Много «галанов»

5 219 49
Много «галанов»
Сцена в оружейной лавке. Кадр из кинофильма «Хороший, плохой, злой» (1966). В этом эпизоде Туко (Илай Уоллак) рассматривает и вертит в руках револьвер Галана. Однако это не что иное, как анахронизм: действие фильма разворачивается во время Гражданской войны в США (1862–1865), а револьвер Галана был создан лишь в 1868 году


«Только в эту минуту начальник отделения заметил в её посиневшем кулаке маленький револьвер — велодок. Начальник отделения перекинулся через стол, схватил женщину за кисть руки и вырвал опасную игрушку».



«Гадюка» А. Н. Толстой


Рассказы об оружии. А было так, что предыдущий материал с коллекцией револьверов Лефоше наши читатели в основном одобрили и захотели «еще». А это самое «еще», к сожалению, есть только то, до чего дотягиваются мои руки. И странно так выходит, что мне, живущему в России, проще дотягиваться ими до Бельгии и Японии, нежели до многих музеев России. Например, есть музей, битком набитый оружием. Там в подвале целый арсенал, но… «Ваш свет плюс 4 тыс. рублей за фото пистолета и 8 тыс. за винтовку». Эдак мне никаких денег на оформление и одного-то материала не хватит, не то что нескольких. Меркантильные у нас все-таки люди, хотя, согласен, что и не все. Квартирный вопрос испортил, не иначе. В любом случае мне лишний раз остается поблагодарить Аллена Добресса за разрешение воспользоваться его фотографиями и устроить на «ВО» еще одну галерею – галерею очень интересных револьверов системы Галана.

Сам Шарль-Франсуа Галан (1832–1900) родился во Франции и был ее гражданином, но работал в Льеже на улице Вивеньи, 296, затем на улице де Лой, 7. А также работал и в Париже на улице Отвиль, 13. Его сын Рене продолжал заниматься бизнесом отца до 1942 года. Его можно назвать и плодовитым производителем револьверов, как гражданских, так и военных, а его самое известное оружие — неудачным конкурентом револьвера «Шамело-Дельвинь» образца 1873 года. Конечно, обидно, что тут его обскакали, и французская армия отвергла его модель. Но известность как оружейник он все же приобрел. И даже более того, известность такую, что его оружие, как и «наган» и «кольт», так и называли «галаном». Были у него и такие модели, как «Галан-Соммервиль» и «Галан-Перрин», стрелявшие крупнокалиберными патронами. Он также известен как изобретатель знаменитого «Велодога» (патент от 20 апреля 1904 г., выданный уже Рене Галану), револьвера «Ново» и револьвера «Ту-Ту».

Свой знаменитый револьвер или, скажем так, револьвер, сделавший его знаменитым, оружие с открытой рамкой двойного действия, был запатентован им еще в 1868 году. Главной «изюминкой» его конструкции был рычаг, расположенный под стволом и являвшийся одновременно скобой спускового крючка. При нажатии на этот рычаг ствол и барабан перемещались вперед. При этом в процессе движения диск экстрактора оставался на месте, в то время как барабан двигался вперед. Гильзы, удерживаемые таким образом этим диском, выдвигались из барабана, легко выпадали из него и могли быть легко заменены новыми патронами. Затем рычаг возвращался на место, рычаги складывались и запирались.

Револьвер «Галан-Перрин» стрелял крупнокалиберными патронами «Перрина» калибра 12 мм. Хотя известны и модели калибра 7,9 мм. Первые экземпляры этого высокоубойного оружия были произведены в Англии на Бирмингемской оружейной мануфактуре, которой руководили Брэндлин и Соммервиль. A. Соммервиль — соавтор конструкции экстрактора, что указано в патенте под номером №3039 на револьвер. Револьверы, которые были изготовлены английской фирмой «Braendlin, Sommerville & Co» и стали известны под обозначением «Галан-Соммервиль», конструктивно отличаются от тех, которые позже производились в Бельгии как «Галан» M 1868. Основное отличие: у револьвера «Галан-Соммервиль» рычаг запирания располагался под стволом и не был объединен со спусковой скобой.

Но уже в октябре 1868 года механическое производство этого револьвера было организовано и в Льеже и имело большой успех. То же самое случилось и во Франции, где, столкнувшись с неизбежностью конфликта с соседней Германией, многие офицеры соблазнились этим новым револьвером с патроном центрального боя и, прежде всего, автоматическим разряжением. Гражданский рынок не остался равнодушным к такому успеху, поскольку там также продавался револьвер калибра 12 мм, и точно такой же калибр использовался для револьвера «Галан Спортсмен» со съемным каркасным прикладом. Был также и револьвер калибра 9 мм, также известный как «поясной» (но с «затыльником»!).

Императорский флот России также принял на вооружение револьвер Галана 12 марта 1871 года под любопытным названием «Абордажный револьверный пистолет образца 1870 года». Следует отметить, что, хотя количество заказанных экземпляров не было указано, известно, что револьвер производился для России не только самим Галаном, но и Н. Виварио, Пломбером, Варнаном и Наганом, а также Н.И. Гольтяковым в Туле в 1878 году. Румынская армия также заказала револьверы «Галан» аналогичного устройства.

Вернемся во Францию, где «галаны» участвовали в войне 1870–1871 гг. Участвовали, но как не прошедшие испытаний. То есть официально на вооружении они не стояли. Господа офицеры приобретали их за собственные деньги. Почему такое случилось? Да только лишь потому, что «Постоянная комиссия по стрельбе», заседавшая в Венсенне, хочет получить оружие с закрытой рамкой, и не могло быть и речи о том, чтобы предложить ему револьвер с открытой рамкой.

После этого в 1872 году Галан создал (патенты от 28 февраля, 24 июня и 24 сентября того же года) еще один вариант револьвера, очень простой и элегантный, но более дорогой, чем «Шамело-Дельвинь», и который именно поэтому-то в конечном итоге и должен был победить. Комиссия также была недовольна и некоторыми другими недостатками «Галана», например, слишком маленькой и неудобной «дверцей Абади». Поэтому он выпустил еще одну модель под патрон 11 мм, патрон самого Галана, и другой под патрон 11 мм, аналогичный патрону «Шамело-Дельвинь». Но оба этих револьвера и на гражданском рынке особого успеха не имели.

После этих неудач на военном поприще Галан обратился к гражданскому рынку, и именно так в 1892/93 году он выпустил на него свой бескурковый револьвер «Ту-Ту» («Убей-Убей») с открытой рамкой. Это оружие производилось примерно до 1935 года, в основном калибра 8 мм под патрон 1892 года, но также и 8-миллиметрового калибра или даже 8-миллиметрового калибра NR (этот патрон немного короче нормативного 1892 г.). Он также выпускался в версиях калибра .32 S&W и 7,65 ACP, а также в версиях с открытым курком, закрытой рамкой и даже с откидным стволом. Не говоря уже о копиях...

А затем появился револьвер «Ново», имевший складную рукоятку. Есть экземпляры, сделанные А. Франкоттом (или, по крайней мере, подписанные его именем). Это револьвер с открытой рамой, боковым курком и, что наиболее важно, складным спусковым крючком. Объем в кармане у него был минимальный, но когда его нужно вынуть и использовать, приводился он в боевое состояние очень легко.

Что же касается револьвера «велодог» — оружия велосипедистов, то о нем на ВО статья появилась еще в 2013 году, причем очень подробная. Поэтому будет достаточно упомянуть лишь то, что боеприпасами для этих револьверов, изначально очень похожих на «Ново», но без складной рукоятки и фиксированными спусковыми крючками, был знаменитый одноименный патрон калибра 5,75 мм с длинной гильзой 30 мм и капсюлем центрального боя. Возможно, было и применение заряда с добавлением перца! Впоследствии появились и велодоги со складным спусковым крючком калибра .22 и 6,35.

Ну, а теперь можно и в галерею идти, смотреть эти самые «галаны»…


«Галан» 1868 г. вторая модель


А вот так действовал его шарнирный механизм


«Галан-Спортсмен» с прикладом, образец 1868 г. Револьверы выпускались со стволом 203 мм и 124 мм. Калибр - 12 мм. Вес - до 1,3 кг.


7-мм «галан бейби». Вид справа


Он же, вид слева


Модель 1873 г.


Работа механизма


«Галан» калибра .450


«Ново» не спутать ни с чем…


Он же в сложенном виде…


Револьвер «Ту-Ту». Калибр 8 мм Lebel, ствол 5 см, общая длина 13 см.


«Галан» 1892 г. с выкидным барабаном. Вполне «наган», не так ли? Но пять камор. Всего пять камор!


Он же в работе…


Парижский «галан миньон» для дам


Он же с рукояткой из слоновой кости!


Вот этот револьвер Галан предлагал французской армии, но проиграл «Шамело-Дельвиню»


Вид справа


А вот так работал его механизм разряжания…


Схема устройства этого револьвера. Дверца слева позволяла иметь свободный доступ к механизму для чистки и смазки[/center]

Модель калибра .320 со стволом длиной 7,62 см и оригинальной кабурой-кошельком


Винтовка Галана по патенту 1866 года


Схема устройства затвора. Принцип действия заключается в запирании ствола с помощью винта, входящего в затвор. Решение было очень простым и затвор простым и надежным. Но вот процесс заряжания был несколько затянут, да и чистить резьбы было не очень-то легко


Затвор закрыт. Курок спущен


Курок взведен, затвор открыт. Хорошо видна игла ударника


Затвор опускается для запирания
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    Вчера, 04:09
    Вячеславу спасибо за статью hi Полезно для самообразования…
    Шарль-Франсуа Галан Конечно своеобразный, самобытный и талантливый оружейник, не боялся использовать «нетрадиционные» схемы оружия, не сказать что востребованные, но тем не менее довольно распространённые. Ну а концепцию «Велодога» вообще использовали практически все производители револьверов. Попал в историю оружия господин Галан!
    1. +2
      Вчера, 09:13
      Как всегда, очень интересно и познавательно!
  2. +6
    Вчера, 04:20
    Например, есть музей, битком набитый оружием. Там в подвале целый арсенал, но… «Ваш свет плюс 4 тыс. рублей за фото пистолета и 8 тыс. за винтовку». Эдак мне никаких денег на оформление и одного-то материала не хватит, не то что нескольких.

    Да уж... am нет слов...увольнять надо таких музейщиков...ни себе...ни людям.
    1. +6
      Вчера, 07:41
      Цитата: Тот же Леха

      Да уж... am нет слов...увольнять надо таких музейщиков...ни себе...ни людям.

      Учитывая, что самые «нищие бессеребреники» сидят в периметре Кремля…
      tongue
    2. +5
      Вчера, 08:05
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      ни себе...ни людям

      по хорошему, еще и приплатить за рекламу могли бы, было бы и себе и людям :)
      но это, если мозги в голове, а не в том, что с кресла поднять лень
      1. +6
        Вчера, 08:37
        по хорошему, еще и приплатить за рекламу могли бы
        Во многих европейских музеях не то чтобы приплачивают, но вход с международным журналистским удостоверением (у автора такое было) бесплатный.
  3. +1
    Вчера, 05:04
    Спасибо за статью. Интересно было узнать, что в одном из моих любимых вестернов присутствует исторический ляп с револьвером Галина. Видать сэкономили на консультантах по военной истории.
    1. +4
      Вчера, 05:35
      Цитата: Glock-17
      Видать сэкономили на консультантах по военной истории.

      Нет! Сделали явно специально, чтобы показать наличие МНОГИХ видов револьверов. А то из чего бы он выбирал?
      1. +6
        Вчера, 07:14
        А то из чего бы он выбирал?
        Вообще-то выбирать было из чего. Музей испанской армии буквально завалил Серджио Леоне реквизитом, а вот нанять там же консультантов режиссер не догадался. Хотя при написании сценария была проделана большая исследовательская работа в библиотеке Конгресса США.
        Спасибо, Вячеслав Олегович!
        1. +2
          Вчера, 15:38
          Музей испанской армии буквально завалил Серджио Леоне реквизитом

          Все оружие для фильма предоставлала итальянская фирма Aldo Uberti Inc., которая специализирутся на производстве реплик оружия, в основном - американского. Из каких соображений они добрую половину оружия представили, которая времени фильма не соответствует - вопрос.
          1. +1
            Вчера, 19:40
            Версия "Уберти" конечно убедителна, но чем плоха версия Кристофера Фрейлинга?
            1. +1
              Вчера, 19:58
              Чесно говоря, не знаком с этой версией. Я помню, что этот сэр писал обо всем от кино до вампиров, но с творчеством детально не знаком.
              1. +1
                Вчера, 20:11
                Честно говоря, обе версии имеют право на существование одновременно.
                1. +1
                  Вчера, 21:02
                  Я поинтересовался вопросом оружия в "трилогии" более подробно. Там есть ляпы и покруче. В фильме "За пригоршню долларов" под видом митральезы используется вообще нечто кустарное, какой то гибрид Reffye mitrailleuse и пулемета Максим. Может режисеру вообще пофиг на оружие было. Главное - процесс.
                  1. +1
                    Вчера, 21:33
                    Может режисеру вообще пофиг на оружие было.
                    Вообще, пофиг на все, кроме сценария - фирменный стиль Серджио Леоне.
                    1. +1
                      Вчера, 22:08
                      Судя по всему - да. Фото из того же первого фильма. Mauser Modelo 1893.
    2. 0
      Вчера, 21:13
      в одном из моих любимых вестернов п

      Ага :" Револьверс.... револьверс..!!! "
  4. 0
    Вчера, 08:04
    Складной приклад для револьвера никогда не видел. Интересно, если бы подобное приделать например к Маузеру С96 + магазин на 20 патронов... Вот и получается легкое оружие для тыловых частей. Без массивной деревянной кобуры.
  5. +1
    Вчера, 08:10
    спасибо за статью, револьверы галана хоть и вошли в историю оружия, но упоминаются не часто, да и увидеть разве что по случаю, как в описанном "ляпе"...
    п.с. дело спорное, но сказал бы, что они поэлегантнее, чем от лефоше будут :)
  6. +2
    Вчера, 09:17
    Винтовка удивила. В оружии обычно принята дискретность действий - типа дернул, нажал, повернул и т.д. - в бою думать некогда. А тут в затворе - резьба, ещё и несколько оборотов, без компенсации износа и люфта резьбы. Без экстрактора и длинная игла - похоже - под бумажный игольчатый патрон - там экстрактор не нужен.
  7. +3
    Вчера, 10:00
    В статье был упомянут Гольтяков... это весьма интересный оружейник России того времени ! И хотя "специализировался " он на копировании известных зарубежных конструкций , но часто старался внести в эти конструкции "что-то своё " и даже занимался конструированием собственного оружия !Так,например, "галаны" Гольтякова имели определённые отличия от бельгийских "галанов" ! Стоит упомянуть и российского оружейника Вишневского ! В его оружейном творчестве можно отметить такую "изюминку" ,как шпилечный патрон "центрального боя" ( т.е. шпилька не с боку ,а в центре донца !) Это я к тому,что не помню ,чтобы на ВО появлялась статья про этих русских оружейников и про их оружие ,например, Револьверы ! "Кольты" ,"Галаны" , "Смит-и-Вессоны", "Наганы"... ! А где "просто и скромно" ...револьвер Гольтякова, револьвер Вишневского ? request
    1. +2
      Вчера, 11:07
      Цитата: Nikolaevich I
      А где "просто и скромно" ...револьвер Гольтякова, револьвер Вишневского ?

      Можно поехать в Питер, пойти в Артмузей, добиться того, чтобы тебя отвели в оружейку, потом сфотографировать все, что Вам нравится и отксерить все, что хочется. СЕГОДНЯ ЭТО МОЖНО!!! Кто хочет ПРЕРЕД! Я не возьмусь!
      1. +3
        Вчера, 11:50
        добиться
        Ключевое слово!
        1. 0
          Вчера, 12:01
          Не стоит добиваться. Скорее всего есть ктвержденный кем-то в Москве прейкурант. И от директора музеян не зависит ничего. Остается дождаться инфляции, когда эти деньги станут копейками.
          А вообще странно. Дай сфотать. И оставь исходники еще и себе. Потом каталог можно сделать.
          1. +2
            Вчера, 12:45
            И от директора музеян не зависит ничего.
            Это Вы Пиотровскому расскажите.
          2. +2
            Вчера, 13:24
            Цитата: MCmaximus
            И от директора музеян не зависит ничего.

            Зависит ВСЕ!
            Цитата: MCmaximus
            А вообще странно. Дай сфотать. И оставь исходники еще и себе. Потом каталог можно сделать.

            Если бы на самом деле это было так просто...
            1. 0
              Вчера, 15:56
              Про то и речь. Скорее всего это не хотелки директора. А руководящие указания.
              Или я плохо знаю нынешних манагеров.
              1. +1
                Вчера, 16:26
                Цитата: MCmaximus
                Или я плохо знаю нынешних манагеров.

                В музеях своя специфика, которую Вы не знаете. Но всего знать и невозможно.
            2. 0
              Вчера, 21:40
              Цитата: kalibr

              Если бы на самом деле это было так просто...

              Вячеслав Олегович , а с Вас запросили деньги за съёмку их фотографом с Вашим светом ? По идее, только так они могли запросить такие суммы. Не за разрешение же на съёмку берут разные суммы за пистолет и винтовку request М.б. имело смысл взять съёмку на себя ? При минимальном комплекте света в ней нет ничего сложного, а свет окупился бы в последующих случаях..
              1. +1
                Сегодня, 06:52
                Цитата: cpls22
                Вячеслав Олегович , а с Вас запросили деньги за съёмку их фотографом с Вашим светом ? По идее, только так они могли запросить такие суммы. Не за разрешение же на съёмку берут разные суммы за пистолет и винтовку М.б. имело смысл взять съёмку на себя ? При минимальном комплекте света в ней нет ничего сложного, а свет окупился бы в последующих случаях.

                Деньги запросили с издательства. Я бы мог приехать и сфотографировать сам, но а издательство-то на что? Оно за фото деньги автору не платит!!! Мне и за билеты на дорогу платить и за фото? А деньги берут ИМЕННО ЗА РАЗРЕШЕНИЕ! В общем все обошлось. Вышли две книги "Винтовки и автоматы" и "Револьверы и пистолеты" даже с фото редкого оружия из Эрмитажа и Артмузея в Питере (за деньги издательства, конечно).
                1. 0
                  Сегодня, 08:46
                  Цитата: kalibr
                  А деньги берут ИМЕННО ЗА РАЗРЕШЕНИЕ!

                  Странно это - брать РАЗНЫЕ деньги за разрешение снимать винтовки и пистолеты, да ещё и поштучно. Вы не находите ? Всё-таки у издательства скорее всего вышло недопонимание в общении с музеем, или оно не посчитало нужным донести до Вас все эти перипетии в точном виде ..
        2. +2
          Вчера, 13:22
          Цитата: 3x3zsave
          Ключевое слово!

          Да, уважаемый Антон! И "добиться" этого не так уж и трудно. Но... хлопотно. Николай же сумел, объяснив, "на кого он работает" получить доступ к документам Леона Нагана и секретариата Комиссии по ружьям. Сумел мне сделать несколько копий писем Нагана. Но... это же Николай был все-таки. А вот так запросто бросить работу и ехать туда... Кто решится? В деньгах и вовсе прямой убыток любому иногороднему.
          1. +2
            Вчера, 13:34
            Николай же сумел,
            Угу, он туда месяц, как на работу, ходил.
            1. +1
              Вчера, 13:37
              Цитата: 3x3zsave
              Угу, он туда месяц, как на работу, ходил.

              Вот и я о том же!
            2. +1
              Вчера, 19:28
              Работа и отличается от любительства системностью.

              Хотя, результаты бывают очень разные.
              1. +1
                Вчера, 19:45
                Хотя, результаты бывают очень разные.
                Угу. В истории я, пожалуй, уже более успешен, нежели в строительстве...
                1. +1
                  Вчера, 19:52
                  Рейтинг не составишь.

                  Хотя, самоощущение крайне важно.
  8. +1
    Вчера, 11:58
    Как работает Галан прекрасно показал Туко в фильме. И он ему не понравился. А он в этом деле был экспертом))).
    1. +2
      Вчера, 13:25
      Цитата: MCmaximus
      А он в этом деле был экспертом))).

      Вообще-то анахронизмов в фильме много. Тогда был только один патронный револьвер: Смит и Вессон" №2, а что мы видим в этом фильме?
      1. 0
        Вчера, 15:58
        Хороший фильм. Пофиг винтики-шпунтики. Я вот знаю про эти железки, и даже в голову не приходит сопоставлять.
        1. +1
          Вчера, 16:27
          Цитата: MCmaximus
          Хороший фильм.

          О. да!
    2. +3
      Вчера, 13:41
      Как работает Галан прекрасно показал Туко в фильме.
      Самое забавное, что Илай Уоллак очень плохо разбирался в оружии. И знаменитый эпизод с определением работы механизма револьвера на слух, путем вращения барабана - чистая импровизация.
      1. +2
        Вчера, 15:11
        Цитата: 3x3zsave
        чистая импровизация.

        Я тоже так подумал. Но кино есть кино. Смотрится отлично!
      2. +1
        Вчера, 16:00
        Не знаю, в чем Эни там плохо разбирался. Но Туко в фанерку вдоль попадал.
        1. +1
          Вчера, 21:18
          А " Блондин" по звуку выстрела узнавал " Туко"
  9. +3
    Вчера, 15:14
    Цитата: 3x3zsave
    Во многих европейских музеях не то чтобы приплачивают, но вход с международным журналистским удостоверением (у автора такое было) бесплатный.

    Да, но... ЧУДЕС И ТАМ ХВАТАЛО. Зато здесь у нас меня бесплатно по удостоверению пустили на английское подворье. А в Храм В.Блаженного - нет!
  10. 0
    Вчера, 19:46
    Да уж, оригинальный способ запирания на винтовке барашком с винтом. После этого мосинка/маузер и прочие арисаки просто гениальны, хотя... это уже немного иные технолонии фрезеровки.
  11. 0
    Вчера, 21:54
    Какое же личное оружие имелось в распоряжении французской армии в то время, что не привело к принятию на вооружение пистолета Галана?
    1. +1
      Сегодня, 06:54
      Сначала шпилечные Лефоше, затем "Шамело-Дельвинь"..