Владимир Каппель на службе в царской армии и войсках Комуча

9 994 131
Владимир Каппель на службе в царской армии и войсках Комуча


Сегодня я предложу вашему вниманию ещё одну статью из цикла «Лица гражданской войны», и поговорим мы о Владимире Оскаровиче Каппеле. Многие знают о нем благодаря знаменитому эпизоду «психической атаки каппелевцев» из советского фильма «Чапаев».



Сразу отметим, что войска красного комдива и Каппеля действовали на разных направлениях и друг с другом никогда не сталкивались.

С сожалением следует признать, что многолетние усилия либеральной Пятой колонны по оболваниванию наших детей увенчались успехом – многие школьники и даже студенты фильм братьев Васильевых не смотрели (как и другие великие советские кинокартины), и потому этот фактор постепенно теряет свое значение. На первый план выходит история с так называемым «золотом Колчака»: именно Каппель в начале августа 1917 года захватил в Казани громадные ценности, эвакуированные в этот город из хранилищ Варшавы, Риги, Киева, Москвы и Петрограда – фактически украл их у нашей страны. В итоге они достались бездарному самозваному «Верховному правителю» Колчаку, который попавшими ему в руки несметными богатствами даже и распорядиться толком не смог.

Однако о самом Каппеле сохранились достаточно лестные отзывы со стороны белых – и нейтральные со стороны красных. То, что он, будучи достаточно серьезным противником новой власти, мало известен в нашей стране (в отличие от Шкуро, Мамонтова, Краснова и прочих) говорит как раз о том, что особыми зверствами по отношению к мирному населению Каппель не прославился. И в том же фильме «Чапаев» «каппелевцы» показаны не какими-то разнузданными грабителями и мародерами, а стойкими дисциплинированными бойцами, хладнокровно идущими в безнадежную «психическую атаку». Правда, возникают сомнения в адекватности самого Каппеля, якобы посылающего элитные войска фактически «на убой» – под огонь пулеметов.


«Психическая атака», кадр фильма «Чапаев»

Этот эпизод, кстати, явно был спародирован в фильме «Бумбараш», где в атаку на село, занятое красноармейцами, идет банда атаманши Софьи Тульчинской:


Судя по всему, Каппель был очень хорошим генералом и вполне честным и порядочным человеком, который, к сожалению, выбрал неправильную, заранее обреченную на поражение сторону.

Происхождение и начало военной службы героя статьи


Владимир Каппель – ещё один представитель так называемого остзейского дворянства Российской империи. Будучи относительно немногочисленными, остзейцы традиционно занимали высокое положение при императорском дворе, служили честно, имели реальные заслуги – Буксгевдены, Розены, Ферзены, Розенберги, Бенкендорфы, Эссены, Фелькерзамы, Коцебу, Остен-Сакены, Врангели, Палены, Нессельроде, Беллинсгаузены и другие. Род Каппелей был шведским по происхождению и лютеранским по вероисповеданию. Многие его представители традиционно выбирали военную службу. Отец Владимира Каппеля – Оскар Павлович, с 1867 по 1878 гг. служил в Туркестане, принял участие в ряде сражений с войсками местных правителей, прошел путь от юнкера до штабс-капитана, получил солдатский Георгиевский крест IV степени, ордена Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» и Святого Станислава III степени с мечами и бантом. С 1881 года служил в жандармских частях, в отставку вышел в чине ротмистра. А вот дед по материнской линии Пётр Постопольский дослужился до звания генерал-лейтенанта, в Крымскую войну он в чине штабс-капитана находился среди защитников Севастополя.

Владимир Оскарович родился в Царском селе 16 (28) апреля 1883 года. Учился во 2-м кадетском корпусе, затем – в престижном Николаевском кавалерийском училище, выпускниками которого были многие другие очень известные участники гражданской войны, например, Петр Врангель, Андрей Шкура (Шкуро), донской атаман Африкан Богаевский и атаман Оренбургского казачества Александр Дутов, а также военный министр империи Владимир Сухомлинов и Карл Маннергейм. Кавалерийское училище В. Каппель окончил в 1903 году «по первому разряду с производством в корнеты со старшинством». Службу начал в располагавшемся под Варшавой 54-м драгунском Новомиргородском полку (в 1907 году стал 17-м уланским Новомиргородским).

В 1906 году эта часть была направлена Пермскую губернию, где приняла участие в ликвидации крупного повстанческого отряда «лбовцев» («лесных братьев»).


Александр Михайлович Лбов

Александр Лбов – известный уральский революционер-экспроприатор, стал героем книги А. Гайдара «Жизнь ни во что («Лбовщина»)». Автор писал в предисловии:

Эта повесть памяти Александра Лбова, человека, не знающего дороги в новое, но ненавидящего старое, недисциплинированного, невыдержанного, но смелого и гордого бунтовщика, вложившего всю ненависть в холодное дуло своего бессменного маузера, перед которым в течение долгого времени трепетали сторожевые собаки самодержавия. Памяти «разбойника Лбова» и его товарищей: Демона, Грома, Змея, Фомы, Матроса и многих других, имена которых окутаны уже дымкой легенд по рабочему Уралу.


Вырезка из газеты «Звезда» от 3 марта 1926 г.

В ноябре 1907 года В. Каппель получил должность полкового адъютанта – это штабная должность, связанная с делопроизводством по строевой и регистрационной части в полку, организацией внутренней и караульной службы.

В том же году В. Каппель вступил в брак с Ольгой Строльман – дочерью начальника пермских артиллерийских заводов и действительного статского советника («генеральский» чин IV класса). Женихом этот молодой офицер, видимо, был незавидным, и потому венчаться со своей избранницей ему пришлось тайно. Родители Ольги признали брак лишь после того, как зять поступил на учебу в Академию Генштаба. В 1910 году у этой пары родилась дочь Татьяна, в 1917-м – сын Кирилл.


В. Каппель с женой и дочерью

Владимир Каппель был на хорошем счету у начальства, и в аттестации за 1908 год командир 17-го уланского полка даёт ему такую характеристику:

В служебном отношении обер-офицер этот очень хорошо подготовлен, занимал должность полкового адъютанта с большим усердием, энергией и прекрасным знанием. Нравственности очень хорошей, отличный семьянин. Любим товарищами, пользуется среди них авторитетом. Развит и очень способен. В тактическом отношении, как строевой офицер, очень хорошо подготовлен… Азартным играм и употреблению спиртных напитков не подвержен… Имеет большую способность вселять в людей дух энергии и охоту к службе. Обладает вполне хорошим здоровьем, все трудности походной жизни переносить может.

Но карьера продвигалась чрезвычайно медленно, и в том же 1908 году мы видим его всего лишь поручиком. Ситуация стала меняться к лучшему после учебы в Николаевской академии Генштаба, которую он окончил в 1913 году, опять-таки «по первому разряду, с правом получения преимуществ при прохождении службы». Был произведен в штабс-ротмистры и за успехи в изучении военных наук даже награжден орденом Святой Анны 3-й степени.


В. Каппель на фотографии 1913 г.

Любопытна тема доклада, подготовленного тогда В. Каппелем: «Служба автомобиля в армии. Главнейшие основания организации автомобильных войск». По тем временам – работа весьма злободневная и даже «инновационная».

В период I мировой войны В. Каппель воевал на Юго-Западном и Румынском фронтах – вначале старшим адъютантом штаба 5-й Донской казачьей дивизии, затем – 14-й кавалерийской дивизии.

Был награждён орденами Святого Владимира IV степени с мечами и бантом, Святой Анны II степени с мечами, Святого Станислава II степени с мечами и Святой Анны IV степени, святого Георгия IV степени. В марте 1916 года стал штаб-офицером для поручений в Управлении генерал-квартирмейстера штаба Главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта. За участие в разработке плана Брусиловского прорыва в августе 1916 года получил звание подполковника. В этом невысоком чине он и встретил Февральскую революцию. Будучи убежденным монархистом, признал бесперспективность реставрации абсолютно дискредитированной царской власти; сослуживцы вспоминали его слова:

Говорить о монархии теперь – значит только вредить ей.

Продолжал служить и в сентябре 1917 года находился на должности помощника начальника разведывательного отделения штаба фронта.

В начале октября попросился в отпуск и отправился к семье в Пермь.

Владимир Каппель в начале гражданской войны


Весной 1918 года мы видим Каппеля в Самаре, где он неожиданно оказался на штабной должности Приволжского военного округа РККА. Казалось, выбрал правильную сторону. Но в мае восстал Чехословацкий корпус, который был сформирован осенью 1917 года как часть русской армии, но уже в декабре подчинён французскому командованию и получил приказ отправиться во Францию. 26 марта 1918 года представители командования Чехословацкого корпуса договорились с новыми властями о свободном проезде по территории России до Владивостока. Следовать они должны были «как группа свободных граждан, берущих с собой известное количество оружия для своей самозащиты от покушений со стороны контрреволюционеров». При этом отмечалось, что

Совет народных комиссаров готов оказать им всякое содействие на территории России при условии их честной и искренней лояльности.

Были установлены правила:

В каждом эшелоне оставить для собственной охраны вооружённую роту численностью в 168 человек, включая унтер-офицеров, и один пулемёт, на каждую винтовку 300, на пулемет 1200 зарядов.

Всего на восток отправились 63 состава по 40 вагонов каждый, к маю они растянулись на несколько тысяч километров.

К восстанию привел инцидент в Челябинске, где 14 мая один из чешских поездов встретился с составом, в котором находились пленные немцы и венгры. Кто-то из немцев чугунной ножкой от печки тяжело ранил одного из легионеров, его товарищи убили виновника. Советские власти на следующий день арестовали десять чехов, но 17 мая они были освобождены другими легионерами. Последовала эскалация с приказами Аралова и Троцкого о разоружении легионеров, однако сделать это не было никакой возможности. Дисциплинированные и хорошо обученные чехословацкие солдаты быстро разгромили немногочисленные отряды Красной Гвардии. В результате вдоль железнодорожной магистрали Транссиба возникли антисоветские правительства. Не стала исключением и Самара, куда легионеры вошли 8 июня.


Чехословацкие легионеры в Самаре, 8 июня 1918 года

После этого здесь было сформировано правительство «Комитета членов Учредительного Собрания» (Комуч), главную роль в котором играли эсеры. Власть Комуча согласились признать правительства Оренбургского казачьего войска, Уральского казачьего войска и находившееся в Архангельске Временное правительство Северной области. Поначалу в состав правительства Комуча входили всего пять человек, позже число членов Комуча возросло до 97.


Комуч первого состава: эсеры И. М. Брушвит, П. Д. Климушкин, Б. К. Фортунатов, В. К. Вольский (председатель), И. П. Нестеров

В армии Комуча числились 350 человек, имелись также 2 пушки. По воспоминаниям современников, никто тогда не хотел брать на себя ответственность и становиться «главнокомандующим» столь ничтожных сил. Один из присутствовавших на «выборах» офицеров вспоминал:

Желающих взять на себя тяжёлую и ответственную роль не оказалось. Все смущённо молчали, опустив глаза. Кто-то робко предложил бросить жребий. И вот тогда, скромный на вид, почти никому не известный, недавно прибывший в Самару офицер встал и попросил слова:

«Раз нет желающих, то временно, пока не найдётся старший, разрешите мне повести части против большевиков», – спокойно и негромко произнёс он.

Отметим, что этот «скромный офицер» был в то время помощником начальника Оперативного отдела Главного штаба.

Так монархист Каппель стал командующим «Народной армией» эсеровского Комуча. При этом он был именно штабистом и не имел большого опыта командования войсками. Однако вскоре выяснилось, что Каппель имел задатки большого полководца.

На службе у Комуча


Уже 11 июня небольшой отряд Каппеля неожиданным ударом сумел захватить Сызрань. Красные не знали о малой численности противника и, смущённые «наглостью» его действий, решили отступить, опасаясь попасть в окружение. Пополнив свой отряд, Каппель успешно сражался у Ставрополя (в настоящее время – Тольятти), Бугуруслана, Бузулука и Мелекесса (Димитровград). Авторитет совсем недавно никому неизвестного подполковника рос на глазах, причем по обе стороны фронта: в одной из статей газеты «Красная звезда» Каппель был назван «маленьким Наполеоном» – этот эпитет, разумеется, был проявлением иронии автора статьи, однако сравнение именно с великим корсиканцем было весьма лестным. А личная скромность и житейская непритязательность командующего «Народной армией» снискала ему любовь рядовых «добровольцев».

21 июля в союзе с чехословаками Каппелю удалось захватить Симбирск. В этот же день он получил должность командующего всеми действующими войсками «Народной армии», через три дня его отряд (Первая добровольческая дружина) стал Стрелковой бригадой, состоявшей из двух полков и трёх артиллерийских батарей (лёгкая, гаубичная и конная). Общая численность бойцов достигла трёх с половиной тысяч человек. Но лишь 24 августа 1918 г. Каппель был повышен до полковника.

А красные в это время назначили «за его голову» награду в 50 тысяч рублей. Эту сумму Каппель счёл слишком маленькой, о чем и заявил перед строем своих солдат.

7 августа Каппелю и чехословакам удалось взять Казань. О том, что происходило тогда в городе, можно узнать из рассказа члена Комуча меньшевика И. М. Майского:

Группами стояли пленные большевики: красноармейцы, рабочие, женщины – и против них – чешские солдаты с поднятыми винтовками... Раздавался залп, и пленные падали. На моих глазах были расстреляны две группы, человек по 15 в каждой. Больше я не мог выдержать. Охваченный возмущением, я бросился в социал-демократический комитет и стал требовать, чтобы немедленно же была послана депутация к военным властям с протестом против бессудных расстрелов. Члены комитета в ответ только развели руками.

Всего в Казани были расстреляны около полутора тысяч человек. И, к сожалению, события в этом городе не были исключительными. Белый террор – отнюдь не миф, придуманный советскими историками. Тот же Колчак в марте 1918 года приказал генералу Розанову уничтожать восставшие деревни «по японскому примеру» и расстреливать каждого десятого их жителя. При подавлении Енисейского восстания были расстреляны до 8 тысяч таких заложников. Долгое время считали, что эти расправы были инициативой Розанова, однако обнаружен первоисточник: приказ подписан именно адмиралом.

Но вернёмся в захваченную Каппелем Казань и увидим, что трофеями белых тогда стали не только склады с большим количеством оружия, продовольствия и медикаментов, но и золотой запас Российской империи. Эти ворованные ценности, как мы знаем, в итоге достались объявившему себя «верховным правителем России» Александру Колчаку. Согласно свидетельству управляющего делами совета министров правительства этого адмирала Г. К. Гинса:

В распоряжении А. В. Колчака находилось 43 000 пудов (688 тонн) золота и 30 000 пудов (480 тонн) серебра.

Но были еще драгоценности императорской семьи, дорогая церковная утварь, бесценные исторические реликвии.

В следующей статье мы немного поговорим о судьбе этих, украденных у нашей страны сокровищ. И продолжим рассказ о Владимире Каппеле, поговорим о падении Комуча, карьере Каппеля в армии Колчака, так называемом «Великом Сибирском ледяном походе», ставшем агонией войск кровавого адмирала, смерти Каппеля на разъезде Ута, его потомках в Советской России.
131 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    23 ноября 2025 04:19
    Совет народных комиссаров готов оказать им всякое содействие на территории России при условии их честной и искренней лояльности.

    Глубочайшая ошибка и стратегический просчет большевиков полагаться на лояльность чехов которыми командовали французы.
    Какая то детская наивность...дорого это потом обошлось нашему народу. what
    Без поддержки белочехов Каппель ничего из себя не представлял.
    1. +6
      23 ноября 2025 05:32
      А что надо было делать? Надо было как можно быстрее сплавить чехов хоть куда. И послы Антанты все время работали в России. Не было дипломатической изоляции. С ними и договорились. А то, что потом взыграли личные эмоции, которые привели к катастрофе, так время такое. Новое государство, новые люди. Это вот сейчас Москва может заткнуть рот любому исполнителю. Что дает нам повод писать тут свою историю. А тогда и связи-то толком не было. А в политике и армии была куча людей совершенно разных кзглядов
      1. +6
        23 ноября 2025 07:10
        А тогда и связи-то толком не было
        Связь как раз была. Иначе каким бы образом чехословацкий корпус восстал разом на всем протяжении Транссиба, от Пензы до Владивостока? Телеграфисты, как и железнодорожники, одна из самых востребованных профессий того времени.
        1. +1
          23 ноября 2025 07:36
          Так доступ к телеграфу имели не только лишь все. Недаром Ленин брал телеграф.
          1. +4
            23 ноября 2025 07:40
            Доступ к телеграфу имели те, в чьих руках была власть в конкретном населенном пункте. Все понимали: убьешь телеграфиста - останешься без связи.
            1. +3
              23 ноября 2025 07:41
              Про то и речь. Любое кино про гражданскую: заходит кто-то, сует маузер, и грит, передавай то-то. Или дай прочитать. Но телеграфиста не трогали.
            2. +3
              23 ноября 2025 07:46
              А кто в Сибири к каком городе правил, это отдельная история. Того же Колчака вообще не большевики-то и расстреляли.
              Вспоминали тут Каландаришвили. Он считается красным. Но был он анархист и возглавлял огромную банду, которая кормилась, чем бог пошлет. Расстреляли их всех на зимнике по Лене. Белые их пулеметов. 100% уверен, что если бы в том месте оказались красные с пулеметами, они б сделали то же самое. Тогда б в нашем городе не было бы улицы Каландаришвили.
              1. +7
                24 ноября 2025 11:51
                Цитата: MCmaximus
                Вспоминали тут Каландаришвили. Он считается красным. Но был он анархист и возглавлял огромную банду, которая кормилась, чем бог пошлет. Расстреляли их всех на зимнике по Лене. Белые их пулеметов. 100% уверен, что если бы в том месте оказались красные с пулеметами, они б сделали то же самое.

                Государственная монополия на насилие, однако. Хочешь воевать - записывайся в официальные силовые структуры, и действуй "в правовом поле". Не хочешь? Ну, не обессудь - будь ты хоть орденоносец. Махновцы тому примером.
      2. +4
        23 ноября 2025 08:04
        А в политике и армии была куча людей совершенно разных кзглядов
        Это точно. В Челябинске в восстании Корпуса участвовал будущий президент ЧССР Людвиг Свобода.
        1. +5
          23 ноября 2025 08:41
          Масарик. И с ним СССР был хороших отношениях. Ну, а уж Ярослав Гашек - это вообще отдельный персонаж.
        2. -2
          23 ноября 2025 09:25
          Совершенно верно.Чехи разные были.Я.Гашек,к примеру.Впрочем ,подавляющее большинство их просто рвалось на родину.И тех,кто им мешал,соответственно уничтожали.Ну,а про Каппеля..Одно то,что он предал и пошел на поводу эсеров,меньшевиков и прочаа,то заслуживает не идеализации,как в всем известном фильме,а расстрела.
          1. +4
            23 ноября 2025 09:36
            Возник вопрос: кого предал Каппель?
            1. -1
              23 ноября 2025 11:11
              Внимательно читаем статью и понимаем yes
    2. +9
      23 ноября 2025 05:46
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Глубочайшая ошибка и стратегический просчет большевиков полагаться на лояльность чехов

      Если бы Вы читали ПРАВДУ от весны 1918 годы Вы бы так не думали. Чешский легион сначала полностью ПОДДЕРЖАЛ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ. И никакие французы им сначала не командовали. Это было уже позднее, когда договорились о их "высылке" из России. Денег не было, а французы обещали их дать при условии вывода чехов на Западный фронт.
      1. +12
        23 ноября 2025 07:23
        Чешский легион сначала полностью ПОДДЕРЖАЛ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ.
        Совершенно верно. Более того изначально не шел ни на какие контакты с представителями формировавшегося белого движения. И только после приказа Троцкого о полном разоружении корпуса началось...
        1. +4
          23 ноября 2025 13:37
          Армия Андерса - "Чехословацкий Легион 2.0"!
          Домой то чехи и словаки рвались - только зачем надо было омывать свои ручки кровушкой и заниматься мародёрством?
          Троцкий вынудил?
        2. +1
          23 ноября 2025 14:20
          Алексей, ты как всегда категоричен в своих суждениях.
          1. 0
            23 ноября 2025 19:13
            Я категоричен, а чехи да словаки были реально милыми парнями?
            Так выходит?
            1. +1
              23 ноября 2025 20:12
              Они не были "милыми парнями". В гражданских войнах вообще не бывает "милых парней". Тем более для иностранцев. Но чехи хотя бы попытались.
              1. +4
                23 ноября 2025 20:24
                Чехи пытались быть "белыми и пушистыми"?
                <<Были установлены и лимиты: в каждом эшелоне для охраны будет одна рота в количестве 168 человек, вооруженных винтовками и одним пулеметом, количество патронов – 300 на винтовку и 1205 на пулемет. Все остальное – винтовки, пулеметы, орудия – должно быть сдано в Пензе особой комиссии большевиков.
                Впрочем, на этот договор чехи "забили", как только эшелоны ушли на порядочное расстояние от наступающих германцев. Полковник Станислав Чечек вспоминал о настроениях солдат: 

                Солдаты не знают, что ответить, мнутся. Тогда спрашиваю одного из них: сдашь орудие? – Не сдам, – говорит, – спрячу, но не сдам. Я ждал этого ответа. За ним и другие, как один, заявляют – не сдадим, скроем, а не сдадим. – Идите, – говорю им, – скажите это и другим. Я того же мнения: наш полк оружие сдавать не должен."

                14 мая 1918 года на челябинском вокзале произошло на первый взгляд ничем не примечательное событие: из отходившего со станции эшелона с австрийскими и венгерскими военнопленными в солдат Чехословацкого корпуса полетела самая обычная кочерга, которая попала в голову стоявшему на перроне чешскому легионеру 3-го Чехословацкого им. Яна Жижки стрелкового полка. Разъяренные чехи, ненавидевшие Австро-Венгрию и особенно венгров, остановили эшелон, вытащили пленных из вагонов. Десять из них были избиты прикладами, а одного - Иоганна Малика, на которого как на виновника инцидента указали избитые австрийцы - разъяренные чехи закололи штыками.>>
                1. -1
                  23 ноября 2025 20:46
                  Чехи пытались быть "белыми и пушистыми"?
                  Да, чехи пытались.
                  1. +1
                    23 ноября 2025 21:16
                    Есть примеры их "мохнатости в белом цвете"?
                    1. +1
                      24 ноября 2025 06:45
                      До 14 мая 1918 года чехи были вполне лояльны к Советской власти, пока та соблюдала договоренности. К Пензе соединение Чечека (кстати, тогда поручика) прибыло 27-28 мая уже зная о событиях за Уралом и приказе Троцкого (24 мая).
                      1. vet
                        +3
                        24 ноября 2025 08:58
                        Говорят, что было интересное разделение: чехи и словаки, в основном, за белых, венгры - в основном за красных. И потом дома венгры так объясняли властям свое участие в гражд.войне на стороне большевиков: хотели бить ненавистных им чехов и словаков.
                      2. +1
                        24 ноября 2025 10:42
                        Приказ Троцкого "появился на пустом месте"?
                      3. +2
                        24 ноября 2025 11:03
                        Троцкий отдал заведомо невыполнимый приказ, как будто у него за Уралом не пара тысяч большевиков на весь Транссиб, а по роте красноармейцев на каждом полустанке. Что и подтолкнуло чехов в сторону белых.
                      4. +6
                        24 ноября 2025 11:09
                        Чехословаки были на своей собственной стороне!
                        Плевать они хотели на белых.
                        Их увлекала мечта о собственном государстве и возникшей возможности разграбить страну давшую им приют и оружие в руки!
                        Ехать в Мурманск они не желали.
                        Якобы боялись немецких подводных лодок.
                        Но по разным данным "чины из Антанты" распорядились часть чехословаков "завернуть" на Русский Север.
                        Но "теплолюбивые производители пива и фарфора" выбрали направление на Владивосток.
                        Подальше от фронта с немцами!
              2. +5
                23 ноября 2025 20:36
                Вскоре на вокзал прибыл наряд милиции и чекистов, которые решились арестовать всех участвовавших в убийстве пленного чешских солдат, так как "уличенные два чехословацких солдата на вопрос выдать виновного отвечали: "Не выдадим".

                Через некоторое время подполковник Сергей Войцеховский, командовавший 3-м полком, направил городским властям делегацию с требованием освободить арестованных солдат. Но и члены делегации попали в тюрьму.

                Подполковник Войцеховский объявил тревогу и приказал готовиться к бою. И уже в 6 часов вечера вооруженные отрядов легионеров фактически захватили город. Были задержаны и местные чекисты, и депутаты Совета, многие из которых были под горячую руку расстреляны.


                Многие из которых ... были расстреляны!
                1. +5
                  25 ноября 2025 03:54
                  Мне вот очень любопытно чем руководствуются люди пытающиеся представить чехословаков няшами,буквально вынужденных поднять восстание и под горячую руку,нос болью в сердце,расстреливающих на право и налево граждан России,попутно ещё и грабивших всё и вся.Вот бы русские себя так повели в 68,а что -око за око,зуб за зуб.Ах да,это же можно в варварской стране но никак не в европейской!Тут не двойные и тройные,тут психика вывернута наизнанку у еврочеловеков любой национальности.
                  1. +1
                    25 ноября 2025 14:11
                    У меня нет ответа на Ваш вопрос!
                    Вероятно требуется спросить именно тех, кто относится к
                    пытающимся представить чехословаков няшами,буквально вынужденных поднять восстание ...
  2. +4
    23 ноября 2025 04:37
    Спасибо, Валерий!

    Каппель - интересная фигура.

    К вопросу о смуте Гражданской войны: после ее окончания и до относительно недавнего времени, на Дальнем Востоке можно было встретить не так уж мало людей, служивших у Каппеля.
  3. +8
    23 ноября 2025 05:42
    Уважаемый Валерий! Отличный материал!!!
  4. +1
    23 ноября 2025 06:10
    В принципе, дело свое чехословаки и другие иностранные формирования сделали - за императора воевали с самоотдачей, временное правительство уважали и ему подчинялись, а большевики им были никто и ничем они советской власти они не были обязаны.

    Царское правительство чехословаков и их вооруженные силы неплохо контролировало, рост численности был довольно умеренным от батальона в 1914 до 2 полков и бригады к февральской революции. А вот потом прорвало, и временные быстро организовали, одели и вооружили ораву французскоподданных в 50тыс человек. С армянскими дружинами была похожая история, пока были формирования уровня батальона (пусть их было и много) с четкой целью и руководством - все в норме, после укрупнения и смены власти немедленно возникли политические амбиции. С латышскими стрелками тоже несмешно вышло, просто со знаком наоборот. У поляков в Сибири действовала бригада (остальные части они вывели, у них тоже был корпус). У сербов был корпус (в основном хорваты пленные под руководством собственно сербских офицеров).

    Проблемой формирования из иностранцев (и из нац.меньшинств из числа русскоподданных, в основном это прибалты и поляки, вот кавказцы и туркмены быстро по домам разошлись) стали после революции и в основном для большевиков (ну и для мирных граждан, которых борцы с коммунизмом любили пограбить, если повезёт). То есть это проблема вторичная, первичная в том, что правительство своим нежеланием решать копившиеся проблемы (звоночки были как бы не с восстания Пугачева) завело страну в тупик, выход из которого стал невозможен без масштабного кровопускания.
    1. +2
      23 ноября 2025 10:29
      С 1917 по 1922 год в составе Красной Армии действовало около 370 интернациональных формирований, включая латышских стрелков, польские, венгерские, чехословацкие и другие части, насчитывавшие более 250 000 иностранных граждан.
      https://leninism.su/revolution-and-civil-war/4142-krasnaya-gvardiya-na-zashhite-oktyabrya50.html?start=6
  5. +5
    23 ноября 2025 06:59
    мы немного поговорим о судьбе этих, украденных у нашей страны сокровищ

    Спасибо за такой интересный материал! Кстати помню фильм "Чапаев" и психическую атаку каппелевцев. Мы, пацаны, 50-х, потом играли в казаков-разбойников, и конечно же в Чапаева, Кочубея, Олеко Дундича и прочих героев Гражданской.
    Но меня сейчас больше интересует вопрос, почему Россию грабили всегда? С Гражданской и до настоящего времени!
    1. +2
      23 ноября 2025 08:26
      Атака капелевцев в фильме «Чапаев» это выдумка сценаристов. Историки, изучающие боевой путь частей Кареля не находят доказательств, что это безумная атака вообще когда-то имела место быть.
      1. vet
        +4
        23 ноября 2025 08:57
        Так в статье написано - не пересекались Чапаев и Каппель
        1. +2
          23 ноября 2025 09:17
          Да, сказано. Но конкретно не подчеркнуто, что атака капелевцев это выдумка сценаристов. Разница есть, когда сказано конкретно или когда читатель должен сделать вывод сам.
          1. +5
            23 ноября 2025 09:23
            Сразу отметим, что войска красного комдива и Каппеля действовали на разных направлениях и друг с другом никогда не сталкивались.
            Куда уж конкретнее?
      2. +2
        23 ноября 2025 09:13
        Цитата: Glock-17
        Атака капелевцев в фильме «Чапаев» это выдумка сценаристов.

        Так об этом в статье сказано!
        Но в фильме то была! А нам, пацанам, тогда не до исторической правды было! Главное, покосили беляков из пулеметов! hi
        1. +3
          23 ноября 2025 09:25
          Да помню эту сцену. Всегда недоумевал, как можно таким плотным строем переть на пулемет. Но кино на то и кино, чтобы развлечь зрителя. Сам любил этот фильм в детстве. laughing
          1. -1
            24 ноября 2025 11:56
            Цитата: Glock-17
            Да помню эту сцену. Всегда недоумевал, как можно таким плотным строем переть на пулемет.

            Гражданская. Марширующая как на параде цепь: +50 к морали, дебафф "бежим!!!" на противника. smile
            Если серьёзно, то среднестатистическая "красная" часть того времени, собранная с бору по сосенке, скорее всего побежала бы (или подняла руки, записавшись позже в "белые"). И пулемёт не помог бы.
            1. vet
              +2
              25 ноября 2025 09:26
              Моральный фактор играет роль только в бою на короткой дистанции, особенно в рукопашной. А пулеметчик спокойно "косит" ряды наступающих без особого риска для жизни. А наступающие в полный рост - это просто подарок, "именины сердца". Недаром с появлением пулеметов появились прогнозы о невозможности войн - как воевать, если один человек запросто уничтожит целую роту? .
      3. 0
        26 ноября 2025 15:47
        Как сказать: https://73online.ru/r/pervaya_psihicheskaya_ataka_kogda_nachnut_strelyat_idite_molcha_kak_shli-79834
        Пишут, что немало было таких атак (больше в Добровольческой армии, на Юге).
  6. +4
    23 ноября 2025 07:31
    его потомках в Советской России.
    Не удержался забежал в википедию. Жена никуда не уехала. жила в СССР. Сын участник Великой отечественной. Правнук закончил Пермское высшее комадное училище...
    1. +3
      23 ноября 2025 07:39
      Я даже не припомню, про кого еще из белых генералов не сказали ничего плохого. Ни большевики, ни их попутчики ничего ему не предъявили и никак не обозвали.
    2. +5
      23 ноября 2025 09:51
      Цитата: Гардамир
      Жена никуда не уехала. жила в СССР.

      Арестована в 1937, осуждена в 1940 на 5 лет как "социально опасный элемент".
  7. +6
    23 ноября 2025 08:04
    Цитата: ваш вср 66-67
    почему Россию грабили всегда?

    Потому, что мы... не хотим быть господами, как те же англичане. Нам просто лень. И противно наступать ногой на чьи-то шеи. Мы стеснительные и дружелюбны, обожаем скоромность и стыдимся сказать - "А вот я такой, на колени сволочи!" И как таким людям подчиняться? Признавать их нравственное превосходство? Но раз им это все самим нафиг, то значит... они не господа, а таких можно и должно грабить. Вон у них сколько всего!
  8. +5
    23 ноября 2025 08:34
    Чехословацкие легионеры в Самаре, 8 июня 1918 года


    На фото тоже парад, но на этот раз уже частей РККА, 8 октября 1918.
    Практически тоже самое место.
    1. +3
      23 ноября 2025 08:49
      Привет, Сергей!
      А сейчас эта улица существует?
      1. +4
        23 ноября 2025 09:14
        Антон,привет!
        Да,ул.Куйбышева,бывшая Дворянская.
        1. +8
          23 ноября 2025 09:35
          Вот это место в настоящее время
          1. +3
            23 ноября 2025 09:54
            Вот это место в настоящее время
            good
            1. +7
              23 ноября 2025 10:03
              улица Куйбышева, 151. Располагался КОМУЧ
              1. +4
                23 ноября 2025 10:13
                На двери вагона кто-то написал «Штаб Самарской группы»
      2. +13
        23 ноября 2025 10:24
        Антон,такое применение видел? belay Это тебе не тачанка smile
        1. +5
          23 ноября 2025 10:59
          Антон,такое применение видел?
          Не видел, но решение логичное.
  9. vet
    +1
    23 ноября 2025 08:56
    Говорят эпизод психической атаки хотели вырезать - героизация белых. Но Сталин заступился.
  10. +1
    23 ноября 2025 09:18
    Глупо автору всех кто не согласен с его выводами смешивать с Пятой либеральной колоной! Да и в этой пресловутой колоне вряд ли можно найти серьёзных исследователей Истории Отечества. По большей мере их можно отнести к образованцам.
    Кроме этого такие посылы
    как "найдено" или "известно" не проходят ... Если найден документ надо приводить ссылку на этот документ откуда, где , когда чтобы можно было ознакомиться с данным документом.
    Генерал Каппель был действительно военным самородном. По сути он не проиграл ни одного сражения.
    При том, что его пытались принизить и настроить против него
    адмирала Колчака.
    Не смотря на то,что принял командование армией от КОМУЧа, то с ним Каппель фактически не считался видя его несостоятельность.
    Глупо упрекать в том, что Каппель якобы "уворовал" золотой запас! Это был его законный трофей. Или он должен был оставить его врагу? Тем более, что Каппель его не пропил и прогулял с балеринками в ресторанах, как так обожаемый советскими историками Игнатьев. А передал на нужды колчаковского правительства.
    И кстати к тем, кто начнёт "брызгать слюнями"... В 1945 году в Харбин вошли советские части. Красноармейцы не раз бывали у могилы Каппеля, но никто из живших тогда в ограде церкви не слышал от них ни каких выпадов. " Каппель - вот он где"- почешут затылок и отойдут.
    (А.А. Федорович. Генерал В.О. Каппель. Мельбурн.1967г.)
    Может по этому в 55году по решению советского посольства памятник был снесен.
    1. +6
      23 ноября 2025 10:01
      Я бы не сказал, чт Каппель не считался с КОМУЧем. После взятия Казани, он настоятельно рекомендовал немедленно брать Нижний Новгород, откуда открывалась дорога на Москву. КОМУЧ возразил и он подчинился так как велено подчиненному. Драгоценное время было упущено и Троцкий успел установить порядок в войсках. В фильме «Троцкий» даже есть сцена децемации красноармейцев.
      1. -1
        23 ноября 2025 18:07
        Каппель просил помощи от КОМУЧа, вообще то на Самару, понимая что у него не хватит сил защитить город. Сама ситуация что-то просить у КОМУЧа его сильно напрягала, потому все что он брал, то Комуч не ставил в известность, а все вливал и распределял между своими частями.
        1. +1
          27 ноября 2025 00:20
          Цитата: Songwolf
          Каппель просил помощи от КОМУЧа, вообще то на Самару, понимая что у него не хватит сил защитить город.

          Мое мнение, что белые пpоигpали гpажданскую войну во многом из-за чpезменых амбиций Колчака. Он затягивал с отпpавкой войск из Сибиpи на фpонта гpажданской войны вдоль Волги, пока не мобилизовал и не сфомpиовал части лично ему пpеданной аpмии. Колчак совеpшил пеpевоот и pазгpомили политические силы котоpые состояли из демокpатического кpыла пpотивников большевиков, pазугался с башкискими националистами котоpые в pезультате договоpились с большевиками и пеpешли на их стоpону. Под впечатлением поpажений в Поволжье и под Пеpмью большевики даже деклаpиpовали пpимиpение с эсэpами. Колчак поступая со свободным кpестьянством Сибии как с батpаками в тамбовских деpевнях озлобил пpотив себя поголовно все население. В pезультате как только Кpасная Аpмия окpепла и смогла на pавных дpаться с колчаковцами в ходе боев pядовые посто пеpеходили на стоpону кpасных.
          1. -2
            27 ноября 2025 09:32
            Думаю поражение белых было обусловлено не этим. Это скорее вторично.
            1. Это отсутствие политического Лидера и отсутствие единой объединяющей силы, как было у большевиков, которые принципы морали считали пережитком.
            2. Тем что во главе Белого движения были военные, а не политики. Не имеющие опыта, да и не знающие как нужно руководить Государством. Такого лидера, как Франко к примеру.
            3. Желание "въехать в Москву на белом коне" превалировало над реальностью. Само решение напрашивалось после взятия Царицина. Закрепить линию обороны Юга по линии Царицын - Киев и заняться укреплением тыла и реформами, а Колчаку по линии Урала и отрезать Сибирь. Но это мог бы понять политик, но ни как не генерал или адмирал. Но таких личностей у белых не оказалось.
            Для примера взять хотя бы "Остров Крым" Василия Аксенова если убрать из него сатиру. Или двухтомный роман Дмитрия Шидловского "Враги. Противостояние" если рассматривать его с точки зрения альтернативности, а с точки зрения применения к нашей реальности
            5. Если большевики ввели террор в государственную политику, то как не поливай белых грязью, то белый террор был во многих случаях местичковым. И зависел скорее от тех командиров которые его по тем или иным причинам применяли.
            Возьмём для примера нападение на штаб Чапаева. Ведь именно с помощью населения эта операция белых, под руководством полковника Бородина, оказалась удачной. Напрашивается вопрос - почему вдруг население Лбищенска пришла на помощь белым, если они звери-террористы?
            Можно и ещё и дальше анализировать причины поражения белых, но думаю, что белые совершили ту же ошибку, что и красные. Нужно было заниматься тылом. Красные разрушали устои России, белые откладывали вопросы обустройства на потом. Учитывая, что красные имели во главе сплоченное политическое руководство с Идеей, а белые разлохмаченое разными партиями руководство во главе с военными, далёких от политики, то поражение белых было закономерно.
  11. -8
    23 ноября 2025 09:34
    именно Каппель в начале августа 1917 года захватил в Казани громадные ценности, эвакуированные в этот город из хранилищ Варшавы, Риги, Киева, Москвы и Петрограда – фактически украл их у нашей страны.

    Отбил у воров, напомню автору-большевистскую власть народ никогда никуда нигде не выбирал. Каппель-армия законной власти России УС. Болшевистские депутаты УС , кстати , сплошь шпионы и бандиты (суд ссср)-уничтожены в 1937.

    Золото России, а также огромнейшие богаства граждан, банков, Церкви,касс, дворцов, усадеб, квартир, домов России, награбленные большевиками были преступно и бездарно потрачены на выпоаты немецким хозяевам, репарации Эстонии, Пльше, Латвии поддержке революции по всей европе 9большинство просто рзграблено)-в итоге остались голыи, как церковные крысы.

    возникают сомнения в адекватности самого Каппеля, якобы посылающего элитные войска фактически «на убой»
    не по адресу вопрос-послали их авторы кино.

    Но правда в том, что раздетые и босые белые в 1918 г воевали голыми руками против до зубов вооруженных большевиков, захвативших все вооружение и заводы русской армии.

    Тот же Колчак в марте 1918 года приказал генералу Розанову уничтожать восставшие деревни «по
    какой бред.

    А красный террор-это именно ГОСУЛАРСТВЕННЫЙ террор против неповинных граждан с 1917 , первый расстрелный полигон из тысяч-Петропавловская крепость...
    И такими полигонаи усеяли ВСЮ Россию, где в МИРНОЕ время расстреляли более 700 тыс "контрревоюционеров"
    к сожалению, выбрал неправильную, заранее обреченную на поражение сторону.
    belay как же неправильну., если обреченные большевики давно исчезли без следа, Каппель лежит в сердце России , зато воевавшие против него красные командиры с клеймом предателей пристрелены под неизвестным кустом?

    Многие, небось, под сапогами следователя нквд поняли, что выбрали непрвильную сторону. И самое страшное -погубили свои семьи-ЧТО сотворено с матерями, женаи, детьи, тухачевскиъ, блюхеров и пр-никакой фильм ужасов не сравнится...
    1. +4
      23 ноября 2025 10:02
      Ну всё, снова начались стенания пана Ольговича и Ко...Причём и УС народ то тоже не выбирал.Выбирали не по принципу "один человек-один голос", а по принципу " у кого лопатник толще"...
      1. -10
        23 ноября 2025 12:38
        Цитата: Grencer81
        Причём и УС народ то тоже не выбирал.Выбирали не по принципу "один человек-один голос", а по принципу " у кого лопатник толще"...

        Неужели трудно просто почитать, прежде чем писать- о самых демократических в мире выборах в УС- Равных, тайных, всеобщих, свободных?

        При "народной" власти выборов не было (тот постыдный фарс в СССР организовывали трусы, знавшие, что их не выбирут никогда)
        1. +3
          24 ноября 2025 04:35
          Самые демократические в мире выборы в УС?Такого смешного анекдота я давно не читал... Никаких равных тайных, всеобщих и свободных выборов в УС не было.
          1. -2
            24 ноября 2025 08:58
            Цитата: Grencer81
            Самые демократические в мире выборы в УС?Такого смешного анекдота я давно не читал... Никаких равных тайных, всеобщих и свободных выборов в УС не было

            вы обокрали себя незнание6
            был принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: выборы всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. Принятый закон значительно опережал социальное развитие избирательного законодательства в других странах
            Цитата: Grencer81
            Никаких равных тайных, всеобщих и свободных выборов в

            не было в помине в ссср.
    2. +7
      23 ноября 2025 10:03
      Каппель лежит в сердце России ,
      В Харбине? belay
      1. +6
        23 ноября 2025 10:21
        У России много сердец.

        Что касается Харбина. Был там совести немного лет 10 назад.

        Запомнились названия на магазинах. Буквы русские - а смысл утерян.

        За сто лет мало что уцелеет.
        1. -3
          23 ноября 2025 12:52
          Цитата: Korsar4
          У России много сердец.

          предки говорили так
          Москва — святой Руси и сердце, и глава!”
          .
          Но вот уж близко. Перед ними
          Уж белокаменной Москвы,
          Как жар, крестами золотыми
          Горят старинные главы.


          Ах, братцы! как я был доволен,
          Когда церквей и колоколен,
          Садов, чертогов полукруг
          Открылся предо мною вдруг!


          Как часто в горестной разлуке
          В моей блуждающей судьбе,
          Москва, я думал о тебе!
          Москва... как много в этом звуке
          Для сердца русского слилось!
          Как много в нем отозвалось!
          1. +2
            23 ноября 2025 13:04
            Волошин:

            Но тебе сыздетства были любы —
            По лесам глубоких скитов срубы,
            По степям кочевья без дорог,
            Вольные раздолья да вериги,
            Самозванцы, воры да расстриги,
            Соловьиный посвист да острог


            Детство Москвы можно разглядеть и в Пскове, и в Изборске, и в Суздале, и в Кологриве, и в Тотьме.

            А главное везде - люди.
      2. +2
        23 ноября 2025 10:26
        В Харбине?
        - ну что поделаешь, мсье Ольговича регулярно заносит...... bully
      3. +4
        23 ноября 2025 12:24
        Цитата: 3x3zsave
        Каппель лежит в сердце России ,
        В Харбине?

        :: Донской монастырь, Москва, Россия hi
        1. +3
          23 ноября 2025 12:38
          Да, действительно. Мой косяк. feel
          1. vet
            +1
            23 ноября 2025 12:54
            Рядом с Деникиным! Последствия позорной декоммунизации Ельцина и его преемника Путина, который под прикрытием патриотических речей проводил прежнюю политику в интересах ельцинской Семьи. И только теперь осознал, что его окружали враги России с которыми он не выиграет СВО. Вот проводим его в 2030-м на пенсию - и начнем чистить Авгиевы конюшни, всякие Ельцин-центры, памятники иудушке Солженицыну, прочую нечисть. И разрешения у надоедливых молдаванских троллей-монархистов не будем спрашивать.
            1. +4
              23 ноября 2025 17:50
              Именно поэтому семья Врангеля и отказалась перезахоронить «черного барона» в Москве. Гражданская война не закончилась и брожения в обществе продолжаются. Только те, кто радеет по «добрым старым временам» почему то думают, что будут получать партийные пайки, а не махать киркой на Колыме.
              1. +5
                24 ноября 2025 06:12
                Только те,кто мечтает о "хрусте французской булки" почему то думают, что это не их будут пороть на конюшне по приказу барина как делали до этого с его предками.
              2. +4
                24 ноября 2025 06:16
                Гражданская война не закончилась лишь потому, что некоторые очень сильно мечтают быть князьями вылезши из грязи.
                1. -1
                  24 ноября 2025 07:32
                  Вы меня насмешили. Нашли крайних. Еще скажите, что все беды от них. laughing
                  1. +3
                    24 ноября 2025 08:40
                    Какие именно "беды"? Из грязи в князи уже немало повылезало и немало мечтающих вылезти. Мечтающих сидеть в кресле-качалке с чубуком в зубах и слушать как по его приказу лупят вожжами тех, кто провинился.А дворовые девки готовят баньку...
                    1. 0
                      24 ноября 2025 09:04
                      Увы, проект по построению бесклассового общества провалился. 70 лет советской власти показали, что человеческой натуре красиво жить не запретишь. А проблемы социальной несправедливости есть в любом обществе. Рецепта всеобщего счастья пока нет ни у кого.
            2. +7
              23 ноября 2025 19:10
              Вот проводим его в 2030-м на пенсию - и начнем чистить Авгиевы конюшни

              А что с *наследником* уже определились?Эх,мне бы Ваш оптимизм,но отлично помню,что ЕБН к этому вопросу очень даже тщательно подошёл в своё время. laughing Так что я особо не рассчитывал бы...на приемника. bully На *хозяйство* ненадёжного кадра не оставят,будьте в этом уверены,и на *выборах* посчитают как надо посчитать.
              1. vet
                +2
                25 ноября 2025 10:06
                с *наследником* уже определились?
                помню,что ЕБН к этому вопросу очень даже тщательно подошёл

                Безусловно, Путин будет ставить "своего человека". Но есть надежда, что тот окажется умным, вначале притворится "преданным", а потом прямо скажет престарелому пенсионеру: сидишь на пятой точке тихо - идешь свидетелем, "непонятливый" - пойдешь соучастником. И ответишь на неприятные вопросы по тому же вору и мошеннику Чубайсу, которого ты держал на ответственных постах вплоть до его бегства за границу.
                1. +2
                  25 ноября 2025 10:19
                  Но есть надежда, что тот окажется умным, вначале притворится "преданным", а потом прямо скажет престарелому пенсионеру: сидишь на пятой точке тихо - идешь свидетелем, "непонятливый" - пойдешь соучастником.
                  Крайне маловероятный сценарий,в окружении действующего президента таких людей попросту нет,тем более если мы говорим о приемнике.Личная и безусловная преданность выше всего,за неё прощается абсолютно ВСЁ,ныне присно и вовеки веков.Нет, извините,но в такой сценарий я просто не верю. hi
                  1. vet
                    0
                    25 ноября 2025 10:43
                    Ну, так ведь Сталин Хрущева тоже верным сторонником считал. А Хрущев - Брежнева.
                    1. +2
                      25 ноября 2025 10:56
                      Ну, так ведь Сталин Хрущева тоже верным сторонником считал. А Хрущев - Брежнева.
                      Сторонниками-да,приемниками ?Вот вряд ли,очень вряд ли.
              2. -1
                25 ноября 2025 11:58
                Наиболее вероятным наследником является Георгий Михайлович Романов, сын Марии Владимировны Романовой. Транзит власти планируется со времён "Семьи", только требуется нейтрализация отголосков социалистических времён. Такому развитию событий будет не мало способствовать похабный мир на условиях Трампа. Конституционная монархия при устранении фигуры Президента решает многие противоречия нынешней России и окончательно закрепит её колониальный статус в мировом политическом устройстве.
                1. +3
                  25 ноября 2025 12:07
                  окончательно закрепит её колониальный статус в мировом политическом устройстве.

                  Вот не дай Бог!Есть ещё другие слова более подходящие и более весомые,но знаете ли, непроизносимые в обществе! am
                2. +3
                  25 ноября 2025 12:41
                  Царевич Жора Гогенцоллерн никаких прав на Российский престол не имеет.
                  1. -1
                    25 ноября 2025 13:03
                    Приветствую, Иван!
                    Так-то оно так, но кто же полезет в юридические тонкости, когда на кону почти целая Россия!
                    Фигура Георгия устраивает на материальном уровне практически всех игроков, как внутренних, так и внешних.
                    Наша драгоценная народившаяся буржуазия будет счастлива не боясь за свой завтрашний день обменять свалившиеся на них земли, заводы и прочие активы на вожделенную валюту, враги внешние будут рады устранению России из мировой политики и займуться дележом её богатств под видом концессий и аренды. Ну а чиновничество обретёт себя в бесконечном болоте новой бюрократии. Не забывайте о "сбыче мечт" нашей творческой интеллигенции, вынужденной прозябать у чужого порога с началом СВО.
                    Так что "за" - много наберётся.
                    А активно против - кто пойдёт?
                    Так что по-всему выходит, как я сказал. Однако, жизнь - не просто схема. Так что - поглядим!
                3. vet
                  +1
                  25 ноября 2025 13:35
                  Какие-то странные у Вас фантазии. Ольгович Вас, часом, не покусал?
                  1. 0
                    25 ноября 2025 13:45
                    Ольгович болен. Судя по словарной кривой - безнадёжно, но это не повод для насмешек.
                    А фантазий тут минимум: надо же выруливать из безнадёжной ситуации, в которой оказалась Россия. Да ещё так, чтобы не пострадали те, кто привёл её к нынешнему состоянию.
                    Введение Конституционой Монархии решает всё эти проблемы. Разумеется всё будет оформлено в виде "народного волеизъявления", если угодно РПЦ соберёт что-то вроде Поместного Собора и т.д.
                    Но я уже писал выше: жизнь богаче любых фантазий, так что всё ещё впереди.
      4. +5
        23 ноября 2025 15:54
        13 января 2007 года прах генерала Каппеля был погребён на кладбище Донского монастыря
        1. +5
          23 ноября 2025 16:00
          Беспокойная посмертная судьба у усопшего. Три раза хоронили.
    3. vet
      +1
      23 ноября 2025 12:47
      Именно правительство большевиков было всеми признано законным и легитимным. Именно ему принадлежало золото, захваченное Каппелем от имени никем не выбранного (пришедшего к власти на чешских штыках) правительства Комуча. То, что большевики распродавали драгоценности за бесценок - антисоветский миф - по среднемировым ценам. Нужны были деньги на индустриализацию без которой СССР не смог бы победить 3 Рейх и без которой не было бы вообще сейчас России. Просто доллар тогда блы золотым, а сейчас съеден инфляцией и потому цены кажутся низкими.
      1. -1
        23 ноября 2025 13:11
        Цитата: vet
        Именно правительство большевиков было всеми признано законным и легитимным. Именно ему принадлежало золото, захваченное Каппелем

        вы школу вообще не посещали:-на 1918 его признали только немецко-австр-турецкоболгаркие оккупанты-его не признал НИКТО , как и в России были законные власти
        Цитата: vet
        Нужны были деньги на индустриализацию

        вы устроили ДЕиндстриализацию сначала. А без вас индкстриализация шла не хуже, но без людоедства
        Цитата: vet
        победить 3 Рейх

        без вас его, скорее всего, и не было бы.
        1. -3
          24 ноября 2025 06:19
          Ну,прямо рупор бандеровского антикоммунизма и антисоветизма....
          1. -3
            24 ноября 2025 09:07
            Цитата: Grencer81
            рупор бандеровского

            бандеровцы это те, кто передал украинам одессы, николаевы и прочие русские города. То есть коммунисты.
            1. +2
              24 ноября 2025 13:49
              Мда...Тут уже пора пригласить хороших специалистов из психиатрической больницы...
              Интересно, а Послезнание,это уже наука или нет ещё?
              1. -1
                24 ноября 2025 14:23
                Цитата: Grencer81
                Тут уже пора пригласить хороших специалистов из психиатрической больницы..

                вам же не помогло, но советуете...Некрасиво.
                Цитата: Grencer81
                а Послезнание,это уже наука или нет ещё?

                belay см -КОГДА отдали
                1. +1
                  24 ноября 2025 19:40
                  Когда отдали,тогда ваш любимый Бандера под стол пешком ходил.Так Послезнание,это уже наука или как?
                  1. -3
                    24 ноября 2025 19:46
                    Цитата: Grencer81
                    Когда отдали,тогда ваш любимый Бандера под стол пешком ходил

                    какая разница-отдаватели пособники украинских националистов и предатели русского народа. Уконационалисты-бпндеровцы, как и их пособники.
                    1. +3
                      24 ноября 2025 19:48
                      Нет,реально,вам в палату вместе с Наполеоном и Прокурором...N6....
                      1. -2
                        25 ноября 2025 09:03
                        Цитата: Grencer81
                        Нет,реально,вам в палату вместе с Наполеоном и Прокурором...N6.

                        зачем мне ваша компания? belay
                      2. +1
                        25 ноября 2025 10:42
                        Нет уж,у вас такой бред,что это только ваша компания.
                        И вообще, ваше благородие мне всё больше и больше напоминает засланного оуновца из Крыжополя.
                      3. -3
                        25 ноября 2025 11:01
                        Цитата: Grencer81
                        Нет уж,у вас такой бред,что это только ваша компания

                        да уж, узнайте:самые психи уверенно считают больными здоровых
                        Цитата: Grencer81
                        И вообще, ваше благородие мне всё больше и больше напоминает засланного оуновца из Крыжополя.

                        вас заслала начальная сшкола
    4. 0
      27 ноября 2025 00:24
      Цитата: Ольгович
      И такими полигонаи усеяли ВСЮ Россию, где в МИРНОЕ время расстреляли более 700 тыс "контрревоюционеров"

      Белые только в одной области Урала за полгода казнили порядка 50 000 человек. Экстополиуйте это на всю Россию и на 3 года войны и число жертв от рук белых достигнет миллиона.
  12. +3
    23 ноября 2025 10:27
    автору респект за хорошую статью.......
  13. +3
    23 ноября 2025 10:30
    Но карьера продвигалась чрезвычайно медленно, и в том же 1908 году мы видим его всего лишь поручиком.

    С чего такой вывод? Нормальная карьера для армейского офицера,получившего первый офицерский чин в 1903 году и не участвовавшего до той поры в боевых действиях.
    По воспоминаниям современников, никто тогда не хотел брать на себя ответственность

    Обычная, кстати, история среди белых. Никто не хотел брать на себя отвественность. Взять хоть того же Едрихина-Вандама, с которым сейчас носятся как с писаной торбой.
    Группами стояли пленные большевики: красноармейцы, рабочие, женщины – и против них – чешские солдаты с поднятыми винтовками... Раздавался залп

    Белый террор – отнюдь не миф

    Как всегда, растреливали чехи, но террор "белый".
    Судя по всему, Каппель был очень хорошим генералом и вполне честным и порядочным человеком, который, к сожалению, выбрал неправильную, заранее обреченную на поражение сторону.

    Автор часто упрекает "белых" за то что пошли против Советской власти и вроде бы даже как-то недоумевает, мол, как так-то?
    А давайте полумаем, что реально хорошего принесла России Советская власть?
    Ликвидировала неграмотность. Провела индустриализацию. Выиграла войну. В конце концов, запустила человека в космос. Желающие могут этот список продолжить... Собственно говоря, нынешняя Россия до сих пор стоит на Советском фундаменте.
    Но... что из всего вышеперечисленного есть на момент начала Гражданской войны?
    Не знаете? А я Вам скажу. Полный развал всех государственных институтов. Разгул бандитизма. Бессудные рассправы и грабежи по вывеской восстановления социальной справедливости, с которыми никто реально не боролся. Это в советских фильмах красногвардейцев изображали в виде сознательных рабочих, вынужденных взять в руки оружие, чтобы защищаться. А вот современники описывали их куда менее комплиментарно. Помните Блока?
    В зубах – цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!
    Бубновый туз на спине, если кто не знает, это метка уголовников-рецидивистов на каторге.
    Ну и конечно же "Брестский мир", воспринимаемый большинством офицеров как безусловное предательство.
    В общем, нет ничего странного в том, что эти люди не приняли Советскую власти и, взяв в руки оружие, начали борьбу.
    Зато когда СССР рухнул, потомки пламенных революционеров и почти 20 миллионов членов КПСС не только не пытались защищать идеалы своей юности, но напротив, ринулись грести под себя народное добро.
    Вот как-то так.
    1. -4
      23 ноября 2025 13:49
      Вот как-то так.


      Всё так, все так, более детально о произошедшем от свидетелей:

      Декларация Чрезвычайного собрания уполномоченных фабрик и заводов Петрограда. 13 марта 1918 г. // ЦГА СПб. Ф. 3390, oп. 1, д. 17, л. 56 об.-57 об. Подлинник.
      ..А на деле важнейшие вопросы государственной жизни решаются помимо
      Советов; ЦИК вовсе не собирается или собирается затем, чтоб
      безмолвно одобрить шаги, без него самодержавно предпринятые народными
      комиссарами, советы, не согласные с политикой правительства,
      бесцеремонно разгоняются вооруженной силой не раз уже петроградские рабочие
      испытали расстрелы своих собраний и своих манифестаций.

      Нам обещали немедленный мир, демократический мир, заключенный
      народами через головы своих правительств. А на деле нам
      дали постыдную капитуляцию перед германскими империалистами.
      Нам дали мир, наносящий сильнейший удар всему рабочему

      Интернационалу и поражающий насмерть русское рабочее движение.
      Нам дали мир, закрепляющий распад России и делающий ее
      добычей иностранного капитала, мир, разрушающий нашу промышленность
      и позорно предающий интересы всех народностей, доверившихся
      русской революции. Нам дали мир, при котором мы не
      знаем даже точных границ своего рабства, п
      отому что большевистская
      власть, столько кричавшая против тайной дипломатии, сама
      практикует худший сорт дипломатической тайны и, уже покидая
      Петроград, до сих пор не сообщает полного и точного текста всех
      условий мира, самовольно распоряжаясь судьбами народа, государства,
      революции.

      Нам обещали хлеб. А на деле нам дали небывалый голод. Нам
      дали гражданскую войну
      , опустошающую страну и вконец разоряющую
      ее хозяйство. Под видом социализма нам дали окончательное
      разрушение промышленности и расстройство финансов, нам дали расхищение
      народного достояния и накопленных капиталов
      людьми
      с ненасытным аппетитом. Нам дали царство взяточничества и спекуляции,
      принявших неслыханные размеры. Нас поставили перед ужасами
      длительной безработицы, лишив нас всяких способов действительной
      борьбы с ней. Профессиональные союзы разрушены, заводские
      комитеты не могут нас защитить, городская дума разогнана,
      кооперативам ставят помехи.

      Нам обещали свободу. А что мы видим на деле? Где свобода
      слова, собраний, союзов, печати, мирных манифестаций? Все растоптано
      полицейскими каблуками,
      все раздавлено вооруженной рукой.
      В годовщину революции, оплаченной нашей кровью, мы снова
      видим на себе железные оковы бесправия
    2. vet
      +5
      24 ноября 2025 09:05
      растреливали чехи, но террор "белый".

      Казань, вообще-то, на севере от Самары, а не к востоку от нее, куда стремились чехи. И кто же их в Казань привел? Что они там забыли? Не Каппель притащил с собой туда чехов?
  14. +3
    23 ноября 2025 10:47
    Александр Лбов – известный уральский революционер-экспроприатор, стал героем книги А. Гайдара «Жизнь ни во что («Лбовщина»)».

    Читал кстати. Больше на бандитов-грабителей похожи эти "повстанцы"
  15. -5
    23 ноября 2025 11:29
    драгоценности императорской семьи
    попали в руки невежественных тупых русофобов в 1917г:

    . В целях финансирования мировой революции," власт"ь начала продавать "цацки, не представляющие значения" в Европу.

    К 1935 году из 773 пасхальных яиц Фаберже осталось только 204.

    Чаще всего, украшения ломали — так можно было более выгодно продать камни. Иногда продавали оптом. Известен случай, когда европейский ювелир купил почти 10 кг украшений, каждое из которых впоследствии продал в разы дороже. Из-за этого лишь часть фамильных драгоценностей можно где-то увидеть. Большинство из них либо были сломаны перед продажей, либо проданы тем, кто никогда в них нигде не появится.

    1.Большая бриллиантовая диадема Александры Федоровны. Она была создана в 1830-е годы для жены Николая I, однако прославила ее другая Александра Федоровна. Она появилась в ней на открытии I Государственной думы. Выполненная в форме кокошника с 113 жемчужинами и десятками бриллиантов, диадема была продана на одном из аукционов в конце 1920-х.

    2.Сапфировая диадема Марии Федоровны была создана для жены Павла I. Украшение было выполнено в технике классицизма с бриллиантами и 5 крупными сапфирами, один из которых весил 70 карат. Украшение также было продано в лом.

    3.Бриллиантовая диадема "Колосья" была создана опять же для Марии Федоровны фирмой "Дюваль". Выполненная в виде колосьев ржи и лавровых листьев, она снова появилась в 1980-е в качестве реплики "Русское поле". А вот оригинал был навсегда утерян после аукциона Кристи в 1927.

    4.Изумрудная тиара Александры Федоровны фирмы Болина. Главным богатством этой тиары, созданной в 1900, был колумбийский изумруд весом 23 карата. Элементы тиары были съемные. И опять же, в 20-е годы следы тиары теряются.

    5. Диадема Кехли. В 1894 году для Александры Федоровны была создана диадема из сапфиров. Помимо диадемы, был целый комплект. Все вместе было продано на том же Кристи в 1920-е годы.

    6 Венчальная корона Роановых

    И тд.

    Надо всегда помнить-то, что сохранилось до наших дней-лишь малая часть огромного культурного многосотлетнего богатства России на 1917, уничтоженного/проданного/украденного безумной новой "властью"
  16. +7
    23 ноября 2025 15:37
    сражался у Ставрополя (в настоящее время – Тольятти)

    ,,Тольятти по сути это новый город.

    В 1953–1955 годах Ставрополь-на-Волге был перенесён на более высокое место, так как при создании Куйбышевского водохранилища прежний город был затоплен.
  17. 0
    23 ноября 2025 18:46
    Цитата: Ольгович
    драгоценности императорской семьи
    попали в руки невежественных тупых русофобов в 1917г:

    . В целях финансирования мировой революции," власт"ь начала продавать "цацки, не представляющие значения" в Европу.

    К 1935 году из 773 пасхальных яиц Фаберже осталось только 204.

    Чаще всего, украшения ломали — так можно было более выгодно продать камни. Иногда продавали оптом. Известен случай, когда европейский ювелир купил почти 10 кг украшений, каждое из которых впоследствии продал в разы дороже. Из-за этого лишь часть фамильных драгоценностей можно где-то увидеть. Большинство из них либо были сломаны перед продажей, либо проданы тем, кто никогда в них нигде не появится.

    1.Большая бриллиантовая диадема Александры Федоровны. Она была создана в 1830-е годы для жены Николая I, однако прославила ее другая Александра Федоровна. Она появилась в ней на открытии I Государственной думы. Выполненная в форме кокошника с 113 жемчужинами и десятками бриллиантов, диадема была продана на одном из аукционов в конце 1920-х.

    2.Сапфировая диадема Марии Федоровны была создана для жены Павла I. Украшение было выполнено в технике классицизма с бриллиантами и 5 крупными сапфирами, один из которых весил 70 карат. Украшение также было продано в лом.

    3.Бриллиантовая диадема "Колосья" была создана опять же для Марии Федоровны фирмой "Дюваль". Выполненная в виде колосьев ржи и лавровых листьев, она снова появилась в 1980-е в качестве реплики "Русское поле". А вот оригинал был навсегда утерян после аукциона Кристи в 1927.

    4.Изумрудная тиара Александры Федоровны фирмы Болина. Главным богатством этой тиары, созданной в 1900, был колумбийский изумруд весом 23 карата. Элементы тиары были съемные. И опять же, в 20-е годы следы тиары теряются.

    5. Диадема Кехли. В 1894 году для Александры Федоровны была создана диадема из сапфиров. Помимо диадемы, был целый комплект. Все вместе было продано на том же Кристи в 1920-е годы.

    6 Венчальная корона Роановых

    И тд.

    Надо всегда помнить-то, что сохранилось до наших дней-лишь малая часть огромного культурного многосотлетнего богатства России на 1917, уничтоженного/проданного/украденного безумной новой "властью"


    Вы же образованны. Своё мнение не на хачю так вейрить, а на знаниях отстаиваете. Как же и зачем Вы выплескиваете свои эмоции, вместо спора с теми, кто с Вами не согласен?
    1. -2
      24 ноября 2025 09:21
      Цитата: Fangaro
      зачем Вы выплескиваете свои эмоции

      это моё мнение и оценка- русофобы"-на основании совершенных ими действий
      Цитата: Fangaro
      Каппель так же шёл забирать то

      гнет, он шел освобождать от дикой диктатуры, коллективизации,от имллионных трупов от голода и людоедства, миллионных ссвлок крестьян и народов, концлагерей, многосоттысячных расстрелов в мирное время , несвободы. Достойная цель.

      А тухачевские дрались за то, что получили.
    2. vet
      +2
      24 ноября 2025 09:57
      зачем Вы выплескиваете свои эмоции, вместо спора с теми, кто с Вами не согласен?

      Затем, что он просто считает свое мнение единственно правильным, а себя возомнил непогрешимым "авторитетом", который имеет право раздавать "ценные" (и никому не нужные) указания гражданам другой страны. Мания величия.
  18. +2
    23 ноября 2025 19:04
    Вот как так получилось, что про Врунгеля, Семёнова, Дутова, Деникина, Юденича, Колчака и других антигероев нашей страны большинство единогласно считает их врагами, а Каппель и враг, но с честью и достоинством.
    Наполеон же тоже не против русских воевал, а за "побольше земли и поменьше платить". И Клейст с Маннергеймом, Гудерианом, Дёницем... Добрые генералы врага просто шли забирать то, что им приказали.
    Каппель так же шёл забирать то, что ему приказали. Может не приказывал всех подряд несогласных расстреливать, но и миротворцем не был.
  19. vet
    +5
    24 ноября 2025 09:02
    Охваченный возмущением, я бросился в социал-демократический комитет и стал требовать, чтобы немедленно же была послана депутация к военным властям с протестом против бессудных расстрелов. Члены комитета в ответ только развели руками.

    Можно сказать, типичный рассказ прекраснодушного интеллигента: хотел как лучше, а получилось - как всегда, сначала от их имени льется чужая кровь, потом - - их собственная (в случае Комуча - в подвале Колчака).
  20. +3
    24 ноября 2025 11:48
    Правда, возникают сомнения в адекватности самого Каппеля, якобы посылающего элитные войска фактически «на убой» – под огонь пулеметов.

    Это Гражданская. Там психология зачастую была важнее тактики - "рыхлые" полки и дивизии разбегались перед сплочёнными батальонами. Причём это действовало в обе стороны - в 20-м на Северном фронте батальон Красных обратил в бегство и рассеял два полка Белых.

    Главное было не ошибиться с противником - и не атаковать такую же мотивированную и обученную часть.
    1. vet
      +2
      24 ноября 2025 13:05
      Наличие заряженного пулемета сильно прибавляет уверенности. Перед тем, как бежать - дать очередь и посмотреть, что будет. И увидеть, что эти "психические" и "мотивированные" падают точно так же, как и все остальные.
      А дальше по известному стихотворению:
      "У нас есть "Максим, у них его - нет".
      1. -2
        24 ноября 2025 13:47
        Цитата: vet
        Наличие заряженного пулемета сильно прибавляет уверенности. Перед тем, как бежать - дать очередь и посмотреть, что будет. И увидеть, что эти "психические" и "мотивированные" падают точно так же, как и все остальные.

        Не всегда помогало - пулемётчик тоже должен быть мотивированным и обученным.
        Первый бой Сводного Офицерского батальона. Мы наступаем у станции Гуково. В открытой степи по гололедице бежит к станции наша рота. Капитан Згривец находится шагов на десять позади своего взвода, но к моменту подхода к железнодорожным посадкам, за которыми расположились большевики, он неожиданно оказывается впереди. С пятидесяти шагов расстояния он бросается на находящегося против нас красного пулемётчика, который не перестаёт строчить, и вдруг летит кувырком в снег. Огонь пулемёта сосредотачивается на нашей небольшой группе. Чудится, будто дышишь горячим воздухом. Мы слились с землёй. Внезапно пулемёт замолкает. "Задержка!" - кричит Згривец, снова бросается вперёд. Держа винтовку подмышкой левой руки, а кистью охватив ствольную накладку, он, действуя ею как тараном, закалывает красного пулемётчика.
        © Ю.А. Рейнгардт. Добровольческая армия.
        В том же 1918 в воспоминаниях Белых как под копирку идёт:
        А вот если бы у красного пулеметчика/наводчика не дрогнула рука, мы бы там все и остались.
        1. vet
          +3
          25 ноября 2025 09:18
          если бы у красного пулеметчика/наводчика не дрогнула рука,

          А с чего Вы взяли, что дрогнула рука? Заклинило или кончились патроны, потребовалась перезарядка.
  21. -1
    24 ноября 2025 14:33
    Судя по всему, Каппель был очень хорошим генералом и вполне честным и порядочным человеком, который, к сожалению, выбрал неправильную, заранее обреченную на поражение сторону.

    неправильную??
    я правильно понял ваш посыл?...
    а как же совесть? а как же присяга?
    да еще много чего всего...
    а правильная сторона - эта та которая - сверху?
    а зачем тогда наше государство помогает странам африки и азии, занимая "неправильную сторону"?
    ведь только Вьетнам и Северная Корея смогли выиграть у "правильной стороны"!
    остальные - проиграли...
    м-даааа...
  22. +2
    25 ноября 2025 04:04
    Цитата: Артем савин
    ) завело страну в тупик, выход из которого стал невозможен без масштабного кровопускания.

    Ну почему же невозможен,кабы война не затянулась и не стоила России стольких жертв и ресурсов никакого гражданского кровопускания не было бы.Не упомню чтобы у победителей случались революции,у проигравших сплошь и рядом.
    1. vet
      +4
      25 ноября 2025 09:20
      Тем более, что перед этим была война с Японией, после поражения в которой началась революция. И всем было понятно, чем закончится поражение в другой войне. Умный человек сделал бы выводы. Но Николай 2 к таковым не относился.
    2. +1
      25 ноября 2025 12:46
      Цитата: бухач
      Не упомню чтобы у победителей случались революции

      ВФР. Французы вмешались в "Войну за независимость" в Америке и крупно поимели англичан.
      Через шесть лет "Взятие Бастилии"
      1. +1
        27 ноября 2025 09:54
        Хм,пример не совсем корректный,и масштаб не тот,и место действия у чёрта на куличках да и временной отрезок великоват,после поражения от пруссаков французы долго не раскачивались для выражения своих взглядов на действующую власть.
  23. 0
    25 ноября 2025 21:34
    Цитата: vet
    Тем более, что перед этим была война с Японией, после поражения в которой началась революция. И всем было понятно, чем закончится поражение в другой войне. Умный человек сделал бы выводы. Но Николай 2 к таковым не относился.


    А если войну провели успешно. И ещё одну. И ещё... А потом вдруг поражение. То что? Переговоры? Укрепить границы? Всех латников в пахотников?
    Потерявшего и царство и жизнь называют глупым. А вокруг столько умных было...
    Владимир Ильич то не от сохи, не от наковальни в кузне был.
    И вполне могло произойти отстранение царя от управления страной с сохранением титула. Но в феврале не большевики, а эсеры и прочие карту власти раздергивали, как птица, рыба и корова.
  24. 0
    2 декабря 2025 12:51
    Мне не понятно количество обзоров на этих врагов. Их уничтожили и хорошо! Что вздыхать то? Это были людоеды! Наши продажные либералы таким образом пытаются открыть очередное окно Овертона? Скоро гитлеровцев начнут отмазывать.