Второй импортозамещённый МС-21 приступил к сертификационным полётам

2 597 47
Второй импортозамещённый МС-21 приступил к сертификационным полётам

Второй пассажирский лайнер МС-21-310 с российскими системами приступил к сертификационным испытаниям. Самолет находится в Жуковском, откуда совершает полеты. Об этом сообщает Ростех.

Второй импортозамещенный МС-21 начал летные сертификационные испытания, уже совершив первый вылет, в ходе которого экипаж проверил устойчивость и управляемость лайнера с отечественными приводами системы управления. Самолет пилотировал экипаж в составе летчика-испытателя Героя России Олега Мутовина, ведущих инженеров по летным испытаниям – бортовых операторов Олега Березина, Антона Кузнецова и Григория Кудряшова, а также летчика-испытателя 1 класса Николая Григорьева.



Отмечается, что ранее этот борт совершил беспересадочный полет из Иркутска в Жуковский, преодолев 4300 км. Как подчеркнули в ОАК, подключение второго самолета МС-21 к сертификационным испытаниям значительно ускорит их.

Как ранее сообщали в Объединенной авиастроительной корпорации, импортозамещенный пассажирский лайнер МС-21-310 начнет поступать в российские авиакомпании в следующем году после завершения сертификационных испытаний. На данный момент первые серийные самолеты уже собираются в цехах Иркутского авиазавода.

МС-21 – среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения. Лайнер создан на базе новейших разработок и ориентирован на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок.

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    Сегодня, 13:37
    От чего зависят сроки этих испытаний? Скорее бы в серию.
    1. +1
      Сегодня, 13:42
      Как подчеркнули в ОАК, подключение второго самолета МС-21 к сертификационным испытаниям значительно ускорит их.

      процесс пойдет быстрее.
    2. 0
      Сегодня, 13:52
      Скорее бы в серию

      Да, скорее бы в серию запустили.
      Но, тут уже писали, что с МС-21 не все так просто: самолет в производстве потяжелел на 5 т относительно проекта, и поэтому не получили заявленную в ТЗ дальность. Так, что, будет летать совсем не там, где предполагалось ранее.
      Но, и это более, чем, хорошо. Т.к. нам удалось восстановить разрушенное в лихие 90-е либерастами наше самолетостроение. Все остальное в дальнейшем приложиться. Главное - полетел полностью сделанным в России - нами самолет, без всяких этих буржуйских заморочек.
      1. +3
        Сегодня, 14:03
        удалось восстановить разрушенное в лихие 90-е либерастами наше самолетостроение
        - а может не надо про 90-ые? Это было уже в 2000-ые, а в 90-ые строились Ту-154б, Ту-204, Ил-96, я не единожды на Ил-96 летал в качестве пассажира в 2000 году по моему или в 2001г.
      2. +2
        Сегодня, 14:03
        Он не потяжелел на 5 тонн.Уже опровергали эту новость официально.
        1. 0
          Сегодня, 14:05
          тогда в чем траблы? .........
          1. +1
            Сегодня, 14:16
            Всё новое всегда трудно и долго рождается. МС-21-310 во многом первопроходец гражданской авиации России 21 века,на нём всё соответствует современным мировым стандартам в авиации,но при этом же он создаётся полностью усилиями одной страны.Некоторое перетяжеление конструкции есть,но через два года уже в новой модификации этот просчёт обещают устранить за счёт внедрения новых отечественных композитов.Так как в своё время появилась срочная необходимость импортозаместить иностранные композиты,то пришлось искать свои композиты которые оказались немного тяжелее специализированных западных,но выбора не было,так как было мало времени на поиск решения.
            1. 0
              Сегодня, 14:21
              т.е. он все-таки потяжелел, но не на 5 тонн?
              но через два года уже в новой модификации этот просчёт обещают устранить за счёт внедрения новых отечественных композитов
              - дай то бог, но вот нет веры ни Чемезову, ни Мантурову - поживем, увидим....
              1. +1
                Сегодня, 14:23
                Цитата: faiver
                тогда в чем траблы? .........


                Вот ещё информация.Фактически более высокий MTOW компенсировал рост пустого веса — и дальность 3830 км соответствует оптимальной загрузке для 175 кресел. Выходит, что при полной загрузке дальность составит около 3160 км, а при облегчённой компоновке — до 4000 км.

                .Напомним, сразу после новостей о сокращении дальности полёта МС-21 с 5100 до 3830 км появились слухи, что российский лайнер «поправился» на 6 тонн. Эти цифры разошлись по СМИ, но, как выяснилось, оказались неверны: журналисты спутали максимальный взлётный вес (MTOW) с весом пустого самолёта (OEW).
                Реально увеличился только взлётный вес — с 79 250 до 85 000 кг, то есть на 5,75 тонны. Сам самолёт стал тяжелее всего приблизительно 3 тонны, с 43 400 до 46 500 кг, если считать по новым расчётам.
                Однако увеличение веса не страшно. Ведь при проектировании любого лайнера конструкторы балансируют между весом пустого самолёта, загрузкой и объёмом топлива. ... Снизить вес обратно уже не получится: отечественные материалы и системы неизбежно немного тяжелее западных аналогов. Теперь ключ к дальности — не в композитах, а в доработке двигателей ПД-14 для снижения удельного расхода топлива.


                https://www1.ru/news/2025/11/13/stal-izvesten-ves-samoleta-ms-21-310-posle-snizeniia-dalnosti-poleta.html

                А тяжелее отечественные системы и материалы по той причине что запас прочности у нас закладывается в разы больше,чем принято закладывать запас прочности на Западе.Требования такие,что сказывается на характеристиках техники.
                1. 0
                  Сегодня, 15:17
                  Не думаю чтобы для сертификации самолёт гоняли пустым скорее с эталоном коммерческой загрузки ,а если он долетает без дозаправки до Жуковского то заявленная дальность несколько занижена.
              2. 0
                Сегодня, 14:31
                Цитата: faiver
                т.е. он все-таки потяжелел, но не на 5 тонн?
                но через два года уже в новой модификации этот просчёт обещают устранить за счёт внедрения новых отечественных композитов
                - дай то бог, но вот нет веры ни Чемезову, ни Мантурову - поживем, увидим....


                Вот ещё про запас прочности МС-21-310 и отсюда больший вес и меньшая дальность полёта.Требования у нас такие к запасу прочности,отличные от западных требований.

                . Жёсткие требования к прочности российских авиалайнеров делают конструкцию МС-21-310 тяжелее зарубежных самолётов. ... По его словам, отечественные разработчики традиционно закладывают кратный запас по усилиям, что увеличивает общий вес.
                Например, если мы берем американские самолёты, то в них тот или иной элемент должен быть в два-три раза прочнее по отношению к расчётному. А российские конструкторы закладывают, как правило, усилие в 5–7 раз, а то и в 10 раз. Поэтому у нас получаются какие-то конструкции или в целом самолёты тяжелее.
                Владимир Попов, генерал-майор в отставке


                https://www1.ru/news/2025/11/20/ms-21-okazalsia-sliskom-tiazelym-general-maior-raskryl-realnuiu-pricinu.html
                1. 0
                  Сегодня, 14:48
                  Например, если мы берем американские самолёты, то в них тот или иной элемент должен быть в два-три раза прочнее по отношению к расчётному. А российские конструкторы закладывают, как правило, усилие в 5–7 раз, а то и в 10 раз. Поэтому у нас получаются какие-то конструкции или в целом самолёты тяжелее.
                  Владимир Попов, генерал-майор в отставке
                  Большего бреда не слышал в жизни.
                  1. 0
                    Сегодня, 14:52
                    Ну углубитесь в тему.У нас на том же Ил-96-300 по такому же принципу заложен запас прочности,поэтому самолёт более прочный и безопасный,но по экономическим показателям проигрывает конкурентам, из-за этого его отечественные авиакомпании и не покупали.Погуглите по этой теме.
                    1. 0
                      Сегодня, 14:53
                      запас прочности можно сделать 10% ладно 20% но 7 раз это что?
      3. 0
        Сегодня, 14:37
        Цитата: Правдодел
        Но, тут уже писали, что с МС-21 не все так просто: самолет в производстве потяжелел на 5 т относительно проекта, и поэтому не получили заявленную в ТЗ дальность. Так, что, будет летать совсем не там, где предполагалось ранее.

        Дали ему, по новому, 3800 км а пролетел второй предсерийный 4300 км от Иркутска, так что не всё так плохо. Тем более что если расположить самолёты грамотно то они без труда обслужат территорию России. Теперь другое главное - построить необходимое количество бортов и развивать достигнутый успех далее.
        1. +1
          Сегодня, 14:42
          у него перегоночная дальность (пустой плюс под пробки топлива) около 5000 км. и даже сейчас.
        2. 0
          Сегодня, 14:44
          Полетел он до Иркутска пустой,без пассажирской нагрузки,равной примерно около 20 тонн,понятно что с примерно 200 пассажирами он не долетит до Иркутска из-за своего веса,который в свою очередь обусловлен тем,что те же американские самолёты, то в них тот или иной элемент должен быть в два-три раза прочнее по отношению к расчётному. А российские конструкторы закладывают, как правило, усилие в 5–7 раз, а то и в 10 раз. Поэтому у нас получаются какие-то конструкции или в целом самолёты тяжелее.То есть нам нужны современные ГОСТы в первую очередь,регламентирующий запас прочности примерно как у американцев,иначе с десятикратным запасом прочности оставьте надежды конкурировать с американцами теми же в сфере гражданского авиастроения. Наверняка наши ГОСТы никто не менял с советских ещё времён.
          1. +1
            Сегодня, 14:47
            а зачем чтобы борт от одного "козления" или жесткой посадки в аварийной ситуации разваливался ??
            1. 0
              Сегодня, 14:49
              Но так те же Боинги с такими допусками по прочности как то же летают по всему миру уже не первое десятилетие.А иначе с такими нашими ГОСТами ,с такими запасами прочности никто и не посмотрит на наши гражданские борта,так как они будут проигрывать конкурентам по экономическим характеристикам.Так что тут или старые добрые советские ГОСТы или рыночная экономика и конкуренция. Выбрать прийдётся что то одно.
              1. +1
                Сегодня, 14:51
                летают. но без обслуживания или ошибках обслуживания летают крайне недолго...
                1. 0
                  Сегодня, 14:56
                  Ну так они хотя бы летают.А где в мире летают отечественные авиалайнеры с такими экономическими показателями из-за заложенных в конструкцию требований по прочности?Правильно.Нигде.Так как ТТХ из-за заложенного запаса прочности не соответствуют современным требованиям экономики и отсюда неконкурентоспособны.Нужны современные требования,ГОСТы для гражданской отечественной авиации 21 века,иначе с такими ТТХ это путь в никуда.
                  1. 0
                    Сегодня, 15:01
                    в первую очередь нужны экономичные и мощные двигатели с большим моторесурсом, а не так чтобы через 2000 часов снимали с крыла и на кап ремонт. но двигатели - это прямо как проклятье у нас, тяжко очень даётся....особенно после губошлёпа заявившего всё типа там купим, нафик своё типа развивать....
                    1. 0
                      Сегодня, 15:08
                      Так ПД-14 вполне на уровне,только перетяжелен немного,что можно решить путем внедрения новых композитов в конструкцию,но не только в них дело. Проблему веса нужно решать в комплексе ,начиная с уменьшения требования по запасу прочности.
                      1. 0
                        Сегодня, 15:10
                        ПД14 на сертификации в составе самолёта (комплексная сертификация и проверка параметров по факту).... ждем реальных результатов. и дай Бог чтобы характеристики моторесурса подтвердились как и надёжность....
                  2. 0
                    Сегодня, 15:06
                    компоновку Суперджет 100 (старого) помогал проектировать Боинг. это нормально что после пары "козлений" основные стойки оторвали стенку кессонов с топливом и всё потекло (чем закончилось напоминать не стану)? или когда кусок покрышки прошибает и крыло и топливный бак (Конкорд) ??? слава Богу на новом SJ100 боинговское проектирование убрали и полностью переработали части элементов фюзеляжа...

                    трещины фюзеляжа в районе передней кухни напомнить в старых SSJ100 ??? Боинг помагал...
                    1. 0
                      Сегодня, 15:10
                      Там в том то и дело что Боингу конкуренты не нужны Вот он и помог на славу.Хочешь сделать хорошо сделай сам Сами же и исправили потом эту конструктивную проблему с козлением.Где то читал про это Сейчас просто ссылку искать надо.
                      1. 0
                        Сегодня, 15:17
                        там не с козлением исправили проблему. там переработали конструкцию основных стоек шасси и их крепление, изменили расположение топливных кессонов в крыле. фактически внутренности крыла на новом SJ100 были созданы заново. а козление - это КВС тогда так приземлился, самолёт был под его прямым управлением (Direct Mode), без всякой автоматики
              2. 0
                Сегодня, 15:01
                Цитата: Sky Strike fighter
                Так что тут или старые добрые советские ГОСТы или рыночная экономика и конкуренция. Выбрать прийдётся что то одно.

                Надо бы, для начала, обеспечить Россию добротной и надёжной техником и, параллельно, развивать её далее. Нам не нужна конкуренция с "партнёрами", нам надо выпнуть чужаков с рынка и насытить его собственным продуктом.
                1. 0
                  Сегодня, 15:14
                  Тоже правильно.Нам бы у себя в стране решить проблему с гражданской авиацией,но в тоже время не так чтобы отстать от современных требований по гражданской авиации принятых во всём мире.
          2. 0
            Сегодня, 14:55
            Цитата: Sky Strike fighter
            нам нужны современные ГОСТы в первую очередь,регламентирующий запас прочности примерно как у американцев,иначе с десятикратным запасом прочности оставьте надежды конкурировать с американцами теми же в сфере гражданского авиастроения.

            Нам нужны современные и безопасные самолёты для обеспечения нужд России в первую очередь а не конкуренция с американскими рыдванами. Наше население должно летать с комфортом и в безопасности, тогда и покупатели извне подтянутся. И пусть он по дальности уступит но в радиусе 3800 км у нас есть куда летать, а десятикратный запас прочности узлов и агрегатов позволит пассажирам спокойно выспаться в полёте.
            1. 0
              Сегодня, 15:05
              . Наше население должно летать с комфортом и в безопасности, тогда и покупатели извне подтянутся.


              Ага подтянутся.Только вот зачем им наши самолёты с такими спорными ТТХ,когда те же отечественные авиакомпании почему то закупали в лизинг поддержанные, полумертвые Боинги и Айрбасы, предпочитая их отечественным бортам Ту-214,Ил-96-300,а всё из-за экономики,таковы условия рынка,в которых отечественные борты с их перетяжеленными конструкциями из-за повышенного запаса прочности по устаревшим советским ГОСТам никому оказываются не нужны,даже внутри самой России И где же тут безопасность полетов,когда предпочитают полумертвые иностранные самолёты своим прочным,но тяжёлым в первую очередь из-за проигрыша по экономическим показателям,которые и являются в современном мире мерилом конкурентоспособности и как следствие успеха и спроса на те или иные модели гражданской авиации.Как говорится лучшее враг хорошего.Может у нас и самые лучшие,самые прочные самолёты,но эта их характеристика враг их возможного, хорошего , потенциально конкурентоспособного применения.Лучшие не нужны,на них нет спроса,нужны просто хорошие,на которые будет спрос.
              1. 0
                Сегодня, 15:07
                Цитата: Sky Strike fighter
                Ага подтянутся.Только вот зачем им наши самолёты с такими спорными ТТХ,когда те же отечественные авиакомпании почему то закупали в лизинг поддержанные, полумертвые Боинги и Айрбасы,

                Покупали, потому что ворьё и потому что откаты. А покупатели подтянутся, было бы предложение. Лучше летать на десятикратном запасе прочности чем на полумёртвом боинге или ещё каком импортном рыдване.
        3. 0
          Сегодня, 14:50
          Цитата: isv000
          Дали ему, по новому, 3800 км а пролетел второй предсерийный 4300 км от Иркутска, так что не всё так плохо.
          Да все верно, но летел скорее всего пустой. Поэтому и долетел. 170 пассажиров это грубо говоря 17 тонн веса. А еще минус еда и вода для туалетов. Одним словом - 20 тонн веса.
      4. 0
        Сегодня, 14:56
        Цитата: Правдодел
        самолет в производстве потяжелел на 5 т относительно проекта

        Помню строили в Адлере олимпийский объект, дворец для фигурного катания и шорттрека, по проекту крыша была 1500 тонн, но это по проекту, а при детальной проработке стала на 460 тонн тяжелее. Как можно заранее определить вес по предварительному проекту?
      5. 0
        Сегодня, 15:13
        Это поклеп, все тап нормально с весом
    3. +1
      Сегодня, 13:54
      Если очень грубо, устранение дефектов проекта на ранних этапах, которые были неочевидны на этапе проектирования. Чтобы не повторять путь F-35.
    4. 0
      Сегодня, 14:00
      Цитата: dnestr74
      От чего зависят сроки этих испытаний? Скорее бы в серию.


      От интенсивности выполнения программы летных испытаний.Подробности прохождения летных испытаний по ссылке.

      . Промежуточные итоги сертификации
      Наш мини-рейтинг продвижения проектов ОАК на 16 ноября 2025 года выглядит следующим образом.

      Ту-214 - 100% (+1% за 19 дней)
      Ил-114-300 - 89% (+4%)
      Суперджет - 86% (+2%)
      МС-21 - 62% (+3%)
      Ил-96-400М - 15% (без изменений)


      https://dzen.ru/a/aRs3zLcrO1D4q3KH
    5. +1
      Сегодня, 14:14
      Цитата: dnestr74
      От чего зависят сроки этих испытаний? Скорее бы в серию.

      Сроки испытания зависит от многих парметров, которые должны выдержать все режимы: от климатических до критических отказ(ов) движка(ов) во время полёта. И конечно же, минимальные шумы в салоне или вообще без шума (опять же, зависит от самых движков).
      И еще проверяют выбрации и облединение как фюзеляжа и так крыло.
      С одной машиной испытание на сертификации долго и муторно. С двумя, это уже быстрее. И самое главное, уже идет набор статитики на отказ блоков и модулей.
      А так, пожелаю нашим испытателям быстрее и качественно провести все необходимые сертификационные испытания для ввода в серию.
    6. 0
      Сегодня, 14:18
      Ни в коем случае не торопиться, иначе мс21 грозит участь лайнера мечты 787. Уже в стадии производства у того пошли косяки с горящими аккумуляторами, треснутыми крыльями и т.д. Там больше десятка косяков было. Это привело к убыткам, от которых Боинг до сих пор не может оправиться.
      1. +1
        Сегодня, 14:49
        ...главное чтобы как у Боинга не было - болты все затягивали, инструмент и прочае не забывали внутри пустого салона внутри технологических объемов...
  2. 0
    Сегодня, 13:40
    Слава Богу, стронулись с мертвой точки.
    1. -1
      Сегодня, 13:45
      Что есть стронулось? Так оно вроде уж больше 10 лет двигается и двигается. Вправо
      1. 0
        Сегодня, 14:18
        Так долго, потому что проделывается двойная работа - сначала самолёты разрабатывались в том числе и под западные комплектующие, а сейчас уже с импортозамещённые, что намного сложнее, потому что некоторые компетенции были утеряны или их не было совсем в авиаотрасли.
        И вообще, "скоро только кошки родятся" (с)
    2. 0
      Сегодня, 13:55
      Слава Богу, стронулись с мертвой точки.


      Главное не бросать на полпути начатое дело и запустить в серию. Западные конкуренты видимо заранее начнут грязные статейки тискать в сми, а то и просто вредить экономически через нашу пятую колонну.
  3. +1
    Сегодня, 13:43
    Напоминает "все в ОСАВИАХИМ", годы первых пятилеток и гайки, выточенные вручную напильниками.
  4. 0
    Сегодня, 14:50
    Всё чудесно, всё прекрасно, но всё будет понятно когда будет озвучена годовая серия изделия.
  5. wku
    0
    Сегодня, 15:03
    самолёт получился перетяжелённый импортозамещённым крылом, другими отечественными агрегатами, экономичность двигателя хуже прайтовского, в следствии чего, дальность полёта снизилась на 30 % в очередной раз пузыри в лужу пустили, а ведь умные люди предупреждали, лучше займитесь модернизацией Ту 204 -214 в полный рост, в итоге сели на шпагат, и ни чего не получается, ни там ни сям.