"Крокодил"

49
Уж не знаю за что эта машина получила столь меткое прозвище, но посмотрев на неё, как говориться, в упор, на расстоянии нескольких метров, это действительно первое, что приходит на ум ... а второе - то, что нужно "делать ноги" и причем очень быстро ...



До этого момента к вертолётам я относился достаточно спокойно, и даже полетав на Ми-8 на Севере и в Сибири не сильно проникся к этим винтокрылым машинам.
Но близкое знакомство с Ми-24 в 344 Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации действительно изменило мое отношение к ним ...
2.



В состав центра входит 696 инструкторский испытательный вертолётный полк, в котором ведется подготовка летчиков высшей категории с присвоением им квалификаций «лётчик-снайпер» и «штурман-снайпер», кроме этого в Центре ведется подготовка иностранных военных специалистов летного и технического состава. В настоящее время проблем с топливом нет и обучение идёт полным ходом. Одни экипажи сменяют другие прямо на ВПП не останавливая вращение лопастей винтов, что-бы не тратить время на руление и повторный запуск ...
3.



В небе "жарковато" ... размеренная карусель по квадрату: взлёт - круг - посадка и так по нескольку раз за день, до полного расхода топлива ...
4.



После взлёта - круг левый ...
5.



И вскоре уже посадка по осевой на впп ...
6.



А потом снова взлёт ...
7.



Ми-24 (по классификации НАТО "Hind" — Лань) транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля.
Стал первым российским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. На сегодняшний день уже имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался и в годы Афганской войны, и в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. О ТТХ говорить не буду - всё давно уже есть в сети ...
8.



Бронированные кабина пилота и основные узлы позволяют не реагировать на автоматные и винтовочные пули. В Афганистане лобовое бронестекло держало пули от ДШК (12,7 мм). К тому же все системы управления сдублированы так, что даже их повреждение не гарантирует уничтожения вертолета. Душманам приходилось использовать пулеметы калибра 14,5 мм и ПЗРК «Стрела» (изредка «Stinger»), при этом известны случаи, когда вертолет возвращался на базу с десятками пробоин, но живой. Известен случай в Афганистане, когда иранский F-4 «Фантом» выполнил пуск ракетой «Спароу». На базу тогда прилетело своим ходом "пол-вертолёта", что конечно является рекордом ...
Душманы "ласково" прозвали 24-ку - «шайтан-арба» ...
9.



После выхода в свет фильма Бондарчука "9-я рота" в памяти конечно остались те шикарные кадры с Ми-24, медленно вплывающими в кадр ...
Даже при просмотре чувствовалась сила и мощь этой машины ... но то, что испытываешь, находясь рядом в реале - действительно впечатляет!
А уж фотографировать в таких условия, поверьте, далеко не простое занятие, тут бы на ногах устоять, не до ракурсов )))

10.



А тем временем всё новые и новые экипажи занимают места в кабинах и продолжают полеты ...
11.



Взлёт ...
12.



Висение с поворотами - тоже часть тренировок ...
13.



В воздухе становится тесно от работающих машин, но места хватает всем, у каждого экипажа свои задачи и свой маршрут ...
14.



В работе обе ВПП базы ...
15.



Удачная машина с интересной судьбой, и поэтому не удивительно, что именно этот вертолёт установлен на постамент в центре части ...
16.



Я рад, что смог познакомится с "Крокодилом" лично, и приятно, что его модифицированные версии ещё в строю на ряду с современными боевыми машинами ...
17.



В преддверии вопросов о серой окраске повторю комментарий из прошлого поста: - После одной из поездок в США, бывшему министру обороны Сердюкову, "захотелось" перекрасить воздушные суда по типу американских, в темно-серый цвет... С приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу, этот приказ (по окраске в серый цвет) был отменен, а в замен него был издан другой, в котором указано (приблизительно): "...цвет окраски воздушных судов должен соответствовать цвету окружающей среды той местности, где базируется техника ..." Возвращать камуфляж будут постепенно, по мере ремонта бортов окрашенных в темно-серый цвет.

Выражаю благодарность пресс-службе Министерства обороны, а так-же всему составу 344-у ЦБП и ПЛС за возможность съёмок на территории центра.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. NickitaDembelnulsa
    +1
    27 апреля 2013 07:28
    Почему Ми-35, так мало заказали?
    1. +6
      27 апреля 2013 08:51
      35-ка это экспортный вариант 24-ки.
      1. +5
        27 апреля 2013 09:17
        Не экспортный, а новая модификация 24-ки. Притом, весьма переработанная.
        1. smprofi
          +12
          27 апреля 2013 11:59
          Цитата: Wedmak
          Не экспортный, а новая модификация 24-ки. Притом, весьма переработанная

          это очень "философский вопрос".
          обозначение Ми-35 появилось когда Ми-24В начали поставляться на экспорт, в 70-е годы. и нечего было минусить коллегу cth;fyn. и с маркировкой Ми-35 встречается несколько вариантов машины:
          • Ми-35М1 — модернизированный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМА, французской авионикой, укороченным крылом. Состав вооружения аналогичен Ми-24ВП.
          • Ми-35М2 — высотный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМА-СБЗ.
          • Ми-35М3 — экспортный вариант Ми-24ВМ.
          • Ми-35МО — ночной. Отличается оптико-электронной системой ГОЭС-342. В 2000 году переоборудовано 2 вертолёта.
          • Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П.

          что касается нынешнего Ми-35... есть, однако, нехорошее тенденция в нынешние времена когда модернизированные образцы выдаются за новейшие образцы техники. нет, ну для очковтирательства - в самый раз. а в реале...
          в Союзе так не делали.
          тот же Ми-24В или Ми-24П отличаются от Ми-24А или Ми-24Б как небо от земли, но ведь не присваивалась же другая маркировка, просто изменялась буква, что указывала о модификации
          1. +18
            27 апреля 2013 16:35
            Есть и совсем новая модификация. О ней вы забыли упомянуть.Так сказать универсальный аппарат. laughing
            1. smprofi
              +1
              27 апреля 2013 16:51
              Sirocco, бояним! (строго машет пальцой) feel
              1. +2
                27 апреля 2013 17:41
                Если память не изменяет, баяним третий раз за год, про 24-ку. request
                1. smprofi
                  -1
                  27 апреля 2013 20:14
                  Sirocco, и ысшо неоднократно

                2. Комментарий был удален.
            2. 0
              27 апреля 2013 21:00
              Цитата: Sirocco
              Так сказать универсальный аппарат

              Ну "зерноуборочные комбайны" вертикального взлета еще в СССР делали... wink
              1. smprofi
                +2
                27 апреля 2013 21:51
                Цитата: Nick
                еще в СССР делали

                те, что отгоняли всяких косорылых хулиганоф за пределы границы нашей Родины?
                да!
                1. +1
                  28 апреля 2013 00:33
                  Цитата: smprofi
                  е, что отгоняли всяких косорылых хулиганоф за пределы границы нашей Родины?
                  да

                  Именно!
            3. +1
              28 апреля 2013 14:04
              эта модификация успешно применяется в Республике Беларусь во время посевной и уборочной кампании laughing
  2. +6
    27 апреля 2013 07:40
    Красивый и очень впечатляющий в небе вертолет. На счету этой машины сотни врагов и не меньше спасенных жизней наших воинов. Хочется верить, что обновление парка крокодилов будет идти быстро, нашей армии нужны эти машины.
  3. +15
    27 апреля 2013 08:46
    Мне он напоминает стрекозу. В 84 они радом с поселком по полигону гоняли, низко летя над землей, грозно ощетинившийся ракетным оружием под крыльями, хищно опустив нос, чиркающий звук как бы предупреждающий о приближении неотвратимого возмездия..., Великолепное зрелище летящего МИ-24, вызывающее мурашки по коже и дикий страх и одновременно гордость и чувство безопасности, от того что это твой защитник.
    1. tttttt
      +5
      27 апреля 2013 09:46
      Прозвище "Крокодил" наверное дали советские офицеры, смотревшие при Союзе сверхпопулярный мультик про Чебурашку. Так вот в переднем ракурсе МИ-24 поразительно похож на старого доброго крокодила Гену, а не на настоящего крокодила. Правда далеко не такой добрый как всем известный персонаж. laughing
      1. +1
        29 апреля 2013 00:02
        первые модификации называли "стаканами", из-за ограненного остекления.
    2. smprofi
      +5
      27 апреля 2013 12:10
      Цитата: КОСМОС
      Великолепное зрелище летящего МИ-24, вызывающее мурашки по коже и дикий страх и одновременно гордость и чувство безопасности, от того что это твой защитник.

      хм... в том же 84-м были в лагерях. и были небольшие учения. нас выгнали на учебную позицию батареи ЗРК "Круг". у вертолетчиков тоже, видимо, были учения. и вот на нашу позицию вышла пара, из-за лесного мыса, по оврагу... в штыковую прямо на нас. ВПЕЧАТЛЯЕТ! чувство безопасности было только от того, что ты осознавал, что это только учения. то, что к батарее придается пара ЗУ-23-2 и вид крокодила в обвесе указывал только на одно, что на той дальности, откуда они вынырнули и пошли на нас, где-то метров 400-500, победа была только за крокодилом.
      до этого прожил в гарнизоне, где базировались МиГ-21. насмотрелся и наслушался. но то, как выглядит Ми-24, как он идет - завораживающее зрелище.
    3. +4
      27 апреля 2013 21:03
      Цитата: КОСМОС
      Великолепное зрелище летящего МИ-24, вызывающее мурашки по коже и дикий страх и одновременно гордость и чувство безопасности, от того что это твой защитник.

      А какой священный ужас вы бы испытали, находясь в 300-х метрах от стартующей МБР! Э-Эх! не опишешь в словах... good
      1. Misantrop
        +4
        27 апреля 2013 21:13
        Цитата: Nick
        находясь в 300-х метрах от стартующей МБР

        В паре десятков метров от нее ощущения еще круче, крейсер аж проседает при старте...
        1. 0
          28 апреля 2013 01:39
          Цитата: Misantrop
          В паре десятков метров от нее ощущения еще круче, крейсер аж проседает при старте

          К сожалению, с морским пуском не знаком...
    4. +1
      15 мая 2013 07:43
      совершенно верно!!!
  4. Focker
    +9
    27 апреля 2013 09:59
    Будь я конструктором вертолетов в России, я бы новые боевые вертолеты делал как реплики Ми-24! Конечно не полностью, но внешне они должны его напоминать. Потому, что ни один боевой вертолет в мире (за исключением может быть только Ка-50/52) не выглядит так впечатляюще, как Ми-24! Это настоящий боевой вертолет и внешне и по участию в боевых действиях. Больше всего мне нравится!)
    1. Focker
      +10
      27 апреля 2013 10:06
      Ахахаа) Верной дорогой идете, товарищи!))

      source: http://videogame-art.com/portfolio/russian-mi-24-gunship-helicopter/
  5. простовася
    +2
    27 апреля 2013 10:06
    Уважаемый автор! Шикарную подборку фоток портит первые строки о Вашем незнании причин возникновения прозвища этих красавцев. И поскольку "Крокодил" является неотъемлимой частью истории этой машины Вам минус за элементарное нежелание поинтересоваться. Если найти фотки первых образцов МИ-24, то станет понятно. Остекление кабины было из листового бронестекла, угловатое, и формой именно похоже на морду рептилии. То к чему мы привыкли является уже модернизацией. А прозвище закрепилось. Искать надо МИ-24А. Ну очень похож! http://www.airwar.ru/enc/ah/mi24a.html
    1. Николай Н
      +2
      27 апреля 2013 15:14
      знаете я например когда на службе первый раз на учениях увидал этого красавца сразу для себя его назвал Крокодилом. Не зная об этом вертолете ни чего.Просто по другому его и не назовешь. Так что о первенстве его названия в народе спорить безполезно. Другое бы и не прижилось ИМХО
    2. 0
      11 марта 2017 09:28
      МИ-24А звали "стаканом" или "граненым", потом был"рашпиль", а уж потом "крокодил" возникло.Возникло видимо из-за сочетания глаз-воздухозаборников, узкой "морды", стремительности на малых высотах и общей угрозы которая от него исходит. Хищник одним словом...
      Ми-8 же добродушный(невзирая на подвески feel ) - его хотелось погладить, с 24-кой такой фамильярной мысли даже не возникает.
      До сих пор жалею что не смог полетать на 24-ке - хоть и служил в ОБАТО, на 8-х много летал-а на 24 не пришлось....
  6. +1
    27 апреля 2013 10:39
    Статье + , автору спасибо!
    Так же огромное спасибо нашим конструкторам создавшим эту замечательную машину.
    Желаем новых творческих успехов!
  7. smprofi
    +2
    27 апреля 2013 12:02
    небольшая добавка в виде видео



  8. +2
    27 апреля 2013 13:45
    ... а второе - то, что нужно "делать ноги" и причем очень быстро ...

    Не-а...не успеешь...
    1. +4
      27 апреля 2013 14:00
      Попытка не пытка;
      Главное участие;
      Олимпийский принцип
      Чет больше не помню поговорок по этому поводу. laughing
  9. stranik72
    +6
    27 апреля 2013 13:58
    Для восстановления истины, первое имя у Ми-24А было не "крокодил" а "рашпиль", не только за вид, но и за своеобразный шумовой эффект при полёте, отличным от звука Ми-8Т того времени. "Крокодил" появился уже по результатам полётов в Авгане на предельно малой высоте и в ущелье , особенно это имя чётко соответствовала при виде с верху окраска, движение на фоне земли, ну точно крокодил, и вооружение вкупе, очень опасен и совершенен. Жаль конечно, что современные торгаши из ВР, не пошли на предложение Конструкторов и не дали возможность, провести его модернизацию по другому направлению, модернизация главного редуктора, исключение из схемы коробки приводов, оставив убирающиеся шасси и не трогая крыла, доработать систему управления и вместе с тем, что было реализовано на Ми-35М (модернизированная несущая система и БРЭО)тогда Ми-24 и сегодня считался одним из современных вертолётов мира, а так Ми-35М полукровка за которую КБ несколько неудобно, так как возможности были совсем другие.
  10. Николай Н
    +2
    27 апреля 2013 14:59
    шайтан-арба это они любя laughing . До чего красивая машина,шедевр однозначно
  11. немец
    +3
    27 апреля 2013 15:01
    полнстью поддерживаю автора в том ,что "при виде заходящего "в лоб" МИ-24 хочется делать ноги" Видел всего раз в жизни но впечатление осталось до сих пор...
  12. +2
    27 апреля 2013 15:13
    Всем добрый день!
    Хотел бы поделится вот такой историей об этом вертолёте, очень душевно и с любовью, вся сущность этого винтокрылого воина описана в этом небольшом рассказе.
    Автор: Наговицына Екатерина "Ми-24"

    http://artofwar.ru/n/nagowicyna_e_s/text_0030-1.shtml
    1. +2
      27 апреля 2013 17:58
      Спасибо за ссылку ! hi
  13. Kir
    +2
    27 апреля 2013 17:58
    Автору огроменнейшее спасибо за подборку, как говорить на вкус и цвет товарищей нет. но всему мировому вертолётному парку ой как далеко до красоты семьи Ка-50/52, да и кстати тот-же Ми-28 по мне так более визуально походит на воина, а этот. касаемо-же сердюковской окраски, хорошо ещё хоть тузы не додумались малевать.
  14. +2
    27 апреля 2013 19:00
    Мощный и красивый вертолет. Великолепные снимки, спасибо автору.
  15. +1
    27 апреля 2013 19:14
    Шикарно сняли атаку нашей пары Ми-24 в начале фильма «Личный номер» по двум джипам.
  16. +3
    27 апреля 2013 20:30
    Название это-,,крокодил,,я впервые в Афгане узнал,в Союзе его тогда еще так по-моему не называли(может ошибаюсь)Кроме внешнего вида--желто-зеленый камуфляж,хищный силуэт,нужно услышать звуки,издаваемые во время его,,работы,,--настоящий ,,рев,,автоматических пушек и шипение выпускаемых ракет--вот вам и ,,крокодил,,В время выходов на БД заслышав приближение Ми-24 немедленно обозначали свое местоположение(сигнальными ракетами и ,,дымами,,)---,,мы здесь,,это--обязательно,хотя не припомню случая что бы ,,накрыли,,своих,Психологическое воздействие заходящего на цель ,,крокодила,,трудно передать словами---тут уж действительно--лучше делать ,,ноги,,и при этом не обос...ся
  17. +1
    27 апреля 2013 21:49
    Всех приветствую hi прекрасный вертолёт!!!а главное ЛУЧШИЙ !!!у нас в Сызрани такой на стелле висит,всякий раз мимо проезжаю и засматриваюсь. good
  18. +2
    28 апреля 2013 06:48
    я видел их близко только раз в жизни, но впечатления остались на всю жизнь, когда служил в армии на ДВ, то стоя на посту, чуть на корточки не присел, когда четверка МИ-24 вывалилась из за сопки на бреющем, реально страшно было, не хотелось бы что бы они в атаку на меня заходили
  19. NONI4
    +2
    28 апреля 2013 16:05
    Вертолет легенда.А насколько красивый настолько ужасный и мощный.
  20. +1
    28 апреля 2013 16:43
    Сосед "Афганец",царствие небесное братишке,рассказывал:при заходе крокодилов на штурмовку моджахеды сразу начинали голосить алаху акбар от ужаса.А один обос.р.а.лся,эт он с группой поддержки выжившего в плен отыскали среди фарша.
  21. Волхов
    -1
    28 апреля 2013 17:44
    После одной из поездок в США, бывшему министру обороны Сердюкову, "захотелось" перекрасить воздушные суда по типу американских, в темно-серый цвет... С приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу, этот приказ (по окраске в серый цвет) был отменен, а в замен него был издан другой, в котором указано (приблизительно): "...цвет окраски воздушных судов должен соответствовать цвету окружающей среды той местности, где базируется техника ..." Возвращать камуфляж будут постепенно, по мере ремонта бортов окрашенных в темно-серый цвет.


    Чисто случайно китайцам тоже "захотелось" покраситься в цвет НАТО, так что вовсе это не система сионизма. А в Мали Сердюкову захотелось помочь французам и пока не отменили - продолжают помогать неграм истреблять полностью белых туарегов - негры важнее родственных народов с русской культурой керамики - пусть в Сахаре рядами лежат как в Бутово и Коммунарке. Туареги с неграми уживались, а в "освобождённых" городах только чёрные и русские с французами.
    Как в "Доме 2" обсуждаются "ощущения", а не смысл происходящего. Да и афганцы 10 лет пугались, но ушли оттуда... с крокодилами.
  22. +2
    28 апреля 2013 21:20
    Хорошая вертушка,здорово они нас в своё время выручали!!! soldier
  23. smershspy
    +3
    29 апреля 2013 13:31
    Надеюсь, что запустят серийное производство! Главное, чтобы не оставили как опытный экземпляр, а обеспечили ВС МО и специальные подразделения!
  24. +1
    29 апреля 2013 15:31
    На вкус и цвет товарищанет, как говорят. Кому-то нравится Ка-50/52, кому-то 28-й, кому-то 24/35-й. По моему они все очень красивы, но у каждого своя красота, неповторимая. Ну а то что атакующий 24-й вызывает ужас, это факт. И всё же он красавец.
  25. shitovmg
    +1
    29 апреля 2013 21:46
    Хотелось бы посмотреть на него в воздухе! Это в техническом музее автоВАЗа.
  26. 0
    3 мая 2013 18:03
    вот такой он в первых модификациях
  27. 0
    3 мая 2013 18:04
    был с "верандой"
  28. 0
    3 мая 2013 18:06
    стал таким, модификация ми-24п
  29. Matt Eversmann
    0
    9 июня 2013 19:31
    Огромное спасибо автору за представленные фотографии! Прекрасная вертушка!