 2025 09:34
      Цитата: Сибиряк 66
      Но вопрос с перетяжеленностью МС-21 на почти 5 тонн

      Источник информации можете сообщить?
      Если начнете, что то писать про крыло, то учтите, это утка и что бы самолет стал из за крыла тяжелее на 5тн, крыло надо из чугуна делать.
      1. -4
        28 октября 2025 10:36
        Изначально самолет создавался в международной кооперации, однако после введения антироссийских санкций иностранные партнеры вышли из проекта, что привело к необходимости ускоренного импортозамещения систем и комплектующих. Сообщалось, что "русифицированный" МС-21-310 получился тяжелее, чем предполагалось, что не позволяет обеспечить заявленную дальность полета. Решением проблемы может стать выпуск версии с укороченным на одну секцию фюзеляжем, заявлял первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. Укороченная версия - МС-21-210 - будет вмещать ориентировочно до 160-170 пассажиров, сообщал "Интерфаксу" глава "Ростеха" Сергей Чемезов.
        Стандартный МС-21 на 211 пассажиров из отечественных материалов получился на 5,75 тонны тяжелее первоначального образца. Лишний вес может снизить дальность полета с 5100 км до 2800 км. Для России это слишком маленькое расстояние. Поэтому было принято решение создать укороченную версию на 160-170 пассажиров для сохранения прежней дальности полета.
        Чемезову верите? Не?
        1. +2
          28 октября 2025 11:03
          Давайте не будем перевирать. Вот ссылка на Интерфакс:
          https://www.interfax.ru/russia/991213
          Где тут про 5.75 тонны?
        2. 0
          28 октября 2025 11:04
          Цитата: Сибиряк 66
          Чемезову верите? Не?

          Дайте пожалуйста источник.
          1. +2
            28 октября 2025 13:29
            Этот бред про перевес в 5 тон пошел от "доброжелателей", после сообщения об увеличении максимального взлётного веса на 5 тон. А это было сообщено после испытаний планера на прочность и практических взлётов с соответствующей ВПП. Т.е. МС-21 может брать груза на 5 тон больше (увеличивается багаж или топливо).
            1. 0
              28 октября 2025 13:29
              Цитата: Neptus
              Этот бред про перевес в 5 тон пошел от "доброжелателей", после сообщения об увеличении максимального взлётного веса на 5 тон.

              Совершенно верно.
    5. 0
      28 октября 2025 15:07
      перетяжеленностью МС-21 на почти 5 тонн
      - таких данных нигде не было. Есть увеличение максимальной взлетной массы на 5 с лишним тонн, с 79 тонн у МС-21-300 до 85 тонн у МС-21-310. Но это никак напрямую не указывает на соответствующее утяжеление планера. Максимальная взлетная масса в первую очередь ограничивается прочностью планера, а не его весом.
      И слухи про увеличение веса планера появились года 2, если не больше, назад, когда и близко не было окончательного облика полностью импортозамещенного самолета, не было ряда отечественных систем и агрегатов. А вот какие характеристики у только что взлетевшего самолета - это интересно, но пока данных не было.
      1. +1
        28 октября 2025 15:30
        И я, конечно, не утверждаю, что наши композиты и наши оборудование сразу станут как лучшие мировые аналоги, в том числе и по весу (над этим еще много работать надо), но про перетяжеление на 5 с лишним тонн и уменьшение дальности почти в 2 раза - достоверной информации не было.
  2. -2
    28 октября 2025 06:49
    Да, печалька. Сертификация продлиться до конца 2026 года. Серийное производство самолетов также планируют запустить к концу следующего года. Сроки всё передвигаются и передвигаются вправо. Такими темпами скоро летать будет не на чем. Год, два и Боинги и Арбузы начнут массово вставать на прикол из-за нехватки запчастей и санкций. А ведь согласно плану КПГА (Комплексной программе развития гражданской авиации) от мая 2024 года к 2030 году нам обещали аж 270 самолётов МС-21 (9 в 2025-м, 31 в 2026-м, 36 в 2027-м, 50 в 2028-м и по 72 с 2029 года) : (
    1. +1
      28 октября 2025 08:24
      Вы приводите устаревшие данные по производству самолетов до 2030г.
      Последнее заявление Чемезова: Действующая редакция государственной программы развития авиационной отрасли предусматривает поставку 990 самолетов для гражданской авиации до 2030 года. В этот план включены 142 самолета SSJ New, 270 МС-21-310, 51 Ил-114-300 и 113 Ту-214. Кроме того, предусмотрена поставка 12 Ил-96-300, 105 ТВРС-44 «Ладога», 158 ЛМС-192 «Освей» и 139 ЛМС-901 «Байкал». Было еще более позднее сообщение, что производство Ту-214 будет «буксовать».
      Все- это заявления, а по факту увидем, только к 2030г.
      1. 0
        28 октября 2025 11:27
        я правильно понимаю что из всего перечисленного ни построено еще ни хрена?
      2. 0
        28 октября 2025 11:44
        ??Я то же самое написал только про МС-21
        аж 270 самолётов МС-21
  3. +5
    28 октября 2025 07:14
    Это гораздо важнее полёта буревестника
    1. +5
      28 октября 2025 07:16
      гораздо важнее полёта буревестника

      Без одного другого не бывает
    2. -1
      28 октября 2025 08:12
      Цитата: Zaurbek
      Это гораздо важнее полёта буревестника

      Я тоже так считаю. Где этот Буревестник еще, в каких сферах?! А вот современными самолетами будет пользоваться значительная часть российского народонаселения, множеству людей, их производство даст работу, реклама страны во всем мире и тд
      1. +3
        28 октября 2025 09:29
        Причём, с конкретным профитом...вот , мы не купили 1000 боингов/эрбасов , вот мы сделали 1000 мс21. Вот самолёты, вот рабочие места, вот налоги......про молодёжь и образование я молчу
    3. +2
      28 октября 2025 08:25
      Вы- не правы. Малогабаритные атомные двигатели, будут использовать не только в ракетах «Буревестник»- это продукт двойного назначения.
      1. +1
        28 октября 2025 09:27
        Например, на чем же ? На ум приходит только генерация э.энергии . Но терзают смутные сомнения
        1. -3
          28 октября 2025 09:40
          Цитата: Zaurbek
          Например, на чем же ? На ум приходит только генерация э.энергии . Но терзают смутные сомнения

          Кстати не так уж и мало. Этот же реактор так же используется в Посейдоне и в космическом буксире. Это сразу ответ.
          1. 0
            29 октября 2025 10:38
            А летит КР за счёт чего ? Тяга чем создаётся?
            1. 0
              29 октября 2025 10:46
              В камере двигателя воздух разогревается мгновенно от теплообменника реактора и истекает через сопло двигателя со сверхзвуковой скоростью. За счет этого создается реактивная тяга. Если не ошибаюсь у такого реактора температура теплоносителя 1500 градусов.
              1. 0
                29 октября 2025 10:54
                А в Посейдоне? Куда газы уходят?
                1. 0
                  29 октября 2025 11:02
                  Цитата: Zaurbek
                  А в Посейдоне? Куда газы уходят?

                  Там по другому охлаждение реактора устроено. У Посейдона контур охлаждения закрытый. На Посейдоне просто вырабатывается ээ на турбине и крутит гребной мотор. Так же, как на АПЛ, только уменьшено. На Буревестнике атмосферный воздух является рабочим телом, по этому его прогоняют через теплообменник реактора.
                  1. 0
                    29 октября 2025 11:06
                    В любом случае, разрабатывать сейчас КР(БР) которая применима только в Ядерном варианте - тупик. БР стратегические не в счет.
                    1. 0
                      29 октября 2025 11:19
                      Суть в технологии. Такой двигатель ценен сам по себе. А реактор сердце этого двигателя найдет много сфер применения, это и оборона и космос и транспорт и источник энергии на 1Мвт для населенных пунктов и баз труднодоступных территорий нашей огромной страны.
        2. 0
          28 октября 2025 15:22
          Скорее всего, малогабаритный реактор для "Буревестника" разработан на основе работ по ЯЭДУ для космического буксира и других реакторов для космоса (Топаз, Енисей). Это высокотемпературный реактор с гелий-ксеноновым теплоносителем с температурой на выходе с реактора до 1500 градусов. То есть, нагрев рабочего тела (воздуха) косвенный и р/а заражение близко к 0. Такие реакторы могут найти применение не только в авиации и космосе, но и в наземном и морском транспорте. А малые габариты позволят создать прочную капсулу на случай аварий.
  4. +4
    28 октября 2025 07:24
    Летал я тут давече в Грузию отдыхать на суперджете, туда обратно. Ничего живой вроде. Если кто решит в Батуми лететь, даже не пытайтесь дыра ещё та
  5. -1
    28 октября 2025 09:47
    Забавно! В 2022м, когда западники перекрыли кислород нашей ГА, этот же Чемезов обещал десяток серийных МС-21 к 2025, работающих на отечественных авиалиниях. А тут только второй ОО. Мдассс!
    1. 0
      28 октября 2025 11:18
      этот же Чемезов обещал десяток серийных МС-21 к 2025

      он занимается производством?
      умеет "гвоздь в стенку забить" своими руками?
      он - "говорящая голова" и не более...
  6. -3
    28 октября 2025 12:18
    к 30му году может наконец то сертефецируют, но это не точно
  7. -2
    28 октября 2025 13:47
    Кстати Топ Вар дико отстает.
    28 октября 2025 года к сертификационной программе пассажирского лайнера МС-21-310 подключился третий опытный экземпляр — № 73057
    Третий Карл, а не второй.