Авиабомбы с модулями УМПК-ПД и УМПБ-5Р

6 999 42
Авиабомбы с модулями УМПК-ПД и УМПБ-5Р
Первый вариант УМПК, принятый на вооружение в 2023 г. Фото Telegram / BMPD


Несколько лет назад на вооружение российской фронтовой авиации поступили универсальные модули планирования и коррекции (УМПК), предназначенные для применения с неуправляемыми бомбами. В дальнейшем была создана целая линейка таких изделий, совместимых с боеприпасами разных калибров. Кроме того, недавно были созданы модули с повышенной дальностью полёта, которые превращают имеющуюся бомбу в прямой аналог крылатой ракеты.



Семейство модулей


Первые случаи применения фугасных авиабомб с модулями УМПК стали известны в начале 2023 г. В дальнейшем подобное вооружение нашло широкое применение и до сих пор остаётся одним из основных инструментов фронтовой авиации. Изначально модули выпускались только под бомбы ФАБ-500, но затем появились и другие модификации. Вершиной развития этого проекта стал УМПК под бомбу ФАБ-3000.

В начале 2024 г. в открытой печати впервые начал упоминаться индекс УМПК-ПД (повышенная дальность). По разным данным, такой модуль находился на стадии разработки либо уже дошёл до испытаний. Предлагались различные версии технического характера, описывающие нововведения этого проекта. Также строились прогнозы на тему достижимых характеристик дальности.

В сентябре на профильных ресурсах появилась новость о принятии на вооружение модуля повышенной дальности для бомбы ФАБ-500 М62. Сообщалось, что такое изделие отличается увеличенным крылом, которое позволило в разы повысить дальность полёта. При этом точные числа не приводились.


Бомбардировщик Су-34, вооружённый бомбами ФАБ-500 с модулями УМПК-ПД, март 2025 г. Фото Telegram / BMPD

В первых числах марта 2025 г. в открытый доступ попала любопытная фотография бомбардировщика Су-34. Самолёт нёс четыре бомбы ФАБ-500 с модулями УМПК. При этом утверждалось, что бомбы оснащены новым изделием УМПК-ПД. К сожалению, низкое качество снимка не позволяло определить достоверность этой информации, а также рассмотреть модули во всех подробностях.

По всей видимости, не позднее зимы-весны этого года бомбы ФАБ-500 / УМПК-ПД попали в строевые части и начали применяться в зоне проведения Спецоперации. В следующие месяцы неоднократно публиковалась информация об использовании такого орудия. Также появлялись кадры объективного контроля, демонстрирующие попадание бомб в объекты противника.

Судя по публикациям на отечественных и зарубежных ресурсах, в последние недели интенсивность применения УМПК-ПД выросла. Кроме того, теперь используется весь потенциал таких изделий. Неоднократно сообщалось об ударах на глубину не менее 100-120 км. Ранее цели на таких дальностях приходилось атаковать ракетами.

По следам подобных ударов была опубликована первая качественная фотография изделия ФАБ-500Т с УМПК-ПД. Теперь появилась возможность рассмотреть подобные изделия и оценить их. Кроме того, были раскрыты новые любопытные подробности дальнейшего развития линейки модулей.

Реактивная версия


После получения болезненных ударов на значительной глубине, украинская сторона пытается «победить» российские управляемые бомбы в информационном пространстве. Недавно она опубликовала фотографии упавших изделий этого типа, по тем или иным причинам не долетевших до целей. Кроме того, была раскрыта новая любопытная информация.


Пара бомб с УМПК-ПД под крылом носителя. Фото Telegram / Aviahub

Противник утверждает, что, как минимум, с весны-лета 2025 г. по его объектам применяются бомбы с новой версией модуля, несущей маркировку УМПБ-5Р. Этот вариант изделия отличается более совершенной электроникой и впервые в своём семействе оснащается собственным двигателем.

Утверждается, что УМПК новой модели комплектуются малогабаритным короткоресурсным турбореактивным двигателем Swiwin SW800Pro-Y китайского производства. Это изделие имеет общую длину всего 455 мм при диаметре 207 мм и весит 9,5 кг. Двигатель потребляет менее 1850 г керосина в минуту и создаёт тягу до 80 кг.

Собственный двигатель превращает планирующую бомбу в крылатую ракету. По разным данным, УМПБ-5Р может доставить 500-кг бомбу на расстояние порядка 150-200 км. По всей видимости, реальная дальность зависит от скорости и высоты сброса, а также других факторов.

Модули последних серий, в т.ч. новые УМПБ-5Р, отличаются улучшенной электроникой. Так, они получают устройство спутниковой навигации с 12 приёмными антеннами вместо 8, использовавшихся ранее. Это дополнительно повышает устойчивость к воздействию помех и позволяет сохранить высокую точность.

Пока известно только об одной версии реактивного УМПК, предназначенной для оснащения бомб ФАБ-500. Возможно, уже идёт разработка аналогичных модулей для боеприпасов иных калибров. В первую очередь, представляют интерес более тяжёлые бомбы, отличающиеся повышенными боевыми качествами. Возможность доставки «боевой части» калибра 3000 кг на дальность в 150-200 км дала бы нашей фронтовой авиации совершенно новые возможности.


Боеприпас, не добравшийся до цели. Фото The Warzone

В новом облике


В целом доступная информация позволяет понять, как выглядят и как устроены универсальные модули планирования и коррекции последних моделей. Также известны их основные характеристики, определяющие эффективность применения и пользу для ВКС.

УМПК-ПД и УМПБ-5Р состоят из двух основных блоков с разными агрегатами и функциями. Первый похож на модули первой модели и представляет собой устройство с раскладным крылом. Второй — хвостовик новой разработки, способный вмещать те или иные приборы и агрегаты. При помощи хомутов и других креплений два блока монтируются на имеющейся 500-кг бомбе.

Блок крыла имеет обтекаемый корпус небольшого размера. В нём установлен шарнир для двух плоскостей и механизм их раскрытия после сброса. Сообщалось, что крыло для УМПК-ПД отличается от крыла первых модулей увеличенным размахом, но точное значение этого параметра неизвестно. Обтекаемый корпус и увеличенное крыло улучшают аэродинамические характеристики боеприпаса и вносят свой вклад в рост дальности полёта.

Второй блок выполнен в трубчатом корпусе и заменяет штатный хвостовик ФАБ-500. В его хвостовой части находятся цельноповоротные рули и их приводы. Также внутри такого корпуса должны размещаться электронные компоненты, отвечающие за навигацию и управление. В случае с изделием УМПБ-5Р корпус должен вмещать ТРД и топливный бак.

Несмотря на все нововведения, с точки зрения применения новые УМПК принципиально не отличаются от изделий первых модификаций. Модуль со сложенными плоскостями закрепляется на бомбе, и они подвешиваются на самолёт-носитель. До взлёта или в воздухе производится ввод данных о цели в электронику УМПК. Затем носитель строит боевой заход и сбрасывает боеприпас. Бомба раскрывает крыло и, при его наличии, включает двигатель.


Малогабаритный двигатель разбившегося боеприпаса. Фото The Warzone

Блок управления УМПК отслеживает собственные координаты, рассчитывает траекторию движения и вырабатывает команды для рулевых машинок. Вне зависимости от дальности сброса, круговое вероятное отклонение таких бомб не превышает нескольких метров.

На вооружении ВКС имеется несколько типов УМПК под разные бомбы и с отличающимися лётно-техническими характеристиками. Это позволяет выбирать боеприпасы, лучше всего соответствующие условиям и задачам конкретного бомбового удара. В итоге растёт гибкость и эффективность боевого применения.

Новые средства


Универсальные модули планирования и коррекции стали одним из самых полезных приобретений российской боевой авиации за несколько последних лет. Такие изделия позволили в разы повысить точность и дальность существующих свободнопадающих бомб и превратить их в современное и эффективное оружие.

УМПК первых версий получили широкое распространение и активно применяются в ходе Спецоперации. Параллельно создавались новые версии таких изделий с теми или иными особенностями. Последние результаты таких процессов позволили значительно увеличить дальность ударов. Можно ожидать, что совершенствование УМПК не остановится, и в ближайшем будущем появятся новые интересные образцы.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    30 октября 2025 03:34
    турбореактивным двигателем Swiwin SW800Pro-Y китайского производства

    Специально зашёл на AliExpress. А там распродажа. Двигатель продаётся всего за 2 млн 150 тысяч рублей. Со скидкой! Халява!!

    https://aliexpress.ru/item/1005009310061531.html?ysclid=mhcou5gfx9221474319&sku_id=12000048701846981

    Мне кажется просто реактивный двигатель был бы дешевле.
    1. +2
      30 октября 2025 09:26
      Цитата: Stas157
      турбореактивным двигателем Swiwin SW800Pro-Y китайского производства

      Этот движок выпускается в нескольких "вариациях" ! И да...на Али-Экспресс он свободно продаётся ! Кстати, С8000 "Бандероль" также оснащается этим двигателем ! Этот движок хорошо подходит и для "межвидового" боеприпаса Д-30
      1. +1
        30 октября 2025 09:32
        Цитата: Nikolaevich I
        Этот движок хорошо подходит и для "межвидового" боеприпаса Д-30

        И движок хороший и цена волшебная. В смысле дешёвая для турбореактивного двигателя. И к боеприпасам как нельзя кстати подходит. Только всёравно дорого 2 миллиона рублей. Боеприпас получается сразу дороже на 2 млн руб.
        1. 0
          30 октября 2025 09:53
          Цитата: Stas157
          Боеприпас получается сразу дороже на 2 млн руб.

          Да...ужжжж ! Я цену движка узнавал в долларах... цифры выглядели "скромнее" ! recourse Как-то было сообщение, что в РФ разрабатывается линейка движков для БПЛА, в т.ч. и подобных SW800Pro... Но,увы, не было сообщений о начавшемся производстве оных !
        2. 0
          30 октября 2025 15:07
          Боеприпас получается сразу дороже на 2 млн руб.

          А один Су-34 стоит больше миллиарда рублей.
          1. 0
            30 октября 2025 17:11
            Цитата: bulatmuhamadeev
            А один Су-34 стоит больше миллиарда рублей.

            Серьезно? А один авианосец стоит больше полтриллиона рублей! Ну причём здесь цена снаряда?
            1. 0
              30 октября 2025 17:12
              При том что из-за экономии двух миллионов на снаряде есть риск потерять самолет за миллиард рублей.
              1. 0
                30 октября 2025 17:16
                Цитата: bulatmuhamadeev
                При том что из-за экономии двух миллионов

                А вы считаете экономить вообще не надо? Мне кажется, если к снаряду приделать не турбореактивный двигатель, а реактивный, то цена была бы дешевле. И снаряд бы при этом дальше полетел бы, нежели без двигателя вообще.
                1. 0
                  30 октября 2025 17:21
                  Что вы имеете в виду под просто реактивным? ПуВРД? Так он в хвостовик бомбы не поместится.
                  1. 0
                    30 октября 2025 17:35
                    Цитата: bulatmuhamadeev
                    ПуВРД?

                    ПВРД. Прямоточный.
                    1. 0
                      30 октября 2025 17:47
                      Та же проблема - как вы прелагаете сделать воздузаборник для ПРВД в корпусе хвостовика бомбы?
                      1. +2
                        Вчера, 00:08
                        А простейший твердотопливный никак ?! Без всяких турбин и воздухозаборников.
                      2. 0
                        Вчера, 10:00
                        Цитата: Izotovp
                        А простейший твердотопливный никак ?! Без всяких турбин и воздухозаборников.

                        Проще тогда будет вообще не заморачиваться с КАБ, а сделать БР малой дальности. smile
                      3. 0
                        Вчера, 15:38
                        А они на Алиэкспрессе уже не продаются.
        3. 0
          Вчера, 09:57
          Цитата: Stas157
          И движок хороший и цена волшебная. В смысле дешёвая для турбореактивного двигателя. И к боеприпасам как нельзя кстати подходит. Только всёравно дорого 2 миллиона рублей. Боеприпас получается сразу дороже на 2 млн руб.

          Можете сравнить с забугорным аналогом - PJDAM. На этой КАБ стоит ТРД TDI-J85 массой 12,7 кг. Точная цена его неизвестна, но обещают, что он будет стоить меньше "томагавковского" F107, оценивавшегося в 2014 г. в 190 килобаксов.
          И да, специализированная КР с примерно теми же параметрами стоит от 1 мегабакса.

          Так что 2 миллиона рублей за движок - это ещё по-божески. smile
  2. +4
    30 октября 2025 03:41
    Жаль мы в обозримом будущем не сможем узнать, были ли в начале СВО вылеты с использованием СВП-24 Гефест и сколько в итоге машин было потеряно. Очень хочется узнать сколько бы наши ВКС сэкономили сил и средств если бы все те деньги, что потратили на этот "не имеющий аналогов" прицельный комплекс, были бы потрачены на запуск УМПК в серию хотя бы за три года до операции.
    1. 0
      30 октября 2025 03:52
      Цитата: bulatmuhamadeev
      были ли в начале СВО вылеты с использованием СВП-24

      Наверное были. Потому как другого-то не было (кроме дорогих ракет). Помню какие статьи, какие дифирамбы писали и пели про СВП-24 Гефест. Дескать, нам лучшего-то и не надо!
      1. +1
        30 октября 2025 10:01
        Цитата: Stas157
        дифирамбы писали и пели про СВП-24 Гефест. Дескать, нам лучшего-то и не надо!

        Но ,может быть, "Гефест" будет ещё актуален для оснащения тяжёлых БПЛА-бомберов !? Может удастся отбить какую-то часть "утопленных" грошей !?
        1. 0
          30 октября 2025 19:07
          "Гефест" будет ещё актуален для оснащения тяжёлых БПЛА-бомберов

          И получим тяжелые БПЛА-камикадзе. Спасибо, у нас уже есть Шахеды.
      2. +1
        30 октября 2025 17:37
        Цитата: Stas157
        Помню какие статьи, какие дифирамбы писали и пели про СВП-24 Гефест. Дескать, нам лучшего-то и не надо!

        А куда посылали репортёров для интервью и кто их информировал в подобных ключах ?
        Не на фронтах и не у лётчиков брали подобные интервью, а в больших кабинетах штабов у людей с широкими лампасами !
    2. +5
      30 октября 2025 06:26
      Очень хочется узнать сколько бы наши ВКС сэкономили сил и средств если бы все те деньги, что потратили на этот "не имеющий аналогов" прицельный комплекс, были бы потрачены на запуск УМПК в серию хотя бы за три года до операции.
      Вам эта мысль только сейчас в голову пришла или Вы уже до СВО всё знали? Задним умом мы все сильны, а уж ближнего мордой о стол, ну просто святое дело.
      1. +9
        30 октября 2025 09:48
        Цитата: ИВЗ
        Вам эта мысль только сейчас в голову пришла или Вы уже до СВО всё знали?

        Вы это серьёзно? belay
        JDAMы летают с 1999 года. И придуманы они были как раз для бюджетной переделки чугуниевых авиабомб с целью обеспечения возможности их безопасного применения против противника, у которого есть ПВО.
        Но нет, мы пошли другим путём. И, хихикая над американцами, мы потратили десяток лет и сбудовали дорогущий прицельный комплекс, применять который можно даже не против стран третьего мира, там это уже опасно, а только против бандформирований в странах третьего мира. А потом всё равно вернулись на проторённую дорогу JDAM-УМПК. Упустив время и заплатив за это кровью.

        Напоминает историю отечественных авианосцев. Там тоже четверть века пытались асимметрично ответить, заложили 6 авианесущих крейсеров - чтобы на седьмом корпусе вернуться к проекту нормального катапультного авианосца, который исходно предлагали строить вместо третьего ТАВКР. Миллиарды рублей и четверть века - коту под хвост.
        1. +1
          30 октября 2025 18:19
          JDAMы летают с 1999 года. И придуманы они были как раз для бюджетной переделки чугуниевых авиабомб с целью обеспечения возможности их безопасного применения против противника, у которого есть ПВО.
          Не знал. Считал, что позднее появились и раз не вызвали интереса, значит оказались недостаточно эффективны. Извиняюсь. Манагерство, к сожалению, рулит и в военке тоже.
        2. 0
          Вчера, 17:02
          Я даже ради интереса пробежался по постам о Гефесте на Топваре. Такой мед это сейчас читать. Все эти рассказы о том, как наши великие инженеры заставили чугунку падать с КВО до 5 метров, о том как тупые американцы тратят 20 тысяч на бомбу, о том как злые коррупционеры в ВКС не пускали такой чудесный комплекс. А уж комментарии один хлеще другого - мой самый любимый, про то как ВКС спасли от распила на комплектах для переоборудования бомб.
      2. +3
        30 октября 2025 14:56
        Какой простите к черту задний ум? Война в Грузии была задолго до СВО и уже тогда наши ВВС столкнулись с полноценной ПВО советского образца, дополненной западными системами управления. На наше счастье грузины быстро потеряли организацию и мы отделались всего 5 потерянными бортами.
    3. 0
      30 октября 2025 09:43
      Цитата: bulatmuhamadeev
      были ли в начале СВО вылеты с использованием СВП-24 Гефест

      Сам в "вопросе" ! С начала СВО интересуюсь : Что с "Гефестом" ? Применяется ли система в СВО ? Какие результаты ? Ничего не выяснил ! "Тишина" ! И это не смотря на тот факт,что до СВО было много сообщений об оснащении ВКС этими "гефестами" !
    4. -1
      30 октября 2025 22:02
      Ну, да, ведь предвидеть будущее - это так просто!
      1. +1
        30 октября 2025 22:07
        Особенно для тех, кто не может нормально посмотреть на настоящее.
        1. 0
          Вчера, 10:07
          Цитата: bulatmuhamadeev
          Особенно для тех, кто не может нормально посмотреть на настоящее.

          Не только в настоящее, но и в прошлое. Война в Югославии, где впервые применили JDAM, была в 1999 году.
          А за ней была Ливия, где JDAM-ами массово точечно выносили ЖБУ и полосы на авиабазах.
  3. +1
    30 октября 2025 06:32
    Авиабомбы с модулями УМПК-ПД и УМПБ-5Р

    С этими авиабомбами надо вылетать целыми авиаполками и за одну ночь сносить по несколько электростанций, мостов через Днепр или железнодорожных узлов. Вот как это должно работать.
    1. 0
      30 октября 2025 09:27
      Если удалось так значительно поднять дальность действия авиабомб, то нужны дополнительные самолеты носители. Если нельзя для этого приспособить Ил-76, то желательно предусмотреть такие возможности на перспективном Ил-276 или даже возродить проект Як-44 с двигателями НК-12 в качестве носителя ракет и авиабомб.
      1. 0
        30 октября 2025 14:08
        Як-130М в варианте штурмовика - их как раз доделали и они промышленностью освоены. Таскать ФАБы с УМПК они могут.

        Можно еще свой аналог Супер Тукано сделать, благо был такой проект до падения Союза - "Борец" - и есть уже УТС-800 с новым двигателем. Но это время. Хотя, справедливости ради, на турбовинтовик пилотов, по идее, легче и быстрее можно готовить. А те же ФАБы (до 500тки) с УМПК и Бандероли они тоже нести могут (в отличии от вертушек). Да и требования по здоровью не столь жесткие к ним.

        Была бы возможность быстро наклепать 1000-1500 таких носителей - большое подспорье было бы.
        1. 0
          30 октября 2025 14:10
          Как бы речь идет о значительных объемах и крупных авиабомбах. Где тут место для вашего Супер-Тукано?
          1. 0
            30 октября 2025 14:18
            ФАБ-500 с УМПК разве малая бомба?
            Як-130 при доработке ее явно способен нести.
            Про тукано/борца тоже приводил именно в разрезе 500тки.
            Да и потом, главное это количество носителей, а не типаж. Единственный реальный способ быстро нарастить количество носителей это Як-130.
            1. 0
              30 октября 2025 14:51
              Сдаётся, что у вашего Тукано не хватит места под фюзеляжем под 500 кг бомбу, а если на крылья пристроить, от они, эти самые крылья, у него подломятся сразу же, по окончании подвески, ещё до взлета.
    2. 0
      30 октября 2025 10:45
      С этими авиабомбами надо вылетать целыми авиаполками

      я не владею цифрами просветите - сколько полков мы имеем?
      чтобы оценить их возможное воздействие на существующей длине ЛБС...
      1. +1
        30 октября 2025 11:23
        6-7 авиаполков Су-34 есть.
  4. 0
    30 октября 2025 10:19
    Информативность данной статьи вызывает некоторые сомнения ! Ну, например, данные по движку...диаметр=207 мм ; вес=9,5 кг ! У меня данные-диаметр=203 мм ,вес=8,5 кг...Хотя...движок выпускается в нескольких "вариациях" ...может и верно всё ! Но подозрительность проснулась ! Ещё...автор утверждает,что в цилиндрическом "хвостовике" УМПБ-5Р ,кроме движка и топлива, размещаются приборы и рули управления ! То есть ,автор "копирует" характеристики "американки" ! Но это может быть не так ! Судя по снимкам , "базовый" модуль планирования и коррекции сохранён ! Тогда хвостовой блок с движком и топливом может быть "дополнением " к УМПК ! А ИНС и КОМЕТА "остаются" в "базовом" УМПК !
    1. +1
      30 октября 2025 12:25
      Вы, уж, договаривайте! Врут по-крупному, и таких бомб с пристроенным реактивным двигателем нет вовсе или по-мелкому, и лишь путаются с двигателями?
  5. 0
    30 октября 2025 10:41
    Вот здесь уже наступает момент, когда нужно задействовать ИИ, чтобы усовершенствовать, например так. Пусть бомба будет кассетная, а в ней СПБЭ, штук 10-15, но не простые. На самой бомбе должен быть ИИ, который, на подлете к цели, "окинет взглядом" зону поражения, определит цели, и наведет на них СПБЭ. Бомба раскроется, СПБЭ выйдут, и каждый пойдет к своей цели. Или же так, в зависимости от расположения целей на местности, алгоритм построения СПБЭ, после выхода из бомбы, будет - линия, колонна, круг, или "один за другим в одну точку". Так они и упадут. Также и настройка момента подрыва, над целью или на земле, тоже может определяться ИИ.
    Вот это направление в военной технике и нужно развивать.
    1. 0
      30 октября 2025 22:47
      Красиво написано, но невозможно. Ищите реальные варианты. Они есть.
  6. 0
    30 октября 2025 22:46
    Эти бомбы можно сделать существенно дешевле и эффективнее. Дальность от места пуска - 100-120 км.