Авиационные бортовые комплексы обороны на базе газодинамических лазеров для ВКС России

16 999 64
Авиационные бортовые комплексы обороны на базе газодинамических лазеров для ВКС России


Активная оборона


Вопросы необходимости оснащения отечественных самолётов и вертолётов боевой и вспомогательной авиации комплексами бортовой самообороны от атакующих боеприпасов, ракет «воздух-воздух» (В-В) и зенитных управляемых ракет (ЗУР) противника неоднократно поднимались автором на страницах Военного обозрения.



В данном случае подразумеваются именно комплексы, обеспечивающие физическое уничтожение атакующих боеприпасов, а не их подавление, например, средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) или их увод в сторону с помощью выбрасываемых или буксируемых ловушек.

Существуют различные способы реализации комплексов бортовой самообороны авиационной техники, например, с помощью малогабаритных перехватчиков «воздух-воздух», по сути представляющих собой ракеты В-В с уменьшенной дальностью и габаритами – об этом мы ранее говорили в материале Авиационные противоракеты воздух-воздух.


Изображение концепта противоракеты В-В MSDM в сравнении с ракетами В-В малой и средней дальности

В принципе, в качестве противоракет можно использовать и обычные ракеты «воздух-воздух», обладающие необходимой чувствительностью ГСН, которая должна быть способна захватывать атакующие ракеты противника. Однако эффективнее создавать противоракеты В-В как отдельный класс вооружений, из-за специфики поражаемых целей и необходимости перехвата их на относительно небольшой дальности – противоракеты можно сделать меньше и легче, чем ракеты «воздух-воздух».

Для тяжёлых самолётов бомбардировочной, транспортной и вспомогательной авиации могут быть реализованы комплексы ближней обороны на базе скорострельных автоматических пушек и снарядов с дистанционным подрывом на траектории – об этом мы также ранее говорили в материале Возвращение «небесных крепостей»: авиационный стрелково-пушечный комплекс бортовой обороны.

Проблема в том, что бортовые комплексы самообороны на базе скорострельных автоматических пушек можно размещать только на крупных дозвуковых самолётах.

Также ранее мы рассматривали такое направление, как комплексы активной защиты авиационной техники (КАЗ АТ), обеспечивающие поражение атакующих ракет противника с помощью шрапнельных боеприпасов или неуправляемых боеприпасов с дистанционным подрывом на траектории. Потенциально КАЗ АТ могут быть созданы на базе упомянутого выше бортового комплекса обороны Л-370 «Витебск» или на базе каких-либо КАЗ для наземной техники.

Комплексы активной защиты авиационной техники вряд ли смогут защитить от тяжёлых ЗУР большой дальности, типа ракет семейства 48Н6 комплекса С-400 с их могучей боевой частью массой 150-180 килограмм – на предполагаемой дальности работы КАЗ АТ подрыв таких ЗУР, скорее всего, всё равно повредит или уничтожит защищаемый летательный аппарат, но от ЗУР и ракет «воздух-воздух» с малоразмерной боевой частью или атакующих методом прямого попадания «hit-to-kill» КАЗ АТ могут быть вполне эффективны.


Концепт интегрируемого в конструкцию летательного аппарата авиационного КАЗ с управляемыми боеприпасами от Northrop Grumman Corporation – возможно, что он уже реализован на стратегическом бомбардировщике B-21 Raider

Кстати, КАЗ АТ особенно были бы полезны сейчас в зоне проведения российской специальной военной операции (СВО) на Украине как средство защиты боевых вертолётов от FPV-дронов, переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) и противотанковых управляемых ракет (ПТУР).

Ну и наконец, одним из наиболее перспективных направлений является создание авиационных бортовых лазерных комплексов обороны (АБЛКО) – их основным преимуществом является условно неограниченный боекомплект и скорость света, с которой лазерный луч добирается до цели.

Когда говорят о лазерном оружии, то обязательно вспомнят о плохой погоде – дожде, снеге, тумане и дымовых завесах. Конечно, нельзя отрицать, что различные атмосферные явления препятствуют распространению лазерного излучения, однако их значение сильно преувеличено, ведь если через что-то не видит глаз, то это не значит, что оно непрозрачно для других диапазонов длин волн; есть такое понятие – окна прозрачности атмосферы, где её влияние на определённый диапазон длин волн минимально.

Что касается авиации, то при полётах на больших высотах для лазерного оружия возникают практически идеальные условия для применения: с одной стороны, имеется высокая прозрачность атмосферы, а с другой – набегающего потока воздуха достаточно для отвода от лазера избыточного тепла. Тем более необходимо учитывать, что мы планируем использовать лазерное оружие для самообороны от ЗУР и ракет «воздух-воздух», а не сбивать стартующие баллистические ракеты за тысячу километров (а в США замахивались и на такое).

Сила света


Эксперименты по размещению лазерного оружия на самолётах проводились ещё в ХХ веке, впрочем, тогда это были тяжёлые транспортные самолёты, поскольку только на них могли разместиться массивные химические или газодинамические лазеры того времени, и уже тогда была подтверждена возможность уничтожения с помощью лазеров ракет «воздух-воздух». Впрочем, размещение мощных газодинамических боевых лазеров на тяжёлых авиационных носителях и сейчас вполне оправдано для работы по живой силе и технике противника.


Изображение Лазеры и лазерные системы. Фотоника том 14 № 8 2020

Газодинамические СО2‑лазеры на горении получили свое развитие еще в 70-80‑е годы прошлого столетия. Лабораторные ГДЛ мегаваттного класса, разработанные в СССР и США, а также 400 кВт американский лазер того же типа вместе с системой управления лучом, установленный на летающей лаборатории ALL, впервые позволили практически проверить и оценить масштабность и сложность технологических проблем создания лазерного оружия... Лазеры и лазерные системы. Фотоника том 14 № 8 2020.

Однако уже в начале XXI века прогресс в создании мощных и компактных лазеров позволил начать рассматривать возможность их установки на самолёты и вертолёты тактической авиации. Прогресс в области лазерного оружия в первую очередь был связан с увеличением КПД и мощности твердотельных и волоконных лазеров, для которых не требуются дорогие и пожаро-взрывоопасные расходные материалы, как для химических лазеров, а питание осуществляется электрической энергией.

Именно в этом направлении в настоящее время сконцентрировали свои усилия ведущие державы планеты. В лидерах здесь США, Китай, Израиль, Великобритания и Франция. Какие-то работы ведутся в Турции, но здесь большой вопрос, чьего у них производства сами лазерные модули.

Вопреки мнению скептиков, прогресс в этом направлении идёт достаточно быстро, в частности, твердотельные лазеры мощностью в десятки киловатт, размещённые на колёсном шасси БТР Striker, уже проходят апробацию в армии США, вооружённые силы (ВС) Израиля сообщили о принятии на вооружения лазерных комплексов противовоздушной обороны, чья выходная мощность, предположительно, должна превышать 100 кВт, а в Китае представили корабельную пушку Лаосянь-1, с выходной мощностью в 250 кВт.

Что касается российских программ мощных твердотельных и волоконных лазеров, то здесь всё скрыто завесой секретности. Исходя из данных о разработках в этой области, публикующихся в открытых источниках, можно предположить, что мощность твердотельных и волоконных российских лазеров, которые будут применяться в перспективных комплексах противовоздушной обороны в ближайшей перспективе, составит порядка 25-50 кВт.

Пока ещё габариты лазерных комплексов позволяют уверенно говорить только о возможности их размещения на самолётах стратегической и транспортной авиации, в частности, существует вероятность того, что бортовой лазерный комплекс самообороны может быть установлен на новейшем американском стратегическом бомбардировщике B-21 Raider. Даже если в текущей конфигурации B-21 и не оснащён лазерным оружием, то, скорее всего, под него в конструкции зарезервировано место, а на турбореактивные двигатели (ТРД), установлены устройства отбора мощности и электрогенераторы.

Однако это лишь вопрос времени, со временем боевые лазеры гарантированно доберутся и до самолётов тактической авиации, причём это могут быть как встроенные решения, так и полностью автономные модульные комплексы, размещаемые на внешней подвеске.

Отдельно необходимо упомянуть проблему обеспечения лазерного оружия электроэнергией.

Сила тока


Коэффициент полезного действия (КПД) современных твердотельных лазеров высокой мощности в среднем составляет порядка 25 %, то есть для питания лазера мощностью 50 кВт необходимо 200 кВт электрической мощности.

На самом деле с получением таких мощностей на авиационной технике уже давно нет особых проблем, например, генераторы, установленные на валах ТРД американского самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) Е-3 Sentry, выдают порядка мегаватта электрической мощности – а ведь этому самолёту уже несколько десятков лет. Можно не сомневаться, что и с ТРД тактических боевых самолётов можно было бы выжать пару-другую сотен киловатт, если бы такая задача изначально закладывалась при их разработке, пусть даже и с некоторым увеличением массы самолёта в целом.


В наше время первичные и вторичные источники, а также преобразователи электроэнергии сделали огромный шаг вперёд, разумеется, во многом благодаря стремительно развивающимся электромобилям. Например, необходимость обеспечения быстрой зарядки электромобилей привела к развитию силовой электроники, в частности, в Китае уже появились зарядные станции мощностью свыше одного мегаватта(!).

Ёмкость аккумуляторов некоторых электромобилей Tesla составляет 100 кВт/ч при массе в 900 килограмм, то есть такой аккумулятор обеспечит где-то полчаса непрерывной работы лазера мощностью 50 кВт, обладающего КПД 25 %. Постепенно увеличивается КПД и удельная мощность (на единицу массы) электродвигателей и электрогенераторов – последние активно развиваются не только в электромобилях и электрических летательных аппаратах, но и в рамках «зелёной энергетики», как бы её ни ругали сторонники традиционных способов генерации.

Цепочка преобразований


Есть два варианта размещения боевых лазеров на авиационных носителях, из которых первый – это размещение лазерного излучателя и аккумуляторов для его питания на внешней подвеске существующих авиационных носителей.

Второй вариант – это глубокая интеграция лазерного оружия, включая источники электроэнергии для него, в конструкцию перспективных, разрабатываемых и глубоко модернизируемых авиационных комплексов, причем аккумуляторы в составе такого интегрированного боевого лазерного комплекса всё равно, скорее всего, будут присутствовать в качестве буфера между генератором и лазерным излучателем.

Второй вариант всегда будет иметь преимущества по мощности и времени работы, в то время как первый вариант потенциально позволит охватить куда больший спектр авиационных комплексов.

Необходимо отметить, что во втором варианте у нас имеется цепочка преобразований с потерей КПД – энергия вала ТРД преобразуется генератором в электрическую энергию, после чего запасается в буферном аккумуляторе и лишь затем преобразуется в лазерное излучение, и если мы говорим о лазере с КПД 25 %, то при 80 % КПД электрогенератора и суммарном КПД 80 % заряда-разряда аккумуляторов (с учётом высоких токов и сложных температурных режимов), то итоговый КПД получится всего 16 %.

С другой стороны, КПД перспективных твердотельных лазеров может превышать 70 %, а КПД генераторов и аккумуляторов может превышать 90 %, в этом случае суммарный КПД составит уже свыше 60 %, что весьма и весьма немало.

Вместе с тем, учитывая возможные риски отставания нашей страны в вопросе создания боевых лазерных комплексов на основе твердотельных лазеров, а также сопутствующих изделий – компактных и мощных электрогенераторов и ёмких высокотоковых аккумуляторов, целесообразно рассмотреть иные варианты оснащения отечественных боевых самолётов лазерным оружием, в частности, перейти на прямое преобразование энергии ТРД в лазерное излучение.

Прямое преобразование


Одно из направлений создания лазерного оружия, в котором наша страна добилась неплохих результатов ещё в период СССР, являются упомянутые выше газодинамические лазеры, в которых энергия газов, разогнанных до сверхзвуковой скорости в ТРД, напрямую преобразуется в лазерное излучение.


Изображение Фотоника том 14 № 8 2020

Применение таких лазеров на наземных носителях не очень удобно из-за того, что для каждого такого лазера необходима дорогостоящая и сложная в обслуживании газовая турбина, однако на боевых самолётах ТРД установлены «по умолчанию». Таким образом, осуществив отбор части газов, выходящих из ТРД самолётов боевой и вспомогательной авиации, можно направить их для генерации лазерного излучения в интегрированных бортовых лазерных комплексах обороны.

Эта идея принадлежит вовсе не автору данного материала – предложение по реализации бортовых лазерных комплексов на базе газодинамических лазеров, путём отбора части мощности ТРД, было опубликовано в издании «Фотоника» том 14 № 8 за 2020 год.

...существуют варианты ГДЛ, где в качестве окислителя используется воздух, подаваемый из окружающей среды компрессором авиационного газотурбинного двигателя (ГТД), где основной по массе (более 95 %) компонент топлива берется из атмосферы. Это позволяет существенно сократить систему хранения компонентов, поскольку возимый запас включает в себя только горючее, доля которого в общем расходе не превышает 5 %. Такой лазер видится достаточно перспективным для размещения его на летательных аппаратах... Лазеры и лазерные системы. Фотоника том 14 № 8 2020.


Изображение Лазеры и лазерные системы. Фотоника том 14 № 8 2020

...представлены выходные энергетические характеристики ГДЛ на топливной композиции «керосин-воздух» на базе двух самолетных двигателей АЛ‑31Ф. Видно, что при использовании двух двигателей с высокой степенью повышения давления и большим расходом даже при отборе всего 5 % воздуха можно получить мощность лазера в неохлаждаемом варианте соплового блока (температура в форкамере лазера не более 1500 К) порядка 80 кВт. При использовании охлаждаемых сопловых лопаток и температуре в форкамере порядка 2000 К мощность можно увеличить до 135 кВт… Лазеры и лазерные системы. Фотоника том 14 № 8 2020.

Выводы


Конечно, с высокой вероятностью среди боевых лазеров ближайшего будущего будут доминировать лазеры, питание которых осуществляется электрическим током – такие изделия наиболее просты в эксплуатации, их относительно легко можно масштабировать и размещать на самых разнообразных носителях. В то же время газодинамические лазеры вполне могут быть востребованы в авиации, где рабочее тело, необходимое для их накачки, образуется «естественным» путём.

Тематика боевых лазеров в нашей стране является достаточно закрытой, так что достоверно судить о состоянии дел в этом направлении сложно, но в том случае, если у нас отсутствуют близкие к принятию на вооружение твердотельные мощные боевые лазеры (порядка сотни киловатт), следует вновь вернуться к тематике газодинамических лазеров применительно к их интеграции в существующие, глубоко модернизируемые и перспективные авиационные комплексы.

Основной проблемой является то, что интеграция должна происходить на самом раннем этапе, и в ней должны участвовать не только разработчики самолётов или вертолётов, оснащаемых газодинамическим лазерным оружием, но и разработчики ТРД, от которых эти лазеры будут получать накачку.


Возможно, что где-то здесь может быть размещён АБЛКО на базе газодинамического лазера, получающего накачку от двух ТРД истребителя

Разумеется, никому лишние хлопоты не нужны, поэтому появление бортовых лазерных комплексов обороны на базе глубоко интегрированных газодинамических лазеров возможно только при условии активной заинтересованности в этом Воздушно-космических сил Российской Федерации.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    10 ноября 2025 03:27
    возможно только при условии активной заинтересованности в этом Воздушно-космических сил Российской Федерации.

    Очень надеюсь, что никто этим не заинтересуется и не сольет в унитаз очередные миллиарды денег.
    1. +6
      10 ноября 2025 14:00
      Примерно такие же комментарии лет 10 назад часто писались подобными вам людьми в отношении беспилотников всех мастей.
  2. +1
    10 ноября 2025 03:31
    возможно только при условии активной заинтересованности в этом Воздушно-космических сил Российской Федерации.
    И финансировании....
    1. +1
      15 ноября 2025 21:26
      Можно просто не мешать, не лезть с советами и нравоучениями, не вставлять палки в колёса, не заниматься чайкаменеджментом и микроменеджментом. У нас много талантливых и способных людей. Главное просто не мешать. Тому примеры производители беспилотников, начинавших с гаражных самоделок.
  3. +1
    10 ноября 2025 05:12
    Проблема в том, что бортовые комплексы самообороны на базе скорострельных автоматических пушек можно размещать только на крупных дозвуковых самолётах.

    Почему?
    Если автоматическую пушку с вспомогательными устройствами и частью боекомплекта заключить в сферу в носовой или кормовой части воздушного судна, то аэродинамическое сопротивление будет минимальным. Правда не получится получить 100% область наведения. Однако это весить будет куда меньше чем «Пересвет» под крылом.
    По поводу противоракет воздух-воздух. Эффективнее создавать ловушки, а средства поражения. На встречных курсах ракета и противоракета имеют большие скорости и малое время реакции. Кроме того ракеты воздух-воздух оборудованы дистанционным взрывателем. Транспортной , противолодочной и бомбардировочной авиации необходим автоматизированный КАЗ только на несколько порядков дальнобойнее. Вопрос только чем пожертвовать, так-как весить он будет не мало.
    Ну и последнее. Любой лазерный комплекс будет требовать уйму энергии. Решить - эту проблему можно с электро-химическим источником питания лазера, но это автоматически ограничивает скорострельность и количество выстрелов.
    Боюсь, что до двигателей на ядерном топливе пока еще далеко. Впрочем…
    Всем хорошего дня, не судите строго то, что я накидал на вентилятор…
    1. +3
      10 ноября 2025 05:22
      Цитата: Коте пане Коханка
      Почему?

      Масса оборудования и дополнительные внутренние объемы. Попытка впихнуть в самолет всевозможные системы (которые изначально имеют высокие массово-габаритные характеристики) закончится тем, что основные возможности его урежутся до минимума. А в случае с лазерами, вообще не позволят взлететь.
      1. +2
        10 ноября 2025 08:29
        Ага минус боевая нагрузка, дальность, маневренность, сопротивление воздуха дополнительное, чтобы что ?
      2. +1
        11 ноября 2025 20:55
        Цитата: Дырокол
        Масса оборудования и дополнительные внутренние объемы. Попытка впихнуть в самолет всевозможные системы (которые изначально имеют высокие массово-габаритные характеристики) закончится тем, что основные возможности его урежутся до минимума.

        Вообще-то у любого самолёта на борту одна\две мощные газовые турбины с избыточным крутящим моментом на валах . Отбирая часть этого крутящего момента для генерации и запитки лазера мощностью порядка 100 кВт. от тяги двигателей не убудет , но появится возможность запитать лазер достаточной для перехвата ЗУР или РВВ мощности . Речь конечно не о лёгких истребителях , но о тяжелых истребителях и о бомбардировщиках речь уже вполне себе может идти . Для объектовой ПВО появляется всё больше боевых лазеров на автомобильном шасси и примерно\около такой мощности . Если отбросить сам автомобиль и дизель-генератор , то собственно сама аппаратура электрического лазера на световодах не так уж велика и вполне может быть доработана для установки на самолёт . Не прямо здесь и сейчас , а после доработки технологии так , чтоб она не перетяжеляла самолёт . А так как по функционалу такой лазер может щаменить бортовую пушку , а по весу примерно будет соответствовать весу этой пушки + боекомплект , то для ЛТХ самого самолёта это вообще пройдёт незаметно .
        Однозначно возможность такая существует в принципе и нуждается в практической проработке и ОКР .
        1. 0
          12 ноября 2025 05:04
          Цитата: bayard
          А так как по функционалу такой лазер может щаменить бортовую пушку , а по весу примерно будет соответствовать весу этой пушки + боекомплект , то для ЛТХ самого самолёта это вообще пройдёт незаметно .

          Нет лазеров таких размеров и не будет. В кино пожалуйста, во вселенной Звездных войн там или еще где. Но сегодня и наземные комплексы сомнительны.
          1. +1
            12 ноября 2025 05:18
            Цитата: Дырокол
            Но сегодня и наземные комплексы сомнительны.

            Американцы на корабли уже ставят лазеры в несколько сот киловатт . В автомобильном варианте даже у турок появился лазер до 50 кВт.
            Я не говорю что прямо сейчас есть что ставить , я о том , что нужно начинать проработку этого вопроса . С крутящего момента турбин можно снять просто прорву энергии . Если генератор\ры с отбором этой мощности будут достаточно компактны и удастся получить лазер порядка 100 кВт. , то по крайней мере на бомбардировщики для самообороны его можно будет ставить . Просто нужно вести ОКР и нагонять компетенции в лазерах . Пока при таких мощностях они лишь на 2-3 км. эффективны . Но это как раз эффективная дальность автоматической пушки . Для перехвата ЗУР и РВВ вполне достаточно .
            1. 0
              12 ноября 2025 06:13
              Цитата: bayard
              Американцы на корабли уже ставят лазеры в несколько сот киловатт . В автомобильном варианте даже у турок появился лазер до 50 кВт.

              Вы несколько путаете попытки создать что-то вменяемое с серийными образцами подтвердившими ТТЗ. Пока в мире не создано ничего, но заявлений много... и потраченных средств.
              1. 0
                12 ноября 2025 13:48
                К серийному производству дело только идёт , идёт наработка опыта , отработка системы наведения , захвата цели , оптимальный расчёт импульса , отработка платформ , работа в разных климатических и погодных условиях . Но направление "Ближнее ПВО" как средство против БПЛА отрабатывается очень тщательно .
                Как средство самообороны самолётов тема тоже интересная , но именно для крупных самолётов (бомбардировщих , самолёт ВТА , правительственный , в перспективе может и на тяжелых истребителях такое возможным станет .
                1. 0
                  13 ноября 2025 04:15
                  Цитата: bayard
                  в перспективе может и на тяжелых истребителях такое возможным станет

                  Невозможность создания боевого лазера была определена еще в 80-90хх. Люди (правящие) обычно слабы умом в технической части и их легко развести на вундерваффе, особенно на фоне "дронобоязни".
                  Уверяю вас, еще долго на этой теме будут паразитировать, но реального рабочего инструмента не будет.
                  1. 0
                    13 ноября 2025 10:04
                    Для поражения дрона на дистанции 1-2 км. достаточно мощности лазера в 50-100 кВт. И такие лазеры уже есть . Доведут технологии до ума , может и на самолётах появятся - халявной энергии от турбин там уйма . Но в атмосфере дальность такого оружия большой никогда не будет , слишком велико поглощение средой .
    2. 0
      15 ноября 2025 21:35
      Если автоматическую пушку с вспомогательными устройствами и частью боекомплекта заключить в сферу в носовой
      Не получится по двум причинам.
      1 Развесовка. Кабина пилота итак огромная головная боль для конструкторов из-за размеров и массы
      2 Там уже стоит АФАР

      На встречных курсах ракета и противоракета имеют большие скорости и малое время реакции.
      Для лазера это не имеет никакого значения. Там всегда скорость встречных курсов не превышает скорости света.

      Любой лазерный комплекс будет требовать уйму энергии.
      Полупроводниковые давно работают с КПД больше 90%.

      Решить - эту проблему можно с электро-химическим источником питания лазера,
      Батарейки в этом плане хилы по запасаемой энергии и крайне тяжелы.
  4. 0
    10 ноября 2025 05:14
    В принципе, в качестве противоракет можно использовать и обычные ракеты «воздух-воздух», обладающие необходимой чувствительностью ГСН,

    Солнце куда денем?
    1. +3
      10 ноября 2025 05:22
      Цитата: Коте пане Коханка
      Солнце куда денем?

      Отфильтруем. Часть светофильтрами, часть программно. Приветствую hi laughing
      1. +5
        10 ноября 2025 05:28
        Цитата: Paranoid62
        Цитата: Коте пане Коханка
        Солнце куда денем?

        Отфильтруем. Часть светофильтрами, часть программно. Приветствую hi laughing

        Уже сегодня ГСН калибруют по нижнему порогу светосилы. Противоракета летит не в хвост (теплового пятна), а навстречу ему. Тут необходима комбинированная головка наведения. Увы пока машинное зрение на сверхзвуковых скоростях «тормозит», это вопрос завтрашнего дня.
        Мое почтение!
        1. +3
          10 ноября 2025 05:30
          Цитата: Дырокол
          Цитата: Коте пане Коханка
          Солнце куда денем?

          Ммм... так то современные ТГСН имеют как минимум два канала наведения, 1 на ИК излучение, 2 на УФ тень создаваемую летящим объектом. Солнце же источник УФ излучения, оно тень само себе не создает.

          Грамотный ответ, мне нечего добавить. Мой был чистый стеб - ну, не ракетчик я ни в одном месте request
    2. +3
      10 ноября 2025 05:24
      Цитата: Коте пане Коханка
      Солнце куда денем?

      Ммм... так то современные ТГСН имеют как минимум два канала наведения, 1 на ИК излучение, 2 на УФ тень создаваемую летящим объектом. Солнце же источник УФ излучения, оно тень само себе не создает.
    3. +2
      10 ноября 2025 09:21
      Цитата: Коте пане Коханка
      В принципе, в качестве противоракет можно использовать и обычные ракеты «воздух-воздух», обладающие необходимой чувствительностью ГСН,

      Пробовали ! Пытались применять "обычные" РВВ в качестве противоракет ! Получалось плохо ...или не очень хорошо ! wink Конечно же, "энтузизизм" остался кое-где и кое у кого ! И попытки создать универсальную РВВ (противосамолётную ракету и противоракету в "одном флаконе" !) продолжаются ! К примеру,это Израиль (на вооружении) ,США (разработана). Но это же всё таки специализированные (а не "обычные" ! ) РВВ ! А "ставка" делается сейчас на специальные противоракеты ! Такой "акцент" объясняется тем,что "универсальные" РВВ снижают боевую нагрузку истребителя из-за своего веса,размеров ...кроме того, по той причине ,что вражеские РВВ и ЗУР "ищут рандеву" с самолётом ,а не наоборот ,большая дальность противоракетам не нужна !То есть, противоракеты могут быть малогабаритными и легкими ,иметь небольшую дальность по сравнению с "классическими" РВВ ! Например, одна из разрабатываемых в НАТО противоракет имеет длину в 1 метр и вес в 10 кг ! Такие противоракеты способны размещаться на боевом самолёте в "приличном" количестве не снижая существенно боевую нагрузка !
  5. 0
    10 ноября 2025 05:21
    Таким образом, осуществив отбор части газов, выходящих из ТРД самолётов боевой и вспомогательной авиации, можно направить их для генерации лазерного излучения в интегрированных бортовых лазерных комплексах обороны.

    Продвинутые камрады пл правят, насколько я знаю - мы имеет проблемы с обеспечением энергией бортовых комплексов с АФАР. Для обеспечения лазера мощности необходимо увеличить как бы не на порядок Любой отбор с турбин - это потеря мощности. Это я как владелиц дизельного автомобиля с турбиной пишу. Включил печку получай расход топлива.
    1. +1
      10 ноября 2025 10:07
      Цитата: Коте пане Коханка
      Любой отбор с турбин - это потеря мощности.

      Есть такое понятие ,как МГД-генератор... на "базе" турбореактивного двигателя .для генерации большого количества энергии на "оборудовании сравнительно(!) небольшого габарита и веса " ! Грубо говоря,но мягко выражаясь , это реактивный двигатель ,"облепленный" электрообмотками (электромагнитами?) Как-то так ... давно об этом читал ,но потом особо не интересовался !
      1. +1
        10 ноября 2025 14:13
        Есть такое понятие ,как МГД-генератор... на "базе" турбореактивного двигателя .для генерации большого количества энергии на "оборудовании сравнительно(!)

        Здесь уже поднимали закон сохранения энергии на примере печки в дизельном автомобиле.
        Сколько отнимите на МГД столько недополучит реактивный двигатель.
    2. +2
      10 ноября 2025 23:22
      на базе "буревестника" разве нельзя разместить в л-а сверхмалогабаритный я-д для накачки лазера?
      1. 0
        15 ноября 2025 21:45
        Всё к этому постепенно идёт! Скорее всего нас ждёт обновление (Буревестник 2.0), который будет не просто крылатой ракетой, а ещё системой оснащённой дополнительным вооружением для активного противодействия системам ПВО и ПРО. С таким силовым агрегатом запитать мощную РЭБ и лазер просто руки чешутся.
  6. +1
    10 ноября 2025 05:33
    Для авиации лучше использовать не лазер а мазер с накачкой от турбины. У мазеров для их излучения можно хоть применение найти в системе радара и аппаратуре связи.
    1. +1
      10 ноября 2025 09:52
      У США на вооружении есть СВВП F-35B ! Для создания подъёмной силы используется специальный вентилятор за кабиной пилота ... (Подобная схема должна была использоваться в СВВП Як-201 ! ) Американцы предполагают применить такой вентилятор для выработки электроэнергии для запитки лазерного оружия !
      1. +1
        10 ноября 2025 19:35
        Навряд ли следует следовать напрямую всем их разработкам. Гораздо интереснее получить сейчас компактный и мощный радар, в котором генератором радиоизлучения будет химический мазер совмещённый с движком. Такой радар может стать основой для самолёта длро. Лазер ещё пока экспериментальная технология а вот подобный радар найдет применение немедленно.
      2. -1
        10 ноября 2025 23:26
        F-35B- это Як-38 по американски наши прое.....(продали)
        1. -1
          11 ноября 2025 04:08
          Цитата: ШТОРМ 12
          F-35B- это Як-38 по американски наши прое.....(продали)

          Нет не Як-38, а Як-141
        2. 0
          11 ноября 2025 18:13
          Цитата: ШТОРМ 12
          F-35B- это Як-38 по американски наши прое.....(продали)

          Вообще-то, "легенда" гласит о Як-141 ! Но и тут не стоит принимать это на веру ! Не исключено, что это миф ! Не то,что продали...а то,что применили ! Внешне и Як-141, и F-35B похожи ! Но вот конструктивные отличия никуда не денешь ! У F-35B используется подъёмный вентилятор за кабиной пилота; а у Як-141 его нет ! Более на "эфку" похож проект Як-201 !
  7. +2
    10 ноября 2025 06:46
    Автор подумал, поковырял в носу и высосал из пальца целую тему. Завидую. Мне бы так.
    1. +5
      10 ноября 2025 06:48
      Автор Андрей Митрофанов *NM*
  8. +2
    10 ноября 2025 07:02
    Ёмкость аккумуляторов некоторых электромобилей Tesla составляет 100 кВт/ч при массе в 900 килограмм, то есть такой аккумулятор обеспечит где-то полчаса непрерывной работы лазера мощностью 50 кВт,

    Какая величина тока будет при таком режиме разряда будет и какая мощность выделится на внутреннем сопротивлении аккумулятора, подводящих проводах и 75% процентах потерь в активном теле лазера. Оцените температуру нагрева всего этого хозяйства.
    Статья из Фотоники несколько лукавая, невозможно без определенных мер, кои выливаются в "лазер с отбором воздуха от авиационного двигателя Р‑38–300 мощностью порядка 180 кВт, непрерывно работающий в течение длительного времени [6]. Это была громоздкая наземная установка." обеспечить генерацию излечения на грязном CO2 выхлопа керосин воздушного топлива.
  9. +1
    10 ноября 2025 07:56
    Если технология годная к серийному производству, то целесообразно было бы обеспечить и важные инфраструктурные обёктны на земле подобной защитой.
    На земле обеспечить энергоснабжение подобных энергоустановок относительно легко.
    А там где нет достаточных энергетических мощностей, обеспечить мобильными установками с генераторами на шасси.
    Тема конечно несколько иная, но реализуемая более просто и относительно недорого (наверрое, что такое недорого? сам не понял :))
    Но пока мы не видим, по крайней мере в открытых источниках, подобных реализаций.
    Высмеивали дружно скаклов за их мобильные стрелковые группы, борьбу с бпла при помощи малой авиации, самодельные счетверенные установки из пулеметов и автоматов , а теперь и сами применяем подобное.
    В общем скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
    Верим и надеемся на наших разработчиков и промышленность.
    Работаем каждый на своём месте.
    С Богом!
  10. +1
    10 ноября 2025 08:27
    Полный бред очередной, лазеры))) америкосов целый бонг гоняли для испытания лазеров. Закрыли проект.
  11. +4
    10 ноября 2025 08:34
    . возможно только при


    Лазерная резка металлов на промышленных установках возможна благодаря малому расстоянию, всего несколько миллиметров. Только поэтому удается сконцентрировать мощность на малом участке материала.
    Лазерный луч расходится из-за дифракции. И диаметр луча при расчете расходимости находится в знаменателе. Чем тоньше луч, тем выше расходимость. И потеря мощности на единицу площади.
    Поэтому любые рассуждения о создании лазерного оружия самообороны для самолёта являются перемалывание воды в ступе. На приемлемых расстояниях это невозможно из-за законов физики.
    Любые попытки поднять подобную тему-развод, некомпетентность, мошенничество, и далее по списку.
    1. +2
      10 ноября 2025 08:39
      Цитата: Podvodnik
      Любые попытки поднять подобную тему-развод, некомпетентность, мошенничество, и далее по списку.

      Автор увидел несколько громких обещаний, мол "это достижимо, вот вот создадим", а евреи те вообще заявили мол "мы уже сделали и готовы продавать, берите два..." и предположил, что осталось за малым, установить на самолет и вот тогдааааа.....
    2. 0
      15 ноября 2025 21:59
      Лазерный луч расходится из-за дифракции.
      Или потому что промышленные лазеры для резки не совсем настоящие лазеры с когерентным и монохромным излучением, а с поляризацией там вообще полный швах. Другое дело лазерные системы у автрономов и физиков. Вот где на километры лупит без всякой расходимости (проект LIGO у физиков по изучению гравитационных волн). В космической связи на последних покалениях спутников Starlink лазеры спокойно лупят на сотни километров.

      Поэтому любые рассуждения о создании лазерного оружия самообороны для самолёта являются перемалывание воды в ступе.
      Мы это уже проходили с дронами и вообще с любыми беспилотными системами.

      На приемлемых расстояниях это невозможно из-за законов физики.
      Вроде как раз законы физики вообще никак не мешают. Особенно в верхних слоях атмосферы.
  12. +1
    10 ноября 2025 09:29
    По моему многие физики не понимают, что линейный поток любого вида энергопередачи являеться эффективным в случае импульсного алгоритма совмещающем комплекс фундаментальных физических параметров. Поэтому когда мы говорим о новом виде движителя как преобразователя энергии сплошных сред, то его можно и вывести на уровень излучателя или генератора так называемых шаровых электромагнитных образований. В этом случае надо понимать, что устойчивые электромагнитные образования разных видов должны иметь именно поляризацию образованную динамическим потоком концентрации и расширения.
    1. -1
      10 ноября 2025 21:20
      Сам понял что сказал?? Набор бессмыслицы. В школу - физику учить.
    2. 0
      15 ноября 2025 22:24
      Далеко не все согласны с существованием информационного поля Вселенной, также известном нам как хроники Акаши либо как универсальной эфирной библиотеки. Но для нас важнее будет математический эквивалент Вавилонской библиотеки, которым являются являются нормальные числа, понятие о которых было введено Эмилем Борелем в 1909 г.
      При этом надо поимать, одна и та же информация может быть записана на разных физических носителях (флешки, диски, дискеты), структура которых будет изоморфна. И самое главное при этом мнение о том, что информации вообще не существует без интерпретатора. С другой стороны: «всякий, кто питает слабость к арифметическим методам получения случайных чисел, грешен вне всяких сомнений» (Джон фон Нейман).
  13. +1
    10 ноября 2025 10:19
    В разработке перспективных, но уже актуальных видов технологий зачастую используются методы экспериментальной доводки до необходимого уровня применения. НО, сами эти технологии без теоретического обоснования не поддаться развитию по причине их переходного уровня энергетических процессов. Это как технологии человечества основанные на ламинарном уровне использования сплошных сред. Затем технологии турбулентном уровня динамик. Затем уровень более высокопотенциальных преобразования и технологий их использования. Поэтому наши устройства это и есть новые технологии применения динамик преобразования сплошных сред, прежде всего.
  14. 0
    10 ноября 2025 11:02
    ИМХО я бы скорее мазерами озадачился - с целью выжигать электронику ГСН. Это с точки зрения энергетики куда эффективней.
    1. +1
      10 ноября 2025 11:11
      Все это находиться в аспектах одной тематики. Я весьма давно говорю о новом качестве энергетических процессов и вопросах энергопередачи. Все аспекты дифракции, интерференции, тунеллирование, экранирования и другое лежит прежде всего в понимании комплексности и доминированию одних или других. Поэтому прорывные технологии и исследования опираються прежде всего на новые методы анализа этих процессов.
      1. 0
        15 ноября 2025 22:30
        С такими громкими заявлениями о «доказательстве нелокальности» ни одна аналогия из классической физики не может точно передать смысл квантовой запутанности. Открывая посылку, вы находите левую перчатку и сразу узнаёте, что у вашего друга правая. И от вашего измерения здесь ничего не зависит (знаменитый ЭПР-парадокс). Но не смотря на это некоторые интерпретации, как теория волны-пилота де Бройля-Бома, выбирают нелокальность как реальное свойство пространства-времени.
        1. 0
          15 ноября 2025 23:56
          Не стоит только забывать, что, и Вы об этом правильно говорите, что интерпретация реальных физических событий в мозге человека происходит на уровне его знаний и мировосприятия. А основу этих знаний заложена логика и ассоциативное и предметно восприятие. НО логика и воспитана тем, что мы опираемся на переменной значение Числа и это отражается в интерпретации. Но есть и функция постоянного значения Числа которая интерпретирует восприятие на проессуалных и алгоритмически последовательных событий. Тогда мозг работает с вариативно возможными комбинациями событий и оптимизирует их относительно ориентиров заложенных в мотивации. Которая кстати так же меняеться алгоритмически и в зависимости от задач находящихся по уровню масштабируемости. Поэтому говоря о машинах с ИИ мы должны изначально понять, что мы сами роботы и работаем с информацией как с оптимизированной технологией в основу которой заложены электромагнитные аспекты энергопередачи. И это значит, что один из а пектов состоит в том, что бы число можно было передавать именно как электромагнитный импульс и без соответствия символами или иным обозначения. Но это нельзя сделать с переменным значением числа. И вообще необходимо точно и чётко понимать суть технологии заложенной в математике с использованием этих свойств. В функции постоянного знач ения есть только натуральный ряд чисел и это только целочисленное значение и это невероятно огромное значение алгоритмически связанных комбинаций которые не стоит даже обозначать. И которые фиксируется только ёмкостью данных как комбинаций без передачи соответствия кода - единиц Эл. магнитного импульса. И вообще я не очень верю в то, что люди вообще это способны понять если им это не дать изнутри. Это аномалия, но это и потребность в эволюции которая как энергетические пространство неразрывно в своих трансформация.Извините за мою лень, но это не мои ошибки в тексте. Мне лень тратить время на редактирование.
          1. 0
            16 ноября 2025 00:19
            В замкнутой времениподобной кривой (ЗВК) материя или энергия могут двигаться, чтобы встретиться с собой в прошлом, образуя временную петлю, что позволяет отправлять результаты вычислений в своё прошлое, чем радикально меняем вычислительные возможности. Но космологический гиперкомпьютер, использующий финальную сингулярность Большого сжатия для бесконечных вычислений, потенциально мощнее так как может уложить бесконечные вычисления в конечное космическое время.
            Другой вопрос, как быть с ИИ на базе нейросети с невычислимыми действительными весами? Способность выполнять гипервычисления в нерекурсивных языках не хухры-мухры! Правда все гипервычисления требуют точных действительных чисел в качестве входных, выходных или промежуточных данных. И как невычислимое число бесконечной точности потом верифицировать физическим устройством с неизбежно дискретными характеристиками? Мы снова в ловушке!!!
            1. 0
              16 ноября 2025 11:09
              НЕТ, мы не в довушке! Во - первых энергия это процесс обусловленные фундаментальными параметрами. Это уровень количественных параметров в масштабируемом пространственном уровне, это направление процесса и это относительности. НО главное, что Энергия это одним словом - Динамический процесс. А учёные всего мира не знают и не способны дать обоснование тому, что такое динамика. А все потому что нет математической модели описываю щей трансформации одной ёмкости множества параметров в другую. НЕТ Чисельного инструмента описания единовременного множества. Иными словами частным решениями нельзя описать единовременное трансформации комплекса. И потому учёные не видят что лежит в основе, как фундамента7, тех технических решений которые определяют уровень развития цивилизации. НО более того технические и технологические решения так же не сами по себе. Необходимо понимать опять - таки комплексности алгоритмов процессов, чтобы каждый последующий этап процесса не нивелировал позитивные экстремумы предыдущего этапа.
  15. -2
    10 ноября 2025 13:48
    Лажа это все пока - лазеры. Меры противодействия достаточго просты апротив немощного лазера.

    а по перехватами мини-ракетами, реальные наметки были были сделаны ,как читал ,очень давно.
    только электроника тогда подводила. Перехватить тонкостенную ЗРК меньшей ракетой сейчас ,при развитой электронике, вполне возможно. Если вдогонку летит - время есть на реакцию маленькой противоракетой. Если навстречу или сбоку, то сложнее, но все равно ,как бы возможно ракетой "воздух-воздух"
  16. +1
    10 ноября 2025 16:29
    Коллеги, не возьмусь рассуждать о эффективности и сравнивать ракеты и лазеры по мощности... но смотрите - на картинке лазерный модуль с мощностью излучения 115 ватт (измерено лично) при потребляемой мощности - 225 ватт (КПД - чуть ниже 50%) Весит этот модуль - 150 грамм, и это в основном, вес медного основания для рассеивания тепла. Сами же лазеры вместе с коллиматором - грамм 30. То есть, импульсная система в 20 кВт с минимумом охлаждения и без фокусировки будет весить килограмм 40 и потреблять 50 кВт энергии, что очень немного. Охлаждение же, я полагаю, может быть обеспечено потоком набегающего воздуха, а значит и объем и вес будет гораздо меньшим. В общем, все это - вопрос ближайшего будущего, и кто раньше эти вещи разработает и внедрит, тот и будет иметь преимущество.
    1. +1
      10 ноября 2025 20:20
      Автор пишет о химическом лазере хотя твердотельные лазеры на сегодня более продвинуты, но пока нет подходящего твердотельного лазера можно пойти более простым путем , как известно скорость истечения газа из двигателя истребителя достаточно высока ( по любому должна быть выше скорости его полета) т.е. она на уровне скорости пули . Если в сопло двигателя разово подать металлическую дробь, ( так что бы она разгонялась газом не касаясь при этом стенок сопла ) то тогда из сопла вылетит заряд дроби массой например 10-20 кг летящий ( со скоростью возможно 500м/с) в направлении догоняющей самолет ракеты противника. и тогда в принципе атакующую самолет ракету можно повредить или разрушить на безопасной дистанции
      1. 0
        10 ноября 2025 23:33
        еще раз ..какая мощность я-д движка буревестника? хватит для рофара,лазера,мазера ит.п.? какие его габариты? влезет в л-а?
        какие перспективы то а?
        1. 0
          11 ноября 2025 13:45
          Движок "Буревестника"- капсулированный БН реактор с ЖМТ "воздухогреем" теплообменником, второго контура в тракте "турбовентиляторки", что б быть чистым. Посему- сугубо дозвуковой (ибо температуры- не более 700-800 градусов). Неприменим для истребителей. Вот для транспортных самолетов или дирижаблей- да , перспективна сия схема.
        2. 0
          11 ноября 2025 13:46
          Мощность или номинальная тяга? Тяга - обычная, порядка 10Kн
    2. 0
      13 ноября 2025 11:48
      Примерно так и есть. И чем хороша твердотелка- можно собирать "массив" из отдельных элементов и масштабировать, как угодно.
  17. -1
    10 ноября 2025 20:44
    СПХК АБЛКО. Любовь к мощно продуманным аббревиатурам стоит вторым номером после обожания подземных укрытий, из которых сверхмогучие исполины грозят миру своей ужасной властью. Бедняга...
  18. 0
    11 ноября 2025 13:41
    Газодинамика- громоздка и инерционна. Твердотельный "массив"- вот то, что перспективно. И питание- непосредственно от генератора бортового, не требует дополнительной "обвески"
  19. 0
    11 ноября 2025 16:51
    Уже с ХХ века тему лазера поднимали неоднократно,только на судах появились установки.
    1 на Боинге разместили,чтобы сбивать все ракеты,но результат не совсем успешный.
    1. 0
      13 ноября 2025 11:49
      На Боинге и на Ил-76...40 лет назад, когда только мозная газодинамика была доступна. Не умели тогда волоконные "конструкторы" делать. Ныне же все по иному.
      1. 0
        14 ноября 2025 08:58
        И что изменилось? Боинг так и остался прототипом.
  20. 0
    20 декабря 2025 15:31
    "Эта идея принадлежит вовсе не автору данного материала – предложение по реализации бортовых лазерных комплексов на базе газодинамических лазеров, путём отбора части мощности ТРД, было опубликовано в издании «Фотоника» том 14 № 8 за 2020 год." - основной вопрос, почему? Почему не работает, автору бы потрудиться бы описать,"золотым дождем", данную тему. Основные вопросы: почему, дешево, есть другие варианты? В воображение автора, если есть НИОКР, но это не точно. Все разобьются, но дадут результат. Это так не работает!
  21. 0
    Вчера, 01:32
    У Биржевого моста в ГИПХе, ныне покойном, на закате СССР, разрабатывали как раз похожие лазеры. Только на HF. Они работали. Исправно плавили вольфрамовые мишени. Но использовать их оказалось невозможно, потому что во время работы они страшно тряслись. Как и любой ракетный или реактивный двигатель. И навести на что-либо, находящееся более-менее далеко, движущееся и в движении и позиционировать так разумное время не представлялось никакой возможности.