О паршивеньких «рюкзаках», с которыми наши танки поехали на СВО

52 569 52
О паршивеньких «рюкзаках», с которыми наши танки поехали на СВО

В идеале любая боевая техника и её оснащение должны служить образцом надёжности и взвешенности решений, не терпящим ошибок в процессе разработки, однако избежать их по тем или иным причинам удаётся не всегда. Ярким примером подобных, с позволения сказать, косяков стали рюкзаки — динамическая защита в мягком корпусе, устанавливавшаяся массово на отечественные танки.

Вместо введения


Как известно, практически все ныне существующие танки — неважно, какой страны-изготовителя — выполнены по схеме дифференцированного бронирования. Оно предусматривает расположение основных массивов брони в лобовых проекциях корпуса и башни, тогда как борта и остальные части довольствуются кратно меньшими показателями защищённости.



Иначе и нельзя, если нет желания превратить танк в 100-тонного монстра. Но, к сожалению, такое положение вещей накладывает свои ограничения: боевая машина становится буквально беззащитной, если обстрел по ней ведётся под прямым (и близким к нему) углом в борт. Особенно это касается получивших широкое распространение ручных противотанковых гранатомётов и переносных ракетных комплексов, то есть кумулятивных средств поражения.

Выстрел из какого-нибудь куста или траншеи, окна или подвала — и танку станет плохо. Причём, что самое печальное, в таких ситуациях, если мы говорим об отечественных танках, зачастую не помогает даже штатная динамическая защита (ДЗ). Её эффективность критически снижается при попадании снаряда в углах, близких к перпендикуляру относительно поверхности блока/модуля ДЗ.


Т-90М с «рюкзаками». Кадр из выпуска телеканала «Звезда»

Решить эту проблему можно достаточно примитивным способом. Для этого нужно установить элементы динамической защиты (метаемые пластины с прослойкой взрывчатки между ними) под углом от вертикальной поверхности борта. В таком случае они смогут штатно и весьма эффективно отработать по кумулятивному боеприпасу, значительно снизив или вовсе сведя к нулю его бронепробиваемость.

В отечественном танкостроении — советском и раннем российском — было много идей по этому поводу. Однако в контексте данного материала ярким примером подобного расположения элементов может служить прикреплённая ниже фотография БМПТ (будущий «Терминатор») с дополнительным «обвесом» бортов в виде своеобразных юбок с карманами. Именно в них и находятся ЭДЗ — под углом, близким к оптимальному при поражении бортов кумулятивными боеприпасами.

Мешки или рюкзаки


Если говорить в целом, то такая схема вполне работоспособная. Дополнительные ЭДЗ под углом, особенно если они находятся поверх штатной динамической защиты на бортовых экранах танка, действительно могут защитить машину при попадании кумулятивных боеприпасов. Вот только само исполнение явно хромает: тканевые юбки попросту не смогут пережить несколько попаданий — их как минимум снесёт и разорвёт взрывами, а уж про то, что их может оторвать любой попавшийся куст, и говорить не стоит.

Но оно и должно было хромать, поскольку вариант такого оснащения дополнительной динамической защитой на вооружение не принимался и стал скорее демонстрацией того, как можно улучшить защиту бортов танка вообще и как сделать это дёшево. Его, если автору память не изменяет, так или иначе демонстрировали то ли с 90-х, то ли с начала нулевых годов на полигонах. Ну а в серийном производстве же должны были учесть все недостатки?

Как оказалось, нет. Просто решили более технологично повторить с почти такой же нулевой живучестью.

За несколько лет до начала специальной военной операции на Украине нашими инженерами был разработан проект дополнительной защиты танка, который, помимо прочего, включал в себя установку контейнеров с динамической защитой в уязвимых местах — на бортах корпуса и башни. Всё вроде бы по канонам — ЭДЗ расположены под углом, чтобы встретить гранату неприятеля и максимально «отоварить» её кумулятивную струю. Но по живучести ничего толком не решили.


Т-80БВМ с «рюкзаками». Кадр из передачи телеканала «Звезда»

Речь о бортовых «мешках» или «рюкзаках» (динамическая защита в мягком корпусе) на бортах танков. Объёмные, прямоугольной формы, эти контейнеры были выполнены из износостойкой непромокаемой ткани и крепились к бортовым экранам танка поверх штатной динамической защиты с помощью тканевых ремней через специальные петли. Внутри — специальные упоры в виде пластиковых изделий, напоминающих чем-то контейнеры для яиц, обеспечивающие нужный наклон элементов динамической защиты.



Ими штатно оснащались танки Т-72Б3 обр. 2016 года, Т-80БВМ, Т-90М и даже БМПТ. С ними же танки поехали в зону специальной военной операции — и опыт их использования, ожидаемо, оказался далеко не позитивным.

Да, они реально защищали танк от гранат и даже противотанковых ракет. Однако первое же попадание данных снарядов могло снести с борта часть этих «рюкзаков» силой взрыва — да и образующиеся в результате осколки имели возможность вспороть их тканевую оболочку, выпотрошив наружу внутреннее содержимое. И это при условии, что «рюкзаки» сумели выжить и доехать на танке до соприкосновения с противником.

Кусты, деревья, неровности ландшафта, глубокая колея и прочие моменты, когда бортовые экраны танка соприкасаются с внешними поверхностями, стали для «рюкзаков» проблемой номер один. Из-за их ременного крепления и абсолютно непрочного корпуса в виде тканевой оболочки они легко рвались или полностью отрывались при контакте с препятствиями. В результате сеть заполонили кадры с порядочно «облысевшими» не из-за боевых повреждений танками, не имевшими на бортах даже половины «рюкзаков» от штатного количества.

Единственный плюс, которым обладали такие «рюкзачки», заключался в более-менее удобном их монтаже на бортовые экраны, ну и демонтаже соответственно, а также в небольшой массе изделия — весит такая ДЗ в мягком корпусе и вправду мало. Но жертвовать живучестью ради этих достоинств — идея, мягко говоря, сомнительная, что подтвердилось не только практикой, но и сменой курса в производстве, правда, не с первого раза.

Стальные контейнеры


Уже в ходе специальной военной операции, когда откровенные недостатки «мешочной» защиты стали давать о себе знать, наши производители перешли на серийный выпуск новой дополнительной защиты бортов корпуса от кумулятивных средств поражения. Точнее, сама по себе она не новая, так как демонстрировалась (на выставках) ещё много лет назад на некоторых танках, в том числе Т-72 с комплектом для городских боёв, вот только крупносерийной до СВО не была.

В отличие от «рюкзаков», она представляла собой уже набор стальных прямоугольных контейнеров, в которых элементы динамической защиты располагаются похожим образом — под углом. И рациональное зерно в них есть, поскольку стальные стенки могут выдержать большее по силе внешнее воздействие при задевании о какие-либо препятствия. Да и при подрыве атакующего боеприпаса соседние стальные контейнеры будут страдать значительно меньше, чем тканевые.


Более того, стальные стенки контейнера служат одновременно хорошим взводным экраном, который надёжно вызывает детонацию боеприпаса на некотором удалении от элементов динамической защиты, что увеличивает их эффективность. И вроде бы всё хорошо — уж явно получше тканевых «мешков» будут, но тут возникла проблема с креплением.

Дело в том, что стальные контейнеры по началу крепились с помощью струбцин к бортовым экранам танка. Крепление простейшее, не требует наличия специальных инструментов, без которых контейнеры не снять или не повесить обратно. Более того, крепление позволяло откинуть контейнер вверх, чтобы без труда производить различные манипуляции как с самим контейнером, так и с бортовой динамической защитой, например.

Однако при каком-либо силовом воздействии на торец контейнера никакой подвижности последнего не предусматривалось. То есть ситуация в некотором роде повторилась: в ходе движения танка контейнеры могли легко оторваться при соприкосновении с деревьями, неровностями ландшафта, всяческими руинами, рукотворными препятствиями и прочими преградами. Как итог — и с этими контейнерами танки были весьма сильно подвержены «облысению» даже вне боя.


Крепление со струбциной

Лишь во второй половине 2023 года (или начале 2024 года, тут точно не сказать) в серию пошли стальные контейнеры дополнительной защиты бортов корпуса с креплением на цепях (цепи крепятся к бортовым экранам на крючки), которые обеспечивают полностью свободное их движение в любом направлении. Благодаря цепям контейнеры, соприкасаясь с препятствиями, могут сдвигаться практически на уровень надгусеничной полки, «вежливо» пропуская преграду, а затем возвращаясь обратно, что кратно повысило их живучесть как на поле боя, так и за его пределами.

В рамках этого проекта бортовые экраны танков также дополнялись стальными треугольными отбойниками в районе ленивцев (направляющих колёс) в носовой части, отклоняющими деревья и прочую растительность от торцов контейнеров, дополнительно повышая их живучесть.


Контейнеры на цепях, в носовой части установлен отбойник

В общем, между тем, что было и что стало — огромная пропасть. Причём не только в плане улучшений, но и во времени. Бортовые «рюкзаки» как масштабный проект допзащиты танков появились без малого десять лет назад. Пять с лишним лет их наличие не вызывало никаких нареканий, поскольку реально массового применения в боевых действиях этих изделий не было. И лишь в ходе специальной военной операции этот вид защиты бортов корпуса машин более-менее довели до ума.

Конечно, можно сказать, что всё познаётся на практике — и это не будет ошибкой, поскольку, как и военные, конструкторы, этой практики годами не имевшие, зачастую ориентируются на прошлые конфликты и теорию в стиле «формально работает и хорошо, главное, чтобы приняли вояки». Это свойственно даже самым передовым странам, в том числе США — достаточно ту же историю с «Букером» вспомнить.

Но реальность даёт сильный толчок к действиям — реагировать на изменения обстановки нужно без промедления и не полагаться на «авось».
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    8 ноября 2025 03:56
    Лишь во второй половине 2023 года (или начале 2024 года, тут точно не сказать) в серию пошли стальные контейнеры ... бортовые экраны танков также дополнялись стальными треугольными отбойниками ... в носовой части, отклоняющими деревья и прочую растительность от торцов контейнеров, дополнительно повышая их живучесть

    А теперь надо попробовать рюкзаки на цепях + стальные отбойники рядом с ленивцем. А между рюкзаками - плоские противоосколочные коврики. И другие варианты...
    По-моему, для отработки флоростойкой конструкции больших затрат не надо, только время, идеи, немного жести и цепей, хороший лесочек и цистерна соляры.
    1. 0
      8 ноября 2025 08:36
      Механическую защиту нормальную надо крепить перед контейнерами. Например бортовой щит во всю ширину танка и как можно большей высоты из сплочённых нагелем досок толщиной сантиметров 5, спереди массивные стальные отбойники с заточенным ножом ребром, между отсеками контейнеров деревянные перегородки толщиной сантиметров 20 из собранных нагелями вперехлест досок. Идею со струбцинами для подвеса можно позаимствовать, либо крепить используя арматурный прут диаметром от 1 сантиметра, который и прочее и гнется в петли кувалдой и сваривается и может подаваться и смещаться под нагрузкой. Все это лучше будет защищать мягкие мешки и даже стальные контейнеры и не пропадет с бортов в первом же лесочке. Ну и деревянные конструкции отличную полевую ремонтопригодность имеют.
  2. -10
    8 ноября 2025 05:52
    Зачем это всё? Какие РПГ?......
    1. +8
      8 ноября 2025 08:40
      Странный вопрос... lol
      Всякие РПГ, а также любые кумулятивные боеприпасы, в том числе и " морковки" от РПГ-7, часто применяемые на дронах. yes
      Что же по существу статьи, то это подтверждение, к сожалению, принципа отрицательной кадровой селекции в мирное время должностных лиц в ГБТУ, которые должны отвечать за подобные вопросы.
      Есть ещё "архиважные" моменты в деле защищённости БТТ за которые сейчас схватились.
      Крайне интересно, как показал себя КАЗ Арена? Сообщения об его установке были....
      И также чем думают заменить ЗПУ?
      Вместо нее давно напрашивается боевой модуль для поражения ( подавления) тех же БПЛА.
      1. +4
        8 ноября 2025 09:46
        Судя по всяческому отсутствию информации с фронта о применении танков с КАЗ, их там нет. Да и евреи не сообщали о позитивном опыте применения КАЗ. "Арена", как и израильские "Трофи", создавались для других войн. А в нынешних войнах они бесполезны (имеют большие "мёртвые зоны") и опасны для своей пехоты.
        Для поражения БПЛА ведутся работы по адаптации мортирок системы "Туча"
        1. 0
          8 ноября 2025 12:48
          Как раз пехота давно рядом с танками не атакует ...
          1. +4
            8 ноября 2025 19:18
            Ага, особенно в городских боях... Еще скажите, что пехота на танках не ездит
            1. 0
              9 ноября 2025 13:46
              Пехота уже очень давно на танках не ездить. Да и пехоты нет, одни мотострелки. А у них, как видно из имени, - свои средства передвижения.
              1. 0
                10 ноября 2025 11:32
                Мотострелки - мотопехота - штурмовики - и есть современная пехота. Танки используются в качестве паллиатива, для оперативной переброски людей поверх брони. Точно также, как БТР, БМП, и пр. бронетехника, поверх которой можно ездить. Ездить поверх брони, со времён Афгана, намного безопаснее, чем внутри. Можно успеть спрыгнуть при подрыве на мине, обстреле, или атаке дронами.
                И функции этой пехоты, хоть называйте её мотострелками, хоть штурмовиками, всё те же, что и 100 лет назад, и ранее. Просто возможности на порядки увеличились. И средства её поддержки то же. Но основная функция - захват территории, её зачистка и оборона, охрана транспортных колонн и техники - никуда не делись
                1. 0
                  10 ноября 2025 11:44
                  Да, пехота едет на броне. Но уже не танковой броне. Так что пехота не помеха устанавливать КАЗ на танки.
                  1. 0
                    10 ноября 2025 11:50
                    Всяко бывает. В ближнем тылу пехотинцам танчегг подвернулся, договорились с экипажем, что подбросит. А в это время прилетел дрон... Тут и динамическая защита проблему представляет, но она хотя бы танк спасёт. А ваш КАЗ придётся выключить, ибо и толку от него не будет в этой ситуации и временный десант он убьёт. Есть ещё одна причина...
                    Посмотрите, как современные танки увешаны всякими "мангалами". Как на них будет работать КАЗ? Это надо проектировать новую машину, где "мангалы" уже заложены в конструкции. А КАЗ сделан в виде турели, которая поворачивается в сторону подлетающего дрона и стреляет по нему
                    1. 0
                      10 ноября 2025 11:53
                      Да, если танкисты договорились с пехотой, то КАЗ выключат. Они лучше знают позволяет ли такое обстановка. Но чтобы выключить, он, КАЗ, должен быть наличен
                      1. -1
                        10 ноября 2025 11:58
                        Видите ли, танковый КАЗ в том виде, как он реализован сейчас, применять почти негде. Танковых боёв практически не бывает. Из окопов по танкам стреляют крайне редко. А в городских боях он бесполезен. На дроны не реагирует, да и не рассчитан на них. Да и атакуют дроны чаще через "мёртвую воронку" КАЗ, сверху
        2. +3
          8 ноября 2025 22:06
          Наверное, наши конструкторы и военные понимают не хуже всех, что КАЗ должен быть модифицирован и заточен на поражение не только ПТУР, но и дронов.
          Информации действительно про него нет. В СМИ. Ещё много про что нет информации.... request
          Поживем - увидим.
          1. +1
            8 ноября 2025 23:17
            Будем надеяться. Время покажет
          2. +6
            9 ноября 2025 11:50
            Цитата: алексеев
            Информации действительно про него нет.

            13 сентября гендиректор сообщил, что за время СВО по результатам боевого применения на Т-90 было реализовано более 200 изменений и дополнений в конструкцию машины. Резонно, что большая их часть прошла мимо СМИ. Это нормально. Также была затронута и система активной защиты. Егоров пообещал специальную передачу по этим системам. Также было сказано, что в рем. частях в тыловой зоне работают специально созданные бригады от УВЗ. Думаю, мимо них ни одна причина выхода танка из строя не проходит. Обратная связь фронта с изготовителем есть, и она достаточно тесная. От себя хотел бы заметить, что в 1941 году ни один репортер, журналист, пишущий о воюющей армии (РККА), не посмел бы хоть как-то уничижительно отозваться в печати о Т-34, хотя у того была масса несоответствий ТЗ... А тут - "паршивенькие рюкзаки" обсуждает человек с дивана, даже не из "сгоревшего танка". Наверное читатели "с той" стороны радостно аплодируют автору, а может в гонорар что-то подбрасывают.... winked
          3. 0
            10 ноября 2025 11:55
            Наверное еще одно обстоятельство, которое замедляет внедрение КАЗ. Необходимост переработки для работы по дронам.
  3. -1
    8 ноября 2025 06:00
    Замечательно последнее предложение... но "авось " как-то роднее, скрепнее... К сожалению.
  4. 0
    8 ноября 2025 06:10
    А что если эти рюкзаки вешать поверх стальных ящиков? Защиты много не бывает...
  5. KCA
    +2
    8 ноября 2025 06:15
    Ткань понятие весьма широкое, обтекатели МБР и космических аппаратов традиционно плетут из ткани, по современному из композита, стекловолокно и эпоксидная смола, до сих пор, и по ТВ показывали, посмотрите, видимо, есть смысл? Рюкзак для танка вот прям дерьмо получается, надо супермега броню придумать? А таже хрень с кевларовой нитью в основе?
  6. +9
    8 ноября 2025 07:21
    Спасибо за статью, показан процесс усиления защиты танка: "разработка - производство - применение - разработка - применение - улучшение"
    1. +4
      8 ноября 2025 08:00
      Цитата: Филин
      Спасибо за статью, показан процесс усиления защиты танка: "разработка - производство - применение - разработка - применение - улучшение"
      Полностью присоединяюсь!
  7. +3
    8 ноября 2025 07:27
    ярким примером подобного расположения элементов может служить прикреплённая ниже фотография БМПТ (будущий «Терминатор»)
    и где фото?
  8. 0
    8 ноября 2025 08:13
    La mejor forma para mí es la separación del ERA
  9. +6
    8 ноября 2025 08:18
    Вызывает вопросы испытания даже простых вещей, по лесу не могли проехать?Это как в Сирии выдавали за успех, что пришлось более 300 доработок делать, и это в конфликте такой низкой интенсивности.
  10. +7
    8 ноября 2025 08:36
    Эту порнографию перед СВО (как и многое в тогдашней армии) только ленивый не критиковал, ну или ура-патриоты. Стоит еще обратить внимание, что у "тупых" американцев на бортовой ДЗ "Бредли" и "Абрамсах" установлены отбойники...
  11. +2
    8 ноября 2025 08:37
    Помнится, были времена, когда «тачанка» была грозным оружием...
    Все эти пляски вокруг танковой защиты пора заканчивать и дать определение предназначению танка и охарактеризовать выполняемые им задачи...Это в мирное время, на улицах какого-нибудь иракского города они что-то значили. Сегодня вопрос по их применению упирается в средствах уничтожения не только машины, но и экипажа. Пока стоимость танка будет выше стоимости противотанкового оружия, вся эта канитель будет продолжаться бесконечно.
    Пора признать, что танк будущего - низкопрофильная, бронированная безэкипажная машина с дистанционным управлением или управлением ИИ. Возможны варианты одноразового применения.
    Иной модернизации быть не может, поскольку средства поражения становятся эффективнее и дешевле, а танки сложнее в производстве и дороже...
    1. +1
      8 ноября 2025 09:52
      Экипажная машина тоже нужна. У вас так и будут штурмовики под обстрелом бегать? Хотя бы до поля боя они должны под защитой доехать. Только защита должна защищать их и от дронов. Например, специальные турели с оптикоэлектронным обнаружением дронов и противодроновыми зарядами. Может быть, всеракурсные - несколько пусковых, стреляющих в разные стороны - турель может не успеть повернуться. А в экипаж входит оператор систем активной защиты, обнаружения и РЭБ
    2. +4
      8 ноября 2025 12:37
      Цитата: ROSS 42
      Пока стоимость танка будет выше стоимости противотанкового оружия, вся эта канитель будет продолжаться бесконечно.
      Пуля гораздо дешевле пехотинца. Давайте и пехоту уберем. Снаряд гораздо дешевле гаубицы, которую может разнести. Артиллерия не нужна? И т.д.
      1. -2
        8 ноября 2025 12:42
        Цитата: bk0010
        Пуля гораздо дешевле пехотинца. Давайте и пехоту уберем.

        Неправильное сравнение...Этак можно дойти до применения «Орешника» конвенционального исполнения для уничтожения взводных опорных пунктов.
  12. +8
    8 ноября 2025 09:35
    Каждый год проводились танковые биатлоны. Там же носились ого го как. Вот и прошли бы проверку.
  13. +6
    8 ноября 2025 09:53
    А ведь, в начале Великой Отечественной было так же... Устаревшие и неэффективные решения. Почему же история постоянно повторяется?
    1. +2
      8 ноября 2025 12:51
      Цитата: futurohunter
      Почему же история постоянно повторяется?

      Генералы всегда готовятся к прошлой войне.

      Цитата: Слова выдающегося государственного деятеля и премьер-министра (1940—1945; 1951 — 1955) Великобритании Уинстона Леонарда Спенсера Черчилля (1874—1965).
      Он имел в виду практически объективный факт: готовясь к возможным военным конфликтам, военачальники исходят, как правило, из своего прошлого опыта и в известном смысле действительно готовятся к «прошлой» войне, поскольку опыта будущей, возможной войны не существует.
      Смысл выражения: в военном строительстве следует учитывать все новейшие факторы победы (наука, технология, политика, психология и пр.), которыми консервативные генералы склонны часто пренебрегать.
  14. +5
    8 ноября 2025 10:11
    Эти мешки и версию в метале показывали как то в программе "военная приёмка" они ими обвешали редакционную Тойоту и пульнули с РПГ, и норм, машина не пострадала. Было еще до войны
  15. +7
    8 ноября 2025 12:04
    Цитата: futurohunter
    А ведь, в начале Великой Отечественной было так же... Устаревшие и неэффективные решения. Почему же история постоянно повторяется?


    Потому что лишь практика - критерий истины.
    Любые учения по умолчанию несут в себе долю условности, а любые умозрительные теории, при всей своей логичности и красоте могут оказаться ложными.
    1. -1
      8 ноября 2025 12:56
      Цитата: deddem
      Любые учения по умолчанию несут в себе долю условности, а любые умозрительные теории, при всей своей логичности и красоте могут оказаться ложными.

      Выше привёл слова Черчилля. Могу добавить только то, что некоторые генералы вообще не принимали участия ни в одном сражении.
  16. +1
    8 ноября 2025 12:59
    Жизнь заставляет таки возникающие реальные проблемы решать, так всегда бывает. Иначе сработает естественный отбор.
  17. +5
    8 ноября 2025 14:30
    Когда появились в начале 2МВ тяжелые бомберы с защитой из 12,7 мм пулеметов, и даже 20 мм пушек, по факту боев конструкторы истребителей поняли - их изделия с 7,62 мм пулеметами просто не долетают до бомберов, ибо прицельная дальность очереди 150 метров, а тут тебя уже как 200 метров встречают оборонительные 12,7 мм бомберов. Как итог - переделка истребителей под 12,7 мм пулеметы и 20 мм (и больше) пушки. Реальный боевой опыт подсказал. До этого летавшие бомберы с оборонительными 7,62 истребителей особо не смущали.
  18. 0
    8 ноября 2025 19:23
    Так речь идет даже не енералах, а о конструкторах! А они-то где?!
    1. +1
      9 ноября 2025 11:46
      Цитата: futurohunter
      Так речь идет даже не енералах, а о конструкторах! А они-то где?!

      Им какое ТЗ поставят - такое и будут делать. Сделают три варианта - из них возьмут самый дешёвый, а не самый совершенный.
    2. 0
      10 ноября 2025 20:14
      Конструкторов выморили низкими зарплатами. За зарплату, вдвое меньшую чем у рабочих, конструктора не выживают. За небольшие деньги соглашаются работать лишь инженеры женщины, а из них конструктора как из бабки футболист.
  19. +3
    8 ноября 2025 19:59
    В ВОВ проводился эксперимент с мешками с землей, снаряд не мог пробить броню, но 1 раз. Но если Вы сидите в Т34 и по Вам лупит Тигр или Пантера, то даже 1 раз, первый, неожиданный, это очень здорово.
    1. +4
      8 ноября 2025 23:25
      Американские танкисты свои Шерманы тоже обкладывали мешками с песком.
      Кстати, генерал Паттон с этим яростно боролся.
      "Не красиво".
      1. +2
        9 ноября 2025 12:15
        Наши-траками,немцы-опорными катками и траками...
        1. 0
          10 ноября 2025 11:34
          У немцев ещё экраны были. У наших тоже появились, но только в самом конце войны...
      2. 0
        10 ноября 2025 11:34
        Амеркианцы ещё брёвнами обкладывали. И немцы тоже
  20. +2
    8 ноября 2025 20:39
    Боевое применение, согласно Уставу и "Приложениям". В Армии РФ на постоянной основе работают группы специалистов, обобщающих опыт СВО. И для альтернативно одаренных - все, ВСЕ, что ведет к успеху на ЛБС, с решетом просеивается. Ваше мнение очень важно для ВС РФ.))) Враг смотрит на твою писанину.((( Пишешь галиматью - .... Идет рост IQ.
  21. +2
    9 ноября 2025 02:48
    Можно было попробовать сверху на "рюкзачки" защитные фермы из арматуры поставить и вопрос с ветками и отрывами от всякой фигни был бы решен.
  22. +1
    9 ноября 2025 12:13
    Стойкое ощущение того,что испытания проводятся только в боях..т.е. на людях.Обвинять в сознательности таких действий пока не стоит,а вот в ленности и халатности...стоит...и садить за это стоит...
  23. 0
    9 ноября 2025 12:16
    Можно конечно долго обсуждать эти рюкзак, чем они хороши или плохи. Но....
    Средства защиты от ПТУР и так отлично развиты, сейчас глобальная проблема это дроны которые скидывают снаряды сверху. Я что то не вижу развития средств защиты в верхней полусферы кроме как "мангалы" которые делают на передке.
    Где хотя бы один заводской комплект навесных защитных комплектов устанавливаемых на верхнюю полусферу?
  24. 0
    9 ноября 2025 17:47
    Цитата: futurohunter
    А ведь, в начале Великой Отечественной было так же... Устаревшие и неэффективные решения. Почему же история постоянно повторяется?

    На то она и История! Так было и так будет всегда!
  25. 0
    12 ноября 2025 09:51
    Сферическая КАЗ в вакууме. Там обычной-то нет, лысые танки, обычное дело. Волонтёры снабжают контейнерами.