Паровозы после 1829 года в Европе и США

5 589 147
Паровозы после 1829 года в Европе и США

Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко,
И потная взмокла от масла рубашка,
И паром он пышет,
И жаром он дышит...
Идёт кочегар и как будто не слышит,
Не слышит, не слышит,
Как тяжко он дышит!
И уголь бросает в огромное брюхо,
И уголь тяжёлый
Там бухает глухо,
И в брюхе горячем
Пылает так ярко!
Уфф, жарко,
Пуфф, жарко,
Ухх, жарко, пухх, жарко!


Юлиан Тувим. Переводс польского Эммы Мошковской




История техники. Мы продолжаем нашу «паровозную историю», и сегодня наш рассказ будет посвящен эпохе после 1829 года, то есть после того, как «ракета» Стефенсона взяла первый приз на гонках паровозов Великобритании. А как дела с паровозами обстояли в США? А вот как: до появления британских импортных локомотивов в Соединённых Штатах были построены и протестированы несколько прототипов собственных паровозов, в том числе миниатюрный прототип Джона Фитча. Ярким примером полноразмерного паровоза был «паровой вагон» полковника Джона Стивена, который был продемонстрирован на кольцевом маршруте в Хобокене, штат Нью-Джерси, в том же 1825 году.


Забавный паровоз-памятник, стоящий перед железнодорожным вокзалом города Минеральные Воды. Фотография автора

Многие из первых локомотивов, использовавшихся в коммерческих целях на американских железных дорогах, были импортированы из Великобритании, в том числе сначала «Стаурбриджский лев», а затем «Джон Буль». Однако вскоре в стране появилось собственное производство локомотивов. В 1830 году железная дорога Балтимора и Огайо получила паровоз «Мальчик с пальчик», спроектированный Питером Купером, и он стал первым коммерческим локомотивом американского производства, который курсировал по территории Америки. Он был задуман как демонстрация потенциала паровой тяги, а не как локомотив, приносящий доход, но, тем не менее, поехал и начал эксплуатироваться. «ДеВитт Клинтон», построенный в 1831 году для железной дороги Мохок и Гудзон, был одним из первых достаточно крупных локомотивов.

По состоянию на 2021 год оригинал «Джона Буля» был выставлен в Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия. Копия хранится в Железнодорожном музее Пенсильвании. Ну а первое железнодорожное сообщение за пределами Соединенного Королевства и Северной Америки было открыто в 1829 году во Франции, где была построена железная дорога между Сент-Этьеном и Лионом. Первоначально движение по ней происходило за счет конной тяги, но в начале 1831 года было переведено на паровую с использованием локомотивов «Сеген». Первый паровоз, находящийся в эксплуатации в Европе за пределами Франции, получил название «Слон». 5 мая 1835 года он в первый раз повел поезд в Бельгии, по линии, соединившей Мехелен и Брюссель.


Германский локомотив «Эрнест Август» производства компании «Егерсдорф» (1846)

В Германии первым рабочим паровозом стал паровоз, спроектированный британским пионером в области локомотивостроения Джоном Бленкинсопом. Построенный в июне 1816 года Иоганном Фридрихом Кригаром на Королевском берлинском чугунолитейном заводе (Königliche Eisengießerei zu Berlin), локомотив ездил по круговому рельсовому пути на территории завода.

Это был первый локомотив, построенный на материковой части Европы, и он же первым повёл пассажирский поезд на паровой тяге. За определённую плату любопытные зрители могли прокатиться в прицепленных к нему вагонах. Он изображён на новогодней эмблеме Королевского литейного завода, датированной 1816 годом. В 1817 году был построен ещё один такой локомотив. Они должны были использоваться на шахтных железных дорогах в Кёнигсхютте и в Луизентале на Сааре, но ни один из них не удалось вернуть в рабочее состояние после демонтажа, перевозки и повторной сборки.

7 декабря 1835 года паровоз «Адлер» впервые проехал по железной дороге между Нюрнбергом и Фюртом. Это был 118-й паровоз, выпущенный локомотивным заводом Роберта Стефенсона, причем он был запатентован и находился под патентной защитой.


Первый локомотив в России, 1834 год

В России первый паровоз был построен в 1834 году братьями Черепановыми, однако из-за нехватки угля в регионе его заменили конной тягой после того, как были вырублены все близлежащие леса. Первая Царскосельская паровая железная дорога была открыта в 1837 году с использованием локомотивов, приобретённых у Роберта Стефенсона. В 1837 году в Австрии была запущена первая паровая железная дорога между Веной-Флоридсдорфом и Дойч-Ваграмом. В Австрии также работает старейший в мире паровоз, который никогда не останавливался: GKB 671. Будучи построен в 1860 году, он до сих пор используется для проведения специальных экскурсий.


Паровоз «Саксония» (1838)


Еще один паровоз с названием «Новелти» (1840)

В 1838 году третий паровоз, построенный в Германии, назывался «Саксония» и был построен компанией «Maschinenbaufirma Übigau» под руководством профессора Иоганна Шуберта. Первым локомотивом, спроектированным в Германии, стал «Беут», построенный Августом Борсигом в 1841 году. А первым локомотивом, выпущенным компанией Henschel-Werke в Касселе, стал «Дракон», изготовленный в 1848 году. Первыми паровозами, работавшими в Италии, были «Байард» и «Везувий», курсировавшие по линии Наполи-Портичи в Королевстве Обеих Сицилий. Первой железнодорожной веткой на территории Швейцарии стала линия Страсбург — Базель, открытая в 1844 году. Три года спустя, в 1847 году, была открыта первая полностью швейцарская железнодорожная ветка от Цюриха до Бадена.


Паровоз Стефенсона 1846 г.


Паровоз компании «Кромптон» «Ливерпуль», 1848 г.

Надо отметить, что внешний облик паровозов этого времени определяли большие ведущие колеса. Хотя ранее диаметр колес редко превышал 1,5 м, компания «Кромптон» выбрала для своих локомотивов диаметр колес около 2,1–2,4 м. Этот значительно больший диаметр колес увеличивал скорость локомотивов. Во время испытательных пробегов по линиям английской железной дороги «Гранд-Джанкшен-Рейлвей», пройденных в общей сложности 3680 км, один из ее паровозов развивал скорость до 120 км/ч без груза и 100 км/ч с меньшей нагрузкой. Чего в то время не мог достичь ни один другой локомотив того времени.

Однако у локомотивов «Кромптон» был один существенный недостаток: из-за особенностей расположения осей они имели низкую нагрузку на ведущую ось. Они могли тянуть только легкие поезда. Тем не менее, их мощности было достаточно для обеспечения пассажирских перевозок в течение длительного времени. Как типичные локомотивы для экспресс-поездов, они нашли широкое применение в ряде стран, включая Германию. В Пруссии они использовались до середины 1880-х годов XIX в.


Американский паровоз компании «Балдвин», 1834 г.

В США начало независимого американского локомотивостроения было ознаменовано основанием компании «Балдвин» в Филадельфии, которая вскоре стала одной из самых эффективных в мире и начала экспортировать свою продукцию в больших масштабах не только в Канаду, Центральную и Южную Америку, но и в Европу. Американские локомотивы обладали рядом отличительных особенностей, которые, несомненно, определялись потребностями национальной экономики, а также географическими условиями. Это, прежде всего, специфического вида коническая труба. Нужна она была не столько ради усиления тяги, сколько для того, чтобы из трубы не могла вылететь наружу ни одна искра. Ведь поезда ходили через прерии, полные сухой травы, и малейшая искра могла привести к пожару. А еще железные дороги шли через… поля пшеницы. И там последствия «искрометания» из паровозных труб были бы гораздо серьезнее.


Американский паровоз 1859 г.


Локомотив Чикагско-Западной железной дороги (1867 г.)


Ну какой фильм про Дикий Запад может обойтись без такого паровоза? «След сокола» — на поезд с таким вот паровозом нападают индейцы. «Верная Рука — друг индейцев» — на поезд нападают бандиты, и это лишь два наиболее характерных, типичных, можно сказать, примера. А так их намного больше. Ну и, конечно, как не вспомнить третью серию фильма «Назад в будущее», где именно паровоз марки «Прери» разгоняет «Делориен» Дока Брауна для перехода через пространство-время… Понятно, что взрывался в этом кинофильме не сам паровоз, а всего лишь его макет!

В качестве топлива, не дающего искр, тогда использовался кокс, но он был дорог, так как требовался металлургической промышленности. Но там, где залежи угля находились рядом с железными дорогами, старались использовать именно кокс. Так, в связи со строительством Саксонско-Баварской железной дороги Лейпциг – Хоф, с 1842 года для коксования использовался каменный уголь из Цвиккау (в 1845 году коксовый завод Лейпцигско-Дрезденской железной дороги в Ризе прекратил работу). Однако, несмотря на достигнутое этим значительное снижение затрат на топливо, продолжались поиски способов использования угля для отопления локомотивов в его первоначальном виде.

Примерно с 1855 года изменения в конструкции локомотивов позволили сжигать как каменный уголь, так и хороший лигнит без коксования. В других частях Германии, в зависимости от местных условий, для отопления локомотивов также использовались древесина и торф. В последующий период времени многие железные дороги использовали кокс, в основном для маневровых работ на станциях, чтобы снизить риск возгорания и неудобства для пассажиров, вызванные разлетающимися искрами и дымом.


Германский паровоз «Эмонт», с дымовой трубой американского типа

Уже в 1831 году произошло разделение поездов и, соответственно, локомотивов на товарные и пассажирские. В следующие несколько лет общие черты конструкции паровоза оформились окончательно: появилась будка для машиниста, осветительные приборы, световые сигналы, котёл стал значительно длиннее, усовершенствовалось парораспределение. В 1832 году в США применили поворотную тележку, цилиндры приняли горизонтальное положение в 1834 году (паровозы Тревитика, Бленкинсопа, Хедли, «Блюхер» и «Локомоушен» имели цилиндры, расположенные вертикально в котле, «Ракета» — вне котла, но наклонные). В 1835 году на паровозах появился свисток, а еще их стали оборудовать песочницами и ленточными тормозами с паровым приводом.


Паровоз «Бадемия» с большими ведущими колесами и будкой для машиниста

Паровозы-рекордсмены с движущими колёсами диаметром 2,5 м и более в это время развили скорости: в 1839 году «Ураган» — 165 километров в час, в 1847 году «Корнуол» — 187 километров в час. То есть по скоростным характеристикам машины того времени практически не уступали современным, хотя составы под 60 тяжелых грузовых вагонов или цистерн они еще водить не могли.

Продолжение следует…
147 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    15 ноября 2025 04:18
    Почему на паровозах не применялась паровая турбина? Ведь паровая машина это жутко неэффективна и сложна в эксплуатации. В конце 19 века паровые турбины "пришли" на флот и надолго там осели вплоть до появления ГТУ, а вот на железной дороге почему-то паровых турбин не было.
    1. +5
      15 ноября 2025 06:29
      Цитата: Дырокол
      а вот на железной дороге почему-то паровых турбин не было.

      Дорого и сложно!
      1. +2
        15 ноября 2025 07:03
        Цитата: kalibr
        Дорого и сложно!

        На счёт дорого не скажу, но ничего сложного в паровой турбине нет. Она кстати проще в эксплуатации чем паровая машина.
        1. +3
          15 ноября 2025 07:48
          Цитата: Дырокол
          Она кстати проще в эксплуатации чем паровая машина.

          Не знаю. Но знаю про инерцию сознания.
        2. +7
          15 ноября 2025 08:56
          Цитата: Дырокол
          но ничего сложного в паровой турбине нет. Она кстати проще в эксплуатации чем паровая машина
          Лопатки - это первостепенная головная боль у тогдашних инженеров. Они изготовлялись из цветных металлов, которые при высоких температурах изменяли свои линейные размеры, что серьезно влияло на производительность турбины. Да и окружная скорость колес паровоза гораздо ниже такой же окружной скорости турбины, что непременно потребует преобразования разности этих вращений. А это и сложно и дорого. Ну и ещё по мелочи - необходимо какое-то подобие коробки передач, ибо обратного вращения, как известно, турбина не имеет. А для решения этих задач, тогдашний уровень технического развития попросту не позволял такое делать...
          1. +2
            15 ноября 2025 11:05
            Цитата: Luminman
            Лопатки - это первостепенная головная боль у тогдашних инженеров.

            Вы путаете с ГТУ, где температуры на лопатках высокие за 1000 градусов, перегретый пар это всего 400 градусов.
            Цитата: Luminman
            потребует преобразования разности этих вращений

            Наличие редуктора конечно желательно для реверса.
            Цитата: Luminman
            для решения этих задач, тогдашний уровень технического развития попросту не позволял такое делать

            Вы плохо думаете о инженерах начала 20 века.
            1. +3
              15 ноября 2025 14:25
              Цитата: Дырокол
              перегретый пар это всего 400 градусов.
              Вот что пар с лопатками делает. Страдают кстати больше лопатки низкого давления в местах фазового перехода.

              Я не видел маленьких паровых турбин. На маленьких кораблях дизели стоят.
              У нас на одной ТЭЦ стоит корабельная турбина, она существенно больше паровоза, а котел, который дает ей пар, 18 метров в высоту.
        3. +3
          15 ноября 2025 13:46
          Про эксплуатацию-вопрос сложный.Надо брать откуда то воду для,конденсатора,охлаждать ее для замкнутого цикла итд.Там много вспомогательного оборудования по сравнению с цилиндрами
    2. wku
      +7
      15 ноября 2025 08:08
      очень сложно реализовать крутящий момент, необходимо раскрутить турбину до оборотов максимального крутящего момента и только тогда подключать трансмиссию, это очень сложно, дорого и не надёжно, ещё возможно последовательная схема, генератор, электродвигатель, на флоте для раскрутки винта не требуется такой огромный крутящий момент, как паровозу с составом, надеюсь понятно объяснил.
      1. +2
        15 ноября 2025 08:22
        Цитата: wku
        надеюсь понятно объяснил

        Вполне, но почитав только что про турбо паровозы (которые как оказалось были) это наоборот указывалось как преимущество, начало движения без пробуксовки. Из минусов указали сложность реверса, но это таки себе оправдание.
    3. +2
      15 ноября 2025 09:26
      Турбовозы вначале 20-го века проектировались и строились.
      1. +2
        15 ноября 2025 11:09
        Цитата: irontom
        Турбовозы вначале 20-го века проектировались и строились.

        Да, я нашёл. При этом эксплуатировались, но почему то очень мало. Хотя плюсов было много. Возможно прогресс в дизелях помешал.
    4. +4
      15 ноября 2025 12:31
      Турбины применяли на паровозах в генераторах. Фарами светить и тп. Эксперименты были. Но! Паровая машина, как элекродвигатель, имеет рабочий момент вращения со стопа. И им не нужны редукторы. А турбина крутится быстро. Надо понимажать обороты.
    5. +5
      15 ноября 2025 13:09
      Цитата: Дырокол
      Почему на паровозах не применялась паровая турбина?
      1. Данное изделие имеет простое устройство и очень, очень сложную реализацию. При малейших недостатках конструкции она развалится еще до выхода на рабочий режим, убив всех вокруг разлетающимися обломками.
      2. Допустим, сделали турбину - молодцы. Дальше что? Надо как-то передать вращение (прорву энергии) с турбины на колеса. Это очень сложно. В военном флоте это произошло уже после первой мировой: появились турбозубчатые агрегаты, которые позволили перейти от уязвимых линейных крейсеров к скоростным линкорам. На земле, не у военных с этим (с передачей, не с турбиной) были проблемы до 50-х. Когда проблемы были решены, то тепловозы стали довольно быстро вытеснять паровозы. Просто вспомните, когда появился ДВС на машинах и когда он пришел на железные дороги. У паровой машины, при всех ее недостатках, была очень приятная особенность: она хорошо тянула даже на малых оборотах.
    6. +1
      15 ноября 2025 17:58
      Турбина становится выгоднее поршневой машины после 10000 л.с. Кривая крутящего момента у поршневой машины практически идеальна для подобных применений - максимальный момент у заторможенной машины. Это позволяет сдвинуть с места тяжелый состав. При этом нет нужды в сложней трансмиссии, в коробке передач и проч. Поршневая машина имеет весьма высокий механический кпд, турбина с аналогичными значениями будет иметь весьма и весьма немаленькие размеры. И, главное, паровоз в том виде, который мы знаем, достаточно простая штука. Как конструктивно, так и в эксплуатации. Это очень важное обстоятельство. Поэтому, в частности, на паровозах не прижились машины двойного расширения и прочие ухищрения. Перевести простую одноцилиндровую машину двойного действия с золотниковым парораспределением на перегретый пар оказалось экономически выгоднее, чем усложнять конструкцию локомотива в целом.
      1. 0
        15 ноября 2025 21:50
        Цитата: Звездочет
        Поэтому, в частности, на паровозах не прижились машины двойного расширения и прочие ухищрения.

        В таблицах обратите внимание на серии паровозов у которых есть наличие цилиндров низкого давления (сначала пар попадает в цилиндры высокого давления , а потом цилиндры низкого - то есть, двойное расширение)
        На последнем фото Паровозы 0-3-0 + 0-3-0 Θ
        1. 0
          16 ноября 2025 02:03
          Я не отрицаю, что такие были. Просто, это не массовые серии.
          1. 0
            16 ноября 2025 08:39
            Цитата: Звездочет
            Я не отрицаю, что такие были. Просто, это не массовые серии.

            ??? Большинство выпускаемых грузовых паровозов имели двойное расширение.
            По пассажирским не скажу, подробных таблиц по ним мне не попадалось.
            1. 0
              17 ноября 2025 08:33
              У меня другие сведения.
              1. 0
                17 ноября 2025 14:32
                Цитата: Звездочет
                У меня другие сведения.

                И какие же у Вас сведения по паровозам серий:

                0-4-0 "Од", "Ов", "Ы", "Ыч", "Ыу",
                1-4-0 "Ц", "Ш", "Щ", "Щч", "З", "Х"
                0-5-0 "Э", "Эу", "Эм", "Эр", "Ђ"
                0-3-0 + 0-3-0 "0", "0ч", "0чб"
    7. 0
      16 ноября 2025 15:07
      Турбина развивала большую мощность только при высоких оборотах. Требовались редуктора. Для вращения гребного винта судна это было нормально. Паровозу же была нужна хорошая тяга сразу и без применения редукторов.
  2. +9
    15 ноября 2025 06:08
    Цитата: Дырокол
    Почему на паровозах не применялась паровая турбина?
    Турбинные силовые установки, имеющие малые габариты, дают незначительный термодинамический КПД, а увеличить эти габариты не позволяет сама архитектура паровоза, чего нельзя сказать про корабли, где места достаточно для любых размеров силовой установки. А при устранении утечек пара и оптимизации механизмов привода, поршень тоже может выдать вполне себе приемлемый КПД...

    А вот про использовании кокса в качестве топлива, слышу первый раз. Топить коксом, все равно, что топить ассигнациями - дорого...
    1. +3
      15 ноября 2025 07:02
      Цитата: Luminman
      Турбинные силовые установки, имеющие малые габариты, дают незначительный термодинамический КПД, а увеличить эти габариты не позволяет сама архитектура паровоза

      Не соглашусь. Ниже фото паровая турбина мощностью 400 кВт, 1916 год. В это время это мощность паровой машины паровозов типа О. Турбина откровенно маленькая, то что справа это котёл. Турбина имеет больший КПД чем паровая машина, потому они и заменили их на флоте.
      1. +3
        15 ноября 2025 08:17
        Цитата: Дырокол
        Ниже фото паровая турбина мощностью 400 кВт, 1916
        1. +3
          15 ноября 2025 08:50
          Цитата: Дырокол
          Ниже фото паровая турбина мощностью 400 кВт, 1916
          Такая турбина на любом локомотиве будет смотреться фантастично... wink
          1. 0
            15 ноября 2025 11:01
            Цитата: Luminman
            Такая турбина на любом локомотиве будет смотреться фантастично

            Турбина слева, справа это паровой котёл. Это корабельная установка и поэтому котел такой формы.
            1. +6
              15 ноября 2025 13:01
              Сомневаюсь я!
              То что слева это электрогенератор, то что справа - это и есть паровая турбина. Видите вниз пошли фланцы большого диаметра? Это выхлоп пара из первой и второй ступени турбины на конденсатор. Котла на фото нет!
        2. wku
          +4
          15 ноября 2025 09:43
          дополнительное оборудование, конденсатор, и прочее занимают место куда большее чем сам агрегат у вас на фото, это как айсберг, точнее его видимая часть.
          1. +1
            15 ноября 2025 11:11
            Цитата: wku
            дополнительное оборудование, конденсатор, и прочее занимают место куда большее чем сам агрегат

            Да ладно вам. Это не больше чем возить с собой огромный бак с водой и пополнять его на каждом полустанке.
            1. wku
              +5
              15 ноября 2025 11:36
              не хочу больше умничать но мог бы вам не одну страницу текста написать, почему для паровоза образца IX - XX века паровая турбина не вариант, в современном варианте ПГУ (когда выхлопные газы, газовой турбины, через котёл утилизатор вращают паровую турбину, которая может быть на одном валу с газовой) возможно, но вопрос зачем, очень дорогая конструкция получится, про огромный бак с водой отдельная история, для паровой турбины с высоким КПД требуется острый пар высокой температуры и давления, а для него в свою очередь специально подготовленная вода, и котёл,который отличаемся по конструкции от паровозного, в общем не буду вам забивать мозги фрагментарной информацией, если будет интересно всё найдёте, информация вся доступна в сети.
          2. 0
            15 ноября 2025 18:05
            Если делать паровоз с полной конденсацией, то конденсатор с требуемой поверхностью (при разумной конструкции) будет больше, чем внешняя поверхность самого паровоза.
        3. +1
          15 ноября 2025 20:55
          На фото турбогенератор, слева генератор 400 квт справа турбина (как бы не Лаваля).
          https://museum.power-m.ru/plants/lmz/history/ehra-promyshlennogo-buma/
          подпись под фото
          "Турбинная мастерская Металлического завода. На переднем плане — сборка турбины мощностью 400 кВт, выполненной Металлическим заводом для Усть-Ижорской верфи. 1916 год"

          Турбовозы (паровозы с турбинами) см. "Техническая энциклопедия / глав. ред. Л. К. Мартенс. Т. 24 " стр. 316..328
          https://rusneb.ru/catalog/000219_000011_RU_%D0%93%D0%9F%D0%9D%D0%A2%D0%91_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_IBIS_0000650635/
      2. +4
        15 ноября 2025 08:48
        Цитата: Дырокол
        Турбина имеет больший КПД чем паровая машина, потому они и заменили их на флоте
        Да, согласен, что КПД у силовых установок турбинного типа значительно выше, чем у поршневых, но по мере уменьшения диаметров турбины, изменяется и соотношение скорости истечения пара, что приводит к уменьшению окружных скоростей движения лопаток турбины. И, как следствие, исключает достижения турбинами малого размера высоких значений КПД, характерных для больших турбин. А на флоте потому и используют турбины, что на корабле, в отличие от паровоза, места хоть отбавляй. Я не большой специалист в паровозостроении, но это утверждение верно абсолютно для любых турбин - авиационных, корабельных или электрических...
        1. +2
          15 ноября 2025 10:59
          Цитата: Luminman
          утверждение верно абсолютно для любых турбин - авиационных, корабельных или электрических...

          Интернет говорит, что паротурбовозы были плохи как маневровые, но на больших расстояниях были лучше, при этом не портили пути как паровые машины. Более того у них не было практически потерь воды.
          Я честно говоря так и не понял, почему ПТУ не прижились. Плюсов было много.
          1. +3
            15 ноября 2025 13:33
            Цитата: Дырокол
            Интернет говорит, что паротурбовозы были плохи как маневровые, но на больших расстояниях были лучше, ...
            Я честно говоря так и не понял, почему ПТУ не прижились. Плюсов было много

            Турбина хороша в одном, постоянном режиме. При смене режимов КПД и мощность резко падают. Это кстати и к газовым турбинам относится, потому у Ан-2 с турбовинтовым двигателем резко выросли требования к посадочной полосе. Менее динамична, долго разгоняется до максимальной мощности. К тому же паровозу, в отличии от самолета, требуется редуктор с большим передаточным числом, тоже дорогой и тяжелый.

            Ну и для середины 19-го века требования к точности деталей турбины были чрезмерными. Подшипники, лопатки, сам вал - везде микронные допуски. Молотком и кувалдой сделать проблематично.
      3. +3
        15 ноября 2025 09:34
        Увы это факт, про размеры, и проивысокий КПД у турбины при высоких оборотах, отсюда требовался редуктор, а это усложнение конструкции. Один из способов турбо электровозы, но, дизель оказался лучше, эффективнее.
        История турбинных паравозов есть в разных источниках, там же написаны как плюсы и минусы данных машин.
        Может бы и довели бы турбовозы до массового применения, да дизель оказался лучше.
      4. +1
        15 ноября 2025 12:32
        Турбины заменили ПМ на военном флоте. А торгаши ходили на ПМ долго.
    2. +3
      15 ноября 2025 13:29
      Топили углем. Однако в ряде англоязычных изданий было употребление "кокс" в смысле высококалорийного угля с малой зольностью из которого можно изготовить кокс. "Калька" в переводе и пошла у нас литературе. Эта история началась с описания тестов-испытаний Стифенсоновского паровоза.
  3. +15
    15 ноября 2025 06:39
    Спасибо за статью!

    Летит паровоз, клубится дым.
    Под ним снег, небо над ним.
    По сторонам — лишь сосны в ряд,
    Одна за другой в снегу стоят.
    1. +17
      15 ноября 2025 08:06
      Не знаю по чему, но я лично вижу в паровозах «душу». Современные тепловозы и электропоезда подобных чувств не вызывают.
      Макет паровоза Черепановых и его потомки (Екатеринбург).
      1. +8
        15 ноября 2025 08:23
        Цитата: Коте пане Коханка
        но я лично вижу в паровозах «душу»

        Дык вам прямая дорога в стимпанк.
        1. +4
          15 ноября 2025 09:10
          Цитата: Дырокол
          Цитата: Коте пане Коханка
          но я лично вижу в паровозах «душу»

          Дык вам прямая дорога в стимпанк.

          Утро доброе Евгений!
          Стимпанк вещь интересная, раньше читал. Правда многое зависит от Автора.
          Сейчас времени читать нет, от слова совсем.
          1. +4
            15 ноября 2025 11:06
            Цитата: Коте пане Коханка
            Стимпанк вещь интересная

            По моему лучшее это картинки...
      2. +8
        15 ноября 2025 08:42
        Цитата: Коте пане Коханка
        Не знаю по чему, но я лично вижу в паровозах «душу»

        я лично совершенно с вами согласен... кстати, они ведь "дышат" !.. а если серьезнее, когда эта махина (настоящий "линейный" паровоз) трогается с места совсем рядом перед глазами, - завораживающее зрелище

        п.с. кроме того, это еще и памятники технической мысли, очень красивы в своем величии и "навороченности"...
        про фломастеры знаю, не напоминать :)
        1. +8
          15 ноября 2025 08:58
          Цитата: Rodez
          они ведь "дышат"

          В детстве у меня был очень плохой аппетит и бабушка водила меня на станцию Пенза-1, где прямо на перроне был ресторан. Там мне брали в железных мисках борщ (дома я его не ел!) и шницель с картофельным пюре и подливкой. Я сидел ел за обе щеки и смотрел на пролетающие мимо паровозу, обдававшие перрон белым паром. Почему-то аппетит у меня от этого только повышался. Потом мы шли к киоску с игрушками и я на них любовался. Выпросил себе там большого набитого опилками зайцы и лису в сарафане. Самые были мои любимые игрушки...
          1. +7
            15 ноября 2025 09:23
            Цитата: kalibr
            смотрел на пролетающие мимо паровозу, обдававшие перрон белым паром

            я в детстве к деду через станцию и все пути поперек пешком ходил, троллейбус был до вокзала, а вот на "завокзал" ходил 1 автобус пару раз в день, т.е. "никогда"... иногда совсем рядом останавливался "поглазеть", как тот же паровоз брал воду (была система кранов для этого), иногда обдавая меня этим самым паром, прямо как "ежик в тумане" какой-то :)

            Цитата: kalibr
            на перроне был ресторан. Там мне брали в железных мисках борщ (дома я его не ел!)

            совсем без аппетита не был, но "ситуация" знакома, - "в столовой", все равно какой, все вкуснее казалось и елось охотнее :)
            но уже давно, все с точностью наоборот, предпочитаю только "домашнее", а "на поесть" столовая или ресторан только от безысходности в командировках, "особые" случаи типа особой кухни или сбора друзей не считаются :)

            Цитата: kalibr
            шли к киоску с игрушками и я на них любовался. Выпросил себе там большого набитого опилками зайцы

            в сочи в конце 60-х был игрушечный магазин с живыми сценами, фонтан пульсирует, карусель крутится, качели с куклой качаются... мало где тогда можно было такое увидеть... часами мог стоять, вот только родителей такое устраивало мало, но пару минут давали "поглазеть"... а любимой игрушкой был тюлень (набитый опилками) с вращающимся мячом на носу... мяч вскоре отвалился, но тюлень остался любимым несмотря на... :)
            1. +8
              15 ноября 2025 14:20
              Выпросил себе там большого набитого опилками зайцы и лису в сарафане. Самые были мои любимые игрушки...

              Простите, не смог удержаться. Расскажу полумистическую историю о своей любимой детской игрушке, ставшец нашим семейным талисманом. Лет в шесть на день рождения родители подарили мне гедеэровский гусеничный трактор с двумя одельными эдектромоторчиками на каждую гусеницу- у каждого в кабине был свой рычажок , благодаря чему он мог ездить вперед, назад и разворачиваться. (фото конца 60-х - 1 и 3 ) Но самым прелестным в нем была резиновая фигурка тракториста с которой можно было играться отдельно и даже мыться в ванной. Я прозвал его Васькой, и он стал моим любимцем- нго можно было сажать куда угодно - в машинки, лодки, на игрушечных коней, стрелять в него пульками и т.д. Когда в 11 лет мне пришлось переехать от родителей к бабушкам под Пятигорск, я отдал трактор с Васькой своей однокласснице - девочке из нашего гарнизона. Васька и у нее стал любимой детской игрушкой, а в студентческие годы и счастливым талисманом на экзаменах. В 86 -ом мы с ней поженились. И Васька с нами отправился в Туркмению . Там он стал первой игрушкой нашего родившегося на забытой богом
              САПОвской погранзаставе сына. Через десять лнь него перешел к дочери. Затем к дочке сына, которая в полтора года, играя с ним, умудрилась откусить ему голову. Расстроились все ужасно , но восстановили - голову приклеили, супруга с дочерью подкрасили выцветшеего за два десятилетия "пострадавшего" акриловыми красками. Теперь наш ветеран Васька мирно сидит на книжной полке (фото 2)
              1. +4
                15 ноября 2025 17:28
                Цитата: Ричард
                родители подарили мне гедеэровский гусеничный трактор

                мне кажется, что я помню ваш трактор... у него еще цилиндры должны были ходить при движении... если так, то заглядывался на него в игрушечном отделе универмага, особенно, когда очередной покупатель просил показать в действии, прежде, чем "решиться"... даже осмеливался намекать всем окружающим, независимо от степени родства, но так и не случилось (дороговато было, в то давнее время отца уже небыло "под рукой", а у матери "еще" оклад 70р был)
                может потому, кстати, и жизнь пошла по другой ветке развилки, без талисмана :)
                1. +4
                  15 ноября 2025 17:35
                  Цитата: Rodez
                  цилиндры должны были ходить

                  тьфу, поршни в прозрачных цилиндрах
                2. +4
                  15 ноября 2025 17:46
                  у него еще цилиндры должны были ходить при движении.

                  К сожалению, уважаемый Сергей этого не помню . Уже полвека прошло . А вот сам отсек цилиндров, вспоминаектся, вроде как светился. Да еще в наборе с трактором были прицеп -тележка и бульдозерный совок. Тяга у трактора была чумовая - он с легкостью таскал на прицепе тяжеленную пятизарядную игрушечную металлическую пушку, стреляющую пластмассовыми патрончиками.
                  Пушка, конечно не сохранилась ее фото из инета
                  1. +4
                    15 ноября 2025 17:59
                    Цитата: Ричард
                    сам отсек цилиндров, вспоминаектся, вроде как светился

                    он самый ! про свечение не упомянул, думал, память подводить начала...
                    хорошая пушка ! чуть позже в продаже и танк появился, который подобными снарядами стрелял, тоже, ессно, мимо... а вот ракетной установкой на колесном шасси удалось "завладеть", в бою с "оловяными" солдатиками и укреплениями из домино очень даже справлялась :)

                    полвека - зело уважаемый срок, всего хорошего вам, вашей семье и вашему талисману !
                    1. +4
                      15 ноября 2025 18:22
                      чуть позже в продаже и танк появился, который подобными снарядами стрелял

                      У одноклассника в станичной школе такой был. С длинным проводным ПУ. Стоил, если не ошибаюсь 10 руб.50 копеек- огромные для колхозных детей деньги. На такой на школьном питании не сэкономишь. А еще у него была замечательная игра "За рулем." Парень был из обеспеченной семьи.
                      всего хорошего вам, вашей семье и вашему талисману !

                      Спасибо, Сергей! Аналогично желаю этого и Вам и всем Вашим близким! drinks
                      1. +4
                        15 ноября 2025 18:33
                        Цитата: Ричард
                        У одноклассника в станичной школе такой был. С длинным проводным ПУ

                        как раз его и имел в виду, "помню как сейчас"@, т.к. еще чуть позже был еще один танк с безпроводным радио-пу, но сам танк был "уже не тот" и мало интересен... цену лично уже не помню (как и на трактор), но то, что доступ был довольно ограничен (не только для "колхозных", моя мать была врачом), это точно
              2. +4
                15 ноября 2025 20:54
                Цитата: Ричард
                отдал трактор с Васькой своей однокласснице

                Роман с большой буквы!
                1. +3
                  15 ноября 2025 22:20
                  Роман с большой буквы!

                  Да, Вячеслав, даже самому чудно. Родились мы с супругой в один год, в соседних гарнизонных трехэтажках. С детства жили в одном дворе, оба были приписаны к одному и тому же детскому саду и одной и той- же школе. Учились в одном классе, до пятого класса сидели за одной партой, дружили. После 74-ого наши пути надолго разошлись- родители отправили меня в станицу к прабабушке - ей одной без помощи было тяжело и работать и следить за домом с двумя незрячими, родители отца были слепыми - дед инвалид ВОВ, бабуся - с 4-х лет после страшной эпидемии кори в 1925 году. Возвращаюсь к сути - мы с Татьяной сначала первое время часто переписывались, затем стали просто слать на праздники друг-другу открытки, а в дальнейшем и это общение заглохло. Встретились мы случайно только через тринадцать лет. Я после окончания ВПВПУ заехал из Голицино в Иваново навестить родителей, и в гарнизонном военторге и нос к носу столкнулся с ней. Разговорились. Она последние годы в Иваново тоже бывала редко - училась в Шуйском пед.институте. Перед дипломом тоже заехала навестить родителей. Ну и закрутилось.. . В следующем году уже будет сорок лет как мы вместе. Сын. дочь, двое внуков. Странные и непостижимые уму вещи порой выкидывает с людьми судьба. Тут действительно хоть роман пиши.
                  1. +3
                    15 ноября 2025 22:38
                    Хотя если отбросить всю мистику, вполне обычная для того советского периода ситуация - подавляющее большинство моих сверстников -курсантов ВУ, получив лейтенантские погоны, уезжали к месту дальнейшей службы с молодыми женами.
              3. +2
                16 ноября 2025 14:58
                Семейный хранитель.
                ;)
      3. +10
        15 ноября 2025 09:12
        подобных чувств не вызывают.

        Ну не знаю,Влад,но ТэЗ 5524 по своему очень даже ничего!Ему конечно *сто лет в обед*,но смотрится,очень даже смотрится! bully
        1. +4
          15 ноября 2025 09:30
          Цитата: АрхиФил
          ТэЗ 5524 по своему очень даже ничего!

          согласен, помню такой... было что-то в нем тоже, но, я думаю, что все локомотивы тогда по своему красивы были, но статика от движения мало отличалась, паровозы именно в движении (особенно медленном и близко ) - именно что завораживают (имхо)
        2. +5
          15 ноября 2025 09:34
          Сергей утро доброе!
          Каждому свое!!! drinks
          «Тесное, зеленое, пахнет колбасой!»…навеяло.
          1. +9
            15 ноября 2025 09:36
            «Тесное, зеленое, пахнет колбасой!»…навеяло.

            А это уже к *эр2*! laughing И её *родственникам*.Кстати тоже весьма симпатичная.Приветствую Влад, приветствую! hi
            1. +5
              15 ноября 2025 09:41
              Цитата: АрхиФил
              эр2

              рвр, "ригас вагоню рупница"... и где она сейчас ?.. правильно, именно в этом самом месте... :(
              1. +7
                15 ноября 2025 09:48
                этом самом месте... :(

                Сергей,да я собственно о дизайне прошедших времён.Не знаю,стояли ли над разработчиками старой техники суровые дяди-манагеры с требованием,а сделай вот так и попроще,попрямее,без этих загогулин и изгибов,а?Но безусловно то,что старая и ушедшая в прошлое техника, причём абсолютно ЛЮБАЯ,включая печатную машинку смотрится сегодня не как анахронизм,а как сделаная с любовью ВЕЩЬ! hi
                1. +4
                  15 ноября 2025 09:55
                  Цитата: АрхиФил
                  да я собственно о дизайне прошедших времён ... абсолютно ЛЮБАЯ,включая печатную машинку смотрится сегодня не как анахронизм,а как сделаная с любовью ВЕЩЬ!

                  + x37000
                  и я, однако, тоже... но тут уж прямо "откуда ни возьмись" еще одна ассоциация выскочила, глядя на "лейбл"... чисто эмоционально, хоть и не к месту...
              2. +5
                15 ноября 2025 09:57
                этом самом месте... :(

                Ну в этом месте и РАФ,и ВЭФ и ещё кое-что. laughing А наши *ЗИЛ* и АЗЛК??? bully
                1. +3
                  15 ноября 2025 10:14
                  Цитата: АрхиФил
                  А наши *ЗИЛ* и АЗЛК???

                  не сыпте соль на "измученную нарзаном" душу...
                  кстати у упомянутого деда москвич 401 был, звезд не хватал, но жужжал до конца 70-х, начала 80-х
            2. +5
              15 ноября 2025 10:26
              Сейчас, когда «Иволги» стали попадаться, а по МЦК «Ласточки» летают, то переход из обычной электрички к подобным, воспринимаю как переход из 3-го класса во второй.

              Особенно, если они свободны.
              1. +6
                15 ноября 2025 10:59
                воспринимаю как переход из 3-го класса во второй.

                Нет!Это машина времени! laughing Приветствую Сергей!
                1. +4
                  15 ноября 2025 11:05
                  Приветствую, Сережа!

                  Вот-вот. Что ещё для радости необходимо.

                  А что касается машины времени и электричек. Был в Крыму, в 2012 году.

                  Электричка из Симферополя была как из моего подмосковного детства 70-х годов.
                  1. +6
                    15 ноября 2025 11:31
                    Электричка из Симферополя была как из моего подмосковного детства 70-х годов.

                    Да,да!Именно из того мира,из мира где отсутствие кондиционера совсем даже не напрягало,где деревянные сиденья не доставляли никаких хлопот,из того мира где и трава зеленее,и солнце ярче,словом из детства. good Ох,что-то на лирику потянуло. bully
                    1. +4
                      15 ноября 2025 11:44
                      Если около двух часов в одну сторону ехать, то это заметно.

                      Но ведь знаешь, ради чего.

                      Если больше часа стоя, в набитом вагоне, - не самый большой подарок.

                      Но, безусловно, это все детали. Не очень и существенные.
                      1. +7
                        15 ноября 2025 11:50
                        Если больше часа стоя, в набитом вагоне, - не самый большой подарок.

                        А в тамбуре ещё и КУРИЛИ! laughing Хотя намного страшнее ехать в переполненном вагоне рядом с похмелившимся мужиком закусившим чесноком!Был такой момент. laughing
                      2. +3
                        15 ноября 2025 11:59
                        Не очень большой поклонник «Москва - Петушки».
                        Но многие моменты очень даже из жизни.

                        А сколько книг в электричках прочитано. И не только.
                2. +5
                  15 ноября 2025 17:25
                  Приветствую , Сергеи!!!
                  дочь на последнем институтском курсе отдыхала с одногрупниками в Сочи. Из Краснодара до Сочи они добирались на "Иволге". Сколько было фоток и восторженных рассказов о ней.
                  Вы- москвичи, конечно познакомились с "иволгами" намного ранее. А вот мне увидеть ее в живую пока не довелось
                  1. +4
                    15 ноября 2025 17:47
                    Приветствую , Сергеи!!!

                    Вечер добрый Дмитрий!!!
                    Вы- москвичи, конечно познакомились с "иволгами"

                    Я на *Иволге* только раз прокатился от *Красного строителя* до *Каланчёвской*.Впечатление?Красивая,яркая внешне.Удобная и почти бесшумная внутри.На нашем Павелецком направлении их ещё не ввели,старенькие бегают.
                  2. +2
                    15 ноября 2025 21:40
                    Приветствую, Дима!

                    Первый раз с «Иволгой» столкнулся, когда лет 5 назад ездил по одному тихому направлению - в Раздоры.

                    Это та самая дорога - где «Паровозик из Ромашково» позволял себе отклонения от маршрута.

                    А в этом году иногда и нашем направлении стали «Иволги» появляться.

                    Все же радуют новые электрички. Наверное, что-то вроде игрушек для взрослых.
          2. +4
            15 ноября 2025 10:14
            Тесное, зеленое, пахнет колбасой!»…
            Электрички из Москвы - незабываемое впечатление детства!
            Привет, Влад!
            1. +6
              15 ноября 2025 10:27
              Иногда думаю, какая часть жизни проведена в электричках? Изрядная.
        3. +6
          15 ноября 2025 09:42
          Цитата: АрхиФил
          очень даже смотрится!

          У меня был такой из жести!
      4. +9
        15 ноября 2025 09:57
        Цитата: Коте пане Коханка
        Не знаю по чему, но я лично вижу в паровозах «душу»

        Мне отец это говорил, а он в молодые годы немного поработал помошником машинистана "овечках".
        Очень образно описывал работу. Текстом так передать, наверное, не получится... request
        1. +4
          15 ноября 2025 10:01
          Текстом так передать, наверное, не получится... request

          Что совсем неудивительно,глядя на прекрасные обводы условного *Титаника* мало кому придёт в голову заглянуть в нижние палубы. bully
      5. +4
        15 ноября 2025 10:00
        Цитата: Коте пане Коханка
        вижу в паровозах «душу».

        и не только душу- в 1965 поймал уголек в глаз из трубы тянущего состав паровоза
        1. +6
          15 ноября 2025 17:05
          поймал уголек в глаз из трубы тянущего состав паровоза

          Приветствую, Александр!
          Паровоз — надежная машина, но из трубы у него порой вылетают горящие кусочки угля и искры. Нередко от них загоралась сухая степная ттрава. А если нужно перевозить грузы на подъездных путях порохового завода или еще среди какой горючей химии? Для этого придумали паровозы вообще без топки — нет у них кочегара, ничто нигде не горит. Перегретую воду заранее накачивают в огромный прочный резервуар-аккумулятор, и паровая машина работает от выделяемого этой водой пара, пока вода не остынет или уровень ее не понизится. Тогда такой паровоз уходил т на перезарядку. На немецком фармацевтическом заводе «Байерверке» работал вот такой симпатичный пузан — огнебезопасный узкоколейный паровоз Salophen 22. Собственно, «салофен» — это название популярного антисептического и жаропонижающего средства, придуманного в 1891 году той самой фирмой «Байер». Тоже такой вот механизм, без жара. Построен паровозик был в 1917 году локомотивным заводом Гогенцоллернов в Дюссельдорфе. Забавно, что проработал он аж до 1973 года!
          1. +4
            15 ноября 2025 17:14
            Были паровозы и на электротенах. В Швейцарии своих углеводородов не было, а вот паровозы были. Еще до ВМВ на горных реках Швейцарии было построено множество небольших электростанций, а раз есть электричество, то можно перевести железные дороги на электровозную тягу. И перевели. Да вот только не все. Маневровую работу на станциях выполняли небольшие паровозы — чем их топить? Почему и здесь бы не пустить электровозы? Маневровая работа требует частого изменения скорости и направления движения, а контролировать обороты асинхронного двигателя переменного тока без использования электроники затруднительно. Конечно, маневровые электровозы со временем построили, но решать-то проблему требовалось срочно. И вот 13 января 1943 года из мастерских депо станции Ивердон-ле-Бен, что в 60 километрах от Берна, выехал необычного вида локомотив. Это был, конечно, паровоз, но на крыше будки у него красовался электровозный пантограф. За основу пароэлектрического гибрида был взят серийный маневровый локомотив швейцарских железных дорог серии Е 3/3 «Тигерли». В его котел вмонтировали два мощных ТЭНа (тепло­электронагревателя), так что локомотив сразу получил прозвище «tauchsieder» — «электрокипятильник». Ток от контактной сети шел через понижающий трансформатор. На паровозе стояла мощная аккумуляторная батарея для питания циркуляционного насоса и внутренней электросети. В результате переделки паровоз стал на 7 тонн тяжелее, поэтому пришлось усиливать экипажную часть и рессоры. Зато экономия на угле составляла до тонны в сутки, что в год позволяло сберечь более трехсот тонн ценного сырья. Паровоз мог работать и на неэлектрифицированных участках пути, но только 20 минут, так как ровно на такое время хватало запаса пара в котле без подогрева. 11 февраля 1943 года был переделан на электропитание и второй паровоз типа Е 3/3, однако он оказался и последним: к тому времени уже подоспели электровозы.
            на фото: «tauchsieder» — «электрокипятильник».
            1. +4
              15 ноября 2025 17:36
              Прикольно. У нас бы от такого до сих пор ржали бы. Это мы любим.
              Тут еще стоит упомянуть паровозы (не помню как их называли), которые просто накачивали паром. И они так ездили, пока пар был и был горячим. Использовались тоже как маневровые на предприятиях, где был пар.
              1. 0
                16 ноября 2025 18:59
                безтопочные паровозы......................... hi
      6. +4
        15 ноября 2025 10:48
        Большевизм – есть суть Русской цивилизации.

        Цитата: Коте пане Коханка
        Макет паровоза Черепановых и его потомки (Екатеринбург).

        Н.Тагил. Памятник братьям Черепановым, изобретателям первого паровоза.
        1. +6
          15 ноября 2025 10:52
          Суть Русской цивилизации есть большевизм.

          Н.Тагил. Памятник паровозу на против музея:
        2. ❝ Памятник братьям Черепановым ❞ —

          — «Ефи́м Алексе́евич и Миро́н Ефи́мович Черепа́новы (отец Ефим (1774—1842) и сын Мирон (1803—1849), иногда ошибочно упоминаемые как "братья Черепановы") — русские промышленные инженеры-изобретатели» © ...
      7. +3
        15 ноября 2025 12:00
        Цитата: Коте пане Коханка
        ..... вижу в паровозах «душу». Современные тепловозы и электропоезда подобных чувств не вызывают.....
        Такое мнение и старые машинисты высказывали. У нас пик паровозостроения был при Сталине, а с приходом Хрущёва, паровозы преждевременно выводились из эксплуатации (даже в районах добычи угля, где их эксплуатация была довольно, выгодна). Заменяли их на тепловозы, которым на тот момент до совершенства было очень далеко, но показывало всему миру, что наша страна на острие прогресса.
        1. +3
          15 ноября 2025 12:36
          У паровозов инфраструктура дорогая. Водокачки и погрузка угля каждые 36 км.
        2. +2
          15 ноября 2025 12:42
          Ну, а потом, вот представьте. Есть участок дороги. Один на тепловозах, другой на паровозах. Менять локомотивы надо. Персонал, его обучение, снова разная инфраструктура. Разные по весу составы могут тянуть.
          Или везде тепловозы или наоборот. Бригаду другую посадил и все.
          Так что тут паровозы выступают помехой. Даже несмотря на какую-то сиюминутную видимость. Но ведь все равно видно хоть кому, что тепло и электровозы перспективнее.
      8. +3
        15 ноября 2025 12:34
        Проезд паровоза вызывает внимание у всех. Детей и взрослых. А электровоз или тепловоз ничего не вызывает. Про паровозы песни есть, а где про тепловозы? laughing
        Одна растопка паровоза это зрелище.
      9. +6
        15 ноября 2025 13:43
        В Петербурге , например, есть где посмотреть паровозы. Прежде всего Железнодорожный музей.
        С Витебского вокзала уходят экскурсионные ретро поезда. На Детской железной дороге есть узкоколейный локомотив
        1. +4
          15 ноября 2025 18:06
          Еще добавлю к "паровозной" истории Петербурга.
          "В 80-е годы XIX века были попытки заменить конку на так называемые паровики. Первый паровик появился в городе 26 июня 1886 года на Большом Сампсониевском проспекте. Маленький локомотив тащил за собой несколько коночных вагонов с пассажирами. Дело оказалось выгодным, и вскоре в Петербурге проложили еще три линии паровой железной дороги. Поначалу паровые поезда состояли из двух-трех вагонов, а затем — из четырех. Летом на линию выпускали открытые вагоны — без стенок. Ехать на таких платформах было некомфортно из-за копоти и искр, летящих из паровозной трубы. Среди рабочих они получили прозвище “дымопырки”. Уже в 1922 году паровики ушли с городских улиц, однако во время Великой Отечественной войны в условиях дефицита электроэнергии они возобновили свою работу в Ленинграде."
          Еще одна картинка - из Железнодорожного музея - разрез паровоза.
          1. +2
            15 ноября 2025 20:15
            Несколько фотографий паровозов которые до сих пор в эксплуатации СВЖД.
            Изредка они тягают экскурсионные составы до музея в Верхней Пышме.
  4. +3
    15 ноября 2025 08:20
    Спасибо за интересную публикацию!

    Остались ли еще возможности для тех, кто пряморук, любопытен, но умеет только то, что понимает и может сделать сам? Без органической химии, нанотехнологий, расщепления госфинансирования...
  5. +3
    15 ноября 2025 08:35
    Мы продолжаем нашу «паровозную историю»

    наконец-то, заждался уже :)
    спасибо, и от продолжения не откажемся !
    1. +5
      15 ноября 2025 09:00
      Цитата: Rodez
      и от продолжения не откажемся !

      Должно быть еще две статьи... а "заждался уже" не моя вина... не я сам упрятал себя в больницу на две недели... Выпали они из жизни напрочь!
      1. +5
        15 ноября 2025 09:04
        Цитата: kalibr
        не я сам упрятал себя в больницу

        ай-яй... пардон, была правда мысля в связи с определенным "долгим" молчанием, безотносительно паровозов...
        с выздоровлением и доброго здоровья !
        1. +4
          15 ноября 2025 09:04
          Цитата: Rodez
          и доброго здоровья

          Спасибо!
      2. +1
        15 ноября 2025 18:45
        попал в больницу на две недели.

        Поправляйтесь . Доброго здоровья
        Должно быть еще две статьи.

        Приветствую , Калибр!
        Было бы неплохо написать еще о самой мощной машине в истории советского паровозостроения – паровозе «Иосиф Сталин», который на момент своего создания был самым мощным не только в Союзе, но и во всей Европе.
        паровоз показывал мощность в 2500 л. с., что более чем вдвое превосходило мощность паровоза Су, а в некоторых случаях значение мощности у ИС даже достигало 3200 л. с. Помимо этого, на паровозе была реализована необычайно высокая форсировка котла — до 80 кгс/м²•ч В 1937 году один из паровозов серии ИС (а именно ИС20-241) был представлен на Всемирной выставке в Париже, где получил Гран-при.
        1. +2
          15 ноября 2025 20:46
          Цитата: Ричард
          Было бы неплохо написать

          Спасибо! Я подумаю...
        2. +1
          15 ноября 2025 22:53
          о самой мощной машине в истории советского паровозостроения – паровозе «Иосиф Сталин»

          Вообще то самый мощный в истории советского паровозостроения паровоз - П-38.
          1. +4
            15 ноября 2025 23:42
            Все таки , ВикНик, П-38 это не серийный паровоз, а опытная серия 1955 года из четырёх грузовых паровозов, а уже в феврале 1956 года на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза будет принято решение о прекращении дальнейшего строительства паровозов и широком внедрении тепловозов и электровозов.
            Впрочем, истины ради, П-38 как венец советского паровозостроения однозначно заслуживает освещения, а то и отдельной статьи. Спасибо, что напомнили о нем.
            1. -1
              16 ноября 2025 14:28
              П-38 это не серийный паровоз

              Был серийный П-36. Он тоже мощнее, хотя и незначительно.
  6. +4
    15 ноября 2025 09:39
    В Верхней Пышме шикарная жд паровозная экспозиция, есть уникальные дореволюционные Овечки, вытащили два паровоза вертолетами с недостроенной Сталинской северной меридианной ЖД дороги.
  7. +5
    15 ноября 2025 09:50
    цилиндры приняли горизонтальное положение в 1834 году (паровозы Тревитика, Бленкинсопа, Хедли, «Блюхер» и «Локомоушен» имели цилиндры, расположенные вертикально в котле
    ,
    Черепаовы сразу установили цилиндры горизонтально в1834

    Первый грузовой паровоз с тремя движущими (сцепными) осями был построен в 1846 г. в Петербурге на Александровском машиностроительном заводе. Затем этот завод, кроме грузовых паровозов, стал строить пассажирские с двумя движущимися осями и передней двухосной тележкой В 1858 г. Александровским заводом впервые в мире был выпущен мощный грузовой паровоз с четырьмя движущими осями.

    В 1878 г. на Коломенском заводе но проекту русских инженеров были построены первые в мире пассажирские паровозы с передней тележкой, что способствовало повышению безопасности движения поездов. За рубежом такие паровозы появились только в 1892 г.

    В 1891 г. на Коломенском заводе впервые в истории паровозостроения был построен паровоз с конденсацией пара. В конце XIX века русские инженеры первые в мире использовали пароперегреватели. В этот же период выдающиеся русские инженеры Л. П. Бородин и Л. М. Леви впервые применили па паровозах двукратное расширение пара. В. И. Лопушииский н С. И. Смирнов обосновали и использовали принцип унификации и взаимозаменяемости деталей и узлов в паровозах. Е. Е. Нольтейп организовал постройку сочлененных паровозов для русских железных дорог задолго до появления их в Америке и тд

    Россия внесла достойный вклад в мировое паровозостроение.
    1. +6
      15 ноября 2025 12:33
      Первый грузовой паровоз с тремя движущими (сцепными) осями был построен в 1846 г. в Петербурге на Александровском машиностроительном заводе.

      Вы забыли уточнить - первый в России. А первым вообще паровозом колесной формулы 0-3-0 был еще "Дюк" Стефенсона, построенный в 1817 году.
      Ниже - паровоз Hector фирмы Kitson and Company формулы 0-3-0. 1845 год.
    2. +4
      15 ноября 2025 14:42
      В 1891 г. на Коломенском заводе впервые в истории паровозостроения был построен паровоз с конденсацией пара.

      Все у Вас невпопад как то. На фото ниже паровоз с крнденсацией пара фирмы Beyer Peacock. 1864 год.
      1. +1
        15 ноября 2025 15:29
        Один из этой серии-Cecil Raikes- находится в музее Ливерпуля, и по утверждениям сотрудников, на ходу.
    3. +2
      15 ноября 2025 15:24
      Один из первых конденсаторных паровозов был построен в 1862 заводом Kitson&Co в Лидсе и назван Czar в честь царя РИ.
  8. +11
    15 ноября 2025 10:41
    В России первый паровоз был построен в 1834 году братьями Черепановыми

    Классическая ошибка из до революционной и светской историографии. В действительности фим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы отец и сын.
    1. +6
      15 ноября 2025 10:59
      А сына «по причине высокой грамотности» в 10 лет в контору определили.

      У одного из братьев моей бабушки подобная история была. У фабрикантов Руновых, в Подмосковной Мещере.
    2. +2
      15 ноября 2025 11:52
      Цитата: Коте пане Коханка
      Классическая ошибка из до революционной и светской историографии.

      Век живи и учись!
  9. +4
    15 ноября 2025 15:18
    "Он был задуман как демонстрация потенциала паровой тяги, а не как локомотив, приносящий доход, но, тем не менее, поехал и начал эксплуатироваться."
    Вот оно!
    Зачатки современной экономической теории созидательного разрушения. Еще в 20-е годы прошлого века фирмы рекламировались так: "Покупайте нашу продукцию, и ею булут пользоваться не только ваши дети, но внуки и правнуки!"
    Оказалось -- невыгодно. Действительно, раз скупились, и на сто лет вперед хватит -- той же мебели. И тогда ввели срок годности -- в тридцатых годаз того же прошлого века. Купил человек с виду прочную вещь, а через два года она разваливается. Хочешь не хочешь, покупай новую.
    И вот теперь паровозик из прошлых времен становится символом нынешней экономической эпохи. На свалку только что закупленные большие паровозы! Попробуем этот, мелкий. А если не оправдает ожиданий, решительно возьмём что-нибудь новое. А куда девать этот? На склад! И сбагрим по дешевке...
    Капитализм потому и поднялся, что был в его начале период созидательного разрушения, когда жадно расхватывались и осваивались технологические новинки. Затем застой. Далее профанация в виде долгого периода изготовления изделий, конструктивно и технологически неизменных, но с ограниченным сроком годности, -- профанация, дожившая до наших дней, и вдруг!...
    Сегодня вы покупаете айфон-14, но уже завтра вам предлагают айфон-15, и целые партии предыдущего айфона идут на склад и распродаются по дешёвке. И в этой безумной гонке карабканья на вертикаль технологического прогресса видится миниатюрный прототип Джона Фитча -- маленький и, казалось бы, никому не нужный паровозик!

    Добрый день, дорогой Вячеслав Олегович и мои дорогие друзья -- все присутствующие!
    С первым снегом вас!
    good drinks wassat love )))
    1. +3
      15 ноября 2025 15:51
      И в этой безумной гонке карабканья на вертикаль технологического прогресса видится миниатюрный прототип Джона Фитча -- маленький и, казалось бы, никому не нужный паровозик!
      Поэтично написано и абсолютно правильно!Легче купить чем отремонтировать.И к сожалению не только технику. recourse
      1. +3
        15 ноября 2025 16:19
        Главное, новую жизнь не купишь, не так ли?
        Новую, молодую, здоровую. Вон, наш Вячеслав Олегович, оказывается, расклеился. И, знали бы Вы, как заболел мой сын. Бронхиальная астма в тяжелой форме, и это приговор. Ночами не сплю, хожу, слушаю -- дышит ли. А дыхание, как у паровоза Джона Фитча. Оказывается, в Московской области вместо переработки мусора на мусорных свалках поставили мусоросжигательные факелы, и они горят, связывая кислород и выделяя токсины. Болеют все!
        Ночью встаю, открываю окно -- нет кислорода! Сейчас за жабры взяли Когана, депутата Госдумы, и австрийского предпринимателя Кайзера за внедрение этих факелов. Но дело сделано -- старшие и средние поколения Подмосковья ещё летом начали болеть удушьем, отеком легких. Вот оно, отставание от научного прогресса, его цена. Интересно, что там делается у Вячеслава Олеговича? Он же технарь, историк науки, должен знать. И вообще, слишком много пожаров на территории РФ в связи с военными действиями. Это когда в политике и дипломатии не происходит смена одного паровоза на более прогрессивный, а в итоге страдают граждане, даже очень далекие от ЛБС.
        1. +3
          15 ноября 2025 16:29
          Главное, новую жизнь не купишь, не так ли?

          Я вообще-то ботинки имел в виду! laughing laughing laughing
          1. +3
            15 ноября 2025 16:44
            ботинки

            Лукавец! )))
            У меня кроссовки, которе я ношу уже лет 10, и конца их сносу не видно. А зайдешь в телегрме н Вайлтберрз, так я уже из эпохи мастодонтов! Согласно теории прогесивного разрушения, там предлагается отправить мои кроссовки в утиль и одежду мою, какую ношу с 98 года и конца этой носке не видно -- не изнашивается, черт ее побери! -- вот всё это отправить в утиль и закупить новые паровозы. Это чтоб не мешать китайскому производителю карабкаться на вертикаль технологического прогресса. А я, негодяйка такая, даже понять не могу, что они в каталоге предлагают. Единственное, что осознала, -- парки, куртки такие молодежные с капюшоном. Все остальное -- по названиям изделий тёмный лес. И получается, паровоз не то, чтобы не хочу менять на тепловоз, -- я просто устарела для этого ю wassat )))
            1. +2
              15 ноября 2025 16:49
              У меня кроссовки, которе я ношу уже лет 10,

              Вот ведь умели гады делать,а?!?! laughing Честное слово,но просто какие-то чудоумельцы!Десять лет!!!Ух,уважаю! good
            2. +2
              15 ноября 2025 17:10
              Единственное, что осознала, -- парки, куртки такие молодежные с капюшоном.

              Это то,что мы по простоте и наивности своей называли *алясками*. laughing
          2. +3
            15 ноября 2025 16:58
            ботинки
            Отца Эмиля из Ленненберге?
            Привет, Сергей!
            1. +3
              15 ноября 2025 17:02
              Отца Эмиля из Ленненберге?

              Нет, какой-то *Gred* из Валсберри, понравился дизайн и не прогадал,чёрт побери,ношу уже четвёртый год! laughing
              Привет, Сергей!

              Вечер добрый Антон! hi
        2. +2
          15 ноября 2025 16:40
          Оказывается, в Московской области вместо переработки мусора на мусорных свалках поставили мусоросжигательные факелы, и они горят, связывая кислород и выделяя токсины.

          Это которые круче швейцарских,как уверяли власти?Ну да,всё как всегда:*неимеющиеаналоговвмире* bullyОт всей души сочувствую.
        3. +1
          15 ноября 2025 20:43
          Цитата: депрессант
          что там делается у Вячеслава Олеговича

          Ответ один: 80% людей на ВСЕХ УРОВНЯХ -ДУРАКИ (в житейском смысле).. Понятно, что очень богатый отличается от бедного, но итог один - "факелы вместо переработки". После нас хоть потоп.
    2. +3
      15 ноября 2025 16:10
      Цитата: депрессант
      С первым снегом вас!

      Спасибо! У нас сейчас дождь, холодный, и очень мерзко.
      1. +3
        15 ноября 2025 16:25
        Вячеслав Олегович, родной! crying
        Пожалуйста, поправляйтесь! Я на этом настаиваю. Мы последние динозавры эпохи, имеющей четкие очертания, нам нужно держаться. Иначе племя молодое наше попадет в полный туман. Какой наблюдаю за окном уже много дней.
        1. +3
          15 ноября 2025 16:35
          Цитата: депрессант
          Иначе племя молодое наше попадет в полный туман. Какой наблюдаю за окном уже много дней.

          Еще раз спасибо! Ну... здоровье мне поправили классно. Было даже интересно А уж как я с народом пообщался... Сменил ТРИ палаты. Три подполковника(!), три шофера-матершинника + такой же пенсионер-инженер, + молодой шофер высокой нравственности (искренне верующий!!!) + много кого еще из областных деревень и поселков - больница-то областная. Читал им стихи Киплинга. Хлопали...Лишний раз убедится в правильности своих взглядов относительно наших "народных масс". Хорошие они у нас, ментальность вот только немного поправить. Придумал тему новой книги, чем окупил все эти тоскливые недели и даже план ее написал. По возвращении мой друг дал мне поносить свое новое приобретение - совершенно уникальный кремневый пистолет. Только что о нем написал материал и выложил на модерацию. Сейчас сижу, собираю эпиграфы для новой книги... Надеюсь, что больше "резать" не будут... Всего Вам доброго. А туман... Вспомните: Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной, идем дорогой трудной, дорогой не прямой, туман, туман клубится, не видно нам ни зги, нет ничего нужнее, чем умные мозги!
          1. +3
            15 ноября 2025 17:02
            Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной, идем дорогой трудной, дорогой не прямой, туман, туман клубится, не видно нам ни зги, нет ничего нужнее, чем умные мозги!

            Боже мой! Как же я соскучилась по этому!
            Пребывая на телеграме и в тик-токе. Оказалось, что у меня восстановился Ютуб. Зашла и вышла. Знаю заранее, что скажут -- разрушительный поток. Созидание -- только здесь, на ВО, у любимых авторов.
            Респект!
            Многая лета! love ))))))
            1. +1
              15 ноября 2025 20:38
              Цитата: депрессант
              Зашла и вышла.

              В больнице где я лежал интернета не было СОВСЕМ. Никакого! Вот это было плохо. Особенно мне.
        2. +2
          15 ноября 2025 16:45
          динозавры эпохи,

          С мужиками динозаврами ясно,а вот особь женского пола этого вида как обозначить? laughing Людмила Яковлевна мы ещё повоюем,не всё так мрачно,право!
          1. +2
            15 ноября 2025 17:06
            мы ещё повоюем

            Мы ещё повоюем!
            Святые слова!
            Дорогой Сергей Владимирович! Друг мой навеки вечный!
            Я готова! soldier ))))
            1. +2
              15 ноября 2025 17:08
              Я готова!

              Уххх!*Будь готов!*И в ответ голос великого Папанова:*Увсехда хотов!* laughing
    3. +3
      15 ноября 2025 16:32
      С первым снегом вас!
      "А через две станции: все, хана, приехали!
      Для тебя здесь дом родной, а мне ж как первый снег,
      Проводница милая, с шутками, да смехами,
      Мы с тобой прощаемся и, может быть на век!"
      Здравствуйте, Людмила Яковлевна!
      1. +3
        15 ноября 2025 16:51
        Здравствуйте

        Антон, дорогой, и Вам не хворать! love
        Пусть наш паровоз заметно устаревшей конструкции таки втянет нас в новое, прогрессивное будущее! Даже если мы, как дикари, будем озираться по сторонам и задавать по поводу и без вопросы уровня чайников -- "А это что? А это?..."
        Мы смышленые, мы поймем, да? wassat )))
    4. +3
      15 ноября 2025 17:10
      Мама! глянь-ка из окошка —
      Знать, вчера недаром кошка
      Умывала нос:
      Грязи нет, весь двор одело,
      Посветлело, побелело —
      Видно, есть мороз


      Пусть все растает. Но предзимье показывает, что есть такой сезон.
      1. +4
        15 ноября 2025 17:36
        Пусть все растает. Но ....

        Сергей, дорогой, я скучала по Вам! love )))
        Не поверите? Напрасно!
        Жаль, что не пришел Андрей Борисович наш, Толстый. Я бесконечно люблю нашу компанию. Особенно когда она собирается в домике Мастера -- Вячеслава Олеговича. И мы, такие разные, говорим о том, что наболело, и спорим друг с другом.
        И пусть приходят новые люди, особенно молодые. По опыту скажу, они замечательные! И потому мне кажется, что ждет нас всех трудное, но замечательное будущее. Ведь без образа будущего и жить невозможно, не так ли? Смотрите, Вячеславу Олеговичу пистолетик дали поносить, а у него уже и статья готова! Вот так, пошагово, приближаемся к будущему. А прошлое? Прочь! Уроки извлечены!
        1. +3
          15 ноября 2025 18:13
          И потому мне кажется, что ждет нас всех трудное, но замечательное будущее.
          А можно просто "замечательное", без "трудного"? А то как-то трудное прошлое уже начинает сказываться, боюсь трудного будущего я уже не потяну.
          1. +2
            15 ноября 2025 18:44
            Все в лучших традициях «Собачьего сердца»:


            Суровые годы уходят
            Борьбы за свободу страны,
            За ними другие приходят -
            Они будут тоже трудны
            1. +2
              15 ноября 2025 20:19
              Кстати, я тоже не потяну трудного будущего. Но от него же не отвертишься -- профессор Соловей вангует )))
              Такова она, эпоха перераспределения собственности. Это я и Антону отвечаю)))
              1. +3
                15 ноября 2025 20:21
                Есть что-то вечное. Например, перемены времен года.

                А урожай даже под крышей может созреть.
        2. +3
          15 ноября 2025 18:42
          Всегда хорошо зайти на огонек, Людмила Яковлевна. Осенью и зимой - особенно
          1. +4
            15 ноября 2025 20:22
            Ах, если бы в реальности так было...
            Оно волшебно!
            Вот так бы все собрались, милые, хорошие мои! И любимые Авторы наши. И крепкий чай, и сладкие ватрушки, и треск поленьев в камине -- вот оно, счастье!
            1. +3
              15 ноября 2025 20:32
              Все в наших руках, Людмила Яковлевна!

              Думаю, что не открою большую тайну, сообщив, что билеты в Петербург уже в кармане.

              Осталось только дождаться попутного ветра, то есть «Сапсана» в декабре.

              Так что - всё реально.

              Крепитесь, люди, скоро лето
  10. 0
    17 ноября 2025 03:51
    Русская паровая машина Ползунова 1764 года - первая в мире. Мы русские, с нами Бог!
  11. 0
    Сегодня, 02:26
    Американские локомотивы обладали рядом отличительных особенностей, которые, несомненно, определялись потребностями национальной экономики, а также географическими условиями.

    Интересно что паровозостроители и неугомонные изобретатели очень долго не могли додуматься до идеи колёсного погрузчика на паровой тяге.
    Хотя он явно был необходим в портах и на судах и на заводах для интенсивного грузооборота. Но при этом до паровых тракторов и тягачей и паровых кранов додумались почти сразу. Например имея такой погрузчик можно было строить сразу и специальные суда предназначенные для морской доставки продукции машиностроения вроде станков или тех же паровозов и металлопроката. Одно время спрос на паровозы был так велик что их американцы порой возили морем контрабандой, без маркировки производства.