Джон Эриксон — человек, изменивший судьбу нации!

5 731 36
Джон Эриксон — человек, изменивший судьбу нации!
«Судьба нации». Художник Том Фриман


…и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
Евангелие от Матфея, 23:10




Военно-морские истории. Наш рассказ о битве в заливе Мобил прервался по ряду независящих от автора причин, но конец у него будет. А пока есть смысл вновь сделать некий поворот в рамках этой темы и по просьбам наших читателей рассказать о том, как некий Джон Эриксон стал тем, кем он стал, и… как дошел до создания своего «Монитора». А то о его битве с «Вирджинией» не писал разве что ленивый, а вот о сложной судьбе его автора знают немногие.

Итак, Юхан Эрикссон (1803 — 1889) родился в Лонгбане в муниципалитете Филипстад, Вермланде, в Королевстве Швеция. Он был младшим братом Нильса Эриксона (1802–1870), ставшего известным строителем каналов и железных дорог в Швеции. Их отец Олаф Эрикссон (1778–1818) работал управляющим на угольной шахте в Вермланде. Занимаясь спекуляциями ценными бумагами, он на этом прогорел и в 1810 году переехал с семьёй в Форсвик, где работал начальником подрывников на строительстве Гёта-канала.


Джон Эриксон в молодости

Необычайные способности двух братьев Эрикссон заметил Бальтазар фон Платен (1766–1829), главный архитектор Гёта-канала. Их прозвали «кадетами механики» и взяли на стажировку на предприятие, занимавшееся строительством канала. В четырнадцать лет Джон уже самостоятельно работал геодезистом. Причем его помощнику приходилось носить подставку для ног, чтобы Джон мог дотянуться до инструментов во время геодезических работ.

В семнадцать лет он вступил в шведскую армию в Емтланде, служил в Емтландском егерском полку в звании младшего лейтенанта, но вскоре получил чин лейтенанта. Его отправили на север Швеции для проведения топографической съёмки, а в свободное время он сконструировал тепловой двигатель, который использовал в качестве топлива не пар, а дым от огня. Благодаря своим навыкам и интересу к механике он уволился из армии и в 1826 году переехал в Англию. Вот только его тепловой двигатель успеха не имел, поскольку прототип был рассчитан на сжигание берёзовых дров и плохо работал на угле (основном топливе в Англии).


Немецкий рисунок (1833 г.) паровоза «Уильям IV» с указанием масштаба в футах, выполненный компанией «Брейтуэйт и Эрикссон»

Здесь он сконструировал еще ряд паровых механизмов и усовершенствовал процесс нагрева пара в котле, добавив сильфон для увеличения подачи кислорода в топку. В 1829 году он и английский инженер Джон Брейтуэйт (1797–1870) построили паровоз «Novelty» для Рейнхиллских испытаний, организованных Ливерпульско-Манчестерской железной дорогой. Паровоз получил высокую оценку, но у него постоянно возникали проблемы с котлом, и в конкурсе победили английские инженеры Джордж и Роберт Стефенсоны с паровозом «Ракета».

Брейтуэйт и Эрикссон построили ещё два локомотива, названных «Уильям IV» и «Королева Аделаида» в честь новых короля и королевы. Они были крупнее и прочнее, чем «Новелти», и отличались в некоторых деталях (например, считается, что в них использовалась воздуходувка другой конструкции, которая работала по принципу «вынужденной тяги», засасывая газы из топки). Эти локомотивы прошли испытания на Ливерпульско-Манчестерской железной дороге, но железная дорога отказалась покупать новые модели.

Тут Эрикссон познакомился с американским морским офицером Джоном Стоктоном и в 1839 году переехал в Нью-Йорк. Стоктон происходил из известной семьи с хорошими связями в Нью-Джерси и без особого труда помог Эрикссону получить финансирование для разработки корабля с инновационной системой гребных винтов, который был спущен на воду в 1843 году и назван «Принстон».


Джон Эриксон - конструктор «Монитора». Библиотека Конгресса США

Вот только отношения у них не сложились. Стоктон явно завидовал талантливому шведу и делал всё возможное, чтобы оттеснить его на второй план. Тут Эрикссон спроектировал огромную 12-дюймовую пушку, установленную на вращающейся платформе, которую планировал поставить на «Принстона». Стоктон ее скопировал, чтобы присвоить себе ее авторство, но не знал, как правильно укрепляется ее казённая часть. В итоге во время демонстрации на реке Потомак в 1844 году, на которой присутствовали государственный секретарь при президенте Джоне Тайлере Абель П. Апшур, министр военно-морских сил Томас Гилмер и другие высокопоставленные лица, пушка Стоктона взорвалась. Апшур, Гилмер и ещё шесть человек погибли.

Стоктон тут же возложил вину за трагедию на Эрикссона, хотя тот ее не проектировал и не строил. Тем не менее, флотское начальство на него обиделось, перестало доверять и отказалось иметь с ним дело. В 1850-х годах он разработал несколько проектов кораблей с железным корпусом для Наполеона III, в том числе необычное железное судно с вращающейся куполовидной башней, но из этого тоже ничего не вышло.


Проекции «Монитора», сделанные на основе документов «Командования военно-морской истории и наследия США»

Тут, на его счастье, и началась Гражданская война. Дураки и карьеристы, как это часто бывает в таких случаях, сразу отошли в сторону, страшась ответственности, а Эрикссон решил, что пришло время показать, на что он способен, чтобы совершить революцию в военно-морском деле и помочь Союзу выиграть войну. Он был убеждён, что «победа будет за той стороной, которая владеет морями», и предложил свои услуги федеральному правительству, чтобы гарантировать господство его флота.


Фотография планов «Монитора» из Военно-морского исторического центра США

Полный уверенности, он представил свой план «подводного броненосца с орудийной башней» непосредственно президенту. В его письме от 29 августа 1861 года было написано:

Его Превосходительство Авраам Линкольн

Президент Соединённых Штатов

Сэр: Изобретатель, представивший нынешнюю систему военно-морского вооружения и построивший первый винтовой военный корабль, теперь предлагает построить судно для уничтожения флота мятежников в Норфолке и для прочёсывания южных рек и заливов в поисках всех судов, защищённых батареями мятежников... делая это предложение, я не ищу личной выгоды или какого-либо вознаграждения. Только преданность Союзу побуждает меня предложить свои услуги в этот страшный период — и, если потребуется, свою жизнь — ради великого дела, которое Провидение призвало вас защищать.
Помимо того, что предлагаемое судно очень просто в конструкции, я с уважением отмечаю, что его создатель обладает практическими и конструкторскими навыками, которых нет ни у одного ныне живущего инженера. Я спроектировал более ста судовых двигателей и ежедневно предоставляю рабочие чертежи различных механических и морских конструкций, выполненных моими собственными руками, и занимаюсь этим уже тридцать лет. Кроме того, я получил военное образование и хорошо разбираюсь в артиллерии. Сэр, вы не можете объяснить эти заявления ничем иным, кроме моего стремления доказать, что вы можете смело доверить мне работу, которую я предлагаю. Если вы не можете этого сделать, то страна лишится преимуществ, которые я могу ей дать.

Опасаясь, что его письмо могут перехватить, он не приложил к нему чертежи корабля и добавил следующее предостережение:

В тот момент, когда я запечатываю это письмо, мне наконец приходит в голову, что отправлять чертежи по почте небезопасно. Поэтому я со всем уважением предлагаю вам обдумать моё предложение. Если вы решите взяться за эту работу и мой план вас устроит, пожалуйста, телеграфируйте, и в течение сорока восьми часов автор явится в Белый дом.

Эрикссон с нетерпением ждал ответа, но его письмо перенаправили, и его предложение было отклонено главными инженерами военно-морского флота Бенджамином Ишервудом и Джоном Лентхоллом, которые завидовали Эрикссону и считали броненосцы «обманом».

В сентябре 1861 года комиссия по броненосцам, в состав которой входили капитаны Хайрам Полдинг, Джозеф Смит и Чарльз Дэвис, порекомендовала заключить два контракта. Один контракт был заключён с Корнелиусом Бушнеллом из Нью-Хейвена, штат Коннектикут, на строительство «Галены», а другой — с компанией Merrick & Sons из Филадельфии на строительство новых броненосцев. Оба корабля представляли собой обычные броненосцы с мачтами и рангоутом, обшитые железом.

Эрикссон был разочарован и подавлен. Затем к нему домой на Франклин-стрит пришёл неожиданный гость: Корнелиус Бушнелл. Бушнелл был обеспокоен тем, что военно-морские власти сомневались в том, что «Галена» сможет нести на своих бортах положенные 400 тонн брони. Бушнеллу было велено проконсультироваться по этому вопросу с Эрикссоном.


Броневая башня «Монитора». Поперечный разрез. Военно-морской исторический центр США

Эрикссон с радостью принял гостя и проконсультировал его по этому вопросу. Когда Бушнелл собрался уходить, Эрикссон спросил, не хочет ли он взглянуть на его собственные чертежи совершенно нового типа броненосца с малой осадкой. Эрикссон показал ему последнюю версию модели своего «корабля с куполом» и копии чертежей для его предложения президенту Линкольну.

Корабль выглядел довольно просто: плот с орудийной башней посередине. Эрикссон хвастался, что он защищён от самых тяжёлых снарядов и предназначен для действий на мелководье в прибрежных водах, таких как Хэмптон-Роудс и южные реки. Он объяснил, что даже в узких проходах корабль может вести огонь, поскольку нужно поворачивать только башню.

Бушнелл был впечатлён и убедил Эрикссона представить свою модель и чертежи министру военно-морских сил. Поскольку Эрикссон не хотел этого делать, Бушнелл спросил, может ли он взять чертежи, и Эрикссон согласился. Затем Бушнелл отнёс чертежи своему старому другу Уэллсу в его дом в Хартфорде, штат Коннектикут.

Время было выбрано удачно, потому что Уэллс был обеспокоен сообщением, что с июня Юг форсирует работы над «Виргинией». Уэллс настаивал на том, чтобы модель и чертежи были доставлены в Вашингтон для дальнейшего изучения Советом по броненосцам. Бушнелл согласился и, прекрасно понимая, насколько сложно иметь дело с Советом, сумел договориться о встрече непосредственно с Авраамом Линкольном.


Наиболее точная модель-копия «Монитора» с характерной рубкой из броневых плит на носу

12 сентября Линкольн принял Бушнелла в Белом доме. Уникальная конструкция «Эрикссона», напоминающая плот, и башня произвели впечатление на президента, и он отправился вместе с Бушнеллом в военно-морское ведомство, где на следующий день они встретились с членами комиссии по броненосцам. На встрече присутствовали помощник министра военно-морских сил Густавус Фокс и несколько других морских офицеров. Все они внимательно слушали презентацию Бушнелла. В зале раздались недовольные возгласы, мнения о необычном военном корабле разделились, но президент открыто поддержал его. Держа в руках картонную модель и изучая её уникальные особенности, он заметил: «Всё, что я могу сказать, — это то, что сказала девочка, когда засунула ногу в чулок. Мне кажется, в этом что-то есть».


Схематический продольный разрез «Монитора». Труба перед боем убиралась!

На следующий день совет директоров провёл официальное собрание, чтобы принять решение по предложению Эрикссона. Судно не было похоже ни на что из того, что они когда-либо видели или даже могли себе представить, и само упоминание имени Эрикссона вызывало у них подозрения. Но в ходе последовавшего обсуждения Полдинг и Смит согласились на строительство, поскольку судно было недорогим и могло быть готово через три месяца.

Третий член совета, капитан Дэвис, был свидетелем трагедии с пушкой и не доверял Эрикссону. Он вернул модель Бушнеллу и, перефразируя библейский текст, сказал:

Возьми её домой и поклоняйся ей. Это не будет идолопоклонством. Это образ ничего не существующего ни на небе вверху, ни на земле внизу, ни в водах под землёй.

В тот же вечер Бушнелл уехал в Нью-Йорк. Встретившись на следующее утро с Эрикссоном, он попытался сыграть на его тщеславии, сказав:

Совет директоров был очень впечатлён вашей гениальной плавучей батареей, но одному из членов совета, коммандеру Дэвису, прежде чем подписывать контракт, нужны дополнительные разъяснения по поводу вашей конструкции. Поэтому министр Уэллс предложил вам приехать в Вашингтон, чтобы дать личные разъяснения.

Эрикссон согласился немедленно отправиться в столицу и сел на ночной поезд до Вашингтона. Каково же было удивление Эрикссона, когда он узнал, что его план был отвергнут младшим членом комиссии, капитаном Дэвисом. В ответ на возражения Эрикссона Дэвис сказал: «Ваш корабль, капитан Эрикссон, недостаточно устойчив».

Изобретатель начал защищать своё творение, приводя подробные данные и цифры, и отметил, что низкий надводный борт его судна никоим образом не делает его неустойчивым. На самом деле, по его словам, из собственного опыта управления плотами в Швеции он знал, что высокие волны захлестывают палубу, но само судно остаётся устойчивым.

В заключение он сказал: «Джентльмены, после того, что я сказал, я считаю своим долгом перед страной потребовать от вас, чтобы вы отдали мне приказ о строительстве судна, прежде чем я покину этот кабинет». Дэвис уступил и неохотно рекомендовал начать строительство в качестве эксперимента. Эрикссона попросили вернуться через час, и всего через пять минут после того, как его провели в кабинет, Уэллс сказал ему: «Начинайте строить как можно скорее, не ждите официального контракта». Эрикссон и его странный маленький корабль внезапно оказались в авангарде гонки броненосцев Союза.

4 октября 1861 года был заключён контракт на строительство «бронированной, пуленепробиваемой паровой батареи». В контракте был пункт о возврате денег в случае провала проекта. Кроме того, в нём указывалось, что судно должно быть оснащено мачтами и парусами и что оно должно развивать скорость 6 узлов под парусом и 8 узлов на паровой тяге. Также было оговорено, что «указанное судно и оборудование должны быть полностью укомплектованы и готовы к отплытию в течение ста дней с даты заключения настоящего договора».

Судно назвали «Монитором», что переводится как «Наставник», и с нуля построили за удивительно короткий срок; по некоторым данным, на это ушло всего 98 дней. Подрядчики со всего северо-востока спешили предоставить необходимые железные листы, а литейные цеха работали сверхурочно, чтобы отлить сложные механизмы для корабля. Это выдающееся судно содержало 40 патентоспособных изобретений.

Корабль был спущен на воду 30 января 1862 года на верфи Continental Iron Works в Гринпойнте, Бруклин, штат Нью-Йорк, и был оснащён двумя массивными 11-дюймовыми пушками Дальгрена. Команда провела следующие несколько недель, устраняя недоделки в конструкции совершенно нового судна. Из-за своего уникального внешнего вида корабль получил прозвище «сырная банка на плоту».

8 марта «Вирджиния» вошла в Хэмптон-Роудс и быстро расправилась с американскими кораблями «Камберленд» и «Конгресс». Когда еще один корабль «Миннесота» сел на мель, «Вирджиния» ушла вместе с отливом. При этом её команда была уверена, что сможет вернуться и закончить начатое. Весь флот ВМС США, не говоря уже о предстоящей кампании на полуострове под командованием генерал-майора Джорджа Б. Макклеллана, казался уязвимым перед новой угрозой.

Однако на следующий день команду «Вирджинии» ожидал сюрприз. «Монитор» прибыл на буксире из Нью-Йорка накануне вечером, потрёпанный в пути, но готовый к бою. Корабль встал между броненосцем Конфедерации и повреждённой «Миннесотой». Более четырёх часов железные чудовища обстреливали друг друга. Корабль мятежников даже таранил «Монитор», а снаряд с него попал прямо в рубку, временно ослепив капитана Джона Уордена и вынудив его передать командование лейтенанту Сэмюэлю Грину. Однако «Монитор» отвечал, а его орудия Дальгрена продолжали обстреливать «Вирджинию».


Технология изготовления модели «Монитора» из бумаги и картона

Когда день подошёл к концу, «Вирджиния» отправилась назад, так и не выполнив миссию по уничтожению «Миннесоты». Два броненосца застыли в напряжённом ожидании по обе стороны Хэмптон-Роудс. Один из офицеров на «Мониторе» прокомментировал это так:

Каждая сторона курсировала взад и вперёд перед своими друзьями до самого обеда... Полагаю, эта комедия будет повторяться изо дня в день, и я не знаю, как долго это будет продолжаться...


«Монитор» в 1862 году. Гравюра в американском журнале…

«Монитор» сдерживал «Вирджинию» до тех пор, пока ее не уничтожила ее собственная команда после того, как из-за наступления Макклеллана она была вынуждена зайти на мелководье в Джеймс-Ривер. Эрикссон не зря ел свой хлеб. Его «сырная банка на плоту» навсегда изменила облик военно-морского флота.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    17 ноября 2025 04:12
    Эрикссон не зря ел свой хлеб. Его «сырная банка на плоту» навсегда изменила облик военно-морского флота.

    Дальше то что? Вики про Эриксона не особо информативна, даже в ее англ варианте. Его деятельность на поприще конструирования на Мониторе явно не остановилась, после такого успеха он явно был в фаворе.
    1. +12
      17 ноября 2025 05:44
      Поддерживаю Евгения, окончание статьи про Эриксона необходимо!
      Теперь к Монитору.
      Его «сырная банка на плоту» навсегда изменила облик военно-морского флота.

      И да и нет. Вопреки сложившимися мнению конструкция башни Эриксона «на тумбе» в «моду» не вошла. Успех имела конструкция англичанина Клоуза «на роликах погона». Последняя в малокалиберной артиллерии используется до сих пор.
      Всем хорошего дня!
      1. +6
        17 ноября 2025 09:11
        Цитата: Коте пане Коханка
        И да и нет. Вопреки сложившимися мнению конструкция башни

        насколько я понимаю, речь идет о башне вообще, а не имитации орудийных деков в виде каземата... появление вращающейся орудийной башни независимо от способа ее вращения действительно изменило облик, и не только флота
        1. +7
          17 ноября 2025 10:05
          Цитата: Rodez
          Цитата: Коте пане Коханка
          И да и нет. Вопреки сложившимися мнению конструкция башни

          насколько я понимаю, речь идет о башне вообще, а не имитации орудийных деков в виде каземата... появление вращающейся орудийной башни независимо от способа ее вращения действительно изменило облик, и не только флота

          Открытые поворотные установки орудий и мортир на кораблях уже были. Вопрос стоял на чем вращать башню с орудиями. У Эриксона- это была центральная тумба.
          Клуз - предложил использовать в качестве несущей поверхности ролики (подшипники) по периметру башни.
          В конечном итоге стандартной стала вообще иная конструкция - барбетно-башенная, когда вращается верх башенной установки с орудиями.
          hi
        2. +3
          17 ноября 2025 12:54
          Эриксон был первый кто башенный принцип реализовал в металле, в проектах Кольз с конца 50-х проектировал башенные корабли с поворотными башнями.
          Самое интересное первые его проектные башни были наклонной броней, в виде конуса.
      2. +5
        17 ноября 2025 10:30
        Цитата: Коте пане Коханка
        И да и нет. Вопреки сложившимися мнению конструкция башни Эриксона «на тумбе» в «моду» не вошла.

        Вообще Эрикссон не разрабатывал орудийную башню для "Монитора", сконструировал её Theodore R. Timby. За это Эрикссон заплатил 5000 долларов и обязался, согласно контракта, платить по 5000 долларов за каждую башню установленную на другом корабле пока сумма выплат не составит 100000 долларов.
        1. +4
          17 ноября 2025 11:26
          Вообще Эрикссон не разрабатывал орудийную башню для "Монитора", сконструировал её Theodore R. Timby. За это Эрикссон заплатил 5000 долларов и обязался, согласно контракта, платить по 5000 долларов за каждую башню установленную на другом корабле пока сумма выплат не составит 100000 долларов.

          Спасибо, не знал. hi
      3. +1
        18 ноября 2025 15:19
        Наверное Кольза? Купер Кольз.
    2. +6
      17 ноября 2025 06:57
      Цитата: Дырокол
      Его деятельность на поприще конструирования на Мониторе явно не остановилась, после такого успеха он явно был в фаворе.

      Немного подождите... и так получился большой материал. Продолжение будет...
      1. +5
        17 ноября 2025 07:11
        Цитата: kalibr
        Продолжение будет...

        Ну это же тогда все меняет! Ок, в режиме ожидания...
        1. +6
          17 ноября 2025 07:13
          Цитата: Дырокол
          в режиме ожидания

          Но не обольщайтесь. Опять у меня проблемы со здоровьем и ничего в скорости обещать не могу.
          1. +6
            17 ноября 2025 09:06
            Цитата: kalibr
            ничего в скорости обещать не могу

            "быстро только кошки родятся"... не в скорости дело, набирайтесь сил и (терпеливо) ждем-с :)
            1. +12
              17 ноября 2025 10:16
              Цитата: Rodez
              Цитата: kalibr
              ничего в скорости обещать не могу

              "быстро только кошки родятся"... не в скорости дело, набирайтесь сил и (терпеливо) ждем-с :)

              Немного улыбну!
              О кошках.
              Дочка в четырехлетнем возрасте с подружками одногодками решили «завести котят». В тихую отловили «соседского кота» и привели в «гости» к кошке подружки. Оставили на кухне и стали ждать - «котят».
              Романа правда не получилось. Соседский Рыжик покусился на еду избранницы, за что был бит и изгнан. Очумевший от общения с дамой сердца кот пытался удрать домой через вентиляцию, но застрял. Выковыривали его от-туда всем миром, разворотив метра полтора вентиляционной трубы. Пикантную подробность о том, что несостоявшаяся пара была стерилизована, можно оставить за кадром.
              1. +6
                17 ноября 2025 10:25
                супер !

                Цитата: Коте пане Коханка
                Соседский Рыжик покусился на еду избранницы

                по деловому начал, с "подкрепится", даром что не "винни" звали :)

                Цитата: Коте пане Коханка
                подробность о том, что несостоявшаяся пара была стерилизована, можно оставить за кадром

                :))
                "но забыли про овраги" называется... труба тоже была не предусмотрена :)

                Цитата: Коте пане Коханка
                Немного улыбну!

                вот спасибо и хорошего дня вам тоже охотно пожелаю !
              2. +9
                17 ноября 2025 16:40
                Цитата: Коте пане Коханка
                Романа правда не получилось. Соседский Рыжик покусился на еду избранницы, за что был бит и изгнан.

                Не дай бог так оголодать! ©
                1. +7
                  17 ноября 2025 18:25
                  Принимая во внимание что
                  Цитата: Коте пане Коханка
                  несостоявшаяся пара была стерилизована

                  что еще котику оставалось?
                  ну хоть пожру... решил он)))
    3. +5
      17 ноября 2025 09:43
      Цитата: Дырокол
      Его деятельность на поприще конструирования на Мониторе явно не остановилась, после такого успеха он явно был в фаворе.

      Имеется только, что к его позднейшим изобретениям принадлежит так называемая «Солярная машина» (Solarmaschine), которая собирает на особом зеркале солнечные лучи и служит непосредственным источником тепла.
    4. +3
      17 ноября 2025 12:49
      Ага было самый шедевр морской супер монитор Диктатор. Огромный под 5-т тонн, с супер пушками, и не менее хреновой мореходностью, хотя его позиционировали как мореходный.
  2. +6
    17 ноября 2025 06:17
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Дураки и карьеристы, как это часто бывает в таких случаях, сразу отошли в сторону, страшась ответственности
    Метко сказано! Непременно это выражение когда-нибудь использую. Респект...
  3. +5
    17 ноября 2025 07:31
    История со взорвавшейся пушкой - характерна.

    В нашей жизни прилететь может с любой стороны. Лишь цена вопроса различная.
  4. +5
    17 ноября 2025 07:38
    с нуля построили за удивительно короткий срок; по некоторым данным, на это ушло всего 98 дней.

    Как то необычайно быстро учитывая то, что ГЭУ придумал тоже Эриксон, т.е. это не какая то паровая машина уже бывшая в эксплуатации. К тому же ранее подобные паровые машины вообще не производились, т.е. нужно было ее изготовить и испытать, чтобы она и влезла в корабль, и обеспечила ему проектную скорость. И это за 98 дней? Звучит фантастически. На месте капитана Дэвиса я бы сказал, "а где гарантия, что ваша ГЭУ выдаст 320 л.с.?", ведь на сколько я понимаю ее не было в железе вообще...
  5. +6
    17 ноября 2025 08:30
    «Монитора». А то о его битве с «Вирджинией» не писал разве что ленивый, а вот о сложной судьбе его автора знают немногие

    именно !
    спасибо
  6. +4
    17 ноября 2025 10:06
    пушка Стоктона взорвалась. Апшур, Гилмер и ещё шесть человек погибли.

    Стоктон тут же возложил вину за трагедию на Эрикссона, хотя тот ее не проектировал и не строил. Тем не менее, флотское начальство на него обиделось, перестало доверять и отказалось иметь с ним дело.

    Флотское начальство не только обиделось на Эрикссона, но ещё и отказалось выплатить ему 15000 долларов за проведённые работы.
  7. +5
    17 ноября 2025 12:12
    Заголовок слишком "Журналистский", То что он изменил судьбу нации я считаю преувеличением. Кроме Монитора Янки строили броненосцы других проектов. Мониторы оказались наиболее оптимальными для прибрежного действия. Плюс Эриксон со своим Монитором успел.
    Небыло бы Монитора, итог войны на море был бы таким же, разве что более драматичным, Верджиния навела бы шороху и некоторое время возможна была деблокада порта, но, потом бы подошли броненосцы Янки и закупорили порт. Дальше было бы как в реальности запертую Верджинию пришлось взорвать.
    Галена, Нью-Айронсайдс, к 64-му году Янки построили 71 броненосец.
    1. +2
      17 ноября 2025 19:04
      Цитата: irontom
      Галена, Нью-Айронсайдс, к 64-му году Янки построили 71 броненосец.

      Это не так важно. Одновременно с битвой при Геттисберге в июле 1863 года армия Гранта овладела крепостью Виксберг - ключевым портом на реке Миссисипи, после чего практически вся река оказалась под контролем северян. Это был перелом в войне в пользу Союза.
      Кроме того присутствие русского флота в 1863-1864 внесло весомый вклад в нормализацию ситуации в САСШ. Благодаря патрулированию российских эскадр корабли южан были заперты в портах, а Англия и Франция прекратили поставки оружия и материалов конфедератам.
      1. +4
        17 ноября 2025 20:02
        Вы зря, на русскую эскадру взваливаете то что она не делала. Наши только как политический фактор сдерживания для Британии, особенно когда когда Бриты были на грани объявления войны, после захвата северянами британского судна и казни экипажа.
        А остальное Янки сделали все сами, блокировали, перехватывали, и строили корабли. На той же Миссисипи броненосный флот речных броненосцев, начиная с типа мониторов, заканчивая колёсных цитадельных. Дикси пришлось бронировать свои хлопковыми тюками.Так же на море, одних цельнометаллических канонерских лодок типа Сассакус рабочих лошадок блокады построили три десятка. На каждый южный броненосец изиговна и палок (рельсов и паровых машин с лесопилок), выдавали по десятку бронированных кораблей.
        1. +4
          17 ноября 2025 20:16
          Я не преувеличил заслуги Русской балтийской эскадры. Однако патрулирование в Атлантике сыграло свою роль. А на "грани войны" с РИ бриты и так были в связи с ситуацией в Царстве Польском. Так что это было ко взаимной выгоде и РИ и САСШ.
          С Уважением. hi
          1. +4
            17 ноября 2025 20:28
            Из вашего комментария получается смысловое утверждение, что наша эскадра заперла Дикси в портах своим патрулированием. 😉
            1. +2
              17 ноября 2025 21:48
              Это патрулирование разве не препятствовало разворачиванию массового рейдерства во флоте конфедератов? из успешных известны только 2: C.S.S. Shenandoah и C.S.S. Alabama
              1. +1
                18 ноября 2025 08:42
                Ещё Флорида, Самстер. История Самтера есть на ВО.
                Нейтралитет, этим все сказано, даже дружественный, наши не вмешивались.
                Нет ни одного документального случая встречи и вмешательства. Массовые южане не смогли по другим причинам. Основная проблема у них небыло нужных кораблей, закупка постройка и наем экипажей был сопряжён с большими проблемами. Тем более что Янки признавали каперов пиратами и собирались вешать, только уграза Южан в ответ повесить северян, заставила помиловать захваченных рейдеров. Если капер не трогает нейтральных, с ним ничего не сделать. Имеет право на заход в нейтральный порт. Последний бой Алабамы, блокировали в нейтральном, можно было интернироваться, пошли на прорыв, история известная.
                1. 0
                  18 ноября 2025 11:00
                  Согласен. Если представится возможность поинтересуйтесь сдачей "Шенандоа" в 1865. Этот крейсер произвел последний выстрел гражданской войны. История не менее эпична чем история "Алабамы". hi
        2. +2
          17 ноября 2025 21:57
          Это т.н "Дело Транта".А замешан был Уильям Фенвик Уильямс, барон Карский, руководивший ранее в Крымской войне защитой Карса турками от осады наших войск, потом год просидел в Рязани в плену и был отпущен. Потом губернатор Новой Шотландии в Канаде, потом командующий войсками англичан в Канаде во время войны Севера и Юга. Хотели вмешаться англы, но не получилось
  8. +4
    17 ноября 2025 18:34
    Брейтуэйт и Эрикссон еще и построили первый в мире паровой пожарный насос.
  9. +1
    18 ноября 2025 01:50
    Вот только бы поменьше таких перлов:
    сконструировал тепловой двигатель, который использовал в качестве топлива не пар, а дым от огня.


    чтобы отлить сложные механизмы для корабля
  10. 0
    18 ноября 2025 12:09
    Если бы Монитор протаранили он бы пошел на дно, так как плавал с большим трудом.
  11. 0
    18 ноября 2025 13:15
    Остановился в прочтении после фразы "...сконструировал тепловой двигатель, который использовал в качестве топлива не пар, а дым от огня... " В качестве топлива... Пар... Вы перечитываете то, что копируете и переводите из других источников? В переводе должно было быть "рабочее тело" хотя бы. Но вам некогда. Много букв зовут.