Страницы «Морского сборника»: торпедная атака немецкого флота в бухте Лыу

7 350 56
Страницы «Морского сборника»: торпедная атака немецкого флота в бухте Лыу


Торпедная атака немецкого вспомогательного крейсера и эскадренных миноносцев в бухте Лыу 27 сентября 1941 г.


27 сентября 1941 года 4 советских торпедных катера под командованием старшего лейтенанта Гуманенко атаковали и потопили в бухте Лыу (западнее полуострова Сворбе) немецкий вспомогательный крейсер и два эскадренных миноносца типа «Leberecht Мaass»; одновременно был сильно поврежден эскадренный миноносец типа «Hans Lüdemann».



Эта операция является образцом дерзких, смелых, решительных и настойчивых действий, сочетаемых с мастерским владением своим оружием.

Появление немецко-фашистских кораблей у полуострова Сворбе было обусловлено следующей обстановкой в районе Моонзундского архипелага.


К сентябрю 1941 г. все побережье Рижского и Финского заливов до Лужской губы было оккупировано противником. На западе нашими форпостами оставались острова Эзель, Даго и Ханко. Флот, лишившись своих западных баз, отошел на восток. Противник усиленно готовился к захвату островов Эзель и Даго. Захватив о. Мухумаа, немцы 13 сентября через пролив Малый Зунд и подорванную Оррисарскую дамбу повели наступление на о. Эзель, имея целью выйти в тыл нашим отходящим частям. Не имея возможности сдержать численно превосходящего противника, наши части были вынуждены с тяжелыми боями отходить вглубь острова Эзель.

Авиация противника непрерывно наносила бомбовые удары по нашим отходящим частям и выбрасывала в тылу войск парашютные десанты численностью от 100 до 150 человек каждый.

13 сентября около 19 часов противник попытался высадить десант с транспортом в районе м. Харасти и о. Химораза. При отражении десанта нашими торпедными катерами и артиллерийским огнем береговых батарей были потоплены четыре транспорта и сторожевой корабль. Противник отказался от высадки, и корабли с остатками десанта, прикрывшись дымзавесой, отошли.

С рассветом 14 сентября противник вторично пытался высадить десант в районе полуострова Кейгусте и одновременно захватить о. Абрук. Огнем наших береговых батарей в этой операции были уничтожены 12 катеров с войсками, 4 транспорта, сторожевой корабль; были также нанесены повреждения эскадренному миноносцу. Остальные корабли противника, прикрываясь дымзавесой, отошли обратно.

Таким образом, попытки немцев высадить десант с моря в тыл наших частей были успешно отражены.

К утру 15 сентября противник, перегруппировав войска и подтянув свежие силы, вновь начал наступление в направлении на юг.

Командование обороны острова, учитывая создавшуюся обстановку на 16 сентября, приняло решение отходить с боями на полуостров Сворбе, ведя ожесточенные бои с наступающими превосходящими силами противника.

Нанося врагу огромный урон в живой силе и технике, 24 сентября наши части закрепились на созданных рубежах в самой узкой части перешейка полуострова Сворбе. Наступление фашистских войск было остановлено. Немцы, несмотря на подавляющее превосходство своего огня и непрерывные атаки наших позиций с воздуха, не смогли проникнуть на полуостров Сворбе.

Потерпев неудачи в своих попытках подавить оборону наших войск, действуя только с суши, немцы решили, используя корабли, артиллерийским огнем последних по тылу и флангу наших позиций обороны способствовать продвижению своих сухопутных частей.


Немецкий эсминец «Ганс Лёйдеманн»

27 сентября отряд кораблей противника в составе вспомогательного крейсера, эскадренного миноносца типа «Hans Lüdemann» и пяти эскадренных миноносцев типа «Leberecht Maass» подошел к бухте Лыу. Не встречая противодействия со стороны нашей авиации и считая, что в данном районе наших кораблей нет, вспомогательный крейсер и эскадренный миноносец типа «Hans Lüdemann» встали на якорь и открыли артиллерийский огонь по линии обороны, занимаемой нашими войсками. Эскадренные миноносцы типа «Leberecht Maass» находились в охранении.

На данный момент в районе о. Эзель в распоряжении командования имелось только 4 исправных торпедных катера, базировавшихся на Мынту. Их и было решено использовать для атаки кораблей противника. Поскольку имелся ограниченный запас боевых торпед, было приказано атаку произвести по возможности с минимальных дистанций. Командование атакой было возложено на старшего лейтенанта Гуманенко.

Одновременно с отдачей приказа торпедным катерам о выходе для атаки нашим 180-мм (на м. Церель) и 130-мм (бухта Лыу) батареям было приказано открыть огонь по кораблям противника.

В 9 час. 35 мин. торпедные катера лейтенанта Ущева, лейтенанта Афанасьева, старшего лейтенанта Ткаченко и лейтенанта Кременского под командованием старшего лейтенанта Гуманенко вышли из Мынту и легли на истинный курс 210°, а в 10 час. – 338°. Находясь на курсе 338°, катера дважды были безрезультатно атакованы гидросамолетами противника. В 10 час. 02 мин. для прикрытия торпедных катеров с воздуха со Сворбе вылетели 2 истребителя «И-153» и один «И-16». В 10 час. 15 мин. торпедные катера легли на истинный курс 0°.


Схема атаки торпедными катерами немецкого вспомогательного крейсера и эскадренных миноносцев в бухте Лыу 27 сентября 1941 г.

Держась возможно ближе к берегу, торпедные катера в 10 час. 20 мин. обнаружили на N группу дымов. В 10 час. 21 мин. торпедные катера были вторично атакованы гидросамолетами противника и двумя «Ме-109». Решительной атакой наших истребителей прикрытия фашистские самолеты были отогнаны. Торпедные катера продолжали следовать на сближение с противником.

Личный состав торпедных катеров, возглавляемый прославленным в лихих атаках командиром – старшим лейтенантом Гуманенко, горел неудержимым желанием нанести поражение врагу.

Ждать пришлось недолго. Продолжая идти все тем же курсом, катера в 10 час. 27 мин. обнаружили к N от себя вспомогательный крейсер и 6 эскадренных миноносцев противника.

Крейсер стоял на якоре, ведя огонь по полуострову Сворбе, а эскадренные миноносцы, находясь к N от него, маневрировали переменными курсами. Фашисты, не ожидая появления наших сил с S, все прикрытие расположили на N, в результате чего атака торпедных катеров, идущих с S, значительно облегчалась.

Каждый из командиров торпедных катеров, уже не раз участвовавших в разгромах немецких караванов в Ирбенском проливе и Рижском заливе, отлично знал, что нужно делать при встрече с врагом.

Обнаружив появление торпедных катеров, противник немедленно открыл по ним ураганный артиллерийский огонь. Эскадренные миноносцы, имея целью прикрыть свой крейсер, увеличили ход и устремились навстречу атакующим катерам.

Ни ураганный артиллерийский огонь, ни контратака эскадренных миноносцев не могли воспрепятствовать стремительному и дерзкому нападению наших катеров.

Торпедный катер лейтенанта Афанасьева вырвался вперед и, с целью прикрытия атаки других торпедных катеров, начал ставить дымовую завесу по пеленгу 80°. В это время торпедный катер лейтенанта Кременского, под прикрытием дымовой завесы, быстро вырвался вперед. В 10 час. 29 мин. он двумя торпедами атаковал эскадренный миноносец типа «Leberecht Maass». Последний разломился на две части и затонул. Лейтенант Афанасьев, закончив постановку дымовой завесы, пошел в атаку на вспомогательный крейсер. Несмотря на сильный огонь артиллерии и крупнокалиберных пулеметов крейсера, катеру удалось близко подойти к врагу и дать залп двумя торпедами. Одновременный взрыв двух торпед потряс воздух. Торпеды достигли цели.

Торпедный катер лейтенанта Ущева, вынырнув из-за дымовой завесы, поставленной к этому времени катером лейтенанта Кременского, в 10 час. 30 мин. атаковал с дистанции семь кабельтовых одной торпедой уже тонувший крейсер, а в 10 час. 32 мин. выпустил вторую торпеду по эскадренному миноносцу типа «Hans Lüdemann». После атаки торпедный катер снова укрылся за дымовой завесой.

С другого направления эскадренные миноносцы противника были атакованы торпедным катером старшего лейтенанта Ткаченко. Выскочив из-за дымовой завесы, он обнаружил прямо по носу 2 эскадренных миноносца типа «Leberecht Maass» и справа эскадренный миноносец типа «Hans Lüdemann». Один из первых двух шел прямо на катер и атаковать его немедленно было невозможно. В отношении второго эскадренного миноносца торпедный катер оказался в более выгодном положении для выхода в атаку (на его курсовом угле около 60° левого борта). Подойдя на дистанцию девять кабельтовых, лейтенант Ткаченко дал залп одной торпедой. Вторую торпеду он решил выпустить по эскадренному миноносцу типа «Hans Lüdemann». Выпущенная торпеда взорвалась у борта эскадренного миноносца.

В 10 час. 32 мин. был атакован последней имеющейся торпедой эскадренный миноносец типа «Hans Lüdemann». Маневрируя под сосредоточенным огнем трех фашистских кораблей (в дневных условиях), командир катера действовал исключительно смело и разумно – атаковал два корабля и один из них потопил. Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на интенсивный артиллерийский огонь противника, катер не получил даже царапины.

После атаки торпедные катера Ткаченко и Кременского, как только они легли на курс отхода, начали постановку дымовых завес по пеленгу 150°, для обеспечения выхода в атаку остальных торпедных катеров. В 10 час. 33 мин. торпедный катер лейтенанта Кременского получил прямое попадание снаряда в моторный и таранный отсеки. От взрыва снаряда заглохли моторы, и торпедный катер остановился, потеряв ход. Вследствие полученных повреждений корпуса, он сразу же погрузился в воду по пуговицы. Личный состав прилагал все усилия, чтобы удержать торпедный катер на плаву и довести его до берега. Мотористы приводили в порядок моторы, другие заделывали пробоины и откачивали воду. Личный состав стойко боролся за жизнь своего корабля, уже овеянного боевой славой.

Торпедный катер лейтенанта Ущева полным ходом пошел на помощь поврежденному катеру. В это же время оба торпедных катера были атакованы фашистскими самолетами. Торпедные катера открыли по вражеским самолетам пулеметный огонь. Отражая атаку самолетов и уклоняясь, торпедный катер Ущева не смог оказать помощи и отошел в сторону. Положение торпедного катера лейтенанта Кременского ухудшалось с каждой минутой. Личный состав всячески старался удержать на плаву уже почти погрузившийся в воду корабль, но это оказалось невозможным, и катер вскоре затонул. Как только последняя атака с воздуха была отражена, торпедный катер лейтенанта Ущева возвратился и подобрал из воды личный состав затонувшего торпедного катера.






Герой Советского Союза легендарный моряк Владимир Поликарпович Гуманенко, его наградной лист и мемориал

Тройка катеров отходила на S. Взору личного состава представилась следующая картина. Вспомогательный крейсер противника, доживавший свои последние минуты, погрузился носом; с его кормы поднимался столб желтого дыма и пламя бушевавшего пожара; один эскадренный миноносец, переломившись пополам, затонул, другой, такого же типа, погрузился носовой частью в воду; третий стоял, потеряв ход.

Торпедные катера, дав полный ход, оторвались от противника, скрывшись за дымовой завесой. До своей базы их сопровождали наши истребители.

В 11 час. 17 мин. торпедные катера лейтенантов Ущева и Афанасьева и старшего лейтенанта Ткаченко прибыли в Мынту.

Вся операция длилась 1 час 42 минуты, сама же атака – 3-5 минут.

Вскоре после возвращения торпедных катеров наши самолеты, вылетев к месту боя, установили следующее: крейсер противника погрузился в воду по верхнюю палубу, 2 эскадренных миноносца типа «Leberecht Maass» затонули, а эскадренный миноносец типа «Hans Lüdemann» буксировался другим эскадренным миноносцем на W.

Попытки противника воздействовать на нашу оборону артиллерийским огнем кораблей с фланга и с тыла провалились. Наша оборона на полуострове еще продолжительное время стойко выдерживала натиск врага, заставляя его нести огромные потери в живой силе и технике.

Автор капитан-лейтенант H. М. СОБОЛЕВ. Журнал «Морской сборник».
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    11 ноября 2025 05:46
    Спасибо, интересно какого года статья?
    1. +9
      11 ноября 2025 07:32
      Морской сборник, 1942 год, выпуск №9, с. 31-35
  2. +5
    11 ноября 2025 06:23
    Даже добавить нечего! Грамотное планирование операции в сочетании с мужественностью моряков могут делать чудеса! И это при том, что вся "бронезащита" торпедного катера это... пехотные каски! Которые катерники не жаловали предпочитая фуражку или бескозырку.
    1. +9
      11 ноября 2025 06:59
      Цитата: путник 63
      Даже добавить нечего! Грамотное планирование операции в сочетании с мужественностью моряков могут делать чудеса! И это при том, что вся "бронезащита" торпедного катера это... пехотные каски! Которые катерники не жаловали предпочитая фуражку или бескозырку.

      А вас не смущает, что топили эсминцы которые погибли еще год назад до описанных событий?
    2. +2
      12 ноября 2025 14:33
      Если бы эту статью написали в "Правде", это было бы хорошее описание. А в "Морском сборнике" - это просто пропагандистская агитка. И этим эта статья интересна. Выдавать желаемое за действительное для военных неправильно категорически. Проверку по объективным данным этот случай не выдерживает.
      1. +2
        13 ноября 2025 05:39
        Вот интересная у Вас логика получается! У Вас претензии к "Морскому сборнику", а минусы вы лепите мне! А за, что? Я ни разу не флотский и свой коммент поставил чисто на эмоциях от прочитанной статьи! До минусов мне фиолетово, но как говорится "осадочек остался". Будьте более корректны в оценках и учитывайте, что не все на этом сайте флотоводцы! С уважением ! Я не утверждаю, что негативную оценку моего коммента поставили именно Вы ! Просто выбрал Ваш коммент как последний ответ на мой пост.
        1. +2
          13 ноября 2025 14:17
          Не помню, чтобы ставил я. Обычно с теми, с кем разговариваю, я не ставлю. Поставил плюс. Сайт не сругался, что я оценку ставил
          Так что, видимо, не я.
          1. +1
            14 ноября 2025 06:33
            Извините! Просто совпало, Ваш ответ и два минуса. Как я и писал выше за рейтингом особо не слежу (тем более, что уже вторая жизнь на сайте) . Ещё раз извините!
            1. +1
              14 ноября 2025 15:41
              Не стоит, вообще! Просто не парьтесь. Нормально, когда спорим.
  3. +5
    11 ноября 2025 06:59
    27 сентября отряд кораблей противника в составе вспомогательного крейсера, эскадренного миноносца типа «Hans Lüdemann» и пяти эскадренных миноносцев типа «Leberecht Maass» подошел к бухте Лыу.

    Ммм... Как то странно... Как эсминец Z-18 "Hans Lüdemann" мог оказаться 27.09.1941 года у полуострова Сворбе, если он погиб 13.04.1940 года у Нарвика?
    Эсминец Z-1 "Leberecht Maass" был конечно головным, но серия называлась эсминцы типа 1934 года, и их было всего 4 построено, при этом три из них погибли еще в 1940 году.
    Это была эскадра Дэйви Джонса, в которой служат погибшие корабли?
    1. BAI
      +4
      11 ноября 2025 08:49
      1. Кто сказал, что это z18?
      В статье ясно сказано - типа z18.
      2. 1 из 6 эсминецев "типа z18" благополучно пережил войну и даже послужил на Балтфлоте СССР.
      Серия эсминцев типа «1936» состояла из 6 единиц («Diether von Roeder», «Hans Lüdemann», «Hermann Künne», «Karl Galster», «Wilhelm Heidkamp», «Anton Schmitt») была построена на верфи «DeSchiMAG» и принята в эксплуатацию в 1938-1939 г. Эсминец «Karl Galster» в 1945 г. по репарациям был передан СССР, а в 1956 г. сдан на слом. Остальные корабли погибли в 1940 г.

      3. Нехорошо обкакивать подвиг наших моряков. Успешных действий корабль против корабля у ВМФ СССР (без подводных лодок) и так было мало
      1. +11
        11 ноября 2025 09:04
        Цитата: BAI
        Нехорошо обкакивать подвиг наших моряков. Успешных действий корабль против корабля у ВМФ СССР (без подводных лодок) и так было мало

        Два легких крейсера "Leipzig" и "Emden" вместе с тремя миноносцами Т8,Т7 и Т11 (у них даже своего имени не было) с тральщиками производили обстрел полуострова Сворбе (Сырве), их атаковали четыре торпедных катера Г-5 "№ 67", "№ 83", "№ 111" и "№ 164 дабы сорвать обстрел наших войск. С дистанции 55 кб крейсера открыли огонь по ТКА, потопили один катер, с дистанции 7-10 кб оставшиеся катера произвели пуск торпед, немца зафиксировали один след. Попаданий не было, катера забрав экипаж тонущего ТКА №83 ушли, а крейсера продолжили обстрел берега. Бой длился 40 минут, потрачено снарядов "Leipzig" — 153, "Emden" — 178, единственное попадание засчитано "Emden". Подвиг был, но результат нулевой. Никого не потопили, обстрел не сорвали.
        1. +3
          11 ноября 2025 12:24
          Цитата: Дырокол
          С дистанции 55 кб крейсера открыли огонь по ТКА, потопили один катер, с дистанции 7-10 кб оставшиеся катера произвели пуск торпед, немца зафиксировали один след. Попаданий не было, катера забрав экипаж тонущего ТКА №83 ушли, а крейсера продолжили обстрел берега.

          Камаев писал, что еле державшийся на воде ТКА-83 затопили наши катера - после того, как сняли с него экипаж.
      2. 0
        11 ноября 2025 09:43
        А какой именно эсминец был в этом бою?
      3. +7
        11 ноября 2025 10:39
        Автор неразборчиво относится к материалу времен войны, когда требовались патриотические публикации. Но прошло уже много десятилетий и вопрос давно изучен- только автор не озаботился это проверить. :((
        1. +5
          11 ноября 2025 13:07
          Цитата: solar
          Автор неразборчиво относится к материалу времен войны, когда требовались патриотические публикации. Но прошло уже много десятилетий и вопрос давно изучен- только автор не озаботился это проверить. :((

          Согласен, что история носит хрестоматийный характер и изучена вдоль и поперек. Поэтому я не зря спросил дату издания работы.
          Однако, винить краснофлотцев и кидать мусор на вентилятор смысла нет. Ошибки в оценке потерь противника имели и будут иметь место всегда.
          Не менее известен пример как наша авиация в годы Великой Отечественной войны топила броненосец береговой обороны Вяйнямёйнен, а утопила крейсер ПВО Ниобе!
          1. +4
            11 ноября 2025 19:22
            Цитата: Коте пане Коханка
            Не менее известен пример как наша авиация в годы Великой Отечественной войны топила броненосец береговой обороны Вяйнямёйнен, а утопила крейсер ПВО Ниобе!

            Тем не менее, в отличии отданного опуса "Ниобе" был действительно потоплен. Ну перепутали кораблики request. Уж сильно хотелось "Вяйнемяйнен", много "насолил" нам в свое время.
            1. +2
              11 ноября 2025 20:45
              Вяйнемяйнен", много "насолил" нам в свое время.

              Угу, с 1947 бывшему финскому броненосцу береговой обороны пришлось тащить лямку службы у нас по полной!
              Так что все удачно получилось! lol
              1. +3
                11 ноября 2025 21:33
                А "на вскидку", без "тети Вики" - "Ниобе", это норвежский трофей, старичок "Нильс Джуэль". Творчески перепиленный дойчами в крейсер ПВО с под десяток универсальных 105 мм.
                1. 0
                  23 ноября 2025 23:43
                  "Нильс Юэль". Джуэль он был бы, если б был английским :-)
                  1. 0
                    25 ноября 2025 21:35
                    Цитата: dr5r
                    "Нильс Юэль". Джуэль он был бы, если б был английским :-)

                    Ну "сорян" request. С норвежским у меня чуть хуже чем с англицким laughing
          2. +3
            12 ноября 2025 10:17
            Не менее известен пример как наша авиация в годы Великой Отечественной войны топила броненосец береговой обороны Вяйнямёйнен, а утопила крейсер ПВО Ниобе!

            Там корабли сопоставимого класса были, так что ошибка понятна. Можно также понять, когда завышали класс потомленного корабля- вместо транспорта писали крейсер, к примеру, далеко не всегда можно определить это точно, поэтому сомнения трактовали на свой счёт (за транспорт, к примеру, всё-таки 2 тыс премии давали, а за крейсер- 20 000 рублей, поэтому никто не хотел занижать результаты).
            Но когда совсем ничего не утопили, и это давно известно, но пропагандистская история времен войны продолжает тиражироваться на специализированном сайте, как якобы подлинная- это, по моему, или неуважение к читателю, или полный непрофессионализм автора, не проверившего факты из старой статьи, или и то и другое :((...
  4. +2
    11 ноября 2025 08:03
    А реально были атакованы плавбаза Кригсмарине и два тральщика из её эскорта. При этом никаких повреждений немецкие корабли не получили.
    1. -4
      11 ноября 2025 09:27
      Цитата: Grencer81
      А реально были атакованы плавбаза Кригсмарине и два тральщика из её эскорта. При этом никаких повреждений немецкие корабли не получили.

      Ну конечно, это же советские криворукие пехотинцы,моряки и лётчики, с танкистами и артиллеристами, совсем не могли ни как воевать с прекрасно подготовленными вермахтом с их превосходными панцерваффе, люфтваффе и кригсмарине. Это когда они десятками уничтожают советские танки и самолёты ни у кого возражений нет. А как любимых Фрицев тронули сразу- не было такого, вот у немцев даже документ об этом есть... Так то согласно их документов СССР они ещё в августе 1942 победили, а в июле 1943 был контрольный выстрел на Курской дуге... laughing laughing laughing То что русские оказались в мае 1945 года в Берлине это документально в архивах вермахта не подтверждается, поэтому это не более чем советская пропаганда. good laughing
      1. +2
        11 ноября 2025 09:40
        Тогда жду от тебя название "вспомогательного крейсера", имена немецких эсминцев и места попаданий в них.А так же какие они понесли потери в личном составе.
        Дерзайте,юноша!Жду информацию!
        1. -10
          11 ноября 2025 11:06
          Не жди, самотопы это не моя стезя.Поэтому они мне постольку поскольку. А если вы пацанчик можете что-то более подробное предоставит, то давайте. Как ты "салабон" пишешь
          Цитата: Grencer81
          Жду информацию!
          laughing laughing laughing laughing
          1. +2
            11 ноября 2025 11:17
            Человек уже предоставил.Самотопы не твоя стезя,но ложку какашек ты кинул...Но оказалось,что обкакался ты сам...
            Салабона каждый день ты в зеркале видишь...
          2. -2
            11 ноября 2025 19:34
            Чё такое?Сдулся Пузик?Подробно уже тебе другой человек написал,что и как...И то,что ты сам написал, именно ты, про "криворуких советских", тебе зачтется...
        2. +3
          11 ноября 2025 19:09
          вот тоже, даже не прочитав статью пробежался по фото/картам в ней, эсминцы поименованы, волшебным образом, а вспомогательный крейсер, просто вспомогательный крейсер, сразу закрались сомнения, ну а дальше они подтвердились при прочтении материала, для агитки первой половины войны, хорошо, годно и важно, сейчас - я бы честно говоря это не стал бы публиковать, а то так до конной атаки польских улан на немецкие танки скатиться можно.
      2. 0
        11 ноября 2025 19:32
        Кстати, про "советских криворуких" написал именно ты.
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                2. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
  5. BAI
    0
    11 ноября 2025 08:38
    В это же время оба торпедных катера были атакованы фашистскими самолетами.

    А где наши истребители в это время были?
    Если:
    До своей базы их сопровождали наши истребители.
    1. +6
      11 ноября 2025 12:14
      Цитата: BAI
      А где наши истребители в это время были?

      Скорее всего, пара "чаек" и "ишачок" не стали лезть в зону огня ЗА немецких кораблей. Чем и воспользовались немцы.
      По мемуарам Камаева "На торпедном катере" (красная мягкая обложка с фото трёх идущих в атаку ТКА), служившего в том бою на ТКА-164, немецкий самолёт появился во время снятия команды с ТКА-83 и преследовал катера во время отхода, но был отогнан нашими истребителями.

      Вообще, мемуары эти довольно непарадные - там, например, написано, что в первом боевом выходе 02.09.1941 г. ТКА-164 не смог сбросить торпеды сначала из-за вставленных предохранительных чек, а затем из-за окисления запальных трубок вышибных патронов, вставленных за две недели до боя.
      1. +3
        11 ноября 2025 13:56
        Правдивые мемуары. Редкость, да. Хотя в серии "ВМ" что выпускалась с 1960 по 1989 годы было много чего действительно ценного. Помнится, у деда была полная подборка- перечитал в свое время.
        1. +3
          11 ноября 2025 15:42
          Цитата: Bersaglieri
          Правдивые мемуары.

          Не совсем - потери противника там традиционно даны по нашим данным. Так в описании боя 27 сентября у Камаева есть потопленный ММ и три торпедных попадания в КР.
          Впрочем, для мемуаров это неудивительно. Даже в документах завышение потерь противника - норма жизни: достаточно вспомнить реальный и "бумажный" счёт того же Травкина.
          Но героизма участников боёв этот сверхсчёт не отменяет. У Камаева практически до конца войны описание боевой службы ТКА - это вечная борьба с вражеской авиацией, у которой даже гидросамолёт "Арадо" был для катеров страшным противником. А во второй половине войны появились ещё и противокатерные мины.
          1. +4
            11 ноября 2025 18:50
            Цитата: Alexey RA
            Но героизма участников боёв этот сверхсчёт не отменяет.

            То что команды смелые и отчаяные говорит тот факт, что смогли подойти на 10 кабельтов под обстрелом двух крейсеров и трёх миноносцев. Но вот с такой дистанции не попали, немцы вообще только одну торпеду заметили которая ушла мимо даже не заставив совершить манёвр. Тут либо плохая подготовка либо технические неполадки обнулившие смелость
          2. +2
            12 ноября 2025 14:18
            Так этот "Арадо" был вооружен мощнее Г-5.
    2. 0
      12 ноября 2025 14:20
      Они могли прилететь позже. Вообще, организация работы авиации тогда на Балтике - это просто чудовищный скандал. Поневоле подумаешь о мягкосердечном т. Сталине.
      1. +2
        12 ноября 2025 15:51
        Цитата: MCmaximus
        Вообще, организация работы авиации тогда на Балтике - это просто чудовищный скандал.

        Там кроме косяков собственно ВМФ проблема была в том, что ВВС флота практически полностью отобрали армейцы для работы на сухопутном фронте. Причём по их заявкам работали даже "амбарчики", оставив флот без воздушной разведки.
        Типичный пример - сентябрьский Кронштадт. Когда для защиты главной базы флота и ядра КБФ у флота нашлось меньше десятка истребителей (ЕМНИП, семь). Из 114 числившихся боеготовыми. Остальные работали на суше.
        С рассвета 24 сентября на уничтожение врага на дорогах были брошены все боеспособные штурмовики и истребители фронта и флота. В этот день мы с младшим лейтенантом Дмитрием Татаренко (это было все, что осталось в боевом строю от нашей шестерки) сделали по восемь боевых вылетов. А 25 сентября мы поставили своеобразный рекорд, выполнив по одиннадцать боевых вылетов: шесть на сопровождение штурмовиков Ил-2 в район Ивановское и Ям-Ижора, где пехота и танки врага пытались прорвать позиции стрелковых батальонов и отрядов ижорских рабочих, и пять — на штурмовку вражеских войск в районе Урицка и Старо-Паново.
        © Голубев В. Ф. Во имя Ленинграда.
        1. 0
          12 ноября 2025 18:48
          Так про то и речь. Морские летчики на сушу, сухопутные над морем (целых 2 шт.), разведки ноль, управление: лети туда, всех уничтожить. И тд и тп .. По сравнению с тем периодом войны, даже итальянцы на голову выше.
  6. +4
    11 ноября 2025 10:36
    К сожалению, никого из немцев при атаке не потопили.
    ВМС спланировали и провели в два этапа свою операцию "Weststurm".
    С утра 26 сентября отряд, состоявший из LEIPZIG, EMDEN, миноносцев Т.1, Т.8, Т.11, торпедного катера S.104 и двух тральщиков - М.151 и М.302 - приблизился к побережью п-ова Сворбе. ... Затем о замеченных ТКА с юга докладывала 18-я флотилия тральщиков. Ближе к 9 ч утра к стрельбе по немцам присоединилась еще одна батарея, оцененная немцами как 150-мм. Ее разрывы также падали недолетами. LEIPZIG к тому времени закончил стрельбу и пошел на север, а EMDEN, расстрелявший 26 сентября меньше снарядов, должен был сделать еще один проход. В этот момент крейсера были в 6 км один от другого. Именно тогда были обнаружены ТКА (время разнится - 09.17 или 09.15). EMDEN прервал стрельбу и начал вести огонь носовыми орудиями, затем повернул на запад и ввел в действие весь левый борт. Артиллеристам LEIPZIG в самом начале боя привиделось уничтожение прямым попаданием одного советского ТКА, затем второй был поврежден, к нему подошел другой катер, снял экипаж и отошел. Поврежденный катер утонул - скорее всего, это и была единственная советская потеря на тот день, ТКА №24. Т.7 и Т.8 вместе с М.151 пытались преследовать ТКА, но были отогнаны береговыми батареями.
    В начале боя катера находились на дистанции около 16 км от LEIPZIG и не подходили к нему ближе, чем на 6 км. Естественно, здесь не приходится говорить о попаданиях торпед, и даже близких их разрывах, способных как-то отразиться на боеспособности корабля. С EMDEN никто вообще не видел пуска торпед, с LEIPZIG якобы наблюдали одну дорожку, прошедшую между крейсерами - и это все. Никаких отказов техники, повреждений и аварий незафиксировано не в основном КТВ LEIPZIG, ни в КТВ машинного, а значит, нет никаких оснований полагать, что ТКА повредили крейсер, увы. Тезис о том, что немцев затставили прервать обстрелы и прекратить их тоже не находит подтверждения. Прерван был только последний заход EMDEN. Расход снарядов у крейсеров на обстрел сухопутных целей практически не изменился по сравнению с 26 сентября: 320 у LEIPZIG и 217 у EMDEN.

    27 сентября 1941 г. отряд торпедных катеров Балтийского флота в составе 4-х единиц (ТКА-67, 83, 111, 164) под командованием В.П. Гуманенко провел в Рижском заливе одну из первых дневных операций против кораблей противника. В районе бухты Лыу (остров Эзель) они обнаружили две группы немецких кораблей и, разделившись на два звена, атаковали их под прикрытием дымовой завесы... К сожалению, результаты атаки оказались нулевыми, хотя в литературе прошлых лет можно встретить утверждения, будто катерникам удалось потопить вспомогательный крейсер и эскадренный миноносец. В действительности они выпустили торпеды по немецкой плавбазе, вооруженной четырьмя 105-мм орудиями, и тральщику, но промахнулись.

    https://www.moremhod.info/index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/219-malye-torpednye-korabli-chast-2?start=11
    1. -1
      11 ноября 2025 12:25
      Цитата: solar
      К сожалению, никого из немцев при атаке не потопили.

      Но подвиг всё равно остается подвигом!
      Спасибо!
  7. 0
    11 ноября 2025 13:54
    Второй "Моонзунд", да.
  8. +2
    11 ноября 2025 14:12
    Торпедный катер лейтенанта Ущева,


    Борис Петрович Ущев (31 марта 1915, Петропавловск, Российская империя — 13 марта 1996, Санкт-Петербург, Россия) — командир 2-го отряда торпедных катеров 1-го гвардейского дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Краснознамённого Балтийского флота, Герой Советского Союза.
    • Медаль «Золотая Звезда» (1944)
    • орден Ленина;
    • три ордена Красного Знамени;
    • орден Ушакова II степени;
    • два ордена Отечественной войны I степени;
    • орден Красной Звезды;
    • медаль «За оборону Ленинграда»;
    1. +2
      11 ноября 2025 14:29
      Лейтенант Афанасьев, закончив постановку дымовой завесы, пошел в атаку на вспомогательный крейсер.

      Афанасьев Алексей Иванович (10 мая 1910 — 6 января 1978) — лейтенант, командир торпедного катера 2-го дивизиона катеров Либавской военно-морской базы Балтийского флота, участник Великой Отечественной войны.

      Герой Советского Союза (3.04.1942), капитан 1-го ранга в запасе с 1961 года.

      Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 523 от 3.04.1942)
      Орден Ленина (3.04.1942)
      Два ордена Красного Знамени (21.07.1944; 3.11.1953)
      Орден Ушакова II степени (№ 201 от 19.03.1945)
      Орден Нахимова II степени (№ 33 от 26.06.1944)
      Два ордена Отечественной войны I степени (16.10.1944; 28.04.1945)
      Орден Отечественной войны II степени (18.02.1943)
      Орден Красной Звезды (15.11.1950)
      Медали, в том числе:
      Медаль «За боевые заслуги» (3.11.1944)
      Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
      Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
      Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
      1. +2
        11 ноября 2025 15:02
        торпедный катер лейтенанта Кременского получил прямое попадание снаряда в моторный и

        Кременский Николай Петрович, родился в Чебоксарах 18.01.1918.
        На флоте с 1937г. Учился в ВМАУ им.ЛКСМУ (ЧВВМУ).
        Ушел в запас в 1956 году в звании капитана 2ранга.

        Орден Отечественной войны I степени (2)
        Орден Красного Знамени (2)
        Орден Красной Звезды
        Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
        Медаль «За взятие Кенигсберга»
        Медаль «За оборону Ленинграда»
  9. +1
    11 ноября 2025 16:55
    Ущев, Афанасьев и Гуманенко воевали и дальше успешно, прошли всю войну, стали Героями Советского Союза, и дожили до 68-70 лет. А вот про Ткаченко и Кременского информации очень мало. Может кто то что знает еще?
    Отважные ребята были.
    1. +2
      11 ноября 2025 17:15
      ,,по Кременскому написано выше.

      про Ткаченко-
      ТКА № 151 (до 7.9.1941 года ТКА № 154, до 25.5.1940 года ТКА № 151). Заложен в 1938 года, 4.4.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Лиепаи, Рижского залива, Моонзундского архипелага. Потопил 1 плавсредство и повредил 1 корабль. Командир старший лейтенант И. В. Ткаченко. 3 октября 1941 года по неизвестным причинам погиб на переходе от острова Даго к Ханко (Финский залив). Весь экипаж пропал без вести. По одним данным, 3 октября 1941 года он был потоплен авиацией противника на выходе из Ирбенского пролива, по другим данным 5 октября 1941 года был потоплен вражескими миноносцами при отходе от острова Сырве.
      https://voenflot.ru/korabli-vmf/matveev-a-korabli-pobedy-torpednye-katera-proekta-g-5-baltijskogo-flota

      4 ОКТЯБРЯ Авиация КБФ подвергла бомбардировке объекты противника в Володарской, Сосновой Поляне и в Ново-Паново. В состав Ладожской флотилии вошёл принятый от промышленности МО-216. В МООНЗУНДЕ. Оставшиеся в живых защитники Сырве, разделившись на небольшие группы, пробились ночью сквозь вражеское окружение и приступили к партизанским действиям. Одну из таких групп возглавил начальник штаба 3-й ОСБ полковник В.М. Пименов. Командир бригады полковник П.М. Гаврилов и военком И.В. Кулаков на не полностью отремонтированном торпедном катере ТКА-154 лейтенанта Ткаченко с группой командиров вышли в море и попытались прорваться на Хиума, но катер был перехвачен и потоплен немецкими миноносцами. Часть его пассажиров попала в плен.


      КРАСНОЗНАМЁННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
      1939 - 1945
      Очерки
      Хроники
      http://old.submarinersclub.ru/01_1_baltika.PDF
      1. 0
        11 ноября 2025 17:23
        Спасибо за подробности. Редкая удача для участников этой операции - 4 командиров из 5 прошли ВСЮ войну! А могли запросто все погибнуть 27.09.1941. Жаль Ткаченко конечно. Такой подвиг, такая редкая удача - и через неделю смерть…
  10. +5
    11 ноября 2025 17:39
    Автору статьи осталось сделать самую малость: дать описание этого же боя с немецкой стороны.
    ЖБД "Лейпцига" и "Эмдена", участвовавших в нём есть в свободном доступе...
    О ЖБД миноносцев не скажу.
  11. +2
    12 ноября 2025 14:10
    Тут, поди, Гуманенко рапорт написал, его комиссар написал, политотдел добавил, штаб утвердил....
    Чисто пропагандистские дела. Для поддержания духа - хорошо. А для послевоенных историков и любителей истории - просто ужас.
    Да, и тот же Лунин заходя в порт, не знал, что попал торпедой в "Тирпиц". Даже судовой журнал переписали.
    Сиюминутно может, да. Но... Вранье бьет потом по всем нам.
    1. +1
      12 ноября 2025 17:32
      Цитата: MCmaximus
      Чисто пропагандистские дела. Для поддержания духа - хорошо. А для послевоенных историков и любителей истории - просто ужас.

      Самое интересное, что эта история повторена и в сов. секретной (на то время, естественно) "Хронике ВОВ на морских, озерных и речных театрах (1941-1945)".
      1. +1
        12 ноября 2025 18:48
        Да
        И это печально. Себя обманывать нельзя.
  12. -1
    12 ноября 2025 14:54
    Ни ураганный артиллерийский огонь, ни контратака эскадренных миноносцев не могли воспрепятствовать стремительному и дерзкому нападению наших катеров.

    Почему-то автор не упомянул, что это были туполевские катера Г-5, а у них скорость была до 100км/ч...самолет ...попробуй попади
    1. +1
      12 ноября 2025 17:33
      Цитата: Konnick
      Почему-то автор не упомянул, что это были туполевские катера Г-5, а у них скорость была до 100км/ч.

      Потому, что скорость катеров сильно зависела от внешних (состояние моря) и внутренних (состояние корпуса, состояние двигателей) факторов...
  13. 0
    12 ноября 2025 19:45
    "Авиация противника непрерывно наносила бомбовые удары по нашим отходящим частям и выбрасывала в тылу войск парашютные десанты численностью от 100 до 150 человек каждый." Если первая часть предложения правдива, то вторая почти полностью основана на панических слухах того времени.