Дейтон: незаметная годовщина

0
Дейтон: незаметная годовщинаИсполнилось 15 лет с тех пор, как в ни чем не знаменитом американском городке Дейтоне было подписано соглашение, положившее конец одной из фаз балканского кризиса. Оно называлось «О прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий» и официально считается документом, положившим конец гражданской войне в Республике Босния и Герцеговина 1992–1995 гг. Но в Европе эту годовщину не особенно заметили – может, потому, что для нынешнего устройства континента Дейтон уже не очень важен, поскольку свою роль отыграл.

Истинным смыслом Дейтона, как сегодня становится все очевиднее, было вовсе не установление мира на Балканах, а перевод бывших социалистических стран Восточной Европы под контроль США и НАТО. И вслед за Дейтонским соглашением последовал никакой не мир, а прямая военная агрессия НАТО против Сербии, отрыв от этой страны Косово и установление на косовской территории квазисуверенного бандитского государства. А затем – появление на Балканах сразу двух американских военных баз – в Косово и Македонии, т. е. там, где они во времена Югославии не могли бы появиться ни при каких обстоятельствах.

До развала союзной Югославии, начавшегося в 90-х годах, эта страна была одной из самых экономически развитых государств Европы, соперничавших с ФРГ и Францией. При населении в 24 млн человек СФРЮ имела развитую черную и цветную металлургию, мощное сельское хозяйство, обладала огромными запасами хрома, бокситов, меди, свинца, цинка, сурьмы, ртути. Десятки крупнейших портов на Адриатике позволяли Югославии торговать со всем миром, а ее вооруженные силы были по мощи четвертыми в Европе – после СССР, Франции и Великобритании.

По прошествии полутора десятков лет с момента подписания Дейтонских соглашений многие понимают, что за тогдашним желанием Запада и НАТО поучаствовать в разгроме Югославии было их стремление разрушить все послевоенное устройство мира. Мира, в котором порядок в значительной степени определялся балансом сил Востока и Запада, авторитетом ООН, влиянием Советского Союза и группы социалистических стран, лидером которой был СССР. Распад СССР, начавшийся с горбачевской перестройки, привел к развалу и Югославии, став главным шагом на пути к глобальному мировому переустройству, в котором Соединенные Штаты играли бы доминирующую роль.

Югославия, в республиках которой в начале 90-х резко и одновременно активизировались националистические силы, подошла на роль катализатора этих процессов как нельзя лучше. Несмотря на всю свою экономическую и военную мощь, она состояла из национальных образований, которые можно было противопоставить друг другу и расчленить. При этом СФРЮ была и единственным по-настоящему серьезным военным союзником СССР и России, она была единственной страной Европы, не подчинявшейся диктату США и НАТО. Поэтому ее уничтожение соединенными усилиями стран НАТО наглядно показало бы всем странам, как опасно выступать против воли Североатлантического блока.

Тогда в Югославии Запад впервые опробовал методику ускоренного развала многонациональных суверенных государств. Одним из главных ее инструментов было ускоренное признание отдельных субъектов еще живой и существующей федерации в качестве независимых стран. Так, например, поступила Германия, в одностороннем порядке признав независимость Хорватии, когда та еще формально входила в состав не распущенной СФРЮ. При этом, нарушая международное право, ФРГ начала поставки территориальной хорватской армии огромных партий оружия, которое досталось ей из арсеналов Народной армии ГДР. Именно эти вооружения (в первую очередь танки), сделанные еще на советских военных заводах, использовались хорватами в 1995 году в ходе двух кровавых наступательных операций, когда 70-тысячная хорватская армия разгромила 15 000 ополченцев Республики Сербская Краина. Операции, которые хорваты провели по согласованию с НАТО, назывались «Блисак» и «Олуя» («Молния» и «Буря»); их результатом стала гибель сотен сербов и появление в Югославии 500 000 сербских беженцев.

Другим способом ускоренного признания субъектов национальной федерации в качестве независимых государств стало активное вмешательство различных «независимых наблюдателей» и международных и неправительственных организаций в переговоры правительства СФРЮ и отдельных республик. Цель такого вмешательства выглядела вполне благородно: с помощью «независимых» международных посредников достичь мира. На деле же западные посредники обычно заставляли сербов принимать проигрышные для себя результаты – через навязывание им уже готовых вариантов, разработанных натовцами, изоляцию сербских делегаций от других партнеров по переговорам, через назначение специально коротких временных рамок для ведения переговоров. А европейские СМИ тем временем постоянно твердили: все знают, что в войне виновны сербы и Слободан Милошевич как глава Югославии, а потому неуспех переговоров обернется для Белграда наказанием в виде бомбежек НАТО.

При этом Запад довольно цинично использовал в своих целях и Россию, заставляя ее руководство выкручивать руки югославам, как это делал бывший премьер РФ Виктор Черномырдин. Хотя российские батальоны входили в состав миротворческого контингента ООН в Боснии и Герцеговине, они не играли там почти никакой роли в защите сербов от произвола мусульман и, по сути, иногда помогали натовцам подавлять сопротивление сербов. А, как сейчас известно, натовские «миротворцы» в Боснии и Герцеговине регулярно открывали огонь по сербским позициям или наводили на них авиацию НАТО, а также зачастую скрывали преступления боснийских военных или обвиняли в них сербов.


Сегодня следует признать, что в годы балканского кризиса руководство России вообще не понимало его смысла и значения для изменения баланса сил в мире в пользу США и НАТО, для устранения Москвы с авансцены мировой политики. Неумение и неспособность лидеров РФ прогнозировать развитие балканских событий, нежелание использовать свое реальное влияние в ООН, несамостоятельность внешней политики и желание угодить «западным партнерам» сегодня привели к новой конфигурации Европы и мира, в значительной степени более враждебной и неудобной для нашей страны.

Таким образом, в 90-е годы при попустительстве России и даже с ее помощью была уничтожена Югославия – единственный идеологически и мировоззренчески близкий нашей стране военный и экономический союзник в Восточной Европе. Устранившись в 1995 году от участия в решении балканского кризиса, Россия позволила своим натовским противникам сыграть на Балканах главную роль. И заодно разрушить прежнее единство славянских православных государств Европы – Сербии, Болгарии, Македонии, Черногории, Украины.

По мнению одного из крупнейших российских специалистов по Балканам Елены Гуськовой, в 90-е годы российскую дипломатию «отличали непоследовательность, недобросовестность, небрежность, граничащая с преступлением. То мы не желали сотрудничать с С.Милошевичем, связывали свое участие в урегулировании югокризиса с системой власти в Югославии, требуя ухода «национал-большевиков» и их лидера (в 1992 г.), то любили его до такой степени, что все переговоры вели только с Белградом... Мы ставили свою подпись под всеми резолюциями СБ об ужесточении санкций, а сами уверяли руководство Югославии в кропотливой деятельности по их снятию; мы выкручивали Белграду руки, требуя от него постоянных уступок, а сами не выполняли данных обещаний; мы грозились не допустить бомбовых ударов по сербским позициям в Боснии и Герцеговине, но не делали ничего, чтобы этого не допустить; мы выступили гарантом Дейтонских мирных соглашений, а сами бросили Боснию на произвол представителей НАТО; мы сетовали на фашистские методы расправы с сербским населением в Хорватии и вручили Ф.Туджману (лидеру хорватов. – Прим. KM.RU) орден маршала Жукова. И, наконец, мы осудили агрессию НАТО в Югославии, а сами не только не оказали помощь, но и грубейшим образом руками Черномырдина принудили ее принять тяжелейшие условия капитуляции, голосовали за такие резолюции СБ, после которых Косово трудно удержать в составе Югославии».

Сегодня Дейтонское соглашение, итогом которого стало появление в составе Боснии и Герцеговины автономной Республики Сербской и ее существование до сих пор в качестве субъекта международного права, уже не устраивает НАТО и США. Поэтому они призывают к пересмотру итогов Дейтона и уничтожению последних остатков сербской государственности в Боснии. При этом Республика Сербска рассматривается как «изживший себя» и ненужный Боснии и Герцеговине государственный атавизм с перспективой дальнейшего растворения православных сербов в массе боснийского мусульманского населения.

За прошедшие 15 лет наши западные «партнеры» уже многое успели сделать на Балканах. От бывшей Союзной Югославии уже отторгнута Черногория, ставшая независимым государством; от Сербии отторгнут край Косово, превратившийся в неуправляемую «черную дыру» Европы, куда ежегодно бесследно проваливаются сотни миллионов евро иностранной помощи. На очереди – отрыв от Сербии и края Воеводина, где, как утверждает натовская пропаганда, этнические сербы якобы угнетают этнических венгров (т. е. повторение косовского сценария).

А для России ее внешнеполитические просчеты на Балканах обернулись тем, что общее мироустройство, где она играла важную роль, было нарушено. Как нарушены и прежнее главенство международного права, главенствующая роль ООН в решении международных конфликтов. Да, Россия входит в Совет Безопасности ООН, официально являющийся главной трибуной решения мировых проблем, но после раздела Югославии ООН уже не считается главным фактором поддержания мира: ее фактически заменил Североатлантический альянс.

После балканского кризиса Россия медленно, но верно вытесняется из всех прежних сфер своих жизненных интересов в Восточной Европе и даже Средней Азии: безопасность находящихся в этих регионах стран объявляется уже заботой США и НАТО. Более того, в недавно опубликованной Стратегии национальной безопасности США даже записано, что Вооруженные силы США «призваны защищать демократию в планетарном масштабе, в т. ч. демократические процессы в России». Естественно, при активном участии в решении наших внутренних проблем и нормализации взаимоотношений Москвы с национальными республиками РФ через «международных посредников», «международных наблюдателей» и специалистов по защите «прав человека» в нашей стране.

При этом следует вспомнить, что Збигнев Бжезинский некогда планировал дальнейший развал Российской Федерации на три части, которые будут контролироваться Соединенными Штатами, Китаем и Европой. А бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт как-то обронила очень многозначительную фразу о том, что Сибирь слишком велика, чтобы принадлежать лишь одной стране...