Врач с большой буквы

4 929 73
Врач с большой буквы
Дом-музей им. Н. Н. Бурденко на территории пензенской областной больницы, носящей его имя


«Только не пишите, пожалуйста, обо мне, что я выходец из крестьянской семьи, что предки мои чуть ли не по миру ходили…»
Н. Бурденко

Славные люди земли русской. Поистине иногда просто надо заболеть, чтобы получить доступ… к интересной журналистской информации. Причем иной раз заболеть бывает легко, а вот попасть на лечение «куда надо» – трудно. Но мне в этот раз повезло. Пензенская областная больница им. Бурденко была дежурной, и вот как раз туда-то меня «скорая помощь» и отвезла. А некоторые терпят по три дня. Ждут ее дежурства и никуда больше ехать не хотят! Хотя больница и очень старая, в ней полно самых современных корпусов, и врачи (как и их техника) там очень хорошие. Хирурги так и вовсе как на подбор «гренадеры» ростом под притолоку. Низкорослый попался только один! Есть даже один врач негр. И, очевидно, хороший специалист, иначе чтобы он там делал среди таких-то «профи». То есть полная «хинди-руси бхай-банд», но в хорошем смысле этого слова. В итоге дня три-четыре – и ты уже на ногах. По территории в хорошую погоду можно гулять. И там же стоит дом-музей Н. Н. Бурденко, вписавшего в историю нашей медицины очень достойную страницу со своим именем.




Бюст на территории больницы

Музей этот мне был известен давно. Да и многие пензенцы его видели через прутья решетки, ограждавшей территорию больницы. Видели, но вряд ли в нем бывали, потому как идти надо через проходную больницы, а это и далеко, и хлопотно. Я, кстати, в свое время в нём уже бывал, но с весьма узкой целью: сфотографировать заспиртованную голову известного пензенского бандита 20-ых по кличке Алле. Статья о нем с фотографиями этой головы на ВО была, и, скажу больше, сегодня фотографии, что были в ней помечены – уникальны, потому что головы этой самой в музее больше нет. Ее, по просьбам родственников, наконец-то захоронили!


А это его портрет на одном из этажей… Под портретом – ордена, которыми он был награжден

Но сам музей цел, обустроен, а его директор Сучкова Дарья Владимировна встретила меня более чем благожелательно, провела персональную экскурсию и рассказала много всего очень интересного. Ну и, пользуясь отсутствием народа, я уж поснимал там от души, хотя, понятно, что те экспонаты, что находились за стеклом, традиционно фотографировать было неудобно.


Макет дома семьи Бурденко. Очень люблю такие макеты. Они о многом рассказывают…

Ну а мне есть смысл повторить этот рассказ в чисто журналистской интерпретации и рассказать о поистине героической судьбе человека пензенской земли, врача с Большой буквы Николая Ниловича Бурденко.


Одна из комнат. Как видите, жили в том доме люди довольно-таки тесно…

Родился он 22 мая (3 июня) 1876 г. в селе Каменка Нижнеломовского уезда Пензенской губернии в семье крестьян. Дед его был крепостной крестьянин, получивший освобождение от крепостной зависимости.


Вот этот документ на гербовой бумаге, удостоверяющий переход деда будущего врача в свободное состояние!

Но уже отец Нил Карпович, сын крепостного, стал писарем, а затем так даже и управляющим небольшой барской усадьбы и «пензенским мещанином» по паспорту! То есть поднялся очень неплохо по тому времени. Отдал сына учиться в земской школе (1881-1885) и мечтал о том, чтобы тот стал священником. Так молодой Бурденко оказался в Пензенском духовном училище (1886-1890), затем в Пензенской духовной семинарии (1891-1897). Но… разочаровался в «божественной карьере» и сентябре 1897 г. поступил учиться в Томский университет на медицинский факультет.



А вот так Николай учился


Здание духовной семинарии. Сегодня в очень плохом состоянии, и никакого госпиталя в нем, естественно, давно нет!


Его учителя и наставники


Очень радостный для Николая документ!


Явная забота царского правительства о юных и незрелых умах!

А дальше было так, что хотя некую бумагу на фотографии Николай и подписал, но… участие в забастовке студентов в 1899 г. все-таки принял и был исключен из университета. Однако подал прошение о восстановлении и снова вернулся в университет. В 1901 году его имя снова появилось в списке забастовщиков, по некоторым сведениям, попало оно туда случайно. Однако Бурденко был все же вынужден покинуть Томск и 11 октября 1901 года перевестись… в Юрьевский университет (ныне университет в городе Тарту, Эстония) на четвёртый курс медицинского факультета. Там, видимо, было «посвободнее». Но отметим и тот факт, что не так уж и сильно царизм преследовал молодых бунтовщиков. Возможность учиться для них он не закрывал…

Занимаясь науками, Николай Бурденко принимал активное участие и в студенческом политическом движении, и в итоге после очередного участия в студенческой сходке ему пришлось прервать занятия в университете. По приглашению земства он прибыл в Херсонскую губернию для лечения эпидемии сыпного тифа и острых детских заболеваний. Здесь Бурденко, по его собственным словам, впервые приобщился к практической хирургии. Проработав почти год в колонии для больных туберкулёзом детей, и благодаря помощи своих профессоров, он смог вернуться в Юрьевский университет. Где Николай Бурденко стал работать в хирургической клинике помощником ассистента.

С января 1904 г. он добровольцем (помощником врача) участвует в Русско-японской войне. В бою у населенного пункта Вафангоу, при выносе раненых под огнем неприятеля, был контужен и ранен. За проявленный героизм его наградили солдатским Георгиевским крестом, и это была его первая военная награда. В 1906 г. он наконец-то окончил Юрьевский университет в г. Тарту (Эстония) и получил диплом лекаря с отличием.


Вот этот диплом!


Вот таким красавчиком молодой врач Бурденко приехал в город Пензу

В течение нескольких месяцев 1907 г. работал в Губернской земской больнице в Пензе и при этом собирал материал к диссертации. Замещал ушедшего в отпуск фронтового друга, доктора В. К. Трофимова (старший врач Пензенской губернской земской больницы с 1874 по 1897 гг.): «служил в качестве заведующего хирургическим отделением на 100 кроватей».


Его слова…


А жил он вот здесь…


Его коллеги

В 1909 г. защитил диссертацию «Материалы к вопросу о последствиях перевязки…». В 1910 г. Бурденко уже приват-доцент кафедры хирургии Юрьевского университета, затем экстраординарный профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии.


Диплом доктора в науках медицинских!

В июле 1914 г., с началом Первой мировой войны, Бурденко был назначен помощником заведующего медицинской частью Красного Креста. В сентябре 1914 г. он прибыл в действующую армию в качестве консультанта медицинской части Северо-Западного фронта. Участвовал в наступлении на Восточную Пруссию. Руководил эвакуацией раненых при отступлении русской армии из-под Ковно. Оперировал раненых во время Варшавско-Ивангородской операции.

Летом 1917 г. был второй раз контужен на фронте, после лечения вернулся в Юрьевский университет и был там избран заведующим кафедрой хирургии. После оккупации Юрьева немецкими войсками, командование германской армии предложило Н. Н. Бурденко занять кафедру в университете, но он отказался и в июне 1918 г. эвакуировался в Воронеж.


Статья Бурденко о поражении боевыми газами

После революции Бурденко стал одним из главных организаторов госпитальной службы Рабоче-крестьянской Красной армии. Обучал на созданных им курсах средний медперсонал и организовывал гражданское здравоохранение. С 1918 г. заведовал хирургической клиникой Воронежского университета. В 1923 г. приглашен в Москву на заведование кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии 1-го Московского государственного университета.


В музее Бурденко обратил внимание вот на этот стул. Точно такие же были и в моем старом доме 1882 года постройки

С 1924 г. Бурденко директор факультетской хирургической клиники 1-го МГУ, где в 1924 г. им было организовано нейрохирургическое отделение. Он же стал одним из основателей центрального института нейрохирургии, а с 1934 по 1946 год являлся его бессменным директором. Причем в 1946 г. этому институту было присвоено имя Н. Н. Бурденко. В 1934 году Бурденко начинает работать хирургом-консультантом в военном госпитале РККА (в 1946 г. госпиталю присвоено имя академика Н. Н. Бурденко). В период Советско-финской войны (1939-1940 гг.) он опять выехал на фронт, где оперировал и организовывал работу по оказанию хирургической помощи в войсках Рабоче-крестьянской Красной армии.


Его слова, его воспоминания…


Его книги…


Его кабинет…

С начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Н. Н. Бурденко – главный хирург Красной армии. Им лично раненым бойцам и командирам было выполнено несколько сотен сложнейших операций. В 1941 г. он перенес первый инсульт. Еще не оправившись от болезни, он консультировал поступавших с фронта раненых и опять-таки много оперировал. Разрабатывал научно-организационные основы военно-полевой хирургии. Под его руководством на всех фронтах Великой Отечественной войны были внедрены единые принципы лечения огнестрельных ранений. В годы войны Н. Н. Бурденко предложил эффективные методы хирургического лечения боевых травм и создал учение о ране. В мае 1944 г. им была разработана подробнейшая инструкция по профилактике и лечению шока (одного из самых тяжелых осложнений военных травм). Активно выступал за внедрение и широкое использование пенициллина и сульфидина в военных госпиталях.


Часы из дома-музея


Рояль и керосиновая лампа

И вот результат всех этих и многих других мероприятий, проводившихся в то время с его участием. Советским медикам удалось вернуть в строй 72,3 % раненых и 90,6 % больных воинов, что в общей сложности дает около восемнадцати миллионов человек (при стандартной численности РККА в 7,5 млн человек) и является абсолютным рекордом за всю историю войн. Для сравнения сообщим, что в вермахте в строй возвращали менее половины раненых. По статистике, каждый солдат-новобранец воевал в среднем всего 10-12 дней, после чего погибал или, получив ранение, эвакуировался в тыл, чтобы после лечения опять вернуться в действующую армию. И получается, что медицинские учреждения РККА возвращали в строй 85 % поступивших на лечение бойцов и командиров. Благодаря стараниям военных медиков в годы войны ни на фронте, ни в тылу не было зафиксировано серьезных вспышек инфекционных заболеваний и тем более эпидемий.


Инструменты, которыми мог пользоваться Н. Н. Бурденко


А вот это точно его очки


Один из боевых орденов Н. Н. Бурденко

По инициативе Н. Н. Бурденко и в соответствии с разработанным им лично планом, 30.06.1944 г. была учреждена Академия медицинских наук СССР. 24.12.1944 г. он был избран ее первым президентом и стал основоположником советско-российской школы нейрохирургии. Он разработал методы лечения онкологии центральной и вегетативной нервной системы, патологии мозгового кровообращения. Проводил операции по лечению мозговых опухолей, впервые сделал такие операции массовыми (разработав оригинальные методы их выполнения). Был членом редколлегии многотомного издания «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

12 января 1944 года Бурденко был назначен председателем «Специальной комиссии по установлению и расследованию обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу (близ Смоленска) военнопленных польских офицеров» (при Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков под председательством Н. М. Шверника). В Катынском лесу в 1943 году немецкими оккупантами были найдены могилы около 4,3 тыс. польских офицеров, из числа 21 тыс. польских пленных, расстрелянных НКВД в соответствии с решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года. Немецкая сторона организовала обширное расследование с привлечением международной общественности и иностранных экспертов, результаты которого активно использовала в пропаганде. Советская сторона в свою очередь обвинила в этом преступлении самих немцев. После освобождения Смоленска была создана комиссия по «предварительному расследованию» Катынского дела под руководством наркома государственной безопасности Меркулова (в 1940 году одного из членов «специальной тройки», выносившей приговоры) и заместителя наркома внутренних дел Круглова. Бурденко, по-видимому, был искренне уверен в виновности немцев в расстреле. 22 сентября 1943 года он обратился к В. М. Молотову с письмом, в котором сообщил, что методы расстрела советских граждан немецкими оккупантами в Орле были идентичны способу казни польских офицеров, описанному в немецких публикациях.


Фото тех лет

13 января 1944 года на первом заседаний Специальной комиссии, проходившем в здании Нейрохирургического института в Москве, Бурденко заявил:

Центр тяжести работы нашей комиссии лежит в установлении сроков и методов убийств… Методы убийства тождественны со способами убийств, которые я нашёл в Орле и которые были обнаружены в Смоленске. Кроме того, у меня есть данные об убийстве психических больных в Воронеже в количестве 700 человек. Психические больные были уничтожены в течение 5 часов таким же методом. Все эти способы убийств изобличают немецкие руки, я это со временем докажу.


В итоге советское обвинение по «Катанскому делу» на Нюрнбергском процессе было предъявлено Герману Герингу. При этом советская сторона не выставила ни одного свидетеля, который мог бы свидетельствовать против свидетелей германской стороны, опровергнуть их показания и подтвердить версию Бурденко. В результате итоги слушаний были единогласно расценены наблюдателями как провал советской версии, так что в итоговом приговоре Нюрнбергского трибунала Катынский эпизод даже не фигурировал. В результате генерал госбезопасности Г. С. Жуков, бывший уполномоченным по польским делам, был вынужден признать, что комиссия Бурденко не оправдала возлагавшихся на неё надежд и «неумело «прикрыла» дело».

Видимо, эта неудача политического характера сильно повлияла на Н. Н. Бурденко. Уже в июле 1945 г. его поразил второй инсульт, а летом 1946 г. – третий. Умер он 11 ноября 1946 года и был погребен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1958 году на территории Областной больницы в Пензе был установлен бюст учёного работы скульптора А. А. Фомина. К 100-летию со дня рождения Бурденко, в 1976 году, деревянный дом его родителей, в котором прошли детские и юношеские годы учёного (1886-1897), был перенесён с бывшей Чембарской улицы (с 1947 года – улица Бурденко) на территорию больницы, где он находится по сей день...


А вот это еще один памятник рядом с домом-музеем Н. Н. Бурденко. Какому-то земскому врачу, который работал в этой же клинике и был похоронен на ее территории. Но вот кто это был, я так и не узнал…

P.S. Автор и администрация сайта выражают благодарность заведующей музеем Н. Н. Бурденко Сучковой Д. В.
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    16 ноября 2025 06:36
    Спасибо за рассказ, Вячеслав Олегович!
    Трудно было не узнать стиль и «наклон пера»:
    Дом-музей им. Н. Н. Бурденко на территории пензенской областной больницы, носящей его имя
  2. +6
    16 ноября 2025 08:55
    Отличная статья! Спасибо! По фотографиям... Такой стул назывался "венским"... У нас в семье тоже были такие.🙂
    1. +2
      16 ноября 2025 09:23
      Цитата: Songwolf
      У нас в семье тоже были такие

      тоже обратил внимание, такие стулья были действительно широко распространены еще до середины 70-х не только "дома", но даже в "присутственных местах", несмотря на определенную слабость для "поточного" применения... были и вешалки по той же "технологии" во всех углах и кабинетах :)
  3. +3
    16 ноября 2025 09:13
    прочитал с большим интересом ! хотя "биограграфии" - не мой любимый жанр литературы, вы успешно сеете "доброе, вечное" даже среди таких "твердолобых" :)
  4. -1
    16 ноября 2025 10:00
    Одна из комнат. Как видите, жили в том доме люди довольно-таки тесно…

    Пять комнат , особняк-совсем неплохо для тех лет.

    Н
    о уже отец Нил Карпович, сын крепостного, стал писарем, а затем так даже и управляющим небольшой барской усадьбы и «пензенским мещанином» по паспорту! То есть поднялся очень неплохо по тому времени

    Есть и более поразительные примеры соцлифта, нпр. ИФ Петров-начинал крепостным учеником в оруж заводе Ижевска и стал владельцем оружейного завода и сети магазинов оружия в России и за рубежом.

    В 1918 ограблен , выслан, затем ссылки, тюрьмы его и его семьи, разрушенная жизнь.

    в НЭП рукастые дед, сын, внук открыли мастерские по ремонту оружия,но опять все забрали...

    При этом советская сторона не выставила ни одного свидетеля, который мог бы свидетельствовать против свидетелей германской стороны, опровергнуть их показания и подтвердить версию Бурденко
    Побоялись привезти "свидетелей" в Нюрнберг, а ведь перед комиссиией в ссср они выступали...
  5. +2
    16 ноября 2025 10:46
    «Начал за здравие, а кончил за упокой». Вроде бы и статья о выдающемся военном враче ....но Шпаковский, не был бы самим собой, не плюнув на Советскую власть. Откуда такая патологическая неприязнь к СССР? Начнём с эпиграфа;
    «Только не пишите, пожалуйста, обо мне, что я выходец из крестьянской семьи, что предки мои чуть ли не по миру ходили…»
    А ведь Бурденко из крестьян .По Шпаковскому, он что стыдился свои предков? Не все крестьяне «по миру» хаживали. Врачебная деятельность Николая Николаевича во время ПМВ , финской и ВОВ , признаётся всеми светилами медицины , его авторитет в мире очень высок и зачем возводить на него поклёп, сомневаясь в его профессиональных качествах, вытаскивая "катынское дело"? Н.Н. Бурденко такой человек , что на него оказывать давление - бесполезно, он отстаивал своё мнение и оставался честным с собой , об этом говорят те кто с ним общался. Его жизнь — это история о том, как упорство, смелость задавать неудобные вопросы и готовность действовать могут изменить мир вокруг. И даже сегодня его методы и принципы продолжают спасать жизни. Зачем же г-н Шпаковский сомневается в порядочности Николая Николаевича, заявляя такое;
    Бурденко, по-видимому, был искренне уверен в виновности немцев в расстреле.
    Герхарду Бутцу – врач, который был главой судебно-медицинской лаборатории группы армий «Центр», он проводил эксгумацию поляков , почему то верим , а советскому академику - нет Да уж , так и напрашивается анекдотное "Джентельменам верят на слово" И тут у меня карта как поперла.... если бы было не так грустно.Не хочется упоминать нацистское враньё о Катыне ,когда вспоминаем Н.Н. Бурденко, но Шпаковский специально вытащил эту ложь. На ВО уже обсуждали эту тему - нацисты расстреляли, это факт! Вина нацистов за убийство поляков в 1944-1945 гг. ни у кого сомнения не вызывала. В обвинительном заключении Нюрнбергского трибунала в подразделе «Убийства и жестокое обращение с военнопленными…» черным по белому сказано: «В сентябре 1941 года в Катынском лесу близ Смоленска были произведены гитлеровцами массовые убийства польских пленных офицеров». Данный вывод не был каким-то образом изменён или дезавуирован и в итоговом тексте Приговора суда.Недавно ФСБ выложило документы о зверствах немецко-фашистских захватчиков на нашей земле. Так вот, в выложенных документах есть протоколы допроса - солдата немецкого батальона "особого назначения" Арно Дюре. В протоколе он прямо признается, что сам лично копал могилы под Катынью, где захоранивали убитых поляков. Вот так после того как Путин покаялся перед поляками, но тем , как то наплевать на так называемые" покаяния", когда мы на официальном уровне вешали на свою страну преступление немецких нацистов, повторяя ложь Геббельса про катыньский расстрел ,про существования этого архивного документа ничего этого не знали? Если не знали, то почему? А если знали и все равно признали свою ответственность, то тем более почему? Так что не надо ведя повествование о Н.Н.Бурденко , клеветать на заслуженного человека , в духе времен перестройки.
    1. 0
      16 ноября 2025 11:18
      Цитата: Unknown
      Так что не надо ведя повествование о Н.Н.Бурденко , клеветать на заслуженного человека , в духе времен перестройки.

      С утра пить не надо, вот что, мой дорогой. И думать. головой, а не седалищем.. Эпиграф: это сам Бурденко написал. Его слова. Нет?
      Далее... поклеп на Катынское дело... Где? Я лишь написал, что он был уверен в своей правоте. Написал? Да! Генерал НКВД Жуков, курировавший этот вопрос, так и сказал, что не удалось в Нюрнберге... добиться того-то и того... Сказал - да, сказал. Вины Бурденко в этом нет. Он врач, а не судейский крючкотвор. Он сделал свое дело и все. Где написано в тексте, что он хоть в чем-то виноват?
      В обвинительном заключении Нюрнбергского трибунала в подразделе «Убийства и жестокое обращение с военнопленными…» черным по белому сказано: «В сентябре 1941 года в Катынском лесу близ Смоленска были произведены гитлеровцами массовые убийства польских пленных офицеров».
      Тогда чем был недоволен Жуков, генерал госбезопасности?
      Так что я вытащил не ложь, а факт из его биографии и привел его - все. А вот Вы, милейший, каждое лыко ставите в строку. Нельзя так!
      1. +1
        16 ноября 2025 12:39
        Цитата: kalibr
        С утра пить не надо, вот что, мой дорогой. И думать. головой, а не седалищем.. Эпиграф: это сам Бурденко написал. Его слова. Нет?

        Насчёт пить с утра или не пить, это то как себя чувствует ..после вчерашнего. laughing Думать надо головой , это правильно, но не надо тень на плетень наводить. Не надо считать себя самым вумным, с годами то, ум того.. ..притупляется , выдернутую из текста цитату можно трактовать по разному .
        Цитата: kalibr
        Далее... поклеп на Катынское дело... Где? Я лишь написал, что он был уверен в своей правоте. Написал? Да! Генерал НКВД Жуков, курировавший этот вопрос, так и сказал, что не удалось в Нюрнберге... добиться того-то и того... Сказал - да, сказал. Вины Бурденко в этом нет. Он врач, а не судейский крючкотвор. Он сделал свое дело и все. Где написано в тексте, что он хоть в чем-то виноват?
        Конечно поклёп на Н.Н Бурденко, если не в курсе судебно - медицинских заключений и для чего они производятся то не надо и соваться - следствие всегда опирается и делает выводы, на основании судмедэксперта! Не надо ставить под сомнение квалификацию Николая Николаевича.
        Цитата: kalibr
        Тогда чем был недоволен Жуков, генерал госбезопасности?
        Мало ли чем был недоволен отставной генерал , в отставке, через много лет. Вы тоже недовольны Советской властью, хотя получили от неё всё что могли. И не ставлю лыко в строку, только не надо писать о Бурденко и ссылаться на гитлеровскую ложь.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
        2. 0
          16 ноября 2025 13:29
          Цитата: Unknown
          Не надо ставить под сомнение квалификацию Николая Николаевича.

          Где она ставится под сомнение?
          Цитата: Unknown
          Мало ли чем был недоволен отставной генерал , в отставке, через много лет.

          Он был недоволен не в отставке, а непосредственно в ходе процесса
          Цитата: Unknown
          Вы тоже недовольны Советской властью, хотя получили от неё всё что могли.

          А Вы разве абсолютно всем довольны в Советском обществе? Так-таки и всем?
          Где ссылка на гитлеровскую ложь?
          1. +1
            16 ноября 2025 13:50
            Цитата: kalibr
            Где она ставится под сомнение?
            При этом советская сторона не выставила ни одного свидетеля, который мог бы свидетельствовать против свидетелей германской стороны, опровергнуть их показания и подтвердить версию Бурденко.
            Не версия Бурденко а установленный факт.!
            Цитата: kalibr
            Он был недоволен не в отставке, а непосредственно в ходе процесса

            А конкретно, чем он был недоволен? Может его неудовольствие, было вызвано мягким приговором, некоторым деятелям нацистской Германии?
            1. -1
              16 ноября 2025 13:52
              Цитата: Unknown
              А конкретно, чем он был недоволен? Может его неудовольствие, было вызвано мягким приговором, некоторым деятелям нацистской Германии?

              Статью читайте...
              1. +1
                16 ноября 2025 14:03
                Цитата: kalibr
                Статью читайте..

                И что в статье? Генерал МГБ, по польским вопросам,недоволен военной прокуратурой , которая вела дела Нюрнбергском процессе? Он то каким боком относиться к прокуратуре, чтобы выражать неудовольствие?
            2. -1
              16 ноября 2025 13:53
              Цитата: Unknown
              Не версия Бурденко а установленный факт.!

              В 1944 это была версия.
              1. +3
                16 ноября 2025 14:04
                Цитата: kalibr
                В 1944 это была версия.

                В 44- году это был установленный факт, а не версия.
                1. 0
                  16 ноября 2025 14:09
                  Цитата: Unknown
                  В 44- году это был установленный факт, а не версия.

                  Слова Бурденко:"Центр тяжести работы нашей комиссии лежит в установлении сроков и методов убийств… Методы убийства тождественны со способами убийств, которые я нашёл в Орле и которые были обнаружены в Смоленске. Кроме того, у меня есть данные об убийстве психических больных в Воронеже в количестве 700 человек. Психические больные были уничтожены в течение 5 часов таким же методом. Все эти способы убийств изобличают немецкие руки, я это со временем докажу." Факт не доказывается. Доказывается версия.
                  1. 0
                    16 ноября 2025 14:40
                    Цитата: kalibr
                    Факт не доказывается. Доказывается версия.

                    Отнюдь.
                    7. Выводы из свидетельских показаний и судебно-медицинской экспертизы о расстреле немцами военнопленных поляков осенью 1941 г. полностью подтверждаются вещественными доказательствами и документами, извлеченными из катынских могил;

                    8. Расстреливая польских военнопленных в Катынском лесу, немецко-фашистские захватчики последовательно осуществляли свою политику физического уничтожения славянских народов.

                    (Следуют подписи членов Спец. Комиссии)

                    Председатель Специальной Комиссии, член Чрезвычайной Государственной Комиссии, академик

                    Н. Н. БУРДЕНКО.
                    1. +2
                      16 ноября 2025 15:08
                      Цитата: Unknown
                      я это со временем докажу.

                      Вот он и доказывал...
                      1. 0
                        16 ноября 2025 16:30
                        Цитата: kalibr
                        Вот он и доказывал..

                        Точнее , вот он и доказал.
        3. 0
          17 ноября 2025 16:35
          Конечно поклёп на Н.Н Бурденко, если не в курсе судебно - медицинских заключений и для чего они производятся то не надо и соваться - следствие всегда опирается и делает выводы, на основании судмедэксперта! Не надо ставить под сомнение квалификацию Николая Николаевича.

          Рискну. wink Николай Бурденко НЕ судмедэксперт. Он хирург. laughing
    2. -1
      16 ноября 2025 11:29
      Цитата: Unknown
      Не хочется упоминать нацистское враньё о Катыне

      "Расследование, проведённое генеральной прокуратурой Советского Союза (1990–1991) и Российской Федерации (1991–2004), подтвердило советскую ответственность за массовые убийства, но отказалось классифицировать это действие как военное преступление или как акт массового убийства".
      И причем тут Бурденко, и причем тут я? У Вас лично имеется больше достоверной информации, чем у генеральной прокуратуры двух исторических эпох?
      1. +3
        16 ноября 2025 13:05
        Цитата: kalibr
        "Расследование, проведённое генеральной прокуратурой Советского Союза (1990–1991) и Российской Федерации (1991–2004), подтвердило советскую ответственность за массовые убийства, но отказалось классифицировать это действие как военное преступление или как акт массового убийства".
        И причем тут Бурденко, и причем тут я? У Вас лично имеется больше достоверной информации, чем у генеральной прокуратуры двух исторических эпох?
        Только вот этого не надо , прокуратурой СССР в 90-года, потом прокуратурой РФ 94-04 года , что прокуратура вынесет к примеру...сегодня, завтра, через полгода и вообще в дальнейшем? Напоминает ....кое что в прорубе, куда течение туда и ...цветок. Вот историческая эпоха, по словам президента начала меняться и сразу архивные документы ФСБ, глядишь и до прокуратуры дойдет. Самый лучший ответ по степени беспринципности;
        Володин отметил, что "мы уважаем свою историю, и там, где какие-то были совершены ошибки, их стараемся объективно оценить, и, если видим, что этой объективности нет, тогда нам надо к этому возвращаться, переосмысливать, делать выводы".
        Вот ОБРАЗЕЦ лавирования! Чувствуется, хорошая школа.
        1. 0
          16 ноября 2025 13:31
          Цитата: Unknown
          что прокуратура вынесет к примеру...сегодня, завтра, через полгода и вообще в дальнейшем?

          Вот когда вынесет, когда и будем об этом говорить. А пока есть то, что есть!
          1. +3
            16 ноября 2025 14:07
            Цитата: kalibr
            Вот когда вынесет, когда и будем об этом говорить. А пока есть то, что есть!

            А пока, есть Геббельсовская ложь, которая муссируется определёнными кругами.
            1. +2
              16 ноября 2025 14:08
              Цитата: Unknown
              А пока, есть Геббельсовская ложь, которая муссируется определёнными кругами.

              Заявление Правительства СССР и Правительства РФ
              1. +3
                16 ноября 2025 14:33
                Цитата: kalibr
                Заявление Правительства СССР и Правительства РФ

                Кто чему верит. 26 января 1944 года во всех центральных газетах было опубликовано ее сообщение, которое камня на камне не оставило от гитлеровского мифа о Катыни. Почему заявлению Советского правительства в 44- году нельзя верить ,а поздние заявления под текущий момент принимаются за веру?
                1. 0
                  16 ноября 2025 15:06
                  Цитата: Unknown
                  а поздние заявления под текущий момент принимаются за веру?

                  Потому, что они поздние. Знания накапливаются...
                  1. +1
                    16 ноября 2025 16:11
                    Цитата: kalibr
                    Потому, что они поздние. Знания накапливаются.

                    Поздние не потому что накапливаются, а потому , что власть переменилась в струе надо быть. Тут главное, почувствовать откуда ветер дует.
                    1. -2
                      16 ноября 2025 16:14
                      Цитата: Unknown
                      Тут главное, почувствовать откуда ветер дует.
                      Тайное всегда становится явным. Это также относится и к накоплению знаний. Кому-то кажется, что деревья качаются и создают ветер. Но это ветер их раскачивает, хотя его и не видно.
                      1. +2
                        16 ноября 2025 16:25
                        Цитата: kalibr
                        айное всегда становится явным. Это также относится и к накоплению знаний. Кому-то кажется, что деревья качаются и создают ветер. Но это ветер их раскачивает, хотя его и не видно.

                        О тех, кому кажется, отдельный разговор. А вот те ,кого как говорится нюх не подводит, в смене ветра всегда в нужном направление, при любой власти.
                      2. +1
                        16 ноября 2025 16:27
                        Цитата: Unknown
                        А вот те ,кого как говорится нюх не подводит, в смене ветра всегда в нужном направление, при любой власти.

                        Да, такие люди были и будут всегда!
                      3. +1
                        16 ноября 2025 16:35
                        Цитата: kalibr
                        Да, такие люди были и будут всегда!

                        Кто бы сомневался.
                      4. +2
                        16 ноября 2025 16:43
                        Цитата: kalibr
                        Да, такие люди были и будут всегда!

                        И, естественно - первый из них вы.
                      5. 0
                        16 ноября 2025 16:45
                        Цитата: Paranoid62
                        И, естественно - первый из них вы.

                        Спасибо за комплимент. К баранам с непробиваемым лбом никогда не относился и всегда одевался по погоде. Чего настоятельно и Вам советую. Простудите тестикулы, расхаживая в мороз в трусах - проблем не оберетесь!
                      6. 0
                        16 ноября 2025 16:48
                        Цитата: kalibr
                        Цитата: Paranoid62
                        И, естественно - первый из них вы.

                        Спасибо за комплимент. К баранам с непробиваемым лбом никогда не относился и всегда одевался по погоде. Чего настоятельно и Вам советую. Простудите тестикулы, расхаживая в мороз в трусах - проблем не оберетесь!

                        Аккуратнее. Даже статус aффтора - не всегда оберегает.

                        Дискусиии нет, что я хотел - я сказал.
                      7. -1
                        16 ноября 2025 16:49
                        Цитата: Paranoid62
                        Даже статус aффтора - не всегда оберегает.

                        Отчего он не оберегает? От глупости людской, увы, да, в этом я с Вами полностью согласен.
                      8. -1
                        16 ноября 2025 16:50
                        Цитата: kalibr
                        Отчего он не оберегает?

                        От Смирнова )
                      9. 0
                        16 ноября 2025 16:51
                        Цитата: Paranoid62
                        От Смирнова )

                        Не знаю, что я такого тут писал, чтобы он имел повод подвергнуть меня наказанию. Просто ума не приложу.
                      10. +1
                        16 ноября 2025 16:55
                        Цитата: kalibr
                        Простудите тестикулы, расхаживая в мороз в трусах - проблем не оберетесь!

                        Удачи
                2. +2
                  16 ноября 2025 16:17
                  Цитата: Unknown
                  26 января 1944 года во всех центральных газетах было опубликовано ее сообщение, которое камня на камне не оставило от гитлеровского мифа о Катыни.

                  Когда 11 июня 1944 года во всех центральных газетах было опубликовано сообщение о поставках по ленд-лизу. здесь на ВО очень многие с пеной у рта его оспаривали и писали, что верить ему нельзя... Писали, что бумага все стерпит.
                3. -1
                  17 ноября 2025 09:47
                  Цитата: Unknown
                  Почему заявлению Советского правительства

                  потому,-тоже заявление во всех газетах ссср

                  АРЕСТ ГРУППЫ ВРАЧЕЙ-ВРЕДИТЕЛЕЙ

                  Некоторое время тому назад органами государственной безопасности была раскрыта террористическая группа врачей, ставивших своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза.

                  В числе участников этой террористической группы оказались: профессор Вовси М. С., врач-терапевт; профессор Виноградов В. Н., врач-терапевт; профессор Коган М. Б., врач-терапевт; профессор Коган Б. Б., врач-терапевт; профессор Егоров П. И., врач-терапевт; профессор Фельдман А. И., врач-отоларинголог; профессор Этингер Я. Г., врач-терапевт; профессор Гринштейн А. М., врач-невропатолог; Майоров Г. И., врач-терапевт.

                  Документальными данными, исследованиями, заключениями медицинских экспертов и признаниями арестованных установлено, что преступники, являясь скрытыми врагами народа, осуществляли вредительское лечение больных и подрывали их здоровье.

                  Следствием установлено, что участники террористической группы, используя свое положение врачей и злоупотребляя доверием больных, преднамеренно злодейски подрывали здоровье последних,

                  и таких поэтому -море:

                  Дело антисоветского «право-троцкистского блока»

                  По заданию разведок, враждебных Союзу ССР иностранных государств обвиняемые по настоящему делу организовали заговорщическую группу под названием «право-троцкистский блок», поставившую своей целью свержение существующего в СССР социалистического общественного и государственного строя, восстановление в СССР капитализма и власти буржуазии, расчленение СССР и отторжение от него Украины, Белоруссии, Средне-Азиатских республик, Грузии, Армении, Азербайджана и Приморья.

                  Следствием было установлено, что «право-троцкистский блок» объединял в своих рядах подпольные антисоветские группы троцкистов, правых, зиновьевцев, меньшевиков, эсеров, буржуазных националистов Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Средне-Азиатских республик.

                  и т д
        2. 0
          16 ноября 2025 13:39
          Цитата: Unknown
          Вот ОБРАЗЕЦ лавирования!

          А вся нормальная жизнь есть лавирование. Напролом идут лишь бараны, да и то рано или поздно им прошибают их тупую башку!
          1. +1
            16 ноября 2025 14:12
            Цитата: kalibr
            А вся нормальная жизнь есть лавирование. Напролом идут лишь бараны, да и то рано или поздно им прошибают их тупую башку!

            Конечно, присмыкающие и тараканы выжили, динозавры нет. Но почему то, когда попадается гад ползучий на дороге, возникает острое желание его раздавить.
    3. -1
      17 ноября 2025 09:33
      Цитата: Unknown
      «В сентябре 1941 года в Катынском лесу близ Смоленска были произведены гитлеровцами массовые убийства польских пленных офицеров». Данный вывод не был каким-то образом изменён или дезавуирован и в итоговом тексте Приговора суда.

      его там вообще нет- Трибунал не поддержал советское обвинение из-за недостатка доказательств и не включил катынский эпизод в приговор. .
  6. +3
    16 ноября 2025 11:10
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Врач, безусловно, относится к достойнейшим профессиям.

    При любой власти.
  7. +3
    16 ноября 2025 13:02
    В 1906 г. он наконец-то окончил Юрьевский университет в г. Тарту (Эстония) и получил диплом лекаря с отличием.

    Н.Н.Бурденко окончил Юрьевский университет в г.Юрьев Лифляндской губернии Российской империи (ныне г. Тарту (Эстония)). Так будет правильно!
    1. -1
      16 ноября 2025 13:33
      Цитата: Дилетант
      Так будет правильно!

      Да, безусловно, так и лучше и правильнее. Вот над такой фразой стоило подумать. А вот искать антисоветчину в этой статье достойно записного идиота!
  8. 0
    16 ноября 2025 13:36
    Цитата: Дилетант
    Вы еще не подали на меня в суд как обещали?

    И надо бы в назидание и Вам и другим, но есть проблемы со здоровьем, а судебные разборки требуют нервов и времени. Для меня оно сейчас дороже бадания с разными неадекватами.
  9. +2
    16 ноября 2025 13:53
    Цитата: kalibr
    А Вы разве абсолютно всем довольны в Советском обществе? Так-таки и всем?
    Где ссылка на гитлеровскую ложь?

    Да Советская власть меня устраивала. Само упоминание Катынского дела - есть нацистская пропаганда.
    1. -2
      16 ноября 2025 14:07
      Цитата: Unknown
      Да Советская власть меня устраивала.

      Во всем? И несуны, и спецраспределители, и первое место в мире по обортам, и Н.С.Хрущев...
      1. +1
        16 ноября 2025 14:20
        Цитата: kalibr
        Во всем? И несуны, и спецраспределители, и первое место в мире по обортам, и Н.С.Хрущев..

        Допустим с несунами боролись , несун несуну рознь. Спецраспределители? Ну бывшим партийцам виднее. Насчёт абортов, то тогда была рождаемость , сейчас вымираем. Хрущев, так в семье не без урода.
        1. -1
          16 ноября 2025 15:03
          Цитата: Unknown
          Допустим с несунами боролись , несун несуну рознь. Спецраспределители? Ну бывшим партийцам виднее. Насчёт абортов, то тогда была рождаемость , сейчас вымираем. Хрущев, так в семье не без урода.

          То есть недостатки были. И что же -указывать на них значит быть антисоветчиком? В семье не без урода? Но это плохая семья, если уродом мог стать глава партии и страны.Не видеть всего этого может только очень недалекий человек.
          1. +1
            16 ноября 2025 16:20
            Цитата: kalibr
            То есть недостатки были. И что же -указывать на них значит быть антисоветчиком? В семье не без урода? Но это плохая семья, если уродом мог стать глава партии и страны.Не видеть всего этого может только очень недалекий человек.

            Без недостатков только святые.«Errare humanum est» — «Человеку свойственно ошибаться» .Указывать на недостатки нужно, но клеветать, поносить , тем паче бывшему партийцу ..это всегда плохо пахнет. Обстоятельства и ещё раз обстоятельства Ельцин тоже, ещё тот гусь.Критиковали , выступали в печати ,призывали на рельсы лечь? Или по привычке одобряем и т.д .
            1. 0
              16 ноября 2025 16:24
              Цитата: Unknown
              но клеветать, поносить

              Где в данной статье клевета и где поношения? И как раз бывшему партийцу только этим и заниматься он это знает не как Вы, на обывательском уровне, а изнутри, на основе документов. И именно такой подход, как раз пахнет замечательно. Хотя часто это запах архивной пыли. А Ваш, несколько недозрелыми суждениями отдает.
              1. -2
                16 ноября 2025 17:09
                Цитата: kalibr
                де в данной статье клевета и где поношения? И как раз бывшему партийцу только этим и заниматься он это знает не как Вы, на обывательском уровне, а изнутри, на основе документов. И именно такой подход, как раз пахнет замечательно. Хотя часто это запах архивной пыли. А Ваш, несколько недозрелыми суждениями отдает.

                Как где, а Катынское дело разве не клевета и поношение? Ну что сказать бывшему партийцу. Гони людей, что предали однажды,Кто предал раз, предаст и дважды.
                1. 0
                  16 ноября 2025 18:49
                  Цитата: Unknown
                  Как где, а Катынское дело разве не клевета и поношение?

                  Я был прав относительно незрелых суждений.
      2. +3
        16 ноября 2025 14:53
        Цитата: kalibr
        И несуны, и спецраспределители, и первое место в мире по обортам

        Это да, ужасно было в СССР, уж так плохо, вздохнуть не давали людям... То ли дело при капитализме XXI века! wassat Абортам лютая война объявлена, несунов и спецраспределителей нет yes . Видимо, скоро рождаемость побъёт африканские рекорды и заживём все как в ОАЭ fellow
        1. +3
          16 ноября 2025 15:05
          Цитата: Doccor18
          ужасно было в СССР, уж так плохо, вздохнуть не давали людям...

          Не ужасно, и не так уж и плохо. Я лично вообще считаю время с 1971 по 1977 год лучшим периодом нашей истории.Но... проблем никто не отменял и их накопление привело к тому, что мы имеем. Тогда были свои проблемы, сейчас свои. Это объективная реальность нашего бытия.
          1. +3
            16 ноября 2025 15:27
            Цитата: kalibr
            Не ужасно, и не так уж и плохо

            Тогда совершенно непонятно стремление к постоянному поиску нелицеприятных фактов из прошлого Великой Родины, иногда уж совсем притянутых за уши, ну "чтобы было"...
            Цитата: kalibr
            Тогда были свои проблемы, сейчас свои.

            Всё познается в сравнении. Как раз попытки, чаще необъективные, и приводят к регулярным словесным баталиям, в т.ч. и на ВО...
            Цитата: kalibr
            Это объективная реальность нашего бытия.

            Объективно - это непредвзято. Но где Вы видели подобное в последний раз? От некоторых авторов, статей с первых слов/строк понятно "по какую сторону"...
            В любом случае, большое Вам спасибо за столь приятную душе и взгляду тему статьи.
            1. +1
              16 ноября 2025 16:09
              Цитата: Doccor18
              В любом случае, большое Вам спасибо за столь приятную душе и взгляду тему статьи.

              Вот видите, в ней и намека нет, на "поиски". Описано что было и как. И я как раз стараюсь писать непредвзято. С опорой на документы. Но...понимание приходит с возрастом. Знаю более молодых, которые до сих пор не могут простить советскому строю отсутствие колготок, и хорошего нижнего белья... Я, кстати, тоже. Но я могу понять. А они - нет. Слишком еще молоды. И потому так и пишут. Хотят если не изменить прошлое, то хотя бы отомстить ему.
              1. +3
                16 ноября 2025 16:31
                Цитата: kalibr
                Но...понимание приходит с возрастом.

                Смотря чего...
                Цитата: kalibr
                Знаю более молодых, которые до сих пор не могут простить советскому строю отсутствие колготок, и хорошего нижнего белья... Я

                А я знаю немало молодых, которые бы поржали над этими "проблемами", на фоне космических ипотечных платежей...
                Цитата: kalibr
                ..потому так и пишут. Хотят если не изменить прошлое, то хотя бы отомстить ему.

                Некому и нечему уже мстить. Зато впереди ждёт очень "светлое будущее", вот о нём бы стоило задуматься. Но... за это ни только не платят, но могут и реально "огорчить".
                1. +2
                  16 ноября 2025 16:34
                  Александр! Жизненный опыт у всех разный. Кому-то ипотека в тягость, а кто-то берет и "не чешется". Кто-то не может найти работу, а кто-то меняет как перчатки, поднимаясь все выше и выше. Кому-то "будущее" кажется темным, но... кому-то очень даже оно светлое. Тут важно в какой социальной группе и в каком месте социальной лестницы находится человек.
                  1. +3
                    16 ноября 2025 16:49
                    Цитата: kalibr
                    Жизненный опыт у всех разный. Кому-то ипотека в тягость

                    Жизненный опыт и тягость ипотечного ярма - немного разное, не считаете... Молодые люди, получившие образование и вполне влившиеся в трудовые будни вынуждены выбирать между ипотекой и рождением ребенка. И многим жизненный опыт подсказывает, что в современном обществе как-то не очень логично половину жизни корячиться на банкира ради возможности иметь свой угол. Не хоромы, не поместье, не усадьбу, не удобное и просторное жильё для большой семьи, а "угол"... И тратить на питание и ком.платежи более 50% дохода - это для современного общества тоже уникальное сумашествие, особенно в государстве с невероятной площадью пашни, весьма неглупым населением и запредельным ресурсным потенциалом...
                    Цитата: kalibr
                    Кто-то не может найти работу, а кто-то меняет как перчатки,

                    Менять "как перчатки" может каждый, а вот найти с достойной оплатой труда и отношением как к Человеку, пожалуй, мало кто...
                    Цитата: kalibr
                    но... кому-то очень даже оно светлое.

                    И мы знаем этих людей.
                    Цитата: kalibr
                    Тут важно в какой социальной группе и в каком месте

                    Скорее, в какой семье/клане...
                    Гениев природных в расчёт не берем, их всегда было слишком мало, чтобы как-то влиять на статистику.
                    Цитата: kalibr
                    социальной лестницы...

                    Социальные лифты "на профилактике"...
                    1. 0
                      16 ноября 2025 16:52
                      Цитата: Doccor18
                      Социальные лифты "на профилактике"...

                      Не сказал бы...
          2. +1
            16 ноября 2025 17:47
            Это конкретный ответ на вопрос: «Когда на Руси было жить хорошо?».

            Ваша версия ответа - нравится. Хотя, конечно, от привязанности к региону многое зависит.
  10. -1
    16 ноября 2025 14:05
    Цитата: Unknown
    Он то каким боком относиться к прокуратуре, чтобы выражать неудовольствие?

    В результате генерал госбезопасности Г. С. Жуков, бывший уполномоченным по польским делам, был вынужден признать, что комиссия Бурденко не оправдала возлагавшихся на неё надежд и «неумело «прикрыла» дело». Это все, что мне известно и что приведено в статье. К чему гадать?
    1. 0
      16 ноября 2025 14:47
      Цитата: kalibr
      В результате генерал госбезопасности Г. С. Жуков, бывший уполномоченным по польским делам, был вынужден признать, что комиссия Бурденко не оправдала возлагавшихся на неё надежд и «неумело «прикрыла» дело». Это все, что мне известно и что приведено в статье. К чему гадать?

      МГБ и военная прокуратура , две разные структуры. Генералу госбезопасности, работать надо было лучше по тому делу, а не кивать на прокуратуру.
  11. 0
    16 ноября 2025 15:09
    Цитата: Unknown
    Генералу госбезопасности, работать надо было лучше по тому делу, а не кивать на прокуратуру.

    Наверное. Но я описывал исторические события. "Бы" в них не уместно.
  12. +1
    16 ноября 2025 18:33
    Когда читаешь про Катынский расстрел, возникают вопросы. После разгрома Польши часть польской армии была интернирована. А это не плен. Затем пленных белорусов и украинцев отпустили по домам. Сейчас стали наконец вспоминать,что поляки в 1920 году уничтожили больше 40 тыс. красноармейцев попавших в плен. Товарищ Сталин И.В. вообще то таких вещей некому не спускал. И те садисты которые уничтожали наших красноармейцев получили по заслугам. Ну и последнее почему никто не вспоминает,что в 1941-1942 годах из пленных поляков была сформирована вооружена и экипирована целая польская армия Андерса. Тогда польское правительство в Лондоне имело с правиьельством СССР самые тесные отношения. Но потом когда армия Андерса ушла из СССР по приказу Лондона в Египет отношения были почти разорваны. Но и потом на территории СССР были сформированы ещё Две польские Армии. И офицеров выкапывали что ли, формируя эти объединения. А сейчас поляки заявляют,чт эти две польские армии и взяли Берлин, а Красная Армия им только немного помогала.Вот так.
  13. +1
    16 ноября 2025 19:54
    Однако Бурденко был все же вынужден покинуть Томск и 11 октября 1901 года перевестись… в Юрьевский университет..... Но отметим и тот факт, что не так уж и сильно царизм преследовал молодых бунтовщиков.

    Примерно так же , как " не слишком сильно Советская власть преследовала " тех , кто перед ожидавшимся арестом в 1930-е менял регион проживания - и тем избегал ареста. Издержки отсутствия нужного уровня технического прогресса. Сейчас ворюгу ленятся вовремя в пограничную базу данных внести вовремя , а в те времена о сегодняшних возможностях могли только мечтать....
  14. +2
    16 ноября 2025 20:10
    Зачем писать непроверенные факты .На Нюрбернгском трибунале были расмотрены особые вопросы которые страны антигитлеровской коалиции не будут поднимать в ходе заседания .Это был Мюнхенский договор ,перелет Гесса в Англию,события в Катыне и еще некоторые моменты которые были неудобны в тот момент .А причем тут Бурденко ..
  15. 0
    17 ноября 2025 09:36
    Статья интересная. Но есть места с двусмысленным содержанием.
    Им лично раненым бойцам и командирам было выполнено несколько сотен сложнейших операций.

    Он лично ранил бойцов и командиров, а потом сделал операции?
  16. 0
    18 ноября 2025 07:13
    "Самодержца Российского и Проч. Проч. Проч." - И правильно.
  17. 0
    18 ноября 2025 09:33
    Да и автора с выздоровлением. В следующий раз когда заболеете послушайте подкасты Плохой сигнал "Катынь" - там очень много фактологического материала приводится. Крепкого Вам здоровья.