Система ПВО Индии: средства радиолокационного контроля воздушного пространства

39 283 36
Система ПВО Индии: средства радиолокационного контроля воздушного пространства

В течение месяца на «Военном обозрении» вышло несколько статей, посвященных индийской системе противовоздушной обороны и боевой авиации. После их прочтения у меня появилось желание сделать на эту тему обзор, поскольку эти статьи формируют искаженное или неполное представление о системе ПВО Индии.

В данном обзорном цикле статей, начинающемся с части, посвященной средствам радиолокационного контроля воздушного пространства, не будет рассуждений об индийских «слонах», «танцах» и «распилах». Оставлю это постоянным авторам, разбирающимся в данных вопросах гораздо лучше меня.



В этой публикации, опирающейся на сведения, имеющиеся в свободном доступе, будет кратко описана история развития радиотехнических войск, рассмотрены радиолокационные системы, имеющиеся в ВВС и войсках ПВО Индии, места расположения постоянно действующих радиолокационных постов и командных пунктов, а также структура управления.

Индийские средства радиолокационного контроля воздушного пространства в 1950-1970-е годы


После обретения Индией независимости в 1950-е годы в Великобритании и США было приобретено приблизительно два десятка радиолокационных станций Type 11, Type 13, AN/TPS-1E и AN/MPS-16.


РЛС американского производства AN/TPS-1E

В начале 1960-х приграничные с Пакистаном и КНР районы контролировали шесть стационарных радиолокационных постов, оснащённых устаревшими американскими и британскими локаторами, не способными устойчиво сопровождать воздушные цели на малых высотах и обеспечить действия своей авиации, что сыграло негативную роль во время китайско-индийской войны 1962 года.


Антенны РЛС АN/FPS-89 и АN/FRS-100

В начале 1960-х в США было приобретено шесть современных на тот момент РЛС дежурного режима AN/FRS-100, работавших в паре с высотомерами AN/FPS-89, а в СССР — двенадцать П-30 с высотомерами ПРВ-10.

После индо-пакистанской войны 1965 года и прекращения военно-технического сотрудничества с США индийские ВВС столкнулись с критическим провалом в части радиолокационного контроля воздушного пространства приграничных территорий, оказавшись с устаревающими радиолокаторами и ненадёжными сетями оповещения. В сложившихся условиях началась экстренная закупка радиолокационной техники, средств связи, боевого управления, зенитных ракетных комплексов и истребителей. С СССР были заключены контракты на поставку радиолокаторов П-12 и П-35, истребителей МиГ-21, а также зенитных ракетных комплексов СА-75МК «Двина».


РЛС П-30

В конце 1960-х был принят план, предусматривающий создание сплошного радиолокационного поля над всей территорией страны, и поначалу индийские военные рассматривали приобретение советских РЛС метрового диапазона П-14, обеспечивающих большую зону покрытия на средних и больших высотах. Но в то же время правительство в Нью-Дели, имея негативный опыт эксплуатации сложной американской военной техники, оставленной без запасных частей и сервисного обслуживания после введения эмбарго со стороны Вашингтона, решило «не класть все яйца в одну корзину» и диверсифицировать закупки.

Индийские средства радиолокационного контроля воздушного пространства используемые в настоящее время


В начале 1970-х успешно завершились переговоры с Францией о приобретении мощных стационарных трёхкоординатных РЛС THD-1955 производства компании Thomson-CSF. Первоначально Индия купила одну полную радарную систему, а также компоненты для двух систем, которые были собраны внутри страны компанией Bharat Electronics Limited.


Стационарная РЛС THD-1955

Эти радары дециметрового диапазона имели хорошую для своего времени помехозащищённость. Они обеспечивали дальнее обнаружение, охватывая северные границы Индии с дальностью действия более 420 км и потолком 30 км. Всего было установлено 12 радаров THD-1955, производство которых в Индии осуществлялось компанией BEL Ghaziabad. Первый из собранных по французской лицензии радаров ввели в эксплуатацию в 1976 году, что стало важной вехой в развитии системы ПВО Индии, и часть модернизированных и капитально отремонтированных РЛС THD-1955 функционирует до сих пор. В 2024 году была завершена программа модернизации оставшихся в строю станций THD-1955 с переводом их в цифровой режим работы, что должно продлить срок службы на 15 лет.

Одновременно с развёртыванием стационарных радаров, координаты которых были известны потенциальному противнику, компании Thomson-CSF и Bharat Electronics Limited начали совместную разработку трёхкоординатного радиолокатора PSM-33, который можно было бы в случае необходимости перебазировать.


Антенный пост РЛС PSM-33

Индийские источники пишут, что первая РЛС PSM-33 вступила в строй в 1983 году. Развертывание этих станций с инструментальной дальностью до 260 км позволило постепенно отказаться от устаревших советских двухкоординатных радаров П-30, интенсивно используемых более 20 лет.


Благодаря модульной конструкции и относительно небольшому весу отдельных элементов, антенные посты РЛС PSM-33 иногда размещали на крышах зданий, что повышало тактическую гибкость и вероятность обнаружения маловысотных целей.

В 1986 году появилась модернизированная версия PSM-33 Mk.2, также известная как TRS 2215.


Антенный пост РЛС TRS 2215

Станция, работающая в диапазоне частот 2,9–3,1 ГГц, имеет импульсную мощность 700 кВт. Инструментальная дальность достигает 480 км.

В середине 1980-х начался выпуск мобильных двухкоординатных РЛС Indra I (GRL 600), в основном предназначенных для своевременной выдачи целеуказания зенитной артиллерии и ракетным комплексам малой дальности.


Станция, работающая в диапазоне от 1 до 1,5 ГГц, размещается на двух грузовиках повышенной проходимости. Электроснабжение осуществляется от автономного дизельного генератора или от централизованной сети. При импульсной мощности 45 кВт дальность обнаружения маловысотных целей достигала 60 км. Улучшенным вариантом является Indra II (GRL 610) с импульсной мощностью 100 кВт и дальностью 90 км.


Хотя мобильные радиолокационные станции семейства Indra уступали по своим характеристикам радиолокаторам аналогичного назначения, закупавшимся в СССР, их разработка и производство позволили поднять уровень индийской радиоэлектронной промышленности.

В 1970–1980-е годы вместе с ЗРК С-125М «Печора-М» и «Квадрат» было поставлено больше сотни мобильных РЛС П-15, П-18, П-19 и П-40, а в конце 1980-х — радиолокаторы дежурного режима СТ-68. В настоящее время все безнадёжно устаревшие и предельно изношенные РЛС П-12, П-15, П-35 и П-40 списаны. Но, судя по всему, в Индии до сих пор эксплуатируются станции метрового диапазона П-18.


РЛС П-18 представляет собой дальнейший вариант развития широко распространенной станции П-12 с обновлённой элементной базой, возросшими характеристиками и более комфортными условиями работы операторов. Основные элементы станции размещены на базе двух автомобилей «Урал-375». На одном фургон с радиоэлектронной аппаратурой и рабочими местами операторов, на втором – антенно-мачтовое устройство. Дальность обнаружения сильно зависит от высоты полёта воздушной цели. Так, на высоте 20 км цель типа «истребитель» при отсутствии организованных помех может быть обнаружена на дистанции 260 км, а на высоте 0,5 км – 60 км.

Маловысотная РЛС дециметрового диапазона П-19, также до сих пор имеющаяся в вооруженных силах Индии, способна обнаруживать воздушные цели на дальности до 160 км. Потолок – 6000 м.


Элементы станции базируются на двух автомобилях ЗиЛ-131. На одном шасси антенный пост, а на другом — аппаратная с радиолокационной аппаратурой, оборудованием сопряжения с другими РЛС, радиолокационным запросчиком, блоками съема и передачи данных, а также с комплектом измерительной и связной аппаратуры.

Так как станции П-18 и П-19 являются двухкоординатными, для полноценного измерения пространственных координат воздушной цели они сопрягались с высотомерами ПРВ-13 и ПРВ-16.


ПРВ-16

Высотомер ПРВ-16Б на шасси автомобиля КрАЗ-255Б работает в сантиметровом диапазоне волн и имеет защиту от воздействия активных и пассивных помех, метеообразований и протяженных местных предметов. Максимальная дальность – 300 км.

Первой нестационарной трёхкоординатной радиолокационной станцией в индийских радиотехнических подразделениях стала СТ-68У (19Ж6), производство которой с 1980 года велось на радиозаводе «Искра» в Запорожье. Всего Индия получила около трёх десятков РЛС СТ-68У, в настоящее время в работоспособном состоянии осталось меньше десяти радиолокаторов этого типа. Все они развёрнуты на севере и в центральной части страны, постоянного дежурства ввиду высокой степени износа не несут и предназначены для выдачи целеуказания ЗРК С-125М, развёрнутым в окрестностях авиабаз.

На момент создания СТ-68У была одной из лучших РЛС такого класса, превосходя большинство иностранных аналогов. На этой станции антенный пост с поворотным устройством и кабина управления смонтированы на едином полуприцепе.


РЛС СТ-68У, работающая в частотном диапазоне 2 850–3 200 МГц, имеет хорошую мобильность и высокую помехозащищённость. Кроме того, для точного определения координат ей не требуется радиовысотомер. Эта станция способна эффективно работать по маловысотным целям, в том числе таким сложным, как крылатые ракеты, в активных и пассивных помехах при наличии интенсивных отражений от земли и в сложных метеоусловиях, и одновременно сопровождать до 30 целей. Способна обнаруживать цель с ЭПР 0,1 м², летящую на высоте 100 м, на расстоянии 46 км, на средних и больших высотах – на дистанции 160 км.

В середине 1990-х был заключён контракт с польской компанией PIT-RADWAR на создание радиолокатора, который можно было бы без демонтажа части элементов перевозить железнодорожным транспортом или в грузовом отсеке военно-транспортного самолёта Ил-76.

Первая радиолокационная станция польского производства, работавшая в частотном диапазоне 2–4 ГГц и получившая обозначение CAR-1100, была поставлена заказчику в 2001 году. Дальность обнаружения воздушных целей достигала 240 км. Потолок – 30 км. Основные элементы станции размещались на двух грузовиках Tatra 815. После опытной эксплуатации нескольких радиолокаторов этого типа в Индии была создана мобильная РЛС с фазированной антенной решеткой Rohini.


Антенный пост РЛС Rohini

Все основные элементы РЛС Rohini размещены на трёх грузовых шасси. На трёхосном грузовике размещается антенный пост и радиолокационная аппаратура. В герметичном фургоне находятся средства связи, отображения и обработки данных, а также рабочие места трёх операторов. Ещё один грузовик несёт дизельную электрическую установку, обеспечивающую автономное энергоснабжение.


Инструментальная дальность составляет 200 км, потолок – до 18 км. Имеется возможность сопровождения 150 целей. Развёртывание осуществляется менее чем за 20 мин. Станции этого типа придаются зенитным ракетным комплексам Akash и используются самостоятельно в составе мобильных радиолокационных постов. По состоянию на 2024 год в войсках имелось приблизительно сорок мобильных радиолокаторов типа Rohini.

Десять лет назад Индия заключила контракт с международной промышленной группой Thales, штаб-квартира которой находится под Парижем, на поставку 19 мобильных радиолокационных систем GS-100 LLTR. Из этого количества 13 радиолокаторов были собраны на предприятии Bharat Electronics в Газиабаде.


Антенный пост РЛС GS-100 LLTR

Радар, работающий в S-диапазоне, способен обнаруживать цели класса «истребитель» на дальности 180 км. Потребности ВВС и ПВО Индии в станциях такого класса оцениваются в 70 единиц. В настоящее время ведётся выпуск собственного варианта, созданного на базе РЛС GS-100 LLTR, получивший обозначение Ashwini.

Ряд источников утверждает, что для управления огнём зенитных ракетных комплексов Индией закуплено несколько израильских РЛС с АФАР ELM-2084.


РЛС ELM-2084

Радиолокатор, производимый фирмой ELTA, являющейся «дочкой» компании Israel Aerospace Industries, способен видеть как воздушные, так и баллистические цели, а также обеспечивать управление огнем при перехвате баллистических ракет малой дальности.

Радиолокационная станция Arudhra с фазированной антенной решеткой с электронным сканированием является ещё одной новинкой, поступившей на вооружение индийских радиотехнических войск. Впервые её показали на аэрокосмической выставке Aero India 2011 в Бангалоре. Позже антенный пост этой станции на грузовике демонстрировался в ходе военных парадов. В настоящее время дежурство несут 16 РЛС этого типа.


Индийские военные не скрывают, что РЛС Arudhra, работающая в S-диапазоне и предназначенная для раннего обнаружения крылатых и баллистических ракет, создана на базе израильской ELM-2084. Заявлено, что дальность обнаружения цели с ЭПР 2 м² составляет 300 км, а объекты с ЭПР 0,2 м² обнаруживаются на дистанции 160 км. Инструментальная дальность – до 400 км.

Индийской компанией Alpha Design Technologies совместно с белорусским КБ «Радар» на базе станции «Восток-3D» разработана трёхкоординатная РЛС метрового диапазона Surya, способная эффективно обнаруживать летательные аппараты с малой радиолокационной заметностью. В состав станции Surya входят три основных компонента: антенно-аппаратная машина, выносное автоматизированное рабочее место и автономная дизельная электростанция.


Антенный пост РЛС Surya

В ходе проведения международных аэрокосмических выставок было сказано, что воздушная цель с ЭПР 1 м², летящая на высоте от 5 до 10 км, может быть обнаружена на дальности 280 км. Максимальная инструментальная дальность для крупных целей на средних высотах достигает 500 км. Потолок – 18 км. Имеется возможность в автоматическом режиме сопровождать не менее 250 воздушных целей. При постановке противником помех аппаратура способна автоматически сопровождать пеленг их источника. Всего заказано шесть таких станций, первая передана в войска в начале 2025 года.

Примерно 20 лет назад в окрестностях города Колар в индийском штате Карнатака и в южной части страны и на побережье Бенгальского залива недалеко от ракетного полигона, расположенного на острове Абдул Калам, вступили в строй две радиолокационные станции израильского производства ELM-2080 Green Pine с АФАР.


Антенный пост РЛС ELM-2080 Green Pine

Станция, производимая компанией Elta Systems, как правило, разворачивается на хорошо подготовленной позиции и работает на частотах 500–2000 МГц. Она предназначена для обнаружения баллистических целей и выдачи целеуказания противоракетным системам. Дальность обнаружения целей в благоприятных условиях может достигать 900 км.


Спутниковый снимок Google Earth: РЛС EL/M-2080 к северу от города Колар

На первом этапе антенные решетки были размещены открыто, но примерно 10 лет назад их защитили от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов радиопрозрачными куполами.


Спутниковый снимок Google Earth: РЛС EL/M-2080 развёрнутая на побережье Бенгальского залива неподалёку от ракетного полигона Абдул Калам

После подробного изучения и накопления опыта эксплуатации израильских противоракетных РЛС EL/M-2080 в 2009 году индийская радиоэлектронная компания Bharat Electronics Limited при участии Astra Microwave и Cape Electronics создала станцию Swordfish (LRTR-I), предназначенную для обеспечения функционирования национальной программы ПРО.


В 2011 году начал функционировать улучшенный противоракетный радар L-диапазона с АФАР Super Swordfish (LRTR-II), способный отслеживать на низкой околоземной орбите объекты площадью 0,25 м² на расстоянии 1000 км и 0,09 м² на расстоянии 800 км.


Военные обозреватели пишут, что новые индийские станции предназначены для обеспечения защиты от баллистических ракет средней дальности столичной зоны. Судя по общедоступным спутниковым снимкам, РЛС LRTR-I и LRTR-II размещены на вершине горного хребта в 12 км западнее города Удайпур в штате Раджастхан. Но индийские официальные лица комментариев по этому поводу не дают.


Спутниковый снимок Google Earth: РЛС Swordfish и Super Swordfish в горной местности в штате Раджастхан

На спутниковых снимках видно, что радиопрозрачные купола имеют разный диаметр, что свидетельствует о неодинаковых геометрических размерах активных антенных решеток радиолокаторов Swordfish и Super Swordfish.

Для обнаружения воздушных целей, летящих на малой высоте, в ВВС Индии используется шесть аэростатных радиолокационных комплексов с РЛС израильского производства EL/M-2083 Airstar.


Радиолокационная станция, способная контролировать воздушное пространство на площади до 2600 км², поднимается на высоту до 4,5 км привязным аэростатом американского производства TCOM 71M грузоподъёмностью 1,6 т. Передача данных на землю с аэростата осуществляется по оптоволоконному кабелю.


Спутниковый снимок Google Earth: аэростатный радиолокационный пост в окрестностях города Барнала в штате Пенджаб

Пять известных площадок для индийских аэростатных комплексов расположены вдоль границы с Пакистаном. По всей видимости, ещё один комплекс Airstar находится в резерве.

Для использования в войсковой ПВО предназначены мобильные РЛС Reporter, работающие в частотном диапазоне 8-10 ГГц.


Все элементы станции этого типа размещены на шасси грузового автомобиля. Мобильная РЛС Reporter с дальностью действия до 40 км способна обнаруживать воздушные цели на высоте от 15 до 4000 м, выдавать целеуказание зенитной артиллерии, а также ЗРК малой дальности.

Вместе с ЗРС С-400 Индия получила несколько радиолокаторов 91Н6E и 48Я6 К1«Подлет».


РЛК 91Н6E

Радиолокационный комплекс 91Н6E с ФАР, предназначенный для обнаружения воздушных целей во всём диапазоне высот, работает на частотах 2,9–3,3 ГГц и имеет инструментальную более 550 км.

Радиолокационный комплекс 48Я6 К1 «Подлет» с ФАР, работающей в S-диапазоне, служит для обнаружения средств воздушного нападения на малых и предельно малых высотах.


РЛК 48Я6 К1 «Подлет»

Впрочем, этот комплекс может использоваться и для проводки обычных целей. В простой помеховой обстановке на высоте 8-10 км дальность составляет 300 км. Количество одновременно сопровождаемых целей – до 200. Время развертывания (свертывания) комплекса — 20 мин.

По состоянию на сегодняшний день в Индии развернуто более 40 радиолокационных постов, из них примерно 2/3 работают постоянно, что обеспечивает сплошное радиолокационное поле на средних и больших высотах над северной и центральной частями страны.


Схема расположения на территории Индии радиолокационных постов по состоянию на 2020 год

На представленной схеме видно, что большая часть радиолокаторов развёрнута в северных районах, контролируя направления со стороны Пакистана и Китая, а также на западном побережье.

Средства связи и структура управления ВВС и ПВО Индии


В ходе индийско-китайского конфликта 1962 года выявилась ненадёжность и низкая помехоустойчивость средств боевого управления и оповещения, полагавшихся в основном на проводные телефонно-телеграфные линии связи гражданского стандарта и относительно маломощные радиостанции УКВ-диапазона. После поражения в конфликте с КНР были сделаны должные выводы.

Центральный и региональные командные пункты связали со стационарными радиолокаторами подземными кабелями, продублировав их радиорелейными каналами. Радиотехническим подразделениям, способным менять дислокацию, придали радиостанции средней мощности советского и западного производства на автомобильном шасси, а также станции тропосферной связи.

Вложение значительных материальных и интеллектуальных ресурсов, а также использование передового иностранного опыта позволило поэтапно создать весьма совершенную и устойчивую систему боевого управления истребительной авиацией и наземной компонентой противовоздушной обороны, а также внедрить помехозащищённую систему опознавания «свой-чужой» стандарта Mk-X. В 1990-е годы начался переход на многоканальные цифровые системы связи и АСУ.


Чтобы улучшить возможности управления воздушным движением и обеспечить контроль воздушного пространства как в мирное, так и в военное время, ВВС Индии инициировали многоэтапную программу стоимостью $1,3 млрд., в рамках которой создана современная совместная гражданско-военная сетецентричная система, в которой используются единые процедуры, протоколы принятия решений и обмена данными.


Также модернизированы диспетчерские службы воздушного движения и управления полётами на авиабазах ВВС Индии. Ожидаемым результатом технических и организационных мероприятий должно стать значительно расширенной опознавательной зоны обнаружения и идентификации воздушных судов и отражение воздушной обстановки в режиме реального времени. Система контроля и управления воздушным движением, опирающаяся на современные радиолокаторы, сопряженные с аппаратурой связи и управления, должна обеспечивать просмотр воздушного пространства на удалении несколько сотен километров от территориальных границ Индии и своевременное применение средств перехвата. В случае с баллистическими ракетами они должны обнаруживаться на дальности, обеспечивающей своевременное применение средств ПРО для надёжной защиты стратегически важных объектов.

К 2012 году интегрированная система воздушного командования, управления и связи (Integrated air command, control and communications system — IACCCS) приняла законченный вид, после чего совершенствовались и обновлялись её отдельные компоненты. Наряду с радиорелейной и тропосферной связью стали широко использоваться оптоволоконные линии, позволяющие передавать в режиме реального времени радиолокационную картинку со стационарных РЛС, обеспечить высокоскоростной обмен информацией между разноуровневыми структурами и оперативно выдавать целеуказание зенитным ракетным комплексам и истребителям-перехватчикам.


В последнее десятилетие в вооруженных силах Индии много внимания уделяют развитию мобильной спутниковой связи, обеспечивающей высокую помехозащищённость, скрытность и многоканальность.

В настоящее время в ВВС Индии развернута эшелонированная система контроля воздушного пространства, включающая пять районов противовоздушной обороны, которые имеют в своем составе десять секторов. Руководство подчиненными силами и средствами осуществляется из оперативного центра ПВО военно-воздушных сил в Нью-Дели.

Первый эшелон образует радиолокационная сеть Ajes, созданная для дальнего обнаружения, сопровождения высотных воздушных целей и наведения истребительной авиации. Развернутая вдоль западной и северо-восточной границ страны, она представлена пограничными мобильными постами визуального наблюдения и оповещения, следующей за ними линией отдельных радиолокационных постов. Данная сеть замыкается на оперативные центры Западного, Юго-Западного районов ПВО, центр управления Южного района ПВО, а также на десять центров управления и оповещения секторов противовоздушной обороны.

Второй эшелон образует зонально-объектовая сеть Badz. На неё возложены задачи обеспечения контроля и защиты воздушного пространства в районах расположения авиабаз, важных государственных и военных объектов. Она разбита на участки ПВО, в каждом из которых имеются один пункт управления и оповещения, отдельные радиолокационные станции и средства поражения.

Вся территория Индии разбита на пять командований, контролирующих свою зону ответственности. Штаб Центрального авиационного командования находится в Праяградже, штат Уттар-Прадеш, Восточного командования – в Шиллонге, штат Меглахая, Южного командования – в Тируванантапураме, штат Керала на юго-востоке страны, Юго-Западного командования – в Гандинагаре, штат Гуджарат, Западного командования – в столице Нью-Дели.


Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, Главный командный центр ПВО и УВД расположен на авиабазе Басант Нагар (415-я база). Центральный узел связи ВВС Индии находится в Нью-Дели. Ему непосредственно подчиняются шесть крупных коммуникационных узлов, расположенных в разных частях страны.

Региональные командные пункты ПВО, центры управления воздушным движением и основные узлы связи размещаются на военных аэродромах и базах: Адампур, Агра, Амбала, Багдогра, Барейла, Бхатинда, Бхудж, Бидар, Чабуа, Чандигарх, Горакхпуре, Гвалиор, Халвар, Хашимара, Хиндон, Джайсалмер, Джамнагар, Джодхпур, Джорхат, Калаикунда, Нал, Налия, Патханкот, Пуна, Сирса, Суратгарх, Тезпур, Уттарлай, Йелаханка и Зопуитланг.


Схема расположения основных и региональных командных пунктов ПВО и ВВС Индии

Представленная схема расположения командных пунктов ВВС и ПВО не оставляет сомнений, какие направления индийское высшее военно-политическое руководство считает приоритетными с точки зрения обороны. Стоит заметить, что рядом с этими же КП, прикрытыми от ударов с воздуха зенитными системами, находятся постоянно действующие радиолокационные посты.

К радиолокационным средствам контроля воздушного пространства можно также отнести имеющиеся в составе ВВС Индии самолёты дальнего радиолокационного обнаружения. Но в связи с ограничениями по объёму статьи, они будут рассмотрены в следующей публикации.

Продолжение следует…
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    1 ноября 2025 04:24
    Как всегда 10 из 10. Никакой воды и отсебятины. Касаемо самой темы. Направления со стороны моря прикрыты плохо, учитывая большое количество кораблей УРО ВМС Китая оснащенные дальнобойными ТКР. Ну и конечно разношерстность средств порядка не придает.
    Из плюсов внедрение аэростатной системы наблюдения за воздушным пространством, это просто супер, мало у кого есть такое. Касаемо средств связи, ориентация на спутниковую связь верна, но эти громоздкие кунги на авто маломобильны и не устойчивы к средствам поражения. Огромные сомнения, что Индия способна создать спутниковую систему связи, поэтому им бы следовало договориться с англичанами или с Маском, тогда они получат преимущество перед Китаем и Пакистаном у которых нет ничего аналогичного.
    1. +3
      1 ноября 2025 04:49
      Спасибо Сергей!
      Обзор классный, хотя «где я и где «Индия»! crying
      1. +4
        1 ноября 2025 06:30
        Цитата: Коте пане Коханка
        Спасибо Сергей!

        drinks
        Цитата: Коте пане Коханка
        Обзор классный, хотя «где я и где «Индия»!

        А где я, и где Индия? Ты хотя бы теоретически можешь в Индии побывать.
        1. +5
          1 ноября 2025 06:49
          Привет Сергей - «пешком за три моря», естественно после того как пойду на пенсию! drinks
          1. +5
            1 ноября 2025 06:51
            Привет, Влад!
            Цитата: Коте пане Коханка
            «пешком за три моря», естественно после того как пойду на пенсию!

            Боюсь, что пешком на провизию ты больше потратишься, чем на авиабилет. smile
        2. +6
          1 ноября 2025 06:51
          Ты хотя бы теоретически можешь в Индии побывать
          Даже в Белоруссии Влад побывать не может. Всем, кто в погонах, выезд из России закрыт. Даже МЧС.
          1. +5
            1 ноября 2025 06:53
            Цитата: 3x3zsave
            Всем, кто в погонах, выезд из России закрыт. Даже МЧС.

            Антон, это не совсем так. Там есть нюансы. Хотя процедура сложней, чем для гражданских.
            1. +4
              1 ноября 2025 07:15
              Хотя процедура сложней, чем для гражданских.
              Как для советских граждан при поездке в капстрану?
              1. +3
                1 ноября 2025 07:30
                Цитата: 3x3zsave
                Как для советских граждан при поездке в капстрану?

                Как нибудь, при личном общении, мы на эту тему поговорим.
          2. +4
            1 ноября 2025 06:54
            Привет Дружище!
            Сергей ёрничает, так как мы с ним в одной «лодке»
        3. +4
          1 ноября 2025 15:34
          А где я, и где Индия?

          Да уж. Если бы Вы, Сергей, побывали в Индии, притом не как турист, а как технический специалист, статья бы могла получить совершенно другой колорит. Поскольку взаимодействие индусов с техникой - это отдельная статья.
          1. +4
            1 ноября 2025 16:02
            Цитата: Nikname2025
            Да уж. Если бы Вы, Сергей, побывали в Индии, притом не как турист, а как технический специалист, статья бы могла получить совершенно другой колорит.

            Увы, скорей всего только в следующей жизни.
            Цитата: Nikname2025
            Поскольку взаимодействие индусов с техникой - это отдельная статья.

            Те индусы, которых я видел дали бы фору многим бы нашим.
            1. +6
              1 ноября 2025 16:20
              Те индусы, которых я видел дали бы фору многим бы нашим.

              Это не "те" индусы, это единичные экземпляры для использования на внешнем рынке. А я им завод вводил в эксплуатацию. Правда по нашим меркам это даже и не цех был, но у них - завод. Вот там были настоящие индусы в привычной среде обитания.
              1. +3
                1 ноября 2025 16:22
                Цитата: Nikname2025
                Те индусы, которых я видел дали бы фору многим бы нашим.

                Это не "те" индусы, это единичные экземпляры для использования на внешнем рынке. А я им завод вводил в эксплуатацию. Правда по нашим меркам это даже и не цех был, но у них - завод. Вот там были настоящие индусы в привычной среде обитания.

                У каждого свой жизненный опыт... request
                1. +2
                  1 ноября 2025 16:23
                  У каждого свой жизненный опыт...

                  Да уж!
    2. +5
      1 ноября 2025 06:28
      Цитата: Дырокол
      Никакой воды и отсебятины.

      Исключительно по открытым источникам.
      Цитата: Дырокол
      Направления со стороны моря прикрыты плохо, учитывая большое количество кораблей УРО ВМС Китая оснащенные дальнобойными ТКР.

      Если между двумя ядерными державами дело доходит до массированных ударов авиацией и КР,то расположение стационарных постов РЛС и КП особого значения не имеет. Кроме того, индийское руководство в прикрытии побережья вполне оправданно делает ставку на надводные и подводные корабли и авиацию.
      Цитата: Дырокол
      Касаемо средств связи, ориентация на спутниковую связь верна, но эти громоздкие кунги на авто маломобильны и не устойчивы к средствам поражения.

      А где по другому? Даже в США для обеспечения многоканальной связи используются спутниковые системы на мобильных шасси.
      1. 0
        1 ноября 2025 06:51
        Цитата: Bongo
        Даже в США для обеспечения многоканальной связи используются спутниковые системы на мобильных шасси.

        Там все на старлинки перешли. Не знаю на сколько это официально, но пользуются вовсю. Вообще конечно должны через Старшилд работать (что не особо другое, база одна), возможно у них терминалы одинаковые.
        1. +2
          1 ноября 2025 06:59
          Цитата: Дырокол
          Там все на старлинки перешли.

          Нет. Не путайте низовое тактическое звено с подразделениями NORAD. Аппаратуру увязки и распределения данных совсем компактной сделать невозможно. Кроме того, должна быть обеспечена долговечность работы в экстремальных климатических условиях, места для длительной работы персонала и независимое энергоснабжение.
          1. 0
            1 ноября 2025 07:55
            Цитата: Bongo
            Нет. Не путайте низовое тактическое звено с подразделениями NORAD.

            NORAD к Starshield должны были подключить, это как раз их уровень. Но возможно вы правы и объем оборудования не уменьшился, т.к. действующие спутники связи работают как резервный канал или дублирующий.
            Вообще это очень интересная тема, как Starshield интегрировали в действующую систему связи и на каком статусе.
            Аппаратуру увязки и распределения данных совсем компактной сделать невозможно. Кроме того, должна быть обеспечена долговечность работы в экстремальных климатических условиях, места для длительной работы персонала и независимое энергоснабжение

            Энергопотребление терминалов Starshield явно не особо большее, чем у Starlink, т.е. на уровне 100 Вт. Это очень немного.
            1. +2
              1 ноября 2025 08:04
              Цитата: Дырокол
              Энергопотребление терминалов Starshield явно не особо большее, чем у Starlink, т.е. на уровне 100 Вт. Это очень немного.

              Угу. yes А энергопотребление другого коммуникационного оборудования, кондиционеров, освещения,микроволновок и кофеварок?
              1. 0
                1 ноября 2025 08:22
                Цитата: Bongo
                А энергопотребление другого коммуникационного оборудования, кондиционеров, освещения,микроволновок и кофеварок?

                Можно сюда конечно добавить еще много чего, включая автомат с колой, но как я дополнил при наличии систем спутниковой связи типа Starlink в таких узлах вообще отпадет надобность.
                В настоящее время США/НАТО использует систему передачи информации Link 16 у которой скорость передачи данных всего 16 КИЛОБИТ! в секунду. Это позволяет им выстраивать гибкую систему управления, но важно находиться в радиусе радиосвязи, что конечно же налагает огромные ограничения. Direct to Cell сейчас позволяет делать то же самое с сотового телефона на скоростях 7-16 МЕГАБИТ в секунду и не важно где находится абонент. А когда в следующем году начнут запускать спутники Starlink версии 3 скорость вырастет в разы.
                Я к тому что объем информации передаваемый сегодня армейскими средствами связи небольшой, там нет видеофайлов высокого разрешения (кроме развед БПЛА, но там и антенны большие на несколько киловатт) и поэтому устройства размерностью с телефон и соответствующей энергетикой заменят устройства требующие высокого энергопотребления и соответствующих размеров.
          2. +1
            1 ноября 2025 08:08
            Цитата: Bongo
            Аппаратуру увязки и распределения данных совсем компактной сделать невозможно.

            Опять же как строить систему управления. Приведенная на фото система наблюдения за полем боя SANJAY, она
            интегрирует данные со всех наземных и воздушных датчиков поля боя, обрабатывает их для подтверждения достоверности, предотвращает дублирование и объединяет для создания единой картины наблюдения за полем боя через защищенную армейскую сеть передачи данных и спутниковую сеть связи

            Т.е. это промежуточное звено которое следует располагать ближе к источникам информации ибо они не обладают системами спутниковой связи и передают информацию по радиолинии.
            Соответственно время на получение, обработку информации и последующей передаче в штаб занимает определенное время и существует вероятность что она не дойдет по причине помех, воздействия противника. НО! Если бы все поставщики информации имели возможность делиться ею посредством спутниковой связи, то необходимость в таком комплексе отпала бы.
            В таком случае где бы не находился бы штаб он мог бы без задержек принимать нужное решение.
  2. +4
    1 ноября 2025 05:56
    не будет рассуждений об индийских «слонах»,
    Это как же без слонов??? Слоны, как средство дальнего обнаружения противника, известны с древнейших времен! Именно развернутые уши слонов позволили индийским руссоариям определить направление главного удара войска Александра Македонского в битве при Гидаспе и одержать славную победу над силами объединенного Запада!
    Спасибо, Сергей!
    1. +6
      1 ноября 2025 06:34
      Цитата: 3x3zsave
      Спасибо, Сергей!

      drinks
      Цитата: 3x3zsave
      Это как же без слонов???

      Так же как и без танцев и пустопорожних рассуждений про чужие "распилы" и "откаты".
      Когда достраивали АПЛ "Нерпа" на АСЗ там присутствовали индийские представители. Никто из этих весьма профессиональных специалистов в склонности к пляскам на рабочем месте замечен не был и слонов они в качестве домашних животных не держали. no
      1. +4
        1 ноября 2025 06:52
        Никто из этих весьма профессиональных специалистов в склонности к пляскам на рабочем месте замечен не был и слонов они в качестве домашних животных не держали. no

        Угу … объявление в газете «меняю четырех котов на одного слона»!!! laughing
        Шутка…
      2. +5
        1 ноября 2025 06:53
        и слонов они в качестве домашних животных не держали.
        Это они напрасно.
        "Слон животное полезное!" (С)
      3. +3
        1 ноября 2025 06:54
        Цитата: Bongo
        и слонов они в качестве домашних животных не держали

        Да у них поди элефантерия это элитный вид войск, поэтому не каждому позволено.
        1. +4
          1 ноября 2025 06:55
          Цитата: Дырокол
          Да у них поди элефантерия это элитный вид войск, поэтому не каждому позволено.

          lol good
      4. +4
        1 ноября 2025 18:13
        Цитата: Bongo
        и слонов они в качестве домашних животных не держали.

        УЖОС!
    2. +1
      1 ноября 2025 10:19
      Всем известно, что Россия - родина слонов. Все верно в статье написано, причем тут Индия.
  3. +1
    1 ноября 2025 15:22
    Спасибо Автору! Статью однозначно в закладки. Только хотелось бы уточнить один момент.
    Радиолокационная станция, способная контролировать воздушное пространство на площади до 2600 км², поднимается на высоту до 4,5 км привязным аэростатом американского производства TCOM 71M грузоподъёмностью 1,6 т.

    Указанная площадь при круговом обзоре соответствует радиусу (макс. дальности) менее 29 км. Честно говоря, не впечатляет. С такой высоты можно обнаружить самолёт на высоте полёта в 100 метров на дальности не менее 300 км. Есть ли здесь здравый смысл или высота подъёма дирижабля указана ошибочно?
    1. +3
      1 ноября 2025 16:05
      Цитата: Шарнхорст
      Указанная площадь при круговом обзоре соответствует радиусу (макс. дальности) менее 29 км. Честно говоря, не впечатляет.

      Скорей всего я ошибся в дальности на порядок при переводе из футов и миль. Мой косяк. recourse
      Цитата: Шарнхорст
      Есть ли здесь здравый смысл или высота подъёма дирижабля указана ошибочно?

      В реальности работают на высоте около 2000 м. Но при необходимости могут подымать намного выше. Многое зависит от погодных условий.
  4. +3
    1 ноября 2025 18:15
    Большое спасибо!
    Но вообще... М-дя. Нет, я знал, конечно, что индусы серьезно относятся к контролю воздушного пространства, но чтоб настолько...
    Нам бы еще им "Контейнер" продать для полного счастья.
    1. +1
      2 ноября 2025 01:20
      Андрей, приветствую!
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Нет, я знал, конечно, что индусы серьезно относятся к контролю воздушного пространства, но чтоб настолько...

      С учётом того, что Индия с севера граничит с очень "дружелюбными" соседями особого выбора нет.
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Нам бы еще им "Контейнер" продать для полного счастья.

      "Контейнер" по маловысотным целям не работает и по большому счёту не нужен в горной местности. К тому же - это фактически станция мирного времени очень уязвимая к средствам воздушного нападения. Можно конечно поставить на восточном или западном побережье. Но исходя из критерия "стоимость-эффективность" не уверен, что Индии это нужно. На мой дилетантский взгляд, гораздо Индии не хватает современной надгоризонтной станции СПРН.
  5. +1
    1 ноября 2025 19:39

    Радиолокационный комплекс 91Н6E с ФАР, предназначенный для обнаружения воздушных целей во всём диапазоне высот, работает на частотах 2,9–3,3 ГГц и имеет инструментальную более 550 км

    Пропущено "дальность"
    Спасибо за труды!
    1. +2
      2 ноября 2025 01:21
      Цитата: VENOM
      Пропущено "дальность"

      Спасибо, что заметили! Никто не идеален... request