Катер на воздушной подушке LCAC

Катер на воздушной подушке LCAC


Катер на воздушной подушке (Landing Craft Air Cushion, LCAC) является высокоскоростным средством высадки десанта с больших десантных кораблей-доков. Он способен перевозить около 68-ми тонн полезной нагрузки (до 75 тонн в перегруженном состоянии). Катер используется для транспортировки систем вооружения, оборудования, грузов и личного состава с корабля на берег или вдоль береговой черты. Основным преимуществом десантных катеров на воздушной подушке является то, что LCAC способны перемещаться через болота и другие прибрежные препятствия, с большой скоростью перевозя при этом тяжелые грузы, например, такие, как танк Абрамс M-1, и может быть оснащен для перевозки личного состава в количестве до 180 человек. LCAC способен выполнять поставленную задачу независимо от глубины воды, подводных препятствий, отмелей или неблагоприятных приливов.

Катер на воздушной подушке LCAC



Он способен перемещаться на воздушной подушке, несмотря на препятствия высотой до полутора метров и независимо от местности или топографии, в том числе илистых, песчаных дюн, канав, болот, берегов рек, мокрого снега или скользких и обледенелых береговых линий. Оборудование, такое как грузовики и гусеничная техника может быть выгружено своим ходом через носовую и кормовую рампы, сократив тем самым критически важное время выгрузки. Таким образом, LCAC способен высадить войска на 70 процентов береговой линии в мире, по сравнению с лишь 17-ю процентами для обычных десантных кораблей.

Катер на воздушной подушке LCAC


LCAC были разработаны с целью удовлетворить потребность в транспортных средствах на воздушной подушке, способных доставлять войска, артиллерию, боевую технику, танки и другие основные элементы боевой техники и техники поддержки на неподготовленный берег. Эти катера на воздушной подушке основаны на специально изготовленном прототипе, который прошел всеобъемлящие испытания ВМФ США в период с 1977-го по 1981-й год. 29-го июня 1987-го года LCAC был утвержден к серийному производству. В 1989-м году было осуществлено финансирование сорока восьми десантных катеров на воздушной подушке. В 1990-м году было выделено $219.3 миллионов на постройку ещё девяти катеров, в 1991-м были полностью профинансированы ещё 12 LCAC. В 1992-м году были профинансированы 24 катера. По состоянию на 2001-й год ВМФ США был поставлен 91 LCAC. Катера производились на Textron Marine and Land Systems/Avondale Gulfport Marine. Судостроительная компания Lockheed была выбрана на конкурсной основе в качестве второго потенциального производителя. Катера LCAC 1-12, 15-17, 19, 20, 22-26, 28-30, 37-57, 61-91 были построены Textron Marine and Land Systems; 13, 14, 18, 21, 27, 31-33, 34-36, 58-60 Avondale Gulfport Marine.

Катер на воздушной подушке LCAC


Испытания LCAC были проведены в Панама-Сити, штат Флорида. Впоследствии LCAC был испытан в Калифорнии, Австралии и в арктических водах. Испытания на Аляске марта 1992 включали оценку оперативной эффективности LCAC в арктических условиях. В ходе испытаний выяснилось, что LCAC оказались мало эффективными для проведения операций Арктике и даже применение специального комплекта для холодной погоды не способен изменить ситуацию. Испытания также показали, что при низких температурах мощность двигателя увеличивается до предела возможностей коробки передач, но обледенение и состояние моря нейтрализуют это преимущество. С тех пор LCAC были использованы в двух учениях в Арктике, одно из которых включало в себя операции при температуре в минус 10°С и сложных погодных условиях. На основе этих учений было принято решение об отсутствии необходимости дальнейшей опытной эксплуатации. LCAC продемонстрировали способность передвигаться по тонкому льду и открытой воде в довольно спокойном море. Расстояние пройденное за выход варьировались от 4-х до 16-и км в одну сторону. Обледенение, возникающее при определенных условиях, требовало периодического прерывания миссии для удаления льда. При испытаниях в Арктике использовалось топливо JP-5, облегчающее проблемы с засорением фильтров. Кроме того, LCAC принимал участие в ряде учений по тралению, где показал себя как потенциально эффективный тральщик на мелководье.

Катер на воздушной подушке LCAC


Впервые LCAC был развернут в 1987-м году, когда десантные катера с бортовыми номерами 02, 03 и 04 были приняты на борт корабля USS Germantown (LSD-42). В июле 1987-го года LCAC 04 преодолел Бакнер-Бей на Окинаве и прозвел первую высадку LCAC на территории иностранного государства. Крупнейшее развертывание LCAC состоялось в январе 1991-го года, когда четыре отряда из одиннадцати катеров заступили на службу в Персидском заливе для поддержки операции "Буря в пустыне".

Катер на воздушной подушке LCAC


Пользователи десантных катеров на воздушной подушке отмечают некоторое сходство между LCAC и самолетом. "Пилот" катера располагается в "кабине", надев радиогарнитуру. Он получает указания с пункта управления воздушным движением расположенным рядом с кормовыми воротами корабля-дока. Во время движения экипаж испытывает те же ощущения, что и на самолете при высокой турбулентности. Пилот управляет Y-образным штурвалом, его ноги находятся на педалях управления, и он "летит как шайба в аэрохоккее". LCAC также похож на вертолет, он обладает шестью измерениями движения.

Катер на воздушной подушке LCAC


С такой дорогой и опасной по своей природе машиной, как LCAC, здравое мышление и принятие правильных решений играют ключевую роль. Обеспокоенность по поводу стоимости обучения, прогнозы на увеличение числа LCAC и их экипажей, а также высокая текучесть кадров в учебных подразделениях привели флот к осознанию важности разработки более точных методов отбора кандидатов. Таким образом, текучесть операторов и инженеров сократилась с начального уровня в 40% в 1988-ом году до 10-15% в настоящее время.

Катер на воздушной подушке LCAC


LCAC прошел успешный боевой опыт в Сомали, Бангладеш, Либерии, Гаити и Кувейте. Он также оказал неоценимую помощь во время ликвидации последствий стихийных бедствий, включая цунами и ураганы.

Катер на воздушной подушке LCAC


Тринадцать лет назад ВМС США приняли решение модернизировать свои десантные катера на воздушной подушке и продлить срок их эксплуатации с 20 до 30 лет. Реальная работа началась в 2005-ом году, и на сегодняшний день 30 десантных судов на воздушной подушке было модернизировано, либо они находятся в самом её разгаре (семь LCAC сейчас проходят этот процесс). Сумма модернизации составляет порядка $9 миллиона за каждый. Еще 72 катера находятся в эксплуатации, десять состоят в резерве (в качестве замены), и два используются для исследований и разработки. Весь процесс займет более десяти лет.

Катер на воздушной подушке LCAC


В процессе модернизации заменяется двигатель (в тех случаях, где возможно избежать замены, он подвергается капитальному ремонту), заменяются элементы конструкции поврежденные коррозией, и устанавливается новая электроника и другое вспомогательное оборудование.

Катер на воздушной подушке LCAC


Процессу модернизации подверглась система "C4N" (командование, управление, связь, компьютеры и навигация), заменены радары LN-66 на более современные и более мощные радары P-80. Новая электроника по открытой архитектуре на основе современного коммерческого оборудования обеспечивает наиболее быструю интеграцию точных навигационных систем, новых систем связи и т.п. Новые светодиодные экраны и светодиодная клавиатура потребляют меньше энергии, чем старые электронно-лучевые трубки и индикаторы лампочного типа, а также выделяют меньше тепла. В сочетании с новым кондиционером установленным в командной рубке это обеспечивает экипаж катера на воздушной подушке улучшенными условиями труда. Кроме этого, модернизацию прошли двигатели до конфигурации ETF-40B, обеспечивающую дополнительную мощность и подъемную силу (это особенно важно при температурах выше 40 градусов по Цельсию), снижение расхода топлива, снижение периодичности обслуживания.

Катер на воздушной подушке LCAC


Были заменены элементы корпуса подверженные коррозии на новые более прочные из некорозирующих материалов. Новая юбка воздушной подушки уменьшает лобовое сопротивление, увеличивает ходовые характеристики над водой и сушей, а также облегчает требования к техническому обслуживанию. После выше описанных процедур и покраски модернизированные катера выглядят как новые, но со значительными улучшениями. Модернизированные LCAC проще в обслуживании, более надежны и обладают лучшими характеристиками.

Катер на воздушной подушке LCAC


Шестого июля 2012-го года с компанией Textron Inc был заключен контракт на разработку замены приближающемуся к концу срока своей службы LCAC. Новый десантный катер SSC (Ship-to-Shore Connector) будет эволюционной заменой существующего парка катеров на воздушной подушке. SSC повысит тактические возможности загоризонтных средств десантирования. Они будут обладать повышенной надежностью и ремонтопригодностью, снизят совокупную стоимость эксплуатации, а также будут удовлетворить растущим требованиям к полезной нагрузке программы Морской экспедиционный батальон-2015. Программа подразумевает постройку в общей сложности 73 катеров (один для испытаний и тренировок и 72 для принятия на вооружение). Поставки запланированы на 2017-й финансовый год с принятием на вооружение в 2020-м финансовом году.

Катер на воздушной подушке LCAC


Тактико-технические характеристики:
Длина без подушки: 24.9 метра
Длина с подушкой: 28 метров
Ширина без подушки: 14.2 метра
Ширина с подушкой: 14.6 метра
Высота над поверхностью с подушкой: 5.8 метра
Высота над поверхностью без подушки: 7.8 метра
Высота подушки 1.5 метра
Водоизмещение: 88.6 тонн пустой; 173-185 тонн с полной нагрузкой
Энергетическая установка: четыре газовых турбины Avco-Lycoming TF-40B (2 для приведения в движение / 2 для создания подъемной силы) мощностью в 3955 лошадиных сил каждая
Пропеллеры: 2 четырех лопастных обратимых пропеллера с регулируемым шагом диаметром 3.58 метра для приведения в движение; 4 вентилятора диаметром в 1.6 метра, центробежные или смешанного потока для создания подъемной силы
Запас топлива: 19,000 литров
Средний расход топлива: 3,700 литров в час
Дальность плавания с полной нагрузкой: 200 миль при скорости в 40 узлов или 300 миль при скорости в 35 узлов (на 90 процентах топлива)
Скорость при полной нагрузке при состоянии моря в 2 балла: 50 узлов (92.6 км в час)
Скорость при полной нагрузке при состоянии моря в 3 балла: 35 узлов (64.8 км в час)
Скорость при полной нагрузке на суше: 25 узлов (46.3 км в час)
Грузоподъемность: 68 тонн (перегруженный 75 тонн)
Грузовая палуба: 20х8.2 метра, 168 кв.м
Экипаж: 5 человек
Размещение экипажа и десанта: по правому борту на верхней палубе командир, бортинженер, штурман, руководитель десантирования и командир десанта, на нижней палубе 7 десантников; по левому борту на верхней палубе специалист по загрузке, на нижней палубе механик и 16 десантников
Вооружение: 2 пулемета калибра калибра 12.7 мм; автоматический 40-мм гранатомет Mk-19 Mod3; пулемет М-60
Навигационное оборудование: навигационный радар Marconi LN 66 мощностью в 25 кВт, I band, спутниковая и инерционная системы навигации
Радиосвязь: 2 радиостанции УВЧ/УКВ, ВЧУ и портативные радиостанции

Катер на воздушной подушке LCAC


Доступность LCAC в сутки (из общего числа 54)
День первый - 52
День второй - 49
День третий - 46
День четвертый - 43
День пятый - 40
Рассчетное время работы: 16 часов в день
Время выхода при перевозке автотранспорта: 6 часов 8 мин
Время выхода при перевозке грузов: 8 часов 36 мин
Количество выходов в день при перевозке автотранспорта: 2.6
Итого: 104 выхода LCAC в день при использовании 40 LCAC
Количество выходов в день при перевозке грузов: 1.86
Итого: 74 выхода LCAC в день при использовании 40 LCAC
Десант: 145 морских пехотинцев или 180 гражданских
Автотранспорт за один выход: 12 HMMWV/ 4 БТР/ 2 плавающих БМП/ 1 танк M1A1/ 4 грузовика M923/ 2 5-тонных грузовика M923 и 2 гаубицы M198 и 2 HMMWV
Для десантирования пехотного полка необходимо:
269 ​​HMMWV - 23 выхода
10 5-тонных грузовиков - 3 выхода
Для десантирования танкового батальона:
58 M1A1 - 58 выходов
95 HMMWV - 8 выходов
23 5-и тонных грузовиков - 6 выходов
8 бензовозов - 4 выхода
Для десантирования батальона БТР:
110 БТР - 28 выходов
29 HMMWV - 3 выхода
23 5-и тонных грузовиков - 6 выходов
8 бензовозов - 4 выхода

Возможность базирования на кораблях-доках:
Класс LSD 41 - 4 LCAC
Класс LSD 36 - 3 LCAC
Класс LHA 1 - 1 LCAC
Класс LHD 1 - 3 LCAC
Класс LPD 4 - 1 LCAC
Автор: профессор


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Читайте также
Комментарии 23
  1. Canep 30 апреля 2013 08:30
    Доброго вам Профессор. Опять экспериментируем с названиями. Для катера это судно великовато.
    Из энциклопедии:
    Катер (от англ. cutter), небольшое судно или боевой корабль. Длина К. от 1,5 до 40 м,ширина до 7 м, водоизмещение от нескольких десятков кг до 150 m, скорость хода от 3 до 70 узлов (5,5—130 км/ч). По конструкции подводной части корпуса К. делятся на килевые и плоскодонные, с реданами (уступами) или без них. По принципу движения различают К. водоизмещающие, глиссирующие, на воздушной подушке. По виду двигателей К. делятся на паровые, моторные, газотурбинные и парусно-гребные; в качестве движителей служат гребные винты, воздушные винты, водомёты. В ВМФ К. применяются как боевые корабли, вспомогательные суда и базовые плавучие средства. ....

    Катер это скорее вот это:
    1. профессор 30 апреля 2013 08:45
      Опять экспериментируем с названиями. Для катера это судно великовато.

      Вам не угодишь. laughing Корабль Вас не устраивает - вооружен слабо. Судном уже называл скрепя зубами. Катер это- 25 метров катер и есть. В английском проблем с названием не возникает: шип и есть шип. request
      1. dmitreach 1 мая 2013 18:55
        hi Профессор в своем стиле. Исчерпывающая информация. Спасибо.
    2. Nayhas 30 апреля 2013 09:08
      Да ладно вам, это уже придирки. На пример ракетный КАТЕР пр.1241 имеет водоизмещение 400т., но классифицирован как катер. Как то никто не возмущается...
      1. Canep 30 апреля 2013 09:30
        Десантной баржОй назвали бы и все довольны. laughing , в любом случае за статью спасибо.
        1. bask 30 апреля 2013 15:41
          Цитата: Canep
          Десантной баржОй назвали бы и все довольны

          Эти карабли -катера,заточены под определенную доктрину,сыШа должны высадиться в любой части мира.
          Для России думаю важнее,ракетные катера и фрегаты.Для оброны береговой линни(морской границы и экономических зон)).
          Цитата: профессор
          Судном уже называл скрепя зубами

          Судно пан.проф.. ,это гражданское название плав...средства.Военное только карабль....
          В России ,делают такие суда и карабли , не хуже.
          bask
          1. профессор 30 апреля 2013 21:24
            Судно пан.проф.. ,это гражданское название плав...средства.Военное только карабль....

            Не все то корабль, что плавает. Нас учили, что вооруженная посудина и есть корабль.

            В России ,делают такие суда и карабли , не хуже.

            А где я говорил что хуже?
          2. Argon 30 апреля 2013 23:36
            Кстати пан bask,судно,корабль,плавсредство абсолютно самостоятельные и разные термины
          3. svp67 1 мая 2013 12:53
            Цитата: bask
            Эти карабли -катера,заточены под определенную доктрину,сыШа должны высадиться в любой части мира.
            У нас тоже хватает морей и океанов,на чье не оборудованное побережье требуется срочно перебрасывать войска,те же Курилы возьмите
    3. Argon 30 апреля 2013 23:32
      да ладно ,хорошь придераться
  2. ВохаАхов 30 апреля 2013 08:49
    [quote=Canep]Доброго вам Профессор. Опять экспериментируем с названиями. Для катера это судно великовато.
    Из энциклопедии:
    Катер (от англ. cutter), небольшое судно или боевой корабль. Длина К. от 1,5 до 40 м,ширина до 7 м, водоизмещение от нескольких десятков кг до 150 m, скорость хода от 3 до 70 узлов (5,5—130 км/ч). По конструкции подводной части корпуса К. делятся на килевые и плоскодонные, с реданами (уступами) или без них. По принципу движения различают К. водоизмещающие, глиссирующие, на воздушной подушке. По виду двигателей К. делятся на паровые, моторные, газотурбинные и парусно-гребные; в качестве движителей служат гребные винты, воздушные винты, водомёты. В ВМФ К. применяются как боевые корабли, вспомогательные суда и базовые плавучие средства. ....

    Катера имеют водоизмещение до 500 тонн, далее - корабли
    1. Bear52 30 апреля 2013 21:41
      А так не пойдёт? -
      корабль - плавсредство,предназначенное для ведения боевых действий на море /водном пространстве. Разумеется,есть исключения и оговорки - азбучные fellow
  3. shurup 30 апреля 2013 09:38
    Разработчики стыдливо не сообщили, что LCAC при модернизации был оснащён гальюном повышенной вместимости, т.к в реальных условиях данный вид оборудования пользуется повышенным спросом у перевозимого л.с. американских морпехов. Арктические испытания выявили именно это слабое место СВП и его обледенение, что и привело к приостановке эксплуатации до устранения неполадок.
  4. datur 30 апреля 2013 12:03
    а наш ЗУБР чем хуже_
    1. Несгибаемый 30 апреля 2013 12:43
      Его отсутствием. Полторы штуки у вмф рф на фоне семи десятков lcac`ов у usn это не смешно.
      Несгибаемый
    2. Argon 30 апреля 2013 23:38
      Есть один грандиозный минус-о чем ниже
  5. rudolff 30 апреля 2013 13:13
    Представляю, какой это геморрой, завести подобный катер (судно, корабль, средство передвижения :) в доковую камеру. Особенно, если с первой попытки прицелился неудачно и при наличие волнения. Стабилизировать по курсу и по осевой линии будет весьма проблематично.
  6. Goryn 30 апреля 2013 13:46
    Некорректно сравнивать этот корабель с "Зубром" Это средство десантирования с кораблей-доков, а "Зубр"-это что-то автономное и очень дорогое. Я сам житель Балтийска и видел все наши "подушки" выйдут, пошумят, высадят десант в Хмелёвке и вернуться ремонтировать подушку. Да, красиво, но очень дорого. Да и куда они дойдут своим ходом кроме Польши.А она тогда была союзником.
    Goryn
    1. Akim 30 апреля 2013 15:15
      Цитата: Goryn
      Да и куда они дойдут своим ходом кроме Польши.А она тогда была союзником.

      500 морских миль. Хватало и до ФРГ дотянутся и до Турции.
      Akim
      1. Akim 30 апреля 2013 22:07

        ФЕОДОСИЙСКИЙ "ЗУБР".
        Akim
  7. Gromila78 30 апреля 2013 14:18
    Во время движения экипаж испытывает те же ощущения, что и на самолете при высокой турбулентности.
    Ну, не знаю. Когда в первый раз сходили с площадки на воду ощутил только отрыв от земли. Пол-часа перехода никаких ощущений. Тряска при высокой турбулентности не наблюдалась. А вот рев от турбин надолго запоминается. laughing Служил на "Кальмарах" (проект 1206).
    Gromila78
    1. профессор 30 апреля 2013 15:09
      Вообще-то это про LCAC.
  8. Tolik.975 30 апреля 2013 14:19
    Спасибо! статье плюс. Обстоятельная лекция по одному из средств загоризонтной высадки подразделений МП. И огонь артиллерии по ним (ДВС) будет тяжелова-то корректировать, и не каждая ПКР возьмет в захват, а вот для систем АК - в самый раз мишеньки, если только знать где планируется МДО.
    Tolik.975
    1. профессор 30 апреля 2013 15:10
      если только знать где планируется МДО.

      ИМХО буржуины сначала такую авиаподготовку проведут, что уже некому будет по этим катерам стрелять.
      1. Кавторанг 30 апреля 2013 16:44
        Не обращайте внимания.
        Вы дали обзор, а здесь,как всегда, упражнения в ослоумии от не очень в теме форумчан (и не очень ума великого).
        Вот видите, с "Зубром" померяться пиписками решили. Им картинка "Зубра" доставляет , до оргазма.
        Разумеется они, понятия не имеют, где "Зубр", какие у него задачи и сколько их, "Зубров", вообще в свете белом существует на сегодняшний день.
        А вот LCAC - фи, не зачет wink
        Кавторанг
  9. Argon 1 мая 2013 00:17
    Ну по сути,если вспомнить основные виды грузообработки то перед нами самоходный лихтер на вп.Надо признать,что в концепцию загоризонтного десантирования его вписали довольно удачно.Для доставки техники,имущества и личного состава на уже захваченный плацдарм-лучше платформы не придумать,а главное применение СНВП в качестве лихтера,невелирует главный недостаток всех судов с динамическими принципами потдержания корпуса-ограниченный радиус действия.Согласен с Rudolff зайти в док-камеру при "боковичке" 8м/сек и более,вопрос не только мастерства но и везения.Поэтому логичным будет наличие какой либо полуавтоматической а может и автоматической системы швартовки (я имею ввиду процесс в целом).
    1. shurup 1 мая 2013 01:28
      Авианосец ходит либо бейдевинд либо левентик. О какой "боковичке" идёт речь? Два манипулятора с двумя экскаваторщиками при необходимости заменят автоматику.
      1. Argon 1 мая 2013 02:25
        Любезный shurup,вы никогда не были в море!Прогулки на катере,летом по Черному морю,это не"в море",это"на курорте".Причем тут авианосцы?Боковичек-боковой ветер.Пожалуйста,относитесь более серьезно к тому,что вы пишете,очень рекомендую чаще ставить знак вопроса.С уважением.
  10. rudolff 1 мая 2013 02:26
    shurup, Вы вероятно парусным спортом занимались, коль такими терминами оперируете. Давайте начнем с того, что курс авианосца относительно направления ветра имеет принципиальное значение только при осуществлении полетов. Во всех остальных случаях, это обыкновенный крупный корабль, без каких-либо дополнительных мореходных ограничений. Во-вторых, УДК все же не авианосец, а вертолетонесущий корабль, а взлет-посадка вертолета с палубы имеют свою специфику отличную от самолетной. И боковой ветер иногда идет на благо, а не во вред. В разумных пределах, конечно. И чем Вам бейдевинд не боковой ветер? Пускай не под прямым углом, но 50-70 градусов относительно курса, все же больше похоже именно на боковой! Да и не всегда проблема именно в направлении ветра. Проблема кораблей на воздушной подушке в их неустойчивости в горизонтальной плоскости и в существенной инерционности при маневрировании. Как-то видел по ящику видео, как подобный катер очень долго и безуспешно пытались загнать в доковую камеру при относительно спокойном волнении. Удивительно как "юбку" еще не порвали! А вот причальных манипуляторов с экскаваторщиками видеть еще не приходилось!
    1. shurup 1 мая 2013 03:49
      Не нравится бейдевинд - идите фордевинд. Или УДК по уставу должен на бочке стоять? Кроме экскаваторщиков манипулятором владеют работники лесного хозяйства, а не только космонавты.
      Америкосы желают СВП с борта принимать, возможно путём притапливания всего УДК. А СВП действительно заходит на посадку не как вертолёт, а как самолёт.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня