Убийцам Сухого стоит перейти на сладкое

37 063 82
Убийцам Сухого стоит перейти на сладкое

Вообще это уже было какое-то количество лет тому назад. Именно под этим флагом шведы пытались протолкнуть на мировой рынок свой JAS 39 Gripen серии «Е». Получилось… получилось так себе.

Хотя, надо отметить, кое-кто заинтересовался «Грипенами». Первый такой весь из себя крупный покупатель-производитель по лицензии – Бразилия. Но с бразильцами карнавал отдельный, а вот все предыдущие попытки пристроить «Грипен» хоть куда-то увенчались успехом лишь относительно: Венгрия (12 шт.), Чехия (12 шт. в аренде), Таиланд (11 шт.) и ЮАР (24 шт.). Причем, злые языки утверждают, что основное большинство южноафриканских самолетов небоеспособно. Техника «белых господ» как-то вот в африканских руках не очень… если она не советская, правда.



Так вот, «изюминка» всей истории в том, что тот «Грипен», еще серии «С», тоже выставлялся на продажу под вывеской «Убийца Сухого». Правда, никаких тому подтверждений не было и во время эксплуатации «Грипенов» ни один «Сухой» не замочил крыльев, но тем не менее.

И ладно Венгрия и Чехия, у них еще был вполне приличный шанс встретиться с «Сушками», да и у Таиланда (совершенно миролюбивой страны, заметим), учитывая близость Китая и Индии. Тоже был шанс, но вот ЮАР… Так дешево купиться на рекламу…

Сегодня вырисовывается нечто похожее, только с «Грипеном» серии «Е» и в более агрессивной манере. Это нормально, учитывая то, что шведы хотят от души поторговать своими самолетами. Руководство концерна Saab даже наняло в качестве промоутера-менеджера бывшего главнокомандующего ВВС Швеции Матса Хельгессона, дабы он привлек свои связи и наработки в околовоенном мире и сделал самолету необходимую рекламу.


На самом деле попытка более чем странная: дать имя фактически провального (с точки зрения торговли) проекта другому проекту, в надежде на то, что он вытянет. Мы пока не говорим о ЛТХ и ТТХ «Грипена», мы пока что исключительно о продажах и маркетинге. А в этом плане «Грипен», вне зависимости от буквы модели, пока что успешным считаться ну никак не может. Об этом, пусть и в сердцах, но сказал глава концерна SAAB Михаэль Йоханссон.

Мы часто не видим всех заковерных и подковерных шевелений, но множество того, что не доходит до обывателя, играет роль в решениях различных тендеров и конкурсов.

Очень сложно сказать, что в шведском самолете не так, но: несмотря на разрекламированные радары и неплохую в целом авионику, а также совместимость с вооружением блока НАТО, «Грипен» не выиграл ни одного конкурса, кроме бразильского, но там тендер шел более 12 лет и больше смахивал на политическое шоу. Впрочем, так было и в Индии, но там «Грипен» с треском проиграл, как, впрочем, и почти два десятка более мелких тендеров.

Да и в Бразилии все было не просто так: бразильцы подписали контракт, получив исходный код самолёта и полную локализацию производства на мощностях концерна «Эмбрайер». Тут понятно, что если из 100 самолетов треть делает производитель, а остальное лицензионное производство у покупателя – барыши не те.


Но что поделать, если другие покупатели предпочитали что-то иное? Вот здесь неплохой такой пример – тендер в Египте, где в полуфинале «Грипен» сошелся с таким же неудачником, «Рафалем».

Al-Masry Al-Youm, ежедневная египетская газета, издаваемая в Каире выдала вот такое:
«Самолет сразу создавался как истребитель-бомбардировщик, самый маленький и легкий из натовских и с самым маленьким в плане радиуса действия, радаром. Это влияет на производительность и в конечном итоге, по совокупности данных, «Грипен» проигрывает, несмотря на ряд позитивных наработок. Но отдельные хорошие элементы, которые особо тщательно выпячиваются создателями, не могут избавить от ощущения, что это не более чем попытка навесить на скромный планер, родом из семидесятых годов прошлого века, современные системы.

Но даже это не вызывает оптимизма, так как самолету просто не хватает внутреннего пространства, чтобы разместить по-настоящему рабочее современное оборудование».

Для египтян более чем здорово изложено. Однако у «Грипена» все же есть и положительные стороны. Он заслужил репутацию очень универсального и экономичного многоцелевого истребителя, особенно для небольших военно-воздушных сил с ограниченным бюджетом, которые противостоят противникам, не использующим самолёты-невидимки последнего поколения. В принципе, это тоже можно оспорить, поскольку тот же Су-35, который никак не невидимка, увидит «Грипена» задолго то того, как шведский самолет обнаружит российского коллегу и сделает из «Грипена» отбивную.

Но стоит отметить, что «Грипен» также удобен в эксплуатации при взаимодействии с союзниками по НАТО. Он использует те же виды вооружений, он может сопрягаться в информационных сетях, он вообще как F-16 на минималках. Кроме цены.


Вот только F-16 никто никогда не называл «убийцей Сухого». Хотя он быстрее, мощнее, несет больше оружия и несет его изрядно дальше, чем «Грипен». JAS 39 – это из той же оперы, что и F-16, МиГ-29, «Мираж» 2000. То есть, однодвигательные легкие истребители с упором на маневренность и ограниченный радиус действия.

«Грипен» в этом плане один из самых легких истребителей ближнего действия в мире вообще. Модификации, которые делают в SAAB, увеличивают его возможности, но не делают «Грипен» конкурентноспособным даже в своем классе.

Между тем, класс, в котором играют все без исключения самолеты концерна «Сухой» - это тяжеловесы дальнего действия, преимущество которых реализуется в первую очередь на уровне энергетического насыщения. Что это значит? Только то, что истребитель типа Су-35 (возьмем одноместный и 4 поколения, как и «Грипен») оснащен двумя двигателями суммарной тягой 17 600 кгс, которая в переводе в единицы мощности дает 172 600 ватт. Двигатель «Грипена» тягой в 5 100 кгс даем в пересчете 50 000 ватт мощности. То есть, Су-35 может потратить в 3,5 раза больше энергии в момент времени, чем «Грипен».


На что может тратиться эта энергия, понятно: собственно, перемещение самого самолета в пространстве, работа систем обнаружения и наблюдения, работа систем защиты и так далее. То есть, российский самолет может «смотреть» дальше и его излучатели помех (например) будут значительно мощнее, чем у шведского самолета.

Да, это не обязательно, если, скажем, в распоряжении российской стороны нет суперсовременного радара с АФАР и так далее. Но радар есть, и в отличие от шведского самолета, Су-35 энергетически расположен применять более мощную технику. Физика чистого аквавита, потому что и для Су-35, и для JAS 39 формула электрической мощности одна: P = U × I (Мощность = напряжение × силу тока). И так как более мощные двигатели способны раскрутить более мощные генераторы, то и к ним, как к источникам, можно подключать более мощные РЛС и модули РЭБ. Все просто.

Приходилось встречать недовольство тем, что у наших Су-35 на оснащении до сих пор «устаревшие» РЛС с ПФАР, а не новейшие с АФАР. Резон есть, но: если силовая установка того же Су-35 способна дать 20 кВт на радар Н035 и обеспечить ему 400 км дальности работы, то вот итальянцы со своим Selex-ES Raven ES-05, который установили в обновленный «Грипен», таких подробных данных не дают. Точнее, единственное, что они разглашают – это угол обзора РЛС, 100 градусов, что все равно меньше, чем у российского агрегата. Дальность и мощность – тайна великая есть.

Однако весьма понятно, что большой и мощный радар в «Грипен» просто не поместить. Против и размеры, и мощность силовой установки. Снова физика и математика, и ничего с этим не поделать.

Кроме того, у «Грипена» есть еще одна огромная «засада» - он не шведский. Да, кое-что в конструкции там шведское, но вот начиная с итальянской РЛС и заканчивая американским двигателем… О нет, не стоит бежать в справочники, Volvo RM12 – это не что иное, как General Electric F404, ничем особо не примечательный «двигатель для неудачников». Двигатель хороший, именно на нем летали первые F/A-18 Hornet, но он древний как… как двигатель, который США могут продать кому угодно.

F404 для небольшого легкого самолета то что надо, это так. Потому в списке клиентов помимо шведского «Грипена» числятся турецкий KAAN, индийский Tejas, южнокорейский Т-50. То есть, двигатель для тех, у кого нет денег на современный двигатель. С другой стороны, 404-й действительно проверенный временем и не одним конфликтом агрегат и его единственным минусом для «Грипена» является то, что он… американский.

Здесь такая вот тонкость имеется, просто, например, возьмем Канаду. О ней речь пойдет сейчас и как раз это такой моментик забавный: ВВС Канады эксплуатируют F-35. Причем, «пингвин» наголову разбил «Грипена» на тендере. И вот, спустя три года после поражения от Lockheed Martin, Saab рассматривает возможность «второго шанса» на экспорт своих истребителей Gripen E в Канаду.

Lockheed Martin F-35 и Saab Gripen E стали двумя финалистами канадского проекта Future Fighter Capability Project (FFCP), направленного на замену устаревающих CF-18 в Королевских военно-воздушных силах Канады. В 2022 году правительство Канады объявило о выборе F-35.


Однако с тех пор, как в марте 2025 года премьер-министр Канады Марк Карни приостановил процесс покупки 88 самолётов F-35A на фоне сохраняющейся напряжённости в отношениях с США и не самых лучших новостях о применении F-35 в мире, шведы решили, что есть смысл повторить попытку.

Надо отдать шведам должное, они это выставили очень красиво: в конце прошлого месяца генеральный директор Saab Микаэль Йоханссон заявил, что компания хочет увеличить производственные мощности по выпуску самолётов за пределами Швеции, чтобы нарастить производство и удовлетворить… спрос со стороны Украины!

Ожидается, что эта страна приобретёт более 100 истребителей Gripen E. Правда, в том случае, если будет на что, потому как один «Грипен» серии Е стоит почти 100 миллионов долларов, ну а 100 таких самолетов – понимаете. Йоханссон сообщил, что компания рассматривает Канаду в качестве третьей производственной площадки после Швеции и Бразилии.

Надо больше самолетов для Украины, шведы не справятся с таким заказом, если он будет осуществляться. Канадский аэрокосмический концерн Bombardier подтвердил, что ведёт переговоры со шведской компанией Saab о производстве истребителя Saab Gripen в Канаде.
«Мы подтверждаем, что ведём переговоры с Saab о «Gripen», — сообщил канадскому изданию «The Globe and Mail» Марк Маслух, старший директор по коммуникациям Bombardier. — Bombardier готова предоставить местных специалистов, если правительство Канады решит пойти по этому пути».


Со своей стороны, компания Saab подтвердила факт переговоров с Bombardier, но не упомянула «Gripen».

«Мы продолжаем переговоры с Bombardier о различных возможностях в Канаде… для производства и расширения нашего сотрудничества с Bombardier», — сказал Саймон Кэрролл, президент Saab Canada.

Приманкой послужило обещание создать в Канаде 6 000 рабочих мест и в дальнейшем обеспечение этих мест работой.

«Программа Gripen создаст 6000 новых рабочих мест по всей Канаде, которые будут сохраняться в течение 40 лет. Это прямые рабочие места, связанные с программой и соответствующими инвестициями. Кроме того, они дают дополнительное преимущество в виде передачи интеллектуальной собственности от Saab, что помогает развивать дополнительные возможности в аэрокосмической промышленности Канады. «Gripen» будет производиться, обслуживаться и модернизироваться в Канаде совместно с нашими канадскими партнёрами после заключения контракта», — говорится на официальном сайте SAAB.

Так себе, если честно. По крайней мере, если все это ради 100 самолетов для Киева, то, во-первых, вообще не факт, что они будут выпускаться, а во-вторых – есть определенная уверенность, что до модернизации доживут не многие.

Однако, политика приговаривала и не такие проекты. Именно политическая часть сделки позволила выиграть в конкурсе F-35А и в январе 2023 года Канада заключила с Lockheed Martin сделку на сумму 14,2 млрд долларов США на приобретение 88 истребителей F-35. А шведы начали нести убытки, поскольку F-35 вытеснил продукцию SAAB с нескольких рынков истребителей в Европе и Азии.

Однако, как только Дональд Трамп занял пост президента США, в альянсе начали появляться трещины. В марте 2025 года премьер-министр Канады Марк Карни приостановил процесс покупки F-35A после того, как Трамп ввёл беспрецедентные пошлины на товары из Канады и призвал страну стать 51-м штатом США. Опять политика, видите?

Также высказывались опасения, что в случае политических разногласий администрация Трампа может использовать свой контроль над F-35 в качестве оружия, заблокировав доступ к запасным частям и обновлениям программного обеспечения.

А Карни дал понять, что страна будет искать альтернативы в Европе. Это и породило слухи о том, что в качестве альтернативы может быть рассмотрен другой претендент на контракт — Saab Gripen E.


Правда, с «Грипеном» тоже все могло оказаться неровно: запросто объявленное вето на двигатели напрочь перекрыло бы кислород шведскому самолету. Но в Европе есть еще на что посмотреть. Например, на не к ночи помянутый «Рафаль». Вариант так себе. Но кто сказал, что остальные лучше?

В сложившейся ситуации Канада, скорее всего, приобретёт 16 оплаченных самолётов F-35A и позже объявит о своём решении по поводу остальной части сделки. Вообще, конечно, для таких ВВС, как у Канады, эксплуатация двух самолетов принципиально разных конструкторских школ – это будет то еще испытание, особенно если учесть, что практически всю свою историю КВВС Канады оперировали американскими самолетами.

Шведам очень хочется отгрызть свой кусок рынка боевых самолетов. Потому эта небольшая страна с очень большим авиаконцерном прямо-таки изо всех сил сражаются за право продать свои «Грипены» хоть кому-то. Отсюда и все средства хороши, включая сказочку на тему того, что «Грипен» способен стать «убийцей Сухого». И полусухого, и полусладкого. Всего сразу.

Нет, конечно, самолет в целом вполне и действительно представляет угрозу для, скажем, для Су-17 или Су-24, чей возраст откровенно перевалил за 50 лет. Но вот если говорить о чем-то немного более современном, начиная от Су-27 и дальше, то тут полная печаль и тоска.

Скорее всего, «Грипен» останется в производстве для зарубежных рынков и будет использоваться военно-воздушными силами, нацеленными на противодействие региональным соперникам. Державы, у которых более далеко идущие планы, естественно, предпочтут что-то более упорядоченное (американские, российские, французские самолеты), что не собрано, как конструктор «Лего» из комплектующих разных стран и производителей.
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    6 ноября 2025 03:30
    Цитата: Pete Mitchell
    Вопрос: Автор - где вы находите эти первоисточники? Можно ссылку? А может рассказывая о ..
    .. особенностях шведской торговли полезно вспомнить, что SAAB/Швеция дает покупателю истребителей 100% офсет, ака обязуется наторговать в пользу покупателя равнозначную сумму. И это очень интересная опция вдобавок к неплохому самолету; а кому то и аренда понравится. Стоило бы хоть минимально затронуть идеи заложенные в эту машинку, минимум стоимость летного часа и обслуживания.
    И кстати: кому довелось ознакомиться и облетать 39 и 16 однозначно проголосуют за 39ый. Это очень неплохая машинка с приличными возможностями, изначально нацеленная на сеть… и как сказал автор: главный недостаток - американский двигатель, что дает амерам возможность душить его продвижение, чем они неоднократно пользовались
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. +2
          6 ноября 2025 05:55
          Цитата: Paranoid62
          Удивитесь - он таки есть, этот опыт.

          «Не верю»©
          И удивляться не буду, особенно заявлениям сторонних наблюдателей, а то окажется, что они и атомные бомбы на Японию бросали, и в обеих кампаниях в Ираке принимали участи...
          1. -6
            6 ноября 2025 06:02
            Цитата: ROSS 42
            «Не верю»©

            Ваши проблемы. Я просто знаю человека, о котором написал выше. приветствие мое ему - тому подтверждение winked
            1. +1
              6 ноября 2025 06:06
              Цитата: Paranoid62
              Ваши проблемы. Я просто знаю человека, о котором написал выше. приветствие мое ему - тому подтверждение

              - Кольку длинного знаешь?
              Русским по белому написано:
              Цитата: ROSS 42
              Самый оптимальный вариант сравнения - воздушный бой с участием обеих моделей, а там на месте разбираться, «кто сионист, а кто пианист...»
              1. -7
                6 ноября 2025 06:12
                Цитата: ROSS 42
                - Кольку длинного знаешь?

                Считаете себя самым умным и продвинутым? Исключительно зря, думаю, вам это еще покажут. Вашему визави я в личку отписался, кто я - он тоже в курсе.

                Ждите ответа, ваш звонок очень важен для нас... бип, бип, бип laughing
            2. +1
              6 ноября 2025 10:57
              Бродяга?
              Меверик чтоли?
              Этот да.
      2. +4
        6 ноября 2025 10:48
        Цитата: ROSS 42
        Когда бросаются такими словами, предполагается, что у их автора есть опыт и…
        Бросаются … Сам я сидел за управлением западной техники сидел как гость только, к аватарке присмотритесь.
        Свой комент я написал со слов двух лётчиков с которыми разговаривал сам, один из них мой однокашник, а второй иностранец скажем так. Оба участвовали в процессе выбора со стороны своих стран и имели возможность хорошо ознакомиться с техникой и облетать. Оба хорошо знакомы с первыми впечатлениями поляков. Оба рекомендовали 39, рекомендации одного из них реализованы, второй пока нет по независящим от него причинам. Не будьте наивны - никто не позволит проводить бой: как вы себе это представляете? Да и не летчики принимают решения, это другой уровень и учитывают другие факторы.
        Так что скромнее: если вы не сталкивались - это не значит что кто то бросается
        1. -6
          6 ноября 2025 11:10
          Цитата: Pete Mitchell
          Сам я сидел

          Цитата: Pete Mitchell
          Свой комент

          Цитата: Pete Mitchell
          Оба хорошо знакомы с первыми впечатлениями поляков.

          Цитата: Pete Mitchell
          Оба рекомендовали 39, рекомендации одного из них реализованы, второй пока нет по независящим от него причинам.

          Я их вообще не знаю и верить им не собираюсь. Некоторые сидят по уши в дерьме и говорят, что это лечебная грязь...
          Я даже Путину не верю. В 2018 он обещал поднять зарплаты медицинским работникам...Потом обеспокоился об учителях. Сегодня обе эти профессии стали примером нищеты и бесправия (особенно профессия учителя)...
          В 2019 году он рекомендовал отнестись с пониманием к увеличению пенсионного возраста в России...
          С 2022 года говорит об ударах по центрам принятия решений и чертит красные линии, но Россия всё больше и глубже вязнет в казнокрадстве, предательстве, диверсиях, убийствах, а руководство продолжает цепляться за мораторий на смертную казнь...
          Спросите у Мантурова, Чемезова, Лаврова, Медведева, Матвиенко...Спросите Вексельберга, Ротенберга, Абрамовича, - довольны ли они своим положением...
          Если вы так не живёте, это не значит, что вы знаете, как нужно жить...
          Говорить о ТТХ самолётов можно сколь угодно долго, как и ссылаться на мнение тех, кто сидел за штурвалом, но реальные качества и способности техники к БОЕВОЙ работе можно проверить только в реальном БОЮ...И это аксиома, а не теорема, которую ещё надо доказывать.
          1. +7
            6 ноября 2025 11:25
            Вы мух от котлет отделите и не надо выплескивать свою неудовлетворенность ситуацией в Стране в статью о самолете.
            Ваша наивность поражает: выбор для приобретения конкретного типа вооружения это на 50% политика и только все остальное техника и стоимость, особенно для тех кто не производит сам. Проверить в бою это прекрасная мысль - а где вы возьмете реальные данные произошедшего? Или вы верите что вам их вот так просто покажут, даже если вы союзник? С контршпионами никогда не общались? Вижу что нет такого опыта. Или вы думаете что кто то позволит довести чужого летчика до боеготовности уровня чтоб дать ему возможность поучаствовать? Так не делается. Обмены летчиками стран наты не в счет.
            Имеете что сказать по статье? А лозунгами за все хорошее не надо - здесь половина форумчан всего этого наслушались от замполитов в свое время
            1. -1
              6 ноября 2025 12:40
              Цитата: Pete Mitchell
              Проверить в бою это прекрасная мысль - а где вы возьмете реальные данные произошедшего? Или вы верите что вам их вот так просто покажут, даже если вы союзник? С контршпионами никогда не общались? Вижу что нет такого опыта. Или вы думаете что кто то позволит довести чужого летчика до боеготовности уровня чтоб дать ему возможность поучаствовать? Так не делается. Обмены летчиками стран наты не в счет.

              Вы пытаетесь внушит мне всякую ересь. По-вашему, если нет результатов поединка, то победителя определяют судьи (в вашем случае, кто гладил рукой фюзеляж, пинал по колесу шасси или ДАЖЕ сидел в кресле пилота? А давайте определять свойства самолёта по гермошлёму лётчика... fellow
              Нет результатов, значит нет права заявлять, что этот лучше, а тот хуже...
              Так я считаю, потому что эти критерии являются главным мерилом лётных характеристик...
              Может быть и войны начнут выигрывать по имеющемуся количеству солдат, техники и вооружения?
              Чувствуется, что вам очень неудобна правда, как любому любителю рассказывать о достоинствах, которых никто не видел...
              1. +5
                6 ноября 2025 13:10
                Цитата: ROSS 42
                Я их вообще не знаю и верить им не собираюсь..
                Вы сами ответили на свой вопрос, непонятно только зачем полезли комментировать. Ваше видение того как оно должно быть при выборе - извините оторвано от реальности.
                И в гермошлемах уже давно никто не летает, кроме U-2 наверное request
                1. -3
                  6 ноября 2025 13:12
                  Цитата: Pete Mitchell
                  Ваше видение того как оно должно быть при выборе - извините оторвано от реальности.

                  Зато ваше притянуто за уши...Ибо есть такая присказка:
                  «Ах, как сладки гусиные лапки! А ты их едал? Я не едал, но мой дядя видал, как их барин едал»
                  stop Гермошлем — часть защитной одежды лётчика или космонавта, входящая в состав высотно-компенсирующего костюма и высотного скафандра. Воздухонепроницаемый шлем специальной конструкции...
                  1. +6
                    6 ноября 2025 13:22
                    Рад что знакомы с литературой.
                    А мне довелось учавствовать в процессах планирования, выбора и приобретения, поэтому представляю о чем говорю. И чтобы предотвратить ваш следующий выпад - это все, до сих пор работает.
                    Не надо вписывать себя в анекдот: - Изя, а тебе Паваротти нравится? - Не. - А ты слышал? - Не, мне Мойша напел… Если не вписывается в ваше видение, это ничего не значит.
                    1. -1
                      6 ноября 2025 13:28
                      Цитата: Pete Mitchell
                      Рад что знакомы с литературой.

                      Я бы рассказал анекдот про «пиччикато» и соседа-слушателя, совершенно не разбирающегося в музыке, но итак вижу, что вы просто выпендриваетесь больше своего веса...
                      1. +3
                        6 ноября 2025 13:47
                        Для вас повторюсь
                        Цитата: Pete Mitchell
                        Вы мух от котлет отделите и не надо выплескивать свою неудовлетворенность…
                        и мир не будет в депрессивных тонах.. Попробуйте
          2. 0
            12 ноября 2025 21:56
            Где Матвиенко, где Грипен. Ничего не понял.
        2. +1
          12 ноября 2025 14:48
          У американцев была кажется, эскадрилья, добытая хитрыми способами, советской техники под это дело.
          1. +2
            12 ноября 2025 15:04
            Цитата: surok1
            У американцев была кажется, эскадрилья
            ‘Red Eagles 4477’ в глубине пустыни Невада в Тонопе и Грум Лэйк. Гоняли на 17; 21; 23 а потом и 29 там же отрабатывали, немецкие и из Маркулешты.
            Армейцы в Форт Раккере на 24ом Крокодиле и 8ках работают.
            Надо отметить они творчески подходят к adversary training
            1. +2
              12 ноября 2025 15:08
              :) Ходили слухи об особых отношениях пилотов этой эскадрильи с остальными пилотами и начальством. В общем, сами от них требовали не играть в поддавки, а потом обижались на них.
              1. +1
                12 ноября 2025 15:20
                Сама специфика работы этих эскадрилий накладывает отпечаток на их уклад. Амеры не стесняются давать свободу действий людям дающим результат, работа 160soar тому отличное подтверждение.
                4477 это были не ‘агрессоры’ в чистом виде: test & evaluation - они разрабатывали способы борьбы с нашими самолетами.
                1. +1
                  12 ноября 2025 15:36
                  Не так давно, Михаил Валентинович Ковальчук (физик) в интервью по поводу Буревестника сказал, что у нас система школьная, а у них грантовая.
                  Своих специалистов они не делают, а стремятся купить. И это им легче из-за долларовой системы. Да и из-за положения за океаном. Так получилось, что в войнах они ничего не теряли, а только приобретали. Это уникальное положение. И их пример нам не впрок. Наше положение иное.
                  1. +2
                    12 ноября 2025 15:45
                    Нельзя говорить что на стратегическом уровне они неумные - не стесняются использовать данные им возможности, всегда так было. На тактическом уровне они весьма упертые ребята и верят в то что делают.
                    Цитата: surok1
                    их пример нам не впрок
                    - не соглашусь с вами: брать хорошее никогда не вредно, вопрос как это применять; кто будет этим заниматься? Улица Знаменская в современном виде - никогда…и думаю Ковальчуку за то известно angry работы непочатый край
                    1. 0
                      12 ноября 2025 16:00
                      Я думаю это дело как с "конвергенцией" двух принципиально разных подходов. Нельзя возводить конкуренцию в культ, нельзя возводить в культ "едино-личность". Там только палец дай, единоличники по локоть откусят. Как соблюсти меру, вот вечный вопрос. Не услужишь двум господам, богу и мамонне. Или одного будешь нерадеть, или другого. Их подход расточителен.
                      1. 0
                        12 ноября 2025 16:17
                        Цитата: surok1
                        Как соблюсти меру, вот вечный вопрос..
                        Быть или не быть, вот в чём вопрос.
                        Достойно ль Смиряться под ударами судьбы,
                        Иль надо оказать сопротивление
                        И в смертной схватке с целым морем бед
                        Покончить с ними?
                        Работы не початый край, а отступать как всегда некуда
                      2. +1
                        12 ноября 2025 16:21
                        Ну, как-бы, менагерский подход у всех на устах (проклинаем). Главное в чём вести учёт успеха, или неуспеха. В чём считать результат? Маленький план должен быть частью большого. И хорошо бы, чтобы этот большой план существовал.
                      3. 0
                        12 ноября 2025 16:49
                        Цитата: surok1
                        хорошо бы, чтобы этот большой план существовал.
                        Вот хорошо бы… Достижение поставленных целей должно быть мерилом успеха…
                        А манагерский подход не стал бы отвергать… проблема в манагерах: их тоже надо отбирать, растить и готовить. Толковые управленцы без сомнения вносят свой вклад в реализации планов, малых, больших и главных…
                      4. +1
                        12 ноября 2025 17:03
                        Нынче хозяйственников и воров мажут одной краской - бизнес. Не делают различий. А различать стоило бы. Вот вы тоже наверное хотели бы сидеть на двух стульях. Но, любые возможности это палка о двух концах.
                        У нынешних менагеров за птичьим их языком скрывается безграмотность. Но, это каста, они хвалят друг-друга, способствуют друг-другу безобразничать.
                      5. +1
                        12 ноября 2025 17:21
                        Цитата: surok1
                        Нынче хозяйственников и воров мажут одной краской … Не делают различий. А различать стоило бы
                        Стоило бы, толковый управленец долгого стоит.
                        Цитата: surok1
                        вы тоже наверное хотели бы сидеть на двух стульях
                        - вырос наверное в другой атмосфере. Поэтому к тридцатнику накопилось достаточно опыта чтоб заречся - не работать на систему
                      6. +1
                        12 ноября 2025 17:23
                        :) Вы просто сейчас в другой системе. В неоколониальной.
                      7. +1
                        13 ноября 2025 10:27
                        Послушал Шингаркина, так он говорит, что качества, которое было заложено при Лаврентии Павловиче, сегодня уже не получить.
                      8. 0
                        13 ноября 2025 16:05
                        Надо растить, пестовать и готовить людей и к идеологии и жить с идеологией: переформатировать "потребителей" сложно, если вообще возможно.
                        Лаврентий Павлович продукт своего времени, были цели и задачи, и сроки. А жить комфортно - если получится... Сейчас не так. Я сегодня молодому коллеге замечание сделал... сдается он сейчас телегу на меня катает lol
    2. +3
      6 ноября 2025 14:10
      Цитата: Pete Mitchell
      Стоило бы хоть минимально затронуть идеи заложенные в эту машинку, минимум стоимость летного часа и обслуживания.

      Тут я с Вами полностью соглашусь, но... Где то читал анализ Шведского взгляда на конструирование, эксплуатацию и применение боевой авиации. Так вот основная линия там привязка всех параметров к району их боевого применения, то есть к Швеции. JAS 39 Gripen полностью соответствует этой концепции и другой для Швеции не нужен, тот же F-15, 22, 35 Ну по 35му не утверждаю, однако цена) уже для них излишни. Но вопрос в том, что на других театрах БД JAS 39 Gripen уже не может эффективно решать задачи и конечно не может серьезно конкурировать с техникой заточенной именно на это. Ну в двух словах так как то. hi
      1. +7
        6 ноября 2025 14:31
        Цитата: НИКНН
        привязка всех параметров к району их боевого применения, то есть к Швеции. JAS 39 Gripen полностью соответствует этой концепции и…
        Полностью с вами согласен, но - концепция 39го и его предшественников была основана на нейтральном статусе шведов. Как мы знаем ситуация изменилась и они вполне себе успешно адаптируют эту машинку под сегодняшние условия. И начали они этим заниматься с момента сдачи самолетов в аренду чехам. Сейчас машина работает под двумя флагами наты, да и шведы не отстают уже давно участвуя в натавских мероприятиях.
        Не стал бы сбрасывать его со счетов - он заточен на минимальное обслуживание, во всех своих версиях многоцелевой с богатой номенклатурой, и что очень неприятно - машинка изначально заточена на сетецентричное использование: он легко войдет в общую структуру управления бд, что у них есть. Ну и по местам базирования машинка очень неприхотливая
      2. +1
        12 ноября 2025 22:01
        Грипен заточен под небольшие, небогатые, неагресивные страны. А таких много, большинство. Но американцы их душат.
  2. 0
    6 ноября 2025 03:45
    если серьезно анализировать рынок истреьителей для потенциального обновления каналского парка то выбор более чем логичный (учитывая что проблемы с ф35 все еще имеют место быть как с точки зрения поавающей стоимости так и с неприятной аворийностью/пингвинностю которую на этом ресурсе очень любят обсасывать со всех сторон)

    можно подумать а какие варианты остаются учитывая то что у канады есть f/a 18 (a/b) cf18(a/b) в качестве универсального двудвигательного истребителя который звезд с неба не хватет но устаревшим его точно назвать нельзя (который как за отсутствием инго в каждой бочке затычка) но с другой стороны цикл жизни хорнетов с учетом их модернизаций близится к концу , ресурс вырабатывается а капитальные ремонты будут множить смету на содержание

    логичным решение чтобы не плодить большой зоопарк одинаковых (по классу и возможностям) саолетов и рассмотреть чтоибудь легкое
    а из аналогов которые будут совместимы с американским=натовски=канадским вооружением и подружилась с остальными элементами королевский ввс

    из реалистичных вариантов остается калассическая троица ф16,ф35,грипен(причем на грипене можно будет сэкономить на унификации двигателей)
    из технически подходяших но политически неосуществимых решений есть китайский j10 который помесь мигаря и сокола а так и все
    1. +1
      6 ноября 2025 06:25
      если серьезно анализировать рынок истреьителей для потенциального обновления каналского парка

      Если СЕРЬЕЗНО анализировать нужды Канады - то ей реально никакой истребитель и не нужен.
      Чтобы не было вопросов у партнеров по НАТО - самое дешевое в эксплуатации и вообще, за время жизни, решение.
      Показать, что истребители есть. И даже свежие.
  3. +1
    6 ноября 2025 06:11
    Вариант... чтобы было, дёшево хоть чуть чуть сердито.
    Можно предположить, что современные вооружения, бортовые управляющие системы самолёта можно сделать компактные, полегче, НО... там, где внутреннего пространства больше, энерговооруженность и гркзоподьемность больше, возможностей сделать ВЫШЕ, БЫСТРЕЕ, ЭФФЕКТИВНЕЕ, ОПАСНЕЕ ДЛЯ ПРОТИВНИКА, однозначно БОЛЬШЕ!
  4. +3
    6 ноября 2025 06:40
    Су-35 (возьмем одноместный и 4 поколения, как и «Грипен») оснащен двумя двигателями суммарной тягой 17 600 кгс, которая в переводе в единицы мощности дает 172 600 ватт. Двигатель «Грипена» тягой в 5 100 кгс даем в пересчете 50 000 ватт мощности

    И прямо прочитал и по диагонали, и задом наперед, и ни чего не понял. Тяга 17,6тн равна 172,6 кВт, кто бы с методикой пересчета ознакомил.
    И есть такое понятие, как тяговооруженность
    К производству Грипена в Канаде тоже есть вопросы - сколько времени на подготовку производства и как долго будут производится 100 шт? Ведь не за год же и даже не за три все это богатство произвести собираются (а если возможно с нуля за год, то надо все бросать и переходить исключительно на Грипены)
    1. 0
      12 ноября 2025 22:08
      Тут с тягой и мощностью автор накосячил. Тягу в ньютонах нужно умножить на скорость в метрах в секунду. Так что двигатель в 17 тон силы на дозвуке развивает около 50 мегават. Примерно 65 тыщ лошадиных.
      1. 0
        13 ноября 2025 09:13
        Тяга на время это будет работа. Привести к единице времени, это будет мощность.
        1. 0
          14 ноября 2025 02:12
          Тяга (сила) на путь и есть работа. А тяга (сила) на скорость есть мощность.
  5. +9
    6 ноября 2025 07:03
    При чем тут убийца... Все уже понятно с воздушными боями. wink
    Ракеты нести может? Может. УАБ? Да. Взлетать с автострады? Да.
    Всё. Это все, что нужно сейчас. yes
    1. +2
      6 ноября 2025 18:02
      Кроме того у 39 прекрасное БРЭО и очень разнообразное вооружение.
  6. +7
    6 ноября 2025 07:07
    "JAS 39 – это из той же оперы, что и F-16, МиГ-29, «Мираж» 2000. То есть, однодвигательные легкие истребители с упором на маневренность и ограниченный радиус действия." МиГ-29 с одним двигателем - это из области ЧП. Быть может, всё-таки МиГ-21?
    1. +4
      6 ноября 2025 14:48
      Перегоночная дальность JAS-39E с тремя ПТБ - 4000 км. Перегоночная дальность F-15EX с тремя ПТБ - 3900 км.
  7. +3
    6 ноября 2025 08:00
    Мы пока не говорим о ЛТХ и ТТХ «Грипена», мы пока что исключительно о продажах и маркетинге. А в этом плане «Грипен», вне зависимости от буквы модели, пока что успешным считаться ну никак не может.
    Ну почти самолетов они своим ВВС еще поставили, так что вполне успешный проект. Тот же Су-35 тоже только Китаю на экспорт поставили + еще Ирану немного
    1. 0
      12 ноября 2025 22:15
      Индонезия, Египет, Малайзия купили, но потом отказались. Сша угрозами их заставили. Дело не в цене и ТТХ.Была бы честная конкуренция, горе Ф-35-му ...
  8. -3
    6 ноября 2025 08:29
    Saab Gripen только в Ливии ,ограниченно ,применялся..В условиях полного господства в воздухе.
  9. BAI
    +8
    6 ноября 2025 08:45
    JAS 39 – это из той же оперы, что и F-16, МиГ-29, «Мираж» 2000. То есть, однодвигательные легкие истребители с упором на маневренность и ограниченный радиус действия.

    Это где и когда Миг-29 потерял 1 двигатель?
  10. -1
    6 ноября 2025 08:54
    Легкий истребитель всегда будет лишь жертвой для тяжелого, если они одного поколения. Что умеют на западе так рекламировать свое вооружение.
    1. +3
      6 ноября 2025 11:53
      Советские однодвигательные Миги вполне себе воевали с американскими двухдвигательными Фантомами...
      1. +2
        7 ноября 2025 09:01
        Верно. Причем МиГ-21 - это второе поколение все же, а "фантом" - уже 3 поколение.
  11. +14
    6 ноября 2025 09:33
    Очередная фирменная статья Скоромохова в стиле все чужое поливаем грязью, свое превозносим, сравниваем несравнимое, легкий истребитель сравниваем с тяжелым, боксера легковеса сравниваем с тяжеловесом.
    Теперь критика автора по существу - если Rafal по мнению Скоромохова неудачник, то что тогда МиГ 35/МиГ 29КУБ?
  12. +11
    6 ноября 2025 09:35
    Только то, что истребитель типа Су-35 (возьмем одноместный и 4 поколения, как и «Грипен») оснащен двумя двигателями суммарной тягой 17 600 кгс, которая в переводе в единицы мощности дает 172 600 ватт. Двигатель «Грипена» тягой в 5 100 кгс даем в пересчете 50 000 ватт мощности. То есть, Су-35 может потратить в 3,5 раза больше энергии в момент времени, чем «Грипен».

    Автор "силен" в физике! Уникум! Остальное население планеты считает иначе. Тягу реактивного двигателя (силу тяги) нельзя перевести в киловатты — мощность, генерируемая двигателем, рассчитывается как тяга, умноженная на скорость полёта. Это следует из того, что мощность растёт со скоростью при постоянном уровне тяги, и тяга — это сила, создаваемая двигателем для перемещения летательного аппарата.
    1. 0
      6 ноября 2025 11:56
      Цитата: Сергей269
      и тяга — это сила, создаваемая двигателем для перемещения летательного аппарата.

      а что делать если пилот кашляет и боковой ветер? получается как в басне крылова про лебедя, рака и щуку?
  13. +6
    6 ноября 2025 10:34
    суммарной тягой 17 600 кгс, которая в переводе в единицы мощности дает 172 600 ватт.
    Простите, Но Вы как-то странно общую тягу двух движков 17,6 тонн перевели в ватты... *)))) у Вас получилась на выходе мощность движка, какого-то задрипанного древнего внедорожника Тойота... *)) Хотя, даже на вскидку, учитывая скорость реактивной струи, и т.д. и т.п. ЕСЛИ ПОСЧИТАЕТЕ ПРАВИЛЬНО (!!!) получится порядка 150-200 Мегаватт - условно конечно, и сильно утрируя... *)))) Извините конечно - но это примерно так... *)))
  14. +2
    6 ноября 2025 11:23
    И давно МиГ-29 стал однодвигательным?
    1. +4
      6 ноября 2025 11:53
      это хитрая пасхалка с намеком что 1 двигатель всегда в ремонте laughing
  15. +1
    6 ноября 2025 11:26
    Самый дешевый и экономичный из западноевропейских истребителей. Для малых стран для защиты своего компактного воздушного пространства - самое то. Производитель рядом, всегда можно получить помощь - это не у Китая покупать, хотя у него ещё дешевле.
    Пока мы будем возиться с нашим Су-75, шведы продадут свой Сааб в те страны, которые с радостью купили бы наш, но его нет.
    1. 0
      6 ноября 2025 13:54
      Там 80% комплектующих не шведские,придётся ещё разрешения получать,от прямых конкурентов.
  16. +3
    6 ноября 2025 11:48
    JAS 39 – это из той же оперы, что и F-16, МиГ-29, «Мираж» 2000. То есть, однодвигательные легкие истребители

    Автор не в курсе, что Миг-29 двухдвигательный?
    1. +11
      6 ноября 2025 12:53
      Ему по барабану, главное бабосы за статью получить, тем более- он один из руководителей сайта. А пипл и так скушает! Ждем от автора сравнения носорога и синего кита. Вариантов сравнения море, особенно если одному из участников дать БСЛ-110, второму - малую пехотную лопатку! Роман - ждем!
  17. +4
    6 ноября 2025 11:52
    JAS 39 – это из той же оперы, что и F-16, МиГ-29, «Мираж» 2000. То есть, однодвигательные легкие истребители с упором на маневренность и ограниченный радиус действия.

    автор, вы уверены, что у миг-29 1 двигатель???
  18. 0
    6 ноября 2025 13:23
    Самолет сразу создавался как истребитель-бомбардировщик, самый маленький и легкий из натовских и с самым маленьким в плане радиуса действия, радаром. Это влияет на производительность и в конечном итоге, по совокупности данных, «Грипен» проигрывает, несмотря на ряд позитивных наработок.

    Пишут что в АФАР на фото 1014 приёмо-передающих модулей (ППМ). Я не проверял.

    В АФАР БРЛС RBE2-AA французского "Рафаля" 838 ППМ.

    JAS-39E/F в конкурсе на "самый маленький в плане радиуса действия радар" далеко не на первом месте.
  19. +1
    6 ноября 2025 13:30
    То есть у грипена 36 чистых продаж плюс 100 Бразилия и 100 Канада? Ничего, не удачный самолет ) то ли дело миг-35
  20. 0
    6 ноября 2025 14:30
    Вот здесь неплохой такой пример – тендер в Египте, где в полуфинале «Грипен» сошелся с таким же неудачником, «Рафалем».

    Выясняли кто из них больший неудачник? belay lol
  21. 0
    6 ноября 2025 15:34
    Канадцам, входящим в страны содружества, технически и политически подошел бы Еврофайтер.
  22. 0
    6 ноября 2025 15:49
    У Канады - всего 2 полка истребителей на всю страну. И многие годы ей хватало порядка 65-70 машин
    1. 0
      6 ноября 2025 18:54
      ну в случае очередного обострения с сша или гренландией/данией можно полетать вдоль границ и успокоить собственное население а на операции за рубежем и борьбу с тероризмом можно отправить ток наземные силы союзники с воздухом помогут
  23. 0
    6 ноября 2025 22:04
    По моему, все более просто, сравните ТТХ «Грипена» и Су-35 С и Су-57 их вооружение и возникнет противоположный вопрос, кто чей убийца. А, наши самолеты уже себя зарекомендовали в боевом применении.
  24. +2
    6 ноября 2025 23:10
    Цитата: Sergey39
    По моему, все более просто, сравните ТТХ «Грипена» и Су-35 С и Су-57 их вооружение и возникнет противоположный вопрос, кто чей убийца. А, наши самолеты уже себя зарекомендовали в боевом применении.

    А какой смысл Жигули с Камазом сравнивать? Аналог Грипена и по возрасту и по ТТХ - это Миг29/35. Вот с ними и сравнивайте
    1. +1
      6 ноября 2025 23:50
      35 нахолится гдето в лимбе (не жив и не мертв) 29 имеет потенциал для модернизации но экономии ради и унификации для на него забили в угоду сухому для иностиранного заказчика эксплуатация мигарей 29/35 выйдет дороже если не канибалить (или если страна не граничит с рф) но ради эдакой парадно-паркетной армии сойдет (а таких армий за в странах 2го и 3го мира большинство) но в таком случае им и ф16 блок 50/52 (и более ранние) модификации также сойдут по обслуживанию выйдет примерно одинаково плюс минус поэтомы рыночная ниша грипена это страны не парящиеся о снабжении ввс но которым они (почемуто) нужны ,самолет имеет какойто боевой опыт (достаточный чтобы не нажвать весть проэкт провальным) другое дело что швеция в плане импорта достаточно привередлива а сам saab имеет ограниченые мощности (по меркам отрасли)

      с другой стороны если посмотреть на опыт перевооружений с 80х годов закупки новых истребителей для небольших госсударств как правило проходили по принципу вы нам торговые льготы/кредиты и совместные проэкты а мы пишем тз на новый самолет под вас
  25. +1
    7 ноября 2025 05:16
    Цитата: Pavel57
    Канадцам, входящим в страны содружества, технически и политически подошел бы Еврофайтер.

    Канада много десятилетий строила свою экономику, ориентируясь исключительно на большого брата. 85% всего произведенного в Канаде товара отправляется в США. Трамп этот процесс серьезно тормознул, но через 3 года Трамп уйдет и вместо себя "зицпредседателя" греть стул не оставит. И всё вернется на круги своя. Опять завиляют хвостами и закупят следующую партию F35. Какой смысл теперь дергаться, если за первые 14 штук бабки уже перечислены, а это - порядка 20-25% всего необходимого количества. Эти игрушки и так гипер дорогие. А если еще их покупать разных по-немножку, то вообще станут платиновыми
  26. 0
    7 ноября 2025 06:17
    Цитата: mark1
    Су-35 (возьмем одноместный и 4 поколения, как и «Грипен») оснащен двумя двигателями суммарной тягой 17 600 кгс, которая в переводе в единицы мощности дает 172 600 ватт. Двигатель «Грипена» тягой в 5 100 кгс даем в пересчете 50 000 ватт мощности

    И прямо прочитал и по диагонали, и задом наперед, и ни чего не понял. Тяга 17,6тн равна 172,6 кВт, кто бы с методикой пересчета ознакомил.
    И есть такое понятие, как тяговооруженность
    К производству Грипена в Канаде тоже есть вопросы - сколько времени на подготовку производства и как долго будут производится 100 шт? Ведь не за год же и даже не за три все это богатство произвести собираются (а если возможно с нуля за год, то надо все бросать и переходить исключительно на Грипены)

    Авиазавод в Мирабеле неплохо подходит. Вокруг - куча специалистов в области авиации. Находится примерно км в 40 от Монреаля, т.о. шум реактивных двигателей не будет раздражать большое количество жителей вокруг. В порт Монреаля можно доставлять комплекты-полуфабрикаты. Квебек в целом - неплохой вариант (если конечно они вообще договорятся).
  27. -2
    8 ноября 2025 09:58
    Почитаешь - все хлам, кроме присного во веки веков Су-35. С авионикой на российском процессоре "Эльбрус". Который по ТТХ уже в 2015 году был откровенным хламом.Су-57, тоже, кстати, на нем. Не знали???
    1. 0
      9 ноября 2025 14:31
      И чем вам Эльбрус не нравится? если характеристик Эльбруса ему хватает, чем он плох? Стоимость высокая? Так это не слишком важно при такой малой серии, главнее то, что он свой, показывает достаточную производительность и устойчивость.
      1. -1
        12 ноября 2025 18:58
        Он - хлам. По ТТХ. Чего то не понятно?
        1. -1
          13 ноября 2025 02:17
          Цитата: Rooivalk
          Он - хлам. По ТТХ. Чего то не понятно?

          Понятно, что вам ненравятся его ТТХ, вы считаете что есть процессоры лучше. Но по пиковым нагрузкам, Эльбрус полностью удовлетворяет требованиям производителя, в противном случае на самолёте работал ЛЮБОЙ другой процессор, который был бы затребован конструкторами( для обеспечения столь небольших партий самолётов, нет проблемы получить любой образец процессора, любого производителя)
        2. 0
          13 ноября 2025 09:18
          По энергопотреблению он лучший, в смысле флопс на ватт. И тактовая частота не маленькая. А оптимизация программ под VLIW это дело техники.
  28. +1
    8 ноября 2025 20:40
    "JAS 39 – это из той же оперы, что и F-16, МиГ-29, «Мираж» 2000. То есть, однодвигательные легкие истребители с упором на маневренность и ограниченный радиус действия"
    Автор, поправочка: МиГ-29 не однодвигательный
  29. Eug
    +1
    9 ноября 2025 17:00
    В поляцком журнале LOTNICTVO еще в 94-95 гг. первые IAS-39 SAAB рекламировались как "убийцы" первого Су-35 (продольного триплана с ПГО). Главный козырь "шведов" - низкая стоимость лётного часа и нетребовательность к инфраструктуре. При этом подчеркивалось, что самолёт разрабатывался под специфические шведские условия , которые для Швеции несколько иные, чем для огромной малонаселённой Канады... прежде всего плотность населения.
  30. 0
    14 ноября 2025 17:00
    Шведы могут сделать новый стелс планер под всю эту начинку на обновленном Грипене,если поставят такую задачу.