Морская авиация России. Что дальше?

К началу 90-х российский флот располагал 2-мя авиадивизиями, 23-мя отдельными авиационными полками, 8-ю отдельными авиационными эскадрильями,1-й авиагруппой. В их составе находились: 145 Ту-22М2 и М3,67 Ту-142,45 Ил-38,223 Ка-27, Ка-25 и Ми-14,41 Ка-29. Всего более 500 боевых самолётов и вертолётов, без учёта транспортных, разведывательных, спасательных и РЭБ. По состоянию на 2012 г. в морской авиации осталось 7 авиабаз и один отдельный 279-й корабельный авиаполк, приписанный к "Кузнецову".

Парк авиатехники насчитывает около 300 летательных аппаратов: 24 Су-24М/МР,21 Су-33 (в лётном состоянии не более 12), 16 Ту-142 (в лётном состоянии не более 10), 4 Су-25 УТГ(279-й корабельный авиаполк),16 Ил-38(в лётном состоянии не более 10), 7 Бе-12 (в основном на ЧФ, будут списаны в ближайшее время), 95 Ка-27 (исправны не более 70), 10 Ка-29 (приписаны к морпехам), 16 Ми-8, 11 Ан-12(несколько в разведвариантах и РЭБ), 47 Ан-24 и Ан-26, 8 Ан-72, 5 Ту-134, 2 Ту-154, 2 Ил-18, 1 Ил-22, 1 Ил-20, 4 Ту-134УБЛ. Из них технически исправными, способными выполнять боевую задачу в полном объёме не более 50%. Годовой налёт, в среднем на экипаж, в пределах 30 часов.




Из представленных цифр видно, что количество флотских боевых самолётов и вертолётов сократилось в 3 раза. Полностью ликвидированы морские авиаполки на Ту-22М и морская штурмовая авиация. В целом по сравнению с 92-м годом парк противолодочной авиации уменьшился на 73%, всего самолётов на 70%,вертолётов на 74%. Противолодочная авиация продолжает эксплуатировать два типа самолетов Ил-38 и Ту-142МЗ/МК. Эти четырехмоторные самолеты имеются на вооружении двух «больших» флотов – Северного и Тихоокеанского. Их основная задача состоит в поиске, обнаружении, слежении и уничтожении вражеских подводных лодок.

Следует отметить, что эти функции также подразумевают, выполнение реальных задач мирного времени – так называемые «вылеты на боевое патрулирование», в рамках которых самолеты ведут поиск и слежение за подводными лодками в международных водах. Эти вылеты могут быть «наступательными» и «оборонительными». К первым относятся зоны патрулирования ПЛАРБ потенциального противника, в первую очередь американских подводных лодок. Во втором случае российская противолодочная авиация прикрывает зоны вероятного патрулирования своих стратегических ракетоносцев, наблюдая за активностью вражеских подводных лодок, которые могут представлять угрозу российским ПЛАРБ при ведении ими боевого дежурства.

Например, подобные вылеты время тот времени, осуществляются Ту-142 и Ил-38 вокруг полуострова Камчатка, где обычно находятся российские ПЛАРБ. Патрульный и противолодочный самолет Ту-142 был разработан на базе стратегического бомбардировщика Ту-95 специально для проведения дальних операций в океанских водах. Радиус действия составляет 4500 км. Самолет поступил на вооружение в 1972 г., нынешние модификации Ту-142МК и Ту-142МЗ поступили на вооружение в 1980-х гг. и находились в производстве до начала 1990-х гг.



Оба флота имеют по одной эскадрилье этих самолетов. Ресурс планера самолетов еще весьма значительный, но их модернизация не планируется. Последние Ту-142 будут вероятнее всего списаны к 2020 г. Полёты этих самолётов были приостановлены, после катастрофы 6 ноября 2009 года Ту-142МЗ принадлежащий 568 отдельному смешанному авиационному полку ТОФ (п. Монгохто Хабаровского края, аэродром Каменный Ручей). 9 ноября на месте крушения самолета (на удалении 26 км от аэродрома базирования), при проведении поисково-спасательной операции были обнаружены плавающие обломки конструкции самолёта и части тел погибших людей. На борту Ту-142МЗ находились 11 военнослужащих. Весной 2011 года (то есть почти через полтора года) расследование катастрофы завершено. Официальной причиной назван «человеческий фактор».

Ил-38 является вторым типом российского противолодочного и патрульного самолета. Изначально предназначавший для действий в «средней океанской зоне», он был принят на вооружение в 1968 г., создан на базе известного пассажирского Ил-18. Оставшиеся экземпляры постройки конца 1960-начала 1970-х гг. имеются на вооружении одной эскадрильи Северного флота и двух Тихоокеанского.



Несмотря на свой возраст, ресурс планеров остается весьма значительным, а стоимость эксплуатации относительно невысока. Часть парка предполагается модернизировать с целью повышения их возможностей. Однако на сегодня боеготовность этих самолётов крайне не высока, в августе 2011года, мне довелось наблюдать полёты этих машин с аэродрома Николаевка, не далеко от города Партизанск, в Приморском крае. Из находившихся на аэродроме 8 машин, значительная часть находится в весьма неприглядном состоянии, в воздух способны подняться от силы половина из них.

Не ясно будущее и разведывательной флотской авиации, разведчики Ил-20, постройки 70-х годов, так же созданные на базе Ил-18, физически и морально устарели. Количество построенных разведывательных Ту-214Р, созданного им на замену, решили ограничить парой штук.



Как заявили военные, он им не слишком подходит, так как не способен выполнять устойчивый полёт на малых скоростях, в режиме патрулирования. Не устраивает так же и время нахождения в воздухе, по этому параметру, он уступает Ил-20. Очевидно, для этих требований, больше соответствует самолет, оснащённый турбовинтовыми двигателями. Однако, особенно неопрятный осадок оставило посещение в 2011 году аэродрома Воздвиженка под Уссурийском. В своё время я ещё застал там полёты флотских Ту-16. Которые были заменены в начале 90-х сверхзвуковыми Ту-22М3. В настоящее время эти совсем не старые машины, находятся на «консервации», под открытым небом. Об их состоянии сегодня, можно судить по фотографиям.


Морская авиация России. Что дальше?





Вообще, будущее морской авиации в нашей стране, весьма туманно. Каких либо внятных прогнозов со стороны власть имущих, на фоне предстоящего массового списания летательных аппаратов по старости, о её развитии на перспективу не озвучено. На ближайшее время намечена замена из-за износа, палубных Су-33 на МиГ-29К.

А также модернизация части Ил-38. И это пока всё…

Кто-то может сказать, что нашей стране вообще не нужна морская авиация, все задачи можно решить в рамках ВВС.
Но посмотрим, как обстоят дела у наших ближайших «вероятных друзей».

Авиация ВМС США, с учётом находящихся в резерве, насчитывает около 2000 летательных аппаратов, что сравнимо со всем парком отечественных ВВС, из них только противолодочных Р-3 «Орион» (аналог Ил-38), более 150.


В полёте базовые патрульные: Р-8 "Посейдон" и Р-3 "Орион"
Началась поставка в ВМС нового базового - патрульного Р-8 «Посейдон», созданного на базе Боинг-737. Активно развивается тема морских беспилотников.



Командование ВМС США намерено заключить контракты на создание палубных беспилотных летательных аппаратов (UCLASS) с четырьмя американскими компаниями: Boeing, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Как сообщает Flightglobal, контракты будут заключены в рамках тендера на создание и поставку палубного беспилотника.

Китай тоже укрепляет свою морскую авиацию. Численность парка морской авиации, без учёта транспортных и вспомогательных превышает 400 самолётов и вертолётов. Происходит замена и модернизация устаревших образцов. Самыми боеспособными считаются поставленные нашей страной и построенные на месте: 50 Су-30МК2, истребители собственной разработки: 24 J-10А, истребители-бомбардировщики, адаптированные для ударов по морским целям: 54 JH-7A.

Создаётся своя палубная авиация, для базирования на авианосцах. Бомбардировщики авиации флота представлены китайским аналогом Ту-16- Хун-6 (H-6). Хун-6 в морской модификации стал называться Хун-6D и может нести ракеты класса «воздух-корабль» С-601 и С-611 с дальностью до 200 км.



Кроме того, авиация флота имеет модификацию самолета-заправщика Хун-6D, который может заправлять технику в воздухе.

Индия также уделяет большое внимание своей морской авиации. Особенно примечательно, что на вооружении авиации ВМС этой страны состоит техника советской и российской постройки. Недавно заключены контракты с Россией на модернизацию имеющихся Ту-142 и Ил-38 с оснащением бортовым поисково-прицельным комплексом "Морской змей".


Ту-142 ВМС Индии


Спутниковый снимок Google Earth: Ил-38, Ту-142 ВМС Индии, аэродром Гоа

Также, на базе P-8A «Poseidon» создан экспортный вариант P-8I для ВМС Индии.


P-8I"Посейдон" ВМС Индии

Первые 12 машин должны поступить на вооружение индийской морской авиации в 2013 году. Всего индийцы планируют получить до 24 «Морских богов»
Закуплена партия МиГ-29К для базирования на авианосцах.

Как видим, морская авиация за рубежом продолжает активно развиваться, поскольку без неё ВМС не способны адекватно и в полной мере выполнять поставленные задачи.

Источники:
http://topwar.ru/5642-den-rozhdeniya-morskoy-aviacii-vmf-rossii-morskaya-aviaciya-rossii-i-ss
http://www.samoupravlenie.ru/28-12.php
http://periscope2.ru/2012/03/12/5373/
http://structure.mil.ru/structure/forces/navy/structure/naval_aviation.htm
http://ru.zero.wikipedia.org/wiki/Военно-морские_силы_США
http://mirror.flot.com/nowadays/concept/opposite/uavspecialists.htm
К.В Чуприн : «ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СТРАН СНГ И БАЛТИИ». Справочник.
Автор:
Линник Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти