Проблема роста стоимости продукции военного назначения

5 562 38
Проблема роста стоимости продукции военного назначения
F-35 — один из самых дорогих самолётов в истории авиастроения США


В связи с общей сложностью и специфическими требованиями, практически любая продукция военного назначения отличается высокой стоимостью. Кроме того, на цены для заказчика негативно влияют разнообразные дополнительные факторы. Это могут быть различные непредвиденные обстоятельства, необходимость доработок, политические вопросы или разнообразные коррупционные схемы.



Проблема коррупции


Главным негативным фактором в вопросах формирования цен и затрат является коррупция. Значительные военные бюджеты в целом и крупные траты на различные программы привлекают повышенное внимание. Нечистые на руку ответственные лица и специалисты стремятся построить схемы для получения своей доли от существующего бюджета.

В своих исследованиях последних лет Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) неоднократно поднимал тему коррупции в сфере военных закупок. По его оценкам разного времени, на эту область приходится до 35-40 проц. от всех коррупционных схем в мировой экономике. Вероятно, столь же значительна и доля «неправильно освоенных» средств.

Коррупция в военных закупках проявляется разным образом. Это могут быть взятки ответственным лицам, которые затем делают невыгодные заказы по завышенным ценам. Также создаются компании-посредники с минимальным участием в производстве и максимальной наценкой на продукцию. Существует и масса других схем.

Схемы и их участники


Замечательный пример подобного расходования средств можно наблюдать прямо сейчас на Украине. За последние несколько лет Киев получил от зарубежных партнёров военно-техническую и финансовую помощь на сотни миллиардов долларов США. Утверждалось, что иностранные деньги идут на закупку различной продукции, выплаты и т.д.


Недавно выяснилось, что вокруг подобных финансовых потоков были выстроены полномасштабные схемы с участием высокопоставленных представителей украинских властей. Сейчас предпринимаются попытки установить все подробности таких схем, выявить их участников и определить ущерб от их деятельности. По разным оценкам, были украдены десятки миллиардов в иностранной валюте.

Следует отметить, что тема помощи Украине помогла обогатиться и лицам за её пределами. Например, с августа в Болгарии идёт следствие по делу о завышении цен на закупку военной продукции для помощи Украине. Имели место обыски в ряде компаний и по местам жительства фигурантов.

В середине ноября в Румынии взяли под арест бывшего сенатора, которого подозревают в попытке дачи взятки министру обороны. Военное ведомство должно было помочь в закупке боеприпасов в странах СНГ с последующей подделкой документов — снаряды планировали продать Украине под видом собственного производства. При этом оплатить закупку якобы у своих предприятий хотели за счёт средств Евросоюза.

На днях стала известна ещё одна любопытная история. Ещё в 2022 г. чешская компания Reactive Drone закупила в Китае беспилотные летательные аппараты общей стоимостью 1,7 млн долларов. Затем их продали Украине за 33 миллиона. Нетрудно подсчитать выгоду компании — она в 18,4 раза превысила вложения. При этом можно предположить, что эта история стала известной только из-за чрезмерной наценки. Более скромные схемы успешно остаются в тени и, вероятно, продолжают зарабатывать.

К сожалению, проблема коррупции затронула и российские вооружённые силы. Злонамеренные действия ответственных лиц приводят к чрезмерному росту расходов и/или к получению недостаточного количества продукции. Тем не менее, принимаются меры по выявлению подобных ситуаций. Кроме того, под следствие попадают даже высокопоставленные лица. Уголовные дела заканчиваются судами и конфискациями нечестно нажитого имущества.


155-мм артиллерийские снаряды. В последние годы они стали дефицитным товаром и источником коррупционных схем

Политические факторы


Любая армия стремится закупать продукцию, имеющую наиболее выгодное соотношение характеристик и стоимости. Однако не всегда ей удаётся приобрести недорогие и удачные изделия. Появлению подобных контрактов зачастую мешают различные политические факторы.

Страны мира строят различные альянсы и союзы, в рамках которых налаживают разнообразное сотрудничество, в т.ч. военно-техническое. Например, государства НАТО закупают военные изделия друг у друга и крайне редко обращаются за продукцией от третьих стран. При этом попытки закупить желаемые вооружения за пределами Альянса вызывает нездоровую реакцию.

В качестве примера такой ситуации можно вспомнить турецкий тендер по выбору и закупке новых зенитных систем, проводившийся в течение десятых годов. На победу претендовали системы из России и Китая, однако сам факт их участия вызвал критику со стороны США. Тем не менее, Турция осмелилась выбрать российское изделие С-400, что привело к негативным последствиям. Американская сторона исключила её из программы производства истребителей F-35.

Также следует вспомнить события, сопровождавшие создание нового альянса AUKUS. Во второй половине прошлого десятилетия Австралия заказала у Франции атомные подлодки для своего флота. Стоимость такой техники оценивалась в 56 млрд евро. Прорабатывалось военно-техническое и иное сотрудничество в других областях.

В сентябре 2021 г. Австралия и ряд дружественных ей стран подписали договор о создании союза AUKUS. Практически одновременно с этим она отменила заказ на французские подлодки и начала переговоры с новым партнёром в лице Великобритании. Весной 2023 г. две страны официально договорились о сотрудничестве.

Таким образом, Австралия отказалась от ранее заключённого контракта и фактически потеряла вложенные в него силы и средства. Она поступила так для сохранения сотрудничества с другими важными партнёрами, хотя ей и пришлось смириться с некоторыми потерями финансового и политического характера.


Украинский ударный БПЛА «Паляница». Вероятно, при его создании не обошлось без «освоения средств»

Технические сложности


К вооружениям и военной технике новых поколений всегда предъявляются повышенные требования. Для достижения необходимого уровня характеристик необходимы современные и перспективные технологии, новые технические решения и т.д. Их разработка сама по себе негативно сказывается на итоговой стоимости проекта.

Так, ещё в конце девяностых годов на одном из мероприятий Пентагона прозвучала пугающая оценка. Специалисты определили, что каждые 10 лет разработка нового самолёта определённого класса дорожает примерно вдвое, и это только за счёт роста требований и уровня технологий.

Кроме того, любой проект не застрахован от ошибок, которые приведут к его дополнительному удорожанию. Например, требования заказчика могут быть чрезмерными для имеющегося уровня технологий. Из-за этого потребуются дополнительные исследовательские и конструкторские работы, для которых нужно соответствующее финансирование. При этом желаемый результат не гарантирован.

Во время разработки и испытаний, а также иногда на этапе запуска эксплуатации, могут быть выявлены какие-либо новые недочёты. Их исправление тоже потребует сил, времени и денег. Более того, чем позже удастся выявить эти проблемы, тем дороже выйдет их исправление.

Наилучшим современным примером всех этих проблем является американский проект истребителя 5 поколения F-35 Lightning II. К нему изначально предъявлялись достаточно высокие требования по тактико-техническим характеристикам. Также планировалось сделать на общей платформе три самолёта с большими различиями. Все эти факторы усложнили процесс разработки, а также повлияли на его стоимость.

Дальнейшая доводка трёх основных модификаций тоже требовала денег. Ряд проблем удалось выявить только после строительства большого количества самолётов и их освоения в ряде строевых частей. Это тоже негативно повлияло на общие финансовые показатели программы.


Согласно нынешним планам, F-35 будут оставаться в строю до восьмидесятых годов XXI века. За это время общая стоимость программы может достигнуть 2 трлн долларов. Порядка 440-450 миллиардов потратят на закупку техники, а остальные средства пойдут на эксплуатацию, ремонты и т.д. При этом нельзя исключить выявление новых недостатков, которые вновь потребуют выделять дополнительные средства.

Следует отметить, что высокая стоимость программы строительства F-35 может быть связана не только со сложностью проекта. Существенный вклад в неё могут делать различные коррупционные схемы. Военно-промышленный комплекс США регулярно обвиняют в сомнительных операциях и «освоении бюджетов», и F-35 не является исключением.

Разработка и выпуск истребителей F-35 традиционно является одной из основных тем для разоблачения таких злодейств. Однако пока всё ограничивается только заявлениями на разных уровнях. Полноценные расследования не проводились, а сторонники программы находят различные оправдания.

Сложнее и дороже


Развитые страны не экономят на обороне. Они формируют свои военные бюджеты с учётом всех актуальных угроз и вызовов, а также пытаются предугадать развитие событий и появление новых рисков. Кроме того, страны готовы мириться с ростом расходов, если они позволят защититься от потенциального противника.

Подобный подход к формированию бюджетов привлекает внимание коррупционеров, и они строят свои схемы с целью обогащения. Кроме того, имеют место политические процессы, которые тоже влияют на составление планов закупок и иных мероприятий. Наконец, сохраняется влияние объективных факторов технического характера.

Все существующие факторы приводят к удорожанию отдельных изделий и целых программ, что требует увеличивать бюджеты или сокращать объёмы закупок. Однако практика показывает, что с ними можно и нужно бороться. В противном случае рост цен и расходов становится серьёзной проблемой.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    28 ноября 2025 05:17
    Почему автор выбрал причиной удорожание ВВТ именно коррупцию? Ведь достаточно выбрать эволюцию какого либо вида техники, чтобы понять, что стоимость каждого нового вида вырастает. Т-54 дороже Т-34, но дешевле Т-62, не говоря уже о Т-80. Стоимость Т-80 в разы больше стоимости Т-62 и это НОРМАЛЬНО! Так и должно быть. В авиации рост стоимости еще стремительнее. Все эти стенания мол F-35 такой дорогой... А с чего он должен стоить как F-16? А может вспомним историю Су-27, он же Т-10С, который категорически отличается от Т-10 производство коего уже было развернуто и пришлось его перестраивать под Т-10С меняя оснастку и весь технологический процесс? Во сколько это обошлось СССР? Оно того конечно стоило, но машина обошлась очень дорого, F-35 "тихо плачет в стороне", тоже коррупция что ли?
    1. +1
      29 ноября 2025 20:39
      Автор пытается объяснить как дорожает вооружение и не всегда объективно. Добавлю: стоимость стингера при неизменном производстве выросла в 8 раз. Вопрос почему? Ответ дайте сами.
      Ниже люди писали про дроны, мол дешевое средство против дорогой техники... Проблема в том, что ы все судим по картинкам в инете, где с первого удара дрон уделывает танк (бмп, авто и так далее).
      Но нам показываю лишь одну сторону медали. К примеру наблюдал видео с камеры установленной возле ствола нашего танка. Так вот: вовремя выполнения им задачи кроме нескольких ударов артой было около 17 прилетов дронов и лишь предпоследний частично повредил танк (по комментариям танкистов после пары часов ремонта танк был в строю)
      На данном канале еще до СВО хоронили артиллерию, теперь хоронят танки, но хоронят "диванные эксперты"
      1. 0
        30 ноября 2025 08:43
        Цитата: koramax81
        было около 17 прилетов дронов и лишь предпоследний частично повредил танк

        Этот говорит о массовости применения. Дрон реально шешев и потратить на танк хоть 50 вполне соответствует цели.
        Касаемо стоимости. Несомненно на стоимость влияет множество факторов таких как непостоянство заказов на пример. Вы выполнили заказ на Стингеры, потом тишина. Вы замораживаете производство неся при этом определённые издержки. Потом вас просят сделать в три раза больше за короткий срок, а у вас техпроцесс на такие масштабы не настроен. Заказ вкусный, но нужно расширить производство дабы уложится в срок. Это очень влияет на стоимость.
  2. +3
    28 ноября 2025 06:09
    А война это вообще дорого...
    Впрочем, давно известно, хочешь мира, готовся к войне и это не пустые придумки, во многих случаях, так оно и есть...
    На счёт цены вопроса... все, что присуще военной сфере, то ж самое и везде... причина всему, человеческая натура и... объективные факторы, тоже. Чего больше, это отдельный вопрос.... soldier
  3. +4
    28 ноября 2025 07:01
    Оружие всегда дорожает, потому что становится совершение. Это совершенно нормально.
    P-51D Мустанг и F-35 Lightning II кратно отличаются в плане возможностей.
    Собственно, а почему более технически и технологически сложное оружие должно быть дешевле? Военные компании это не филиалы матери Терезы. Там кушать хотят...
    1. +1
      28 ноября 2025 08:32
      Оружие всегда дорожает, потому что становится совершение. Это совершенно нормально.

      А дроны разве не пример обратного, когда новое оружие оказалось дешевле и эффективнее старых образцов?
      1. +3
        28 ноября 2025 14:16
        Цитата: Inженегр
        Оружие всегда дорожает, потому что становится совершение. Это совершенно нормально.

        А дроны разве не пример обратного, когда новое оружие оказалось дешевле и эффективнее старых образцов?

        Еще не факт, что оно эффективнее. В этом конфликте, возможно. А вот при конфликте с равноценным противником или более технологичным вопрос. Что было бы, если бы Украина располагала 5000 ракет томагавк , например? Или тактическия ядерным оружием?
        1. -1
          28 ноября 2025 16:03
          Что было бы, если бы Украина располагала 5000 ракет томагавк , например? Или тактическия ядерным оружием?

          Эммм ну подозреваю прежде всего не было этого конфлинкта.
      2. +3
        28 ноября 2025 19:29
        Цитата: Inженегр
        А дроны разве не пример обратного, когда новое оружие оказалось дешевле и эффективнее старых образцов?
        Нет. Дроны - гражданские изделия, потому и дешевы. Изготавливаются миллионными тиражами из дешевых и доступных гражданских компонент, не обязаны работать за полярным кругом или после ядерного взрыва, им не нужно проходить спецпроверки и специсследования, они не секретные, на них не нужно оформлять прорву документации согласно военным ГОСТам и т.д.
        1. 0
          28 ноября 2025 19:46
          Ну что я тут могу, кроме как согласиться с каждой запятой? hi
        2. +1
          29 ноября 2025 23:33
          не обязаны работать за полярным кругом или после ядерного взрыва, им не нужно проходить спецпроверки и специсследования
          Немного зевая, насмотревшись на всякие ваши специальные проверки: много ли современных вооружений способно сохранять работоспособность после ядерного взрыва за полярным кругом? Это я к чему? В комментариях к танкам один гений доказывал, что возможность работать в диаппазоне температур от -40 до +40 это киллер фича танков и гражданская техника с этим тягаться не сможет. Только он не смог объяснить, почему отечественные самые что ни на есть гражданские локомотивы проектируются под температурный диаппазон от -60 (чтобы работать в районе Тикси, Норильска, Воркуты или Дудинки) до +60. Сейчас в дроне может стоять чип куда более навороченный по своим возможностям к неблагоприятным факторам, чем во многих военных аппаратах .Можете сами сравнить радиационную стойкость техпроцесса 5 нм и 120 нм.

          они не секретные
          С каких это пор секретность стала задирать ценник в небеса? Просто потому что кому-то кушать в премиальных ресторанах хочется и отдыхать в лакшери гостиницах? Только не надо рассказывать про то, что порядочные люди очень дорого обходятся и ценятся поэтому. Лично наблюдал, как люди с допуском СС (а может даже выше) оказывались на улице, предоставленные сами себе.

          на них не нужно оформлять прорву документации согласно военным ГОСТам и т.д.
          Так говорите как есть на самом деле! Есть огромная бюрократическая машина, которая невероятно прожорливая.

          Кстати, на счёт секретности и бюрократии. Обычно чем выше уровень допуска, тем меньше всяких ГОСТов, проверок, согласований.
          1. 0
            30 ноября 2025 12:16
            Цитата: barbos
            Немного зевая, насмотревшись на всякие ваши специальные проверки: много ли современных вооружений способно сохранять работоспособность после ядерного взрыва за полярным кругом
            Да вы их в глаза не видели. Спецпроверки и специсследования проводят для того, чтобы приобретаемому изделию разрешали работать с гостайной.
            Цитата: barbos
            Сейчас в дроне может стоять чип куда более навороченный по своим возможностям к неблагоприятным факторам, чем во многих военных аппаратах .
            Это неважно, важно, чтобы у него было отражено в документации (что оно прошло испытания) и ПЗ согласовал использование его в перечне комплектующих.
            Цитата: barbos
            С каких это пор секретность стала задирать ценник в небеса?
            С древних. Цена на изделия (компьютер, допустим) прошедшие спецпроверки и специсследования (точнее, имеющие об этом документ), вырастает в разы по сравнению с ценой покупки в магазине.
            Только не надо рассказывать про то, что порядочные люди очень дорого обходятся и ценятся поэтому.
            На это всем плевать. Не знаю, что они делают там у себя, но формула цены у них согласована с ПЗ и ДОГОЗ. В ВПК вы не можете сами назначать цену своего изделия, вы подаете ТЭО (технико-экономическое обоснование), его проверяют и говорят "есть только половина денег". Вы думаете просто так ввели статью за отказ от участия в гособоронзаказе?
            Цитата: barbos
            Так говорите как есть на самом деле!
            Говорю: не изготовишь полный пакет документов - изделие не примет ПЗ. Если они что-то прошляпили или решили, что "это тут не надо", то придет прокуратура (она это регулярно делает) и возьмется и за ПЗ и за тебя. Они ведь не вникают в вопрос, они сравнивают наличие документов с ГОСТами.
            Цитата: barbos
            Кстати, на счёт секретности и бюрократии. Обычно чем выше уровень допуска, тем меньше всяких ГОСТов, проверок, согласований.
            Вы точно никогда не имели дела с этими вопросами. Уровень допуска никак с этим не связан.
            1. 0
              6 декабря 2025 23:09
              Спецпроверки и специсследования проводят для того, чтобы приобретаемому изделию разрешали работать с гостайной.
              Вы так далеки от сути feel

              важно, чтобы у него было отражено в документации (что оно прошло испытания) и ПЗ согласовал использование его в перечне комплектующих.
              Вот! Так и я говорю об этом в своём комментарии изначальном: Вам шашечки, или ехать? Вам нужны реальные показатели, действительные возможности, либо то что кривым зеркалом отражено в документации?
              Много ли вы знаете отправленных на нулёвку думать над тем, что в документации должны быть настоящие значения, а не нужные? Пока этого не будет, разговоры про документацию это просто разговоры.

              Цена на изделия (компьютер, допустим) прошедшие спецпроверки и специсследования (точнее, имеющие об этом документ), вырастает в разы по сравнению с ценой покупки в магазине
              Во-первых, это не догма. Во-вторых, вы для безопасной связи в интернете по факту бесплатно пользуетесь протоколами шифрования ассиметричными на эллиптических кривых ED-25519 и симметричными AES-256, которые прошли многократные проверки и сертификацию NIST, но при этом они бесплатны. Но при этом эти протоколы разрешены и используются в гос органах США и даже в армии. У вас в любом браузере лежат специальные сертификаты безопасности, которые прошли многочисленные проверки как закрытые, так и открытые (иначе бы банки не доверяли им), но они вместе с браузером бесплатны. Ну чтобы два раза не вставать: оба протокола шифрования ED-25519 и AES-256 имеют статус Секретно по американской шкале секретности. При этом криптография вообще крайне дорогая отрасль.

              Говорю: не изготовишь полный пакет документов - изделие не примет ПЗ. Если они что-то прошляпили или решили, что "это тут не надо", то придет прокуратура (она это регулярно делает) и возьмется и за ПЗ и за тебя.
              Этой душниловки даже в совесткое время на всегда наблюдалось. И если что, приезжал 1 отдел. Прокуратура даже рядом не ходила.

              Уровень допуска никак с этим не связан.
              У бюрократии крайне неплохо развито чувство самосохранения, поэтому она так живуча. И куда не надо она не лезет. Особенно туда, где может быть мгновенный спрос. На передовой бюроркатии нет! Попробуйте это опровергнуть. Обычно: чем дальше в тыл, тем жирней генералы.
              1. 0
                7 декабря 2025 13:01
                Цитата: barbos
                Вы так далеки от сути feel
                Да, ну?!!! Вот ё-моё!
                Цитата: barbos
                Вам нужны реальные показатели, действительные возможности, либо то что кривым зеркалом отражено в документации?
                В документации, конечно. Без этого ваше изделие не примут и оно нигде не появится.
                Цитата: barbos
                Во-первых, это не догма.
                Это - хуже, это - реальность.
                Цитата: barbos
                Во-вторых, вы для безопасной связи в интернете по факту бесплатно пользуетесь протоколами шифрования ассиметричными на эллиптических кривых ED-25519 и симметричными AES-256, которые прошли многократные проверки и сертификацию NIST, но при этом они бесплатны.
                Причем тут шифрование? Закрытием каналов занимаются совсем другие люди. Скажу более, это даже не имеет прямого отношения к безопасности передаваемых данных. Речь идет о выполнении требований и инструкций восьмериков. Оборудование должно быть проверено на закладки, на излучение и т.д Помещение должно быть проверено (вплоть до фильтров на электропроводке и диэлектрических вставках в трубах). Используемая математика должна быть сертифицирована. И если она сертифицирована, то совершенно пофиг использует она AES или какой-то древний ГОСТ и использует ли вообще или гоняет всё в открытом виде.
                Цитата: barbos
                Этой душниловки даже в совесткое время на всегда наблюдалось. И если что, приезжал 1 отдел.
                Первому отделу никуда приезжать не надо, он на предприятии сидит.
                Цитата: barbos
                Прокуратура даже рядом не ходила.
                Может быть. А теперь - так.
                Цитата: barbos
                У бюрократии крайне неплохо развито чувство самосохранения, поэтому она так живуча
                Причем тут бюрократия. Уровень допуска говорит, какие документы вы можете брать: 3 форма - С, вторая - СС, первая - ОВ.
                1. 0
                  7 декабря 2025 23:47
                  Без этого ваше изделие не примут и оно нигде не появится.
                  Если кустари, начавшие делать дроны для СВО, жили бы по этим канонам, бойцам было бы крайне туго. На фронте, на нулёвке срочно нужны новые, альтернативные виды вооружения, а не то что прошло все круги ада бюрократического контроля. Всю эту комарильню, которая спит и видит только документацию оформленную строго по канонам ЕСКД, надо располагать в 30-40 км от фронта. Только тогда будет реальный эффект.

                  Причем тут шифрование? Закрытием каналов занимаются совсем другие люди.
                  То и говорю, а вы своими комментариями доказываете, что крайне далеки от реального положения дел. Ваше любимое закрытие каналов и есть процесс использования симметричного шифрования. Обычно блочного типа. На счёт иммитовставки сказать не могу. Но в этом плане у наших криптографов определённые проблемы. На АНБ работает самая современная промышленность плюс специальные программы лояльности по привлечению одарённых личностей. А у нас?

                  Оборудование должно быть проверено на закладки, на излучение и т.д
                  Ну и как успехи с обнаружением аппаратных закладок в процессорах подавляющего числа электронного оборудования? Нашли что-нибудь под электронно-сканирующим микроскопом в чипах.

                  Используемая математика должна быть сертифицирована.
                  Хватит сыпать своей некомпетентностью. Используется программная реализация алгоритма, криптостойкость которого подтверждена математически. Кроме математического доказательства выполняются атаки (перебором, по времени, ...), которые подтверждают безопасность программной реализации того или иного алгоритма. Потому что программно реализовать один и тот же алгоритм можно бесчисленным число раз (доказано математически) и различных закладок докинуть тоже.

                  Причем тут бюрократия.
                  Притом, что в целях самосохранения она не полезет туда, где можно на 25 лет отъехать в места не столь отдалённые (за ОВ), да и на 5 лет оставаться без зарубежных курортов тоже мало кто хочет. Кстати, а куда дели самую распространённую 4-ю (ДСП)? Ёе даже коммерсы в той или иной степени пытаются на себя натянуть.
                  1. 0
                    8 декабря 2025 20:12
                    Цитата: barbos
                    Если кустари, начавшие делать дроны для СВО
                    Почитайте с чего всё началось. Я там именно об этом написал. Что дроны производит не ВПК, именно поэтому их делают и модернизируют быстро.
                    Цитата: barbos
                    Всю эту комарильню, которая спит и видит только документацию оформленную строго по канонам ЕСКД, надо располагать в 30-40 км от фронта.
                    Не будут делать по ГОСТам - сядут. Это не образно, реально сядут.
                    Цитата: barbos
                    То и говорю, а вы своими комментариями доказываете, что крайне далеки от реального положения дел. Ваше любимое закрытие каналов и есть процесс использования симметричного шифрования.
                    Да ну? Ну кто бы мог подумать!!! Повторяю, закрытием каналов занимаются совсем другие люди, у них свои заморочки. Одна из них, например (из докатившихся до меня), сертификация их генератора случайных чисел. У них эти проверки и сертификации гораздо суровее, я про них не знаю и туда не лезу.
                    Цитата: barbos
                    Ну и как успехи с обнаружением аппаратных закладок в процессорах подавляющего числа электронного оборудования?
                    Откуда ж я знаю? Нам приходит техника с отметкой о прохождении спецпроверок. По слухам - находили, но не с помощью микроскопа точно.
                    Цитата: barbos
                    Хватит сыпать своей некомпетентностью.
                    Это вы абсолютно некомпетентны в обсуждаемом вопросе. Повторяю, вы не должны заниматься шифрованием, если не разрабатываете средства шифрования или аппаратуру закрытия. Сертификацию проводят для выявления недекларированных возможностей в вашем коде.
                    Цитата: barbos
                    Притом, что в целях самосохранения она не полезет туда, где можно на 25 лет отъехать в места не столь отдалённые (за ОВ), да и на 5 лет оставаться без зарубежных курортов тоже мало кто хочет.
                    Значит не заступит на должность. Начальник отдела должен иметь 2 форму, начальник отделения - первую.
                    Цитата: barbos
                    Кстати, а куда дели самую распространённую 4-ю (ДСП)?
                    ДСП - вообще ни о чем, с ним и без формы работать можно.
                    1. 0
                      14 декабря 2025 19:20
                      дроны производит не ВПК, именно поэтому их делают и модернизируют быстро.
                      Обратите внимание, но именно об этом говорю.

                      Не будут делать по ГОСТам - сядут. Это не образно, реально сядут.
                      Статью УК про посадку за изготовление продукции не по ГОСТ, или трепло.

                      сертификация их генератора случайных чисел
                      Что этот источник энтропии сертифицировать? Лет 20 как после появления эталонных квантовых источников это не проблема. Или просто у ваших коллег просто нет такого и в перспективе не предвидится?

                      Сертификацию проводят для выявления недекларированных возможностей в вашем коде.
                      Вы же понимаете, что это огромная дыра в безопасности и недоработки? У вас может быть всё чисто на недекларированные возможности, но хромать устойчивость к тем или иным атакам. Поэтому многие алгоритмы шифрования и хеширования запрещаются к использованию, несмотря на безупречную реализацию.
                      Вот лишь небольшой список атак https://ctf.msk.ru/p/cryptographic-attacks-methods/
                      1. 0
                        14 декабря 2025 19:38
                        Цитата: barbos
                        Статью УК про посадку за изготовление продукции не по ГОСТ, или трепло.
                        Там несколько длиннее линия: не соблюл ГОСТ - нет полного комплекта документов - не выполнен заказ МО - растрачены деньги МО - широкий набор статей.
                        Цитата: barbos
                        Что этот источник энтропии сертифицировать?
                        Положено. И квантовый будут сертифицировать.
                        Цитата: barbos
                        но хромать устойчивость к тем или иным атакам.
                        Средства, содержащие уязвимости, не допускаются к применению или уязвимости закладываются в модель нарушителя и закрываются СЗИ.
                      2. 0
                        14 декабря 2025 21:31
                        Там несколько длиннее линия: не соблюл ГОСТ - нет полного комплекта документов
                        Нет конкретной статьи УК за несоблюдение хвалённого ГОСТ, значит заключаю, что всё выше написанное вами трепология. Просто наброс заумствований на вентилятор.

                        И квантовый будут сертифицировать.
                        Ага, как только по параллельному импорту закупят. Крайне интересно будет потом посмотреть, как и кому они будут претензии предъявлять, если что-то не так пойдёт с сертификацией.

                        Средства, содержащие уязвимости, не допускаются к применению или уязвимости закладываются в модель нарушителя и закрываются СЗИ.
                        Вот некоторые проблемы самого алгоритма шифрования ГОСТ (его сути и основы работы).
                        https://habr.com/ru/companies/virgilsecurity/articles/439788/
                        https://habr.com/ru/companies/virgilsecurity/articles/453254/
                        Это верхушечка, которая оказалась доступна после поверхностного анализа. Что там глубже нарыли, нам никто не скажет. Но и этого как бы не мало при текущих вычислительных мощностях. Как вы считаете, то что здесь пытаетесь навешать на уши про документацию, друзей безопасников и стандарты, насколько оно далеко от повседневной действительности?
                        Просто для понимания напомню вам, что эти алгоритмы шифрования гост (те что на поверку с небольшими дырками) у нас стандарт на государственном уровне.
                      3. 0
                        15 декабря 2025 21:31
                        Цитата: barbos
                        всё выше написанное вами трепология.
                        И нафига я на вас время терял?...
    2. +1
      28 ноября 2025 15:25
      Согласен. Технологии и материалы дорожают из года в год. Использование дорогих композитов, редкоземельных металлов и т.п. Плюс постоянная инфляция.
      1. 0
        29 ноября 2025 23:34
        Всё это не более чем прогрев. Когда за неэффективность и приходится расплчиваться.
  4. +2
    28 ноября 2025 09:31
    Повышение стоимости продукции ВВТ объясняется внезапным повышением потребности в ней, субподрядчики не могут продавать больше чем у них есть изделий и сырья, у них есть выбор: ограничить отгрузку иным потребителям или повысить цены. Ну коррупцию конечно никто не отменял...
    1. 0
      29 ноября 2025 23:38
      субподрядчики не могут продавать больше чем у них есть изделий и сырья, у них есть выбор: ограничить отгрузку иным потребителям или повысить цены.
      Странный выбор. Настоящий пример как у Буриданова осла. Наростить темпы производства или поднять эффективность не судьба? Надо врачам подсказать идею.
  5. +2
    28 ноября 2025 15:35
    Дык, это у них коррупция.
    А у нас это называется освоением средств.

    Аресты генералов, срывы заказов, чиновники на Айрусах, обмундирование за свои деньги на озоне, и бетоннные ежи за немаленькие деньги на продажу....

    Недаром состояния в начале СВО росли как на дрожжах...

    Всем же сказали: Капитализм, эффективные менеджеры, прибыль ,счастье. Это всех стран касается...
  6. +1
    28 ноября 2025 15:42
    Удорожание ВВТ,прежде всего повышением цены на металлы и минералы,из чего электронику производят.
    1. 0
      29 ноября 2025 23:39
      Электронику из кремния производят . Его там в микрохеме 96-99%
      1. 0
        2 декабря 2025 10:24
        Китай производит 68% мирового кремния, идущая следом Россия – более 7%.
        1. 0
          6 декабря 2025 23:15
          Кремний ни к металлам, ник минералам не относится. Здесь важно совершенно другое. Вы пожете производить 90% собственного полупроводникого кремния (есть такой термин в электронике), но сколько вы из него будете делать готовых устройств? Мы много добываем нефти, газа, металлов, лес рубим до горизонта, только в итоге поставляем это всё в виде сырья, которое после переработки покупаем обратно втридорого в виде готовых изделий за деньги, которые выручили с продажи сырья. Много Тайвань добывает кремния и редокозёмов?
          1. 0
            8 декабря 2025 16:01
            Да,ТАйвань,да и Японии только перерабатывают.
            Нам тоже нужны новые производство и развитие микроэлектроники
            1. 0
              14 декабря 2025 19:02
              Нам тоже нужны новые производство и развитие микроэлектроники
              Целиком и полностью согласен. Скорей бы
  7. +1
    28 ноября 2025 15:52
    Техника становится сложнее, это повышает цену. Однако сейчас также есть и много коррупции, все мы видели и дроны из Китая с российским шильдиком, увеличивающим цену в несколько раз, и военные кепки по 700 рублей от швейной фабрики сына депутата. Т-34 смогли сделать чуть не вдвое дешевле к концу войны без падения доходов рабочих.
  8. +3
    28 ноября 2025 18:39
    Да все растет бессмысленно.

    Как говорит мой знакомый хирург, раньше, чтоб аппендикс удалить, мне нужны были руки, голова, скальпель, пару зажимов, иголка с нитками, десяток тампонов и операционная сестра - ассистент. Ручка, клей и пара листов бумаги А4.

    Теперь - эндоскопическая стойка за пару лимонов, куча расходников тыщ на 30 на пациента, предварительное обследование по стандарту - КТ, анализов куча, УЗИ и т.д. и информационная система с компами и серваком, чтоб все это зарегестрировать.
    А, ну да и пара ассистентов само-собой. laughing
  9. +1
    28 ноября 2025 20:32
    Ф-35, до 80-х годов. Если только ч музее.
  10. 0
    28 ноября 2025 23:47
    Военную промышленность кредитуют по льготным ставкам, но цены конечной продукции зависят от поставщиков, а поставщиков от цен на сырьё, электрическую энергию, роста оплаты труда и т.п., при этом поставщики кредитуются не по льготным, а по рыночным ставкам и правительственных траншей не получают. По крайней мере получают не все.
    Другой момент, закупку вооружений по стабильным ценам - иначе нельзя, а рыночные цены зачастую значительно отличаются большую сторону от обговоренных контрактом. Это ставит производителей оружия и всех связанных с ними поставщиков в затруднительное положение с перспективой банкротства.
  11. +1
    29 ноября 2025 15:21
    практически любая продукция военного назначения отличается высокой стоимостью.


    Хорошо что в СССР времен ВОВ этого не знали... :)
  12. 0
    30 ноября 2025 09:11
    Цитата: Дырокол
    Оно того конечно стоило, но машина обошлась очень дорого, F-35 "тихо плачет в стороне", тоже коррупция что ли?


    С чего ради Су-27 обошелся так дорого, что "F-35 тихо плачет в сторонке"? Откуда такая инфа? В СССР и НИОКР и производство БТ стабильно были дешевле чем аналоги в США. Тот же Су-27 родное МО закупало, тратя рублей на один самолет меньше, чем Пентагон долларов на один Ф-15.
    В конечном счете все расходы - это расходы на труд, на оплату специалистов в задействованных отраслях. Труд отечественных работников стоил и стоит дешевле, чем на Западе, в частности в США. Это производство ширпотреба можно вынести в "китаи", боевую технику Западу приходится делать у "себя дома". Зарплаты растут, при том квалифицированных кадров хронически не хватает - одна из причин удорожания.
  13. 0
    30 ноября 2025 09:21
    Главным негативным фактором в вопросах формирования цен и затрат является коррупция.


    Сказки. Главным негативным фактором является удорожание всего, включая и стоимость рабочей силы.
    Вторым - высокая волантильность, то есть непостоянство спроса на военную продукцию. Что приводит либо к необходимости резервирования производственных мощностей либо к повышению гибкости производственных процессов, что тоже недешево. Что касается коррупции: рынок вооружений имеет мало отношения к классическому рынку, к равновесию спроса и предложения. В торговле вооружений важную роль играет лоббизм, а он тесно связан с коррупцией. То есть торгуя честно, без лоббизма и коррупционных связей можно оказаться лузером и остаться просто без выгодных контрактов. То есть коррупция - увы, необходимое зло в этой сфере деятельности... "добро пожаловать в наш дерьмовый мир!".