Артиллерийский танк по-фински
Гаубица имела довольно большие габариты казенной части и не могла быть размещена в существующей башне. Но от установки ее неподвижно в корпусе военные отказались. Таким образом, назрело решение — изготовить для танка новую увеличенную башню, а гаубицу для сокращения длины отката дополнить новым дульным тормозом. Первый изготовленный вариант ВТ-42 поступил на испытания в сентябре 1942 г. Он получил увеличенную башню, изготовленную из старой, но с увеличенным вверх и назад боевым отделением (оно получило новую кормовую нишу, сваренную из плоских броневых листов).
Так как гаубица имела раздельное заряжание, вести огонь из нее можно было только с места. Радиостанции не было. Испытания проводились в танковой бригаде и закончились неудачно. Танк был отправлен на VTT для доработки в конце сентября, но вскоре он под номером R-702 был принят за Эталон в постройке серии. Корпуса трофейных БТ-7, предназначенных для переделки в ВТ-42 тщательно ремонтировались в танковом центре и Lokomo Ltd. Здесь шла полная переборка, ремонт и регулировка двигателей, трансмиссии и заделка пробоин в бронекорпусе. Затем после проведения коротких испытаний на ходу, шасси поступали для вооружения. Переделка башен и артиллерийских систем (главным образом, установка на них дырчатого дульного тормоза и увеличение давления в тормозе отката) велись в VTT в Юваскила, после чего окончательная сборка ВТ-42 проводилась в танковом центре в Варкаусе. Первый серийный танк ВТ-42 поступил в распоряжение штурмового танкового батальона 26 февраля 1943 г. Всего на вооружение финской армии их было поставлено 18 машин. Несмотря на то, что процесс изготовления штурмовых танков ВТ-42 занял меньше года, на его реализацию но мнению финских военных ушло очень много непроизводительно затраченного времени и сил, главным образом потому, что проводящийся ремонт захваченных Б'Г-7, не позволял использовать фабричные корпуса для других работ.
Кроме того, боевое применение показало, что танки оказались неудачными в бою. Даже не говоря о ненадежности ходовой части и двигателя, раздельное заряжание, легшее на плечи ОДНОГО человека, вкупе с неудачным размещением боекомплекта и теснотой боевого отделения, не позволяли в боевых условиях производить сколько-нибудь значительное количество выстрелов. Работа наводчика на механизмах наведения быстро утомляла его. К тому же дальность прямого выстрела гаубицы была незначительной, а проникающая способность бронебойного выстрела заставляла желать лучшего. Таким образом, уже осенью 1943 г. артиллерийские танки ВТ-42 штурмового батальона начали заменять поступающими из Германии StuG -40. 7 декабря 1943 г. все ВТ-42 были сведены в новую отдельную танковую роту, где они спокойно состарились. Ничем особенным в боях 1943-44 гг. эта рота себя не проявила.
До 1950 г. в финской армии имелось 10 танков указанного типа, которые были переведены после войны в состав учебных машин. Затем еще шесть лет в армии числился один ВТ-42, ныне доживающий свой век в танковом музее в Парола. Одна машина этого типа, захваченная Советской армией летом 1944, была доставлена на территорию Ленинградского Артиллерийского полигона, где по распоряжению Федоренко подверглась испытанию на ходу, причем «пришла в негодное состояние». Дальнейшая судьба ее неизвестна.
Информация