Григорий Семенов. Путь от хорунжего царской армии до самозваного атамана гражданской войны

3 755 96
Григорий Семенов. Путь от хорунжего царской армии до самозваного атамана гражданской войны
Г. Семенов на литографии 1918 г.


Атаман Семенов – один из безусловных антигероев Гражданской войны и всей российской истории. Генерал-майор Уильям Сидней Грейвс, который командовал экспедиционным корпусом армии США в Сибири в 1918-1920 гг., в своей книге «America's Siberian Adventure» прямо назвал армию Колчака «отступающей бандой». А об атамане Григории Семенове он написал буквально следующее:



Семёнов организовал то, что было известно как «станции убийств», и открыто бахвалился, что не может спокойно спать, если в течение дня хоть кого-то не убил.

Позже следствие установило, что только на одной из таких «станций убийств» – в Адриановке, были расстреляны три тысячи человек. А в тюрьме города Троицкосавск были убиты более 1500 человек (481 из них расстреляны всего за два дня – 1 и 5 января 1920 года).

Между тем, на состоявшемся 16 февраля 2013 года в Чите Совете самозваных «атаманов» ряженых забайкальских казаков рассматривался вопрос «о подготовке реабилитации атамана Г. М. Семёнова».

После прихода Ельцина к власти вообще наметилась четкая и до сих пор не преодоленная тенденция к обелению и даже героизации предателей, палачей и садистов. Можно вспомнить лживый фильм о Колчаке и памятник этому кровавому адмиралу, который по какому-то жуткому недоразумению до сих пор стоит в Иркутске. И это при том, что в 1999 году Забайкальский военный суд объявил Колчака «человеком, совершившим преступления против мира и человечности, и не подлежащим реабилитации», и в ноябре 2001 года это постановление утвердила Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

До сих пор в Москве, Владивостоке и Кисловодске стоят памятники «литературному власовцу» и бездарному графоману Солженицыну, в Рязани работает музейный центр его имени. Продолжают свою деструктивную антигосударственную и русофобскую деятельность два «Ельцин-центра» – в Екатеринбурге и в Москве. Поэтому нам всем очень важно помнить не только о достойных людях, но и об антигероях – иначе во время следующей «перестройки» антисоветчики и либералы пятой колонны развалят уже не Советский Союз, а Российскую Федерацию.

Происхождение и молодость будущего атамана


Григорий Михайлович Семенов родился 13 (26) сентября 1890 года в так называемом «карауле» (поселке) Куранжа, который относился к станице Дурулгуевской Забайкальского казачьего войска (в настоящее время – это село на территории Забайкальского края). Его отец был русским, мать – буряткой из христианской, но старообрядческой семьи, дети, помимо русского, знали также монгольский и бурятский языки. В дальнейшем Григорий Семенов выучил английский язык, не очень хорошо, но все же говорил на японском и китайском языках.

Семья была многодетной, однако не бедной. Сын Григорий был отдан на учебу вначале в двухклассное училище в селе Могойтуй, затем экстерном сдал экзамены за шесть классов классической гимназии. В 1908 году он поступил в Оренбургское военное училище, в котором тогда помощником инспектора работал войсковой старшина А. Дутов – будущий генерал-лейтенант и войсковой атаман Оренбургского казачьего войска.

В 1911 году Григорий закончил обучение, получив чин хорунжего (с 1884 года — чин XII класса в табели о рангах, соответствовавший чинам поручика, корнета, мичмана, губернского секретаря). Служить был направлен в 1-й Верхнеудинский полк Забайкальского казачьего войска, который размещался в городе Троицкосавск (Кяхта) — на границе с Халхой (северной Монголией). Полк регулярно выделял взвод для сопровождения русских миссий, направлявшихся в Ургу и Пекин.

Семенов, как мы помним, знал монгольский язык и потому был откомандирован в российское консульство в Угре. Ему удалось наладить хорошие отношения с Богдо-гэгэном VIII Нгавангом Лобсангом Чокьи Ньимой Тензином Вангчугом (глава буддистов Монголии), который после объявления независимости Монголии в декабре 1911 года был объявлен Великим ханом (Богдо-ханом) – последним в монгольской истории.


Богдо-гэгэн VIII на фотографии 1910-ых гг.

Семёнов самовольно принял участие в государственном перевороте, что вызвало гнев русского начальства. Он был отозван из Угры и направлен на службу вначале во 2-ю Забайкальскую батарею, в апреле 1913 г. его перевели в 1-й Читинский полк, в конце декабря – в 1-й Нерчинский полк, которым позже командовал барон Пётр Врангель. Одним из сослуживцев Семёнова стал другой знаменитый барон – Роберт Николаус Максимилиан фон Унгерн-Штернберг, который во время гражданской войны прославился идеями восстановления монгольской империи Чингисхана – от Байкала до Тихого океана.

Именно Унгерн в феврале 1921 года восстановил на троне отстраненного от власти в 1919 году Богдо-хана. Но уже 1 ноября того же года тот вынужден был подписать «Клятвенный договор» между Народно-революционным правительством Монголии, по которому он оставался главой буддистской сангхи, а также «церемониальным монархом». После его смерти в июне 1923 года монархия в Монголии была ликвидирована.

Г. Семенов во время I мировой войны


В конце сентября 1914 года Уссурийская бригада, в состав которой входил 1-й Нерчинский полк, была переведена к Варшаве. В ноябре того же года Семенову удалось отбить захваченное немцами знамя своей бригады (по другим источникам – полка), без которого эта часть была бы расформирована. Прусские гусары тогда неожиданно напали на штаб, однако на обратном пути наткнулись на возвращавшуюся из разведки полусотню Семёнова. Наградой стал орден Святого Георгия IV степени. Затем казаки Семёнова отбили у немцев захваченный было теми большой обоз, среди пленных оказались два подполковника. В декабре 1914 года Семенов во главе казачьего разъезда первым ворвался в город Млава, но лишь через два года получил за этот эпизод Георгиевское оружие.

В июле 1915 года Г. Семенов был назначен полковым адъютантом, и как раз в это время командиром 1-го Нерчинского полка стал П. Врангель. Вот как позже он вспоминал о нем:

Семёнов, природный забайкальский казак, плотный коренастый брюнет, ко времени принятия мною полка состоял полковым адъютантом и в этой должности прослужил при мне месяца четыре, после чего был назначен командиром сотни. Бойкий, толковый, с характерной казацкой сметкой, отличный строевик, храбрый, особенно на глазах начальства, он умел быть весьма популярным среди казаков и офицеров. Отрицательными свойствами его были значительная склонность к интриге и неразборчивость в средствах для достижения цели. Неглупому и ловкому Семёнову не хватало ни образования (он кончил с трудом военное училище), ни широкого кругозора, и я никогда не мог понять, каким образом мог он выдвинуться впоследствии на первый план гражданской войны.

В 1915 году Семенов принял участие в пяти рейдах по немецким тылам, в начале 1916 года был назначен командиром 6-й сотни. Поскольку его полк был переведен на Юго-Западный фронт, участвовал в Брусиловском прорыве. А в декабре обратился к командованию с просьбой о переводе в 3-й Верхнеудинский полк, который в то время находился на территории Персии. Здесь в 1917 году он воевал с проосманскими отрядами, дослужился до чина есаула.

Г. Семенов после Февральской революции


До сих пор мы видели Семенова как хорошего и честного служаку. Всё стало меняться после Февральской революции. В то время он оказался в Бессарабии и был избран в корпусной комитет солдатских депутатов. Отправился в Петроград, где обратился к Керенскому с предложением о формировании отдельного Монголо-бурятского конного полка, который он собирался привести на фронт, чтобы «пробудить совесть русского солдата, у которого живым укором были бы эти инородцы, сражающиеся за русское дело». И в июне 1917 года действительно был назначен комиссаром Временного правительства по формированию добровольческих частей из монголов и бурят в Забайкальской области. Сам он писал о своем пребывании в Петрограде:

Увидев анархию и активность большевистских агитаторов в столице, а также посетив несколько заседаний Петроградского совета, предложил полковнику Муравьеву, формировавшему добровольческие части, ротой юнкеров арестовать членов Петроградского совета как агентов вражеской страны, немедленно судить их военно-полевым судом и тут же привести приговор в исполнение. Затем, если потребуется, арестовать Временное правительство и «от имени народа просить Верховного Главнокомандующего генерала от кавалерии Брусилова принять на себя диктатуру над страной».

Муравьев доложил о плане Брусилову, но тот отказался от его осуществления.

В 1945 году арестованный Семенов заявил следователям:

Моя активная деятельность против Советской власти началась в 1917 году, когда в Петрограде организовывались Советы рабочих и солдатских депутатов. Находясь в то время в Петрограде и учитывая создавшуюся обстановку, я намеревался с помощью двух военных училищ организовать переворот, занять здание Таврического дворца, арестовать Ленина и членов Петроградского Совета и немедленно их расстрелять, с тем чтобы обезглавить большевистское движение и поставить революционный гарнизон Петрограда перед уже совершившимся фактом.

Возвращение в Забайкалье


После Октябрьской революции первая жена Семенова Зинаида (урожденная Манштейн), которая в 1915 году родила ему сына Вячеслава, отправилась в Париж. Она умрет лишь в 1945 году, но это обстоятельство не помешало Семенову жениться в Сибири ещё раз. Его второй женой стала Елена Викторовна Терсицкая, дочь священника, которая родила трех дочерей и одного сына. Одна из дочерей дожила до 1982 года и была убита в Челябинске, это преступление осталось нераскрытым.

Но вернемся к Г.М. Семенову, который, прибыв в Верхнеудинск (в настоящее время — Улан-Удэ, столица Бурятии), начал набирать добровольцев в Особый Монголо-Бурятский конный полк. Впрочем, русских в него он тоже принимал. Очень скоро выяснилось, что условием приема в отряд Семенов ставит отказ от всех демократических преобразований. Узнав о готовящемся аресте, Семенов с навербованными им людьми бежал на станцию Даурия, где продолжил формирование своего отряда. К этому времени относится и первый эпизод зверства, когда в первой половине декабря расстрелянному большевику Аркусу вспороли живот, а затем сожгли его тело, облив керосином. Скоро такие экзекуции будут проделываться с живыми людьми. Через два дня после расправы с Аркусом в Читу был отправлен целый вагон с изуродованными телами сторонников новой власти.

18 декабря 1917 года на станции Маньчжурия Семенов ликвидировал местный городской совет и разоружил находившиеся там части регулярной армии, которые к тому времени уже полностью потеряли боеспособность. О степени их разложения можно судить по тому, что присоединившийся к Семенову барон Унгерн с одним-единственным казаком легко сумел тогда разоружить две роты солдат.


Барон Унгерн в 1918 г.

После этого Семёнов во главе отряда из 550 человек попытался установить свою власть в Даурии (восточная часть Забайкалья). Это не должно удивлять, поскольку Сибирь была крайне слабо заселена, и все более или менее крупные населенные пункты располагались вдоль Транссибирской магистрали. По словам самого Семёнова, фронт тогда был лишь «узкой лентой железнодорожного пути». В таких условиях и тысяча хорошо вооруженных и мотивированных бойцов, да ещё и при отсутствии твердой власти на местах – большая сила.

В этот раз Семёнов очень скоро был выбит из Даурии Сергеем Лазо, в подчинении у которого, помимо рабочих горных заводов, находились и перешедшие на сторону красных пленные чешские и словацкие легионеры. Семёнов, кстати, как-то сказал:

Будь у меня несколько офицеров, как Лазо, не знал бы поражений!


Памятник Лазо в Партизанске, Приморский край

1 марта 1918 года Семёнов вынужден был отступить в Маньчжурию. Здесь он продолжил формирование Особого Маньчжурского отряда и к началу апреля 1918 года довёл численность до трёх тысяч человек. В его составе оказались японский отряд капитана Окумуры (540 солдат и 28 офицеров при 15 пушках), два китайских пехотных полка, 300 бывших военнопленных сербов (из тех, что проживали на территории Австро-Венгрии), две офицерские роты, 3 состоявших из 4-х сотен кавалерийских полка, а также 4 бронепоезда. В подчинении у есаула Семёнова неожиданно оказались не только старшие офицеры царской армии, но даже и генералы. Из этой щекотливой ситуации он вышел, объявив себя атаманом Особого Маньчжурского отряда. А потом – и походным атаманом Уссурийского, Амурского, Забайкальского, Уральского и Сибирского казачьих войск.

Похожая ситуация часто возникала и у красных. Так, начальником штаба бывшего прапорщика Сергея Лазо стал награжденный в 1915 году Георгиевским оружием генерал-лейтенант и остзейский барон Александр Таубе – кавалер семи царских орденов и ордена Благородной Бухары.

Таким образом, во время Гражданской войны по разные стороны фронта воевали весьма интересные остзейские аристократы – «черный барон» Врангель, «сумасшедший барон» Унгерн и «красный барон» Таубе.


Герб баронского рода фон Таубе

Немецко-шведский род Таубе известен с XIII века. Один из представителей этого рода – Иоганн Таубе, во время Ливонской войны в 1560 году попал в русский плен и в 1567 году поступил на службу к Ивану Грозному, став одним из ближайших его советников по ливонским делам. После неудачи начатой по его совету осады Ревеля, опасаясь царского гнева, вместе с другим лифляндцем – Элертом Крузе, бежал к польскому королю Сигизмунду-Августу. Составленная им для курляндского герцога записка о русских делах является ценным историческим документом.

Любопытно, кстати, что представитель другой российской ветви рода Таубе (не павловской, а гатчинской) — Михаил Фердинандович Таубе (1855–1924) — стал одним из теоретиков неославянофильства, одним из создателей Ломоносовского общества русского языка, председателем Петербургского общества трезвости и автором знаменитого стихотворения «Черносотенец»:

Кто верой крепко православен,
В ком нет сомнений ни на миг,
Что русский Царь самодержавен,
Неограничен и велик, —
Тот черносотенец природный,
Тот предан Родине навек.
В том — дух исконный, дух народный,
Тот сердцем русский человек.

После революции остался в России, читал лекции в петроградском братстве святой Софии, организовал кружок православной интеллигенции «Воскресенье», репрессирован не был, умер в Петрограде в 1924 году.

Но вернемся к «сибирскому красному генералу» Александру Таубе: он был участником Русско-японской и I мировой войн, после тяжёлого ранения в 1915 году занял пост начальника штаба Омского военного округа. На этой фотографии 1917 г. мы видим членов Омского военно-окружного комитета и высших офицеров военного округа. А. Таубе сидит справа:


После Октябрьской революции А. Таубе стал начальником штаба всех вооруженных сил Красной Армии в Сибири. Он был направлен в Москву, где должен был встретиться с Лениным и довести до него информацию о состоянии дел в Сибири и Забайкалье. Однако по пути 2 сентября 1918 года в иркутском селе Бодайбо Таубе был узнан и задержан белыми. Категорически отказался от поста командующего Сибирской армией Колчака и сотрудничества с командованием чехословацкого корпуса, заявив:

Мои седины и контуженые ноги не позволяют мне идти на склоне лет в лагерь интервентов и врагов трудящейся России.

Был приговорен к расстрелу, но в январе 1919 года умер от тифа в одиночной камере екатеринбургской тюрьмы.

Его младший брат – инженер-путеец Сергей Таубе, много лет работал на благо нашей страны, ему присвоено звание «Заслуженный железнодорожник СССР».

В следующей статье мы продолжим рассказ об атамане Григории Семенове, поговорим о его участии в гражданской войне на территории Сибири, эмиграции, продолжении сотрудничества с японцами. О справедливом возмездии и бесславной смерти кровавого атамана.
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Сегодня, 04:00
    ИМХО...
    Атаман Семенов – один из безусловных антигероев Гражданской войны и всей российской истории.

    Вероятно, я воспитан не настолько превратно, чтобы испытывать удовольствие в поисках лучшего из сортов дерьма, но обязан сказать, что именно так находятся последователи нацистов самых худших воплощений. Не нужно муссировать пороки и искать притягательное в садизме...Есть много других тем, положительно влияющих на формирование личности.
    stop Фильм «Слово пацана» вызывает у меня чувство омерзения...
    hi
    1. +3
      Сегодня, 11:10
      Фильм «Слово пацана» вызывает у меня чувство омерзения...
      По анонсам понял , что смотреть не буду. Что касается копания в фекалиях, по-моему дело неблагодарное, но сейчас необходимое ради восстановления исторической правды сознательно исковерканной г-ми либерастами дискредитировавшими всё, что их не устраивало в прошлом нашей Родины.
  2. +2
    Сегодня, 04:43
    В данном случае по делам его и награда заслуженная.
    1. +15
      Сегодня, 04:47
      К авторам фильма" Адмирал" у меня большие претензии.
      Создали лакированный и душещипательный образ "спасителя России"...но показывать в этом фильме что творили его подчинённые в моём городе не стали...жулье недоделанное. am
      Это надо знать...
      1. +8
        Сегодня, 09:22
        К авторам фильма" Адмирал" у меня большие претензии.

        А вот у меня к ним никаких вопросов просто нет.Если учесть,что некий Константин Эрнст(один из создателей)долгие годы * руководит* так называемым *Первым* каналом. laughing У Вас Алексей есть добрые слова в его адрес?
      2. +1
        Сегодня, 17:04
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        .но показывать в этом фильме что творили его подчинённые в моём городе не стали...жулье недоделанное.
        Это надо знать...

        Скажем это не только ваш город.А сколько и чего они натворили в округе. Не зря большая часть населения будущей Новосибирской области поднялись против этого "спасителя России". Ведь во многих сёлах Новосибирской области в 70-80х годах стояли памятники погибшим в боях с колчаковцами, и он, список погибших, был в некоторых сёлах даже больше чем погибших в Великую Отечественную... А автор правильно сказал пока памятник, этому кровавому адмиралу, который по какому-то жуткому недоразумению до сих пор стоит в Иркутске, то мы, вернее нас будут всеми силами заставлять проклинать своё героическое будущее и славить всякую мразь вроде Солженицина. Хотя потихоньку и в Новосибирске и в Комсомольске- на -Амуре помнят истинных героев своего Отечества, и установили пусть пока бюсты- В.И. Сталину...
  3. +14
    Сегодня, 05:05
    В Екатеринбурге по осени была ежегодная традиция когда в центре города зачитывали фамилии репрессированных. Один раз на брифинге при подготовке к данному мероприятию поступило предложение давать краткий анонс - «за что». Организаторы с радостью подхватили данную идею, но сразу же сдулись. Не «агнцы» оказались белыми. Только в первом десятке фамилий замечено было два душегуба и один мужеложец… hi
    Валерий спасибо за продолжение неблагодарной темы.
    1. -1
      Сегодня, 13:13
      Цитата: Коте пане Коханка
      Только в первом десятке фамилий замечено было два душегуба и один мужеложец…

      hi
      Вот первые фамилии из Книги памяти Ебурга: кто тут мужеложка?
      -н, п.Пятистенки, работала - Востокураллаг, сторож, арестована 01.08.46, осуждена 27.11.46, мера наказания - 6 лет ИТЛ

      Аалто Эмиль Карлович 1906 года рождения, место рождения - Финляндия, Гельсинфорская губ., д.Лохья, финн, проживал - Свердловская обл., г.Каменск, работал - Алюминиевый комбинат, каменщик, арестован 07.09.37, осужден 13.01.38, мера наказания - расстрел 10.03.38

      Аалтонен Екатерина Нестеровна 1906 года рождения, место рождения - Финляндия, губ.Уденмаа, п.Лохья, финка, проживала - Челябинская обл., г.Каменск, работала - домохозяйка, арестована 01.11.38, осуждена 05.11.38, мера наказания - 10 лет ИТЛ

      Абазапулло Евгений Павлович 1907 года рождения, место рождения - Украинская ССР, г.Одесса, украинец, проживал - г.Свердловск, работал - Уралмашзавод, старший мастер, арестован 02.09.36, осужден 21.03.37, мера наказания - расстрел 22.03.37

      Абазапуло Анна Павловна 1909 года рождения, место рождения - РСФСР, Свердловская обл., Октябрьский р-н, с.Бобровка, русская, проживала - г.Свердловск, работала - УЗТМ, табельщик, арестована 28.08.37, осуждена 27.09.37, мера наказания - 8 лет ИТЛ

      Абаимов Михаил Степанович 1916 года рождения, место рождения - РСФСР, Горьковская обл., Фоминский р-н, с.Сельцо, русский, проживал - г.Свердловск, работал - Энергосбыт, инспектор, арестован 16.09.42, осужден 03.07.43, мера наказания - 10 мес.л/св

      Абаимова-Булатова Валентина Ефремовна 1908 года рождения, место рождения - РСФСР, г.Хабаровск, русская, проживала - Китай, Маньчжурия, г.Харбин, работала - Библиотечный отдел Ю.М.Ж.Д., библиотекарь, арестована 14.09.46, осуждена 01.03.47, мера наказания - 10 лет ИТЛ

      Абайдуллин Шигабутдин Гизетдинович 1897 года рождения, место рождения - РСФСР, Омская обл., Тюменский р-н, д.Новые Юрты, узбек, проживал - г.Свердловск, работал - педагогическое училище, преподаватель, арестован 27.12.37, осужден 15.01.38, мера наказания - расстрел 27.01.38

      Абакулов Василий Андреевич 1897 года рождения, место рождения - РСФСР, Свердловская обл., Сухоложский р-н, с.Курьи, русский, проживал - Свердловская обл., Сухоложский р-н, с.Сухой Лог, работал - цементный завод, механик, арестован 22.02.38, осужден 02.08.38, мера наказания - 8 лет ИТЛ

      Абакумец Илья Степанович 1892 года рождения, место рождения - Украинская ССР, Черниговская обл., г.Королевец, украинец, проживал - Свердловская обл., Арамильский р-н, совхоз Исток, работал - совхоз"Исток", коновозчик, арестован 10.01.38, осужден 10.07.38, мера наказания - расстрел 28.07.38

      всего за год(осень 37-осень 38 гг) рассстреляно 682 тыс чел-все мужеложы?
    2. +1
      Сегодня, 18:04
      мой прадед был расстрелян в Екатеринбурге и его фамилия есть на мемориале
      бабушка потом выяснила, что просто по доносу
      не дущегубец, не мужеложец

      зря вы лезете в эту тему, там реально погибло много невинных
  4. +9
    Сегодня, 06:14
    Хороший цикл статей об "антигероях". Хотелось бы почитать ещё и о героях, в подобном цикле статей. Например, о героической Землячке... wink
    1. +8
      Сегодня, 06:42
      Читали...
      В Сибири и на Дальнем Востоке на одного убитого большевиками булкохрусточника приходилось около ста человек простого народа...туда входили не только коммунисты...но и сочуствующие, родственники...людей убивали целыми семьями...в этом отличились палачи Колчака, Семёнова, Анненкова, японцы, белочехи, американцы, британцы.
      Так что хорошо что большевики дали хорошего пинка под зад, всем этим палачам русского народа.
      1. +1
        Сегодня, 11:41
        Так никаких причин установления Советской власти в Сибири не было. Людей было мало, земли, мягко говоря, много. Рабочие работали, получали деньги, крестьяне были зажиточными.
        Если бы не белые, никогда бы там поддержки большевиков не было. Против них восстали просто все. Недаром ходили байки, чтобы наградить Колчака орденом Ленина за установление Советской власти в Сибири.
      2. +2
        Сегодня, 17:11
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Так что хорошо что большевики дали хорошего пинка под зад, всем этим палачам русского народа.

        К сожалению не всем. Есть тут один упущенный Ольгович(Андрей).
    2. -13
      Сегодня, 07:00
      Вот так и все 40 лет данной Горбачевым врагам СССР и советского народа "свободы слова ", вы все трусливо "переводите стрелки " с себя ,с того ,что сотворили вы ,и такие же ,как вы , -на других . И выкидываете из истории нашей страны и народа все невыгодные вам факты ,включая ,из истории Гражданской войны вы выкинули Белый террор и зверства интервентов ,их масштабное разграбление России .
      1. +7
        Сегодня, 07:09
        А вы ? Были на баррикадах в 93 ? Бились за СССР в 91? Обличали зажравщуюся партноменклатуру в 80-х ? Так-то невыгодные факты выкидываете вы. В Истории нет цвета только чёрного или только белого. Там много оттенков wink
        1. -11
          Сегодня, 07:14
          Ха ,вот ,и ответственность за захват СССР ,вам ,врагами СССР и советского народа ,вы все трусливо свалили на тех ,у кого вы его отняли .
          Да потому что все враги СССР сами признают ,что захватили СССР с преступными целями -во вред стране и народу ., и для своего обогащения за счет ограбления страны и народа .
          Поэтому ,они и оклеветали тех ,у кого они отняли СССР ,и автоматически оправдали все преступления внешних и внутренних врагов СССР и советского народа ,включая ,преступления и белогвардейцев .
      2. +6
        Сегодня, 09:09
        их масштабное разграбление России

        Ирина,а как лично Вы оцениваете действия РВСР в ходе Гражданской войны? bully
    3. +2
      Сегодня, 07:51
      Коренные севастопольцы рассказывали мне о воспоминаниях своих дедушек-бабушек насчет этой твари, организаторе убийства нескольких тысяч белых офицеров, поверивших большевикам и оставшихся в Севастополе. Ей место в самом огниве ада
      1. +1
        Сегодня, 07:56
        Речь идет о пламенной революционерке Землячке (фамилия у нее другая)
        1. +2
          Сегодня, 08:05
          В статье "Петр Врангель. Крах черного барона" говорилось, что ответственность за эти расправы лежит и на Врангеле. Он скрыл от своих войск телеграмму Фрунзе, в которой тот гарантировал пощаду всем, кто в течении 24 часов сложит оружие и даже возможность беспрепятственного выезда за границу - без эксцессов панической врангелевской эвакуации. Это вызвало неудовольствие Ленина, который приказал в случае отказа Врангеля это предложение не возобновлять. Но не отменил его. Врангель это предложение от своих подчиненных скрыл и у Фрунзе теперь были буквально связаны руки. А красные знали о предложении. Фрунзе и отказ восприняли соответствующим образом - не сдались непримиримые враги. Ненависть к белым была очень велика, расправы во многом носили самосудный характер. Поэтому большая часть вины за репрессии падает на Врангеля. А вот сдавшихся в Новороссийске деникинцев не репрессировали - именно потому, что оставшиеся там (не сумевшие сесть на корабли) белогвардейы не сопротивлялись, сразу сдались первым же вошедшим в город конным разъездам красных. Характерны фраза командира красных разведчиков, обращённая к толпе вооруженных белых:
          "Товарищи, не стреляйте, война кончилась".
          То есть, все были уверены, что гражданская война на юге закончена, и настроены были весьма миролюбиво. Новый виток организовали Слащев, отстоявший Крым, и Врангель, который в нем закрепился.
          1. +6
            Сегодня, 10:27
            Цитата: ВлР
            ответственность за эти расправы лежит и на Врангеле.

            Расстреливать приказали Фрунзе с Лениным, но виноват Врангель?
            Вам не кажется, что это даже для Вас перебор!
            Цитата: ВлР
            А вот сдавшихся в Новороссийске деникинцев не репрессировали

            Да неужели!
            Или Вы хотели сказать, не сразу?
            Пленные из Новороссийска доставлялись в Ростов, где по результатам работы проверочных комиссий часть расстреливалась на месте, а остальные направлялись в лагеря центральной России{1293}.
            https://militera.lib.ru/research/volkov1/07.html
            1. -3
              Сегодня, 10:45
              Да, ответственность - на Врангеле. Если бы Фрунзе нарушил слово и начал репрессии против сдавшихся белых - тут никаких вариантов в оценке не было бы. Но Фрунзе направляет Врангелю очень великодушное предложение, тот его не принимает и скрывает от своих солдат и офицеров. Никакого ответа. Что думают и Фрунзе, и все красные? В Крыму - непримиримые враги, которые готовы умереть, но сдаться. "Если враг не сдается - его уничтожают".
              Что касается Новороссийска; огромное количество оставшихся белых вступили в Красную армию. Естественно, "подозрительных" "фильтровали" - грехов и грешков за наиболее одиозными "белыми рыцарями" было немеряно.
              1. +3
                Сегодня, 11:56
                Цитата: ВлР
                Если бы Фрунзе нарушил слово и начал репрессии против сдавшихся белых

                А он не начал?
                Цитата: ВлР
                В Крыму - непримиримые враги, которые готовы умереть, но сдаться.

                Вы так торопились обличать, что пропустили предлог "не". Или это оговорочка по Фрейду?
                Цитата: ВлР
                Что касается Новороссийска; огромное количество оставшихся белых вступили в Красную армию.

                Насколько "огромное"?
                Цитата: ВлР
                Естественно, "подозрительных" "фильтровали" - грехов и грешков за наиболее одиозными "белыми рыцарями" было немеряно.

                Обещайте им всё! Вешать будем потом. Так?
                И Вы после этого удивляетесь, отказу сдаваться и добровольно отправляться в штаб Духонина?
                Цитата: ВлР
                Да, ответственность - на Врангеле.

                а в изнасилованиях виноваты девушки в коротких юбках, а вовсе не ценные специалисты из кишлаков.
                1. -2
                  Сегодня, 12:30
                  Репрессии - именно против несдавшихся. Было великодушное предложение, были поставлены конкретные сроки, было указание лично Врангелю - не примете условия, возможные жертвы на Вашей совести. Врангель предложение отклонил и скрыл его от своих подчиненных. Сознательно взял грех на душу. Что касается готовности большевиков держать слово, вспомните об амнистии, которой воспользовался Слащев, которого даже белые называли Вешателем. Пальцем не тронули, дали "работу по специальности". И этой амнистией воспользовались ещё около 250 тысяч белых, в том числе - старшие офицеры и генералы. Например, бывший начальник Марковской дивизии генерал-майор Ю. Гравицкий, бывший командир 2-й бригады 1-й Донской казачьей дивизии генерал-майор И. Клочков, бывший начальник Алексеевской пехотной дивизии генерал-майор Е. Зеленин, старший адъютант штаба Корниловской дивизии полковник-генштабист В. Оржановский,
                  бывший командир 1-го Сунженско-Владикавказского пластунского батальона полковник
                  Н. Климович, бывший командир бронепоезда «Единая Россия» полковник М. Лялин, бывшие командиры белогвардейского Самурского полка генерал-майор Е. Зеленин и полковник Д. Житкевич.
                  1. -2
                    Сегодня, 16:33
                    Цитата: ВлР
                    Было великодушное предложение

                    Очень!
                    Цитата: ВлР
                    Что касается готовности большевиков держать слово

                    Давайте посмотрим
                    Цитата: ВлР
                    генерал-майор Ю. Гравицкий

                    Расстрелян в 1931 по делу "Весна".
                    Цитата: ВлР
                    бывший начальник Алексеевской пехотной дивизии генерал-майор Е. Зеленин

                    Расстрелян в 1931 по обвинению в шпионаже и подготовке вооруженного восстания.
                    Цитата: ВлР
                    бывшие командиры белогвардейского Самурского полка генерал-майор Е. Зеленин

                    См. выше. Это один и тот же человек. Самурский полк (сформированный из бывших красноармейцев) входил в Алексеевскую дивизию.
                    Цитата: ВлР
                    полковник Д. Житкевич.

                    Расстрелян в 1931.
                    Ей богу, Вы бы хоть в вику заглянули прежде чем писать...
                    Остальные из вашего списка после пересечения границы просто пропали без вести.
                    Вот еще генералы из числа "поверивших": https://rusk.ru/st.php?idar=118341
                    Против одного Слащева, не попавшего в лагеря или под расстрел, только потому что его убили раньше.
                    1. -1
                      Сегодня, 16:47
                      Ну а теперь давайте вспомним , что в Перестройку сразу же выяснилось -какое огромное число врагов коммунистов ,СССР и советского народа сразу же объявилось в СССР ,и большая часть из них поналезли в КПСС ,Советскую власть ,годами и десятилетиями прикидывались "верными коммунистами ", и только и ждали своего часа ,чтобы уничтожить всё то ,что создали большевики-коммунисты и их сторонники .
                      И дождались .
                      1. +1
                        Сегодня, 16:50
                        Цитата: tatra
                        Ну а теперь давайте вспомним , что в Перестройку сразу же выяснилось -какое огромное число врагов коммунистов ,СССР и советского народа сразу же объявилось в СССР,и большая часть из них поналезли в КПСС

                        Я Вам больше скажу, если бы по божьему недосмотру на выборах победил Грудинин, КПРФ на следующий день стала бы самой большой партией в России
                        Кстати, по Вашему, Зюганов он из каких? feel
                    2. +1
                      Сегодня, 17:22
                      Долго же большевики ждали, чтобы с вернувшимися белыми расправиться! Эти репрессии - уже совсем другая история. И проводились другими людьми. А обещавшие белым амнистию люди свое обещание выполнили.
        2. +8
          Сегодня, 09:11
          фамилия у нее другая)

          Розалия Самойловна Залкинд,нормальное такое местечковое имя. bully Затем-Берлин,потом-Самойлова.
  5. +10
    Сегодня, 06:54
    К слову сказать упомянутый в статье памятник во Владивостке Соженицину был поставлен по разрешению и под руководством ныне отбывающего наказание мэра Владивостока Пушкарева. Неравнодушные граждане неоднократно направляли в администрацию письма с требованием убрать памятник , но видимо мэрам и губернаторам близки его идеи, ни один не посмел тронуть памятник . Включая и нынешнего Кожемяко . Не мудрено учитывая идолопоклонничество Путина перед Ельциным и наличие Ельцин центра . Памятник неоднократно обливали красной краской и вешали ему на грудь табличку Иуда. Ну и место выбрано как издевательство , Корабельная набережная рядом с музеем С56, Красным вымпелом и штабом ТОФ.
  6. +7
    Сегодня, 07:01
    Спасибо, Валерий!

    Антигероев в смутное время найти проще. Героев сложно. Особенно при близком рассмотрении.
  7. +11
    Сегодня, 07:24
    До сих пор в Москве, Владивостоке и Кисловодске стоят памятники «литературному власовцу» и бездарному графоману Солженицыну, в Рязани работает музейный центр его имени. Продолжают свою деструктивную антигосударственную и русофобскую деятельность два «Ельцин-центра» – в Екатеринбурге и в Москве.
    Как говорится - каков поп, таков и приход. Стоит вспомнить что "шахматист" о том же Солженицине говорил. Так что нечего удивлятся.
    1. +8
      Сегодня, 07:52
      Как говорится - каков поп, таков и приход.
      ,,да ,это не от властей на местах зависит.

      Владимир Путин подписал Указ «О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени Солженицыной Н.Д.».

      29 июля 2024 года

      За большой вклад в развитие отечественной культуры, активную благотворительную и общественную деятельность
      1. +6
        Сегодня, 09:41
        Владимир Путин

        Никаких вопросов!На *хозяйство* поставлен проверенный человек. bully
        1. +4
          Сегодня, 13:35
          поставлен проверенный человек
          recourse
          Выходить на пенсию в 70 и 75 лет предложили россиянам в Госдуме

          По словам депутата Светланы Бессараб, таким образом граждане смогут увеличить свои будущие выплаты более чем в два раза.
          belay
  8. +7
    Сегодня, 09:30
    да портрет биографии атамана Семёнова ну никак не полон без атаманши Маши- Марии Михайловны Глебовой в интерьере . Кстати , очень богатой от награбленного , что и спасало несколько раз банды Семёнова , когда нужны были большие деньжища.
    Ещё хочу заметить , что Семёнов был довольно таки популярен среди дальневосточных , семиреченских , иркутских и т.д казаков и они Семёнова своим главой избрали что бы "не опозорится и не опоздать перед историей" , когда в 1919 году славные Сибирские войска будут вступать в Москву .Мол , такого позора ни народ ни история казакам дальневосточникам не простят , так что с долгим оттягиванием кого выбрать своим главой , казакам некогда было . А тут про Семёнова уже песни складывали и пели и японцы говорили прославляя Семёнова , что У России в лице Семёнова появился русский Наполеон .
    Что касается кинофильмов , то про жизнь дальневосточных казаков мне больше всего понравился двухсерийный фильм "Даурия " , потому что так как в этом фильме сыграли Копелян , Михайлов , Дмитриев, Вера Кузнецова - так нам больше никто не сыграет , а таких актёров как играет в фильме "Адмиралъ" Хабенский - таких как пруд пруди ... и никто их игру и фильмы с их участием смотреть не хотят . Да хоть и того самого Врангеля .Прав был Гафт говоря ,- что не страшно умереть , страшно что потом тебя сыграть может Безруков ...
    1. +5
      Сегодня, 09:36
      Копелян , Михайлов , Дмитриев, Вера Кузнецова -

      Согласен!!!А также Виталий Соломин и Василий Шукшин.
  9. +2
    Сегодня, 09:36
    Хотела комментировать. Интернет ведет себя, мало сказать, странно. Это только у меня?
    Пока читаю статью.
    Спасибо, Валерий!
    И по мере чтения всплывает тема "Маньяк и жертвы в историческом аспекте". Маньяк один, жертв тысячи, далее десятки, сотни тысяч. Ещё далее -- миллионы. Почему не сопротивляются? Яростная убежденность маньяка-суперанимала в своём праве -- она сильнее убежденности жертвы? Жертва заведомо в проигрыше? Плохая у нас цивилизация.
    Это -- так, набросок печальной мысли.
    1. +2
      Сегодня, 10:19
      Беспощадность и к себе. И к окружающим. Внутренняя. Не наигранная.
    2. +2
      Сегодня, 11:57
      Плохая у нас цивилизация.

      Да уж,вместо прогресса некоторый уклон в регресс. bully В планетарном масштабе.
      Это -- так, набросок печальной мысли.

      Это-так,набросок согласия. laughing
      1. +1
        Сегодня, 12:18
        Это-так,набросок согласия

        Почему африканцы не играют на скрипке? Обучение стоит дорого! Эффект Судзуки! Проще там-тамы. Звук которых очень близок к грозным временам, когда власть отбирали белые марионетки у белых коренных. Но с тех пор отбирающие ю многому научились. Или их научили истинные отбирающие -- кукловоды. Не указывая пальцем на Всемирный Банк и прочее такое же под началом Ротшильдов и иже с ними. Пусть отбиранием наших чести, достоинства и жизней займутся средние азиаты, дикие индийцы и африканцы с IQ даунов. Мы же толерантны, не так ли? Мы же общечеловеки! А не быть общечеловеками -- ой, как стыдно!
        Я -- не общечеловек!
        Я русская!
        Я националистка!и мне не стыдно!
        Где моя Республика Русь?!?
        Когда это было, чтобы самая большая нация в стране, создавшая всё её блага и научные достижения, обязана обслуживать малоразвитые и умственно ограниченные бесчисленные диаспоры?!?
        Вот как хитро повернули способ уничтожения нас -- от полудикаря, полукровки Семенова к изуверству диаспор.
        1. +2
          Сегодня, 16:28
          Почему африканцы не играют на скрипке?

          Кто Вам сказал такую чушь?
  10. +2
    Сегодня, 09:56
    Автор явно теряется в эпитетах сбиваясь все больше в сторону агитатора-крикуна...
    Такое ощущение, что к нему ночью пришли призраки Колчака и Семенова и стали душить его.😉
    Хотя должен отметить, что сожаление Семенова о Лазо очень показательно. Объедининившись эти два деятеля таких бы дел натворили мама не горюй! Оба друг друга стоили!
    Эти личности дети Гражданской войны и других у неё не бывает! После победы над Семёновым в Забайкалье пришла такая волна террора, что волосы дыбом становятся. И террор был направлен не против участников "белого террора" - наоборот, теперь они очутились в числе тех, чьими руками осуществлялся "красный террор" -обрушившийся, как обычно, на людей, мешающих или способных помешать коммунистическому господству. По селам и станицам расправу отдали партизанам. Использовать их в роли карателей оказалась очень удобным. Ни каких законов и распоряжений власти они не признавали. Все проводилось по "донскому сценарию" 1919 года.
    Хотелось бы ещё отметить постоянные ссылки на такую антирусскую сволочь как Гревс. Уж считать его за источник в последней инстанции себя не уважать. Даже тот же Семенов в своей книге "О себе" критически относится к роли "союзников" к Белому движению.
    1. +5
      Сегодня, 10:14
      С большой симпатией относившегося к России Гревса невозможно назвать "антирусским" - насмотревшись на "художества" белых, он стал презирать именно их, а не русских.
      Гражданская война - всегда и везде жестока и кровава. Однако обратите внимание на красноречивый факт: до конца 80-х гг. ХХ века в Сибири злых цепных дворовых псов называли Колчаками, а не Лазо.
      1. -1
        Сегодня, 12:21
        Симпатии? У генерала-американца к России? Я вас умоляю!
        И по кличкам... Вы донесения ВЧК не читали, что крестьяне давали клички скоту по именам известных личностей. В одной из деревень тельной корове дали имечко "Крупская", а быку " Троцкий"
        Наш народ славен на такие словесные конструкции.
        В пику тем кто так рьяно проклинает Колчака, то хочу заметить, что с вами не согласен В.И. Ленин. Он говорил:
        ".... довольно неумно порицать Колчака только за то, что он насильничал над рабочими и даже порол учительниц за то, что они сочувствовали большевикам. Это вульгарная защита демократии, это глупые обвинения Колчака. Колчак действует теми способами, которые он находит."
        Ленин знал о чем говорил ибо по сравнению с ним, Колчак дитя не разумное.
        1. +2
          Сегодня, 12:34
          Ленин и о Каплан сказал Горькому: "Что поделаешь, драка. Каждый действует, как умеет".
          И факт порки рабочих и учительниц, как следует из цитаты, не отрицал. Просто понимал, что в гражданской войне никто никакими рамками ограничиваться не собирается и не будет.
          Что касается "в одной деревне" - именно в одной. В то время, как во всех остальных:
          "Пойдешь к ним за молоком, осторожней, у них во дворе Колчак"
          (злой цепной пёс).
    2. +3
      Сегодня, 11:50
      Глупо ждать пощады белым казакам от красных. Которых они стреляли и рубили самыми зверскими способами.
      Гражданская война, она такая. И все же повторю: населению Сибири пофигу были и белые и красные. Там без них нормально жилось. Но красные несли хоть какой, но порядок. А белые, что хотели, то и творили.
      Хотя по части жестокости стороны не сильно отличались. И жизнь мирняка там не дорого стоила.
      Понятно, что стратегически гражданская решалась в еаропейской России. Но в Сибири ее накал просто чудовищным. Неселение жило вдоль железки. И деваться там было просто некуда.
      1. -3
        Сегодня, 12:32
        Какой порядок несли красные в зажиточную Сибирь? Колчак в основе своей занимался только военными делами. И хоть какое правительство при нем существовало. Даже пенсии платили
        Красные принесли кровь и хаос. Лично я в вину Колчаку ставлю, то адмирал не политик! Не надо было ему лезть в политику!
        1. +2
          Сегодня, 12:41
          Колчак именно грабил население (хотя краденого в Казани золота у него было немеряно, мог платить направо и налево). И ещё больше грабили "полевые командиры" вроде того же Семёнова или Калмыкова, которых он никак не останавливал. Никакого порядка, полная анархия и беззаконие, никаких "правил игры", соблюдая которые можно было бы надеяться, что не тронут. Ненависть народа к Колчаку и его "опричникам" была огромной и самой искренней.
          1. -2
            Сегодня, 18:07
            Просто Вы не владение вопросом, основываясь только на том что Вам превнесено из вне. Сегодня издано масса материалов и исследований по так называемой "колчаковщине". Особенно большой вклад в исследование Гражданской войны в Сибири вложили Екатеринбургские историки. Монография И Ф Плотникова, работы Ганина, Кручинина и других. Надо просто читать и думать!
            1. +2
              Сегодня, 18:37
              Много есть таких "историков", которые пытаются представить чёрное белым и наоборот. Например, воспевающий Власова и власовцев Кирилл Александров, которого в 2016 году со скандалом лишили звания доктор наук. В 2004 году в журнале "История" была опубликована моя статья о Власове "Человек из трясины", Он, ещё кандидат наук, посмел вступить со мной в дискуссию. В ответной статье я просто "размазал" его, и редакторы некоторых изданий стали письменно благодарить меня за каждый присланный материал.
              1. +1
                Сегодня, 19:37
                С Александровым и я вступал в полемику. Мой ответ подробно был дан в Живом журнале лет 7-8 назад. Я тогда и с Гаспаряном разругался когда он выступил в защиту его. А Гаспарян очень грамотный историк! Там корпоративность роль сыграла.
                Но нельзя всех под одну гребёнка мести. Просто историки изучающие историю Гражданской войны не публичны. Их не приглашают на шоу или другие передачи ибо вдруг скажут не то, что надо.
                Толпой загрызут! Как меня тут.😆
                1. +1
                  Сегодня, 19:56
                  Ну, что Вы, Вы вполне адекватный собеседник, и никто Вас не грызет, а эмоции при обсуждении таких тем, к сожалению или, может, наоборот, во благо - вполне нормальны.
                  1. +1
                    Сегодня, 20:08
                    Спасибо! Но интересно наблюдать за мультяшними званиями ... За сегодня с рядового поднялся до старшины, но думаю утром проснусь рядовым.😂😂😂
        2. 0
          Сегодня, 15:55
          Надо просто почитать книги по гражданской.
    3. -1
      Сегодня, 12:26
      сожаление Семенова о Лазо очень показательно.

      И так далее!
      Браво, товарищ! good drinks hi
      Поддерживаю полностью, за исключением части, касающейся уважаемого Валерия. Как Автор он должен быть беспристрастен и просто подавать события. Оцениваем мы.
  11. +2
    Сегодня, 10:06
    Да сколько же можно смотреть на Гражданскую войну через призму добро-зло. В ней столкнулись в первую очередь русские люди с разными видениями будущего России. Одни посчитали, что у них есть право забрать собственность у буржуев. Другие посчитали, что у них есть право защитить эту собственность.
    Говоря о зверствах Семенова, нужно быть объективным и упомянуть, почему Лазо сожгли в паровозе. Жестокость была присуща и ему. Окружив белогвардейский отряд в Приморье в 1920, он обещал им жизнь, но после пленения он расстрелял всех офицеров, что стало последней каплей в чаши терпения.
    Стоит помнить, что большинство казачьих атаманов были республиканцами по политическим убеждениям, а вовсе не монархистами. И Семенов, и Дутов поощряли многопартийность в правительстве. Семенов первое время даже работал с большевиками. Тот же самый диктатор Колчак сильно настороженно относился к казакам за их свободолюбие. Дутов умолял Колчака прислать ему оружия и средств, но все просьбы были фактически проигнорированы пока его самого не расстреляли.
    1. +3
      Сегодня, 10:21
      С мирными профессиями есть небольшой шанс уцелеть в этих жерновах. Но разве убережешься.
    2. +4
      Сегодня, 15:14
      Тот же самый диктатор Колчак сильно настороженно относился к казакам за их свободолюбие. 


      Свобода от всех законов для казачества, а всем остальным, что?
      1. 0
        Сегодня, 19:46
        Я не писал про свободу казаков от закона. Они хотели сохранение своей самобытности и права на свою землю. Не стоит забывать, сколько земель было присоединено к России благодаря казакам. Думаю их претензии были вполне обоснованы. Сейчас, кстати, на этих землях орудуют китайцы вывозя лес и полезные ископаемые. Так лучше стало?
  12. -2
    Сегодня, 10:40
    Враги СССР неисправимы ,у них просто ментальная склонность оправдывать преступников советского периода для оправдания захвата ими СССР с преступными целями .
    1. -1
      Сегодня, 13:09
      Ира!
      Давайте наконец расставим все точки над "ё". Вас активно не понимают.
      Поясняю.
      Кто были большевики-ленинцы? Верхушка которые. Вам представить этот еврейский иконостас, смертельно обиженный на русских людей за преступления царизма перед евреями и прочими нерусскими? Преступления, осуществляемые всего лишь небольшой частью русских. Или Вы сами этот коммунистический иконостас тут выложите?
      Взяв власть, этот иконостас принялся проводить жестокий ЭКСПЕРИМЕНТ по построению социализма в стране, активно к этому не готовой. В чем была ошибка захватчиков? Всех этих ВЧК-ОГПУ-КГБ и далее? В том, что желая сгладить ущербность своей идеи, они дали нам, русским, всеобщее начальное и среднее образование и далее высшее. В результате неожиданно вырос великий советский народ-творец, который, ужаснувшись, поспешили угробить в ВОВ все западные закулисы. Но часть нас сохранилась и жива до сих пор. И Вы говорите от имени нас. Но так, что люди Вас не понимают. Потому что честных, наивных и чистых русских коммунистов было крайне мало, и они не задавали тон. А были сначала "коммунисты-экспериментаторы", не ло конца уничтоженные Сталиным. Затем дети выживших, оказавшиеся во власти и приведшие СССР к краху, а теперь во власти их внуки -- потомки тех коммунистов, что ВЧК-ОГПУ и далее, что заливали территорию страны русской кровью, -- внуки, успешно продолжающие дело дедов. Поднимите подноготную нынешних!
      И мы это понимаем.
      Потому ваши крики о коммунистах -- мимо! Истинные погибли в ВОВ, либо вскоре после нее (в течение 10 -- 20 лет) умерли от старых ран.
      1. -4
        Сегодня, 13:23
        Уж извините ,слишком много бреда, не дочитала . И давайте
        Или Вы сами этот коммунистический иконостас тут выложите?
        , вперед ,выложите этот "иконостас ". И с источником этой информации
        И у вас ,врагов СССР и советского народа ,что в советский период ,что в ваш злобный и трусливый антисоветский ,для России и её народа всегда было и есть только злобное ПРОТИВ всего советского ,и никогда и ничего хорошего у вас не было и нет для них хорошего .
        И ваша "внешняя политика "-тоже ПРОТИВ ,и ваша "история " нашей страны и народа -тоже ПРОТИВ .
        И за все 35 лет после того ,как вы отняли страну у коммунистов и их сторонников у вас ЗА себя и то ,что вы сделали -так ничего хорошего и не появилось .
      2. +2
        Сегодня, 15:13
        Вас активно не понимают.
        Мы не психиатры.
        1. +1
          Сегодня, 15:20
          Мы не психиатры.

          Да ........
          Прочитала её ответ. Тут не психиатры нужны. Что-то более существенное. Я же по наивности полагала, что все люди разумны. М-дя...
          1. +1
            Сегодня, 15:36
            что все люди разумны

            Святая наивность!Это с другого сайта,но как много общего! laughingОй,ой,ой.Ответ Никиты не читать!!! bully
            1. +2
              Сегодня, 18:04
              Одна из любимых фраз у Булычева. Про Кустик:

              Разума в нём ни на грош. Но компот любит до безумия
          2. +2
            Сегодня, 15:50
            Что-то более существенное.
            Галоперидол.
          3. -1
            Сегодня, 16:14
            Ну так давайте ,опровергайте меня . Но нет ,Вы признаете ,что Вы не способны . Все 40 лет данной Горбачевым врагам СССР и советского народа "свободы слова ", у них хватает менталитета и интеллекта только на тупое злобствование против других ,против всего ,что другие сделали .
            И ха ,вы уже сами сделали всё , в чем вы с вашими лицемерными "человеколюбием " и "праведным гневом " обвинили советских коммунистов ,включая то ,что вы готовы инакомыслящих объявлять сумасшедшими .
            1. 0
              Сегодня, 16:31
              Все 40 лет данной Горбачевым врагам СССР и советского народа "свободы слова ", у них хватает менталитета и интеллекта только на тупое злобствование против других ,против всего ,что другие сделали .

              Вот это опровергать?Ваши уже набившие оскомину штампы?
              что вы готовы инакомыслящих объявлять сумасшедшими .
              Да ну?А это разве не методы вероятно известных Вам органов,хотя откуда Вам знать,подобный Вам контингент был под надзором другого ведомства.
              1. -1
                Сегодня, 16:41
                Ну если сразу не дошло , то я именно об этом и написала , что вы ,враги СССР и советского народа ,уже сделали все ,в чем вы обвинили тех ,у кого вы отняли СССР .
                Ну так и опровергните меня ,объясните ,что у вас ,врагов СССР и советского народа за 35 лет после создания вами своего Государства появилось ЗА себя ,то ,что вы сами сделали и ЗА ваше Государство и его власть .
                1. +3
                  Сегодня, 16:50
                  врагов СССР

                  Имея таких как Вы *защитничков* и врагов иметь не нужно,ибо?Вы не защищаете,а скорее уничтожаете всё даже самое светлое,что было в СССР.На кого Вы работаете Ирина? bully
                  опровергните меня
                  Опровергнуть Вас?В чём Вас можно опровергнуть,я знаете ли не специалист в нужной Вам области.И кстати!Вот это Ваше *опровергните меня* так мило прозвучало. laughing
                  1. -1
                    Сегодня, 16:55
                    Ха ,вот и нечего Вам ответить ЗА вас ,врагов СССР и советского народа . Вы все как фантомы ,вы всегда есть насаждать злобу и ненависть протиd других ,но вас никогда нет ,как только речь о вас самих и том ,что вы сделали .
                    И вы все вашим злобствованием против таких же ,как вы ,врагов СССР в других странах ,сами разоблачили вашу антисоветчину ,доказали ,что все это только следствие вашего менталитета ,а не что-то честное и объективное .
                    1. 0
                      Сегодня, 17:05
                      насаждать злобу

                      Вся элоба на этом ресурсе идёт именно от Вас.Не замечаете вероятно,что и понятно,к сожалению. fool Извините,но с Вами просто неинтересно,я лучше хоккей посмотрю,ОК? bully
                      1. -2
                        Сегодня, 17:16
                        Ха ,ну опять менталитет врагов СССР -не ЗА себя ,а ПРОТИВ других .
                      2. +1
                        Сегодня, 18:45
                        Ха ,ну опять менталитет врагов СССР -не ЗА себя ,а ПРОТИВ других .

                        Голубушка,Вы опять?Ну попробуйте поработать над своим лексиконом,ведь русский язык очень и очень богат,а Вас как переклинило,право!Одно и тоже из года в год,из комментария в комментарий,нет я начинаю сомневаться,что Вы когда-то служили в театре.
                      3. +3
                        Сегодня, 17:34
                        Вся элоба на этом ресурсе идёт именно от Вас...

                        Оне даже не соизволили дочитать то, что я написала. Если бы прочла, может не скакала бы с такой прытью. Но есть подозрение, что она всё поняла с первых же строк моих.
                        Тогда вопрос. На чьей стороне она? На стороне советского народа, который в муках вынес на своих плечах ВОВ, восстановление после разрухи и последующие издевательства над собой и подлое предательство СССР этой самой коммунистической верхушкой, -- или она на стороне этой верхушки?
                        По-моему, последнее. Так выглядит.
                        Но тогда получается, что оголтело топит за нынешнюю власть как наследницу предателей -- Горбачева и Ельцина -- они же коммунисты! Из коммунистов коммунисты! Самые главные были они коммунисты! Коммунистичнее и быть невозможно! Далее продолжать коммунистический ряд не буду, ибо и так всё понятно.
                        Получается, вот за этих она и топит! За коммунистов! А не за советский народ. Который, как мне кажется, давно пора признать жертвой геноцида.
                      4. +2
                        Сегодня, 18:07
                        Вас огорчило, Людмила Яковлевна, что сообщение не дочитали?

                        Нельзя заставить пить лошадь.
                        Как и очень сложно объяснить что-то взрослому человеку.

                        Слушают те, кто хочет.
  13. +2
    Сегодня, 10:55
    Сын Григорий был отдан на учебу вначале в двухклассное училище в селе Могойтуй, затем экстерном сдал экзамены за шесть классов классической гимназии.

    Далее по тексту приводится характеристика, где сказано что
    с трудом закончил военное училище

    Как он мог сдать экзамены за 6 класс экстерном?
    Двухклассное образование это чтение (возможно по слогам), письмо, счет в пределах 100, простая арифметика. Простите, но я думаю что для сдачи экстерном за 6 классов гимназии этого маловато, особенно если учесть посредственные способности.
    1. +3
      Сегодня, 11:13
      Помните, известную картину «Устный счет»?

      При желании, и за два класса можно было многому научиться
    2. +1
      Сегодня, 11:53
      Да, кто такой Семенов по сравнению с Врангелем? Он толком и не знал, кто это такой. Ну, и писал, что попало.
    3. +4
      Сегодня, 12:11
      Двухклассное училище это скорее всего казачья школа. Поскольку семья была зажиточная, могли позволить нанять репетиторов.
      Что же касается
      Цитата: Не_боец
      с трудом закончил военное училище

      Есть и другие данные.
      В 1908 году поступил, а в 1911 году окончил Оренбургское казачье юнкерское училище, получив похвальный лист начальника училища
      http://www.fsb.ru/fsb/history/author/single.htm%21id%3D10318142%40fsbPublication.html
      Одной из причин поражения Белого движения (не самой важной, но все же) была вражда его вождей между собой. Те кто дожили до эмиграции продолжили воевать в мемуарах. Все воры, бандиты и посредственности, один он (автор воспоминаний) в белой черкеске стоит красивый))
      1. 0
        Сегодня, 20:34
        Атаман Дутов был наставником Семенова. Единственный, к кому Семенов хоть немного прислушивался. Дутов часто выступал посредником между ним и Колчаком, пытаясь примирить их ради общего дела.
        Действительно, именно внутренние распри и дележка власти стали одной из причин поражения белых.
  14. +2
    Сегодня, 11:53
    Уточнение: Семёнов учился в Оренбургском казачьем юнкерском училище. Их было 3 в России: Московское, Новочеркасское и Оренбургское.
  15. 0
    Сегодня, 12:07
    Тенденция, однако...

    При противоположных оценках истина в истории, обычно, где-то посередине...

    В СССР беляков обычно, за редкими исключениями, изображали злобными негодяями и садистами. Особенно повествуя о художествах их знаментых контрразведок.
    Красные - полные антиподы. Чекисты - "горячее сердце, холодная голова, чистые руки..." (Дзержинский).

    Прошли годы, грянула Перестройка. "Правду" развернули на 180 градусов.
    Теперь оказалось, что беляки - "их благородия", офигенные патриоты России и вообще очень хорошие люди. Беляцкая контразведка как-то ушла в тень, подразумевалось "горячее сердце, холодная голова, чистые руки...". Зато чекисты- сплошь злобные негодяи и садисты, много просто придурков из пролетариев.. Спать и есть не могут, пока кого-нибудь не поставят к стенке.

    Апофеоз - фильм 1992 "Чекист" - добрая половина фильма это расстрелы в подвале голых людей, которых днем ловят, а ночью поголовно стреляют. Чекисты работают на износ, некоторые даже свихнулись на этой почве, включая самого начальника губернского ЧК, который свихнулся сексуально...
    Сильные кадры - в подвале красивая голая, естественно, девушка робко просит оробевших чекистов - "Пожалуйста, не убивайте меня... Я так жить хочу...". Революционная законность - чекист пытался изнасиловать в подвале перед казнью голую женщину. Обоих вовремя схватили и тут же обоих и расстреляли, "Насиловать, даже приговоренных, не положено....". Такое вот кино интересное про чекистов...

    Еще был фильм того же периода , названия не помню, где перед расстрелом чекисты рисовали зеленкой (!!!) номера на лбах приговоренных. Короче "Ус...ться и не жить!...", где-то так...

    Смотрел на все это и вспоминал некогда не менее знаменитый фильм "Сотрудник ЧК" (1963) с благородным и смелым Шуриком-чекистом (Демьяненко) и Евстигнеевым (главный злодей и предатель-контра) в главных ролях. Были там и отдельные плохие чекисты-перегибщики (Ефремов-старший), но их вовремя разоблачили и вытурили из ЧК...

    Рекомендую к просмотру оба фильма об одном и том же - и кто из них прав? Может все таки выбираем золотую середину...

    Сейчас другие запросы - перестали снимать сериалы про "кровавую гебню", а СМЕРШ уже показывают, как очень нужную во время войны организацию для борьбы с немецкими шпионами и предателями, хотя и здесь "отдельные недостатки в пробирной палатке"...

    На фото - кино-чекисты в перестроечном и доперестроечном варианте....
  16. -7
    Сегодня, 12:15
    р не преодоленная тенденция к обелению и даже героизации предателей, палачей и садистов
    и кто оправдал тех , у кого по выражению ГК Жукова ,"кровь капает с пальцев"-Гененральных и пр комиссаров Госбезопасности СССР расстрелянных Ягоды, Ежова, Берии: Гоглидзе, Кабуловых Раппава, Авакумова, Меркулова Я. С. Агранов, П. Буланов, А. Я. Лурье, Е. Прокофьев, Ф. И. Эйхманс, Л. М. Заковский, организатор «дела „Весна“» И. М. Леплевский, начальник охраны Сталина К. В. Паукер, один из организаторов «кировского потока» Г. А. Молчанов, В. А. Балицкий, З. Б. Кацнельсон, С. Г. Фирин, Л. Б. Залин, С. М. Шпигельглас, начальник строительства канала Москва — Волга М. Берман. и пр палачей? Всё провалилось.

    Солженицын[/quote] это все неправда:
    1. Избиение палками, прикладами, шомполами, плёткой и т. п.

    2. Зимой постановка заключённых в так называемые «на камни» в одном белье в положении «смирно» на срок до 3-4 часов.

    3. Летом постановка заключённых так назыв. «на комары», то есть раздетого в положении «смирно».

    4. Заключение в так назыв. «кибитки», то есть карцера, представляющие собой холодны[е] небольшие дощатые пристройки, в которых заключённые в зимнее время в одном белье выдерживались по несколько часов. Есть случаи смерти от замерзания.

    5. Посадка на так назыв. «жёрдочки», то есть узкие скамьи, на которые заключённых усаживали на корточки и, абсолютно запрещая шевелиться и разговаривать, выдерживали в таком положении с раннего утра до позднего вечера.

    6. Убийства под видом побега.

    7. Изнасилование женщин и принуждение к сожительству заключённых женщин с надзором.

    8. Так назыв. «чайки», то есть заключённого зимой в одном белье выводили к устроенному шесту возле пристани, на котором сделана деревянная чайка, и заставляли считать: «чайка раз, чайка два» — до 2 тыс. раз, то есть фактически до состояния полного изнеможения.

    9. Заставляли заключённых переливать руками воду из проруби в прорубь
    ? Выдумка?.

    Итд и тп
    И это при том, что в 1999 году Забайкальский военный суд объявил
    Решение суда в Петербурге 2017:
    расстрел Колчака А.В. следует квалифицировать как внесудебную расправу,,его расстрел – это внесудебная расправа, совершенная с грубейшим нарушением процессуальных норм, действовавших в то время.
    . [quote] Расстрел Колчака А.В. произведен без решения суда, по резолюции, вынесенной неуполномоченным органом. без решения суда, . Фактически данные действия могут быть охарактеризованы как расправа.
    1. +2
      Сегодня, 13:36
      Ольгович, Вы неисправимы, и Ваш монархизм уже можно рассматривать, как психическое отклонение. Вы, кстати, не понимаете, что своими "постами" просто дискредитируете саму идею монархизма? Ваши наивные попытки оправдать Колчака смехотворны. Особенно уверенность, в том, что районный суд (Петербургский) может отметить решение суда Верховного (его Военной коллегии). Это просто дикая юридическая безграмотность.
      Что касается Солженицына, его личности и "трудов", прочитайте эту статью, например:
      https://topwar.ru/187201-a-i-solzhenicyn-kosnojazychnyj-grafoman-s-govorjaschej-familiej.html?ysclid=mi1ky6yysv459099589
      1. +1
        Сегодня, 13:49
        Кстати, в 2017 году тот самый Смольнинский районный суд признал Колчака военным преступником - ссылаясь на решение Забайкальского военного суда. Цитата:
        25 апр — РИА Новости. Санкт-Петербургский городской суд во вторник оставил в силе решение Смольнинского районного суда о признании незаконной установки памятной доски лидеру Белого движения адмиралу Александру Колчаку...
        Определением Военного суда Забайкальского военного округа от 26 января 1999 года Колчак признан не подлежащим реабилитации, а вынесенное Иркутским военно-революционным комитетом 6 февраля 1920 года постановление о его расстреле признано обоснованным. Военный суд пришел к выводу, что согласно имеющимся материалам, в 1918-1920 годах "по распоряжению и с ведома Колчака проводились военные действия против Советской России, массовые репрессии в отношении мирного населения, красноармейцев и сочувствующих им войск".

        А решение суда, на которое Вы ссылаетесь, это просто констатация фактов: 1. В отношении Колчака не были проведены стандартные юридические процедуры, 2. Смертная казнь на тот момент в Советской России была отменена.
        То есть, нарушение процедуры. Но
        никакого отношения к реабилитации Колчака признание этих фактов не имеет. Он по-прежнему официально не подлежащий реабилитации военный преступник.
      2. 0
        Сегодня, 20:15
        Цитата: ВлР
        Ольгович, Вы неисправимы, и Ваш монархизм уже можно рассматривать, как психическое отклонение.

        а такие заявления-что? belay lol
        Цитата: ВлР
        Ваши наивные попытки оправдать Колчака смехотворны.

        он НЕ нуждается ни в оправдании, ни в реабилитации-суда над ним не было-была расправа.

        Из решения суда 17 г-
        расстрел Колчака А.В. следует квалифицировать как внесудебную расправу, поэтому не может приниматься во внимание ссылка административных истцов на невозможность его реабилитации. Согласно ст. 4 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» не подлежат реабилитации лица, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые наказаниям по решению внесудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении военных преступлений, преступлений против мира, против человечности и против правосудия. Данная норма неприменима к делу Колчака А.В., поскольку его расстрел – это внесудебная расправа, совершенная с грубейшим нарушением процессуальных норм, действовавших в то время
        .
        и еще:

        14 февраля 2000 года Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности норм чч. 3, 4, 5 ст. 377 УПК РСФСР положения уголовно-процессуального закона, позволявшие суду надзорной инстанции рассматривать уголовное дело без ознакомления осужденного, оправданного, их защитников с надзорным протестом, без извещения осужденного, оправданного, их защитников о времени и месте судебного заседания и без обеспечения им права довести до суда свою позицию относительно доводов протеста, были признаны не соответствующими ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации.


        Что касается Солженицына
        то он первым описал ужасы тогоо, что ваши стыдливо и со страхом прятали и молчали
  17. +3
    Сегодня, 16:07
    Судя по комментариям гражданская война у нас ещё не окончена.
    1. -3
      Сегодня, 16:21
      Да тут не только Гражданская . Враги СССР и советского народа ,вследствие ,очень мягко выражаясь ,негативного менталитета ,доказали ,что они ненавидят всё и всех -историю нашей страны и народа ,советских коммунистов и их сторонников ,друг друга ,таких же ,как они ,врагов СССР ,захвативших остальные республики СССР ,врагов СССР в мире .
      И ,если до сих пор есть огромное число сторонников СССР ,Ленина, Сталина ,Брежнева ,то среди врагов СССР нет сторонников созданного ими Государства , двух своих "вождей " ,начиная с руководителя их контрреволюции Горбачева ,они уже предали ,а для третьего их "вождя " пришлось нанимать платных ботов ,чтобы хоть они в Интернете изображали его сторонников .
    2. +3
      Сегодня, 17:39
      Вас это удивляет?

      Здесь периодически возникает дискуссия - будет ли это актуально для следующего поколения.
    3. +2
      Сегодня, 19:26
      Судя по комментариям гражданская война у нас ещё не окончена

      А вы думали! Даже после двухсуточной укладки путей, после бутылки коньяка, ты вдруг обнаруживаешь, что твой товарищ, с которым ты перед этим сутки не ел и не спал, вдруг оказывается классовым врагом, который заявляет тебе, что не прочь бы навернуть тебя канделябром по голове!
  18. 0
    Сегодня, 17:44
    Гражданская война есть война. Скольких людей расстреляли большевики даже учету не поддается. Не надо сравнивать белых и красных, необходимо найти примирение.
  19. +1
    Сегодня, 18:06
    Валерий, спасибо за информацию тему.
    Боялся, что кто то их Самсоновых но тут серьёзнее.
    Камрады, если отбросить полностью ангвжированость,
    Семёнов и Унгерн колоритные личности.
    Оба знатоки востока. Знали: язык, культуру, а это говорит, что преподаватели, у них были любящие свой предмет
  20. +1
    Сегодня, 19:19
    К этому времени относится и первый эпизод зверства, когда в первой половине декабря расстрелянному большевику Аркусу вспороли живот, а затем сожгли его тело, облив керосином. Скоро такие экзекуции будут проделываться с живыми людьми. Через два дня после расправы с Аркусом в Читу был отправлен целый вагон с изуродованными телами сторонников новой власти.

    Статья во многом пропагандистская, с большим пафосом, как будто писали её сто лет назад, прямо на броневике.
    Комиссара Харбинского совета З.М. Аркуса Семенов расстрелял с несколькими пробольшевистски настроенными солдатами, а остальных большевиков посадил в вагон, который приказал запломбировать. Отправив их домой,он заявил, "что они должны быть горды въехать в Россию в запломбированном вагоне, подобно своему вождю Ленину". На ст. Шарасун все арестанты-большевики были освобождены и 21 декабря 1917 г. с пассажирским поездом прибыли в Читу, где провели пресс-конференцию.
    Да и к чему рассказывать про то, как автор не любит Колчака и спать из-за этого не может, если статья про Семенова?