Вертолёты… с одной лопастью

2 619 27
Вертолёты… с одной лопастью
Обложка журнала «Популярная наука» 1922 года с изображением однолопастного вертолета…


«…и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых…»
Книга пророка Даниила, 8:24

Инновации вчера и сегодня. А было так, что в 70-80 годы прошлого века на страницах отечественного журнала «Моделист-конструктор» много писали о моделях… однолопастных вертолетов. Причем они даже участвовали в соревнованиях на высоту и продолжительность полета. Конструкция их была оригинальной, но вот тогда я никак не мог понять, зачем кому-то понадобились такие вот летающие… «снаряды». Не знал я и того, что подобная схема вертолета имеет очень даже «древнюю историю», что о них писал еще американский журнал «Популярная наука» в 1922 году. Зато сегодня я читаю о том, что по такому принципу может быть создан крохотный летательный аппарат, который в полете вращается как семечко клена, да и размерами ненамного его превышает… И что же это может быть? А вот что: очередной микродрон — беспилотный аппарат типа монокоптера или «монокрыла», то есть как раз такой вертолет всего лишь с одной лопастью! Хотя данная идея, как оказалось, совсем не нова…



Скажем так: семена клена видели все. И все, конечно, знают, что вместо того, чтобы падать камнем на землю, эти семена планируют в воздухе и при этом вращаются вокруг своей оси подобно вертолетному винту. Правда, лопасть у него всего лишь одна. Странно, не так ли? Но, оказывается, мать-природа отличается от человека тем, что она очень экономна, и там, где можно было обойтись одной лопастью, решила две не ставить! И, конечно, глядя на полет крылатки, человек просто не мог не задуматься о том: как бы и ему не применить для своих летательных аппаратов и этот природный принцип полета! Хотя бывало и не раз, что хорошее для природы именно для людей оказывалось далеко не столь же хорошим.

А дальше было так, что 14 января 1910 года два французских инженера Альфонс Папен и Дидье Руилли представили Французской академии наук проект необычного летательного аппарата, своей формой и принципом движения напоминающего крылатку от белого клена. Тогда на заре авиастроения еще никто не знал, что лучше, а что хуже для полетов в воздухе, и интерес ко всякого рода оригинальным проектам был исключительно велик, да и трудно было в то время сказать заранее, две лопасти будут лучше для летательного аппарата или одна. В итоге проект Папена и Руилли был одобрен, а финансировать его реализацию взялась французская армия.

Природа поставила перед крылаткой очень простую задачу: во-первых, замедлить падение кленового семечка, а во-вторых, дать ему возможность улететь как можно дальше от материнского дерева. Почему-то о семенах той же вишни, желудя или каштана природа решила не заботиться. Где упало – там и выросло. Но вот людям от летательного аппарата, сделанного по этому принципу, потребовалось много больше. И одной простоты им оказалось мало. Выяснилось, что у монокоптера труднее стабилизировать траекторию полета и обеспечивать неподвижность для кабины пилота. Зато если двигатель такого «винтокрыла» отказывал, разбиться такой аппарат просто не мог. Он просто планировал в режиме авторотации на землю.

Папен и Руилли дали своему аппарату название Chrysalide («Куколка»), явно намекая на то, что из него в будущем сможет «вылупиться» нечто очень даже серьезное. Более того, эти аппараты выделили даже в отдельный класс гироптеров, защитив сразу двумя европейскими и одним американским патентами. Ну а новизна его конструкции с первого взгляда вызывала по меньшей мере недоумение: «Как это вообще сможет летать?». Странный «вертолет» (а может быть, «вертокрыл»?) имел всего лишь одну полую лопасть длиной целых 17 метров и один в один был скопирован именно с кленовой крылатки.

Сама лопасть была с одной стороны от кабины пилота, а с другой её должен был уравновешивать силовой агрегат — девятицилиндровый ротативный двигатель «Рон» мощностью 80 лошадиных сил. Он «выдавал» 1200 об/мин и крутил вентилятор, который нагнетал воздух в пустотелую лопасть. На конце лопасти имелось сопло, из которого его струя выходила со скоростью порядка 100 м/с и… приводила в движение весь аппарат.

Пилот «Куколки» находился у него в центре масс между крылом и вентилятором, что давало возможность стабилизировать положение его кабины. Направление полета задавалось воздушной струей, поскольку часть нагнетаемого двигателем воздуха отбиралась в поворотный воздухопровод, который был соединен с рулем поворота, и одновременно толкала аппарат в нужном направлении.

В 1913 году «Куколку» построили, но тут началась Первая мировая война, и полевые испытания задержались из-за этого до 31 марта 1915 года. Провели их на небольшом озере в департаменте Кот д'Ор — кстати говоря, хорошо, что проводили их на озере. Оказалось, что мощности мотора катастрофически не хватает — частота оборотов лопасти монокоптера оказалась недостаточной для взлета.

Закончилось испытание печально: кабину пилота стало крутить и трясти так, что он лишь каким-то чудом сумел выпрыгнуть из неё в воду, после чего мотор у «Куколки» заглох, а сама она перевернулась и затонула, хотя в основании у неё и был специальный полый поплавок.

Потом аппарат все-таки подняли со дна озера, а в 1917 году его создатели представили улучшенный проект. Вот только денег на его реализацию им уже не дали, и они вынуждены были искать их самостоятельно чуть ли не двадцать лет, да все равно так и не нашли!

Впрочем, периодически интерес к однолопастным вертолетам то и дело вспыхивал вновь. Например, в сентябрьском номере американского журнала «Популярная наука» за 1922 год помимо большой статьи о самой «Куколке» и её создателях обсуждался и вопрос о том, а насколько такие аппараты могут быть практичными вообще и «сулят ли нам «кленовые семена» революцию среди летательных аппаратов тяжелее воздуха»? Было решено, что их минусы все-таки перевешивают плюсы, и о таких аппаратах журнал больше не писал.

Казалось бы, что именно сейчас возвращаться к схеме крылатки нет никакого смысла. Слишком уж громоздкая и сложная конструкция у этого аппарата с человеком внутри. А вот если человека из него убрать?!

Действительно: если полноразмерный монокоптер, управляемый пилотом, пока что кажется конструкторам слишком неудобным и ненадежным, то для миниатюрного дрона-наблюдателя подобная схема может оказаться едва ли не оптимальной. В итоге в 2006 году, то есть спустя почти век после первого опыта, люди вновь задумались о создании принципиально новых аппаратов на базе кленового семечка. Конечно, без американского агентства ДАРПА здесь не обошлось!

Это именно оно выдало солидный грант фирме «Локхид Мартин» на разработку монокоптера в рамках программы «Нанолетательное устройство» (NAV). При этом, в соответствии с заданием, новый дрон должен был весить не более 20 граммов и иметь не более 15 сантиметров по максимальному размаху крыла; кроме того, минимальная скорость наноразведчика должна была быть не меньше 36 км/ч. Прототип, который был рассчитан на компьютере, и вправду имел размеры как у кленовой крылатки — лопасть в пять сантиметров длиной и крошечный реактивный двигатель, вращающий его с частотой порядка 15 000 об/мин. Сенсоры, камеры, коммуникационное устройство – то есть все его оборудование каким-то образом следовало уместить на борту аппарата, весившего всего лишь 10 граммов. Продолжаются работы над этим устройством и сегодня...

В итоге создать именно такое летающее устройство у компании не удалось, но оно по-прежнему находится в разработке. Правда, длина его лопасти достигает 17 сантиметров; а на выставках демонстрируется еще более крупный экземпляр с 40,6-сантиметровым крылом. И вот на нем-то и тестируется система его управления. При чрезмерной длине этот дрон еще и слишком тяжел и весит 227 граммов, хотя ту же, скажем, видеокамеру и поднимает исправно. Реактивный двигатель пришлось заменить на микроэлектромотор с воздушным винтом, который разместили на законцовке лопасти.

Тем временем трое независимых инженеров из Мэрилендского университета Ульрих, Пайнс и Хамберт сумели построить свой собственный вариант дрона-монокоптера, хотя и без окончательного названия. Причем даже не один, а целых три дрона, последний из которых имеет всего лишь 7,5-сантиметровую лопасть. Принцип работы у всех аппаратов одинаков — лопасти как у крылатки и толкающий воздушный винт. Правда, практически полностью уложиться в требования заказчика удалось только инженерам из Мэриленда.

Ну а что касается дронов-наблюдателей, сделанных по такой схеме, то они хороши тем, что в них практически нечему ломаться. Кроме крошечного электродвигателя с пропеллером в них больше нет никаких подвижных деталей. Проблема стабильного управления монокоптерами полностью пока не решена, но кто знает, что может случиться буквально завтра…

Хотя, даже и это ещё не все. Если посмотреть на видеозапись запуска такого однолопастного вертолета, то можно заметить, что он производится с установленного на земле штыря. То есть лопасть на нем сначала раскручивается, после чего он свободно взлетает. Но что если закрепить такой вот «штырь» за плечами… ну, скажем, у бойца какого-нибудь спецподразделения, чтобы вращалась она на нем совершенно свободно.

Также на спине у него можно будет закрепить и два разнесенных микродвигателя с пропеллерами. Лопасть, раскручиваясь, будет поднимать его в воздух, а вот управлять «аппаратом» по курсу можно будет увеличением оборотов правого или левого винта! И вот вам и готовый «Карлсон», который, хотя и не проживает на крыше, но зато вполне может летать.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +1
    Сегодня, 04:00
    Принцип работы у всех аппаратов одинаков — лопасти как у крылатки и толкающий воздушный винт... ...То есть лопасть на нем сначала раскручивается, после чего он свободно взлетает.
    Конкретно это - автожир с однолопастным винтом .
    Единственное преимущество перед двух и более лопастным - несколько меньшая масса.
    Давно попадалось упоминание о том, что такой однолопастной винт предполагалось использовать вместо парашютов для спускаемых аппаратов. Собственно он и назывался однолопастной роторный парашют и судя по всему требовал раскрутки, в отличие от двух- и более -лопастных версий. Короче остановились на парашютах. Но поиски продолжаются.
    https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rotornyh-parashyutov-pri-posadke-spuskaemogo-apparata/viewer
    1. -2
      Сегодня, 05:29
      Некоторые энтузиасты до сих пор изобретают "вечный двигатель"! Так же и здесь. В природе много интересных решений, на вскидку: семена одуванчика летят дальше, чем семена клёна. Короче: чушь полнейшая.
      1. +1
        Сегодня, 05:33
        Цитата: путник 63
        В природе много интересных решений, на вскидку: семена одуванчика летят дальше, чем семена клёна.

        Парашют с жёсткой моноштангой и частично проницаемым объёмным куполом. laughing
        1. -3
          Сегодня, 05:39
          Вы хоть имеете представление, в чём разница между парашютом и ЛА? Я говорил о ЛА а не о системах замедляющих вертикальную скорость в атмосфере.
          1. 0
            Сегодня, 05:41
            Цитата: путник 63
            Вы хоть имеете представление, в чём разница между парашютом и ЛА? Я говорил о ЛА а не о системах замедляющих вертикальную скорость в атмосфере.

            Да откуда мне...
            Цитата: путник 63
            семена одуванчика летят дальше
            Вот так летательный аппарат, так аппарат.
            1. -2
              Сегодня, 05:46
              Ну конечно, выдёргивание "цитаты" из текста. Это очень показательно.
              1. -1
                Сегодня, 05:51
                Цитата: путник 63
                Ну конечно, выдёргивание "цитаты" из текста. Это очень показательно.

                Я могу и полностью ваши комменты привести и разобрать. И будет очень показательно.

                Цитата: путник 63
                Вы хоть имеете представление, в чём разница между парашютом и ЛА? Я говорил о ЛА а не о системах замедляющих вертикальную скорость в атмосфере.


                Цитата: путник 63
                Некоторые энтузиасты до сих пор изобретают "вечный двигатель"! Так же и здесь. В природе много интересных решений, на вскидку: семена одуванчика летят дальше, чем семена клёна. Короче: чушь полнейшая.

                И где же тут о неких летательных аппаратах? Вы в памяти собственную писанину удержать не можете, зато с ходу в чём то там усомнились. Это, знаете ли, очень показательно.
                1. -2
                  Сегодня, 06:00
                  Для вашего сведения об этом шла речь в статье! Но вам же зачем её читать? Главное комментарий оставить.
                  1. -1
                    Сегодня, 06:05
                    Цитата: путник 63
                    Для вашего сведения об этом шла речь в статье! Но вам же зачем её читать? Главное комментарий оставить.

                    Так это вашем комменте, которые вы не помните (показатель) тоже об ЛА ни слова.
                    Но так как вы собственные комменты не помните, то как от вас можно ожидать, что бы вы о чужих то помнили, не говоря о понимании...
                    Цитата: Владимир_2У
                    Конкретно это - автожир с однолопастным винтом .
                    Единственное преимущество перед двух и более лопастным - несколько меньшая масса.
                    1. -1
                      Сегодня, 06:15
                      Автожир это ЛА с двигателем ,толкающим и несущим винтом. Дальше объяснять?
                      1. 0
                        Сегодня, 06:27
                        Цитата: путник 63
                        Автожир это ЛА с двигателем ,толкающим и несущим винтом. Дальше объяснять?

                        Да что вы говорите, только боюсь это вам надо разьяснять. Оказывается это именно я написал в первом комменте, в отличие от вас, о ЛА, да ещё и в привязке к статье. А о системах спасения я написал, потому что если исключить толкающий винт, то и выходит однолопастной роторный парашют, а если вспомнить, хотя это не про вас, что такой винт требует раскрутки, то остаётся один шаг до вертолёта.
                        И если вы не в курсе, Сьерва придумал автожир именно как аппарат способный к мягкой вертикальной посадке при отказе двигателя.
                        Так что можете и дальше объяснять, кому нибудь, можно и себе, перед зеркалом, а мне не надо. Не с вашей памятью и логикой.
                      2. -1
                        Сегодня, 06:35
                        Да не нервничайте вы так! Мне и так ваша демагогия уже надоела. Вот уж действительно "из пустого в порожнее". Так, что объяснять я уже ничего не буду. Стена рядом есть, а вот гороха увы нет.
                      3. 0
                        Сегодня, 06:37
                        Цитата: путник 63
                        Да не нервничайте вы так! Мне и так ваша демагогия уже надоела. Вот уж действительно "из пустого в порожнее". Так, что объяснять я уже ничего не буду. Стена рядом есть, а вот гороха увы нет.

                        "Земля прощай. В добрый путь."
                      4. -1
                        Сегодня, 06:42
                        Как у любого демагога : "последние слово за мной"!
        2. 0
          Сегодня, 05:44
          "Матери-природе" всего лишь надо, чтоб семечко упало не прямо под деревом, а немного в стороне. А вот когда нужен управляемый полёт - система всегда симметричная.
          1. 0
            Сегодня, 05:46
            Цитата: Shurik70
            А вот когда нужен управляемый полёт - система всегда симметричная.

            Хмм. Вот семечко одуванчика намного ближе к полной симметрии (шар) чем самолёт. Так что не совсем верно.
            1. 0
              Сегодня, 05:52
              Зато шар близок к дирижаблю, а тот может летать долго )))
              1. 0
                Сегодня, 05:57
                Цитата: Shurik70
                Зато шар близок к дирижаблю, а тот может летать долго )))

                Шар близок к шару - воздушному! И лететь может долго, да, но куда ни попадя. Ведь у воздушного шара, как и семени одуванчика, если брать три оси, асимметрия только продольная горизонтальная. А вот у дирижабля наоборот, симметрия только продольная вертикальная. Да, я из секты нудистов-душителей. wink
    2. +1
      Сегодня, 05:47
      Цитата: Владимир_2У
      Единственное преимущество перед двух и более лопастным - несколько меньшая масса.

      Для разведдрона это не просто преимущество, а преимущество огромное. Меньше масса планера - больше масса аккумулятора!
      1. 0
        Сегодня, 06:15
        Цитата: михаил3
        Для разведдрона это не просто преимущество, а преимущество огромное. Меньше масса планера - больше масса аккумулятора!

        Но боюсь это преимущество, если оно есть, нивелируется сложностью и в производстве и в управлении и в неестественности полёта.
        Ну и малая эффективность аэродинамики тоже сведёт на нет ёмкость акка.
        1. 0
          Сегодня, 06:18
          Ничего сложного в производстве очередного куска пластика и пары подшипников нет) "Неестественность" полета компенсируется программой обработки видео, только и всего. Конечно, криворукость и лень тех, кто лепит примитивные модельки, выгребая за них государственных средств как за литое золото, так просто не компенсируешь... Но надежда есть и тут, хоть и небольшая.
          1. 0
            Сегодня, 06:46
            Цитата: михаил3
            Ничего сложного в производстве очередного куска пластика и пары подшипников нет)
            Сложного нет, а вот разница в цене (пара лишних подшипников) может решить дело.
            Цитата: михаил3
            "Неестественность" полета компенсируется программой обработки видео, только и всего.
            Нет, я не о видео с дрона, я о том что неестественный полёт - демаскирующий признак.
            1. 0
              Сегодня, 06:50
              Дроны, которые используют сейчас, в основном тетрасхема, то есть восемь подшипников на четыре винта. А этому нужно два или вообще один) Какой демаскирующий признак?! Это же не шебулда из семи лопат, не баба яга. Неужели есть смысл выкручиваться?) Или вы производите эти тетрады?
              1. 0
                Сегодня, 06:57
                Цитата: михаил3
                Дроны, которые используют сейчас, в основном тетрасхема, то есть восемь подшипников на четыре винта.
                А что, квадры - это единственные дроны?
                Есть и самолётного типа, и даже махолёты... Уж не говоря о соосниках...

                Цитата: михаил3
                Какой демаскирующий признак?!
                Такой. Одна лопасть для в размахе при вращении будет больше чем две, для того же веса, а значит заметнее. Плюс для управления и поступательного движения всё равно нужен будет какой то перекос, а значит дрон будет мотылять.

                Цитата: михаил3
                Неужели есть смысл выкручиваться?) Или вы производите эти тетрады?
                Охладите-ка своё...
  3. +1
    Сегодня, 06:40
    Шмель теоретически (по существующей теории аэродинамики) летать не может, но летает. Из этого вывод: или шмель неграмотный (мы академиев не кончали), или теория неполная.
    АНГЕЛ: Господи, они синтезировали еще один трансурановый элемент. ...
    БОГ: Добавим еще один нелинейный член в Истинное Уравнение Единого Поля.
    (Физики продолжают шутить)
    1. 0
      Сегодня, 06:51
      Цитата: Дилетант
      Шмель теоретически (по существующей теории аэродинамики) летать не может

      Средний посетитель сайта не читатель, а только писатель. Может шмель летать по существующей аэродинамике)
  4. 0
    Сегодня, 06:48
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    вместо того, чтобы падать камнем на землю, эти семена планируют в воздухе и при этом вращаются вокруг своей оси подобно вертолетному винту
    Одна лопасть винта из-за динамической несбалансированности, переменных нагрузок и изменений скоростей потока на лопасти, непременно приведет к чудовищной тряске всех элементов конструкции, что в итоге, разрушит всю машину, которая, в отличие от кленового лепестка, сразу же упадет камнем на землю... wink