Катер на воздушной подушке LCAC

Катер на воздушной подушке LCAC


Катер на воздушной подушке (Landing Craft Air Cushion, LCAC) является высокоскоростным средством высадки десанта с больших десантных кораблей-доков. Он способен перевозить около 68-ми тонн полезной нагрузки (до 75 тонн в перегруженном состоянии). Катер используется для транспортировки систем вооружения, оборудования, грузов и личного состава с корабля на берег или вдоль береговой черты. Основным преимуществом десантных катеров на воздушной подушке является то, что LCAC способны перемещаться через болота и другие прибрежные препятствия, с большой скоростью перевозя при этом тяжелые грузы, например, такие, как танк Абрамс M-1, и может быть оснащен для перевозки личного состава в количестве до 180 человек. LCAC способен выполнять поставленную задачу независимо от глубины воды, подводных препятствий, отмелей или неблагоприятных приливов.




Он способен перемещаться на воздушной подушке, несмотря на препятствия высотой до полутора метров и независимо от местности или топографии, в том числе илистых, песчаных дюн, канав, болот, берегов рек, мокрого снега или скользких и обледенелых береговых линий. Оборудование, такое как грузовики и гусеничная техника может быть выгружено своим ходом через носовую и кормовую рампы, сократив тем самым критически важное время выгрузки. Таким образом, LCAC способен высадить войска на 70 процентов береговой линии в мире, по сравнению с лишь 17-ю процентами для обычных десантных кораблей.



LCAC были разработаны с целью удовлетворить потребность в транспортных средствах на воздушной подушке, способных доставлять войска, артиллерию, боевую технику, танки и другие основные элементы боевой техники и техники поддержки на неподготовленный берег. Эти катера на воздушной подушке основаны на специально изготовленном прототипе, который прошел всеобъемлящие испытания ВМФ США в период с 1977-го по 1981-й год. 29-го июня 1987-го года LCAC был утвержден к серийному производству. В 1989-м году было осуществлено финансирование сорока восьми десантных катеров на воздушной подушке. В 1990-м году было выделено $219.3 миллионов на постройку ещё девяти катеров, в 1991-м были полностью профинансированы ещё 12 LCAC. В 1992-м году были профинансированы 24 катера. По состоянию на 2001-й год ВМФ США был поставлен 91 LCAC. Катера производились на Textron Marine and Land Systems/Avondale Gulfport Marine. Судостроительная компания Lockheed была выбрана на конкурсной основе в качестве второго потенциального производителя. Катера LCAC 1-12, 15-17, 19, 20, 22-26, 28-30, 37-57, 61-91 были построены Textron Marine and Land Systems; 13, 14, 18, 21, 27, 31-33, 34-36, 58-60 Avondale Gulfport Marine.



Испытания LCAC были проведены в Панама-Сити, штат Флорида. Впоследствии LCAC был испытан в Калифорнии, Австралии и в арктических водах. Испытания на Аляске марта 1992 включали оценку оперативной эффективности LCAC в арктических условиях. В ходе испытаний выяснилось, что LCAC оказались мало эффективными для проведения операций Арктике и даже применение специального комплекта для холодной погоды не способен изменить ситуацию. Испытания также показали, что при низких температурах мощность двигателя увеличивается до предела возможностей коробки передач, но обледенение и состояние моря нейтрализуют это преимущество. С тех пор LCAC были использованы в двух учениях в Арктике, одно из которых включало в себя операции при температуре в минус 10°С и сложных погодных условиях. На основе этих учений было принято решение об отсутствии необходимости дальнейшей опытной эксплуатации. LCAC продемонстрировали способность передвигаться по тонкому льду и открытой воде в довольно спокойном море. Расстояние пройденное за выход варьировались от 4-х до 16-и км в одну сторону. Обледенение, возникающее при определенных условиях, требовало периодического прерывания миссии для удаления льда. При испытаниях в Арктике использовалось топливо JP-5, облегчающее проблемы с засорением фильтров. Кроме того, LCAC принимал участие в ряде учений по тралению, где показал себя как потенциально эффективный тральщик на мелководье.



Впервые LCAC был развернут в 1987-м году, когда десантные катера с бортовыми номерами 02, 03 и 04 были приняты на борт корабля USS Germantown (LSD-42). В июле 1987-го года LCAC 04 преодолел Бакнер-Бей на Окинаве и прозвел первую высадку LCAC на территории иностранного государства. Крупнейшее развертывание LCAC состоялось в январе 1991-го года, когда четыре отряда из одиннадцати катеров заступили на службу в Персидском заливе для поддержки операции "Буря в пустыне".



Пользователи десантных катеров на воздушной подушке отмечают некоторое сходство между LCAC и самолетом. "Пилот" катера располагается в "кабине", надев радиогарнитуру. Он получает указания с пункта управления воздушным движением расположенным рядом с кормовыми воротами корабля-дока. Во время движения экипаж испытывает те же ощущения, что и на самолете при высокой турбулентности. Пилот управляет Y-образным штурвалом, его ноги находятся на педалях управления, и он "летит как шайба в аэрохоккее". LCAC также похож на вертолет, он обладает шестью измерениями движения.



С такой дорогой и опасной по своей природе машиной, как LCAC, здравое мышление и принятие правильных решений играют ключевую роль. Обеспокоенность по поводу стоимости обучения, прогнозы на увеличение числа LCAC и их экипажей, а также высокая текучесть кадров в учебных подразделениях привели флот к осознанию важности разработки более точных методов отбора кандидатов. Таким образом, текучесть операторов и инженеров сократилась с начального уровня в 40% в 1988-ом году до 10-15% в настоящее время.




LCAC прошел успешный боевой опыт в Сомали, Бангладеш, Либерии, Гаити и Кувейте. Он также оказал неоценимую помощь во время ликвидации последствий стихийных бедствий, включая цунами и ураганы.



Тринадцать лет назад ВМС США приняли решение модернизировать свои десантные катера на воздушной подушке и продлить срок их эксплуатации с 20 до 30 лет. Реальная работа началась в 2005-ом году, и на сегодняшний день 30 десантных судов на воздушной подушке было модернизировано, либо они находятся в самом её разгаре (семь LCAC сейчас проходят этот процесс). Сумма модернизации составляет порядка $9 миллиона за каждый. Еще 72 катера находятся в эксплуатации, десять состоят в резерве (в качестве замены), и два используются для исследований и разработки. Весь процесс займет более десяти лет.



В процессе модернизации заменяется двигатель (в тех случаях, где возможно избежать замены, он подвергается капитальному ремонту), заменяются элементы конструкции поврежденные коррозией, и устанавливается новая электроника и другое вспомогательное оборудование.



Процессу модернизации подверглась система "C4N" (командование, управление, связь, компьютеры и навигация), заменены радары LN-66 на более современные и более мощные радары P-80. Новая электроника по открытой архитектуре на основе современного коммерческого оборудования обеспечивает наиболее быструю интеграцию точных навигационных систем, новых систем связи и т.п. Новые светодиодные экраны и светодиодная клавиатура потребляют меньше энергии, чем старые электронно-лучевые трубки и индикаторы лампочного типа, а также выделяют меньше тепла. В сочетании с новым кондиционером установленным в командной рубке это обеспечивает экипаж катера на воздушной подушке улучшенными условиями труда. Кроме этого, модернизацию прошли двигатели до конфигурации ETF-40B, обеспечивающую дополнительную мощность и подъемную силу (это особенно важно при температурах выше 40 градусов по Цельсию), снижение расхода топлива, снижение периодичности обслуживания.



Были заменены элементы корпуса подверженные коррозии на новые более прочные из некорозирующих материалов. Новая юбка воздушной подушки уменьшает лобовое сопротивление, увеличивает ходовые характеристики над водой и сушей, а также облегчает требования к техническому обслуживанию. После выше описанных процедур и покраски модернизированные катера выглядят как новые, но со значительными улучшениями. Модернизированные LCAC проще в обслуживании, более надежны и обладают лучшими характеристиками.



Шестого июля 2012-го года с компанией Textron Inc был заключен контракт на разработку замены приближающемуся к концу срока своей службы LCAC. Новый десантный катер SSC (Ship-to-Shore Connector) будет эволюционной заменой существующего парка катеров на воздушной подушке. SSC повысит тактические возможности загоризонтных средств десантирования. Они будут обладать повышенной надежностью и ремонтопригодностью, снизят совокупную стоимость эксплуатации, а также будут удовлетворить растущим требованиям к полезной нагрузке программы Морской экспедиционный батальон-2015. Программа подразумевает постройку в общей сложности 73 катеров (один для испытаний и тренировок и 72 для принятия на вооружение). Поставки запланированы на 2017-й финансовый год с принятием на вооружение в 2020-м финансовом году.



Тактико-технические характеристики:
Длина без подушки: 24.9 метра
Длина с подушкой: 28 метров
Ширина без подушки: 14.2 метра
Ширина с подушкой: 14.6 метра
Высота над поверхностью с подушкой: 5.8 метра
Высота над поверхностью без подушки: 7.8 метра
Высота подушки 1.5 метра
Водоизмещение: 88.6 тонн пустой; 173-185 тонн с полной нагрузкой
Энергетическая установка: четыре газовых турбины Avco-Lycoming TF-40B (2 для приведения в движение / 2 для создания подъемной силы) мощностью в 3955 лошадиных сил каждая
Пропеллеры: 2 четырех лопастных обратимых пропеллера с регулируемым шагом диаметром 3.58 метра для приведения в движение; 4 вентилятора диаметром в 1.6 метра, центробежные или смешанного потока для создания подъемной силы
Запас топлива: 19,000 литров
Средний расход топлива: 3,700 литров в час
Дальность плавания с полной нагрузкой: 200 миль при скорости в 40 узлов или 300 миль при скорости в 35 узлов (на 90 процентах топлива)
Скорость при полной нагрузке при состоянии моря в 2 балла: 50 узлов (92.6 км в час)
Скорость при полной нагрузке при состоянии моря в 3 балла: 35 узлов (64.8 км в час)
Скорость при полной нагрузке на суше: 25 узлов (46.3 км в час)
Грузоподъемность: 68 тонн (перегруженный 75 тонн)
Грузовая палуба: 20х8.2 метра, 168 кв.м
Экипаж: 5 человек
Размещение экипажа и десанта: по правому борту на верхней палубе командир, бортинженер, штурман, руководитель десантирования и командир десанта, на нижней палубе 7 десантников; по левому борту на верхней палубе специалист по загрузке, на нижней палубе механик и 16 десантников
Вооружение: 2 пулемета калибра калибра 12.7 мм; автоматический 40-мм гранатомет Mk-19 Mod3; пулемет М-60
Навигационное оборудование: навигационный радар Marconi LN 66 мощностью в 25 кВт, I band, спутниковая и инерционная системы навигации
Радиосвязь: 2 радиостанции УВЧ/УКВ, ВЧУ и портативные радиостанции



Доступность LCAC в сутки (из общего числа 54)
День первый - 52
День второй - 49
День третий - 46
День четвертый - 43
День пятый - 40
Рассчетное время работы: 16 часов в день
Время выхода при перевозке автотранспорта: 6 часов 8 мин
Время выхода при перевозке грузов: 8 часов 36 мин
Количество выходов в день при перевозке автотранспорта: 2.6
Итого: 104 выхода LCAC в день при использовании 40 LCAC
Количество выходов в день при перевозке грузов: 1.86
Итого: 74 выхода LCAC в день при использовании 40 LCAC
Десант: 145 морских пехотинцев или 180 гражданских
Автотранспорт за один выход: 12 HMMWV/ 4 БТР/ 2 плавающих БМП/ 1 танк M1A1/ 4 грузовика M923/ 2 5-тонных грузовика M923 и 2 гаубицы M198 и 2 HMMWV
Для десантирования пехотного полка необходимо:
269 ​​HMMWV - 23 выхода
10 5-тонных грузовиков - 3 выхода
Для десантирования танкового батальона:
58 M1A1 - 58 выходов
95 HMMWV - 8 выходов
23 5-и тонных грузовиков - 6 выходов
8 бензовозов - 4 выхода
Для десантирования батальона БТР:
110 БТР - 28 выходов
29 HMMWV - 3 выхода
23 5-и тонных грузовиков - 6 выходов
8 бензовозов - 4 выхода

Возможность базирования на кораблях-доках:
Класс LSD 41 - 4 LCAC
Класс LSD 36 - 3 LCAC
Класс LHA 1 - 1 LCAC
Класс LHD 1 - 3 LCAC
Класс LPD 4 - 1 LCAC


Автор:
профессор
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти