Новые интеграционные загадки от украинских властей

5 апреля 2013 года украинский президент Виктор Янукович заявил о том, что Украина готова стать наблюдателем в Таможенном союзе ЕврАзЭс. Статус наблюдателя – своего рода, промежуточный вариант между отсутствием государства в организации и его полным там присутствием. Сам статус даёт возможность участия в заседаниях коллегии, позволяет открывать своё представительство, работать над документами, но не даёт права голосовать по тем или иным вопросам.

Буквально на днях премьер-министр украинского правительства Николай Азаров объявил, что страны-участницы Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) решили пойти Украине навстречу и утвердить её в качестве наблюдателя в ТС. Правда, никаких официальных подтверждений этой информации представители руководства структур самого Таможенного союза не дают. По крайней мере, сайт ТС по поводу предоставления Украине статуса наблюдателя молчит. Кроме того, в представители российского правительства заявили, что статус Украины касательно её пребывания в Таможенном союзе пока не определён.


Новые интеграционные загадки от украинских властей


Ещё больше запутал ситуацию Алексей Лихачёв, который является заместителем министра экономического развития России. Он заявил, что вообще не понимает, о чём идёт речь, так как в Таможенном союзе пока и вовсе отсутствует такое понятие как «страна-наблюдатель». Лихачёв отметил, что у Украины есть статус наблюдателя при ЕврАзЭс, а также со стороны Украины имеется запрос о предоставлении ей статуса наблюдателя при Евразийской экономической комиссии, но говорить о том, что Украина получила статус наблюдателя в Таможенном союзе, сегодня нельзя. Федеральный чиновник отметил, что все вопросы, связанные с этим явно запутанным процессом интеграции, возможно, будут решаться уже в мае текущего года.
Если верить официальному сайту самого Таможенного союза и представителю российского Минэкономразвития, то, выходит, что Азаров явно забегает вперёд и занимается подменой понятий. С какой целью? А цель, очевидно, заключается в том, чтобы несколько улучшить рейтинговые позиции как самого себя, так и действующего украинского президента. Дело в том, что одновременно с разговорами о «наблюдателельстве» Украины в Таможенном союзе в самой Украине определённые силы пытаются достучаться до Брюсселя. Связано это с готовящимся подписанием документом о так называемой ассоциации Украины и Европейского союза. Только начало этой самой ассоциации Украины и ЕС намечено на вторую половину текущего года (предположительно – на осень), а вот вопросы об интеграции Украины с Таможенным союзом ЕврАзЭс, если верить российским представителям ТС, планируется в определённой степени решить уже в мае.

Понимая, что Украина может всё же повернуться в сторону России, Казахстана и Белоруссии и, соответственно, отвернуться от Евросоюза, так называемые украинские оппозиционные силы решили начать бить во все колокола, чтобы привлечь внимание Брюсселя к «украинской проблеме». В частности, оппозиционный украинский политик Юрий Луценко (экс-министр внутренних дел) решил напрямую обратиться к руководству Евросоюза, чтобы то незамедлительно пошло на подписание ассоциативного договора с Украиной. Мол, если Брюссель промедлит с украинской ассоциацией, то Украину окончательно переманит на свою сторону ЕвразЭС, чего, по мнению экс-министра, допускать нельзя.

Примечательно, что Евросоюз уже не раз высказывался об отношениях с Украиной. В последний раз слова выглядели примерно следующим образом: если Украина выбирает интеграцию с ТС, то она, соответственно, отказывается от интеграции с ЕС. Тем самым, Брюссель дал понять, что попытка президента Виктора Януковича усидеть сразу на двух стульях, да при этом ещё и умудряться вылавливать рыбку в мутной воде двойной игры вряд ли получится. Получается, что представители ЕС дают понять Януковичу, что его выбор должен быть единственным: либо курс на евроинтеграцию, либо интеграция на постсоветском пространстве (с Россией, например).

Однако в том, похоже, и заключается особенность главы украинского государства, что он не хочет делать однозначный выбор. Об этом, в частности, говорит тот факт, что в 2012 году господин Янукович сразу же после слов о курсе на евроинтеграцию неожиданно заявлял, что он в то же время следит и развитием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. При этом президент Украины добавлял, что Украина готова начать сотрудничество с ТС в рамках формулы «3+1» на неком «секторальном уровне». Что собой представлял бы этот «секторальный уровень»? - тогда не могли объяснить даже крупные специалисты в области государственной интеграции. В переводе с языка Виктора Фёдоровича на общедоступный язык такой вариант «сближения», видимо, означает, что Украина вставляет передний край ботинка в российско-белорусско-казахстанскую общую дверь, чтобы эта дверь в один далеко не прекрасный момент перед Киевом не захлопнулась. При этом другими частями Украина могла бы напирать ещё и на европейские двери. Вот в такой странной позиции украинское государство, ведомое Виктором Януковичем, по всей вероятности, и собиралось пребывать, давая возможность протискиваться то в одни, то в другие двери.

Но в 2012 году ни вариант «3+1», ни «секторальный уровень» Украины Таможенный союзе не устроил. Виктору Януковичу было предложено расставить все точки над «i» и определиться с окончательным направлением интеграционного курса Украины. По всей видимости, после долгих и трудных раздумий Виктор Янукович решил сделать очередной ход конём: было заявлено не о желании вступить в Таможенный союз, а о желании стать его наблюдателем. Если учесть, что такого статуса в уставе ТС не прописано, то предложение Януковича снова отдаёт некой попыткой оставить для себя запасной вариант.
Однако этот запасной вариант выглядит достаточно сомнительным. Если Украина действительно получит статус наблюдателя ТС, о чём, надо напомнить, уже объявил Николай Азаров, и если после этого Украина подпишет ещё и договор об ассоциации с ЕС, то два этих действия крайне сложно назвать очевидными интеграционными процессами сразу в двух направлениях. Дело в том, что договор об ассоциации с Евросоюзом подписан такими странами и территориями как, например, Чили, Мексика или даже Палестинская автономия. Ну, никто же при этом не думает, что ассоциация Палестинской автономии и ЕС может привести к реальному экономическому (не говоря уже о политическом) объединению этих территориальных образования. В то же время иметь статус наблюдателя при той или иной организации можно, по сути, сколь угодно долго, но это вовсе не прибавляет конструктивности в экономическом или геополитическом обоюдовыгодном сотрудничестве. За примерами здесь далеко ходить не нужно: Содружество Независимых Государств. Явно не все жители самого СНГ знают о том, что наблюдателем при некоторых структурах СНГ является, например, Монголия. А Афганистан является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее стран СНГ. И что? Кто-то считает, что Монголия или Афганистан с нами каким-то образом интегрированы? Вряд ли…

Получается, что и посыл на «наблюдательную» роль украинских властей при Таможенном союзе и на ассоциацию с ЕС не носит под собой явного и однозначного выбора. А потому можно сколько угодно использовать красивые слова в стиле «секторальный уровень», «ассоциативная интеграция» и прочее-прочее, но толк от их использования пока равен нулю. Как ни крути, а Виктору Фёдоровичу и его партии придётся решать, какое же направление движения для Украины выбрать. И чем скорее это однозначное решение будет озвучено, тем лучше будет для самой Украины.
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

177 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти