«Команде на корабле – форма номер 3, первый срок!»

6 565 101
«Команде на корабле – форма номер 3, первый срок!»

Кораблям и экипажам морских частей погранвойск посвящается...

Телефонный звонок от старого друга. Привычный диалог: «Как дела? Как семья? Когда вернулся?» — «Да всё как обычно, всё в норме в рамках возраста... Тебе привет от домашних! Встретимся, посидим?» — «Давай на эти выходные, в том же баре, пивка попьем». — «Договорились. С тебя таранька». — «Ладно».



И снова, как и раньше: «А помнишь... А у вас психов много было?» — «Да ты что, у нас же отбор был — ого-го! Ну, как и везде... Каждый первый!» — «А спорим, у вас таких, как у нас, не было?! На пиво!» — «Давай!» — «Слушай, это же у вас был сторожевик по кличке «Бешеный»?» — «Ну, было такое...» — «Поведай, не томи!» — «Сначала давай тараньку... И пиво!»... И начинается рассказ того, что может быть только в кино или в книжке...

Расскажу от первого лица, хотя участниками событий были мои сослуживцы со 2-й бригады… Пока ещё помнятся реальные обстоятельства...

Ну, поехали….

Для начала — вообще про этих весёлых ребят из морских частей погранвойск, коротко — «камчатских погранцов».
Про географию Камчатки рассказывать — напрасная трата времени, достаточно взглянуть на карту. Не жарко, много-много воды, зверья и рыбы, много снега, вулканов и гейзеров с сернистыми источниками. Мало народу, да и те — всё моряки да рыбаки да судоремонтники, то есть все люди крутятся вокруг моря. Есть аэропорт, несколько судоремзаводов, рыбзаводов, порт и много-много военных всех сортов и соусов.


Полуостров Камчатка

Кого там только нет – и тебе летчики, и моряки, и танкисты, и прочая, и прочая, и прочая… И среди всего этого богатства – моряки-пограничники собственной персоной.

Справка (состав сил и средств, говоря военным языком)


На Камчатке уже к началу 1980-х была развернута на базе отдельной бригады 1-я Краснознаменная дивизия пограничных сторожевых кораблей (1-я кдипскр) в составе двух бригад, дивизиона транспортных кораблей, группы катеров, штаба, подразделений снабжения и судоремонта. Дивизия получила по наследству номер — войсковая часть 2376. К тому времени и КТПО (Краснознамённый Тихоокеанский пограничный округ) был разделён, из него выделен отдельный Камчатский пограничный округ со штабом в Петропавловске-Камчатском, что свидетельствовало о значении, которое государство придавало региону.


Бухта Соленое озеро

1-я бригада (1 БПСКР, в/ч 9870) состояла из флагмана
– ветерана погранслужбы крейсера проекта 52 ПСКР «Пурга», вооруженного главным калибром 4х100 мм Б-34УСМ и шестью зенитными автоматами 2х37 мм ЗУ-21-М, постройки 1938-1957 годов (списан в 1990 году), водоизмещением 3800 тонн;
- 5 ПСКР 1 ранга проекта 97П с вертолетами КА-27 на борту (1х2х76 мм АК-726 + 2хАК-630, водоизмещение 4500 тонн);
- 5 ПСКР 2 ранга проекта 745П (2хАК-230, водоизмещение 1500 тонн).

Проект 97П спокойно шел в полуметровом льду, а если без дури, то и под метр мог преодолеть, но очень аккуратно и не торопясь. Проект 745П уверенно чувствовал себя во льду до 30 см, мог преодолеть и полметра, если лёд свежий.


ПСКР 1 ранга «Пурга» пр.52. Водоизмещение 3800 тонн, скорость максимальная 17 узлов, экипаж 219 человек (во время войны — 284). Вооружение: 4х1 — 100 мм универсальные артустановки «Б-34УСМ» (боезапас 1094 снаряда), 4х2 — 37 мм зенитные автоматы «В-11М» (общий боезапас 14.000 снарядов), 4 бомбомёта «БМБ-2» (12 глубинных бомб), 12 глубинных бомб на стеллажах, 30 мин заграждения типа «КБ». При толщине льда 18 см развивал скорость 10 узлов


ПСКР пр. 97П «Айсберг». Авачинская губа. 1989 г.


ПСКР «Камчатка» проекта 745П

2-я бригада (2 БПСКР, в/ч 9871) состояла на тот момент из выводимых из эксплуатации старых флотских тральщиков проекта 264 (их оставалось тогда 2 единицы), заменяемых кораблями 2-го ранга (по классификации МЧПВ) проекта 1124П, которых тогда уже было 5 единиц ("Бдительный", "Безупречный", "Зоркий", "Решительный", "Смелый"), и на тот момент времени – 2 ПСКР 1-го ранга проекта 11351П водоизмещением 3600 тонн и скоростью 31 узел ("Дзержинский" с 1984 года и "70 лет ВЧК-КГБ" с 1988 года) с вертолетом на борту, количество которых должны были довести до 3 единиц.


ПСКР «Воровский» проекта 264А


ПСКР «Бдительный» пр. 1124П, 1985 г. Водоизмещение 1065 тонн, скорость 35 узлов, 1х2 ПУ ЗРК «Оса-МА» (20 ЗУР 9М-33); 1х2 57-мм АК-725; 2х2 533-мм ТА (8 торпед 53-65К и СЭТ-65); 2х12 РБУ-6000 (48 глубинных бомб РГБ-60); 2 бомбосбрасывателя (12 глубинных бомб РГМ)


ПСКР «Дзержинский» пр. 11351П 1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2» (20 ЗУР), 1х1х100-мм АК-100; 2х6х30-мм АК-630М; 2х4 533-мм ТА; 2х12 РБУ-6000 (96 бомб РГБ-60); Вертолет Ка-27ПС

Дивизион транспортных кораблей состоял из двух транспортов проекта 1595П водоизмещения 4500 тонн (кстати, по пограничным меркам, довольно быстроходного – его максимальная скорость составляла 17 узлов), танкера и еще одного старого транспорта проекта 229.

Группа катеров состояла из флагманского «адмиральского» катера, стоявшего, как правило, на кильблоках на пирсе в базе, и 4–6 катеров проекта 1496 водоизмещением 102 тонны. Часть этих катеров базировалась по пограничным комендатурам: один в Магаданском погранотряде (бухта Нагаева), один в Усть-Камчатске был придан пограничной комендатуре, один придан пограничной комендатуре в Северо-Курильске. От 3 до 4 катеров базировались в базе дивизии в бухте Соленое озеро в Петропавловск-Камчатском.

Была еще группа катеров из 3-х единиц пр. 1496 и 1 единицы Т-4 (баржа-танковоз) в составе 110-го пограничного отряда (б. Провидения, Чукотка), в 1990 году эту группу развернули в дивизион катеров 1-го ранга, усилив еще тремя новыми катерами проекта 1496, построенными специально на судостроительном заводе г. Советская Гавань. Причем эти очень небольшие катера водоизмещением всего 102 тонны своим ходом осуществили межбазовый переход от Советской Гавани до бухты Провидения, хоть и с сопровождением кораблями дивизии.

Всё это крутилось, работало и стреляло, что регулярно отрабатывалось на учениях, в том числе совместных с флотом.


ПСКА пр. 1496 дивизиона 110-го Погранотряда, бухта Провидения, Чукотка

Всё это, кроме Чукотского дивизиона, объединялось в 1-ю Краснознаменную дивизию пограничных сторожевых кораблей, сокращенно – 1-я кдипскр, штатная должность комдива – капитан 1-го ранга.


Корабли 1 дипскр в бухте Соленое Озеро



Некрасивых кораблей в составе дивизии не было. И «тяжёлая артиллерия» в виде ПСКР «Пурга» аж с 50-х годов, и работяги пр. 745П и 97П, и просто летящая по воде стрела, красавцы пр. 1124П, и мощь пр. 11351П, к тому времени уже украсившие бухту Солёное Озеро и отобравшие в ней практически всё свободное место...

Подвиг командира и экипажа ПСКР «Бдительный»



ПСКР пр.1124П

Эта ода — «мотоциклам», они же «велосипеды»... Ода пограничным сторожевым кораблям 2 ранга пр. 1124П…
В народе они получили эти весёлые названия за космический рёв турбин, особенно на полном ходу, скорость и прекрасные маневренные качества. Эти корабли были ещё и красивы, а хорош на воде только красивый корабль. Этот проект шёл на замену старым флотским тральщикам пр. 264А, строили их для МЧПВ тихоокеанского ТВД на судостроительных заводах в Хабаровске (именно этот завод строил пр. 1124П с ЗРК «Оса») и в Комсомольске-на-Амуре (тут уже — без ЗРК и другой комплектацией вооружения).

Мы, первая бригада, посмеивались над этими нежными корабликами, обзывали их «одноразовыми», "стеклянными", но ценили за огневую мощь и скорость. Ведь именно скорости нам для службы не хватало – супостат имел более быстроходные рыболовные шхуны и траулеры, а бегать за боевыми кораблями США с нашими скоростями было вообще смешно...
Кстати, про «одноразовый» – ну шутка: бытовало мнение, что пр. 1124 рассчитан на 30 минут боя... М-да...

И вот в мае 1987 года они показали себя во всей красе...

Надо сказать, что морская граница — это тебе не колючая проволока и вспаханная контрольно-следовая полоса. И в качестве служебной собаки — не Джульбарс, а вполне себе пару тысяч тонн стали и несколько десятков суровых ребят...

Сама линия границы проходит на расстоянии 12 морских миль от крайних точек береговой линии. Однако в морском международном праве есть еще и понятие заливов.

Исторические заливы, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, могут быть объявлены внутренними водами страны. Такие исторические заливы были и у США, и у СССР. Однако американцы и тогда ещё это право нашей страны пытались оспорить, и не только с трибуны, начиная с конца 1960-х годов. В 1980-е годы на тихоокеанском ТВД попытки застолбить за собой право не считать наши заливы внутренними водами СССР американцы предпринимали в заливе Петра Великого и Авачинском заливе. Разумеется, мы это пресекали, выходя по обстановке. Мало что изменилось и теперь.

Основная опасность, конечно, была для наших ракетных подводных лодок – они практически были бы заблокированы противником в базе без возможности выйти на рубежи развертывания и пуска, и хоть к тому времени пуск можно уже было выполнить даже от причала, радости это не добавляло. При этом американцы нагло утверждали, что Мексиканский залив – внутреннее море США, а русские обойдутся и 12-мильными территориальными водами, и без всяких внутренних морей.

И вот 21 мая 1987 года наши средства разведки засекли американский атомный крейсер УРО «Арканзас» с ракетами «Томагавк» на борту ... где? … Правильно, в Авачинском заливе! Он там нагло ходил-похаживал и демонстрировал, что плевать хотел на все писки МИДа и прочие негромкие вопли СССР. И под сурдинку, конечно, занимался разведкой и гидроакустической съемкой возможного района боевых действий...


Крейсер УРО «Арканзас»

Но СССР тогда мог не только попискивать про озабоченности, но и врезать. И врезал.

На выдворение из территориальных вод корабля-нарушителя был по тревоге брошен наш «мотоцикл» — ПСКР пр. 1124П «Бдительный», готовились к выходу и ПСКР «Дзержинский» пр. 11351П. Флотом также были подняты по тревоге и направлены к месту нарушения дежурные силы, но основная тяжесть противостояния легла на наш «Бдительный».

На кораблях этого проекта, служивших в 1-й дипскр, имелось практически полное флотское вооружение, в том числе и ЗРК «Оса», торпеды и глубинные бомбы, и реактивные бомбометы РБУ-6000, и, конечно же, корабельная артиллерия. Эти ПВО, ПЛО, ЗРК не были бутафорией, постоянно отрабатывалось их использование на учениях в рамках морчастей ПВ и совместно с флотом.


Погрузка зенитных ракет на ПСКР «Бдительный»

Корабли дивизии базировались в бухте Соленое Озеро Авачинской губы, самой большой бухты в мире, — она могла вместить весь флот мира, как утверждают справочники. Сама бухта Соленое Озеро была небольшая, и кораблей, даже с учётом находящихся на службе и в ремонте, в бухте было много. Стояли тесно, швартовые тумбы на причалах были плотно обвязаны швартовыми с разных кораблей, иногда правила хорошей морской практики нарушались, и швартовы перепутывали друг друга. На съёмку со швартовых требовалось время. Пока распутаешь свои и чужие «веревки» на тумбах, да ещё в сопровождении подробного солёного рассказа швартовных команд о происхождении папы, мамы и всех родственников до 10 колена тех швартовных команд, кто наворотил эти узлы…

ПСКР «Бдительный» в этот день был ошвартован в 1-й бригаде первым бортом к пирсу. Стоял отличный солнечный день, был выходной, экипаж немного размяг, офицеры в основном были по домам. И тут командира срочно вызвали в штаб дивизии. Там он получил приказ вызвать офицеров на борт, ему поставили боевую задачу и вручили приказ немедленно выйти в море в Авачинский залив для прекращения нарушения государственной границы СССР американским кораблём.


Командир ПСКР "Бдительный" капитан-лейтенант Калошин В.Н. 1985 г. К сожалению, других фотографий этого офицера найти не удалось...

Командир галопом понёсся на корабль, за ним и остальные офицеры корабля, вызванные из дома по оповещению оперативного дежурного (а этот процесс в дивизии был отработан хорошо — квартиры офицеров были в 10-минутной доступности соединения). На ходу, через весь пирс, он заорал: «Боевая тревога»! На корабле загремели колокола громкого боя, экипаж, как ошпаренный, разбегался по боевым постам. Механики «мотоцикл» завели, сначала пыхнул дым и взвыли дизеля, быстро готовили турбину. Боцман доложил: «Швартовы запутаны чужими верёвками...» С ГКП — короткий приказ: «Руби на фиг!» И боцман рубанул швартовы топором.

Корабль, освободившись от швартовых, как борзая прыгнул от пирса и понёсся на выход из базы и Авачинской губы. Запросили разрешение на выход из бухты у оперативного дежурного ОВРа (охрана водного района), тот начал мямлить: «Ждать разрешения, рейд закрыт» (потом стало ясно, почему – в бухту заходил с автономки атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения пр.667БРДМ). Командир ПСКР «Бдительный» капитан 3 ранга Калошин Владимир Николаевич заорал на всю Авачинскую губу на 16 канале дежурной УКВ: «Да мне…», добавил про что-то с прибором на оперативного и «Выхожу по обстановке!». Через минуту командир «дал по газам», ещё на створе бухты дал средний ход, потом полный, а когда повернул на створ выхода из Авачинской губы 163,5 градуса – дал самый полный…

Это уже был перебор – такая лихость недопустима, скорость на створах не более 9 узлов, «Бдительный» же шёл самым полным ходом... Страшно же… Максимальная скорость этого корабля 35 узлов, и в узкости ему на полном ходу пришлось расходиться с РПКСН проекта 667БРДМ, в просторечии – «горбатым», за массивный горб ракетных шахт за рубкой. Командир «горбатого» обалдевшими глазами и покручивая пальцем у виска смотрел на самоубийцу-пограничника и потенциального автора ядерного взрыва, который несется как сумасшедший по фарватеру…

Когда такой «мотоцикл» несётся на самом полном ходу, то море взрезается форштевнем, как ножом, разрезанная волна высоко поднимается вверх и отваливается по борту, сзади появляется белый бурун. Всё это выглядит настолько красиво, что забываешь обо всём на свете! Так и шёл «Бдительный», даже не шёл, а летел в тот день по боевой тревоге.

Ещё одно небольшое отступление...

Мне за всю службу только дважды лично пришлось давать сигнал «Боевая тревога». Ежедневные учебные тревоги были рутиной, от тренировок по борьбе за живучесть (БЖ) до приготовления корабля для прохода узкости, спуска катера на воду и прочих разных корабельных мероприятий... Учебная тревога подавалась звонком — колоколами громкого боя и состояла из трех коротких и одного длинного сигнала, длящегося примерно 15–20 секунд. Экипаж разбегался по боевым постам, обычно уже одетым — это требовалось для предотвращения травматизма. В течение 5–6 минут поступали доклады со всех боевых постов о готовности, а значит, техника включалась, приводилась в немедленную готовность к использованию, на артустановках проводилась подготовка к подаче снарядов, но снаряды не подавали. Главный двигатель прогревался и готовился к полной нагрузке.

Боевая тревога ... мда ...

Первый раз, когда мне пришлось нажать на рычаг колоколов громкого боя и держать его мучительно тянувшиеся 30 секунд, реакция экипажа показала, что понимание боя и готовность к нему не погасли в рутине обыденной службы. Из коек и кубриков люди были буквально выброшены «Боевой тревогой». Моряки неслись на боевые посты босиком, в трусах, с робой и обувью в руках и под мышкой. Гремели запираемые двери и люки, дробью бились балясины трапов. Доклады о готовности сыпались на ГКП непрерывно, двигатели вывели на режим за 2 минуты, хотя по регламенту требовалось 15... Комендоры летели пулей к барбетам АК-230, ленты с боекомплектом, как в карточном фокусе, заправились в орудийные замки, пневматика перезарядок сухо отщелкала подачу первых снарядов в казенник. Напряжение было таким, что тронь — и всё взорвется, как атомная бомба. В ушах немного звенело, в таком состоянии экипаж готов на всё. Вот что такое «Боевая тревога»...


Тем временем американский крейсер «Арканзас» углубился в наши территориальные воды на 6 миль и нагло шуровал вдоль границы внутри территориальных вод, явно демонстрируя, что ему плевать на международное морское право и советский флот. ПСКР «Бдительный» быстро вышел к этому нахалу, светом и флагами стал подавать сигналы о нарушении территориальных вод и требовании их покинуть.

Наш корабль подставил борт крейсеру первый раз, тот отвернул и опять пёр по внутренним водам СССР. Пограничник снова подставил борт – история повторилась. Доложили на КП дивизии обстановку и отсутствие реакции корабля-нарушителя.

На крейсере делали вид, что ничего не видят и не слышат, на палубе и мостике никто не появился. Супостат продолжал нагло топтать нашу землю, то бишь воды… Потом по МСС американцы нагло флагами набрали что-то типа «Малыш, не дергайся, следи за моими действиями», то есть банально послали на все деньги…

На «Бдительном» на ГКП вывели громкую связь из радиорубки с поста ЗАС. Как вспоминают участники, в динамиках раздался голос командира дивизии: «Володя, Москва дала добро на ВСЁ. Делай, что хочешь, но чтобы через 20 минут его в наших водах не было!» …

… Атомный крейсер УРО «Арканзас» с «Томагавками» на борту и маленький шустрый пограничник с торпедами, ЗРК и двумя пушками и водоизмещением почти в 10 раз меньшим…

Так таран стал единственным и последним выходом. Дальше было то, что могло быть только в советском и российском флоте.

... Время щёлкало... Корабль идёт полным ходом параллельным курсом с нарушителем, не позволяя ему дальше вклиниваться в территориальные воды СССР.
Командир пошептался со старпомом, оба спустились вниз, в каюты. Через пару минут командир корабля капитан 3-го ранга Владимир Калошин и старпом, оба в парадной форме, при медалях и орденах, поднялись на мостик.
Старпом как-то буднично и спокойно объявил по трансляции: «Форма одежды на корабле номер три, 1-й срок».

На корабле по БОЕВОЙ тревоге объявлена форма одежды 1-й срок, то бишь парадная. Экипаж всё понял.

Это был простой пограничный корабль. В мирное время. Простой командир. Простой экипаж. Просто. Исполняли. Долг.


На мостике отдали приказ набрать и поднять флаги по МСС: «Приказываю покинуть территориальные воды СССР, иначе по вам будет применено оружие». ПСКР отвалил от крейсера, развернулся через левый борт и пошёл на встречных на таран. Замполит врубил на верхнюю палубу и по отсекам Гимн Советского Союза...

На стеньге подняли флаг, означающий «Погибаю, но не сдаюсь». Дистанция стремительно сокращалась, ПСКР шёл полным ходом в лобовую, на таран американского крейсера.

Нервы натянулись, как струна, даже у каждой гайки и заклёпки, а не только у экипажа…

И американец не выдержал напряжения, отвернул в открытое море. Разошлись правыми бортами на дистанции меньше 2 кабельтовых.

На ПСКР «Бдительный» на крыло мостика вышли командир, замполит и старпом. На американце забегали, на мостик высыпали янки. Они, американцы, отдали честь пограничному кораблю.

Наш командир честь посрамлённому супостату не отдал, до побеления костяшек пальцев сжал руками леер. Янки ушли в открытое море и еще несколько дней там болтались. Неделю их пас наш «Бдительный» и дежурные силы флота, потом ПСКР вернулся домой.

По возвращению в базу экипаж встречали с оркестром, комдив каждому моряку пожал руку, а через 2 месяца командир корабля ушёл в академию вне конкурса.

Справка: ПСКР «Бдительный» пр. 1124 спущен на воду 18.04.1981 года на Хабаровском судостроительном заводе, введен в строй 25.09.1981 года, списан в 1998 году. Участвовал также в поисковой операции 1983 года на месте гибели южнокорейского «Боинга».

Командир ПСКР «Бдительный» — капитан 3 ранга Калошин Владимир Николаевич (умер в 2021 году), старший помощник капитан-лейтенант Божинский, заместитель командира по политической части капитан 3 ранга Голованов, командир БЧ-5 Ивандюков, читал знаки МСС командир БЧ-3 Савельев, первым обнаружил «Арканзас» сигнальщик Юра с Кривого Рога, боцман Коваленко. Приношу свои извинения, если в фамилиях и воинских званиях есть ошибки, ведь часть источников противоречивы, а некоторых участников уже нет в живых...

P.S. Через час подтянулся флотский СКР пр. 1135, он дымил, как самовар. Американец, как свидетельствуют акустики, шлепал себе тихонько под реактором, только винты были слышны немного, а от нашего пр. 1135 шел грохот на весь океан. Через некоторое время появилась наша морская авиация и развлекалась, отрабатывая заходы и атаки. Как потом стало понятно, авиация прикрывала вывод или возвращение нашей подлодки, создавая помехи супостату.

«Арканзас» и потом не раз нарушал границу в Авачинском заливе и не только, но в дальнейшем требования пограничных кораблей со скрипом, но выполнял, желания проверить нас на вшивость у берегов Камчатки у янки больше не появлялось...

Случай этот был описан в американской прессе, но без подробностей.

Дополню, что 21 мая 1987 года в этой операции приняли участие корабли 1-й дипскр КПСКР «Дзержинский», ПСКР «Бдительный», ПСКР «Решительный», а также корабли Камчатской флотилии ВМФ СССР, в частности, МПК-143 и МПК-145, то есть - это практически бенефис проекта 1124 во всех их изводах.

Ну вот и посидели... Пиво закончилось, и таранька тоже... До следующей встречи...
101 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    Сегодня, 04:18
    Прочитал на одном дыхании!!! good
    Спасибо огромное за воспоминания!
    1. +16
      Сегодня, 04:28
      Полностью поддерживаю, Шикарная статья, читать всем !!! good Горжусь историей нашего ВМФ!
      Всем Флотским, Удачи Братцы!
      1. +14
        Сегодня, 09:46
        Спасибо!
        Наш флот, наша судьба, наша жизнь hi
    2. +14
      Сегодня, 09:45
      Спасибо за комплимент!
      Статья написана тоже на одном дыхании, только потом ещё 26 раз редактировалась, создавая головную боль модераторам drinks
      1. +4
        Сегодня, 11:52
        Спасибо за статью, правда как на одном дыхании. Ребята молодцы, таранька с пивом, класс.
        1. +3
          Сегодня, 12:14
          Спасибо!
          Таранька и ... без пива? Как можно? Неразделимые два друга drinks
  2. +14
    Сегодня, 04:42
    Из моего опыта. Так вдохновенно травить байки как моряки больше никто не может. При этом не врут же, а "немного приукрашивают"...
    1. +17
      Сегодня, 06:27
      Эт мы могём! Ну вот,старое доброе "ВО",приятно зайти и почитать!Спасибо огроменное!
      1. +11
        Сегодня, 09:51
        Цитата: Алексей7777777
        Эт мы могём!

        "Не могём, а мОгем"! (В бой идут одни старики (с)
        Спасибо за комплиментарный отзыв feel
    2. +6
      Сегодня, 07:29
      Цитата: Дырокол
      При этом не врут же, а "немного приукрашивают"...

      нормальные люди не врут)
      1. +4
        Сегодня, 07:31
        Цитата: Дес
        нормальные люди не врут)

        Ни в коем случае! Особенно за рюмкой крепкого чая...
        1. +5
          Сегодня, 07:36
          Даже без чая. В соответствии с возрастом и прошедшим опытом жизни... Пофиг. И да, так легче на душе и вообще, - свободен.
          1. +12
            Сегодня, 09:53
            Цитата: Дес
            В соответствии с возрастом и прошедшим опытом жизни... Пофиг.

            Именно так... уже врать неинтересно - столько в жизни набралось реальностей, которые быть не могут никогда и ни при каких условиях, что даже привирать уже - ну зачем? winked
    3. +11
      Сегодня, 09:49
      Цитата: Дырокол
      Так вдохновенно травить байки как моряки больше никто не может.


      Это да...
      А врать - грех! Поэтому - всё правда, и даже часто "недокрашенная" drinks
  3. +11
    Сегодня, 05:27
    Автору зачет good
    но есть маленький косяк
    в бухту заходил с автономки атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения пр.667БРДМ
    - пр. 667 БДРМ, БРДМ это несколько другой агрегат wink
    1. +9
      Сегодня, 09:58
      Цитата: faiver
      пр. 667 БДРМ, БРДМ это несколько другой агрега

      Да, "очепятка" досадная, БДРМ будет правильно ... каюсь, пальцы по клаве иногда обгоняют остаток мысли... hi
      1. +4
        Сегодня, 11:14
        Крейсеры проекта 667БДРМ служили исключительно на Северном флоте и никогда не совершали межфлотских переходов. На Камчатке базировались 667БДР, в Приморье 667А и 667Б.
        1. +5
          Сегодня, 11:32
          "никогда не говори никогда", история России и СССР штука не предсказуемая, много было того чего не было и наибарот.... bully hi
          1. +3
            Сегодня, 11:57
            Я служил пару десятков лет в 13, затем в 31ДПЛ, в состав которых входили корабли проекта 667БДРМ. Историю всех кораблей более-менее знаю. Не было никакого "наибарот". Слово-то какое поганое. Если не верите, смотрите на сайте https://deepstorm.ru/
          2. +8
            Сегодня, 11:57
            Да, так и было - то, чего никогда не было...

            Я попробовал проверить факт по БДРМ, позвонил однокашникам .... belay
            И что? Один сказал дословно: Брехня, не ходили (сам служил на Севере), двое сказали - "Ну, было дело, годы не помню...", ещё один вообще сказал, что такие лодки были в составе флотилии... ну что тут делать? А из них - пара адмиралов... вот и пользуйся первоисточниками, хе-хе.... bully
        2. +7
          Сегодня, 11:45
          Может, вы пропустили - была большая суета в конце 80-х по проверке и подготовке фарватера для прохода именно этих БДРМ, даже готовили навигационное обеспечение и корабли обеспечения для прохода 667БДРМ и 941 проекта... систему "Марс" даже тогда разворачивали на мобильных позициях, если уж до того дошло... Я вот сам не понимаю, на кой фиг Марс для прохода лодки по фарватеру? Ну ещё для маневрирования в заливе - пойдёт, а на фарватере... но у "навигацкой" службы - свои тараканы bully
          Захода 941 проекта не помню, врать не буду (ну не сильно wassat ), а вот про 667 БДРМ воспоминания остались...
          Возможно, что и заблуждаюсь, но практика показывает, что как правило, забывались нюансы, но всё может быть...
          Участники событий - сплошь надводники, и не только пограничники. Для них - всё "горбатый", что БДР, что БДРМ... не думаю, что это критично drinks
          1. +3
            Сегодня, 12:00
            Повторяю, БДРМы, в количестве семи корпусов (К-51, К-84, К-64, К-114, К-117, К-18, К-407) никогда не были на ТОФе. Вся их служба прошла и проходит на СФ. Межфлотские переходы делали корабли 667БДР. Последняя К-44 "Рязань". Старший на борту был нынешний Главком Моисеев А.А.
            1. +4
              Сегодня, 12:25
              ну и ладно, спорить с подводником по подводным лодкам - дело тухлое... wassat
              в печатной версии уточню, может даже по приказам ВМФ, была-не была ... сам факт входа лодки проекта 667 от БДР или "толще" одновременно с выходом "Бдительного" - медицинский факт. soldier
    2. +13
      Сегодня, 10:04
      faiver (Андрей), уважаемый,маленький косяк автору простителен, к АПЛ, вроде как, он отношения не имел и не имеет. Может историки ТОФа меня поправят, НО! АПЛ пр. 667 БДРМ на Камчатке не базировались и в Авачинскую бухту не заходили. Скорее всего, возвращался БДР. С СФ на ТОФ подо льдами Ледовитого океана несколько АПЛ пр. 667БДР проходили в 80-е годы века 20-го, видимо, дорогие "партнёры" и решили что-то пощупать, понюхать и на зуб попробовать по следу заказа СЕВМАШа в мае 1987 года. Ведь об ускорении и гласности вся стран тогда уже слышала, правда до нового мЫшленья ещё не дожила...
      Статья написана замечательно.
      Был я хорошим октябрёнком, замечательным пионером и великолепным комсомольцем. Наверное поэтому в статье понравились мысли, что автор выделил:
      "Но СССР тогда мог не только попискивать про озабоченности, но и врезать. И врезал."; "«Володя, Москва дала добро на ВСЁ. Делай, что хочешь, но чтобы через 20 минут его в наших водах не было!» …"; "Это был простой пограничный корабль. В мирное время. Простой командир. Простой экипаж. Просто. Исполняли. Долг."...
      Автору ещё раз спасибо за работу!
      Он хоть и не кот, но ласковое слово...
      1. +5
        Сегодня, 10:13
        Цитата: Тестов
        НО! АПЛ пр. 667 БДРМ на Камчатке не базировались

        Верно, но спутать легко, БДР же тоже горбатые были.
        1. +7
          Сегодня, 10:42
          Цитата: Дырокол
          Верно, но спутать легко, БДР же тоже горбатые были

          БДРМ от БДР визуально отличался размерами... Такой "сарай" видеть было - полное удовольствие! Такая себе "кукарача"... снимаю шляпу... belay
          1. +8
            Сегодня, 11:18
            Вообще-то БДР визуально от БДРМ отличить можно только вблизи. Силуэты у них похожи.
            На фото БДР. Характерные шпигатные решётки на бортах.
            1. +8
              Сегодня, 11:20
              Вот БДРМ. В таком же ракурсе.
              1. +6
                Сегодня, 11:34
                визуально БДРМ крупнее, это хорошо видно когда он идет по фарватеру wink
                И размерности корабля это подтверждают, он на 12 метров почти длиннее, это заметно, силуэт вытягивается и "сарай" кажется ещё больше drinks

                Камчатка, ка Вы и сами знаете, под завязку была "набита" знатоками - наверное, процентов 60 населения были связаны с военными моряками, а уж то, что каждый житель себя считал "большим специалистом " - это данность, куда от неё денешься wassat

                Например, как определить - какой корабль заходит в Авачу? Ну идет себе серийный 1124... - ан нет - кто-то обязательно увидит свои признаки, и по всей бухте уже гудит: идёт "Решительный", не "Бдительный" или "Смелый", а именно "Решительный" soldier
                1. +2
                  Сегодня, 12:02
                  Размерения БДРМ и БДР сопоставимы. Визуально их различить можно только на достаточно близком расстоянии.
                  1. +4
                    Сегодня, 12:11
                    Вот тут я "упрусь рогом", извините laughing
                    12 метров длины - это почти 10% общей длины лодки, силуэт вытягивается, визуально это заметно.
                    Вам, проходившему службу на лодке, могут эти нюансы быть привычными, и можете не обращать на них внимание.

                    Вообще-то это норма для восприятия, на Ваш взгляд все надводные корабли примерно одинаковые, а уж отличить пограничника от флотского сможете при рассмотрении только в упор. Это так и есть, ничего тут особенного, так устроен человек и его восприятие. wink

                    Для надводника же АПЛ - это чудище великое, к нему обращено всё внимание.
                    А для пограничника распознать силуэт - составляющая профессиональной деятельности, альбомы у сигнальщиков были очень подробные, и не только официальные - многие корабли имели и свои "запасы" фотографий и силуэтов.
                    Как-то так soldier
                    1. +1
                      Сегодня, 12:14
                      Когда часть корпуса ПЛ находится под водой из-за заливания носовой и кормовой оконечности, на дистанции в пол мили вы не заметите этих метров. А силуэты, повторяюсь, очень схожи.
      2. +6
        Сегодня, 10:39
        Цитата: Тестов
        Он хоть и не кот, но ласковое слово...

        И ещё как!...

        А БДРМ действительно на КТОФ не имел постоянного базирования, флотилия укомплектована была А, Б, БД и БДР , БДРМ приходил на усиление, сбегался весь Петропавловск посмотреть, как это чудо-юдо заходит в Авачу... smile
        и действительно, к подводному флоту отношение имел только опосредованное - начинал учебу в подводном классе и практику на лодке проходил, на этом и все познания... историй и там хватало, время было весёлое lol
        1. +3
          Сегодня, 11:54
          Уважаемый автор! "БэДэхи" - тоже корабли СФ. Не слышал я , чтобы они в Авачинскую бухту заходили...Хотя... ведь смогли с К-92 ракетой по КНР попасть...
          1. +5
            Сегодня, 12:21
            На практике какая-то часть нашего класса была на БД...
            Я, например, вообще считал, что "Азуха" на Камчатке появиться не могла от ветхости... а она там была во всей красе... bully
            Так что себе сам гол забил, когда готовил статью... request
            1. +2
              Сегодня, 12:30
              Корабли проекта 667А были построены в количестве 34 единицы. Из них 10 единиц было построено в Комсомольске на Амуре.
              1. +4
                Сегодня, 12:35
                ещё в училище считали их "уходящей натурой", а к середине 80-х годов уже и не вспоминали, а они ещё пыхтели, врагу назло drinks
        2. +2
          Сегодня, 12:28
          БД, кстати, построенные в количестве 4 единиц служили исключительно на СФ в составе 3 флотилии ПЛ, Гаджиево.
          1. +3
            Сегодня, 12:33
            на них у меня почти треть класса служила...
            Мне не довелось, бывал на других проектах smile
            а больше всего понравилось на 641... настоящая подлодка, дас... bully hi
            1. +2
              Сегодня, 12:44
              Да кошмар кошмарный. Я по работе как-то провел в море 2 недели на ПЛ проекта 636. Мрак. Полный.
              1. +2
                Сегодня, 12:52
                Цитата: 955535
                Да кошмар кошмарный. Я по работе как-то провел в море 2 недели на ПЛ проекта 636. Мрак. Полный.


                Как-то меня уже в нулевые решили друзья попугать - пригласили на 636-ю... привели, посмотрел ЦП, дальше не довелось - вмешалось флотское гостеприимство... да уж... когда я сказал, как меня принимал одноклассник на ДПЛ - они обиделись сначала, а потом спросили - а на какой лодке? Я им говорю - да на 641-м, на Магадане... у них "лапа к уху" потянулась, сразу налили ещё drinks
      3. +7
        Сегодня, 10:39
        Был я хорошим октябрёнком, замечательным пионером и великолепным комсомольцем. Наверное поэтому в статье понравились мысли, что автор выделил:

        А у меня с комсомольской юностью не срослось - организацию убили как раз когда я готовился вступать в комсомол. Все лето терзал многотомное издание трудов Ленина, сборники работ Макса и Энгельса, вырезки из газет от Партсъездов…
        а 1 сентября прийдя в школу узнал, что труды напрасны, надо было читать Войну и Мир Толстого…
        1. +2
          Сегодня, 12:40
          Цитата: Коте пане Коханка
          Все лето терзал многотомное издание трудов Ленина, сборники работ Макса и Энгельса, вырезки из газет от Партсъездов

          hi В 1974 г такого не требовали..... request
          1. +4
            Сегодня, 14:49
            Конечно не требовали, но я будучи подростком относился к данному вопросу очень серьезно. Кроме того «тапки дали» лавры дядьки - который занял первое место по области написав сочинение «Моя родина Советский Союз». На том момент физик-ядерщик, к.ф-м.н. и т.д.
            Псы. Недавно перебирал свои детские книги, как минимум 10 о В.И.Ленине.
            Хорошо - это или плохо, не знаю. По сути, в содержании ничего тлетворного нет. Аналогичные сегодня встречал, только один раз - о Королеве.
            1. 0
              Сегодня, 15:14
              Цитата: Коте пане Коханка
              Недавно перебирал свои детские книги, как минимум 10 о В.И.Ленине.
              Хорошо - это или плохо, не знаю. По сути, в содержании ничего тлетворного нет

              До сих пор есть Мариэтта Шагинян лениниана....
      4. +4
        Сегодня, 11:25
        уважаемый, маленький косяк автору простителен
        - да я и не в претензиях, написано душевно, приятно читать ... hi
      5. +2
        Сегодня, 14:16
        Был я хорошим октябрёнком, замечательным пионером и великолепным комсомольцем. Наверное поэтому в статье понравились мысли, что автор выделил:
        "Но СССР тогда мог не только попискивать про озабоченности, но и врезать. И врезал."; "«Володя, Москва дала добро на ВСЁ. Делай, что хочешь, но чтобы через 20 минут его в наших водах не было!» …"; "Это был простой пограничный корабль. В мирное время. Простой командир. Простой экипаж. Просто. Исполняли. Долг."...
        Автору ещё раз спасибо за работу!
        Он хоть и не кот, но ласковое слово...

        (c) "Красные линии, говоришь?.. Ххэ"
  4. +10
    Сегодня, 05:45
    Автору - спасибо за статью!
    Жду новых публикаций.
    1. +3
      Сегодня, 14:41
      Спасибо!
      Надеюсь, скоро будет winked
  5. +11
    Сегодня, 06:42
    С морем никак не связан, поэтому читал с большим интересом!
    Да уж, служба морская вот такая она.. Это какие нервы должны были быть у моряков, идущих на таран, на верную смерть!
    Спасибо автору! Пишите еще! good
    1. +6
      Сегодня, 10:01
      Цитата: ваш вср 66-67
      читал с большим интересом!

      Спасибо, старался winked

      Цитата: ваш вср 66-67
      Это какие нервы должны были быть у моряков, идущих на таран, на верную смерть!

      Чувство долга и правоты... soldier
  6. +9
    Сегодня, 07:28
    Спасибо.
    Это нормальная настоящая авторская статья на ВО.
    1. +5
      Сегодня, 10:02
      Спасибо wink
      Сам на статьях ВО и учусь drinks
  7. +2
    Сегодня, 08:38
    ПСКР «Бдительный» пр. 1124

    Позанудствую...
    Малые противолодочные корабли проекта 1124 «Альбатрос» (кодовое обозначение НАТО — Grisha-class corvettes) — серия советских малых противолодочных кораблей (МПК) 3-го ранга, строившихся в 1970-е — 1980-е годы для Военно-Морского Флота СССР в составе двух основных серий (проекты 1124 и 1124М, затем 1124МУ). Строились также версии пограничных сторожевых кораблей 2-го ранга (проекты П1124 и 1124П).
    hi
    1. +6
      Сегодня, 10:05
      Цитата: Gomunkul
      Позанудствую...

      Давайте! жгите!
      На флоте ранжирование было своё.
      В МЧПВ КГБ СССР ранг корабля был на 1 ступень выше. МПК пр.124 - действительно, всего корабль 3 ранга. У пограничников - это сторожевой корабль 2 ранга. И должности на корабле - тоже на единицу выше. wink

      И ещё: очень многие статьи на форумах, даже специализированных по проектам кораболей следует использовать... с некоторой осторожностью... И вооружение, и годы и размерности - могут переврать, иногда неосознанно - собирал человек всё в кучу из разных источников. Потом это даже в печатные издания попадает.
      Читаешь - ну ерунда полная... Но подписана каким-нибудь адмиралом или ещё кем-то, кто с этими кораблями рядом не стоял... такое бывает часто, и мне попадаются такие ляпусы очень часто...
      1. +4
        Сегодня, 11:27
        Цитата: Василий_Островский
        В МЧПВ КГБ СССР ранг корабля был на 1 ступень выше. МПК пр.124 - действительно, всего корабль 3 ранга. У пограничников - это сторожевой корабль 2 ранга. И должности на корабле - тоже на единицу выше.

        У МЧПВ даже пр. 205П водоизмещением 245 т числились кораблями - ПСКР. В то время как их основа - пр. 205 - у ВМФ был катером. smile
        1. +3
          Сегодня, 11:37
          Цитата: Alexey RA
          У МЧПВ даже пр. 205П водоизмещением 245 т числились кораблями - ПСКР. В то время как их основа - пр. 205 - у ВМФ был катером.


          Именно! И не просто ПСКР, а ПСКР 3 ранга!
          А в реалиях, да без ракетных пусковых - катер и катер, просто велосипед... А служили эти "велосипеды" не только на Балтике и Черном море, но и в Шикотанской бригаде ПСКР и в Находке. И давали "дрозда" супостату - за счет своей скорости и маневренности drinks soldier
          1. +2
            Сегодня, 15:58
            Цитата: Василий_Островский
            Именно! И не просто ПСКР, а ПСКР 3 ранга!

            Ага... при том, что у ВМФ "третьерангами" были СКР-"тысячетонники" - пр. 50, 159, 35.
            Тётя Вика клевещет, что есть ещё ПСКР 4-го ранга - водоизмещением меньше 100 т. smile
            1. +2
              Сегодня, 17:04
              Цитата: Alexey RA
              Тётя Вика клевещет, что есть ещё ПСКР 4-го ранга - водоизмещением меньше 100 т.


              Эта тётя про сегодняшние пишет, про проект 03050 водоизмещением 131 тонну, в советские времена тоже были "малыши", но на другом ТВД...

              В обзорной статье, возможно, смогу обобщить, но это будет не интересно - когда сам не видел - не трогал, то получится сухо и по-канцелярски, увы ... drinks
  8. +2
    Сегодня, 09:10
    У нас на "Кирове" однажды "залипли" звонки. Что там хотели сказать в рубке, то ли один звонок (рассыльный наверх), то ли три (слушайте все!), но получился один длинный звонок. Боевая тревога!!! Думаете хоть кто то дернулся из кубрика? Щас.. Единственная реакция - "Дневальный, заткни фонтан!!!". Техническое решение - газетка между бойком молотка и колоколом.
    1. +5
      Сегодня, 10:17
      "Киров" был в таких изводах, что глаза разбегаются. И артиллерийский крейсер, и атомный ракетный крейсер, и тральщик, и пограничник ... Корабль может быть в ремонте, доке, консервации, стройка-достройка и прочие к БГ не имеющие состояния...
      Чем меньше уровень боеготовности, тем более наплевательское отношение экипажа к службе. Не думаю, что будучи "под приказом" экипаж самого разболтанного корабля будет дрыхнуть по сигналу тревоги. Ну, а если до такого дошло - то топить такой корабль нужно, он уже опасен для страны...
      1. +1
        Сегодня, 10:23
        ТАРКР "Киров", 1991-1992 год, г. Североморск. Мы вроде бы первую курсовую задачу даже вымучили, но это не факт. "Хода нет и не будет" @ кап 2р Федоренко. По хорошему с ним надо было определяться еще в 1991 - 1992 году, после дока (а еще лучше до докового ремонта). Или на полный ремонт, или на списание.
        1. +5
          Сегодня, 10:30
          На ТАРКР "Киров" пришлось бывать, очень коротко, ознакомительно в советский период ... Потрясала его мощь и размеры, было чувство гордости за то, что "Могём!" и что нос утерли амерам ... hi
  9. +5
    Сегодня, 10:27
    Цитата: Тестов
    что автор выделил:
    "Но СССР тогда мог не только попискивать про озабоченности, но и врезать. И врезал."; "«Володя, Москва дала добро на ВСЁ. Делай, что хочешь, но чтобы через 20 минут его в наших водах не было!»

    Выделял сознательно, в то время, даже размазывая сопли про гласность, вожди защиту страны отменить не решались, вещи назывались своими именами... позже уже начали промывать мозги, что вызывало сначала недоумение у офицеров и матросов, а потом и неприятие - и в результате с 1991 года пошло массовое увольнение офицеров, не желавших служить "чего изволите"...

    В оригинале, как и в жизни, слова командира дивизии содержали прямое указание на происхождение и пол американского корабля, но это уже не пропускается, может - и правильно, вдруг дети читать будут? (а дети уже и не то знают...)... wassat
    1. +4
      Сегодня, 11:16
      вдруг дети читать будут?
      В разделе "Правила сайта" (который обычно никто не читает) висит иконка "18+".
      Спасибо, Василий! Было интересно!
      1. +3
        Сегодня, 12:02
        Цитата: 3x3zsave
        В разделе "Правила сайта" (который обычно никто не читает) висит иконка "18+".

        Антон, Вы давно на современных детей смотрели? Они нам ещё расскажут drinks

        Ну, всё едино - вырезали, пусть так и остаётся... В печатной версии всё будет как написано winked
        1. +2
          Сегодня, 12:41
          Антон, Вы давно на современных детей смотрели?
          Давненько, младшему 21 в декабре.
          1. +2
            Сегодня, 12:47
            дас... мои младшенькие в декабре почти 40 раскатают... drinks
  10. +4
    Сегодня, 10:57
    Профукать атомный ракетный крейсер потенциального противника до входа в территориальные воды, да еще и в момент входа-выхода стратегического корабля в бухту, то есть в самый уязвимый момент. И это в СССР. А сейчас и профукивать нечем. Ни средств обнаружения, ни патрулирования, ни силового воздействия
    1. +5
      Сегодня, 11:08
      Вы правы, хлопать ушами умудрялись всегда и везде и во всех странах...
      Некоторые "проколы" будут приведены в следующих статьях, правда - фоном к рассказу...
    2. +5
      Сегодня, 11:33
      Цитата: Иван_1234
      Профукать атомный ракетный крейсер потенциального противника до входа в территориальные воды, да еще и в момент входа-выхода стратегического корабля в бухту, то есть в самый уязвимый момент. И это в СССР.

      Перестройка - Гласность - Ускорение, чтоб их всех... sad
      Подозреваю, что засекли американца раньше. А потом судили и рядили - что с ним делать. Ну и дозаседались, пока он по Авачинскому заливу не стал рассекать.
      На Чёрном море в 1986 году РКР "Йорктаун" и ЭМ "Кэрон" точно так же вошли в наши террводы на 6 миль. В тот раз их вообще никто не тронул.
    3. +1
      Сегодня, 11:42
      В начале 80-х целую АУГ профукали, которая к Курилам вышла
      1. +3
        Сегодня, 12:56
        Да, к сожалению, мог бы быть "Пёрл Харбор" в советской версии... были и такие просчёты... много чего было - и великие достижения, и великие ошибки...
        1. 0
          Сегодня, 19:25
          Прекрасная статья!!!

          Недавно по одному из ...дцати телеканалов был сюжет о провокации американской АУГ в районе Курильских островов.
          В сюжете было заявленно, что "морские ластоногие" янки убили расчёт наблюдательного поста или "радиопеленгующей" станции на одном из островов!
          Так ли это?
          Или "утка" времён "перестройки"?
  11. +2
    Сегодня, 11:28
    Автору огромное спасибо за его труд. Вроде все это и происходило на глазах, но сколько нового узнаешь о своей стране, которая "кроме галош ничего делать не могла". Побольше бы таких статей, глядишь и стало бы ВО тем добрым ВО, каким было когда - то.
    1. +3
      Сегодня, 13:03
      Не буду оригинальным, и меня покоробила риторика вождей на тему "галош"...
      В отличие от "новых достижений неимеющиханалоговвмире" - океанский флот и сильная армия, со всем имевшимся у них бардаком - были, и с ними считались и боялись...
      И мы не тряслись - стрелять или не стрелять. Моя страна - я готов жизнь за неё положить. Это была альфа и омега выбора военной профессии. И не по "контракту", получить льготы... хотя получать их было приятно, отрицать не буду... hi
      1. 0
        Сегодня, 16:01
        Василий_Островский, прошу извинить, что не по теме, но очень хотелось бы узнать мнение так сказать человека причастного. Как вы относитесь к пограничным катерам проекта 133 "Антарес РА", почему после достаточно успешной эксплуатации на Черном море и Каспии они не имели продолжения, ведь есть современный проект модернизированного катера на подводных крыльях проекта 133РА "Антарес РА"?
        1. +2
          Сегодня, 17:09
          Знаете, это был феноменальный катер - 60 узлов выдавал без нервов!...
          На тяжелых ТВД его не использовали, сами понимаете - нет условий...
          Но это был, всё-таки, катер, не корабль.

          Не только "Антарес" почил в бозе... перечислять - только слёзы лить... не тот масштаб у наших вождей, тут как без Высоцкого: "Настоящих буйных мало/..." am soldier
    2. +1
      Сегодня, 16:16
      Цитата: жучок120560
      Вроде все это и происходило на глазах, но сколько нового узнаешь о своей стране, которая "кроме галош ничего делать не могла".

      И когда же это ВВП такое сказал? wink
      Напомню, что было сказано после галош:
      У нас была оборонка – классная, сильная, и мы ею гордимся до сих пор. Мы благодарны нашим дедам и нашим отцам за то, что они создали после Великой Отечественной войны такую оборонку.
      Из зала: …И первый спутник.
      В.Путин: И первый спутник, и первый человек в космосе – это наша общая гордость, это достижения советской власти, которыми мы все гордимся. Это общенациональные достижения.

      А пресловутые галоши - это товары народного потребления. Которых либо не было вообще, либо были такого качества, что просто ой. Те же ВАЗовские автомобили, которые без повторной проверки по списку ОТК, протяжки гаек, регулировки замков и т.д. за ворота автоцентров выпускать было нельзя (завод лукаво назвал это "предпродажной подготовкой" и отзывал гарантию на а/м, купленные без её проведения). Причём об этом открыто писалось в советской прессе уже во второй половине 70-х - как советский человек, отстоявший в многолетней очереди и купивший автомобиль за многие тысячи, получает на руки полуфабрикат.
  12. +1
    Сегодня, 11:31
    Благодарность автору. Жду, когда что-либо появится про "десятки", пр. 10410. Неплохие были ПСКР. Хоть я и сухопутный, но довелось на их борту харчеваться и шишки набивать!
    1. +2
      Сегодня, 13:06
      Спасибо на добром слове... wink
      Про 10410 личного опыта, а соответственно и личных эмоций, к сожалению, не было... Поговорю с ребятами, "пахавшими" на нём, может что-то и родится... soldier
      А вот про "харчеваться" - это совсем скоро!
  13. +1
    Сегодня, 11:41
    1124П разве в погранцах были а не во флотилии ОВР?
    Отличный материал!
    1. +3
      Сегодня, 13:11
      Именно, сам проект с индексом "П" означал заказ от МЧПВ КГБ СССР. А вот приём его в войска - очень было не ровно: например, одновременно для погранвойск строились и 1124П, и 1124, часто на разных заводах, иногда "смешивали и взбалтывали"...

      Многие ресурсы в инете врут, в том числе и Вики, про строительство кораблей этой, да и не только этой, серии. Так что - доверяйте свидетелям и участникам, они хоть и соврут - но во благо! drinks
  14. +3
    Сегодня, 12:38
    Вот это охрана границы! Молодцы! Спасибо, что поделились такими воспоминаниями. Зато сейчас - сплошные озабоченности да линии.
    1. +2
      Сегодня, 13:13
      В те времена далёкие/ Теперь почти былинные? ... (В.Высоцкий)
      Не было даже такого понятия - "красные линии", во всяком случае - на нашем уровне.... soldier
  15. +1
    Сегодня, 12:44
    35 узлов, и в узкости ему на полном ходу пришлось расходиться с РПКСН проекта 667БРДМ, в просторечии – «горбатым», за массивный горб ракетных шахт за рубкой. Командир «горбатого» обалдевшими глазами и покручивая пальцем у виска смотрел на самоубийцу-пограничника и потенциального автора ядерного взрыва, который несется как сумасшедший по фарватеру…

    и в чем командир АПЛ неправ?

    Полчаса не решали ничего, в конце концов морская авиация еще быстрее...

    А статья-хороша...
    1. +3
      Сегодня, 13:22
      Командир АПЛ - прав двести раз!!!
      Командир ПСКР - прав не меньше!
      "Приказ начальника - закон для подчинённых. Приказ должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок" - просто по памяти...
      И полчаса решали всё. Этого времи достаточно для приведения УРО крейсера в боевое положение, ввода данных в ракеты и нанесение обезоруживающего удара по базе РПКСН.

      Это же не пузатые полупьяные дяди припёрлись на полудохлой яхте - это вполне себе мощнейший НК ВМС США пришел к базе ракетных лодок - основной угрозе самим США, и нервяк был уже раскручен до вполне себе открытия огня.

      Если бы командир ПСКР жевал сопли - то и страны уже давно бы не было... и так - везде... negative

      А еще напомню, что уже офицеров начали потихоньку шельмовать через СМИ... И чего ему дёргаться? Сидел бы в базе, а лучше - продал бы торпеды амерам, на магнитофон бы заработал... am

      Ничего личного. Только... служба soldier
      1. +1
        Сегодня, 13:53
        Цитата: Василий_Островский
        И полчаса решали всё. Этого времи достаточно для приведения УРО крейсера в боевое положение, ввода данных в ракеты и нанесение обезоруживающего удара по базе РПКСН.
        belay а что и мешало привести его в боевое положение ДО захода в террводы СССР (что и было наверняка сделано? Для удара же не нужно входить в террводы.
        Цитата: Василий_Островский
        Если бы командир ПСКР жевал сопли

        георев не судят, но в случае тарана АПЛ-осудили бы
        1. +2
          Сегодня, 14:30
          Это из цикла "если бы бабушка была дедушкой..." wassat
          Нам не ведомо, что хочет сделать противник, и на что он решится. Поэтому - "каждый сверчок знай свой шесток", не стоит из командира корабля делать Генерального секретаря ЦК КПСС или министра обороны.

          Поставленную задачу выполнил? Молодец! Не выполнил? Под суд. am
          Много солдат знает планов министров-капиталистов-врагов Отечества? Да ни одного!
          Но встает и идёт в бой, под пули и взрывы... и низкий ему поклон...

          А кто занят у нас рассуждениями на тему - "а зачем ему воевать"? "А вот надо было Ленинград сдать, а вот надо было плана Барбаросса почитать"... фу, мерзость какая.... Вот правильно - этим заняты люди, своей Родины не имеющие, и желающие смерти и гибели и солдату, и стране...
          Вот так - подойдёт?
          1. 0
            Сегодня, 15:16
            Цитата: Василий_Островский
            Вот так - подойдёт?

            Да всё подойдет! yes
    2. 0
      Сегодня, 16:27
      Цитата: Ольгович
      Полчаса не решали ничего, в конце концов морская авиация еще быстрее...

      А быстрее ли? Пока родят приказ, пока он дойдёт до полка, пока штаб полка подготовит свои документы, инструктаж, запуск, рулёжка и взлёт... в общем, ПСКР уже успеет добежать до супостата. smile
      В статье, кстати, написано про время реакции ВМФ - кораблей и МА:
      P.S. Через час подтянулся флотский СКР пр. 1135, он дымил, как самовар. Американец, как свидетельствуют акустики, шлепал себе тихонько под реактором, только винты были слышны немного, а от нашего пр. 1135 шел грохот на весь океан. Через некоторое время появилась наша морская авиация и развлекалась, отрабатывая заходы и атаки.
  16. +1
    Сегодня, 13:18
    Автора прошу продолжать своё творчество. Отличный очерк.
    1. +3
      Сегодня, 13:27
      Спасибо, конечно, но до литератора мне - ну как до Африки пешком...
      Ну что ж, будем совершенствоваться drinks
      1. +1
        Сегодня, 13:42
        Скромность конечно украшает человека, но ни я один Вас прошу продолжать показывать нам Ваши публикации. Спасибо.
        1. +2
          Сегодня, 14:21
          Спасибо,
          уже вычитываются, в продолжение...
          Надеюсь, что скоро drinks
  17. 0
    Сегодня, 15:44
    Спасибо. Сейчас только и осталось что вспоминать. Нет уже такой боевой мощи у КТОФ какая была в советское время. Многие военные части давно уже расформированы, техника выведена из строя или устарела, новой техники мало. Благо самураи, флот которых сейчас один из крупнейших в Азии, особой агрессии не проявляет.
    1. +1
      Сегодня, 17:24
      Цитата: Евгений_Свириденко
      Спасибо. Сейчас только и осталось что вспоминать.


      Не вспомним мы - не вспомнит никто. А потом будем удивляться - почему история у нас начинается с времени очередного правителя...
  18. +1
    Сегодня, 17:08
    Вроде бы простые и незатейливые очерки, с юмором и динамикой. Но это же квинтэссенция, на такую "простую" тему: как надо службу служить?
    И читается хорошо, прямо как рассказы Гайдара (старшего, конечно) в детстве, легкое перо, как говорят.
    Не бросайте ни в коем случае, пока есть еще кому и что вспомнить, но ведь уходят люди, а с ними - и факты.
    1. +1
      Сегодня, 17:32
      Спасибо, очень неожиданно...

      Домашним надоел, вот и решил "излагать в письменном виде" feel

      Читал юбилейное издание посёлка на Дальнем Востоке, где в числе сооснователей был родственник аж с 1894 года... А в "юбилейке" - вся история основания - 0 и фиг десятых строк... ничего, оказывается, до 1929 года - не было... такая досада взяла - ну как же можно взять и отказаться от своей истории? Дураки и чиновники - вот истинная причина беспамятства... Дуракам - всё равно, а чиновникам - как бы что "неоднозначного" не всплыло... слово-то какое - "неоднозначно"...
  19. +1
    Сегодня, 18:10
    "Справка: ПСКР «Бдительный» пр. 1124 спущен на воду 18.04.1981 года на Хабаровском судостроительном заводе, введен в строй 25.09.1981 года, списан в 1998 году..." - кстати и "Арканзас" списали в 1998 году. Дорогой в обслуживании оказался для янки. P.S.Статью пробитал на одном дыхании! Ждем от Автора новые статьи!
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      Сегодня, 18:36
      Спасибо belay

      Страну списали в 90-е... это покруче крейсера...

      Только это написал, потом - стёр...

      И вот:
      "Госдума отказалась повышать оклады срочникам, сославшись на то, что срочная служба это "не работа", а у ВС РФ есть "более неотложные нужды".

      Комитет Государственной думы по обороне единогласно рекомендовал отклонить поправку об увеличении ежемесячного денежного довольствия военнослужащим по призыву до ошеломительных 7 500 рублей. Напомним, что сейчас оно составляет 2 758 рублей.

      Первый зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев заявил, что повышать оклады срочникам в текущих условиях - неправильно.

      «В условиях СВО лучше штурмовикам платить больше. А солдаты-срочники находятся на полном государственном обеспечении - от завтраков, обедов и ужинов до полного обмундирования. Это не работа, за которую следует начислять зарплату, а выполнение долга перед Родиной... Это точно не та статья бюджета, на увеличении которой нужно сейчас непременно сосредоточиться - у нашей армии есть и гораздо более неотложные нужды», — сказал Журавлев.
      Ранее заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин заявил, что его поправка позволит вырвать солдат по призыву «из по-настоящему тяжелого материального положения» и требует лишь доли процента на финансирование

      «Утверждать, что срочная служба никак не похожа на работу, может только тот, кто её не проходил. Ведь помимо занятий по боевой подготовке на солдатах часто лежит хозяйственная нагрузка - строительные работы, ремонт и обслуживание техники, полигонов, другого имущества», — возмутился депутат.
      По словам Делягина, в Минобороны России «концептуально поддержали» его идею повышения, на что потребовалось бы дополнительно 16,8 миллиарда рублей в год.

      Со своей стороны отметим, что военнослужащие срочной службы с первых месяцев СВО несут службу на границе России и Украины, участвуя в обороне приграничных регионов, обеспечении режима КТО, охране неба от беспилотников, а также иногда непосредственно вступают в бой, как это было в Курской области, неся при этом потери".

      И как вот это всё у нас уживается - в одном флаконе? И какой нас ждёт новый трудовой подвиг законодателей? А мы тут про флот... А он - был ... к сожалению - в прошедшем времени...