Валентина Гризодубова – Золотая Звезда отечественной авиации

Среди имён Героев Советского Союза имя военной лётчицы Валентины Степановны Гризодубовой заслуживает особого упоминания: она первая женщина, получившая Звезду Героя. Боевой путь Валентины Гризодубовой уникален ещё и тем, что она командовала целым полком дальней авиации. Эта хрупкая и одновременно мужественная русская женщина сбрасывала бомбы на головы врагам, эвакуировала детей и участвовала в снабжении партизанских отрядов, действовавших в глубоком вражеском тылу.

По одним источникам, Валентина Гризодубова появилась на свет в Харькове в новогоднюю ночь 1910 года, по другим – 10 мая 1909 года. Авиационное будущее Гризодубовой было предопределено тем, что её отец, Степан Васильевич Гризодубов, был талантливым авиаконструктором и пилотом. Он был до глубины души увлечён своим делом и посвятил ему всю жизнь. Степана Гризодубова можно по праву считать одним из гениев отечественного авиастроения: он являлся автором нескольких типов летательных аппаратов и двигателей к ним.

Валентина Гризодубова – Золотая Звезда отечественной авиации



Из яслей – в небо

Именно отец поднял свою дочь Валентину в небо не только в переносном, но и в прямом смысле. Гризодубова совершила свой первый полет едва ли не раньше, чем научилась как следует стоять на ногах – в 2,5 года! Отец привязал девочку к себе ремнями, поднял аэроплан в небо и навсегда заразил дочь собственной страстью к полётам и авиации. Итогом столь раннего авиационного воспитания стал первый самостоятельный полёт, который состоялся на слёте планеристов в Коктебеле, когда Вале было 14 лет. По окончании средней школы Валентина поступила в Харьковский технологический институт, где получила превосходное инженерное образование, позволившее ей заниматься авиацией уже профессионально. Стоит сказать, что небо было не единственным увлечением девушки – в продолжение учёбы в ВУЗе Гризодубова успешно осваивала рояль в музыкальном училище, после чего будущая гроза фашистских тылов была зачислена в Харьковскую консерваторию.

Валентина Гризодубова – Золотая Звезда отечественной авиации


В 1928 году, пройдя трёхмесячную летную подготовку в Школе гражданской авиации Осоавиахима, Гризодубова получила долгожданное звание пилота. Позднее юная лётчица окончила также Пензенскую школу летчиков-инструкторов, после чего, в 21 год, уехала в Тулу, где устроилась на работу в аэроклуб. Карьера Гризодубовой продолжала своё стремительное развитие и, наконец, она попадает в подмосковное Тушино, а затем и на Центральный аэродром Москвы, который являлся базой агитэскадрильи им. Максима Горького. Работа в агитэскадрилье позволила Валентине получить уникальный лётчицкий опыт: за время службы в подразделении, летая по городам СССР, ей приходилось управлять самыми различными самолетами того времени.

Девичий перелёт

Валентина Гризодубова – Золотая Звезда отечественной авиацииХрупкая юная девушка летала над горами Кавказа и Памира, прокладывала новые воздушные маршруты и устанавливала новые рекорды, давая фору лучшим лётчикам-мужчинам страны и всего мира. Один из таких полетов принёс Валентине Гризодубовой мировую известность. 24-25 сентября 1938 года на самолете АНТ-37 «Родина» женский экипаж Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Мариной Расковой совершил беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, преодолев расстояние в 6450 километров за 26 часов и 29 минут. Именно за этот рекордный перелёт девушкам были присвоены звания Героев Советского Союза.

На фронте

Перед началом войны Гризодубова получила должность начальника Управления международных воздушных линий СССР, а с началом освободительной борьбы советского народа стала во главе Антифашистского комитета советских женщин. Однако отважная лётчица прекрасно понимала, что в тыловая работа, при всей её важности, ей не подходит – её огромный опыт пилотирования был нужен фронту, и Гризодубова возглавила 101-й авиаполк Авиации дальнего действия — тот самый, чьи крылья несли оружие и продовольствие партизанским отрядам Ковпака, Сабурова и Федорова.

В одиночку управляя тяжелым «Ли-2», Валентина совершила около 200 боевых вылетов, около 2/3 из которых были ночными с опаснейшими посадками на партизанских аэродромных площадках. За время вылетов из вражеского тыла Валентина эвакуировала около 4000 детей, что характеризует её заслуги перед Родиной как выдающиеся и неоценимые, ведь стоит ли спорить, что во все времена дети были и будут главным достоянием и главной надеждой России, именно этим спасённым детям предстояло восстанавливать страну после войны, крепить её оборону, создавать самую мощную в мире промышленность.

Валентина Гризодубова – Золотая Звезда отечественной авиации"Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду"

Именно так ответила Валентина на предложение маршала авиации Новикова возглавить дивизию. Герой Советского Союза, отважная лётчица Гризодубова предпочла военной карьере научную и общественную деятельность. По ее инициативе и при её деятельном участии был создан НИЛИЦ – Научно-исследовательский летно-испытательный центр, задачей которого стала разработка новейшей авиационной электроники. За работу на этом поприще Гризодубова получила свою вторую Звезду — на этот раз Героя Социалистического Труда. Авторитет Гризодубовой в партийной среде, как и среди простого народа, был огромен, она была вхожа в кабинеты верховных руководителей, что позволяло ей выручать людей, попавших в сложную ситуацию и решать нерешаемые вопросы. Именно благодаря хлопотам Гризодубовой удалось спастись с Колымы отцу-основателю русской пилотируемой космонавтики Сергею Королеву.

Валентина Гризодубова дожила до глубокой старости и скончалась ровно 20 лет тому назад, 28 апреля 1993 года. В родовом гнезде Гризодубовых в Харькове после её смерти был создан музей, во многих населённых пунктах бывшего СССР её именем названы улицы, а в Москве на Кутузовском проспекте ей установлен памятник.

Подготовлено по материалам:
http://militera.lib.ru/memo/russian/verhozin_am/index.html
http://www.pravda.ru/society/fashion/models/26-03-2011/1071516-grizodubova-0/
http://www.segodnya.ua/life/stories/cpacla-koroljova-c-kolymy-a-brezhneva-nazyvala-lenej.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Apollon 29 апреля 2013 08:36
    Вечная память Советской Героине.Посвящается Валентине Степановне Гризодубовой

  2. svp67 29 апреля 2013 09:14
    Такая милая и хрупкая...Но какая целеустремленная и сильная. Такими можно только восхищаться. love
  3. fzr1000 29 апреля 2013 11:45
    Да уж, это вам не нынешние "герои" ср...ого гламура. Куда все ушло?
  4. патриот2 29 апреля 2013 11:53
    Нынешним девчатам хороший пример! love
    патриот2
  5. Takashi 29 апреля 2013 12:18
    статья хорошая, но уж больно мало написано :(
  6. a.s.zzz888 29 апреля 2013 12:41
    Поколениям - в пример!
    Дали фрицам по роже девчата в ВОВ!
    Кошмары душат гансов и по ныне, кто еще живой.
  7. ленивый 29 апреля 2013 17:10
    В одиночку управляя тяжелым «Ли-2», Валентина совершила около 200 боевых вылетов
    почему в одиночку? либо попутан тип самолёта и речь идёт о у-2?
    1. smirnov 29 апреля 2013 23:44
      Там же говорится:101-й авиаполк Авиации дальнего действия,какой же У-2 в авиации дальнего действия?
      1. ленивый 30 апреля 2013 01:20
        ну так и на ли 2 пилот не один, тут где-то ошибка в статье, что впрочем абсолютно не уменьшает ничего из того что сделала Гризодубова
  8. Незнайка 29 апреля 2013 18:56
    — Мне поручено объявить решение Политбюро по вашей жалобе, Гризодубова, — сказал Маленков. — За клевету в корыстных целях на своих непосредственных командиров, за попытку оклеветать маршала Голованова — командующего Авиацией дальнего действия, которому вверена партией и руководством страны ответственнейшая работа, за попытку дискредитировать в глазах руководства преданного Родине и партии полководца принято решение передать дело о вас в военный трибунал для привлечения к судебной ответственности, куда и передать имеющиеся материалы. А сейчас идите к товарищу Шкирятову - председателю Комиссии партийного контроля, там будет решен вопрос о вашей партийной принадлежности.

    Я не хочу описывать здесь, что последовало за объявлением этого решения. На коленях, в слезах молила Гризодубова о прощении, почему-то больше обращаясь ко мне, чем к секретарю ЦК... Я невольно думал, сколько еще людей, невинных людей на белом свете страдает от всяких наговоров! Как может человек, которому были предоставлены все возможности принять участие непосредственно в войне, в разгроме ненавистного для всех врага, на что сейчас направлены все силы, все помыслы советских людей, вместо этого направить свою энергию, силы на достижение личных, корыстных целей, не останавливаясь ни перед чем, даже перед заведомым оговором и преднамеренной клеветой на старших своих товарищей, зная, что эти оговоры, эта клевета могут привести ни в чем не повинных людей и к печальному концу, но зато откроют ей путь к своим, заветным для нее, целям. Ослепленная открывшимися было перед ней возможностями, командир полка Гризодубова ни на минуту не задумывалась о возможной судьбе оговариваемых ею лиц. Вместо этого она уже видела себя первой в стране женщиной в мундире генерала...

    http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/31.html
    1. morehod73 29 апреля 2013 20:08
      А я грешным делом подумал, что про этот "маленький" эпизод с Головановым никто не знает.... Хотя в его мемуаре он описан хорошо. Но с другой стороны... "киньте камень в того, кто не безгрешен....". О времена, о нравы... laughing
  9. Громобой 29 апреля 2013 20:11
    На аэродроме, где базировался полк Гризодубовой, стояли ещё 2 полка. В одну из боевых ночей самолёт соседнего полка прилетел с задания с зависшей под фюзеляжем 250-кг фугасной бомбой, которая могла оторваться и взорваться в любой момент. Положение осложнилось ещё тем, что лётчику не удалось сделать посадку с первого захода. Но повреждённый самолёт не мог держаться в воздухе. У всех на глазах он ударился о землю и загорелся. Экипаж горящего самолёта - лётчики, штурман, бортмеханик, радист и стрелки - не мог покинуть машину. Двери Ли-2 при ударе о землю заклинились. Но кто осмелится подойти к горящему самолёту ? Взрыв бомбы мог последовать в любую секунду. Да и бензина в баках машины оставалось примерно около тонны. И тут Гризодубова вместе со своим заместителем - подполковником Орловым и двумя отважными мотористами смело бросилась к горящему самолёту. Пострадавший экипаж, почти все члены которого были ранены в воздушном бою, удалось спасти.
  10. fatty 29 апреля 2013 20:53
    ненавижу быков,которые имеют наглосать,давать советы,всяким уродам,но,мы,русские,вонючих педерастов,вместе с погаными уродами,извините,европейскими-педерастами,
    боги,чтоб вы умерли
    в смысле- сдохли ниче, моя супруга-богиня.
    fatty
    1. laurbalaur 29 апреля 2013 21:46
      fatty , прошу прощения, Вы ничего не перепутали,зайдя на этот сайт ?
      laurbalaur
      1. Громобой 29 апреля 2013 23:58
        А вы его поняли?
  11. luta 30 апреля 2013 11:43
    уважуха))))))))
    luta
  12. костров не жечь 30 апреля 2013 18:28
    Чо за мудачьё минусов наставило? Таким женщинам бод любым упоминанием, лбом гвозди в полу забивать надо.
    костров не жечь
  13. lilit.193 1 мая 2013 18:44
    Валентина Степановна Гризодубова - это самая настоящая легенда! И это пример для нас! И думаю, что не только лишь для девушек!
    lilit.193
  14. smershspy 3 мая 2013 12:20
    Цитата: lilit.193
    Валентина Степановна Гризодубова - это самая настоящая легенда! И это пример для нас! И думаю, что не только лишь для девушек!


    Полностью согласен! Сейчас я не вспоминаю, чтобы были такие герои! Слава!
    smershspy

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня