Экспериментальный самолёт X-59 QueSST впервые поднялся в воздух

9 265 32
Экспериментальный самолёт X-59 QueSST впервые поднялся в воздух
X-59 впервые поднимается в воздух


В течение нескольких последних лет NASA и компания Lockheed Martin разрабатывали, строили и готовили к испытаниям экспериментальный самолёт X-59 QueSST. В его конструкции реализовано несколько необычных идей и решений, направленных на снижение шума при сверхзвуковом полёте. К настоящему времени удалось провести все предварительные мероприятия и начать тестовые полёты.



Первые результаты


Исследовательская программа QueSST (Quiet Supersonic Technology – «Технология тихого сверхзвука») стартовала около 10 лет назад по инициативе управления NASA. В течение нескольких лет проводились различные научные изыскания, разрабатывались новые технологии и компоненты.

В 2016 г. NASA и компания Lockheed Martin подписали контракт о разработке и строительстве полноценного экспериментального самолёта на основе новых решений. Будущий летательный аппарат получил индекс X-59. Его планировали построить и вывести на испытания в течение первой половины двадцатых годов.

Проект был готов к концу 2018 г., после чего началось производство первых агрегатов для опытного самолёта. В свою очередь, сборка самолёта стартовала в середине 2019 г. на заводе №42 в г. Палмдейл (шт. Калифорния). Этот процесс завершился в начале двадцатых годов, после чего провели часть наземных испытаний и проверок.

В январе 2024 г. на том же заводе состоялась официальная презентация экспериментального X-59. Представители организаций-разработчиков много говорили о важности этого проекта и его перспективах. Также обещали в ближайшее время приступить к лётным испытаниям, в ходе которых будут показаны все основные преимущества необычной конструкции.


Самолёт в полёте. Фото Flickr / Matt Hartman

Следует отметить, что строительство опытного самолёта пришлось на специфический период, и график работ неоднократно пришлось корректировать. Так, сначала первый полёт планировали на 2020 г. В дальнейшем он плавно сместился на 2025-26 гг. Аналогичным образом переносились примерные сроки завершения программы и получения реальных результатов.

Самолёт в воздухе


С момента презентации изделие X-59 оставалось на заводе в Палмдейле и проходило различные процедуры и процессы. Выполнялись необходимые проверки отдельных систем и машины в целом. Все эти мероприятия удалось завершить к настоящему времени, благодаря чему самолёт получил допуск к полноценным лётным испытаниям.

10 июля 2025 г. опытный самолёт впервые самостоятельно сдвинулся с места. Начались руления и скоростные пробежки по взлётно-посадочной полосе. Машина показала нормальное поведение на разных скоростях при разгоне и торможении.

Первый полёт экспериментального X-59 состоялся 28 октября. Под управлением лётчика-испытателя самолёт взлетел с заводского аэродрома и отправился на авиабазу Эдвардс, в Лётно-исследовательский центр им. Н. Армстронга. NASA сообщило, что полёт проходил на высотах не более 3000-3500 м со скоростью до 380-400 км/ч. Самолёт совершал некоторые несложные манёвры.

Целью первого полёта была демонстрация общих возможностей и надёжности конструкции. Самолёт справился с несложной полётной программой и показал требуемый уровень характеристик, безопасность и т.д. Организации-разработчики высоко оценили такой полёт, однако они ожидают продолжение работ с достижением новых результатов.


X-59 на тсадии сборки. Фото NASA

В три этапа


Ранее NASA и Lockheed Martin раскрыли примерный план будущих лётных испытаний. Эти мероприятия продлятся несколько лет и будут разделены на три основных этапа. На каждом планируется решать те или иные задачи, от простых к сложным. При этом во время каждого полёта будут собираться данные, необходимые для совершенствования конструкции, алгоритмов управления и т.д.

Первый этап необходим для общей проверки самолёта и его систем. Будет отрабатываться работа машины на разных режимах полёта практически во всех предполагаемых диапазонах высот и скоростей. Успешно завершив такие испытания, можно будет переходить к основным экспериментам программы.

Вторая стадия проекта QueSST предусматривает выход на сверхзвуковые скорости полёта и оценку шума, производимого самолётом. Будут проводиться различные замеры и исследования, которые покажут реальный потенциал ключевых решений проекта. Ожидается, что практика подтвердит ранее сделанные выводы и позволит обойтись без существенной переработки конструкции.

В отдалённой перспективе состоится третий этап, обозначенный как «оценка реакции сообщества». Экспериментальный X-59 будет совершать полёты над разными частями США. В этом время испытатели и добровольцы на земле будут оценивать производимый шум.

Результатом всех лётных испытаний, на которые потребуется несколько лет, станет большой объём данных разного рода. В первую очередь, это сведения о работоспособности и эффективности основных технических решений проекта QueSST. Также большое значение будут иметь результаты акустических исследований, в т.ч. субъективной оценки наземных наблюдателей.


На стадии подготовки к наземным испытаниям. Фото NASA

Предполагается, что наработки и практические результаты программы QueSST в дальнейшем смогут найти применение при создании перспективной авиационной техники. Прежде всего, они пригодятся создателям гражданской авиации. За счёт новых решений они смогут избавиться от одной из главных проблем подобной техники — ударной волны, доставляющей неудобства на земле.

Ключевые решения


В основе проекта X-59 лежит несколько идей, направленных на снижение шума во время полёта со сверхзвуковой скоростью. Такой эффект достигается за счёт особой формы планера и оптимизации его аэродинамики. Испытания в аэродинамической трубе уже показали потенциал таких решений, и теперь его будут подтверждать при помощи полноразмерного самолёта.

Нужно напомнить, что при сверхзвуковом полёте перед носом, перед кромкой крыла или киля, а также за самолётом образуются т.н. скачки уплотнения — области повышенного давления, формирующие ударную волну. Эта волна ощущается на земле как громкий хлопок, следующий за самолётом на всей протяжённости сверхзвукового полёта.

Проект X-59 предусматривает облагороженные внешние обводы планера с минимально необходимым числом выступающих деталей. Благодаря этому уменьшается количество образуемых возмущений и скачков уплотнения.

Кроме того, самолёт получил характерный длинный носовой обтекатель заострённой формы. Он уменьшает носовой скачок уплотнения, а также выносит его вперёд и удаляет от других элементов конструкции, тоже формирующих ударные волны. Планер такой конструкции по-прежнему создаёт области повышенного давления, однако ударные волны оказываются разнесены в пространстве. Они не пересекаются и не усиливают друг друга, что должно уменьшить общий уровень шума.


Лётчик-испытатель Нильс Ларсон готовится к первым пробежкам, июль 2025 г. Фото Lockheed Martin

Экспериментальный самолёт X-59 имеет общую длину 29 м при размахе крыла 9 м. Особый носовой обтекатель занимает около трети длины машины. За ним находится одноместная кабина. На фюзеляже расположены фиксированное переднее горизонтальное оперение, треугольное крыло и хвостовое оперение традиционной конструкции. Взлётная масса такого самолёта достигает 14,7 т.

Машина оснащена одним турбореактивным двигателем F414-GE-100. Расчётная максимальная скорость достигнет 1,5 М, крейсерская — 1,42 М. Дальность и продолжительность полёта не сообщались. При этом экспериментальный характер проекта позволяет обойтись без рекордных значений этих параметров.

X-59 имеет все необходимые приборы для пилотирования в разных условиях, навигации и связи. С целью улучшения аэродинамики было решено отказаться от полноценного фонаря. Обзор передней полусферы обеспечивается системой eXternal Vision System. Она включает видеокамеры вверху и внизу обтекателя, сигнал с которых выводится на широкоформатный экран в кабине.

Технологии будущего


Таким образом, один из самых интересных современных проектов NASA успешно продвигается вперёд и выходит на наиболее важный и ответственный этап. В ближайшие годы экспериментальный самолёт X-59 должен будет показать свои реальные характеристики и доказать потенциал ключевых решений программы QueSST.

Реальные результаты текущих работ пока остаются неизвестными. Однако NASA и Lockheed Martin смотрят в будущее с оптимизмом и ожидают, что экспериментальный самолёт оправдает ожидания. Если они окажутся правы, то программа QueSST сможет оказать влияние на развитие гражданской авиации. Однако произойдёт это только в отдалённом будущем.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    30 октября 2025 05:24
    NASA и Lockheed Martin смотрят в будущее с оптимизмом
    Оптимизм - оптимизмом, но я предпочитаю реализм. Хорошо, пусть у них даже все получится, потом спроектируют и построят гражданский пассажирский авиалайнер. Но мне кажется, что, как и с Конкордом, и с Ту-144, остро встанет вопрос: куда этому лайнеру летать, чтобы оправдать вложенные средства? Нет, Маск, к примеру, сможет себе такой самолет позволить, у него на это денег хватит. А простые граждане - смогут? Цена билета на такой авиалайнер будет кусаться, это к гадалке не ходи. На внутренних линиях сверхзвук не особо нужен: не то расстояние. США - Австралия, США - Европа - согласен, вполне себе. С ценой на билет как минимум вдвое превышающей обычные. И будут ли люди переплачивать за скорость - вопрос.
    1. +7
      30 октября 2025 06:18
      Возможно в ходе НИР будут найдены новые решения которые позволят сделать такие изделия рентабельными. НИР, в принципе, для этого (поиска и отработки новых решений) и нужны.
      1. 0
        30 октября 2025 06:37
        Возможно в ходе НИР будут найдены новые решения которые позволят сделать такие изделия рентабельными.
        Понимаю, но сомневаюсь. Время покажет.
        1. +3
          30 октября 2025 15:44
          Напоминает обсуждения РН Маска с посадкой 1 ступени: вот тогда и поговорим.
          1. -1
            30 октября 2025 16:10
            Напоминает обсуждения РН Маска с посадкой 1 ступени: вот тогда и поговорим.
            Я всего лишь сомневаюсь в рациональности и будущей прибыльности данного самолета. Сделают - сделают. Полетит - полетит. Фиолетово, как-бы. smile
            1. 0
              31 октября 2025 11:06
              Плохая привычка - считать чужие деньги
    2. +4
      30 октября 2025 11:54
      Цитата: Мальцев А.А., Матвеева А.В. Международные пассажирские авиаперевозки: детерминанты взрывного роста
      Согласно данным Всемирного банка, за 1980–2017 гг. грузооборот воздушного транспорта увеличился в 7,9 раза и составил 212,8 млрд т-км, а количество перевезенных пассажиров возросло в 6,4 раза – до 4,1 млрд пасс.

      То есть со времён Конкорда и Ту-144 количество пассажиров выросло на указанные тут значения. Рынок сильно увеличился, так что смею предположить, что некие основания для оптимизма насчёт создания его "премиум-сегмента" имеются.
      1. 0
        30 октября 2025 14:14
        Количество увеличилось пропорционально копеечной стоимости, у нас самолётом почти везде дешевле чем поездом, за три тыщи можно билет в Питер взять. А тут видимо бизнесджет, своя экономика, точнее чем дороже тем лучше. А спешат ли куда богатые дяди - вопрос request
        1. 0
          31 октября 2025 11:45
          Цитата: alexoff
          . А спешат ли куда богатые дяди - вопрос

          Они своё время как деньги считают . Под них такие пепелацы сейчас и готовят , чтобы время на трансокеанских маршрутах экономить , ибо время - деньги .
          У нас тоже лб этом несколько раз заморачивались , и даже шейхи арабские Путина просили сделать такой (сам когда-то рассказывал) , но пока никто не родил - требования к безопасности и надёжности высочайшие , сложность работ высочайшая , а серийность будет (если о серии вообще можно говорить) крайне маленькой . Хотя наши чиновники тоже загорелись было - на ДВ чтоб быстро летать . И обратно . Появится мощный и достаточно экономичный безфорсажный двигатель для такого пепелаца - сразу бизнес-джеты появятся . У нас такой двигатель ожидается , но на него пока другие планы .
          1. 0
            31 октября 2025 15:22
            Они своё время как деньги считают .
            а так ли это? Они вон на яхтах плавают неспеша, никаких подводных крыльев к ним не приделывают. Думаю надо было бы - сто лет назад сделали мини-конкордов. Или Б-1Б сделали гражданским.
            Появится мощный и достаточно экономичный
            зачем миллиардерам экономичный? Денег не хватает? laughing
            1. 0
              31 октября 2025 17:24
              Цитата: alexoff
              Они вон на яхтах плавают неспеша, никаких подводных крыльев к ним не приделывают.

              Это те кто отдыхает . Те кто работает время своё ценят .
              Цитата: alexoff
              Думаю надо было бы - сто лет назад сделали мини-конкордов.

              С винтами и на ДВС ?
              Цитата: alexoff
              Или Б-1Б сделали гражданским.

              А толку то , он дозвуковой . У него сверхзвук только на форсаже и на короткое время . И Ту-160 такой же , но может 40 минут на форсаже держать сверхзвук .
              Цитата: alexoff
              Появится мощный и достаточно экономичныйзачем миллиардерам экономичный? Денег не хватает?

              Топлива на борту не хватает для длительного сверхзвукового полёта даже в бесфорсажном режиме . Так что пока желания и мечты так мечтами и остаются .
  2. 0
    30 октября 2025 10:12
    Какой там гражданский лайнер. явно прототип самолета 6 поколения-сверхзвук на больших высотах.
    Стоит отметить, что янкесы давно стремятся создать гиперзвуковой двигатель
    1. +4
      30 октября 2025 10:30
      6-е поколение подразумевает "невидимость", как необходимый компонент. Судя по снимкам, тут невидимостью и не пахнет. Да и заявленая цель проекта - "неслышимость". laughing
    2. -3
      30 октября 2025 11:58
      Может и такое быть. "Иксы" у американцев, кажется, всегда про отработку передовых технологий и исследование новых режимов полёта. А это такая информация... двойного назначения.
  3. -3
    30 октября 2025 10:17
    А почему у него такой длинный нос?
    Это намек на блестящие коммерческие перспективы?
    1. -2
      30 октября 2025 10:49
      Намёк на то что этот проект оставит всех его создателей с носом.Самолет-буратино.
    2. +1
      30 октября 2025 15:47
      Статью Вы действительно прочли? Там объясняется почему такой длинный обтекатель носа.
      1. -1
        31 октября 2025 21:25
        Статью я прочел и могу уверенно сказать, что вы - мастер выдать пшик за перемогу.

        Эта Х(рень)-59 с носом как у Пиноккио - обычный самолет-стенд. Таких было построено куда больше при разработке и Ту-144 и Конкорда. Из выдающегося в этом стенде, пожалуй, только сроки постройки. Восемь, блин, лет, Карл! Они его что, напильниками из блока дюраля выпиливали?
        С такими сроками серийный сверхзвуковой самолет у Локхида акурат к концу этого столетия получится.

        Собственно, эти соображения и то, что вы переборщили с трескучими фразами раз так в десять, послужило причиной моего верхнего комента, в котором только сарказм и издевательство над желающими лизнуть американского хозяина меж булок как можно глубже.
  4. +5
    30 октября 2025 10:23
    Цитата: General Failure
    А почему у него такой длинный нос?
    Это намек на блестящие коммерческие перспективы?

    Здравствуйте. Это необходимо, чтобы уменьшить количество и интенсивность образуемых ударных волн за счет их распределения по всей длине самолета. Соответственно при преодолении звукового барьера не будет громкого звука, характерного в такой ситуации.
    1. +3
      30 октября 2025 11:17
      Зачем интернет-клоуну отвечать? Он этот вопрос написал явно не по тому, что ему реально интересна конструкция изделия.
  5. +1
    30 октября 2025 14:42
    Это протопит,на базе которого,будут отрабатываться все решения.
  6. -1
    30 октября 2025 18:14
    Таким образом, один из самых интересных современных проектов NASA


    Кому? Кому он интересен кроме тех, кто его замутил и продолжает? Я правда не понимаю, а ЗАЧЕМ? Суперсоники не летают низко. Им сопротивление воздуха низко летать не рекомендует. А на большой высоте ну бахнет он в два раза тише, и? Что от этого изменится? Станут дешевле билеты на суперсоники? Суперсоники станут дешевле в эксплуатации? В производстве? Чего ради весь этот дартс сделан? Просто ради удовлетворения чьего-то любопытства? Нет, я понимаю, когда технарю делать нечего, ему тяжело, гибкость тела не кошачья. Приходится чесать любопытство, но вот в данном конкретном случае ЗАЧЕМ?
    1. +1
      30 октября 2025 23:40
      Если они не будут тише бахать, то не пройдут по существующим нормам шумности, и им будет нельзя летать над населенной сушей.

      Рынок у сверхзвуковых бизнес-джетов/пассажирских лайнеров, которым из за шумности на сверхзвуке можно летать только над морем, сегодня настолько маленький - что овчинка с их разработкой просто не стоит выделки.

      Пока не решат проблему непроходной для обывателей внизу шумности сверхзвукового полёта над сушей тратиться на разработку и запуск в серию второго поколения гражданских сверхзвуковых самолётов (первым поколением были Ту-144 и "Конкорд") сегодня никто не будет.

      Вот и решают - с помощью экспериментального самолёта. Без успеха летающего эксперимента вкладываться никто не будет.
  7. 0
    30 октября 2025 19:01
    Все отлично с шумом, но вот куда расход топлива деть? Сопротивление воздуха на сверхзвуке на порядок выше. Расход керосина также явно больше, это собственно и погубило ТУ-144 и Конкорд, а вовсе не шум. Конкорд летал достаточно долго и у Европы не было претензий к хлопкам. Помню в конце 70-х летом ездил к тете в Белоомут, что не далеко от завода МИГ в Луховицах - да испытатели на МИГ-23 преодолевали звуковой барьер регулярно, был ли дискомфорт - нет.
    1. 0
      30 октября 2025 23:47
      Цитата: Юрий_К_Мск
      Все отлично с шумом, но вот куда расход топлива деть? Сопротивление воздуха на сверхзвуке на порядок выше

      С ростом высоты полёта, сопротивление воздуха всё ниже. В результате можно получить вполне приемлемый расход при крейсерском сверхзвуковом полёте на скорости М=1,8 и высоте 20 тыс. метров недостижимой для дозвуковых авиалайнеров.
      1. +1
        2 ноября 2025 18:06
        Цитата: АлександрА
        С ростом высоты полёта, сопротивление воздуха всё ниже. В результате можно получить вполне приемлемый расход при крейсерском сверхзвуковом полёте на скорости М=1,8 и высоте 20 тыс. метров недостижимой для дозвуковых авиалайнеров.


        Так с ростом высоты до 20 километров и проблема шумности решится :) Если лайнер поднимется до 20 километров, кому не пофигу как он там гремит и бахает :) На земле никто ничего не услышит. К тому же не забывайте, чем больше высота, тем меньше эффективность ТРД и крыла. Из-за меньшего объёма воздуха, который для ТРД -- рабочее тело, а для крыла источник подъёмной силы. Плотность атмосферы на высоте 20 км составляет 0,089 кг/м³ а на уровне моря а уровне моря составляет 1,225 кг/м³. Так что не всё так просто с увеличением высоты полёта. Крыло для высотного полёта и крыло для малых высот -- это разные крылья, а уж крылья суперсоников и дозвуковиков -- вообще чуть не в противоположные стороны развиты. Высотный пассажирский суперсоник в постройке скорее всего будет чудовищно дорог и проблема звука будет перед ним стоят на последнем месте.
        1. 0
          2 ноября 2025 23:35
          Цитата: abc_alex
          Так с ростом высоты до 20 километров и проблема шумности решится :) Если лайнер поднимется до 20 километров, кому не пофигу как он там гремит и бахает :)

          Без работы с формой планера проблема не решится. Звуковой удар превышает нормы по шумности даже при полёте на сверхзвуковой скорости существующих сверхзвуковых самолётов на 20 км высоте. По этому и работают с формой. Аж построили и подняли в воздух экспериментальный самолёт.
          К тому же не забывайте, чем больше высота, тем меньше эффективность ТРД и крыла.

          Примеры проектов двухрежимных (с двумя крейсерскими скоростями, сверхзвуковой и дозвуковой) сверхзвуковых самолётов - Ту-444, Aerion, QSST. Практическая дальность полёта на сверхзвуке и на дозвуке (трансзвуке) у этих самолётов планировалась практически одинаковая.

          К примеру Aerion. М=1,6 - 7400 км, М=0,95-1,1 - 7400 км

          http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/vzlyot_2005_04/p14.php

          "Проблему «звукового удара» фирма «Аэрион» решила очень просто – ограничила скорость полета самолета над сушей трансзвуком. Этим, вероятно, и вызвано применение нестреловидного крыла, которое эффективно работает и на сверхзвуковых и на околозвуковых скоростях. При этом полет над океаном должен происходить на крейсерской скорости, соответствующей числу М=1,6. Тем не менее, сила звукового удара у нового САС должна получиться вдвое меньше, чем у «Конкорда», и составить 5,86 кгс/м 2 при числе М=1,6. Дальность полета, даже при скоростях, соответствующих числам М=0,95-1,1, составляет 7400 км."

          QSST M=1,8 - 7400 км, М=0,95-0,98 - 7000 км.

          "Второй проект САС представлялся на конференции компанией «Суперсоник Аэроспейс Интернешнл» (Supersonic Aerospace International, SAI), руководимой Майклом Полсоном (Michael Paulson). Она разработала проект низкошумного сверхзвукового самолета QSST (Quiet Small Supersonic Transport), способного летать на сверхзвуковой скорости и над океаном, и над сушей. Сила звукового удара у него должна составить всего 1,46-2,44 кг/м 2 . Для минимизации звукового удара на крейсерской скорости, соответствующей числу М=1,6-1,8 пришлось разработать новую аэродинамическую компоновку планера, что, естественно, вызвало рост взлетной массы. Поэтому QSST на 30 т тяжелее самолета компании «Аэрион». Кроме того, для QSST потребуется создание новых двигателей. Стоимость разработки проекта QSST оценивается в 2,5-3 млрд. долл. Первый полет опытной машины может состояться в 2010-2011 п., а еще через год самолет сможет поступить в эксплуатацию.

          Аэродинамическая компоновка QSST достаточно оригинальна. Самолет выполнен по схеме «утка», треугольное крыло имеет так называемые «обратные подкосы» для уменьшения массы конструкции. Основной материал конструкции – алюминиевые сплавы. Тем не менее, несмотря на существенное снижение силы звукового удара, вполне возможно, что над территорией США самолет все же будет летать на дозвуковой скорости. Дальность полета при этом (М=0,95-0,98) составит 7000 км."

          Высотный пассажирский суперсоник в постройке скорее всего будет чудовищно дорог и проблема звука будет перед ним стоят на последнем месте.

          Без решения проблемы звукового удара пассажирский суперсоник вообще бессмысленно проектировать. Никому сегодня не нужен пассажирский сверхзвуковой самолёт который летать на сверхзвуке сможет только над морем. Так и не состоявшиеся (финансирования не нашли) проекты упомянутых выше двухрежимников иллюстрируют эту мысль.
  8. +1
    30 октября 2025 19:39
    Очень интересно! Выглядит до крайности круто. Посмотрим, что из этой опытной конструкции вырастет.
    1. -2
      30 октября 2025 21:26
      Цитата: acetophenon
      Очень интересно! Выглядит до крайности круто.

      Почему то обратное впечатление. Тощий как глист. Такое даже военным не очень понравится, куда ракеты прятать? Полезный внутренний объем явно мизерный. О коммерческом использовании и говорить нечего, кроме самого себя это чудо ничего не унесет.
  9. 0
    31 октября 2025 04:13
    ГОСТ 24646-81
    САМОЛЕТЫ ТРАНСПОРТНЫЕ
    СВЕРХЗВУКОВЫЕ
  10. 0
    31 октября 2025 09:20
    Цитата: Saxahorse
    Цитата: acetophenon
    Очень интересно! Выглядит до крайности круто.

    Почему то обратное впечатление. Тощий как глист. Такое даже военным не очень понравится, куда ракеты прятать? Полезный внутренний объем явно мизерный. О коммерческом использовании и говорить нечего, кроме самого себя это чудо ничего не унесет.

    Ну, так-то в статье примерно раз по 10 было сказано про "опытный" и "экспериментальный"...
  11. 0
    31 октября 2025 12:37
    Молодцы. За семь лет взяли и довели до летных. Новый опыт, результаты.