Песков: запуск «Буревестника» не был ядерным испытанием

8 362 59
Песков: запуск «Буревестника» не был ядерным испытанием

В Москве отреагировали на разговоры о «российских ядерных испытаниях». В Кремле уверенно заявляют: к ядерным взрывам Россия не возвращалась, а тестирование ракеты «Буревестник» под это определение не подходит.

Дмитрий Песков напоминает, что действует международный мораторий, и Москва его неукоснительно соблюдает. Минувшие испытания – это про технику и надежность, а не про ядерные взрывы в атмосфере или под землей.



Логика простая: все крупные страны доводят свое вооружение до ума, Россия делает то же самое. Если кто-то решит выйти из режима моратория, тогда уже нужно будет смотреть по ситуации.

Что известно про сам полет: 21 октября военные испытали «Буревестник» с ядерной энергоустановкой. По сводкам, ракета преодолела около 14 тысяч километров, пробыв примерно 15 часов в воздухе. Говорят, запас по возможностям еще есть. Идея комплекса в том, что это носитель с практически неограниченной дальностью и быстрым запуском.

Почему вокруг столько шума? Потому что любые новости про «атомное» в формулировках цепляют нервы и легко превращаются в заголовки. Но в данном случае речь про испытание системы с ядерной ЭУ, а не про ядерный реактор. Уже несколько стран мира создали так называемую ядерную батарейку, но никто же ещё не додумался до отнесения её к ядерному оружию.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    30 октября 2025 13:46
    Есть версия что это занесли дамоклов меч над британией, за её грязные манипуляции с марионетками, всем известно что зеленский жалкая игрушка в руках Ми-6, ведь даже охрана его из бритов
    1. 0
      30 октября 2025 14:03
      любые новости про «атомное» в формулировках цепляют нервы
      Это трудности перевода или трудности понимания прочитанного у западников? fool
      1. -1
        30 октября 2025 14:38
        А я вот не понял автора,говорящего про ЯУ как батарейку,а не реактор.Хорошо,пусть будет батарейка,но где взять топлива на 14 тыс верст полета?Для,дозвуковой крылатой ракеты?
        1. +1
          30 октября 2025 14:49
          Да, по сути это "батарейка" и есть...

          Есть контролируемая реакция (только ядерного деления, а не распределения ионов на электроды), есть реактор и ТВЭЛ-ы со стержнями, как в аккумуляторе или батарейке электролит (жидкий или "сухой", как среда течения реакции, есть "емкость" элемента, определяемая в случае ЯУ, объемом загруженного ядерного топлива... Как раз и обеспечивающего КР, "те самые" 14 тыс. вёрст...

          Вроде, - всё путём...
          1. +2
            30 октября 2025 14:58
            Цитата: ABC-schütze
            электролит (жидкий или "сухой", как среда течения реакции

            Электролит - не среда течения реакции. Это - среда для транспорта заряда в виде ионного тока. Если реакция пойдет в электролите, то батарейке кирдык.
            1. -1
              30 октября 2025 15:10
              Дык, ионный ток и есть направленно протекающие "заряды", способные "течь" (распределяться" по электродам с "одного на другой" и, далее, - "в цепь") только в среде именуемой "электролитом". Это банальная химическая реакция, всегда идущая с контролируемым и ограниченным "выделением" тепла. А вот, при бесконтрольном, тогда да, "перегрев" аккумулятора "кипение" электролита и "кирдык", возможно "всему". Включая ухо владельца "мобильника"...
              1. -3
                30 октября 2025 15:17
                Не вижу, в контексте понятия "среды" и её толкования мною, ничего, что могло бы "удивить" мою училку по физике...

                "Среда" для горения нити лампы накаливания, - вакуум, для горения люминесцентной лампы, - инертный газ, аргон и пр., раствор электролита, - для аккумулятора, контролируемо облучаемое ядерное топливо, - для ЯУ (реактора) и т.д....
              2. +2
                30 октября 2025 15:23
                Цитата: ABC-schütze
                Это банальная химическая реакция, всегда идущая с контролируемым и ограниченным "выделением" тепла.
                Протекание тока через электролит - это не химическая реакция. Реакции проходят только на электродах (за исключением редких случаев, известных специалистам - как, например, в литий-тионилхлоридных "первичках", где активный материал положительного электрода одновременно является электролитом
                1. -2
                  30 октября 2025 15:46
                  На электродах происходит выделение - образование носителей (ионов). Оно без среды, именуемой "электролит", в аккумуляторе конкретной конструкции возможно?.. Ну вот у Вас есть ДПЛ (или НАПЛ), там аккумуляторные батареи. Только "без электролита". Далеко на них ДПЛ "уйдёт"?.. Ну кроме как направления "на грунт", разумеется...
                2. +2
                  30 октября 2025 15:51
                  Не вижу повода для продолжения спора. Я электрохимик и по образованию, и по профессии, и занимаюсь разработкой источников тока дольше, чем некоторые живут. Поверьте, ваши аргументы более чем дилетантские.
                  1. 0
                    31 октября 2025 13:35
                    Причина продолжения спора есть. И она более чем основательна. Тем более, для Вас, как разработчика источников тока...

                    За сим, я завершу, к примеру, наш спор цитатой из одной моих "настольных" (что подчеркиваю...) книг...

                    "Электролитическое осаждение применяется для получения ряда тонких плёнок, в частности, меди. В этом процессе, катод (присоединённый к отрицательному выводу батареи) и анод (присоединённый к положительному выводу батареи) погружены в раствор электролита. Анод делается из материала, который наносися на подложку, а катод является самой подложкой, на которую наносится плёнка.

                    Электрлит (далее внимание!!!...) это раствор щелочи или кислоты (т.е. СРЕДА) в котором молекулы диссоциированы на ионы, что обеспечиает ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ раствора. Атомы металла переходят в раствор возле анода и диссоциируют на положительные ионы и электроны. Ионы металла притягиваются к катоду, а электроны возвращаются на анод и движутся по цепи через батарею в катоду. На катоде ионы металла рекомбинируют и с электронами и осаждаются"...

                    Ну это только "для примера" понятия "среда" протекания химического процесса...

                    Точно также, "средой" при наращивании диффузионных слоёв (эпитакса или иных...) на поверхности пластины является ГАЗОВЫЙ ПОТОК в диффузионной камере. И (внимание...) "даже ТЕМПЕРАТУРА в оной... Хотя само "осаждение" (или рост слоя) идёт на ПОВЕРХНОСТИ пластины, т.е. на ГРАНИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ "среды" и объекта, на котором реализуется РЕЗУЛЬТАТ химической реакции. Без среды (в пятый раз напоминаю, никак не возможной"...

                    Вот теперь, мы (я, во всяком случае...) спор заканчиваю. Спасибо Вам за участие...
            2. -2
              30 октября 2025 15:41
              На всякий случай, - Ваш "минус", не от меня...
          2. -1
            30 октября 2025 14:59
            А Песков прав - таки в основном... Если такие испытания "Буревестника" считать "ядерными испытаниями", как это озвучил лжец и фраер с биркой "трамп", то тогда и любой выход, любой платформы в море (скажем ПЛА) с ядерным реактором на борту, можно считать "испытанием ЯО"...

            Но это уже не важно. Трамп озвучил свою ложь громко, публично и официально... На весь мир... И все западные и прочие табаки её, - "Россия провела ядерные испытания", уже послушно подхватили и активно транслируют на обывателя... Без всяких уточнений...

            Понятно, что Штатам и фраеру ими "рулящему" на "Посейдон", "Буревестник", "Орешник" и российский гиперзвук адекватно ответить нечем. И он, банально, от безысходности и боязни потерять "лидерское" лицо, хватается за первую "подручную" соломинку. Благо, массовый штатовский да и "европейский" МАССОВЫЙ обыватель, уже сильно зашорен, туповат и запуган "российской" угрозой. И "поведется" ожнозначно...
            1. 0
              31 октября 2025 07:50
              Все очень просто,не надо трындеть было про испытания,пусть сидят в непонятке и думают,что там летает, не их ума дело..
          3. 0
            30 октября 2025 16:36
            Правильно.Реактор есть в наличии.А не "батарейка",испоьзующая естественный распад,как РИТЭГах
        2. +1
          30 октября 2025 16:35
          Хорошо,пусть будет батарейка,но где взять топлива на 14 тыс верст полета?Для,дозвуковой крылатой ракеты?
          Просто внимательно прочитайте статьи о Буревестнике на ВО. Там принцип работы двигателя подробно описан. Этой ракете не нужны топливные баки. Только реактор, и воздух.
          1. 0
            30 октября 2025 16:38
            Я имел отношение к ядерной энергетике и представляю,что и как.Подобное разрабатывалось более полувека назад.И ракеты,даже самолеты
            1. +1
              30 октября 2025 16:40
              Ну, самолеты и летали даже... Вернее, один, если не ошибаюсь.
              А если знаете, то к чему вопрос про принцип действия?
              1. 0
                30 октября 2025 16:42
                Влпрлс в том,что автор написал глупость,про батарейку.Про самолет.Дальше проекта не прошло.Во всяком случае у нас..Хотя,это не точно.
            2. 0
              30 октября 2025 19:53
              Цитата: dmi.pris1
              Я имел отношение к ядерной энергетике и представляю,что и как

              В "Буревестнике" скорее всего что-то весьма инновационное. Иначе бы скандинавы со всех трибун кричали бы о радиоактивном загрязнении Арктики
    2. 0
      30 октября 2025 19:46
      goodПо поводу вчерашних овученных Императором фактов:

      — «Буревестник» имеет безусловные преимущества, Россия может гордиться достижениями ученых и специалистов.
      Да, никто в мире и близко ничего подобного не делал, хотя проекты КР с ядерными двигателями еще с 50-х были. Как и проекты и даже опытные образцы ядерных самолетов.

      — Ядерная силовая установка «Буревестника» при сопоставимой мощности с ядерным реактором атомной подлодки в 1000 раз меньше по размеру.
      Ну, положим, мощности в 200МВт (ЯЭУ КТП-6-185СП на "Ясене-М", например) или 190 МВт (ОК-650В, например, на просто "Ясене" и на лодках предыдущего поколения) там нет и в помине. И 50 МВт даже - сомневаемся. Кроме того, не стоит путать реактивный двигатель и паросиловую ядерную энергоустановку. Вторая вырабатывает прежде всего электроэнергию, которую преобразует в обороты электромоторов винтов (сейчас везде на АПЛ полное электродвижение, ГТЗА устарели). А первый просто преобразует свою энергию в нагрев воздуха и реактивное движение. Разные вещи. Ну и нет ни биологической защиты, ни кампании в годы или десятки лет уже. А максимум кампания там измеряется в сотнях часов.

      — Ядерный реактор ракеты запускается в течение секунд.
      Да, так. Но схема реактора, это позволяющая, малоприменима, скажем, на подлодках или или АЭС.

      — Ядерные технологии, использованные в «Буревестнике», будут применяться в лунной программе России.
      Ходили слухи, что ЯЭУ на ТЭМах (ядерные корабли-буксиры мирного и военного назначения, о которых мы не раз писали) будет родственна то ли "Буревестниковской", то ли "Посейдоновской". Возможно, завершение испытаний этих систем и определяет новый этап работ по ТЭМам.

      — Электроника, используемая в «Буревестнике», уже применяется в космических программах.
      — Путин допустил, что появившиеся при работе над ракетой ядерные технологии могут использоваться, например, в сельском хозяйстве.
      Уже используются. Термоядерное солнышко отлично помогает успешному завершению любых сельхозработ... у противника.

      — Россия провела испытания подводного аппарата «Посейдон», оснащённого ядерной энергетической установкой.
      — Во время испытаний у аппарата запустили атомную энергетическую установку, на которой он прошёл определённое количество времени.
      Ну, таки мы не просто думаем, а УВЕРЕНЫ, что Император поскромничал. Изготовление первого штатного боекомплекта для крейсера-носителя "Белгород" состоялось в 2024 году. Никто бы не приступал даже, не заверши Изделие основных этапов испытаний, что невозможно с неработающим двигателем. Заметим, испытаний сначала с опытовой лодки (Б-90 "Саров"), а потом - со штатного носителя в составе комплекса. Так что состоялось, скорее всего, финальное испытание в рамках Госиспытаний.

      — Мощность «Посейдона» значительно превышает мощность МБР «Сармат».
      Речь, очевидно, о суммарной мощности СБЧ. Понятно, что 15А28 может нести и 10, и 20 (точно не знаем, сколько максимум неуправляемых ББ может нести, но вот для 15А18М РГЧ на 18 ББ проработана была, а тут забрасываемая масса побольше будет) ББ, и меньше - маневрирующих УББ, и несколько (3-4) ПКБ 15Ю71 "Авангард" (с СБЧ большой мощности, как минимум, в одном из вариантов, а есть осчусчение, что там есть и иной вариант, изложенный здесь), и большее количество иных, более компактных ПКБ. Может, есть и вариант моноблока, как на 15А18М, на 20Мт. Если предположить, что ББ обычные - мегатонного класса, то суммарно мегатонн до 20. Ну, 2М39, судя по массе и прикидкам на массу его боевого зарядного отделения, может нести 25-30Мт максимум. Но может и меньше - под задачу. Вряд ли для борьбы с ПЛАРБ ему надо столько мегатонн, 2-4Мт - за глаза.

      — По скоростям и по глубинам движения в мире нет аналогов «Посейдону», и способов его перехвата не существует.
      Ну таки да, за 1 км глубины и на 110+ узлах чем его перехватывать? Кроме постов Донни в социалках, конечно.

      — «Посейдон» может находиться на боевом дежурстве в воде годами и способен создавать ЦУНАМИ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ у берегов страны противника.
      Вот это - одно из интереснейших заявлений. И тут либо "будет нести боевое дежурство" попеременно годами. Ибо схема ЯЭУ предполагает, при такой высокой мощности и компактности, опасность зашлаковывания контура теплоносителя, а оборудование очистки вряд ли влезет в сверхторпеду, то есть СПА, "самоходный подводный аппарат", но влезет в подводный крейсер-носитель. И тогда - никаких лет на ходу не будет. Недели - легко. Потом - домой и почистить организм, а другую машину - вместо нее. Либо там иная схема ЯЭУ и аппарат реально может плавать годами. Но тогда лодка-носитель ему даром не нужна. Что выбрать - решайте сами. Но ведь Император не должен растолковывать все нюансы на публику?

      — ВМФ получит до 32 аппаратов «Посейдон», размещаемых на четырёх подводных лодках.
      То есть, на пр.09852 (в строю), на строящихся пр.09851 и двух последующих серийных пр.09853 есть/будет по 8 2М39 штатно. Были и иные предположения, например, что у "Белгорода" их влезает 10.
      Разумеется, это неполный боекомплект - должен быть запасной дома, плюс запас на ремонт и обмен. И, кстати, именно такой БК предполагался, исходя из числа ПЛАРБ у супостатов, их баз, и ряда других объектов, о которых, как о целях для системы "Статус-6", не говорят. Все говорят о цунами, но это лишь полезная добавка к теме. Не основное использование и отвлечение внимания на негодный объект./Кацманы
      1. +1
        30 октября 2025 20:07
        Сколько денег бесполезно выкинуто на Буревестники и Посейдоны. Даже Литва с Эстонией не боятся. А чтобы боялись, нужно разок, другой жахнуть по "схiднi кресам" для приведения в чувства и принуждению к безоговорочной капитуляции 404
  2. +2
    30 октября 2025 13:50
    Сигналы станции Судного дня - " Stormy Petrel" и " Dindindon" произвели бы фурор в европейской медиосфере.А сколько бы было не запланированных звонков в Кремль? bully
  3. +2
    30 октября 2025 13:51
    Не фиг оправдываться... Пустое, не докажешь...
    И им страшнее...
    1. +2
      30 октября 2025 14:04
      И им страшнее...
      С 1945 года в мире существует ядерное оружие, с 1957 ракеты с ядерной боеголовкой от еще одного вундервафли носителя всем ни жарко не холодно, тем более что он в количестве меньше погрешности.
      1. -2
        30 октября 2025 14:14
        А западенцы возбудились так очевидно для разнообразия?
        1. 0
          30 октября 2025 14:16
          А западенцы возбудились так очевидно для разнообразия?
          Не знаю кого Вы конкретно имеете в виду говоря
          западенцы,
          но судя по ИНФО полю больше всего возбудились кострюлеголовые в РФ.
          1. +1
            30 октября 2025 14:18
            . западенцы

            Все, что западнее России.. winked
            А жити они сами на себя нагонят, к бабке не ходи
            1. -2
              30 октября 2025 14:20
              Все, что западнее России..
              Спасибо за уточнение) Все что Восточней видимо по жизни чилят на дзене...
  4. +12
    30 октября 2025 13:53
    Стесняюсь спросить...
    А кто видел страх хоть в чьих-то зенках?!
    Я, например, ни разу.
    Да, обсуждают, но чтоб от этой новости жидко сраться... это, скорее, чьи-то желания, но не реальность.
    "Здорово испугаются" только тогда, когда на их глазах вонючий островок в Северном море испарится.
    И на планете Земля наконец-то наступит мир и покой.
    1. +1
      30 октября 2025 14:01
      Смотрю англоманы из свидомых прошлись тут, за негатив к гадящей англичанке
      1. +3
        30 октября 2025 14:08
        Какие они "англоманы"?..
        Это - крипаки, смотрящие во двор пана через дырку в плетне и пускающие слюни:
        - Оцэ б у мэнэ булы таки чоботы!..
        И тут же!
        - И пан мэне до шынку на своий брычьци б возыв!!!...
        1. +1
          30 октября 2025 14:14
          Рабская психология как ржа въелась в них
          1. +1
            30 октября 2025 14:52
            Это не "рабская"... это хуже - чёрная неблагодарность.
            1. +1
              30 октября 2025 14:55
              Скорее коктейль из всей этой дряни
    2. +2
      30 октября 2025 14:19
      Хорошо бы этот гнойный островок утопить, а то потом придётся топить целый континент в западном полушарии.
      1. 0
        30 октября 2025 14:31
        Да в той луже и тонуть-то негде... Мелко.
    3. 0
      30 октября 2025 14:38
      "Здорово испугаются" только тогда, когда на их глазах вонючий островок в Северном море испарится.
      И на планете Земля наконец-то наступит мир и покой.


      Когда предлагают бить нещадно по месту нахождения противника, и понимаешь, что это от провокаторов, значит, противника там уже нет. Самое большее - удастся накрыть оставленных там для видимости терпил.
  5. 0
    30 октября 2025 13:54
    Когда появятся реальные "ядерные батарейки", век углеводородной энергетики закончится. Менделеев прав: «Сжигать нефть — всё равно, что топить печку ассигнациями»
  6. +2
    30 октября 2025 13:54
    Норвежцы обьяснют сегодняшнее необычайно красивое северное сияние над северной норвегией- солнечной активностью.Но мы то знаем в чём причина. drinks
    1. +2
      30 октября 2025 15:37
      Если Трамп "миротворец" (peace.deal) даст нам повод испытать
      БЧ Посейдона, то сможем его поблагодарить. Сверхмощные БЧ
      обязательно надо испытывать. Чтобы всесторонне проверить и
      подтвердить расчетные характеристики. Убедиться, что жахнет
      как надо. Когда надо. Плюс показать это всем сомневающимся.
      А то НАТО так раздухарилось, что без люлей в себя не придет... yes
      1. 0
        30 октября 2025 16:38
        Если Трамп "миротворец" (peace.deal) даст нам повод испытать
        БЧ Посейдона,
        На одном островке, за проливом Ла Манш следует испытывать Посейдон...
        1. +1
          30 октября 2025 16:59
          Это война сразу. Их без нас затопит.
          Нам надо чтобы тихо сидели. Пока.
        2. 0
          30 октября 2025 20:01
          Цитата: Дед-дилетант
          На одном островке, за проливом Ла Манш следует испытывать Посейдон...

          Вы что? У НИХ же там дети, Екатерина Мизулина не даст соврать
  7. ❝ Запуск «Буревестника» не был ядерным испытанием ❞ —

    «Буревестник» не ядерное оружие, а средство его доставки по назначению ...
  8. +1
    30 октября 2025 13:55
    Вот чего Песков лезет не в свое дело? Поучил бы лучше Навку борщ варить.
    1. +1
      30 октября 2025 14:29
      Песков в последнее время говорит больше чем Гарант, Премьер и МИД вместе взятые. Причем уже не понять озвучивает ли он своего начальника или "несет пургу" собственного сочинения.
  9. 0
    30 октября 2025 13:59
    И что опять наши оправдываются? Не надоело унижаться? Опять чего то объясняют и выкручиваются, как бы не осудили, как бы не тыкнули носом. Противно читать
  10. +1
    30 октября 2025 14:08
    Норвежский " Баренцсерунок" * отреагировал на испытания Буревестника и Посейдона .
    Требует направить на нас всех " гринписовцев" и отсанкционировать всех кто имеет деловые контакты с Росатомом.
    Может проще их всех убить ,чтобы прекратить их безумие мозга?Или сами сдохнут от страха ?Зацепило.Норвежские военные не кометируют испытания ,демонстрируя свой профессионализм. wassat
    1. +2
      30 октября 2025 15:45
      Цитата: tralflot1832
      Норвежский " Баренцсерунок" * отреагировал на испытания Буревестника и Посейдона .
      Требует направить на нас всех " гринписовцев"

      Им всем финансирование прикрыли.
      И Трамп, и все остальные спонсоры.
      Тот же Б. Гейтс закрыл зеленую тему.
      Эти их требования - "предсмертные".
  11. -1
    30 октября 2025 14:16
    Цитата: Вадим С
    И что опять наши оправдываются? Не надоело унижаться? Опять чего то объясняют и выкручиваются, как бы не осудили, как бы не тыкнули носом. Противно читать

    Что человека в голове, то он и видит... Поэтому ты и твои дружки всегда видите только дерьмо в статьях про Россию.
    А Песков делает свою работу. Где там оправдания? Пояснил для дурачков, что бонбу не взрывали, просто потестили как эту бонбу возить в любую точку мира
  12. +1
    30 октября 2025 14:18
    Очень лихо смешиваются "испытания ЯО" с "ядерными испытаниями", запрещенными "пока" в трех средах
  13. 0
    30 октября 2025 14:24
    с ядерной ЭУ, а не про ядерный реактор

    Ядерный реактор и есть ядерная энергетическая установка, т.е. устройство, преобразующее энергию расщепления атома в цепной управляемой реакции в тепло.
    1. 0
      30 октября 2025 14:57
      Вот это и есть настоящий путь к зелёной энергетике, а не мельницы-крыломахи.
  14. +2
    30 октября 2025 14:29
    Да хватит уже оправдываться! Делаем то, что считаем нужным!!
  15. +1
    30 октября 2025 15:16
    На Западе здорово испугались нового российского оружия

    Интересно всё происходит. Смотрим хронологию:
    21 октября - испытание Буревестника
    30 октября - Трамп заявил о намерениях возобновить ядерные испытания
    30 октября (через несколько часов после заявления Трампа) - Песков: Буревестник - это не ядерное испытание! Россия не возвращается к ядерным взрывам! Москва неукоснительно соблюдает мораторий!

    На мой взгляд, если кто-то в этой ситуации и выглядит испуганным, то это точно не Запад
  16. +1
    30 октября 2025 15:34
    Никто не испугался и не оправдывается, как бабки старые тут собираются обсасывать. Такой слог современного журналюги теперь в современном мире, для кликбейта. Одни возмутились, другие послали и сказали что никакого испытания ЯО, не было.
  17. 0
    30 октября 2025 17:13
    Of course it was not Peskov! Why would you have to comment on such trivial things?
    The nuclear weapon itself is a separate system from the launcher and again separate from the carrier.
    What was tested is the carrier and that carrier was without payload, and the payload, even if it was just black powder was not tested.
    But I can see the idiotic Homo Sapiens run around again talking about nuclear tests...apes...all of them...
  18. 0
    31 октября 2025 17:42
    Сто пятьсот раз за разом мы оправдываем свои действия перед
    Запад.(л).ом! am Трамп попросту приказал провести физические испытания ЯО и подготовить концепцию управления ЯО ... ИИ. belay Завтра он нанесёт удар по Венесуэле, предварительно потопив несколько посудин под надуманным предлогом. И всё это по тому, что он так решил. Продолжать можно долго, и над всем этим списком звучит фон наших оправданий за свои действия. negative Пургу нести пора прекращать и давно пришла пора стучать в бубен! angry