В Китае не назвали назначение экспериментальных спутников, выведенных на орбиту

4 400 37
В Китае не назвали назначение экспериментальных спутников, выведенных на орбиту

Сегодня в 11:32 по пекинскому времени Китай запустил в космос ракету-носитель «Лицзянь-1» Y-9.

Сообщается о том, что целью запуска является вывод на околоземную орбиту двух экспериментальных спутников. Спутники, как утверждается, коммерческие. Причём конкретное их назначение не раскрывается.



Ракета-носитель «Лицзянь-1» Y-9 стартовала с территории специальной зоны «Дунфэн», которую в КНР именуют зоной коммерческих космических инноваций. Расположена она недалеко от космодрома Цзюцюань.

Поступают сообщения о том, что оба спутника к настоящему моменту уже успешно выведены на орбиту.

«Лицзянь-1» - ракета-носитель лёгкого класса. Разработчиком и единственным собственником ракет этого проекта является Академия наук КНР.

Официальные данные о первых версиях этой ракеты таковы:

ракета четырёхступенчатая твердотопливная, имеющая стартовую массу 135 тонн. Максимальная полезная нагрузка – 2 тонны. Причём такую полезную массу «Лицзянь-1» может выводить на низкую орбиту с высотой около 200 км. При выводе полезной нагрузки на высоту до 500 км масса этой нагрузки не должна превышать 1,5 тонны. Первая ступень ракеты оснащена двигателем с тягой 200 тонн, три последующие – 100, 50 и 10 тонн соответственно. Высота ракеты на старте – 30 метров.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ❝ В Китае не назвали назначение экспериментальных спутников, выведенных на орбиту ❞ —

    — Кому положено, тот знает ...
    1. 0
      9 ноября 2025 15:27
      Забавно - спутники коммерческие.
      А что делают - коммерческая тайна.
      Хотя всем, конечно, понятно, что раз секретят - значит сильно кому-то не понравится.
      Поскольку к наблюдению Земли с орбиты все настолько привыкли, что не стали бы секретить - шпионить будут за другими спутниками.
  2. +2
    9 ноября 2025 12:33
    То же мне секрет-секретный очередных шпионов вывели на орбиту ,делов то.
  3. +5
    9 ноября 2025 12:38
    А что тут непонятного? Китай ударными темпами наращивает группировку спутников-разведчиков. Матрасникам есть о чем подумать. Это пока, у них большая группировка спутниковой разведки, но так будет не всегда. И судя по всему - это не всегда, приближается очень быстро.
    1. +4
      9 ноября 2025 13:18
      Цитата: ТермиНахТер
      Китай ударными темпами наращивает группировку спутников-разведчиков.
      На самом деле не обязательно. Китайская космическая программа довольно закрытая даже в чисто гражданской части. К этому добавляем недоступность многих китайских сайтов вне Китая и языковой барьер (даже нейросети его с трудом преодолевают, так как в китайском одно и то же слово может иметь разные смысл в зависимости от контекста и интонации).
      Я не говорю, что это прям точно чисто гражданские аппараты, но специфика китайской космонавтики такова, что они вполне таковыми могут быть.
      Цитата: ТермиНахТер
      И судя по всему - это не всегда, приближается очень быстро.
      А вот это большой вопрос. Китай всё ещё более чем в 2 раза уступает США по пусковой активности.
      Статистика успешных космических запусков в 2024 году:
      США - 155;
      Китай - 65;
      Россия - 17.

      Статистика успешных на сегодняшний день в 2025 году:
      США - 169;
      Китай - 71;
      Россия - 13.

      При том американцы могут пользоваться данными со спутников, запущенных другими странами NATO или их союзниками.
      1. +2
        9 ноября 2025 13:57
        Да блин. То что КНР производит в два раза меньше пусков, чем США, меня как то совсем не напрягает. Напрягает то, что Россия запускает мизер, по сравнению не только с США, но и Китаем.
        1. -1
          9 ноября 2025 23:33
          Цитата: Lako
          Напрягает то, что Россия запускает мизер, по сравнению не только с США, но и Китаем.

          Запускает столько , сколько США в конце 80-х . СССР тогда запускал по 115 - 120 РН в год .
      2. +2
        9 ноября 2025 14:05
        Если из статистики за 2024 - 2025 года выбросить запуски "старлинков", то картинка будет сильно другая.
        1. +1
          9 ноября 2025 14:51
          Китайцы тоже запускают свои аналоги "Старлинка": системы "Цяньфань", "Гован" и др. Запусков не так много, как у США, но они тоже есть, в таком случае их тоже нужно вычесть. В этом году вроде как было 14 пусков спутников "Цяньфань" и "Гован", может даже больше и я что-то не учёл.
          Но даже если мы их у китайцев оставим, но вычтем у американцев "Старлинк", то всё равно в 2024 получается больше: 66 успешных пусков - всё равно больше, чем у Китая или нас.
          Да и Starlink может и используется в военных целях. У SpaceX даже отдельное подразделение для военной направленности — Starshield.
          1. 0
            9 ноября 2025 14:56
            Да, "старлинк" используется в военных целях. Однако, по данным спейсХ, на октябрь текущего года 100 пусков "фалкона", со "старлинками". Отнимаем от 169 - 100 и получаем 69 запусков. Можем отнять еще каких нибудь частников. Так что, на данном этапе - пока паритет. Но, "старлинки" висят на низких орбитах, менять их надо часто. Так что пуски "старлинков" из статистики можно смело выбрасывать.
            1. +1
              9 ноября 2025 15:03
              Цитата: ТермиНахТер
              Можем отнять еще каких нибудь частников. Так что, на данном этапе - пока паритет. Но, "старлинки" висят на низких орбитах, менять их надо часто. Так что пуски "старлинков" из статистики можно смело выбрасывать.
              Но в таком случае нужно выбросить и все китайские запуски систем "Цяньфань", "Гован" и др., так как спутники тоже низкоорбитальные.

              Но я думаю мы за этой дискуссией забываем про пусковые возможности. Для Китая не проблема произвести тысячи спутников, но пока они не могут проводить столько же запусков, сколько и США. Впрочем, они число своих пусков наращивают. Но и США темпа не сбавляют, даже увеличивают.
              1. +1
                9 ноября 2025 15:25
                Мы имеем практически равное количество пусков, за вычетом "старлинков" и их китайских аналогов. По поводу превосходства США - я бы не горячился. По промышленным мощностям, США уже давно не конкурент Китаю. Опять же - проблема редкоземельных металлов, которые широко применяются в космической и военной технике. Не зря в США такая истерика.
                1. +2
                  9 ноября 2025 16:01
                  Вы меня не поняли. Для запуска "Старлинков" тоже нужны ракеты, и ракет немало. То, что вы их вычли, ещё не значит, что США берут их из воздуха. Сами спутники подобных систем и в США, и в Китае на конвейерном производстве. Для Китая нет проблем произвести столько же спутников своих аналогов, как и в США "Старлинков". Но запускать столько они пока не могут. Иначе бы у Китая тоже было бы под 150 пусков в год.
                  1. 0
                    9 ноября 2025 16:10
                    "Старлинки" запускаются одной (многоразовой) ракетой. У китайцев таковая пока в разработке. Так что, по количеству изготовленных ракет, Китай может быть и впереди.
                    1. +2
                      9 ноября 2025 18:20
                      Цитата: ТермиНахТер
                      по количеству изготовленных ракет, Китай может быть и впереди.

                      По количеству ракет разных типов летающих на разных двигателях и на разном топливе. Тупее не придумаешь. В СССР были Союзы, Протон и Циклон. Три типа ракет. У Китая сегодня летают только государ твенных 9 типов на разном топливе. Плюс "типа коммерческих" (а по сути те же государственные компании) штук пять.
                  2. +1
                    9 ноября 2025 18:14
                    Цитата: Бесконечность
                    Но запускать столько они пока не могут

                    У Китая беда с ракетами. Они должны были заменить свои гептиловые CZ-2, 3 на керосинки CZ-6, 7,8,11, но летают и те и другие. По итогу у них по ракетам такой ералаш, что диву даешься. Тратить так бестолково деньги на ракеты может только Китай.
                2. +2
                  9 ноября 2025 17:50
                  Цитата: ТермиНахТер
                  По промышленным мощностям, США уже давно не конкурент Китаю.

                  Касаемо космической сферы Китай сильно отстаёт. Сейчас они работают на пределе ибо партия поставила план нарастить запуски, но промышленность не успевает, приходится использовать откровенно старые типы ракет на гептиле.
                  1. 0
                    9 ноября 2025 18:20
                    Ага, а США выигрывают в легкую, не напрягаясь? Какая разница на каком топливе летает ракета, если она свою функцию выполняет?
                    1. +2
                      9 ноября 2025 18:30
                      Цитата: ТермиНахТер
                      Ага, а США выигрывают в легкую,

                      Да, не особо напрягвясь.
                      Цитата: ТермиНахТер
                      Какая разница на каком топливе летает ракета, если она свою функцию выполняет?

                      В затратах конечно. Нужно строить стартовые столы под разные типы топлива. Этот так то денег стоит. Они должны были отправить в музей CZ-2 и 3, потому что CZ- 6,7,8 (на нашем РД-120 так то) их дублируют. Но чего-то переход на новые ракеты затянулся.
                      Каждый стартовый стол это своя инфраструктура по топливу. И если столы под CZ- 6,7,8 и 11 универсальные, то CZ-2 с них не запустишь.
                      Мы конечно тоже подзадержались с Протоном и стол на Байконуре под него держим, но как только по Ангара А5М залетает, то его спишут. Нафига на него деньги тратить.
        2. +3
          9 ноября 2025 17:47
          Цитата: ТермиНахТер
          Если из статистики за 2024 - 2025 года выбросить запуски "старлинков", то картинка будет сильно другая.

          Значительная часть запусков это спутники Гаован, аналог Старлинк. Так что нет там " другой картинки"
          1. 0
            9 ноября 2025 18:23
            Ну, если вы так в курсе китайской космической программы, то давайте конкретную информацию - место пуска, тип ракеты, нагрузка.
            1. +1
              9 ноября 2025 18:39
              Цитата: ТермиНахТер
              Ну, если вы так в курсе китайской космической программы, то давайте конкретную информацию - место пуска, тип ракеты, нагрузка.

              Ну товарищ, не нужно же быть семи пядей во лбу чтобы самому это найти. Открывает статистику "космические запуски 2025", там всё написано, когда запустили, на какой ракете и какая нагрузка.
              11 со спутниками Гаован, и три со спутниками Цяньфань, это два аналога Старлинка от разных компаний.
              14 из 68. Остальные это запуск к их Дворцу в космосе, и различные спутники, в основном в интересах военных.
              1. -1
                9 ноября 2025 18:54
                Итого, соотношение 44 : 71 - вы считаете это с большим отрывом? А если посмотреть соотношение 5 или 10 лет назад? Тем более, что у матрасников, тоже не все спутники военные.
                1. +2
                  9 ноября 2025 20:02
                  Цитата: ТермиНахТер
                  если посмотреть соотношение 5 или 10 лет назад?

                  10 лет назад лидером была РФ, а США и КНР были примерно равны.
                  Цитата: ТермиНахТер
                  Тем более, что у матрасников, тоже не все спутники военные.

                  И что из этого? США 87% запусков осуществляется тяжёлым РН, у КНР только 4%. Половина запущенных китайских ракет лёгкого класса.
                  Это говорит о способностях стран выводить полезную нагрузку на орбиту. США кроют Китай и по количеству и по массе.
                  1. -2
                    9 ноября 2025 21:53
                    А двигатели Р - 180, на которых летают тяжелые ракеты они американские или английские?
                    1. +2
                      10 ноября 2025 03:53
                      Цитата: ТермиНахТер
                      А двигатели Р - 180, на которых летают тяжелые ракеты они американские или английские?

                      На наших РД-180 летает средняя Атлас 5, в этом году она запускалась 3 раза. Тяжелая Falcon 9 FT летает на РД Мерлин, в этом году запускалась 143 раз.
  4. +4
    9 ноября 2025 12:45
    Спутники, как утверждается, коммерческие.
    Разработчиком и единственным собственником ракет этого проекта является Академия наук КНР.

    Ну, мы так и поняли, Академия Наук КНР только и делает, что разрабатывает коммерческие спутники. laughing
  5. -1
    9 ноября 2025 13:29
    Тема не самая радостная, для нас, но ладно, бум надеятся, что изменения к лучшему будут...
    1. 0
      9 ноября 2025 18:48
      Цитата: rocket757
      Тема не самая радостная, для нас, но ладно, бум надеятся, что изменения к лучшему будут...

      Какие улучшения вы ожидаете?
      1. 0
        9 ноября 2025 20:48
        Да ладно, чего ж тут не понятного?
        Движения вперёд, движения вверх как надо, когда надо...
        Скромненько так... ничего сверх естественного.
  6. +1
    9 ноября 2025 13:51
    Меня больше всего интересует как там поживают тайконавты ,застрявшие на К. С.? Или уже вернулись?
    1. +1
      9 ноября 2025 18:48
      Цитата: podval57
      Меня больше всего интересует как там поживают тайконавты ,застрявшие на К. С.? Или уже вернулись?

      Пока не было новостей. Скорее всего кукуют на станции в ожидании спасательной миссии.
      1. -1
        9 ноября 2025 19:14
        Зрители в зале, а спектакля не начинают ? Печалька !
        1. +1
          9 ноября 2025 20:03
          Цитата: Магог_
          Зрители в зале, а спектакля не начинают ? Печалька !

          Особого шума не будет. Они постараются провернуть это как можно тише.
          1. -2
            9 ноября 2025 21:24
            Я обращаю внимание зрителей, что они, мягко говоря, не балуют показами сцен на орбитальной станции. Хотя, казалось бы, почему бы не устроить обращения с орбиты к народу Китая, к руководству по случаям государственных праздников, лишний раз продемонстрировать свою технологическую мощь и достижения в такой сложной области как пилотируемая космонавтика. Не верю в необычайную скромность китайцев - на военных парадах такого за ними не водится. Постановки с орбитальной станцией "Скайлэб" даже у американцев плохо получались. Надеюсь, что наши друзья не додумаются разыграть трагедию с "гибелью" станции, и таким образом на время закрыть для себя неудобный вопрос...
  7. 0
    9 ноября 2025 20:56
    Для слишком любопытных, в вопросах обеспечения обороноспособности Китая и слишком "прытких" в вопросах казнокрадства, там "придуман" очень убедительно - воспитательный "аттракцион" - публичное "помазание затылка "эелёнкой".....
  8. 0
    11 ноября 2025 01:25
    Это показывает, что Китайская Народная Республика — лишь тактический и временный союзник Российской Федерации.
    В долгосрочной перспективе она, как минимум, выступает конкурентом, не говоря уже о более серьёзных аспектах, которые и так всем понятны.