Андрей Шкуро до начала гражданской войны

19 585 123
Андрей Шкуро до начала гражданской войны

Сегодня мы поговорим об Андрее Григорьевиче Шкуро – сыне полковника Кубанского казачьего войска, который стал одним из видных командиров белогвардейской Добровольческой армии, а затем – группенфюрером СС и был вполне заслуженно казнён в Москве 16 января 1947 года.

После распада СССР на мутной волне ельцинской декоммунизации (которая, хоть и в меньших масштабах, продолжалась и после отставки этого ничтожного политического авантюриста) были предприняты попытки обеления и даже героизации целого ряда весьма сомнительных персонажей, вроде кровавого адмирала Колчака или печально знаменитого генерала Власова. И о Шкуро некоторые авторы стали писать в панегирическом тоне и даже называть его «отцом русского спецназа». Но, во-первых, нам кровавых психопатов, дослужившихся до звания группенфюрера СС, в «отцы» спецназа даром не надо (тем более, что это неправда). Во-вторых, и весьма авторитетные современники оценивали деятельность Шкуро более чем скептически. Вот мнение царского генерала и атамана Всевеликого войска Донского Петра Краснова, соратника Шкуро (повешенного вместе с ним во дворе Лефортовской тюрьмы в январе 1947 года):



Как и все партизаны в эту войну, он (Шкуро) ничем особенно не отличался. Во время войны с большевиками он выдвинулся быстрым освобождением и такою же быстрой сдачей Кисловодска.

Генерал А. Мильковский пишет:

Шкуро – имя его, как человека без всяких нравственных устоев, достаточно известно каждому.

С ним согласен и полковник М. В. Мезерницкий:

Шкуро – вор, грабитель, трус.

Уничижительную характеристику Шкуро и казакам его «Волчьей сотни» даёт барон Петр Врангель:

Полковника Шкуро я знал по работе его в Лесистых Карпатах во главе «партизанского отряда»… За немногими исключениями туда шли главным образом худшие элементы офицерства, тяготившиеся почему-то службой в родных частях. Отряд полковника Шкуро во главе со своим начальником, действуя в районе XVIII корпуса, в состав которого входила и моя Уссурийская дивизия, большей частью болтался в тылу, пьянствовал и грабил, пока, наконец, по настоянию командира корпуса Крымова не был отозван с участка корпуса.

А вот обращение Врангеля к Деникину с требованием разобраться с вконец обнаглевшим Шкуро – просто «крик души» настоящего, болеющего за дело генерала:

Армия разваливается от пьянства и грабежей. Взыскивать с младших не могу, когда старшие начальники подают пример, оставаясь безнаказанными. Прошу отчисления от командования корпусом генерала Шкуро, вконец развратившего свои войска.

«Боевые заслуги» Шкуро в период гражданской войны Врангель оценивал столь «высоко», что, став во главе Вооруженных сил Юга России (переименованных им в «Русскую армию»), чуть ли не первым приказом уволил его с воинской службы. Кстати, он называл его исключительно «Шкурой» – вкладывая в это слово исключительно негативный смысл – хотя такова была настоящая фамилия этого антигероя гражданской войны и всей российской истории (Шкуро тот стал, по его собственному утверждению, осенью 1914 года, но, скорее всего, в 1919 году).

А Деникин, согласно свидетельству адъютанта генерала Май-Маевского Павла Макарова, собирался, как только займет Москву, сразу же отдать Шкуро под суд «за самоуправство и разорение занятых территорий». Шкуро знал о намерениях командующего и говорил своим подчиненным:

Прорвём фронт, войдём в Москву — а дальше я три дня попью, повешу кого надо и пулю в лоб.

Начало военной службы будущего группенфюрера СС


Родившийся в 1887 году в Екатеринодаре (современный Краснодар) сын казачьего полковника Андрей Шкура с детства отличался дерзостью и малоуправляемым поведением. В 3-м Московском кадетском корпусе однажды стал зачинщиком серьезных беспорядков. Сам он так вспоминал об этом:

Мы переломали парты и скамейки, побили лампы, разгромили квартиру директора корпуса, а причиной наших недовольств было неудовлетворительное качество подаваемых котлет.

В дальнейшем психопатические черты характера у него лишь прогрессировали, и в царской армии он был известен тем, что постоянно игнорировал либо прямо нарушал приказы начальства, из-за чего, собственно, во время войны он и «ушел в партизаны» – иначе дело могло бы дойти и до трибунала. В белогвардейских Вооруженных силах Юга России Шкуро вел себя не лучше. Так, например, в 1919 году в Харькове, желая получить чин генерал-лейтенанта, он заявился к Май-Маевскому и потребовал повышения, угрожая повернуть корпус к Екатеринодару и повесить там «кого надо» – намекая на командующего и его штаб. А когда Деникин однажды заявил Шкуро о необходимости навести порядок среди его подчиненных, тот, стегая сапоги хлыстом, заявил:

Хотите — завтра не будет ни Ленина, ни Деникина, ни Троцкого. Только батько Махно и батько Шкуро.

Но вернёмся в дореволюционную Россию.

Благодаря заступничеству отца, из кадетского корпуса Андрея Шкуру после погрома из-за котлет не отчислили. А затем он поступил в Николаевское кавалерийское училище, по окончании которого, в мае 1907 года, был направлен в 1-й Уманский казачий полк Кубанского казачьего войска, находившийся тогда в крепости Карс. Принял участие в походе отряда генерала Баратова в Персию, где русские солдаты сражались против проосманских банд. Смелости Андрею Шкуре было не занимать, и за эту кампанию он был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени. А в 1908 году Андрея Шкуру перевели в 1-й Екатеринодарский казачий полк кошевого атамана Захара Чепеги.

Татьяна Шкуро


В том же 1908 году он женился на Татьяне Сергеевне Потаповой, дочери директора народных училищ в Ставропольской губернии, которую он знал с детских лет.


Шкуро и его жена в Харькове, 1919 г.

Не будучи аристократкой, Татьяна Шкуро имела большой вкус к «красивой» жизни, которую во время гражданской войны она, наконец, смогла позволить себе благодаря «трофеям», добываемым ее мужем. О методах сбора «трофеев» пишет полковник генерального штаба Б. Штейфон:

Бесчисленное количество расстрелянных и повешенных падает на генералов Покровского и Шкуро. Оба они, будучи пьяницами и грабителями по натуре, наводили ужас на население завоеванных местностей.

Однако свои «трофеи» Шкуро ухитрялся безнаказанно собирать даже и на контролируемой белогвардейцами территории. Вот лишь один эпизод, о котором можно узнать из книги Александра Трушновича «Воспоминания корниловца»:

Несомненно, Шкуро был великим кавалерийским командиром, но также был немного бандитом, и однажды в сопровождении трех или четырех своих офицеров он вошёл в бальный зал какой-то большой гостиницы в Ростове, где танцы были в самом разгаре, и попросил всех гостей пожертвовать драгоценности или наличные на поддержание его «волков». Столкнувшись с сверкающими из-под косматого волчьего меха глазами и помня дурную славу «волков», отличившихся жестокими грабежами и отсутствием пощады, никто не стал возражать. И ему достался очень успешный улов.

В результате в Екатеринодаре Татьяна Шкуро жила в большом особняке с мебелью в стиле ампир. Ей прислуживали лакеи в нитяных перчатках, а управляющей стала настоящая аристократка – графиня Воронцова-Дашкова, которая отвечала за сервировку стола, кухню и подачу подходящих к каждому подаваемому блюду дорогих марочных вин. Печально знаменитая балерина Матильда Кшесинская, гордо называвшая себя «любовницей Дома Романовых», вспоминала, что при отступлении деникинской армии в Новороссийск Татьяна Шкуро ехала с ней в одном поезде, но в отдельном «шикарном салоне-вагоне», который «был ярко освещен, и можно было видеть богато убранный закусками стол».

Сам Шкуро, кстати, во время Гражданской войны тоже разъезжал на особом поезде с комфортными вагонами в сопровождении доступных девиц и музыкантов двух оркестров – симфонического и духового.

Татьяна Шкуро умерла в Париже в 1933 году. Андрей Шкуро пережил ее на 14 лет и окончательно изгадился сотрудничеством с германскими нацистами. И, как мы помним, был повешен во дворе Лефортовской тюрьмы 16 января 1947 года. Детей у этой пары, к счастью, не было.

Продолжение военной карьеры Андрея Шкуро


Снова вернемся в дореволюционную Россию.

В 1910 г. Андрей Шкура оказался в Чите, где занимался охраной золотых приисков и караванов с золотом, а также борьбой с контрабандистами. Затем на некоторое время ушел из армии, но вернулся на службу незадолго до начала I мировой войны – стал хорунжим 3-го Хоперского казачьего полка. Осенью 1914 года под Варшавой возглавляемый им разъезд из 17 казаков неожиданно атаковал неприятельский гусарский эскадрон, захватив в плен двух офицеров и сорок восемь рядовых кавалеристов. Именно тогда Андрей Шкура и сменил фамилию на Шкуро, и «крёстным отцом», якобы, стал сам император. По версии самого Андрея Григорьевича, Николай II при утверждении списка представленных к награждению почетным Георгиевским оружием «высочайше повелел» изменить неблагозвучную фамилию. Впрочем, некоторые исследователи утверждают, что фамилия Шкуро в документах впервые зафиксирована лишь в 1919 году.

Об этом награждении Шкуро позже писал:

За это дело я и получил заветную «клюкву» – Святую Анну 4-й степени на шашку с красным темляком.

В декабре Шкуро был ранен в ногу и два месяца лечился в госпитале. Вернувшись в строй, получил ещё одну рану – в живот, но пуля потеряла силу, ударившись в рукоять кинжала, подаренного ему отцом. Сам Шкуро писал:

Если бы не отцовский кинжал, я, конечно, был бы ранен смертельно.

«Волчья сотня» Шкуро


В 1915 году уже ставший есаулом Шкуро обратился к командованию с предложением «отрядить его с партией казаков терзать тылы и коммуникации противника». Некоторые утверждают, что начальство этой инициативе малоуправляемого кубанца очень обрадовалось, поскольку постоянно находилось перед дилеммой: наградить его за храбрость или разжаловать и отдать под суд за неподчинение приказам. Это подразделение получило официальное название «Кубанский конный отряд особого назначения», однако Шкуро предпочитал называть его «Волчьей сотней» – и был совсем не оригинален: это давнее название казачьих отрядов, действующих в тылу врага. А именно в регулярной российской армии первые (сформированные из забайкальских казаков) «волчьи сотни» появились во время Русско-японской войны 1904-1905 гг., когда Андрей Шкура ещё учился в кавалерийском училище. Так что никакого права называться «отцом русского спецназа» он не имеет.

На знамени своего отряда Шкуро приказал нарисовать оскаленную волчью пасть, а казаки этой части стали украшать свою форму волчьим мехом или даже хвостами и даже подражали волчьему вою.


Казаки «Волчьей сотни» Шкуро

Довольно часто приходится читать о многочисленных подвигах «Волчьей сотни» Шкуро, которая якобы наводила на немецких солдат ужас. Однако мы ведь помним свидетельства Краснова и Врангеля, которые оценивают успехи Шкуро более чем скептически. Да и многие другие белогвардейцы относились к Шкуро и его подчинённым с брезгливым отвращением, и даже казаки «Волчьей сотни» говорили, что их командира когда-нибудь непременно повесят. Что и произошло в январе 1947 года.

После Февральской революции Шкуро был переведен на Кавказский фронт. Здесь он снова командовал отдельным «партизанским» отрядом из трех конных сотен, которым были приданы 2 орудия и 6 пулемётов. При этом начальником штаба у него некоторое время был знаменитый Яков Слащев, который с этого времени стал носить мундир без погон, заявляя:

Добрармия живет грабежом, не следует позорить наши старые погоны грабежами и насилиями.

Впрочем, очень скоро Слащёв перешел к Сергею Улагаю.

В октябре 1917 года Шкуро был избран в Кубанскую краевую Раду (как делегат от фронтовиков) и в Екатеринодаре заявил, что его «полки стоят и будут биться за конституционную монархию». Это вызвало резкое неудовольствие всех других депутатов, потому что к тому времени идеи монархизма были полностью дискредитированы бездарным правлением Николая II.

В это время Шкуро заболел тифом и на фронт вернулся лишь в декабре – незадолго до заключения Эрзинджанского перемирия с Турцией. Его отряд был распущен, сам он отправился на Северный Кавказ и получил ранение: какой-то «туземец» выстрелил в него с крыши дома. Выздоровев, в мае 1918 года вновь попытался собрать отряд в Кисловодске, но был арестован и направлен во Владикавказ, где председатель Совета народных комиссаров Терской Народной Республики Самуил Буачидзе отпустил его на свободу «под честное слово» не выступать против новых властей. Свое слово Шкуро тут же нарушил и во главе небольшого отряда из 80 человек бежал на Кубань. Врангель так описывает его прибытие в Екатеринодар:

Особенно непозволительно вёл себя полковник Шкуро. Он привёл с собой в Екатеринодар дивизион своих партизан, носивший название «волчий». В волчьих папахах с волчьими хвостами на бунчуках партизаны полковника Шкуро представляли собой не воинскую часть, а типичную вольницу Стеньки Разина. Ночью после попойки партизан Шкуро со своими «волками» нёсся по улицам города с песнями, гиком и выстрелами.


В следующей статье мы продолжим наш рассказ и поговорим об участии Шкуро в гражданской войне.
123 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    4 ноября 2025 04:30
    Спасибо, Валерий! Бандит, он и есть бандит.
  2. +9
    4 ноября 2025 04:50
    А вот у Владимира Владимировича другое мнение о "результатах правления" Борис Николаевича, прямо противоположное авторскому. И никакой Борис Николаевич ни "ничтожный политический авантюрист" ,а "крупный и талантливый политический деятель".
    1. +15
      4 ноября 2025 05:19
      ВВП дал слово офицера " семью"( мафию на итальянском) не трогать!
      1. -8
        4 ноября 2025 06:54
        А кто Вам это сказал? Просвятите!
        1. +3
          4 ноября 2025 10:01
          Да в прямом эфире на ТВ,его собственные слова,я сам лично видел и слышал.Ищите Сами,если не лень,а для меня это непреложный факт.
          Я ничего против ВВП,как государственного деятеля не имею,но пятнышко в его биографии имеется.
          Мне то из Ташкента не все равно,что происходит с Россией.Да и родни там полно.
    2. +26
      4 ноября 2025 05:30
      Если он талантливый политический деятель тогда я цветной телевизор......алкаш он, конченый, и крови на его руках, намеренно
      1. +3
        4 ноября 2025 08:38
        На руках приемника не меньше.
        1. 0
          4 ноября 2025 09:30
          А какой приёмник марки?ВЭФ?"Ленинград-006"?
          1. 0
            4 ноября 2025 10:52
            Конечно же Ленинград-006
            1. +2
              4 ноября 2025 11:12
              Отличнейшая вещь!Как хорошо с ним было ходить на дежурство по полку в штабе или на КПП в военном городке. laughing
          2. +1
            4 ноября 2025 11:27
            Преемника feel Вполне себе достойный....Своего наставника.Хоть ЕБНа,хоть Собчака(фамилия то ого го)
          3. 0
            4 ноября 2025 14:01
            Весьма приличного качества приемник. Жаль УКВ-диапазон коротковат, не ловил западные УКВ р/ст, приходилось использовать импортную технику.
            1. +1
              4 ноября 2025 17:33
              Это смотря где не ловил.В Ленобласти ещё как ловил.
              1. +1
                4 ноября 2025 18:00
                Так вражеский УКВ ФМ начинался от 93-94 МГц, а у "Ленинграда" заканчивался на 74 МГц.
                1. +6
                  4 ноября 2025 18:25
                  Так и было. Просто западные радиостанции, ориентированные на вещание в СССР, работали в АМ-диапазоне и в Ленобласти можно было слушать Севу Новгородцева, не смотря на глушилки.
                  1. +1
                    4 ноября 2025 18:51
                    У нас не работали приходилось на "Панасонике" слушать.
                    1. +1
                      4 ноября 2025 19:03
                      приходилось на "Панасонике" слушать.
                      Широкой души была компания. Особенно в УКВ-диапазоне.
                      1. 0
                        4 ноября 2025 21:32
                        Да, приемник там был хороший. Специально выбирали, было из чего выбрать.
                    2. +1
                      6 ноября 2025 11:27
                      Вон дантист-надомник Рудик —
                      У его приёмник «грюндиг»,
                      Он его ночами крутит —
                      Ловит, контра, ФРГ.
                      © smile
                      1. 0
                        6 ноября 2025 11:31
                        "Грюндиг" - он конечно хороший, тогда еще было немецкое качество, но дорогой - зараза.
                  2. +4
                    5 ноября 2025 10:26
                    Океан-209, справлялся вполне.
                    1. 0
                      6 ноября 2025 11:39
                      Ну, минчане вообще очень неплохую электронику делали. Даже лучше, широко разрекламированного, прибалтовского ВЭФ.
                      1. 0
                        6 ноября 2025 13:43
                        Согласен, целиком и полностью.
                      2. 0
                        6 ноября 2025 13:54
                        Единственный минус, у первых версий питание было от 373 батареек, потом уже в восьмидесятых начали выпускать с питанием ~220В.
    3. +14
      4 ноября 2025 05:35
      К сожалению ВВП глаз затмился от чувства ложной благодарности за трамплин к власти. За Ельцин центр не высказывался разве что ленивый , но ему как с гуся вода. Но уверен что время все расставит на свои места , ввп не вечный .
      1. +17
        4 ноября 2025 10:23
        На открытие Ельцин-центра пришла вся та шваль, что сейчас за границей - во главе с Чубайсом. Бывший посол США Таффт, которого называют "отцом цветных революций" - этот с удовольствием фотографировался у стенда, посвященного распаду СССР. Бывший президент Украины Кучма похвалил ЕБНа:
        Мне посчастливилось работать с Ельциным. Он никогда не говорил мне «нет»,

        А Путин сказал, что Россия будет развиваться так, как хотел этого Ельцин. И было это в ноябре 2015 года! Уже после того, как он позволил обмануть себя ГДР-вской пионерке Меркель и предал Русскую весну на Украине.
        1. +8
          4 ноября 2025 12:49
          Сейчас он прикидывается обманутым. Хорошая отмазка: "Я не знал...", "Мне не доложили...", "Меня надули..." и т.д. Подчинённые тоже давно прочухали эту отмазку и сейчас сплошь все невиновные, обманутые.
          1. +7
            4 ноября 2025 14:31
            В 1915 году Шкуро участие в походе отряда атамана Баратова в Персию, где русские солдаты сражались против проосманских банд.

            Там молодой подъесаул был прикомандирован к штабу 2-ого Терского пластунского батальона 3-ей Сунженско-Владикавказской пластунской бригады полковника Горшкова. Именно там Шкуро и пришла мысль создать подобное на германском фронте. Да и в названии своего отряда -
            "волчья сотня" Шкуро далеко не не оригинален. "Собачачьими детьми " кавказские линейцы еще в половине 19 века именовали пластунов Шпаковского. Известен ответ Аполлона Игнатовича Николаю I на его вопрос "почему?" - "Потому что Волк - тотем горцев, а у моих пластунов в венах кровь псов -волкодавов". Название настолько плотно прижилось, что в станицах до сих пор называют собачачьими детьми бесшабашных отроков. Да и со своим "волчьим знаменем, расчитывающий на поддержку местного казачества Щкуро крупно облажался - в письме к Врангелю подписанноному тогдашним терским атаманом Филипенко и генералами Улагаем, Покровским и Ф. Н. Бековичем- Черкасским это было названо "вопиющим историческим кощунством над древней гребенской реликвией - стягом св Варфоломея т. н "Собакой "- с обезглавленой головой пса св. апостола. ( по писанию- св. Варфоломея с ободранной кожей язычники кинули в яму запустив туда пса. Однако пес стал зализывать тому раны и кидался на палачей пришедших пытать Варфоломея. Пришлось мучителям отказаться от пыток и растрелять стрелами обоих и обезглавить.) .
          2. +6
            4 ноября 2025 16:05
            Да вся Россия знает что всё он в курсе, все знал и отмазки про обман , невиновных и прочую ересь уже давно не прокатывают
      2. +2
        5 ноября 2025 20:03
        Думается мне , что никакой благодарности он не испытывает и никогда не испытывал , а дело в некоем компромате касающегося его прихода к власти " кондиций" имеющемся у Семьи и Чубайса .
        Кстати , гутарят мол Рыжая Крыса даже российскую пенсию в Израиле получает , эвона как !
  3. +10
    4 ноября 2025 05:29
    Сейчас придёт Ольгович и начнёт рассказывать какие плохие были красные...
    1. +11
      4 ноября 2025 07:59
      Ну,тут уже даже сам Ольгович эсесовца не обелит..Какое же все таки отребье...
  4. +10
    4 ноября 2025 06:11
    В мутной воде 90х, каких с волочей не пытались отмыть. Да и сейчас нет, нет да и всплывёт "нечто". То табличку Маннергейму, то фильм о Колчаке. Теперь вот фашист Ильинский оказывается прям патриотичнейший патриот. Тьфу...
    1. +6
      4 ноября 2025 08:52
      Игорь Ильинский был артист,а не фашист. laughing
  5. +6
    4 ноября 2025 06:34
    Да уж... what группенфюрер СС атаман Шкуро...на службе Адольфа Гитлера...нет слов.
    Как хорошо что его шкуру повесили в 1947 году.
    1. -1
      4 ноября 2025 08:51
      Ваффен-СС группенфюрер... То есть, он не полноценный эсэсовец,а временно принят на службу в Ваффен-СС,как лицо, которое не принадлежит к рейхсдойче,у которых нет примеси еврейской крови с 1800-го года.
      1. +1
        4 ноября 2025 11:28
        Это расхожее заблуждение. Шкуро был начальником Резерва казачьих войск при Главном штабе войск СС в генеральском звании, но он не состоял в СС, форму эсесовскую не носил и группенфюрером (и никакого другого эсесовского звания никогда не имел) никогда не был.
        как лицо, которое не принадлежит к рейхсдойче

        согласно тогдашним замысловатым представлениям у немцев, казаки считались не русскими, а отдельной нацией и относились к арийской расе.
        hi
        1. +1
          4 ноября 2025 16:44
          Когда надо, нацисты и из "нужных себе" евреев ариев делали. Если копать, из верхушки Германии и на 1,5 ария вряд ли наберется. Тьфу, гадость.
        2. +1
          4 ноября 2025 17:41
          Зато носил на форме имперского орла Третьего рейха...
          1. +1
            6 ноября 2025 12:09
            Зато носил на форме имперского орла Третьего рейха.

            Не поверите- название Третий рейх в Третьем рейхе было официально запрещено.
            1. -1
              6 ноября 2025 14:22
              И чё из этого? Имперский орёл всё равно был на форме.
              1. +1
                7 ноября 2025 10:41
                И что из этого? Орел был и есть на многих формах- в Германии, Англии, России, США и во многих других странах. Но никакого Третьего рейха не было. Название такое было официально запрещено в Германии.
                1. -1
                  7 ноября 2025 13:23
                  И там тоже орёл со свастикой? Никакого Третьего рейха не было, потому, что не было? И не было Второго и Первого? И там эти названия были запрещены?
                2. 0
                  7 ноября 2025 13:35
                  Название такое было официально запрещено в Германии.

                  Вы что-то путаете.
                  То что, официальное название государства было не Третий Рейх, а Германский (Deutsches Reich), позже - Великогерманский (Großdeutsches Reich), не означает, что был какой-то официальный запрет на Третий. Я вам могу привести кипу документов пропагандистского или псевдо-философского характера с этим названием.
                  1. +1
                    7 ноября 2025 14:43
                    Ничего не путаю. "Третий рейх"- это название книги немецкого историка и писателя Артура Меллера ван ден Брука, изданной в 1923 году. До прихода национал-социалистов к власти, неофициально использовалось германскими правыми как обозначение режима будущего, поэтому пропаганду вы можете встретить, но после прихода национал - социалистов через некоторое время (если не ошибаюсь, в 1937 году) название было специально запрещено даже к неофициальному употреблению. Не забывайте, официально партия была "национал- социалистическая рабочая".
                    1. 0
                      7 ноября 2025 14:47
                      название было специально запрещено даже к неофициальному употреблению.

                      Простите, а где я могу ознакомиться с этим запретом? Вы же где-то, очевидно, ознакомились.
                      Не забывайте, официально партия была "национал- социалистическая рабочая".

                      Причем название партии к неофициальному названию государства? Это как заявить, что Россия не Россия, а Единороссия.
    2. +8
      4 ноября 2025 19:26
      группенфюрер СС атаман Шкуро

      Автор ошибается. Никогда Шкуро не был он ни атаманом, да и и никакого эсесовского звания никогда не имел. В Гражданскую он был белогвардейским генералом, а в Великую Отечественную - верхматовским генералом -начальником Резерва казачьих войск при Главном штабе войск вафен -СС. Тут ошибка автора в том, что вопреки расхожему мнению Шкуро не имел звания войск СС и не носил униформу СС, так его шеф - генерал Гельмут фон Паннвиц, командир корпуса, принял переподчинение из СС в Ваффен-СС, чтобы предоставить своим подразделениям доступ к более тяжёлому вооружению и лучшему снабжению, а также сохранить дальнейший контроль над казачьими подразделениями во Франции.
      1. +3
        5 ноября 2025 11:06
        Все равно как он там назывался и в какой форме ходил - Шкуро предатель, и повешен за дело. Ярый противник большевизма - генерал Деникин в отличие от Шкуро, хотя тоже находился в зоне оккупации ни на какое сотрудничество немцами не пошел. Хотя предлагали. Остался русским человеком и не изменил Родине.
        1. +1
          6 ноября 2025 11:30
          генерал Деникин в отличие от Шкуро

          На момент войны Деникин был глубокий старик, он в 1947 году умер уже. Уже в 1920 он сел мемуары писать.
  6. +2
    4 ноября 2025 06:48
    Спасибо, более_- менее читаемо. Очень интересный момент ,почему Шкура ушел из армий ? Какая ему гражданка ? Он ведь потомственный военный .То есть как минимум второе поколение ,которое ничего в жизни делать не умеет.Почему ? Отчего ? Я думаю очень интересныи штрих был бы .
  7. +9
    4 ноября 2025 06:50
    Цитата: двп
    Борис Николаевич ни "ничтожный политический авантюрист" ,а "крупный и талантливый политический деятель".

    Помню как этот крупный деятель кажись в Рейкьявике вдупель пьяный вылез из самолёта и полез ссать возле него...местные аборигены конечно были в шоке. smile
    Многие выходки Ельцина просто замалчивают в СМИ, лепя из него положительную фигуру.
    1. +6
      4 ноября 2025 08:53
      Не в Рейкьявике, в Дублине, когда летел в США.
      1. +2
        4 ноября 2025 14:56
        Да...извините. hi
        За не точность.
      2. +3
        4 ноября 2025 18:55
        Да это пьяное ничтожество могло нагадить где угодно, и в Рейкьявике, и в Дублине - он всё свою страну обгадил, так чего уж ему за чужую-то будет жалко и стыдно?
    2. +3
      4 ноября 2025 14:34
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      вдупель пьяный вылез из самолёта и полез ссать возле него...

      Видимо, во время полета он успел туалет в самолете зассать, засрать и обблевать.
  8. -4
    4 ноября 2025 06:55
    На мой взгляд Шкуру по сравнению с Деникиным А.И.!
  9. +6
    4 ноября 2025 06:57
    Хотите — завтра не будет ни Ленина, ни Деникина, ни Троцкого. Только батько Махно и батько Шкуро.
    Стало интересно, что было бы, заяви Махно подобное Троцкому? Думаю, заявитель не прожил бы и часа. Напрашивается вывод: все эти руководители белого движения просто боялись наглого и безбашенного подчиненного.
    Спасибо, Валерий!
    1. +6
      4 ноября 2025 14:15
      Стало интересно, что было бы, заяви Махно подобное Троцкому?

      Для этого "конкурса" надо создать одинаковые условия. Когда Шкуро давал этот ответ Деникину, за "окном" находилась его "волчья сотня" и верные ему войска.
      Соответственно, если бы дело происходило в Гуляйполе, Махно бы мог Троцкому делать любые заявления самого унизительного характера без всякого опасения.
  10. +14
    4 ноября 2025 07:00
    в перестройку о Шкуро некоторые авторы стали писать в панегирическом тоне и даже называть его «отцом русского спецназа».

    И совершенно напрасно. Истины ради в РИА «отцом русского казачьего спецназа» традиционно считался Шпаковский . Не наш Калибр естественно, а его знаменитый однофамилец Аполлон Игнатьевич Шпаковский - создатель и бесссменный семнадцати- летний командир пластунских отрядов во время кавказкой войны (см. фото1). Когда по всей Лабинской линии а установилась позиционная война, Шпаковский разработал оригинальный проект выхода из этого тупика. Он предлложил создать пластунский корпус множества сотен специального назначения, чтобы засылать их на всём протяжении фронта в тыл противника для организации диверсий, вредительства, убийств и похищений вражеского командного состава, домашнего скота и уничтожения продовольственной базы противника. Похищенный скот и сельхоз продукты Шпаковский предлагал безвозмездно передавать местному казачьему населению, чтобы предотвратить традиционное куначество в приграничной полосе и усилить антагонизм между противниками. Все белые "партизаны" гражданской войны -герои ПМВ - и В.М. Чернецов, и командир Кубанского корпуса ВСЮР , в составе 2-й, 3-й Кубанских дивизии и 3-его пластунского корпуса - С.Г Улагай, да и А.Г Шкуро были еще с Николаевского училища знакомы с трудами Шпаковского. Но если Чернецов и Улагай особое внимание уделяли защите и лояльности местного казачьего населения, чтобы обезопасить свои тылы, Шкуро выбрал террор и запугивание. В общем каждый трактовал Шпаковского по своему. Впоследствии многие идеи Шпаковского были использованы европейскими державами для создания диверсионно-подрывных групп специального назначения. Эти концепции воплощались в жизнь аналитиками сталинского Генштаба, НКВД, ГРУ, гитлеровским Абвером и СД, разведками США и Великобритании в предвоенное время и в ходе II мировой войны.
    Рекомендую коллегам ознакомится с известной книгой А.И. Шпаковского 1874 года - Шпаковский Аполлон Игнатьевич«Записки старого казака. Пластуны на Лабинской линии». (фото 2 ) Она есть в свободном доступе в интернете.
    1. +3
      4 ноября 2025 08:54
      Это в его честь и аэропорт в Ставрополе назвали?
      1. +11
        4 ноября 2025 09:00
        Вообще-то , Владислав, ставропольский аэропорт - официально им А. В. Суворова Но у местных более известен под названием «Шпаковское», так как расположен в районе одноимённого села (ныне - город Михайловск).
        1. +4
          4 ноября 2025 09:02
          Тогда ясно и понятно.А то у меня старшая дочь там теперь живёт, а что это за местность я не знаю. Спасибо.
          1. +5
            4 ноября 2025 09:22
            что это за местность я не знаю

            История этого села такова - ранее с 1832 года это была Кавказского линейного казачьего войска ст. Михайловская, в июне 1963 года переименованная в село Шпаковское - в честь героя Гражданской войны Ф. Г. Шпака. В 1998 году на волнах декомунизации селу было возвращено прежнее историческое название- Михайловское. В 1999 году село получило городской статус. Вот такая незамысловатая история с кучей переименований туда-сюда у этого места, где проживает ваша дочь.
            1. +4
              4 ноября 2025 09:59
              Так и мой город, то Кузнецк-Сибирский,то Ново-Кузнецк,то Сталинских,то теперь Новокузнецк. А сначала был Кузнецкий острог.
              1. +6
                4 ноября 2025 10:31
                Так и мой город, то Кузнецк-Сибирский,то Ново-Кузнецк,то Сталинских,то теперь Новокузнецк. А сначала был Кузнецкий острог.

                у нас прямо какая тот нездоровая генетическая тяга к переименованиям. Актуальный пример- ноябрьские всенародные празднования на Руси всегда были традиционными. Менялись только обоснования и названия. До 1666 года в ноябре отмечали Макошин день .- «Первый снежок - не лежок». Затем 4 ноября в честь рождения царского первенца Алексей Михайлович вводит День иконы Казанской Богородицы, который был официальной праздничной датой аж до 1917 года. . Затем эстафета перешла к Дню Великой Октябрьской Революции. Далее, в- День освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. И наконец - нынешний ноябрьский День народного единства. Менялись только идеологические обоснования, названия и конкретные даты в ноябре, хотя по большому счету все они- прямые потомки и приемники традиционных ноябрьских славянских "Макош" - празднования окончания полевых работ и подготовки к зиме.
                1. +5
                  4 ноября 2025 10:40
                  Зато пословица дошла и до нашего времени: «Бог – не Мокоша, – чем-нибудь да потешит».
                  1. +9
                    4 ноября 2025 10:53
                    Мокошь никуда не ушла, в наивном народном православии ее черты обрела святая Прасковья - Параскева Пятница. А Перун превратился в Илью Пророка.
                  2. +5
                    4 ноября 2025 11:06
                    Привет , Сережа! До нашего времени дошли не только пословицы о "Мокоше", но и ее рудименты- традиционно на Руси осенние охоты разрешались только после "Макош". Не одна сотня лет прошла - и до сих пор так. После "макош" на Руси мужчины традиционно начинали плести из прутьев верши, корзины, посуду, кресла и даже сани! . После "мокош плели и рыбацкие сети. Женщины начинали мять и трепать лён, готовить его для пряжи. Так что разрешалось многое чем "потещиться".
                    1. +3
                      4 ноября 2025 11:31
                      Привет, Дима! Как раз вспоминал, что и слово «тешить» из нашего лексикона уходит.

                      Вспоминается:

                      Учит грамоте, моет, стрижет,
                      Словно ба́рченка, каждый день чешет,
                      Бить не бьет – бить и мне не дает...
                      Да недолго пострела потешит!


                      Да из прошения к Михаилу Федоровичу:

                      В нынешнем, государь, году сентября 29-го де идучи от живоначальныя Троицы из Сергиева монастыря, тешил я, холоп твой, тебя, государя, под селом Пушкином, и медведь меня, холопа твоего, ломал и драл и изодрал на мне платьишко и меня не изувечил насмерть... Милостивый государь, царь Михаил Федорович всея Руси, пожалуй меня, твоего бедного и беспомочного холопа. Вели, государь, мне выдать о своей государской милости на платьишко... Царь, государь, смилуйся, пожалуй.
                2. +3
                  4 ноября 2025 11:10
                  У сёстры место рождения-г.Сталинск,у меня,место рождения-г.Новокузнецк,хотя родились мы в одном городе... laughing
                  1. +4
                    4 ноября 2025 11:45
                    Ну это что. Наш семейный пример- "лихая" трансформация имени ивановской улицы, где проживает моя своченница -сестра супруги. был -проспект Ф.Энгельса стал - проспект гр. Шереметева. Ну ладно, городским властям глубоко наплевать на проблемы своих жителей, вынужденных менять прописку, но хоть бы собственной истории побоялись бы -. ведь Иваново --город революционных традиций и родина первых Советов.
                    1. +6
                      4 ноября 2025 18:15
                      Замечу, что по Питеру вакханалия переименований прошла не густо. В основном только в историческом центре меняли топонимы, возвращая дореволюционные названия. Да и то далеко не всегда и не везде. Остались улицы Пестеля и Радищева, Советские и Красноармейские, даже улица Ленина осталась! Из фактов вопиющего идиотизма преименователей на память приходит только 2 факта: Красногвардейскую площадь в Новочеркасскую и проспект Шверника во 2-ой Муринский (по поводу второго у меня к переименователям отдельный счет есть!). Почему "вопиющий идиотизм"? Да просто до революции этих городских объектов не существовало!
                      1. +6
                        4 ноября 2025 19:10
                        А само переименование в Санкт-Петербург - не напрягает?

                        Ведь народ просил вернуть Петербург или Петроград (как с 1914 года), не очень хотелось первоначальное Сан(к)т-Питер-Бурх.... хотели в честь Петра I, а не св.Петра...

                        или Демократический тупик (Москва), Крестьянский тупик (Москва) ...
                      2. +3
                        4 ноября 2025 19:42
                        А само переименование в Санкт-Петербург - не напрягает?
                        Нисколько, Василий. Большинство жителей города так его и именует.
                      3. +4
                        4 ноября 2025 19:55
                        Не уверен что-то...
                        И какие жители? Коренные - всё же больше зовут Ленинградом и Питером, вновь приехавшие чаще Санкт-Петербургом...
                        Не возражая по-существу, думаю, что фонетически всё-таки легче произносить Петроград, Питер, Ленинград, Петербург...
                        Так же как и Петродворец - ну просто язык сводит... А Петергоф произносится легко.
                        На мой взгляд смена наименований - дело всегда спорное, всегда политизированное, новые изгибы мысли (? а какой?) маркетологов-политологов плохо приживаются...
                      4. +1
                        4 ноября 2025 21:42
                        Ох, извиняюсь, призаснул немного во время написания предыдущего коммента. У нас обычно говорят: питерские мы, или я из Питера.
                      5. +2
                        4 ноября 2025 22:46
                        С добрым утром, Антон! И правда, питерские мы... и дальше локация - "лиговский, с коломны, васькины, рыбачьи, с пороховых" и так дальше по списку...

                        Большой город, большая история...
                      6. +3
                        4 ноября 2025 23:12
                        Ох, где я только не жил в этом городе! Пожалуй, что в Купчино и на Гражданке. Но районы все одно знакомые, хоть по работе.
                      7. +3
                        4 ноября 2025 23:22
                        По жизни, я все же Приморский район, уже четверть века сдесь живу. Но молодость моя осталась на Петроградке! А юность - в "Веселом поселке".
                      8. +4
                        4 ноября 2025 23:47
                        Значит, Лахта, Ольгино, Старая деревня... или Комендантский аэродром... Как, а?
                        Весёлый посёлок - да уж, действительно, весёлое место drinks
                      9. +1
                        5 ноября 2025 00:05
                        Значит, Лахта, Ольгино, Старая деревня... или Комендантский аэродром...
                        Это последние 20 лет. А так, по городу поработал и пожил достаточно.
                      10. +2
                        5 ноября 2025 00:22
                        Ну, тогда пора по пиву..... drinks
                        Где-нибудь в районе Лахты good
                      11. +1
                        5 ноября 2025 06:33
                        Вообще не вопрос! drinks
                        Но только после Нового года, сейчас работы очень много...
                      12. +3
                        5 ноября 2025 10:18
                        Продано!....

                        У самого примерно так же... Статья об подзабытых эпизодах Гражданской войны на Дальнем Востоке, книжка обещанная ещё в прошлом году... лень и пенсия объединились wink

                        Спасибо автору за статью про Шкуру, хорошее лингвистическое и фонетическое кольцевание, очень "бьёт" с накопленными фамильными интерпретациями crying
                      13. +3
                        4 ноября 2025 20:00
                        Цитата: 3x3zsave
                        Большинство жителей города так его и именует.

                        Ни разу не слышал. Обычно говорят Питерские мы. smile
                      14. +1
                        4 ноября 2025 21:34
                        Обычно говорят Питерские мы
                        И я об этом. Сам так говорю.
            2. +3
              5 ноября 2025 21:38
              Дмитрий, hi , небольшое уточнение. Данный населённый пункт практически всё время своего существования ( а основан он был в 1784г переселенцами из Курской губернии) был селом. Станицей он был всего три с половиной десятилетия ( с 1832 по 1869). Кстати, Шпаковским он был столько же laughing. Интересна история его наименования - по одной из версий, у чиновника, ведавшего расселением переселенцев, были дети Михаил, Мария, Надежда и Пелагея. Вот их имена он и дал новым поселенияи вокруг Ставропольской крепости - Михайловское, Марьинское, Надеждинское и Пелагиада, существующие и поныне. Правда, со временем слегка названия видоизменились - стали Надежда и Старо- и Новомарьевка.
    2. +3
      4 ноября 2025 11:47
      Цитата: Ричард
      Впоследствии многие идеи Шпаковского были использованы европейскими державами для создания диверсионно-подрывных групп специального назначения. Эти концепции воплощались в жизнь аналитиками сталинского Генштаба, НКВД, ГРУ, гитлеровским Абвером и СД, разведками США и Великобритании в предвоенное время и в ходе II мировой войны.

      Вообще-то налеты на тыловые коммуникации противника и террор - не изобретение Шпаковского. Достаточно вспомнить "подвиги" Дж.С. Паттона во времен его лейтенантства в 1916... Этой практике столько же лет как и войне и никакое "благородное рыцарство" никогда не было ей помехой. Опрометчиво утверждать что "спецназ" - изобретение русских казаков, взятое на вооружение иностранцами.
      1. +5
        4 ноября 2025 12:24
        Опрометчиво утверждать что "спецназ" - изобретение русских казаков, взятое на вооружение иностранцами

        Приветствую, Борисыч. Будь любезен - выложи пруфы где я писал что "спецназ" это - изобретение русских казаков. Речь шла лишь о пластунских диверсионных " партизанских" сотнях, чье авторство коих многие приписывают Шкуро. Первенство тут несомненно не у него а у Шпаковского. И это факт.
        1. +4
          4 ноября 2025 12:47
          Не вижу повода для дискусии. Первенство, однозначно у Одиссея.
          Привет, Дима!
          1. +7
            4 ноября 2025 13:16
            Первенство пластунских сотен , однозначно у Одиссея.

            Несомненно, Антон. Как поется в старинной итакской народной песне о своем царе : smile
            Темной ночью с пластунами
            Одиссей скользнет в потьмах
            Взрежут острыми ножами
            Не поможет и Аллах. (почти с)
            1. +5
              4 ноября 2025 17:50
              Не, Дима, про Одиссея другая песня:
              "Выйду ночью в Трою с конем".
        2. +4
          4 ноября 2025 12:55
          Цитата: Ричард
          Речь шла лишь о пластунских диверсионных " партизанских" сотнях, чье авторство коих многие приписывают Шкуро. Первенство тут несомненно не у него а у Шпаковского. И это факт.

          Приказ Багратиона о создании летучего партизанского отряда был одним из его последних перед Бородинским сражением...
          Вспомнили уставы Петра Великого, где применялись ертаул и корволант. Логика простая: Наполеон рассчитывал победить Россию за месяц на столько и взял с собой провианта. Если отбирать обозы, фураж и ломать мосты, то это создаст ему большие проблемы. Это тоже факт.
      2. +3
        4 ноября 2025 19:12
        Шпаковский - то пораньше Паттона будет, а следовательно - приоритет за русскими казаками winked
        1. +3
          4 ноября 2025 19:25
          Паттон с детства был знаком с "Серым призраком" Джоном Мосби, диверсантом конфедератов. С конца 1862 года Мосби во главе небольших кавалерийских отрядов проводил дерзкие рейды в тылу северян, добывая ценные сведения и внося дезорганизацию в ряды противника. Наиболее известен захват в плен бригадного генерала Э. Стаунтона в марте 1863 года без единого выстрела и каких-либо потерь... Дж.С. Паттон - "династический" военный. Неофициальный титул - "Рыцарь меча" - преподавал фехтование в Школе конной службы в Форт-Райли, штат Канзас, США.
          1. +2
            4 ноября 2025 19:48
            Всё же, Шпаковский на поколение старше, насколько я понимаю, специально этим вопросом не занимался...
            Что до "династии"... в семье первое упоминание пращура - это конец XV века, военное сословие... если по этим показателям считать... да уж... пусть мне к пенсии доплачивают drinks bully
            1. +1
              4 ноября 2025 19:56
              Шпаковский - да, старше. Только идея отборных "летучих отрядов" диверсантов стара как... (очень старая в общем). smile drinks
              А насчет доплаты к пенсии - хорошая мысль good
              1. +4
                4 ноября 2025 19:58
                Да разумеется, всё старо, как мир в этом деле... hi
                Вот что мысль о доплате к пенсии животворящая делает! drinks
  11. 0
    4 ноября 2025 07:02
    Зачем писать статьи о подобных негодяях?
  12. +2
    4 ноября 2025 07:14
    Цитата: Равик
    Зачем писать статьи о подобных негодяях?

    Что бы знать о них...и предвидеть появление новых негодяев...на истории описаной в этой статье. smile
    А они несомненно появятся. what
    1. +10
      4 ноября 2025 09:10
      А Вы предлагаете печатать о негодяях только хвалебные статьи? Таковыми нас завалили в 90-ые и сейчас в избытке. Путь к яме, в которую свалилась Украина. Вначале - замалчивание преступлений (в случае с Украиной - бандеровцев и эсэсовцев "Галичины", в Литве - "зелёных братьев"), потом - оправдание, а затем, в финале - героизация. В нашем случае - героизация кровавого адмирала Колчака с созданием лживого пафосного фильма и установкой памятника в Иркутске.
      1. -9
        4 ноября 2025 12:20
        Цитата: ВлР
        - героизация кровавого адмирала Колчака с созданием лживого пафосного фильма и установкой памятника в Иркутске.

        вы со своими "героями сначала разберитесь, признанными кровавыми преступниками Советским судом:из Советской Энциклопедии:

        «Судебные процессы показали, что эти потонки человеческого рода вместе с врагами народа — Троцким, Зиновьевым и Каменевым — состояли в заговоре против Ленина, против партии, против Советского государства уже с первых дней Октябрьской социалистической революции. Провокаторские попытки срыва брестского мира в начале 1918 года; заговор против Ленина и сговор с „левыми“ эсерами об аресте и убийстве Ленина, Сталина, Свердлова весной 1918 года; злодейский выстрел в Ленина и ранение его летом 1918 года; мятеж „левых“ эсеров летом 1918 года; намеренное обострение разногласий в партии в 1921 году с целью расшатать и свергнуть изнутри руководство Ленина; попытки свергнуть руководство партии во время болезни и после смерти Ленина; выдача государственных тайн и снабжение шпионскими сведениями иностранных разведок; злодейское убийство Кирова; вредительство, диверсии, взрывы; злодейское убийство Менжинского, Куйбышева, Горького, — все эти и подобные им злодеяния, оказывается, проводились на протяжении двадцати лет при участии или руководстве Троцкого, Зиновьева, Каменева, Бухарина, Рыкова и их прихвостней — по заданиям иностранных буржуазных разведок» [«Краткий курс истории ВКП(б)», 1938, стр. 331].

        Многие руководители «П.-т. б.» являлись давнишними шпионами-агентами иностранных разведок. Это прежде всего относится к обер-бандиту Троцкому, который уже с 1918 нес шпионскую службу для германской разведки, а с 1926 продался английской разведке. Бухарин и Рыков являлись крупнейшими организаторами иностранного шпионажа в СССР и сами вели шпионскую работу в пользу герм. и польской разведок.


        Генеральный прокурор СССР Вышинский о них: «мразь, вонючая паталь, навоз, зловонная куча отбросов, поганые псы, проклятая гадина и пр и пр ».

        Рукводитель и создатель РККА Троцкий ...немецкий шпион с 1918 , агент абвера и гестапо.

        Шкуро не имел звания войск СС и не носил униформу СС, так как генерал Гельмут фон Паннвиц, командир корпуса, принял переподчинение в Ваффен-СС, чтобы предоставить своим подразделениям доступ к более тяжёлому вооружению и лучшему снабжению, а также сохранить дальнейший контроль над казачьими подразделениями во Франции. Однако командные структуры, униформа и звания остались за вермахтом. Казачий корпус сохранил общевойсковую униформу.

        Решения суда по Шкуро не оспариваю, как не оспаривают решения суда по банде Берии. .
        1. 0
          5 ноября 2025 20:26
          Все не унимаетесь,все коммунисты вокруг мерещатся и во всем виноватые?Враг он,упырь и предатель вот и все,еще бы кто то оспаривал,хотя не удивился,если бы попытались Вы его обелить
  13. +2
    4 ноября 2025 07:22
    Спасибо за статью! Меня всегда удивляло подобное дерьмо, которое не тонет, творит что угодно и безнаказано свинчивает! Таких деятелей знаю, приходилось контактировать, но дел иметь с ними брезговал. Такие шкуры, имеющие блат, наглость, хамство и в настоящее время прекрасно себя чувствуют! Я всегда вспоминаю про Шкуро, когда проезжаю мимо станицы Шкуринская!
  14. +6
    4 ноября 2025 07:35
    Шкуро можно назвать порождением Гражданской войны. И такие личности рождались на волне этого противостояния с обеих сторон. Взять к примеру того же Лазо с его комиссаром Ниной Лебедевой. Отряд сформированный из уголовников читинской тюрьмы и охранным отрядом из китайцев. Террор и грабеж населения был даже покруче чем у Шкуро. А во Владивостоке населению пришлось обратиться за помощью к японцам.
    Просто принято у нас красных командиров считать героями, белых бандитами.
    И кстати... Кому интересно... Если обратиться к документам 1947 года по процессу деятельности Шкуро и Улагая, то в них почему-то ничего нет о терроре и грабежах в период Гражданской войны. Хотя я и согласен что сволочь та ещё была!
    И в части отвлечения. Если говорить об основопожниках спецназа... Тут как раз нужно вспоминать не русско-японскую войну, кавказскую и нашего великого русского поэта Михаила Лермонтова. Как-то давно я подготовил материал об этом для ВО, но администратор задробил его, как не соответствующего тематике. Ну это так...
    1. +6
      4 ноября 2025 14:56
      Если говорить об основопожниках спецназа... Тут как раз нужно вспоминать не русско-японскую войну, а кавказскую и нашего великого русского поэта Михаила Лермонтова.

      Тут уважаемый Алексаедр довольно темная история С двумя абсолютно противоречявщими друг другу неоспоримыми фактами . Первый - Лермонтов на Кавказе служил в пехотном Тенгинском полку. Второй - Лермонтов был представлен к награждению "Станиславом " и золотой саблей «За храбрость», которое подписал начальник кавалерийского пластунского "Чеченского" отряда полковник Владимир Голицын. Наградного оружия и ордена поэт так и не получит. Его фамилию лично вычеёркнул Николай I из наградного листа.
      1. +4
        4 ноября 2025 15:57
        Государь может и позволил себе вычеркнуть Лермонтова из наградного листа. Надо сказать Лермонтов был в жизни далеко не подарок, как человек. Но есть переписка современников, где они указывают что Лермонтов был во главе летучего отряда и не однократно "ходил за речку" со своим отрядом. И еще были на памяти будоражущие молодых людей подвиги Дениса Давыдова, Фигнера и других партизан. Мы многого не знаем как там было опираясь только его творческую биографию. Но думаю, что спецназа не зазорно иметь и такого человека в прародителя.
      2. +7
        4 ноября 2025 15:59
        Насчет участия Лермонтова в т.н. "охотьничьих" пластунских отрядах ответ еще ждет своего исследователя, а вот "король роепортеров" дядя Гиляй (Вл. Гиляровский)в русско-турецкую служил вольнопером в охотничьей команде Александропольского полка. Был награждён Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия IV степени, светлобронзовой медалью «За русско-турецкую войну 1877—1878»и медалью «В память 300-летия дома Романовых». В своих воспоминаниях он оставил интересные подробности о службе, нравах, вооружении. снаряжении, быте, питании и окладах пластунов.
        вольнопер В. Гиляровский на фото 1877 года.
  15. -4
    4 ноября 2025 08:22
    Печатать в "день народного единства" статью про садиста, предателя и фашиста, повешенного по приговору советского трибунала, по меньшей мере нетактично.
    1. +9
      4 ноября 2025 09:05
      И с кем бы Вы нам предлагаете сегодня "единиться"? С грабящими народ олигархами и обслуживающими их интересы продажными чиновниками? С их презирающих нас детками, которые считают себя "светскими львами и львицами"? С поливающими нашу страну грязью из-за рубежа "рукопожатными" российскими гражданами и "народными артистами Российской Федерации"? Интересный праздник нам придумали, чтобы избавиться от "красного дня" 7 ноября.
      1. -1
        4 ноября 2025 09:10
        И с кем бы Вы нам предлагаете сегодня "единиться"

        Уважаемый! Я никому ничего не предлагаю. Но сегодня официальный Государственный праздник РФ, нравится он кому-то или нет.
        p.s. А вставать утром все-таки лучше с правой ноги.
        1. +6
          4 ноября 2025 09:58
          Примите мои поздравления по поводу государственого праздника! Кстати, я прочитал как творился данный праздник..., почему то пришла аналогия с укрмайданом! Фактически получается дележка подобного олигархата. Мое мнение, данный праздник навязан дабы стереть наш праздник, день Великой Октябрьской революции! Которая имела Мировое значение, чтобы там не говорили, было создано мировое государство! Все познается по итогам, а не по шумности в разборках!
  16. +4
    4 ноября 2025 08:31
    ,,,что сказать recourse во времена РИ и первой мировой ,до революции,Шкуро не сильно отличался от основной массы военных и противозаконных дел не творил.
    1. +8
      4 ноября 2025 08:42
      "Час презрения" выявляет самые значимые черты человеческих характеров.
      " Мгновенья раздают: кому позор, кому бесславье, а кому - бессмертие!"(с)
      Привет, Сергей!
      1. +6
        4 ноября 2025 08:51
        Антон hi добрый день!
        И в суровую пору, в годину невзгод, проявляется доблесть и подлость цветет.
  17. +4
    4 ноября 2025 09:09
    Спасибо за публикацию об очередном представителе "беглого движения времён Гражданской войны"!
    Личное восприятие...
    Про Врангеля и Деникина было больше истории. Про Шкуро больше эмоций.
    Про Ельцина... "Политический авантюрист" провел/просидел в кресле Главы государства не один год. Даже выборы/перевыборы проходили. И все мы на выборы пошли и родственников, соседей, знакомых убедили идти, и выбрали "против всех", которая тогда была?
    Может не в Ельцине дело, а в том, как мы теперь своё прошлое оцениваем?
  18. +2
    4 ноября 2025 09:54
    Интересная статья. Отзыв положителен.
  19. +5
    4 ноября 2025 11:39
    По версии самого Андрея Григорьевича, Николай II при утверждении списка представленных к награждению почетным Георгиевским оружием
    Об этом награждении Шкуро позже писал:
    За это дело я и получил заветную «клюкву» – Святую Анну 4-й степени на шашку с красным темляком.

    Скажите, Валерий, Вы правда не понимаете разницу между этими наградами?
    Аннинское оружие (орден Святой Анны IV класса на эфес шашки) он получил 4 января 1915
    Георгиевское оружие т.е. - Золотую саблю с надписью "За храбрость" 5 мая того же года.
    Вот мнение царского генерала и атамана Всевеликого войска Донского Петра Краснова

    Белогвардейские военачальники начали собачиться еще при царе, затем продолжили это увлекательное занятие во время Гражданской войны и не прекратили в эмиграции.
  20. +9
    4 ноября 2025 11:47
    Цитата: Songwolf
    Взять к примеру того же Лазо

    В конце 1970-х годов взяли интервью у старика, видевшего этого красного командира:
    «Пацаном я тогда был. И приехал в наше село Лазо. Ну, мы все, пацанята, прибежали, на плетне расселись, ждем. Партизан собрали и позвали Лазо. Он вышел на крыльцо. Высокий, в шинели, папаха – во! Шашка – во! И речь толкнул: «Партизаны, … вашу мать, хорош мужиков грабить!»
  21. -11
    4 ноября 2025 14:25
    Печально знаменитая балерина Матильда Кшесинская, гордо называвшая себя «любовницей Дома Романовых»
    Всемирно знаменитая блестящая балерина Кшесинская , естественно, никогда такого не говорила.

    В итоге оказалась самоотверженной мамой, верной супругой, создателем уютного семйного очага, ввеликой труженницей пролавлявшей русский балет во всем мире.

    А за печальнвыими известностями-это к похот. калининым, от которого с брезгливостью отвернулась супруга, к первому человеку с орденом ленина растлителю енукидзе и прочим лаврентиям..Бр-р-р-р!

    Бедные девочки, попавшие к этим-у них же не было выбора, но были семьи под угрозой уничтожения......
  22. -4
    4 ноября 2025 18:01
    кровавого адмирала Колчака
    = кровавый террор от большевиков - так что нынешние нацисты окраины берут от большевиков все самое результативное для удержания власти.
  23. +1
    4 ноября 2025 20:09
    Родившийся в 1886 году в Екатеринодаре (современный Краснодар) сын казачьего полковника Андрей Шкура с детства отличался дерзостью и малоуправляемым поведением.

    Просьба к автору назвать источник этой даты, потому что Вика даёт 7(19) января 1887года., но более специализированные сайты (famhist.ru ; http://1914ww.ru) дают дату 7 февраля1887года.
  24. +2
    6 ноября 2025 17:46
    "Благодаря заступничеству отца, из кадетского корпуса Андрея Шкуру после погрома из-за котлет не отчислили. А затем он поступил в Николаевское кавалерийское училище."

    Всякое, конечно, бывало и бывает на грешной земле. Но мне очень сильно не верится, что зачинщика (!) таких (!) безобразий могли оставить в корпусе, да ещё принять после в НКУ. Даже если его отец -- военный министр, а не простой полковник. Один только "разгром квартиры директора корпуса" -- это же немыслимое деяние! Сдаётся мне, что Шкуро или не был "зачинщиком" и даже активным участником, или/и масштабы его школьных безобразий очень сильно преувеличены. Такой авантюрист вполне мог приврать :-)