Реликт XX века – реквием по крылатой ракете

2 940 23
Реликт XX века – реквием по крылатой ракете


Преждевременное старение


Оружие для самых элитарных целей иди даже политическое оружие. Примерно так можно охарактеризовать современное положение крылатых ракет (КР) на мировом оружейном рынке. Разумеется, хороши КР в качестве носителей ядерного оружия, но позволить себе подобное могут считанные единицы стран в мире. Опыт спецоперации заставил усомниться в целесообразности дельнейшего наращивания запасов дорогостоящих изделий. До 2022 года ни у кого в здравом уме не возникла идея ограниченности применения данного типа оружия. Существует пример американской операции на Ближнем востоке, когда массированное применение КР приводило к реальному параличу противника. В 1991 году в ходе «Бури в пустыне» на Хусейна обрушили около 300 КР, и, за счет сухопутной части операции и господства в воздухе, коалиция добилась победы.




Никто отрицать триумф наших главных героев в этом случае не решился. Но уже в 1998 году в ходе операции «Пустынный лис» американцы в течение 12 суток выпустили по Ираку около 400 КР. Без видимого результата. Иракский режим не пал, хотя и не имел адекватной системы ПВО для отражения воздушных атак. Это был первый тревожный звоночек. Армия США оказалась не в состоянии отрядить на массированный удар более 300-400 ракет единовременно. После одной такой операции восстанавливать арсеналы приходилось несколько лет.

Вскрылся еще один фундаментальный недостаток крылатых ракет – без проведения сухопутной операции КР превращаются в оружие политического пиара. Тоже неплохо, надо отметить, но не более того. Особенно карикатурно выглядит потенциал использования КР против стран с большой территорией и развитой системой ПВО. Сколько американских арсеналов потребуется для реально эффективных ударов по России? Вопрос риторический, и надеемся, никто не решится искать ответ на этот вопрос. Но вот на Украине проблема КР встала в полный рост.


Особенно, когда под большим вопросом оказалась вероятность оперативного захвата территории противника сухопутными силами. В первые же недели конфликта стало понятно, что одними КР нанести ущерб военной инфраструктуре Украины невозможно. Во-первых, разрушенное сравнительно быстро восстанавливается. Во-вторых, объекты на территории противника еще с советских времен рассчитывались под ядерную войну с соответствующим уровнем уязвимости. В-третьих, отсутствие господства в воздухе возлагает слишком много надежд на баллистические и крылатые ракеты. С соответствующим перерасходом.

Стоимость одного «Калибра» варьируется от 300 тысяч долларов до одного миллиона. И если по стратегическому объекту на территории Украины не может отработать Су-34, по нему будут бить несколькими КР. Наконец, четвертая причина ограниченности КР – это ограниченность типов носителей. В соответствии с давними договоренностями, ни Россия, ни США не могли иметь грунтовые комплексы с крылатыми ракетами средней и меньшей дальности. С этими ограничениями покончено, но «Калибры» и «Томагавки» массово так и не научились запускать с колесных шасси. Ключевое слово здесь «массовое» – американцы уже приняли на вооружение отдельные экземпляры пусковых установок Typhon. Российской Армии до сих пор приходится запускать КР преимущественно с воздушных либо с морских носителей. Что быстро обнаруживается западной разведкой, и ВСУ принимает целый комплекс оперативных мер. Начиная от поднятия на перехват F-16 и заканчивая экстренной эвакуацией предполагаемых целей атаки.

Дроны против


Со всем вышесказанным можно было бы смириться, если бы не дроны. Творческое переосмысление иранского Shahed-136 создало настоящую альтернативу КР. В стане врага уже подсчитали – Россия сэкономила десятки миллиардов долларов, перейдя от крылатых ракет к дронам, сохранив при этом оперативную гибкость. Теоретически процесс выглядит банальным упрощением – примерно так же в ходе Великой Отечественной войны адаптировали к массовому производству танки, самолеты, стрелковое оружие. Где надо, упрощали до максимума и повышали технологичность.

КР совершенно не вяжется с этой концепцией – единственное, чем она может похвастаться, так это большей массой боевой части. Но это компенсируется массовостью использования различных итераций «Герани». Там, куда должен был прилететь «Калибр», придут пять дронов-камикадзе. К слову, турбореактивная «Герань-3» может нести до 300 кг боевой части, что вполне сравнимо с БЧ крылатой ракеты. А на близких дистанциях на помощь приходит поистине чудо-оружие – свободнопадающие авиабомбы с универсальными модулями коррекции и планирования, которые недавно получили еще и турбореактивные двигатели. Последние в два-три раза увеличили дальнобойность, хотя и повысили заметность в небе – теперь навести зенитную ракету можно на тепло от двигателя.


Последние итерации российских «Гераней» все больше походят на гибриды крылатых ракет и дронов-камикадзе

С системами ПВО, похоже, бороться бесполезно. Выявление мест базирования, использование противорадиолокационных ракет и прочих уловок не приносит результата. А если и приносит, то очень большой ценой. Единственная возможность справиться с ПВО – это перегрузить массой дешевых целей. По обе стороны фронта это давно взяли на вооружение и реализуют подход далеко не крылатыми ракетами.

Неужели на КР можно ставить крест? Можно, но с оговорками. Разберем показательный пример американских приключений на Ближнем Востоке. Пятый флот США в Персидском заливе за считанные дни расстреливает запасы противоракет, отражая атаки хуситов и иранцев. Арифметика здесь простая – стандартная ракета RIM 174 SM-6 ERAM стоит 4 миллиона долларов, но применяется против изделий ценой в 500-900 тысяч долларов. SM-2 подешевле – 2,5 миллиона долларов, но и здесь соотношения несоизмеримы. Строго говоря, оценивать эффективность противоракетного оружия стоит не по соотношению «цена ракеты – цена цели», а по стоимости объекта, который она защищает. То есть изделие с ценой под 5 миллионов долларов может закрыть командный центр, стоимостью в несколько десятков миллионов, от копеечной КР.

Только вот мы забываем понятие перегруза систем ПВО и ПРО, когда массовость может с лихвой компенсировать технологическое преимущество. И вот тут КР очень могут помочь. Именно крылатых ракет, а не дронов-камикадзе, на которые никто дорогостоящие противоракеты тратить не будет. Массовый запуск недорогих имитаторов КР в зоне ответственности упоминаемого Пятого флота США приведет к быстрому израсходованию противоракет и фактической беззащитности прикрываемых территорий. Останется только разобраться с самолетами-перехватчиками, чтобы окончательно освободить воздушные магистрали.

Второе дыхание, если оно вообще случится, могут принести комплексы наземного базирования. Противнику гораздо сложнее определить место пуска, а значит – и стандартный алгоритм реагирования, многократно отработанный на Украине, пойдет под списание. Это очень важно, тем более что почти весь мир, кроме России и НАТО, имеет на вооружении дальнобойные ракетные системы наземного базирования.


Останутся в строю и противокорабельные ракеты. Есть все основания полагать, что гамма подобного оружия станет еще шире. Слишком жирные и лакомые цели военные корабли, бортовая система ПРО которых также конечна и может быть перегружена.

Крылатые ракеты остаются актуальными в качестве носителей ядерных боеголовок, особенно под прикрытием массы ложных целей. В данном случае экономический эффект от удара с лихвой перекрывает затраты не только на производство ракеты, но и расходы на многолетнюю разработку. История появления российского «Буревестника» это подтверждает лишний раз. В заголовке статьи упомянут реквием по КР, но точнее будет сказать о резко сузившейся нише использования. И заметном торможении процессов модернизации просто потому, что вкладывать деньги в это не особо перспективно. Крылатые ракеты перестанут быть самостоятельным типом оружия – отныне изделия будут применять только по самым приоритетным целям и в комплексе с другими средствами дальнего огневого воздействия. Это называется комбинированный ракетно-дроновый удар, и Армия России сейчас самая компетентная в мире в этом деле.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    Сегодня, 04:18
    Российской Армии до сих пор приходится запускать КР преимущественно с воздушных либо с морских носителей. Что быстро обнаруживается западной разведкой, и ВСУ принимает целый комплекс оперативных мер. Начиная от поднятия на перехват F-16 и заканчивая экстренной эвакуацией предполагаемых целей атаки.

    Удивительно, что Калибры запускают с кораблей и подводных лодок выход которых из портов засекается иностранными спутниками. Неужели так сложно сделать наземные ПУ для КР как в КНДР?
    1. +3
      Сегодня, 04:44
      Неужели так сложно сделать наземные ПУ для КР как в КНДР?

      КНДР договорами не была связана...
      1. 0
        Сегодня, 05:22
        Договор о РСМД (1987 г.) между СССР и США был расторгнут в 2019 году, после чего обе страны получили право на разработку и размещение таких систем.
        СВО началась в 2022, тогда и была выявлена проблема, что спутники засекали вылет самолетов и выход кораблей и ПЛ для пуска КР Калибр, что позволяло противнику подготовиться для перехвата КР.
        1. -1
          Сегодня, 05:34
          Мне это зачем request мне и так все известно hi
          1. +1
            Сегодня, 05:37
            КНДР договорами не была связана...

            Но вы же пишете, что разработка наземных ПУ для Калибров была ограничена договорами? Вот я вам и ответил.
            1. 0
              Сегодня, 05:47
              Так и написал про договор,в ответ на ваш вопрос
              Неужели так сложно сделать наземные ПУ для КР как в КНДР?
              ... request
    2. +3
      Сегодня, 04:45
      Есть такие комблексы и количество пу идет на сотни. Искандер и Бастион имеют в своем составе кр. Впервые их применили в Сирии в середине 10-х годов.
      1. 0
        Сегодня, 05:25
        Вопрос был риторический и речь шла конкретно о Калибрах. Так-то наземные ПУ для крылатых ракет еще немцы в WW2 применяли.
    3. 0
      Сегодня, 05:31
      Нет , совсем не сложно . У Концерна Моринсис-Агат есть подобная в производственной линейке , обычный транспортный контейнер , в нем располагается ПУ. Можно хоть с камаза запускать , хоть с акватории моря с контейнеровза , хоть с жд платформы
      1. 0
        Сегодня, 05:34
        Я и имел в виду, что несложно. Но не случилось, о чем и пишет автор.
  2. +2
    Сегодня, 04:54
    Автор маленько сузил роль и последствия применения КР на Украине.
    Ведь признайтесь... если бы не масштабное вмешательство в СВО США и НАТО, то КР ВКС решили бы оперативные задачи вполне пристойно.
    К сожалению противник оперативно наладил обмен раззведанными по воздушной обстановке, получил новые средства ПВО и естественно снизил их роль в СВО.
    Это война...где противник применяет все средства и способы для снижения потерь...так было и будет всегда...главное чтобы наши Вооруженные силы также быстро менялись применительно к обстановке и не тормозили с принятием необходимых быстрых решений.
    1. -1
      Сегодня, 05:50
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      если бы не масштабное вмешательство в СВО США и НАТО

      Масштабное? В чем это выразилось? В редких поставках ЗРК (зачастую древних типа Хок)? Напомню первые пол года ПВО Украины представляло собой дряхлые ЗРК советского производства характеристики коих были нам известны как и способы их подавления.
      1. +3
        Сегодня, 05:53
        Цитата: Дырокол
        Масштабное? В чем это выразилось?

        Прежде всего в масштабах передачи разведданных...ударах по БДК например...к чему британцы приложили руку.
        Почти все наши БДК на ЧФ были поражёны с их помощью.
        1. -1
          Сегодня, 06:03
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Почти все наши БДК на ЧФ были поражёны с их помощью

          Роль БДК в СВО? Никакая. Простоять у Одессы и уйти от греха подальше, вот все что они смогли.
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Прежде всего в масштабах передачи разведданных

          И как это обезопасило от удара ТКР?
    2. 0
      Сегодня, 06:01
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      КР ВКС решили бы оперативные задачи вполне пристойно
      Да, решили бы, но только гораздо высокой ценой, чем решили бы их беспилотники...
  3. +4
    Сегодня, 05:19
    Ещё Гитлер столкнулся с ситуацией, что одними воздушными ударами войну с Англией не выиграть. Авиация и КР не могут уничтожить военные цели.
    Проблема в том, что военные цели многочисленны, замаскированы и защищены. Принимая решение о поражении того же аэродрома надо честно рассчитывать количество потребных ракет, а не тратить их попусту для показушных ударов одной-двумя ракетами. Так же как Гитлер в Англии ошибся в количестве потребных ударов примерно в 10 раз, так и наши кремлёвцы вообще не посчитали количество потребных сил для уничтожения заявленных целей.
    В этих условиях следует выбирать цели,, которые можно уничтожить и уничтожение которых даст максимальный эффект.
    Это повышающие трансформаторы на электростанциях. Их всего три сотни на всю Украину. Это мосты через Днепр - их всего 5. Это Бескидский тоннель - один. Только после уничтожения этих объектов следует размениваться на менее значимые цели.
    Политкорректное же "мы бьём только по военным объектам" есть глупость переходящая в предательство. А может и осознанное предательство, имеющее в основе синдром Януковича.
    Сюда же относится и заявление, что мы уничтожаем только энергообъекты, используемые для нужд ВСУ. Киев отключит метро, обесточит микрорайоны, заморозит города, но ВСУ энергию получат. Поэтому половинчатое уничтожение укро-ЭС военного значения иметь не может. Только полное их отключение имеет смысл.
    Поэтому хоронить КР рано. Хоронить надо политкорректность в выборе целей для них. Особенно сегодня, когда электроника и связь позволяют ДЁШЕВО повысить их точность до 1 метра и менее.
    1. +1
      Сегодня, 05:45
      Гитлер и не ставил цели победить Англию одними авиаударами. Цель была обеспечить господство в воздухе перед осуществлением операции «Морской Лев». Англичан спасло изобретение радара и своевременная организация мощной системы ПВО.
      Крылатые ракеты это дорогое удовольствие, но хоронить их, конечно, рано. Они необходимы для таких важных целей как командные пункты, склады, оборонные предприятия итд.
    2. 0
      Сегодня, 06:10
      Цитата: тоже-врач
      Авиация и КР не могут уничтожить военные цели.

      Авиация и АСП предназначены для завоевания господства в воздухе, нарушение связи, нарушения логистики, блокирования манера резервами, воздействие на передовой край противника, подавление вражеской артиллерии и еще много чего, что позволяет сухопутным частям взламывать ДЕЗОРГАНИЗОВАННУЮ таким образом оборону противника.
      Ещё Гитлер столкнулся с ситуацией, что одними воздушными ударами войну с Англией не выиграть

      Гитлер столкнулся с ситуацией, когда без подавления вражеской авиации и завоевания господства в воздухе произвести десантную операцию на острова НЕВОЗМОЖНО. Он столкнулся с ситуацией, что люфтваффе возглавляемое Герингом не способно выполнить такую задачу и нужно что-то менять... Но он ничего не изменил.
  4. 0
    Сегодня, 05:56
    Я вот со своего дивана никак не могу определить четкой границы, где же заканчиваются крылатые ракеты и начинаются беспилотники? Единственная разница между ними, которая видна невооружённым глазом даже неспециалисту, так это цена. Но вот что интересно - более дешевые беспилотники, в отличие от КР, имеют гораздо большую гибкость благодаря своей способности возвращаться на базу (кроме камикадзе), чего не умеют делать КР, запрограммированные только для одностороннего полета к конкретной цели. К несомненным плюсам беспилотников так же можно отнести и обратную связь через видео с оператором, что позволяет ему долгое время барражировать в воздухе, выбирая для атаки наиболее вкусную цель, в то время как траектория КР уже заранее предопределена заложенной в нее программой и не может быть легко изменена после запуска...

    Поправьте меня, если я не прав...
  5. 0
    Сегодня, 06:00
    без проведения сухопутной операции КР превращаются в оружие политического пиара

    Неверный вывод. ТКР это ОДИН ИЗ инструментов воздушной войны, сам по себе отдельно он не работает, ТКР должны применяться вместе с ВВС, только тогда они покажут свою эффективность. В Ираке 1991 ТКР проделывали бреши в ПВО Ирака позволяя авиации действовать действовать шире.
    В первые же недели конфликта стало понятно, что одними КР нанести ущерб военной инфраструктуре Украины невозможно.

    В первые недели конфликта стало понятно, что ВКС подавлять ПВО не умеют и не учились, поэтому расход ТКР оказался неэффективным. И на основании этого автор делает вывод, что "ТКР фсё!", а вот дешевые Герани и Шахеды сила... В чем эта сила выразилась? Они решили стратегические задачи приведшие к победе? Нет. Если бы ВКС в первый месяц захватили господство в небе, то никаких кустарных поделок из мопедов не понадобилось бы.
  6. 0
    Сегодня, 06:17
    Ладно КР, что теперь делать с миллионами бронетехники, которые теперь можно жечь в 40+ км от фронта китайскими игрушками себестоимостью 2 чашки риса?
    1. 0
      Сегодня, 06:23
      Цитата: C-Real
      Ладно КР, что теперь делать с миллионами бронетехники, которые теперь можно жечь в 40+ км от фронта китайскими игрушками себестоимостью 2 чашки риса?

      Развивать дальше. Нужно просто блокировать возможность массово использовать "китайские игрушки". А для это существует авиация. Авиация "здорового человека", а не "курильщика".
      1. 0
        Сегодня, 06:37
        Нужно просто блокировать

        Вы даже не представляете насколько это просто. С 2022 разработали уже более 30 различных систем РЭБ для блокирования. Первые 2 года СВО каждую неделю презентовали по 2-3 чудо-РЭБ.
        Единственный приемлемый результат был у противника в Судже, пришлось переходить на оптоволокно.